Научная статья на тему 'Некоторые аспекты стратегии ценообразования в организациях и учреждениях физической культуры и спорта'

Некоторые аспекты стратегии ценообразования в организациях и учреждениях физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Празян А.К., Романенко И.В.

В статье показано, как реализуется процесс ценообразования при расчете стоимости абонемента на физкультурно-спортивные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты стратегии ценообразования в организациях и учреждениях физической культуры и спорта»

ва, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Этот анализ позволяет оценить выгодность и надежность сотрудничества с конкретной организацией. К внешним пользователям относятся кредиторы, инвесторы, коммерческие партнеры [5, с. 350].

По результатам анализа финансового состояния предприятия каждый из партнеров может оценить выгодность экономического сотрудничества, так как набор показателей анализа финансового состояния позволяет получить достаточно полную характеристику возможностей предприятия обеспечивать бесперебойную хозяйственную деятельность, его инвестиционной привлекательности, платежеспособности, финансовой устойчивости и независимости, определить перспективы развития.

Список литературы:

1. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 215 с.

2. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2012. -340 с.

3. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учебное пособие / Под. ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е издание, доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 659 с.

4. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. - 10-е изд. - М.: Новое знание, 2012. - 640 с.

5. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 350 с.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

© Празян А.К.*, Романенко И.В.*

Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва,

г. Кисловодск

В статье показано, как реализуется процесс ценообразования при расчете стоимости абонемента на физкультурно-спортивные услуги.

Ключевые слова спортивные сооружения, ценообразование, рентабельность.

* Преподаватель.

* Методист по спортивной работе.

Экономические науки

185

Стратегия ценообразования в отрасли физическая культура и спорт обычно увязывается с целями физкультурно-спортивной организации и может базироваться на издержках производства, спросе и ценах конкурентов. Как правило, применяется способ ценообразования, основанный на издержках производства. Анализ теоретических положений проблемы позволяет выявить, что физкультурно-спортивные сооружения классифицируются [2, 5]:

1. По отношению к природе: крытые и открытые.

2. По объемно пространственной организации: плоскостные и объемные.

3. По характеру использования: универсальные и специализированные.

4. По видам использования: соревновательные и тренировочные.

В настоящее время существуют следующие нормативы обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями:

Так норматив обеспеченности спортивными залами составляет 3,5 тыс. м2 на 10 тыс. населения (0,35 м2 на 1 чел.) [1, 5].

Единовременная пропускная способность для залов составляет 210 человек на 10 тыс. населения. А всего по физкультурно-спортивным сооружениям норматив единовременной пропускной способности составляет 1820 чел. на 10 тыс. населения. Единовременная пропускная способность для каждого региона рассчитывается по следующей формуле: Е = С х 0,182 где С -численность населения региона [1, 5].

Продолжительность эксплуатации спортивных сооружений в течение дня составляет для футбольного поля с травяным покрытием 4ч, с искусственным покрытием 8 ч., для бассейнов 12 ч., для спортивных залов 10 часов.

Средняя продолжительность одного занятия находится в прямой зависимости от уровня спортивной квалификации занимающихся и особенностей вида спорта.

На основе охарактеризованных выше показателей и их нормативов можем рассчитать дневную учебно-тренировочную мощность спортивного зала.

Учебно-тренировочная мощность спортивного зала рассчитывается по следующей формуле: М = Е х Ь : Т, где Е - единовременная пропускная способность; Ь - длительность работы спортивных сооружений; Т - продолжительность разового занятия [1, 5].

Так, минимальная необходимая площадь для занятия силовой подготовкой составляет не менее 4 м2. В атлетическом спортивном зале площадью 120 м2 комфортно заниматься 10, максимум 15 спортсменам. Продолжительность занятий для одной группы в среднем составляет 2 часа. В течение дня в спортивном зале могут тренироваться 5 спортивных групп. В среднем в спортивном зале в день могут заниматься атлетической гимнастикой примерно от 50 до 75 спортсменов.

Ценообразование есть процесс установления окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения. В ценообразовании широко применяется концепция «ценовой

дискриминации», которая предусматривает привилегии для потребителей в зависимости от времени посещения, категории пользователей и других факторов. Но в ценообразование обязательно включают, показатель рентабельности. Рентабельность по себестоимости рассчитывается по следующей формуле: Р = (П : С) х 100 %, где П - прибыль, С - себестоимость [2-5].

Приведем пример расчета стоимости абонемента на одно занятие по атлетическому залу: к примеру - площадь атлетического зала составляет 120 м2. Продолжительность занятия с группой спортсменов, составляет 2 часа. Стоимость тренажеров находящихся в зале составляет 1 млн. 200 тыс. руб., срок их эксплуатации составляет 10 лет, следовательно, норма амортизации составит 10 % в год или 120 тыс. рублей. В месяц это составит 10 тыс. рублей, в день получится (10000 : 25 рабочих дней = 400 руб.). Делим 400 руб. на 5 групп, которые занимаются в течение дня и получаем 80 рублей. Делим на 10 человек в группе, получаем 8 руб. Коммунальные расходы по спортивному залу в среднем, к примеру, составляют в месяц 20 000 рублей, в день получится 800 рублей, на 1 группу это составит 160 руб. А на 1 человека будет 16 рублей. Заработная плата тренера за работу с одной группой (за 2 часа) - 300 рублей. В расчете на 1 человека это составит 30 рублей.

Отчисления в социальные фонды составляют 30,2 %. На 1 человека получится 9 руб. Прочие расходы составляют примерно 4 руб. на человека. Себестоимость в сумме составит 67 руб. В цену абонемента закладываем 50 % рентабельность - 33 рубля. Получаем цену абонемента на разовое посещение - 100 рублей (8 + 16 + 30 + 9 + 4 + 33 = 100).

Существуют различные варианты ценообразования. Мы рассмотрели один из вариантов.

Для большинства физкультурно-спортивных организаций прибыль не является основной целью деятельности. Поэтому вопрос о увеличении прибыли важный, но не первостепенный, так как прямо или косвенно эти организации получают субсидии, а значит и на первый план выходят социальные обязательства.

Список литературы:

1. Князев В.А., Князева В.В. Особенности деятельности спортивного клуба СГСХА в условиях рыночной экономики. - Ставрополь, 2010.

2. Соломченко М.А. Ценообразование на физкультурно--спортивные услуги. - Госуниверситет УНПК, 2009.

3. Кочетков А.И. Экономика предприятия. - М., 2003.

4. Станиславчик Е.Н. Бизнес-план; Финансовый анализ. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. - Тольятти, 2003.

5. Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.