Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СРОЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭФФЕКТА В ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СРОЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭФФЕКТА В ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УСЛОВИЯ СТРЕЛЬБЫ С УПРАВЛЯЮЩИМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / СРОЧНЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пахомов Д.П., Войно А.А., Грошев А.М.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся некоторых аспектов контроля срочного тренировочного эффекта у спортсменов, занимающихся практической стрельбой. Считается, что срочный эффект определяется результатом, к которому стремится стрелок, выполняя тренировочные задания. Достижение необходимых результатов в стрельбе часто определяется по итогам тренировочного микро- или мезоцикла. Тем не менее получение срочной информации о результатах тренировочного воздействия является актуальной задачей тренеров и спортсменов для анализа и корректировки учебно-тренировочного плана. Цель исследования - определение показателей результативности выполнения стрелкового задания, влияющих на срочный тренировочный эффект в практической стрельбе. Методы и организация исследования. В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, расчет полученных данных на основании методов математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования отражены в основной части статьи в виде анализа и обобщения ряда закономерностей изменения показателей результатов стрельбы по итогам тренировочных занятий и тестовых стрельб. Тренировочные стрельбы проводились с различными управляющими воздействиями, содержащими в себе ограничения по времени выполнения упражнения и требование достижения целевой точности, т.е. попаданию пули только в зону «А» (Альфа) зачетной зоны на бумажной полноразмерной мишени. Для сравнения результатов стрельб использовались показатели статистической значимости совокупности данных при различных условиях стрельбы. Улучшение результативности стрельбы как одного из показателей отражения срочного тренировочного эффекта (вне зависимости от вида управляющих воздействий строго регламентированного упражнения) показало эффективность применяемого метода сопряженного воздействия по итогам тренировочного занятия. Результаты исследования содержат сравнение парного t-критерия Стьюдента для совокупности данных результатов тестирования и тренировочных стрельб, а также наглядный материал. Заключение. Анализ и обобщение данных по результатам стрельб дает возможность выбора направлений тренировочного процесса по формированию и совершенствованию навыков стрельбы. Получение срочной информации по результатам выполнения стрелкового задания формирует необходимый объем данных для выбора методических приемов тренировочного процесса. Практическая значимость настоящего исследования состоит в создании нового инструмента анализа, синтеза и интерпретации данных в выборе методов тренировки в короткой и среднесрочной перспективе по результатам тренировочного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Пахомов Д.П., Войно А.А., Грошев А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF OBTAINING AN URGENT TRAINING EFFECT IN PRACTICAL SHOOTING

The article discusses issues related to some aspects of the control of the urgent training effect in athletes engaged in practical shooting. It is believed that the urgent effect is determined by the result to which the shooter strives by performing training tasks. Achieving the necessary results in shooting is often determined by the results of a training micro- or mesocycle. Nevertheless, obtaining urgent information about the results of the training impact remains a relevant task for coaches and athletes to analyze and adjust the training plan. The purpose of the research is to determine the performance indicators of shooting tasks that affect the urgent training effect in practical shooting. Methods and organization of the research. The following research methods were used: analysis and generalization of scientific and methodological literature, pedagogical observation, testing, calculation of the data obtained on the basis of mathematical statistics methods. The results of the research and their discussion. The results of the research are presented in the main part of the article in the form of an analysis and generalization of a number of patterns of changes in the indicators of shooting results based on the results of training sessions and test shooting. Training shooting was carried out with different control actions containing limitations on the time of the exercise and the requirements for achieving target accuracy, i.e. the bullet hit only in zone "A" (Alpha) of the scoring zone on a paper full-size target. To compare the shooting results, indicators of the statistical significance of the data set under different shooting conditions were used. Improving the effectiveness of shooting as one of the indicators of reflecting the urgent training effect (regardless of the type of control actions of a strictly regulated exercise) showed the effectiveness of the applied method of conjugate exposure based on the results of the training session. The results of the study contain a comparison of the Student's paired t-test for a set of test results and training shooting, as well as visual material. Conclusion. The analysis and generalization of data on the results of shooting makes it possible to choose the directions of the training process for the formation and improvement of shooting skills. Receiving urgent information on the results of the shooting task generates the necessary amount of data for the selection of methodological techniques of the training process. The practical significance of this study is to create a new tool for analyzing, synthesizing and interpreting data for choosing training methods in the short and medium term based on the results of a training session.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СРОЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭФФЕКТА В ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ»

УДК 796.015 DOI: 10.36028/2308-8826-20223-11-1-71-78

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СРОЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭФФЕКТА В ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ

Д.П. Пахомов1, А.А. Войно1, А.М. Грошев2

■'Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка, Московская область, Россия

^Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет, филиал «Стрела») (МАИ), Жуковский, Московская область, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся некоторых аспектов контроля срочного тренировочного эффекта у спортсменов, занимающихся практической стрельбой. Считается, что срочный эффект определяется результатом, к которому стремится стрелок, выполняя тренировочные задания. Достижение необходимых результатов в стрельбе часто определяется по итогам тренировочного микро- или мезоцикла. Тем не менее получение срочной информации о результатах тренировочного воздействия является актуальной задачей тренеров и спортсменов для анализа и корректировки учебно-тренировочного плана. Цель исследования - определение показателей результативности выполнения стрелкового задания, влияющих на срочный тренировочный эффект в практической стрельбе.

Методы и организация исследования. В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, расчет полученных данных на основании методов математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования отражены в основной части статьи в виде анализа и обобщения ряда закономерностей изменения показателей результатов стрельбы по итогам тренировочных занятий и тестовых стрельб. Тренировочные стрельбы проводились с различными управляющими воздействиями, содержащими в себе ограничения по времени выполнения упражнения и требование достижения целевой точности, т.е. попаданию пули только в зону «А» (Альфа) зачетной зоны на бумажной полноразмерной мишени. Для сравнения результатов стрельб использовались показатели статистической значимости совокупности данных при различных условиях стрельбы. Улучшение результативности стрельбы как одного из показателей отражения срочного тренировочного эффекта (вне зависимости от вида управляющих воздействий строго регламентированного упражнения) показало эффективность применяемого метода сопряженного воздействия по итогам тренировочного занятия. Результаты исследования содержат сравнение парного t-критерия Стьюдента для совокупности данных результатов тестирования и тренировочных стрельб, а также наглядный материал. Заключение. Анализ и обобщение данных по результатам стрельб дает возможность выбора направлений тренировочного процесса по формированию и совершенствованию навыков стрельбы. Получение срочной информации по результатам выполнения стрелкового задания формирует необходимый объем данных для выбора методических приемов тренировочного процесса. Практическая значимость настоящего исследования состоит в создании нового инструмента анализа, синтеза и интерпретации данных в выборе методов тренировки в короткой и среднесрочной перспективе по результатам тренировочного занятия. Ключевые слова: комплекс упражнений, стрелковая подготовленность, условия стрельбы с управляющим воздействием, методика тренировки, срочный тренировочный эффект.

SOME ASPECTS OF OBTAINING AN URGENT TRAINING EFFECT IN PRACTICAL SHOOTING

D.P. Pakhomov1, pahomov@msn.com; ORCID: 0000-0001-5114-0829

A.A. Voyno1, voyno.st@gmail.com; ORCID: 0000-0002-9668-6400

A.M. Groshev2, groshev2318@gmail.com; ORCID: 0000-0002-8437-8953

1Moscow State Academy of Physical Culture (MSAPC), Malakhovka, Moscow Region, Russia

2Moscow Aviation Institute (National Research University, Strela branch) (MAI), Zhukovsky, Moscow

region, Russia

Abstract

The article discusses issues related to some aspects of the control of the urgent training effect in athletes engaged in practical shooting. It is believed that the urgent effect is determined by the result to which the shooter strives by performing training tasks. Achieving the necessary results in shooting is often determined by the results of a training micro- or mesocycle. Nevertheless, obtaining urgent information about the results of the training impact remains a relevant task for coaches and athletes to analyze and adjust the training plan. The purpose of the research is to determine the performance indicators of shooting tasks that affect the urgent training effect in practical shooting.

Methods and organization of the research. The following research methods were used: analysis and generalization of scientific and methodological literature, pedagogical observation, testing, calculation of the data obtained on the basis of mathematical statistics methods.

The results of the research and their discussion. The results of the research are presented in the main part of the article in the form of an analysis and generalization of a number of patterns of changes in the indicators of shooting results based on the results of training sessions and test shooting. Training shooting was carried out with different control actions containing limitations on the time of the exercise and the requirements for achieving target accuracy, i.e. the bullet hit only in zone "A" (Alpha) of the scoring zone on a paper full-size target. To compare the shooting results, indicators of the statistical significance of the data set under different shooting conditions were used. Improving the effectiveness of shooting as one of the indicators of reflecting the urgent training effect (regardless of the type of control actions of a strictly regulated exercise) showed the effectiveness of the applied method of conjugate exposure based on the results of the training session. The results of the study contain a comparison of the Student's paired t-test for a set of test results and training shooting, as well as visual material.

Conclusion. The analysis and generalization of data on the results of shooting makes it possible to choose the directions of the training process for the formation and improvement of shooting skills. Receiving urgent information on the results of the shooting task generates the necessary amount of data for the selection of methodological techniques of the training process. The practical significance of this study is to create a new tool for analyzing, synthesizing and interpreting data for choosing training methods in the short and medium term based on the results of a training session.

Keywords: a set of exercises, shooting readiness, shooting conditions with a controlling effect, training methodology, urgent training effect.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность получения и анализа срочной информации по итогам спортивного занятия, необходимой для изучения полученного тренировочного эффекта, отражается в исследованиях в различных видах спорта, например, в плавании (Е.Н. Мироненко, 2003; В.В. Владыкина, 2005; В.Н. Платонов, 2005; Н.В. Багаутди-нова, 2018, и др.) [3, 8, 11], беге (В.Н. Селуянов, 2001; А.С. Зухов, 2016; П.Ю. Волков, 2016; и др.) [4, 13, 14], велосипедном спорте (М.Т. Лукиных, 1984, и др.), конькобежном спорте (В.В. Михайлов, Г.М. Панов, 1974 и др.), пулевой и практической стрельбе (А.Я. Корх, 1987; Т.П. Афиногенов, 2012; А.А. Каримов, 2014; H. Reinkemeier, 2001; и др.) [1, 5, 6, 10]. Однако эта проблематика в некоторых видах спорта, и в частности в практической стрельбе, освещается исходя из обстоятельств проведения педагогического исследования (Б.А. Ашмарин, 1978; Л.П. Матвеев, 1998; B. Blumenstein, 2001, и др.) [2, 7, 17, 19].

Сложность оценки достигнутого тренировочного эффекта состоит в том, что в ходе выполнения соревновательного упражнения в практической стрельбе спортсмену приходится адаптироваться к вольному стилю и неповторяющейся мишенной обстановке в силу специфики вида спорта. В связи с этим достаточно сложно повторить однообразие условий для всех участников педагогического эксперимента. Ранее исследования в практической стрельбе проводились в основном в течение годичного мезоцикла в группах, состав которых был представлен курсантами специальных учебных заведений, и не затрагивали методический аспект изучения срочного тренировочного эффекта. Важность исследования данного эффекта для тренировочного процесса определяется полученной на тренировках информацией, ее анализом и интерпретацией показателей результативности стрельбы для коррекции спортивного плана занятий. На этом основании настоящее исследование призвано применить ме-

тодические приемы сопряженного воздействия строго регламентированного упражнения (У.Р. Раджапов; Т. Вотра, 2007; и др.) [15, 18] для тренировки стрелков, занимающихся практической стрельбой, и оценить полученный результат по итогам выполнения тренировочных упражнений.

Гипотеза настоящего исследования состоит в предположении о том, что применение метода сопряженного воздействия строго регламентированного упражнения положительно влияет на эффективность тренировки, выраженную в повышении результативности стрельбы как одного из показателей срочного тренировочного эффекта. Цель исследования — определение показателей результативности выполнения стрелкового задания, влияющих на срочный тренировочный эффект в практической стрельбе. Задачи исследования. Для реализации цели исследования были поставлены задачи:

1. Определить условия выполнения строго регламентированного упражнения для проведения эксперимента.

2. Провести тестовые и тренировочные стрельбы для определения показателей, отражающих изменение результативности стрельбы.

3. Экспериментально проверить эффективность метода сопряженного воздействия строго регламентированного упражнения, сравнив результаты исследования на трех этапах статистическими методами.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

По условиям проведения исследования авторами выбиралось стрелковое упражнение, которое могло выступать в качестве тестового и тренировочного. На этом основании в качестве источника данных об изменении результативности стрельбы при разных условиях выполнения строго регламентированного упражнения авторами было выбрано стрелковое упражнение «Первый выстрел» (В.А. Крючин, 2009; А.И. Кондрух, 2013, и др.): с ограничением времени стрельбы до 1,5 сек. и требованием по результативности попадания — необходимости попасть только в зачетную зону «А» («Альфа») полноразмерной мишени [9, 12]. Причина, по которой было выбрано строго регламентированное упражнение, заключалась в следующем: «Первый выстрел» является базовым упражне-

нием для стрелков всех уровней подготовленности, отражает уровень технической подготовки стрелков; является методическим приемом сопряженного воздействия, при котором техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих определенных управляющих воздействий.

Для проведения педагогического эксперимента была сформирована группа из 10 стрелков, занимающихся практической стрельбой, разной спортивной квалификации: 1-го разряда, кандидатов в мастера спорта (КМС) и мастеров спорта (МС), которые выполняли спортивное задание, состоящее из 3 этапов: на I этапе — тестовые стрельбы упражнения «Первый выстрел»; на II этапе — стрельба с ограничением времени выполнения упражнения до 1,5 сек; на III этапе — стрельба с требованием достижения максимальной точности попадания в зачетную зону «А» («Альфа») полноразмерной мишени. По условиям проведения эксперимента стрелок по команде, подаваемой стрелковым таймером, извлекал оружие из кобуры, наводил на мишень и выполнял серию выстрелов из спортивного огнестрельного оружия (пистолета) на дистанции 10 метров, выполняя каждый выстрел раздельно с минутным перерывом. Условия выполнения «Первого выстрела» менялись в зависимости от заданных управляющих воздействий на стрелка, при которых оценочным фактором выступал результат, показанный стрелком на основании:

1) максимальной скорости и точности стрельбы (тестовое задание I этапа);

2) ограничения времени выполнения упражнения 1,5 секундами (тренировочное задание II этапа);

3) требования достижения максимальной точности попадания в зачетную зону «А» полноразмерной мишени (тренировочное задание III этапа).

В процессе проведения эксперимента нами были получены данные о выполнении стрелкового упражнения, а именно: время его выполнения (T, сек), результаты (P, points, англ. — очки) и фактор попадания при выполнении стрелкового задания (HF, hit factor, англ. — фактор попадания в мишень (баллы) = общее количество очков в упражнении (P, очки) / время (T, сек)). Сравнение результатов проводилось методом расчета парного t-критерия Стьюдента и средних величин [16], где учетные данные статисти-

Таблица 1 - Результаты выполнения стрелковых упражнений стрелками 1-го разряда Table 1 - Results of shooting exercises performed by lst-class shooters

Показатели / Indicators HF (Время), Хавр/ HF (Time), XAT HF (Точность), Хдтч/ HF (Accuracy), Xaac

Квалификация стрелка 1 Разряд / Qualification of the shooter by lst-class shooters

Среднее значение признака до проведения эксперимента, Хо/ The average value of the trait before the experiment, Xo 2,450±1.242 (m = ±0,393) 2,450±1.242 (m = ±0,393)

Среднее значение признака после эксперимента / The average value of the trait after the experiment 2,844±1,121 (m = ±0,355) 3,315±0.528 (m = ±0,167)

Д, % 16,08 35,31

Парный t-критернй Стьюдента / Student's paired t-test 1,879 2,341

Критическое значение t-крнтерия Стьюдента / The critical value of the Student's t-test 2,262 2,262

^абл • tkpht / tmonit • tcrit tira&i < Цжт, изменения признака статистически не значимы / tmonit < trait, changes are statistically insignificant (p=0.093) Wot > tkpht, изменения признака статистически значимы / tmonit > trait, changes are statistically significant (p=0.044)

Ho : HA Ho < НдТч / Ho < Haac

Таблица 2 - Результаты выполнения стрелковых упражнений стрелками в звании кандидата в мастера спорта (КМС) Table 2 - Results of shooting exercises performed by shooters with the rank of candidate for Master of Sports (CMS)

Показатели / Indicators HF (Время), Хавр/ HF (Time), XAT HF (Точность), Хдтч / HF (Accuracy), Xaac

Квалификация стрелка KMC / Qualification of the shooter by CMS

Среднее значение признака до проведения эксперимента, Хо/ The average value of the trait before the experiment, Xo 3,633±0,572 (m = ±0,181) 3.633±0,572 (m = ±0,181)

Среднее значение признака после эксперимента / The average value of the trait after the experiment 3,900±0.408 (m = ±0,129) 3,764±0.351 (m = ±0,lll)

A, % 7,35 3,61

Парный t-критерпй Стьюдента / Student's paired t-test 1,507 0,713

Критическое значение t-крнтерия Стьюдента / The critical value of the Student's t-test 2,262 2,262

1набл • tKpin / tmonit • tcrit Wi < tKpHT, изменения признака статистически не значимы (р=0,166) / tmonit < trait, changes are statistically insignificant (p=0.093) taao.i < txpro, ИЗМеНеНИЯ признака статистически не значимы (р=0,494) / tmonit < trait, changes are statistically insignificant (p=0,494)

Ho : HA Ho < Ндвр / Ho < Hat

чески значимы при р < 0,05 и имеют следующие обозначения:

Средние значения показателя результативности стрельбы (НР), т.е. признака, по которому рассчитывается значимость совокупности данных 3 этапов:

X — I этапа тестирования, для нулевой гипотезы, определяющей отсутствие изменений, при которых она отвергается (Н0); ХаВр — II этапа, для принятия альтернативной гипотезы (НА) по фактору времени (НАВр); ХДТч — III этапа, для принятия альтернативной гипотезы (Н ) по фактору достижения целевой точности (НАТч).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования отражены в виде анализа и обобщения ряда закономерностей изменения показателей результатов стрельбы по итогам тренировочных стрельб (Х , 5АТч) и сравнения их с тестовыми стрельбами (Х^. Оценивалась также статистическая значимость

совокупности данных при различных условиях стрельбы, в результате которой наименьшее отклонение от нулевой гипотезы (HQ) отражало ее большую достоверность. В результате сравнения статистической выборки (Н0 : Н и Н0 : НДТч, где НДВр — альтернативная гипотеза по фактору времени и Н т — альтернативная гипотеза по фактору достижения целевой точности) были получены показатели улучшения результативности стрельбы (HF), выраженные в разнице значений тестовых и тренировочных стрельб в процентах (А, %). Также это подтверждалось большей достоверностью выборки, которая определялась по временному фактору у стрелков со званием КМС и МС и фактору достижения целевой точности стрелками 1-го разряда (таблицы 1-3).

Настоящая работа содержит сравнение результатов тестовых и тренировочных стрельб по двум условиям их выполнения: времени и достижению целевой точности. Анализ и обобщение данных по результатам стрельб выявил ряд закономерностей для выбора направлений

Таблица 3 - Результаты выполнения стрелковых упражнений стрелками в звании мастера спорта (МС) Table 3 - Results of shooting exercises performed by shooters with the rank of Master of Sports (MS)

Показатели / Indicators HF (Время), Xabp / HF (Time), XAT HF (Точность), ХАтч / HF (Accuracy), Xaac

Квалификация стрелка МС ! Qualification of the shooter by MS

Среднее значение признака до проведения эксперимента, Хо/ The average value of the trait before the experiment, Xo 4,034±0.237 (m = ±0,075) 4,034±0.237 (m = ±0,075)

Среднее значение признака после эксперимента / The average value of the trait after the experiment 4.211±0.228 (m = ±0,072) 4.134±0,200 (m = ±0,063)

Д,% 4,39 2,47

Парный t-крнтерий Стьюдента / Student's paired t-test 5,289 0,972

Критическое значение t-крптерия Стьюдента / The critical value of the Student's t-test 2,262 2,262

^набл • ticpht' tmonit • tcrit tuao.i > tspHT, изменения признака статистически значимы (p=0,001) / tmonit > trait, changes are statistically significant (P=0,001) Wi < tKpHT, изменения признака статистически не значимы (р=0,356) / tmonit < trait, changes are statistically insignificant (p=0,356)

Ho: HA Ho < H abp / Ho < Hat

Рисунок 1 - Диаграмма сравнения показателей прироста признака между стрелками Figure 1 - Diagram of the comparison of indicators of the growth of a trait between the shooters

тренировочного процесса по формированию и совершенствованию навыков стрельбы (см. рисунок 1).

По результатам стрельбы с разными управляющими воздействиями была получена совокупность данных для расчета их значимости по временному параметру (Х^ДВр) и требованию по достижению целевой точности (ХАТч). Сравнение показателей признака между стрелками разной квалификации подтвердило тренд уменьшения прироста значений с 1-го разряда до МС, т.е. рост результативности как одного из показателей срочного тренировочного эффекта при выполнении тренировочного задания замедлялся (А, %):

— для 1-го разряда: АВр =16,08; АТч=35,31;

- для КМС: А =7,35;V =3,61;

Вр Тч

- для МС: АВр =4,39; АТч=2,47.

По результатам расчета парного t-критерия Стью-дента совокупности данных до и после эксперимента (Х 0, X , ХДТч) был получен показатель значимости (р), наименьшее значение которого указывало на большую достоверность значений совокупности при сравнении гипотез (Н0 : HA), а именно:

— для стрелков 1-го разряда большая достоверность результатов определялась фактором точности (Но < ндтч);

- для стрелков КМС и МС большая достоверность результатов определялась фактором времени (Но < ндвр).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного эксперимента по определению возможных условий улучшения показателей результативности тренировочного занятия, влияющих на срочный тренировочный эффект, нами сделаны следующие выводы:

1. Эффективность применения методических приемов сопряженного воздействия строго регламентированного упражнения спортсменами-стрелками различного уровня спортивной квалификации подтверждается положительными изменениями результативности стрельбы.

2. При выполнении строго регламентированного упражнения отличительной чертой перворазрядников выявлена большая достоверность показателей по фактору достижения целевой точности, а у стрелков со званием КМС и МС -по фактору времени.

3. Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности создания нового инструмента анализа, синтеза и интерпретации данных по результатам тренировочного занятия, что дает возможность выбора методов тренировки в короткой и среднесрочной перспективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афиногенов, Т. П. Подготовка спортсмена в практической стрельбе из пистолета с использованием тренажерного стенда [Текст] / Т. П. Афиногенов // Теория и практика общественного развития. - 2012.

- № 3. - С. 113-116.

2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания : Пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры / Б. А. Ашмарин. - Москва, Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

3. Владыкина, В. В. Особенности применения специальных упражнений для совершенствования техники плавания способом баттерфляй у пловцов высокой квалификации [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов/ В. В. Владыкина. - Омск: изд-во СибГУФК, 2009. - С. 161-164.

4. Зухов, А. С. Срочный тренировочный эффект беговых нагрузок субмаксимальной интенсивности, выполняемых в облегченных условиях / А. С. Зухов, П. Ю. Волков. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 21 (125). - С. 967-970. - URL: https://moLuch.ru/archive/125/34848/ (дата обращения: 16.10.2022).

5. Каримов, А. А. Внедрение методики практической стрельбы в учебно-тренировочный процесс огневой подготовки : учеб. пособие / А. А. Каримов. - Иркутск : Изд-во ВСИ МВД России, 2014. - 118 с.

6. Корх, А. Я. Комплексный контроль в пулевой стрельбе : методические рекомендации для студентов и слушателей факультета усовершенствования / А. Я. Корх, Е. В. Комова. - М., 1987. - 65 с.

7. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессио-нально-прикладных форм физической культуры) : Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с, ил.

8. Макаренко, Л. П. Построение спортивной тренировки высококвалифицированных пловцов : метод, разраб. для слушателей ВШТ / Л. П. Макаренко. - М., ГЦОЛИФК, 1992. - 52 с.

9. Пахомов, Д. П. Характеристика подготовительных действий спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности / Д. П. Пахомов // Наука и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Afinogenov, T. P. Preparation of an athlete in practical pistol shooting using a training stand [Text] / T. P. Afinogenov // Theory and practice of social development.

- 2012. - No. 3. - pp. 113-116.

2. Ashmarin, B. A. Theory and methodology of physical education: A manuaL for students, postgraduates and teachers of institutes of physical culture / B. A. Ashmarin. - Moscow, Physical Culture and Sport, 1978. - 223 p.

3. VLadykina, V. V. Features of the use of special exercises to improve the technique of butterfly swimming for highLy quaLified swimmers [Text] // MateriaLs of the ALL-Russian scientific and practical conference of young scientists, postgraduates, applicants and students / V. V. VLadykina. - Omsk: SibGUFK Publishing House, 2009. -pp. 161-164.

4. Zukhov, A. S. Urgent training effect of running Loads of submaximaL intensity performed in Light conditions / A.

спорт : современные тенденции. - 2019. - Т. 7, №3. -С. 41-49. DOI: 36028/2308-8826-2019-7-3-41-49.

10. Пахомов, Д. П. Некоторые аспекты формализации объема техники стрельбы в спортивной подготовке / Д. П. Пахомов, А. А. Романов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 104-111. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-104-111

11. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения [Текст] / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.

12. Рагозин, А. В. Методические особенности подготовки тренеров (инструкторов, специалистов) по виду спорта «Практическая стрельба» : учебно-методическое пособие / А. В. Рагозин, А. В. Павлов, Д. П. Пахомов, А. Н. Тамбовский. - Ярославль : Канцлер, 2020.

- 230 с. ISBN 978-5-91730-985-9.

13. Романова, Н. Спринт: нетрадиционные средства тренировки. Обзор научных исследований / Н. Романова // Легкая атлетика. - 1983. - № 12. - С. 3-4.

14. Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В. Н. Селуянов. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 104 с.

15. Раджапов, У. Р. Строго регламентированные методы при обучении движениям и воспитании физических качеств / У. Р. Раджапов, Ф. Т. Мирахмедов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018.

- № 5 (191). - С. 185-187. - URL: https://moLuch.ru/ archive/191/47806/.

16. Трифонова, Н. Н. Спортивная метрология: [Учеб. пособие] / Н. Н. Трифонова, И. В. Еркомайшвили; [науч. ред. Г. И. Семенова]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : изд-во Урал. ун-та, 2016-112 с.

17. BLumenstein, В., & Orbach, I. (2018) Periodization of biofeedback training: New trends in athLetic preparation. In Francesco ChiappeLLi (Ed.), Advances in psy-chobioLogy, pp. 49-62, NY: Nova Science PubLisher.

18. Carrera, M., Bompa, T. Theory and methodoLogy of training: GeneraL perspectives. In B. BLumenstein, R. Lidor, G. Tenenbaum (Eds.), PsychoLogy of sport training (pp. 19-39), 2007.

19. Reinkemeier, H. ExternaL shooting position: upper part of the body II / H. Reinkemeier // ISSF NEWS. -2001. - № 4. - P. 10-12.

S. Zukhov, P. Yu. VoLkov. - Text : direct // Young scientist. -2016. - № 21 (125). - pp. 967-970. - URL: https://moLuch. ru/archive/125/34848 / (date of access: 10/16/2022).

5. Karimov, A. A. Introduction of the methodoLogy of practical shooting in the training process of fire training: a textbook. - Irkutsk : Publishing House of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. - 118 p.

6. Korkh, A. Ya. Complex control in buLLet shooting: methodoLogicaL recommendations for students and trainees of the FacuLty of Improvement / A. Ya. Korkh, E. V. Ko-mova. M., 1987. - 65 p.

7. Matveev, L. P. Theory and methodoLogy of physicaL cuLture (generaL fundamentaLs of the theory and methodoLogy of physicaL education; theoreticaL and methodoLogicaL aspects of sports and professionaLLy appLied forms of physicaL cuLture): Textbook for institutes of physicaL cuLture / L. P. Matveev. - M.: PhysicaL cuLture and sport, 1991. - 543 p.

8. Makarenko, L. P. Construction of sports training of highly qualified swimmers: methodical development for students of the higher school of coaches / L. P. Makarenko; GTSOLIFK. M., 1992. - 52 p

9. Pakhomov, D. P. Characteristics of preparatory actions of an athlete in training and competitive activity / D. P. Pakhomov // Science and Sport: current trends. - 2019. - Vol. 7, No. 3. -pp. 41-49. DOI: 36028/2308-8826-2019-7-3-41-49.

10.Pakhomov, D. P. Some aspects of the formalization of the scope of shooting techniques in sports training / D. P. Pakhomov, A. A. Romanov // Science and sport: current trends. - 2022. - Vol. 10, No. 1. - pp. 104-111. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-104-111

11.Platonov, V. N. The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications [Text] / V. N. Platonov. - M.: Soviet Sport, 2005. - 820 p.

12.Ragozin, A.V. Methodological features of the training of trainers (instructors, specialists) in the sport of "Practical shooting": an educational and methodical manual / A.V. Ragozin, A.V. Pavlov, D. P. Pakhomov, A. N. Tambovsky. - Yaroslavl : Chancellor, 2020. - 230 p. ISBN 978-5-91730-985-9.

13.Romanova, N. Sprint: non-traditional means of training. Review of scientific research / N. Romanova // Athletics. - 1983. - No. 12. - pp. 3-4.

14.Seluyanov, V. N. Preparation of a middle-distance runner / V. N. Seluyanov. - M. : SportAkademPress, 2001. -104 p.

15.Rajapov, U. R. Strictly regulated methods in teaching movements and education of physical qualities / U. R. Rajapov, F. T. Mirakhmedov. - Text : direct // Young scientist. - 2018. - № 5 (191). - Pp. 185-187. - URL: htt-ps://moluch.ru/archive/191/47806 /.

16.Trifonova, N. N. Sports metrology: [Textbook] / N. N. Trifonova, I. V. Erkomaishvili; [scientific ed. G. I. Semenova]; Ministry of Education and science Grew. Federation, Ural. feder. un-T. - Yekaterinburg : Ural Publishing House. un-ta, 2016-112 p.

17.Blumenstein, B., & Orbach, I. (2018) Periodization of biofeedback training: New trends in athletic preparation. In Francesco Chiappelli (Ed.), Advances in psychobiol-ogy, pp. 49-62, NY: Nova Science Publisher.

18.Carrera M., Bompa T. Theory and methodology of training: General perspectives. In B. Blumenstein, R. Lidor, G. Tenenbaum (Eds.), Psychology of sport training (pp. 19-39), 2007.

19.Reinkemeier, H. External shooting position: upper part of the body II / H. Reinkemeier // ISSF NEWS. - 2001. -№ 4. - P. 10-12.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Пахомов Дмитрий Петрович (Pakhomov Dmitry Petrovich) - соискатель; Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), 140033, Московская обл., Малаховка, ул. Шоссейная, 33; e-mail: pahomov@msn.com; ORCID: 0000-0001-5114-0829.

Войно Александр Александрович (Voyno Aleksandr Aleksandrovich) - аспирант; Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), 140033, Московская обл., Малаховка, ул. Шоссейная, 33; e-mail: voyno.st@gmail.com; ORCID: 0000-0002-9668-6400.

Грошев Андрей Михайлович (Groshev Andrey Mikhailovich) - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и общественных наук филиала «Стрела» МАИ; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), 140160, Московская область, г. Жуковский, ул. Жуковского, 8; e-mail: groshev2318@gmail.com; ORCID: 0000-0002-8437-8953.

Поступила в редакцию 14 января 2023 г. Принята к публикации 13 февраля 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Пахомов, Д.П. Некоторые аспекты срочного тренировочного эффекта в практической стрельбе / Д.П. Пахомов, А.А. Войно, А.М. Грошев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 1 - С. 71-78. Э01: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-71-78

FOR CITATION

Pakhomov D.P., Voino A.A., Groshev A.M. Some aspects of urgent training effect in practical shooting. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no.1, pp. 71-78 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-71-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.