А. Е. Давыдов
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Малое инновационное предпринимательство - неотъемлемый элемент инновационных систем зарубежных стран - не получило большого развития в нашей стране. Однако достоинства данного сектора обуславливают необходимость разработки и обоснования мер по стимулированию его развития в РФ и регионах. В статье описаны определение, функции малого инновационного предпринимательства, обосновывается необходимость и направления государственной поддержки данного сектора.
Приоритетным направлением государственной инновационной политики большинства развитых стран является стимулирование инновационной деятельности предпринимательского сектора: доля затрат на исследования и разработки корпораций в общем объеме превышает здесь 65%. Пожалуй, одной из общих черт инновационных систем разных стран является широкое распространение малых форм хозяйствования в инновационной сфере. В США и других западных странах малый бизнес к 1980-м годам был признан одним из важнейших компонентов инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит процветание экономики и успех внешнеэкономической и технологической экспансии в долгосрочной перспективе.
Развитие малого предпринимательства (МП) в 1990-е годы в РФ обусловило преимущественное его распространение в таких сферах, как торговля и общественное питание, строительство. При этом производственная, инновационная, инвестиционная функции как бы не подходят отечественным МП в силу их ненадежности, непрофессионализма, низкого технологического уровня, наконец, низкой эффективности таких предприятий. Различные меры государственной поддержки МП в 1990-х годах принимались как на федеральном, так и на региональном уровнях. Известны также и частные инициативы в сфере поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере. Однако эпизодичность мероприятий поддержки, их несогласованность с мероприятиями по развитию инновационной сферы, неразработанность теоретико-методологической и нормативноправовой баз не позволяют сегодня надеяться на высокую отдачу сектора малого инновационного предпринимательства (МИП) в РФ.
Преимущества в инновационном процессе малых инновационных предприятий представлены в табл. 1. Таким образом, в контексте рассмотрения функционирования МИП в инновационной системе, данный сектор можно определить как систему экономических, правовых, интеллектуальных взаимоотношений между малыми инновационными предприятиями и другими участниками инновационного процесса, которая обеспечивает выполнение малыми фирмами их инновационных функций в инновационной системе региона. Малое инновационное предприятие - это коммерческое предприятие, признаки которого удовлетворяют национальному законодательству в сфере поддержки малого предпринимательства и которое осуществляет один или несколько из представленных в таблице 2 видов деятельности.
Преимущества Недостатки
согласно исследованиям Департамента торговли США, в послевоенный период 50% всех инноваций и 95% всех революционных инноваций были созданы новыми малыми фирмами по оценкам национального научного фонда США, 98% важных разработок новых изделий, осуществляемых в стране, поступило от малого бизнеса. Малые предприятия тратят менее 5% средств, выделяемых в стране на исследования и разработки темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных компаний, кроме этого небольшим фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным - 3,05 года. на долю МСП в Германии приходится около 75% всех выдаваемых патентов углубление специализации при проведении научных разработок приводит к тому, что во многих случаях малые предприятия в состоянии конкурировать с крупными организациями, работая в узкоспециализированном направлении, даже имея ограниченный объем финансовых средств малые предприятия занимаются разработками и освоением инноваций в тех областях, которые кажутся для крупных предприятий или неперспективными, или высокорисковыми в отличие от крупных предприятий, малые охотно берутся за разработку и освоение оригинальных нововведений в крупных предприятиях, как правило, разработкой, внедрением, производством и сбытом новой наукоемкой продукции занимаются отдельные специализированные подразделения, соответственно ответственность за каждый этап переходит от одних групп к другим, на малых же предприятиях все эти этапы объединяются под руководством одного лица, что ускоряет получение конечного результата инновационной деятельности изобретательским группам малых предприятий довольно часто приходится работать в областях, в которых исследователи не являются профессионалами из-за ограниченности предприятия в людских ресурсах, а это часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и новых подходов к решению проблем постоянная борьба с крупным бизнесом за «место под солнцем» вынуждает малые предприятия постоянно сокращать издержки, разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и управленческие решения с помощью различных усовершенствований и нововведений неформальная система управления персоналом малой фирмы способствует улучшению морального климата, высокой восприимчивости персонала к инновациям, большей отдаче сотрудников, усилению их новаторской деятельности при условии организации МИП самим изобретателем доведение нововведения до стадии промышленного производства существенно ускоряется множество малых фирм способно в течение короткого периода времени протестировать на «рыночную пригодность» большое количество научно-исследовательских разработок, что невозможно при сильной концентрации производства высокий риск потери вложенного капитала высокая «смертность» не только среди инновационных, но и «обычных» малых предприятий (в США ежегодно регистрируется ок. 900 тыс. МП и ликвидируется ок. 700 тыс.!) малые предприятия, образованные разработчиками новшеств, могут плохо выполнять функции, не связанные с инновационной деятельностью (организация производства, реклама, сбыт и т.д.) с распространением инновации на рынке, появлением ее аналогов малое предприятие лишается конкурентного преимущества и вынуждено менять курс развития
Вид деятельности МИП Оценочные показатели
Осуществление на коммерческой основе научноисследовательских работ - количество инновационных (внедренческих) проектов, инициированных по результатам проведенных научноисследовательских работ; - количество полученных организацией патентов (заявок на получение патента); - затраты на научно-исследовательские работы в общей сумме затрат
Внедрение результатов научных исследований в экономическую деятельность (в рамках определенной сферы национального хозяйства) - количество полученных патентов (заявки на получение) на новые продукты, технологические процессы и др.; - количество разработанных и принятых к исполнению технико-экономических обоснований, бизнес-планов инновационных проектов
Освоение и производство новых, уникальных товаров и услуг (продуктовых инноваций) - доля принципиально новой продукции/услуг в объеме производства предприятия; - наличие аналогов, заменителей выпускаемой предприятием продукции/услуг; - количество производителей аналогичной продукции на основе выданных данным предприятием лицензий; - количество самостоятельных производителей аналогичной продукции
Освоение и использование в экономической деятельности принципиально новых, усовершенствованных производственных, управленческих технологий (технологических инноваций) - количество используемых на предприятии технологических инноваций; - соответствие выпускаемой продукции (оказываемых услуг) международным и отечественным стандартам качества
Основными функциями МИП в инновационной системе, на наш взгляд, являются:
- создание новшеств;
- доведение результатов научно-исследовательских работ до промышленного производства (опытно-конструкторские, испытательные работы, опытное производство);
- производство наукоемкой продукции на самостоятельной основе либо совместно с другими организациями (крупный и средний бизнес, в том числе вертикальноинтегрированные компании, финансово-промышленные группы; другие малые предприятия);
- актуализация роли новатора, более справедливое распределение инновационной ренты, сохранение трудового потенциала отечественной науки;
- обеспечение эффективной связи между отдельными элементами инновационной системы страны (региона);
- ускорение инновационного процесса, увеличение направлений научного поиска
(через функционирование множества малых инновационных фирм, отрабатывающих различные новшества).
В России, взявшей курс на построение инновационной экономики, МИП как особая категория субъектов народного хозяйства почти не развито. В 2000 году из 40 тысяч малых инновационных предприятий только 41% занимались научно-исследовательскими работами, проектированием нововведений, созданием и распространением программного продукта и производством наукоемкой продукции, что составляет меньше 2% от общего количества малых предприятий, зарегистрированных в России на 01.04.2001 г. Динамика МП в сфере науки и научном обслуживании РФ на протяжении последних 15 лет отличается крайней неравномерностью.
Отсутствие единого подхода к определению инновационности предприятия обусловливает появление в официальных и неофициальных источниках различных числовых данных по малым инновационным фирмам.
Так, согласно докладу министра промышленности и инноваций Нижегородской области в регионе насчитывается «... более 30 малых и средних наукоемких предприятий...», а в Самарской области по информации Департамента развития предпринимательства в 2003 г. насчитывалось около 200 малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью».
Комитет статистики по РТ первый провел комплексное исследование МП региона в 2005 г. Согласно полученным в ходе исследования данным в Татарстане в 2005 г. насчитывалось 28 МИП. Анализируя динамику развития сектора МИП республики, можно прийти к выводу о наличии положительных тенденций - сокращение количества МИП более чем на треть за период 2000-2001 гг. преодолено в 2003-2005 гг. Тем не менее в абсолютном выражении сектор МИП в нынешнем его виде не представляет сколько-нибудь серьезный инструмент развития инновационной деятельности. Даже численность работников сектора МИП постоянно меняется (в итоге, в 2005 г. по сравнению с 1999 г. она увеличилась лишь на 5,3%).
Для исследования объективности мер государственной поддержки и развития МИП, инновационного потенциала сектора МП автором проведен анализ региональных программ государственной поддержки и развития МП (на примере регионов Приволжского федерального округа).
Так или иначе задачи развития и использования инновационного потенциала региональных секторов МП выделяются в программах Республики Татарстан, Нижегородской области, Удмуртской Республики. Причем в Программе поддержки и развития малого предпринимательства в РТ на 2005-2010 гг. (в задачах программы) сектор МП рассматривается как самостоятельный элемент инновационной системы региона, для которого определяется особая роль в процессе повышения инновационного потенциала республики.
Несмотря на вышесказанное, отметим, что так называемая инновационная функция малого предпринимательства не является сегодня первостепенным объектом государственной политики развития МП в рассмотренных регионах Приволжского федерального округа (ПФО). Более того, традиционное для отечественных законотворцев понимание МП как универсального средства борьбы с бедностью, безработицей, социальными катаклизмами продолжает доминировать в программах развития регионального МП.
Интересные результаты были получены в процессе изучения основных направлений и планируемых результатов реализации программ. Так, в программе Республики Татарстан запланировано создание целой системы инфраструктурных организаций, деятельность которых будет направлена на развитие инновационного потенциала МП, осуществление мероприятий
по «повышению инновационной активности и реализации инновационного потенциала молодежи». В остальных трех рассматриваемых нами программах регионов ПФО направлений практических мероприятий по развитию МП (и в частности его инновационного потенциала) выделено гораздо меньше: Нижегородская область - 5 направлений, Самарская область - 8 направлений1, Удмуртская Республика - 5 направлений. Развитие инновационнонаправленных функций МП регионы планируют осуществить на основе развития инновационной инфраструктуры (лизинговые компании, венчурные фонды, инновационнотехнологические центры, технопарки, инкубаторы и т.п.). В Татарстане и Удмуртской Республике планируется развивать механизмы инновационного взаимодействия МСП и крупного бизнеса на основе формирования “интегрированных бизнес-групп” (РТ) или аутсорсинга (УР).
К сожалению, разработчики рассматриваемых региональных программ государственной поддержки и развития МП в числе результатов реализации программных мероприятий почти не выделили возможные изменения в инновационном потенциале регионального МП. В Комплексной целевой программе развития МП в Нижегородской области на 2002-2003 годы сообщается о возможной «трансформации отраслевой структуры МП в сторону увеличения производства товаров и услуг» (без указания конкретных величин доли промышленного МП в показателях деятельности всего МП). В Областной целевой программе “Развитие и государственная поддержка МП в Самарской области” на 2004-2010 годы в числе возможных результатов ее реализации называется «повышение технического уровня производства малых предприятий» (опять же без какой-либо количественной оценки).
Кстати, среди планируемых результатов реализации рассмотренных программ развития МП преобладают именно те результаты, которые подчеркивают узкую, социальную направленность деятельности всего сектора МП. Тем самым провоцируется дальнейшее отставание сектора МП от крупного бизнеса по уровням технической и технологической оснащенности, трудового потенциала и конкурентоспособности на национальном и международных рынках.
Автором был проведен анализ действующих политик развития инновационной деятельности в некоторых зарубежных странах, а также регионах ПФО. Так, сегодня приняты и действуют региональные программы инновационного развития в регионах: в Республиках Татарстан, Башкортостан, Удмуртской Республике, Нижегородской, Самарской областях. Учитывая то значение малых инновационных предприятий, которое они имеют в инновационных системах развитых стран мира, автором была проанализирована роль МИП в инновационной политике регионов ПФО.
В результате исследования были сформулированы следующие выводы:
- четкого определения малого инновационного предпринимательства ни в одной из рассматриваемых программ нет; разработчики в основном оперируют понятием «малый бизнес», не рассматривая при этом проблемы принадлежности основной массы (до 63%) малых предприятий к сфере торговли и общественного питания, а также переориентации МП на производство;
- участие МП, МИП или же их объединений в разработке программ декларируется лишь в двух - Государственной комплексной программе Республики Татарстан «Развитие инновационной деятельности в РТ» на 2004-2010 годы и Областной целевой программе Самарской области «Инновации - Производство - Рынок» на 2003-2006 годы, причем, в Самарской области это только государственный венчурный фонд поддержки МП в научнотехнической сфере;
1 При этом Программа имеет наиболее длительный период реализации.
- наибольшее значение в активизации инновационных процессов в МП и МИП придается в Областной целевой программе Самарской области «Инновации - Производство -Рынок» - малые предприятия в ней называются в числе источников производственнотехнологических ресурсов, а также в числе разработчиков инноваций, однако при этом мероприятий по развитию и поддержке МИП, взаимодействию малого бизнеса с крупным, с государственными органами, с организациями региональной инновационной системы не предусмотрено;
- в Государственной комплексной программе «Развитие инновационной деятельности в Республике Татарстан» проводится дифференциация субъектов МП по их способности «обеспечивать «цивилизованный» хозяйственный оборот прав интеллектуальной собственности», однако критерии отнесения МП к отвечающим требованиям инновационной программы не определены;
- в целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы» предусмотрено участие МП в обеспечении инфраструктурных функций инновационного процесса, развитие МИП (без предложения конкретных действий).
Таким образом, можно заключить, что малое предпринимательство в планах региональных государственных органов власти ПФО пока не играет большой роли. Немногочисленные упоминания об инновационных функциях МП объясняются, скорее всего, влиянием статистических данных о развитии МИП в развитых странах и той роли, которую играют МИП в зарубежных инновационных системах. Естественно, что, принимая в расчет характер и тенденции развития отечественного МП, разработчики региональных инновационных программ не выделяют МИП в категорию самостоятельного участника инновационных процессов и не предусматривают мероприятия по его развитию.
Учитывая сформулированные выше выводы, сектор малого инновационного предпринимательства, по нашему мнению, необходимо рассматривать как самостоятельный элемент инновационной системы страны (региона), выполняющий свои уникальные функции. При этом особенности функционирования малых форм предприятий в инновационной сфере, их направленность на сотрудничество прежде всего с местными организациями и предприятиями обусловливают необходимость решения вопросов развития сектора, в первую очередь, на региональном уровне.
Нами разработана модель функционирования МИП в инновационной системе региона на основе выделенных функций данного сектора и на этой основе обоснована необходимость разработки и реализации региональной программы развития малого инновационного бизнеса. По нашему мнению, цель региональной программы развития МИП можно сформулировать следующим образом: это инициирование активной структурной пере-
стройки сектора МП на основе накопленного потенциала, а также развитие этого потенциала с целью наиболее эффективного исполнения малыми инновационными фирмами в инновационной системе региона присущих им функций.
В рамках реализации региональной программы развития МИП должны быть решены следующие задачи:
1. Стимулирование отраслевой реструктуризации и параллельное наращивание сектора малого бизнеса региона:
- пересмотр и модернизация государственной политики поддержки МП (законодательное определение сущности и признаков субъектов малого инновационного предпринимательства);
- создание механизма государственного стимулирования отраслевой реструктуризации МП.
2. Создание долгосрочного механизма поддержки деятельности малых инновационных компаний в рамках региональной инновационной системы:
- модернизация действующего законодательства (как на федеральном, так и на региональном уровнях) в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности, регулирования инновационной деятельности, поддержки малого бизнеса;
- формирование эффективного механизма «оборота» малых инновационных предприятий, то есть устранение всех существующих барьеров при регистрации, реорганизации, ликвидации таких предприятий, выработка страховых механизмов от правонарушений в данной сфере;
- создание и внедрение механизмов прямого и косвенного стимулирования развития малого инновационного предпринимательства на региональном и местном уровнях;
- формирование инфраструктуры эффективного и устойчивого функционирования малых инновационных фирм;
- создание механизма сотрудничества субъектов инновационной системы региона (крупный бизнес, малый бизнес, научные организации, инфраструктура, государственные учреждения);
- создание региональной системы ресурсного обеспечения субъектов МИП (в том числе и кадрового);
- формирование механизмов привлечения частного капитала в сектор МИП;
- формирование комплекса мер, направленных на развитие экспортного потенциала малых инновационных компаний и развитие межрегиональных и международных кооперационных связей в научно-технической сфере.
Программирование развития отдельных сфер жизни общества - распространенный и эффективный метод регулирования экономики и поддержания ее конкурентоспособности. Проблемы начального этапа становления инновационной экономики, связанные с организационной и структурной перестройкой хозяйства страны, будут разрешены в среднесрочной перспективе. Переход страны на инновационные рельсы - залог выхода из кризиса и успешного развития нашей страны в 21 веке.
© А. Е. Давыдов - ст. препод. каф. менеджмента экономики и управления Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического ин-та.