Научная статья на тему 'Некоторые аспекты современной аграрной политики в Китае'

Некоторые аспекты современной аграрной политики в Китае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1418
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / аграрная политика Китая.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты современной аграрной политики в Китае»

Черкасова О.В.

к.э.н., с.н.с. ФНЦ аграрной экономики и социального развития сельских территорий - ВНИИЭСХ

[email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика Китая.

Вследствие роста спроса на продовольствие со стороны растущего населения и несмотря на ежегодно растущие показатели производства сельскохозяйственной продукции Китай превратился в крупнейшего нетто-импортера сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В связи с этим в современных условиях аграрная политика Китая направлена, прежде всего, на достижение следующих основных целей - удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие преимущественно внутреннего производства, поддержание доходов сельхозтоваропроизводителей и развитие сельской местности. На протяжении периода перехода Китая от плановой к рыноч-но-ориентированной экономике особую озабоченность у правительства в сельскохозяйственной отрасли вызывали вопросы обеспечения продовольственной безопасности, в частности, самообеспечение зерном, обеспечение доходности сельхозпроизводителей, а также социальная стабильность в связи с необходимостью удовлетворения потребностей в продовольствии огромного населения страны.

В ближайшем будущем Китай ожидает рост темпов индустриализации и урбанизации, развитие рыночно ориентированной экономики, все большая вовлеченность в международное сотрудничество. От состояния сельского хозяйства будет в значительной степени зависеть скорость социально-экономического развития страны. Решение проблем сельского хозяйства, села и крестьянства остается приоритетной задачей. Сельское хозяйство по-прежнему будет основой экономики, и страна намерена идти по пути его модернизации, создавая долгосрочный механизм интеграции города и деревни.

Усиление протекционизма в аграрной сфере развитых стран с одной стороны обеспечило надежную защиту производителей в сельском хозяйстве, а с другой - вызвало нарастание негативных явлений на мировом продовольственном рынке. Вместе с тем, ряд развивающихся государств и, прежде всего, Китай рассматривает усиление роли государства в аграрной сфере как наиболее перспективное направление аграрной политики, чтобы за счет действенных административно-экономических рычагов обеспечивать национальную продовольственную безопасность и поддерживать высокий экспортный потенциал продукции АПК.

Успешное реформирование сельского хозяйства и сельских территорий в рамках общих экономических преобразований в Китае за 40 лет реформ (1978-2017 гг.) превратили страну в мирового лидера по объему производства основных видов сельскохозяйственной продукции - зерна, масла, овощей, фруктов, мяса, яиц, рыбы и морепродуктов (табл. 1). С момента начала рыночных преобразований в Китае система государственного регулирования сельского хозяйства претерпевала существенные изменения в направлении расширения использования косвенных экономических инструментов финансово-бюджетной, кредитной, ценовой, налоговой и внешнеторговой политики. За годы экономических реформ Китаю удалось достичь высоких показателей производства основных видов сельскохозяйственной продукции на фоне изменяющейся структуры сельскохозяйственного производства в сторону наращивания производства кормовых культур, продукции животноводства, овощеводства, плодоводства.

Таблица 1

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в Китае в 2010-2015 гг.

Вид продукции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Зерновые, млн. тонн 496,4 519,4 539,3 552,7 557,4 572,3

Пшеница, млн. тонн 115,2 117,4 121,0 121,9 126,2 130,2

Рис, млн. тонн 195,8 201,0 204,3 203,6 206,5 208,2

Кукуруза, млн. тонн 177,4 192,8 208,1 218,5 215,6 224,6

Мясо в целом, млн. т 79,3 79,6 83,9 85,4 87,1 86,3

Мясо КРС, млн. тонн 6,5 6,5 6,6 6,7 6,9 7

Свинина, млн. тонн 50,7 50,5 53,4 54,9 56,7 59,4

Мясо птицы, млн. тонн 11,6 12 12,6 12,8 13 13

Молоко, млн. тонн 37,5 38,1 38,8 36,5 37,2 37,5

Фрукты, млн. тонн 214 228 241 251 261 274

Сахар, млн. тонн 11,4 12,5 14,2 14,3 13,3 11

Аквапродукция, млн. т 53,7 56 59 62 65 67

Источник: China Statistical Yearbook 2017.

Несмотря на снижение доли сельскохозяйственной продукции в ВВП с 28% в 1978 г. до 9% в 2015 г., положение этой отрасли в качестве базовой в экономике КНР и главного поставщика сырья для легкой промышленности сохранилось. Имея в своем распоряжении всего 9% мировых пашен, сельское хозяйство Китая не только удовлетворяет основные потребности пятой части населения планеты (1,4 млрд. чел.) в продовольствии и других сельскохозяйственных продуктах, но и обеспечивает сырьем, рабочей силой и обширным потребительским рынком другие отрасли экономики. Вместе с тем, вследствие роста спроса на продовольствие из-за растущей численности населения и увеличения доли среднего класса с высокими показателями потребления, Китай стал крупнейшим нетто-импортером сельскохозяйственной продукции.

На фоне замедления темпов экономического роста китайской экономики статус сельского хозяйства как приоритетной отрасли не изменился.

Сельское хозяйство страны по-прежнему развивается в соответствии с пятилетними и ежегодными планами социально-экономического развития, которые устанавливает Госсовет КНР (Центральное народное правительство) -высший исполнительный орган Китая на основе законов и постановлений, разработанных Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП).

Программа реформ, связанных с сельским хозяйством, сельскими районами и крестьянством детально прописана в Документе номер 1 - важнейшем политическом документе, публикуемом в начале каждого года Центральным комитетом Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) и Госсоветом КНР.

Основные задачи в области развития сельского хозяйства Китая на 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.):

- Регулировать процесс урбанизации, влияющий на внутренний спрос. Для этого необходимо ускорить процесс перевода мигрирующего сельского населения в состав городского, в частности, путем смягчения ограничений при оформлении прописки в городах и поселках, а также улучшению доступа к государственным услугам в сфере образования, трудоустройства, медобслуживания по месту фактического проживания.

- Стимулировать рост фермерских доходов.

- Ускорять регулирование структуры сельского хозяйства. Непрерывный рост производства зерна создал надежные гарантии для стабилизации цен и улучшения народного благосостояния, однако в результате образования высоких запасов зерна рыночные цены на него снизились. Поэтому следует корректировать структуру растениеводства и животноводства, распределять площади между различными видами зерновых с учетом внутренних потребностей и рыночного спроса. Также необходимо решать проблему излишков продовольственных резервов, поддерживать глубокую переработку сельхозпродукции.

- Регулировать вопросы землепользования и охраны земель сельхозназначения. С этой целью разработать проект восстановления лесных и степных покровов на нецелесообразно распаханных землях.

- Совершенствовать политику поддержки семейных ферм, крупных специализированных хозяйств, крестьянских кооперативов и других новых типов хозяйствующих субъектов.

- Внедрять научно-технические инновации в сельское хозяйство.

- Обеспечить госбюджетные вложения в сельское хозяйство, создать всекитайскую систему гарантий по сельскохозяйственным кредитам, совершенствовать систему аграрного страхования и сельские финансовые услуги, что привлечет еще больше инвестиций в модернизацию аграрного сектора.

- Улучшать коммунальную инфраструктуру и предоставление государственных услуг на селе, включая прокладку дорог, водо- и электроснабжение.

- Осуществлять программу интенсивной ликвидации бедности и помощи малоимущим сельским жителям.

Основные направления современной аграрной политики Китая Продовольственная безопасность

Обеспечение продовольствием является одной из приоритетных задач китайского правительства. С 1980-х гг. Китай принял ряд мер для развития производства продовольствия и постепенно создал систему продовольственной безопасности, соответствующую законам рыночной экономики. Китай планирует поддерживать стабильное развитие производства зерновых и повышать продовольственную безопасность путем повышения производительности труда в основных сельскохозяйственных регионах, увеличения урожайности и качества зерновых. Уровень самообеспечения продовольствием должен достигнуть 95% и более. К 2020 г. планируется производить не менее 540 млн. тонн зерна. Правительство каждой провинции страны несет ответственность за поставки продовольствия, обеспечение посевных площадей, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, увеличение запасов продовольствия, за поддержание баланса между предложением и спросом и за цены на зерновые. Государственная поддержка производителей зерна включает дотации производителям из центрального бюджета; субсидирование и премирование уездов, получающих большие урожаи.

С момента вступления Китая в ВТО в деле обеспечения продовольственной безопасности были достигнуты значительные результаты. Прежде всего, это колоссальное сокращение бедного населения и ужесточение мониторинга качества продуктов питания в целях улучшения здоровья и безопасности граждан.

Анализ показателей продовольственной независимости показывает, что собственным производством в стране полностью покрывается спрос на зерно и мясную продукцию. Важным направлением обеспечения продовольственной

безопасности являются мероприятия и реформы, направленные на сохранение сельхозугодий внутри Китая. Чтобы обезопасить государство от угроз, вызванных ростом цен на продовольствие на мировом рынке, КНР активно использует политику аренды пахотных земель в других государствах, направляя потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на приобретение крупнейших агрохолдингов мира, что является наиболее значительным и перспективным направлением обеспечения продовольственной безопасности страны.

Охрана пахотных земель

В соответствии с государственной задачей к 2020 г. общая площадь пахотных земель не должна быть ниже, чем 120 млн. га. В связи с дефицитом пахотных земель Китай рассматривает охрану пашен как одну из основ государственной политики. В Конституции КНР, «Законе о землеустройстве», «Законе о земельном подряде в сельской местности», «Положении об охране сельских полей» и других документах четко прописаны требования об охране пахотных земель. Кроме того, ведется работа по повышению качества пахотных земель. Государство поощряет крестьян и сельские кооперативы вкладывать средства в увеличение плодородности земель.

Повышение производительности сельского хозяйства

Предполагается дальнейшее внедрение передовых научных достижений и инновационных технологий, ускоренное развитие общегосударственной научной базы сельского хозяйства и региональных исследовательских центров, содействие разработкам в области производства кормов, предотвращения и локализации эпизоотий, экономного использования ресурсов, контроля загрязнения окружающей среды и т.д. Также планируется увеличить выращивание элитных культур, таких как высококачественный гибридный рис, сделать более эффективными использование и охрану генетических ресурсов.

Реструктуризация сельского хозяйства

В результате оптимизации структуры сельскохозяйственного производства доля животноводства должна составить 50% общего объема производства сельскохозяйственной продукции. Ожидается дальнейшее развитие взаимодействия сельскохозяйственных отраслей с промышленным сектором и сферой обслуживания. Постепенно оптимизируется структура занятости в сельских районах. Численность рабочих на сельских предприятиях каждый год увеличивается более чем на 2,5 млн. человек и еще около 5 млн. крестьян ежегодно пополняют ряды рабочих-мигрантов.

Совершенствование торговли сельскохозяйственной продукцией

Предполагается строительство и совершенствование оптовых сельскохозяйственных рынков, развитие системы классификации сельхозпродукции в зависимости от качества, а также стандартизация упаковки. Будет продолжаться работа над проектом «Сельский рынок». Предполагается дальнейшее развитие сети кооперативов по снабжению и сбыту, а также продвижение городской торговой сети в сельские районы.

Увеличение доходов крестьян

Следует развивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, расширять горизонтальные производственные связи и вертикальную интеграцию в целях увеличения доходности сельского хозяйства. Способствовать переоснащению и реструктуризации поселковых предприятий; поддерживать экономическое развитие уездов и направлять избыточную рабочую силу в другие отрасли экономики и в города, что должно привести к росту несельскохозяйственных доходов крестьян.

Социальное обеспечение сельских районов

Планируется продолжать развитие инфраструктуры в сельских районах, проводить мероприятия по защите окружающей среды и поддержанию благоприятной экологической обстановки, развивать здравоохранение и социальное обеспечение на селе.

Аграрное образование

Стимулирование дальнейшего распространения обязательного общего образования и улучшение условий обучения в сельской местности; расширение системы дополнительного образования, направленной на повышение профессиональной подготовки крестьян. Будет внедряться программа обучения рабочих-мигрантов, которая позволит им приобрести навыки, необходимые для работы в несельскохозяйственных сферах, а также программы обучения конкретным навыкам сельскохозяйственного производства, строительства, управления и т.д.

Увеличение инвестиций в сельское хозяйство и сельские районы

Среди приоритетов выделяется развитие сельской инфраструктуры за счет средств центрального и местных бюджетов. Предполагается реформирование управления средствами для сельского хозяйства, объединение и повыше-

443

ние эффективности вложений, привлечение финансовых организаций и частных инвесторов для развития микрокредитования и социальной сферы.

Развитие принципа открытости сельского хозяйства

Китай намерен придерживаться политики открытости на основе взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства, увеличения доходов крестьян и роста конкурентоспособности китайской продукции на мировом рынке, а также модернизации сельского хозяйства. Это предполагает, во-первых, расширение международного обмена и сотрудничества в сфере производства зерновых, выполнение положений «Декларации тысячелетия», предоставление помощи ряду развивающихся стран в обеспечении продовольственной безопасности в рамках сотрудничества юг-юг и программы ФАО «Продовольственная безопасность», что подразумевает их ознакомление с новыми технологиями и обучение специалистов в китайских учебных заведениях. Во-вторых, поощрение торговли сельскохозяйственной продукцией. Китай продолжит работу над повышением качества и безопасности сельхозпродукции, будет строго выполнять обязанности члена ВТО и предлагать безопасные сельскохозяйственные продукты для потребителей внутри страны и за рубежом. В-третьих, участие в двустороннем и многостороннем межправительственном сотрудничестве в сфере сельского хозяйства. Обмен визитами высокопоставленных чиновников, участие в работе совместных комитетов будут способствовать дальнейшему развитию научной, экономической и кадровой кооперации.

Заключение

В ближайшем будущем Китай ожидает рост темпов индустриализации и урбанизации, развитие рыночно-ориентированной экономики, все большая вовлеченность в международное сотрудничество. От состояния сельского хозяйства будет в значительной степени зависеть скорость социально-экономического развития Китая. Решение проблем сельского хозяйства, села и крестьянства останется приоритетной задачей. Сельское хозяйство по-прежнему будет основой экономики, и страна намерена идти по пути его модернизации, создавая долгосрочный механизм интеграции города и деревни по принципу «Промышленность поддерживает сельское хозяйство, город помогает селу».

Опыт обеспечения Китаем продовольственной безопасности 1,4 млрд. человек, что составляет 19% от мирового населения, обладая всего 11% сельскохозяйственных земель, представляет интерес для стран Евразийского региона. Китай является одним из наиболее крупнейших производителей (19% от мирового объема производства зерна, 29% мяса, 50% овощей) и импортеров сельскохозяйственной продукции на мировом рынке.

Перед странами Евразийского региона и Китаем стоит ряд схожих проблем на пути дальнейшего развития сельского хозяйства, наиболее важными из которых являются повышение эффективности и конкурентоспособности отрасли, улучшение благосостояния сельских жителей и развитие сельских территорий, расширение рынков сбыта и стимулирование экспорта.

Таким образом, странам Евразийского региона можно рекомендовать использовать положительный опыт китайской аграрной политики, заключающийся в эффективной деятельности сельских кредитных, снабженческо-сбытовых кооперативов и предприятий частно-государственного партнерства, благодаря которым получили развитие подсобные производства и отрасли в сельской местности, агротуризм, народные промыслы, переработка дикорастущего сырья, производство стройматериалов и сельское строительство, а также уникальный опыт по экспансии прямых иностранных инвестиций Китая в сельскохозяйственное производство зарубежных стран.

Такие направления аграрной политики, показавшие свою эффективность в КНР, как совершенствование налогообложения, льготное кредитование, страхование и субсидирование сельхозтоваропроизводителей, внешнеторговая политика, учитывающая интересы китайских производителей, можно рекомендовать для использования в странах Евразийского региона.

Список литературы

1. Гусева Е.С. Перспективы обеспечения продовольственной безопасности в условиях снижения ресурсообеспеченности аграрного сектора Китая // Агро XXI. 2015. - №1-3. - С. 5-6.

2. Гусева Е.С. Экспансия иностранных инвестиций в аграрный сектор регионов мира как направление аграрной политики Китая // Инновационные технологии в экономике и менеджменте. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Хабаровск: Эвенсис, 2016. - С. 77-81.

3. Основные направления политики Китая в области сельского хозяйства / Министерство сельского хозяйства Китая. 2013-03-04. -http://russian.agri.gov.cn/nygk/201303/t20130304_10868.htm

4. Папцов А.Г. Агропродовольственный сектор Китая: современные векторы развития // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции». Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. 2015. - С. 234-241.

5. Сяоюй Л. Стимул роста торговли / Л. Сяоюй, Ч. Яту // Китай. 2016. - № 8. (130). - С. 36-37.

6. Черкасова О.В. Государственное регулирование сельского хозяйства Китая: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.14). - М.: ВНИИЭСХ, 2009. - 26 с.

7. Черкасова О.В. Потенциал аграрной сферы стран БРИКС // АПК: экономика, управление. 2016. - № 2. - С. 81-86.

8. China Statistical Yearbook 2017.

9. OECD Economic Surveys: China. 2015. - 54 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.