УДК 316.6
Бязрова Татьяна Темболатовна
кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методологии социальной работыСеверо-Осетинского государственного университета им. К. Хетагурова alan-byasrov@rambler. ru Тотрова Залина Хазбиевна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Северо-Осетинского государственного университета им. К. Хетагурова totrova-z@mail. ru Tatjana T. Biazrova Candidate of Philosophical Sciences Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Social Work North-Ossetian state University. K. Khetagurov [email protected] Zalina Kh. Totrova
Candidate of Pedagogic Sciences Associate Professor of the Department of Social Sciences North-Ossetian state University. K. Khetagurov totrova-z@mail. ru
Некоторые аспекты социализации и десоциализации молодежи в современном российском обществе: постановка проблемы
Some aspects of socialization and de-socialization of youth in modern Russian
society: the statement of the problem
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы нарастания деструктивных процессов в молодежной среде, в том числе различных девиаций, а также некоторые аспекты и особенности процессов социализации и десоциализации молодежи в современном российском обществе.
Ключевые слова: социализация, десоциализация, девиация, асоциальное поведение, социальная норма, диспозиция, аномия.
Annotation. This article discusses the growth of destructive processes in youth, including various deviations, as well as some aspects and features of the processes of socialization and de-socialization of youth in modern Russian society.
Keywords: socialization, de-socialization, deviant behavior, forms ofdeviancy, antisocial behavior, social norms, disposition, anomie
Глобальные перемены в общественных отношениях, радикальное изменение всей социально-экономической системы привели к нарастанию деструктивных процессов во всех, в том числе и в молодежной среде, социальных институтах, системах и структурах. Современные процессы в российском обществе сопровождаются существенным изменением самого индивида, его внутреннего мира, личностных установок и ценностных ориентаций, убеждений, социальных ролей, идеалов и взглядов. Как правило, эти изменения способствуют дальнейшему углублению глубокого кризиса во всех сферах жизнедеятельности общества и особенно глубоко затрагивают молодежь, нарушая процесс ее адекватной социализации и адаптации к современным социально-политическим и экономическим реалиям. В результате именно молодежь становится сегодня одной из наиболее уязвимых категорий населения России, в среде которой особенно глубоко укоренились различные социальные патологии и девиации. Понятно, что от успешной социализации молодежи зависит не только социально-экономическая и политическая стабильность в обществе, но и будущее самого государства. Нарастание в общественном сознании понимания значения и важной роли молодежи как особой социально-демографической, возрастной группы во многом предопределило рост интереса к исследованию молодежных девиаций в отечественной и зарубежной науке.
Рассмотрим в этой связи некоторые аспекты и особенности процессов социализации и десоциализации молодежи в условиях современной российской действительности.
Социализация, как известно, представляет собой сложный многоуровневый процесс социального развития, «вовлечения» индивида в социум посредством усвоения им принятых в данном обществе социокультурных норм и правил поведения.
Введенный в оборот американским социологом Ф. Гиддингсом еще в 1887 г. в работе «Теория социализации», термин «социализация» сегодня широко применяется в различных научных дисциплинах. Согласно российским исследователям, "социализация" (от лат. socialis -общественный) представляет собой процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта [1, с. 43]. Проблема социализации в отечественной науке наиболее полно представлена в работах И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Е.В. Змановской, Я.И. Гилинского и др. [2, с. 30.]
Особый интерес представляет стадия молодости, которая находится в границах от 15 до 30 лет. Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются различные деструктивные формы девиантного и делинквентного поведения. Напротив, у той части молодежи, которая прошла адекватную социальным нормам и потребностям государства и общества социализацию и инкультурацию, именно в этом возрасте наиболее активно и наглядно происходит духовно-нравственное, профессиональное, физическое становление, формируются основные убеждения и принципы, вырабатывается гражданская позиция. Закономерно, что именно этим возрастным категориям общество должно уделять особое внимание, сделав молодежь объектом не только социальной поддержки, защиты и помощи, но и предметом всестороннего исследования. При этом одним из наиболее важных в теоретическом и практическом значениях аспектом для изучения является проблема десоциализации российской молодежи, генезис ее девиантности.
Процесс десоциализации молодежи, формирование различных асоциальных форм девиантного поведения опосредован теми структурными изменениями, которые происходят в последние десятилетия в российском обществе. Вместе с тем, отметим, что девиантное поведение присуще не только молодежи. На современном этапе развития российского общества девиациям различного вида подвержены представители различных социальных слоев, групп, категорий населения. Это проявляется, в частности, в продолжающемся росте наркотизации и алкоголизации населения, увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот, росте преступности, в том числе среди несовершеннолетних. Так, только в 2013 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними в РФ, согласно данным, приведенным на одной из расширенных коллегий МВД, выросло на 5%, составив более 67 тыс. преступлений. Более того, на учете в органах полиции состоит 175 тыс. несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, а рецидив с их стороны составляет около 5% [3].
В противовес социализации, десоциализация рассматривается в современной науке в двух аспектах. С одной стороны, как положительный, а с другой - как отрицательный фактор развития личности. Позитивное содержание десоциализации проявляется, по мнению исследователей, в том, что десоциализация помогает избавиться от негативного опыта, приобрести новый, расширяет социальные возможности индивида. Напротив, негативный аспект десоциализации приводит к утрате позитивного социального опыта, к противостоянию с обществом, к отрицанию принятых в обществе социальных норм поведения, систем ценностей, т.е. к девиантному поведению. В целом десоциализация рассматривается как утрата человеком, по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов, социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Среди причин десоциализации исследователи справедливо выделяют, в качестве
важнейших, личностные, средовые и воспитательные факторы [1, с. 46]. При этом под личностными факторами понимается, прежде всего, потенциал человека, его состояние, способность к самоограничению, адаптивные способности к изменившейся среде и т.п.
Несомненно, что указанные факторы предопределяют любые формы асоциального, девиантного поведения, являясь, по сути, социальной базой девиаций молодежи. Одновременно они позволяют объяснить генезис девиантности и ее отдельных проявлений как результат тех непростых процессов, которые происходят, прежде всего, в социально-экономической сфере и могут рассматриваться нами в качестве сложных девиантогенных факторов.
Вместе с тем, на наш взгляд, анализ девиантности и ее разновидностей как социальных феноменов должен рассматриваться и на поведенческом уровне, должен дополняться психологией девиантного поведения, а также теориями социального поведения личности. Последние, в частности, позволяют выявить глубинные установки социального, в том числе девиантного поведения индивида.
Так, в известной диспозиционной теории В.А. Ядова в качестве системообразующего признака в системе внутренней регуляции человека выделяются диспозиционно-установочные явления. При этом под установкой понимается целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации для удовлетворения определенной потребности. Диспозиция, в свою очередь, представляет собой, согласно исследователю, различные состояния предрасположенности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его поведенческих готовностей, направляющих его деятельность [5,c.97].
Диспозиционная система личности представляет собой целостность, регулирующую целостное поведение индивида. Вместе с тем, диспозиционная система раскрывает, каким образом происходит отклонение в поведении человека на уровне усвоения социальных норм. В этой связи нельзя не согласиться с тем, что интернализация, присвоение социальных норм в качестве регулятивной системы поведения определяется статусом личности в данном обществе, возможностью личности достигать цели, удовлетворять свои насущные и престижные потребности социально адаптированными способами. Если общество не создает таких условий, не обеспечивает возможности личностной самореализации на социальной основе, возникает известное еще с работ Э. Дюркгейма явление аномии, т.е. выход личности из-под социального контроля, переход на позиции асоциального девиантного поведения [6, с. 147.].
Литература:
1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., Гардарики, 2005.
2. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для вузов -2-е изд., испр. и доп. М., «Академия», 2006.
3. ИТАР-ТАСС. В 2013 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними в РФ, выросло на 5% [Электронный ресурс] // http://news.mail.ru/incident/17487039/21.03.2014
4. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975. Стр. 89-105.
5. Фоминых Е.С. Виктимность как девиация на уровне психологии личности и социальной общности. //Актуальные проблемы психологии личности. Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции (20.08.09г.), НГПУ. Новосибирск, Изд-во ЭНСКЕ, 2009. Стр. 144-148.
Literature:
1. Mardachaev L.V. Social Pedagogics. M., Gardariki, 2005.
2. Mudrik A.V. Human Socialization: tutorial for institutes of higher education, Second edition, M., Academia, 2006.
3. TASS Russia News Agency, In 2013 the number of crimes made by minos in RF increased in 5% [Internet resource] // http://news.mail.ru/incident/17487039/21.03.2014
4. Iadov V.A. About disposition regulation of social behavior of a personality // Methodological problems of social psychology. M., Nayka, 1975. P. 89-105
5. . . Victimization as deviation on psychological level of a personality and sociality. // Topical problems of personality psychology. Materials of interregional extramural scientific and practical conference (the 20th of August 2009) NGPU. Novosibirsk: ENSKE, 2009. P. 144-148.