УДК 37.01:301
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
А.Н. Тесленко
Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты изучения социализации молодежи, типологии теорий социализации, показаны основные направления изучения практического опыта и оценки технологий социальной работы с молодежью на макро-, мезо- и микроуровнях. Основная цель данной статьи раскрыть педагогическую составляющую социализации и выявить перспективы ее актуализации в социальной работе с молодежью.
Ключевые слова: социализация молодежи, концепции социализации, социально-педагогические механизмы социализации, первичная / вторичная социализация, технологии социальной работы с молодежью, социальные технологии макро-, мезо- и микроуровня.
YOUTH SOCIALIZATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL STUDIES
A. Teslenko
Abstract. An article is devoted to theoretical and methodological aspects of youth socialization study, typology of socialization theories. It’s shown the main trends in study of practical experience and appreciation of social work technology with youth on micro-, metho- and micro levels. The main purpose of this article to reveal the pedagogical component of socialization and to identify prospects for its actualization in social work with young people. The main purpose of this article to reveal the pedagogical component of socialization and to identify prospects for its actualization in social work with young people.
Keywords: youth socialization, socialization theories, social and psychological mechanism of socialization, primary / secondary socialization, social work technology with youth, social micro-, metho- and micro technology.
В процессе развития любой науки постоянно возникает необходимость во введении новых терминов и понятий с целью более четкого и точного описания реальных научных фактов и явлений, их взаимных связей и взаимозависимостей. Нередко это становится необходимым при изучении тех или иных проблем находящихся на стыке различных наук, что непременно приводит к необходимости более четкого установления границ между данным понятием и другими, близкими по смыслу, по звучанию и т.д. Термин «социализация» как педагогическая категория уже занял свое место в педагогике, однако его употребление имеет широкий спектр применения.
Основными компонентами социализации являются целенаправленные усилия общества по формированию здорового молодого поколения, т.к. от уровня физического и психического здоровья общества зависит его будущее. Процесс социализации имеет две главные цели: интеграция личности в общество на основе социальных ролей и обеспечение воспроизводства общества благодаря усвоению сложившейся системы социокультурных в нем убеждений и образцов поведения. [7, С. 126].
Опыт изучения процесса социализации позволил А.И.Ковалевой провести его типологию в зависимости от выбранных оснований:
- по характеру социальности общества (что
обусловлено механизмом регуляции социальной жизни - естественным, примитивным, сословным, стратификационным, регламентированным,
единообразным, патерналистским,
конформистским, гуманистическим,
моносоциокультурным, полисоциокультурным);
- по содержанию социализационного процесса (познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др.);
- по результативности социализации
(успешный тип, нормативный, кризисный, отклоняющийся, принудительный,
реабилитационный, преждевременный,
ускоренный, запаздывающий) [6].
При этом социализация выступает как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в систему социальных связей, и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Это обстоятельство позволяет нам рассматривать социализацию как «целостный процесс организации и самоорганизации
112
индивида через включение индивида в систему социальных ролей, детерминированных социально-экономическим строем данного общества, особенностями индивидуального развития, природными факторами, путем активного освоения и развития существующей системы ценностей и норм поведения» [10, с. 112].
Социализация осуществляется посредством двух основных позитивных механизмов -имитации и идентификации. В сознании ребенка постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных «других» до ролей и установок вообще. Это связано с его идентификацией как с конкретными «значимыми другими», так и с ориентацией на «обобщенного другого» (в понимании Дж. .Г. Мида), отождествлением себя с обществом. В этом плане особую опасность представляют собой негативные условия социализации для детей и подростков, воспитывающихся в семьях с девиантным поведением, семьях группы риска или даже при трудовой перегруженности старших членов семьи, когда детям не уделяется достаточного внимания (они попадают в разряд безнадзорных).
Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации. В этой связи перспективным для педагогической науки представляется подход к социализации П. Бергера и Т. Лукмана [2]. Они разработали концепцию социального конструирования реальности, в которой биография человека рассматривается как последовательность жизненных фаз, каждая из которых имеет разное значение в процессе социализации. В каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способов действий, в том числе потому, что само общество может резко менять социально принимаемые и одобряемые формы деятельности молодежи. Положительные примеры из окружающего социума могут значительно изменить поведение детей и подростков. К числу таких примеров может быть отнесено развитие массового спорта или волонтерства как основа для подражания подрастающих поколений.
Близка к их концепции по методологическим основаниям идея В.А. Ядова о социальных дискурсах личности, с тем дополнением, что в концепции В.А. Ядова дискурсы учитывают и наследуемые, и приобретенные свойства индивида [13, С. 219].
Выделяются две основные формы социализации - первичная и вторичная, при этом решающее значение для судьбы индивида и
общества имеет первичная социализация. В первичной социализации идентификация у ребенка происходит автоматически с усвоением установок, ценностей и поведения родителей, этот мир гораздо прочнее, а в случае девиации на этом этапе гораздо труднее поддается коррекции. Это значит, что нормы, интернализируемые в процессе вторичной социализации
(реабилитационной и коррекционной
социализации для подростков и молодежи девиантного поведения), должны быть достаточно привлекательны и очень надежно подкреплены системой разнообразных санкций. Требуется постоянное социально-педагогическое сопровождение таких индивидов, что предполагает стабильную, согласованную, систематическую деятельность агентов вторичной социализации (системы образования, социальных учреждений, государственных учреждений, средств массовой информации).
Дальнейшее развитие теории социализации связано с разработкой частных компонентов: возрастной социализации (детей, подростков, молодежи, лиц старшего возраста), проблемной социализации (лиц и групп с отклонениями в процессе социализации) и реабилитационной социализации, а также социализации профессиональной и средовой (адаптация и социализация лиц, оказавшихся в значительно измененных условиях жизни - в инонациональном и религиозном социуме, в пенитенциарной системе и т.п.). Часть трудов посвящена ресоциализации, связанной с восстановлением после тяжелых заболеваний, адаптации к новым жизненным условиям вследствие крупных социальных перемен.
Однако исследователи отмечают, что целостной концепции социализации ученым ни в ближнем, ни в дальнем зарубежье пока создать не удалось. Как считает А.И. Ковалева, исследование социализации идет скорее «не в направлении создания единой парадигмы, а в русле поиска новых интерпретаций социализации» [6, с. 32], в наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы,
отмечает и С.П. Иваненков [4, с. 62].
Новая парадигма педагогики в рамках концепции личностно-ориентированного
образования стремится осмыслить социализацию как явление педагогическое. Социализация рассматривается как ведущая составляющая воспитания, представляющего собой систему целенаправленных воздействий на личность, процесс предъявления ему социально значимых ценностей и образцов поведения, и
самовоспитания, как в высшей степени
113
осознанная и самостоятельная деятельность человека. Созревая в процессе воспитания, самовоспитание обеспечивает личности позицию субъекта социализации [6]. Эти два взаимосвязанных процесса гармонизируются в рамках целостного педагогического процесса, представляющего собой внутренне связанную совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социально ценностный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов, Н.Д. Хмель). Отсюда образование (результат обучения) можно рассматривать как гармонию двух сущностно различных процессов социализации и индивидуализации личности и выстроить взаимосвязь по линии: социализация -образование - воспитание - самовоспитание [12, с. 101].
Таким образом, под социализацией следует понимать включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений [8, с. 151]. Социализация включает все многообразие воздействий социальной среды на личность: стихийных и целенаправленных,
субъективированных и формальных,
контролируемых и спонтанных, но она также предполагает и реакции самой личности на эти воздействия. Этот своеобразный «внутренний» план социализации, прежде всего, и интересует педагогику.
При этом объектом исследования становятся отношения ответственной зависимости всех субъектов процесса социализации. Это позволяет нам учесть нетождественность социального и воспитательного потенциалов. Воспитательный потенциал включает в себя только позитивный (с точки зрения той или иной эпохи) опыт, в то время как социальный потенциал может содержать и опыт отрицательный или нейтральный. Уже это обстоятельство делает недопустимым отождествление воспитательного и социального потенциалов. Именно разница этих потенциалов и делает возможным такой важный атрибут человеческой личности, как свобода выбора. Процесс социализации в данном случае понимается как непрерывный процесс выбора, осуществляемого субъектом в условиях наличия нескольких альтернатив. В этом случае мы можем говорить об ответственности индивида перед обществом и общества - перед личностью. Следовательно, при наличии адекватных социокультурных условий может быть успешно решена проблема наращивания и материализации воспитательного потенциала общества и государства, создающего предпосылки для успешной социализации детей и молодежи в условиях реальной свободы.
В современных социально-педагогических исследованиях основное внимание уделено специфике социализации подростков и молодежи девиантного поведения, в связи с чем представляет особый интерес изучение теорий девиации [1, 3]. Одним из важнейших
направлений в изучении социализации стали работы, посвященные технологиям оптимизации социализации и преодоления девиантного поведения (или склонности к девиации).
Анализ традиционных и современных концепций социализации и девиации показывает, что, во-первых, много внимания уделяется особенностям подросткового и юношеского возраста, которые непосредственно связаны с социальными и социально-педагогическими факторами (бедность и нищета, занятость и невнимание родителей, отсутствие позитивных условий для социализации детей и подростков, возможностей для получения образования и работы и т.п.). В то же время не учитывается тот факт, что социальные факторы (универсальные для многих семей и социальных групп) по-разному сказываются на процессе социализации и воспитания детей и молодежи. Неблагоприятные социальные факторы не ведут автоматически к негативной социализации и девиантному поведению. Более того, тенденция рассмотрения индивида как жертвы
неблагоприятных условий социализации не учитывает потенциальные возможности самой личности, ее самовоспитания.
Во-вторых, изучаются технологии социализации в работе с подростками и молодежью девиантного поведения, особенно отмечается значимость индивидуального подхода и учета социальных и психологических особенностей их социализации, однако наблюдается разрыв в подходах психологов и социологов (социальных работников) к решению этих проблем.
В-третьих, анализ современных концепций показывает, что достаточно мало изучены управление в работе с подростками и молодежью девиантного поведения и процессы
взаимодействия как на разных уровнях социума, так и на уровне адаптации и реабилитации личности в социальной группе. Не определены роль и ответственность различных уровней управления в преодолении особо опасных форм девиантного поведения, представляющих угрозу для общества.
Безусловно, управление процессами социализации носит относительный характер. Синергетика, теория самоорганизации убедительно показывают несостоятельность идеи полного и всеохватывающего контроля над
114
социальными процессами (И. Пригожин, И. Стенгерс, З. Жанабаев и др.). Управляющее воздействие со стороны субъекта лишь включается в процесс социальной самоорганизации по кибернетическому принципу «черного ящика». Сложность процесса социализации проявляется не только в трудности проведения границы между биологическими и социальными детерминантами, но и в том, что выходная реакция не обязательно связана с входящей социальной информацией и сама не влияет на свое последующее изменение. Выход зачастую определяется ее внутренней переработкой и следует собственным законам. Входной толчок запускает цепь структурных рекурсивных изменений, итог которых зависит не от входа, а от индивидуальных свойств личности, от ее поведенческого репертуара. Среда воспринимается им выборочно: какие-то сигналы игнорируются, другие воспринимаются, но конечный результат - поведение, определяется внутренними потребностями [11].
Социальные технологии, применяемые в ходе целенаправленной социализации, можно классифицировать по тому, на каком уровне они применяются - на макротехнологии, мезотехнологии и технологии микроуровня.
Макротехнологии - это макроуровень социально-педагогических технологий, они заключаются в разработке и реализации социальных программ национального масштаба, прежде всего, социальные проекты в рамках Государственной молодежной политики Республики Казахстан: социальные проекты в сфере развития физкультуры и спорта, социальные проекты в сфере образования, в средствах массовой информации, организация учреждений социальной защиты детей и молодежи различного профиля
республиканского и регионального уровня. В разработке данных программ участвуют различные министерства и ведомства: МОН РК, МВД, Минюст, Минфин и другие, при участии органов исполнительной власти (акиматов), разработан проект развития Государственной молодежной политики на 2015-2030 годы.
Возникнув во второй половине ХХ века, молодежная политика государства как новое социальное явление, по своему назначению идентичное системе образования, взяло на себя функции социализации с положительной социальной ориентацией, охватывающей все пространство общественной жизни молодежи за пределами института формального образования. Появление этого нового типа социальной деятельности - показатель новых общественноисторических условий и ограниченности в них
возможности прежних социализационных институтов, прежде всего, системы образования. К сожалению, реализация Государственной молодежной политики в Казахстане, по ряду причин - как объективных, так и субъективных, - не дала ожидаемых результатов (не смогла решить большинство заявленных проблем молодежи). В этих условиях у пассивной молодежи лишь усиливается недоверие к государству и государственным институтам. С другой стороны, активная часть молодежи начинает вовлекаться в общественнополитические движения и организации, и здесь не исключено вовлечение молодежи в асоциальные и деструктивно-радикальные движения, религиозно-экстремистские течения, увеличение миграционных процессов.
Молодежная политика государства в современных условиях должна быть сфокусирована на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности
социализации подрастающих поколений и создании развернутой к социуму системы социального воспитания. Основным
содержанием социального воспитания становится обеспечение процесса социализации и саморазвития молодого человека как субъекта деятельности на основе технологии и средств педагогической поддержки.
К технологиям мезоуровня относят универсальные технологии, применимые на разных уровнях (такие как технологии диагностики и профилактики, технологии страхования, патронажа и другие). Их отличительная особенность в том, что они применяются как в масштабах всего общества (в частности, оценка уровня алкоголизации и наркотизации населения, разработка и реализации программ профилактики девиантного поведения, молодежной преступности и т.п.), так и в малых группах, и по отношению к отдельной личности.
Воздействие оказывается различными частными технологиями, среди которых можно выделить нормативно-правовые, социальноэкономические и организационные технологии, социально-медицинские, социально-
психологические, социально-педагогические технологии, собственно социальные; технологии индивидуальные, межличностные и групповые, технологии работы в определенной социальной среде; технологии диагностические,
коммуникативные, информационные,
консультационные, коррекционные, социальнореабилитационные; технологии работы с семьями, в сфере образования, в сфере рекреации, в сфере культуры и спорта, и др.
115
Особое место на наш взгляд должны занять технологии развития физического, социального и психологического здоровья молодежи [8].
Социальные технологии микроуровня заключаются в работе с отдельной личностью и ее ближайшим окружением (семья, круг друзей, класс или студенческая группа). В этом случае специалист идет от личности, ее особенностей, конкретных проблем и выстраивает новую траекторию развития личности, которая поможет человеку адекватно социализироваться и достичь успехов.
На микроуровне наиболее ярко проявляются следующие черты и принципы:
- подходы к социализации личности должны быть индивидуальны, т.к. они реализуются на уровне межличностных отношений, но в основе должна лежать целостная концепция личности;
- в ходе социализации наибольший эффект могут дать технологии, направленные на использование сильных сторон личности, задатков и способностей подростка, т.е. установка на его самореализацию;
- современное применение социальных технологий микроуровня предполагает не только отношения субъекта и объекта, но субъектсубъектные отношения, процесс взаимодействия управляющих и управляемых;
- выработка технологий воздействия должна сочетать традиционные методы и подходы, а также инновационные;
- социальные технологии на микроуровне предполагают тесную связь со всеми институтами и агентами социализации; без этого работа на уровне личности не может дать должного эффекта; все проблемы личностного становления должны рассматриваться в комплексе, системно, с различных сторон.
Микротехнологии, применяемые в ходе целенаправленной социализации, затрагивают проблемы социальной работы с молодежью. С этих позиций понятие «молодежь» должно рассматриваться как многомерный феномен, который может быть адекватно интерпретирован лишь с нескольких позиций, а не с точки зрения какой-то одной, отдельно взятой научной дисциплины.
Только на этой основе может быть выработана новая, гуманистическая и личностноориентированная концепция молодежи, развивающаяся с учетом особенностей макропарадигмы общества как его социокультурного основания «культура -социализация - история» [10, с. 99].
Главным конструктом данной концепции является положение о молодежи как о субъекте
(а не только объекте) социальной действительности. Тем самым радикально трансформируется и цель, и содержание процесса социализации. Целью социализации становится не подгонка индивида под желательные для общества параметры и не превращение индивида в конформистски настроенную личность, лояльную ко всем государственным институтам, а формирование социально активного и ответственного гражданина, способного творчески
перерабатывать социальный опыт и не только адаптироваться к действительности, но и изменять эту действительность.
Таким образом, центр тяжести с педагогики авторитарной переносится на педагогику отношений, считающей личность активным субъектом двухстороннего процесса
социализация. Сущностный смысл социализации в этом контексте раскрывается как сложное и взаимозависимое переплетение процессов подражания, адаптации, интеграции,
саморазвития и самореализации. С содержательной же стороны, социализация предстает как пересечение действия врожденных механизмов, социальных условий и сознательно направляемого обучения и воспитания.
Общие итоги теоретического изучения проблем социализации на протяжении полутора столетий подводить еще рано, усложнение социальной жизни настоятельно требует активного поиска новых подходов. Вопросы, поставленные еще в XIX веке, сегодня звучат иначе, и иные ответы дает на них научное сообщество. Многочисленные теории, концепции и подходы отразили данное
социальное явление с разных сторон, и ни одна из концепций не ушла в прошлое, не устарела. Отчасти можно согласиться с выводом Я.И. Гилинского о том, что социология социализации пока еще далека от завершенности, в чем-то эти теории пока находятся на периферии
теоретических разработок [3, с. 70]. Задачей современной науки становится формирование обобщающей многосторонней и
междисциплинарной концепции социализации молодежи в условиях конкуренции и
плюрализма, адекватной ей концепции преодоления девиационных процессов (т.е. концепции адекватной социальной политики), а главное - формирование и обоснование комплекса технологий реабилитационнокоррекционной и социально-педагогической работы с детьми и молодежью, выработки критериев эффективности этой работы.
116
Литература:
1. Белов В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвентным поведением // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9(67). - С. 11-17.
2. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 94 с.
3. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) / Я.И. Гилинский // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 42-46.
4. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - Изд. 3е, испр. и доп. - СПб.: Архей, 2008. - 334 с.
5. Качанова О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5(63). - С. 89-92.
6. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. -2003. - № 1. - С. 26-32.
7. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. - М., Феникс, 1998. - 688 с.
8. Судакова Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11(57). - С. 89-92.
9. Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности. Учеб. пособие нового поколения. Астана: ЕАГИ, 2011. - 375 с.
10. Тесленко А.Н. Социализация молодежи: казахстанская модель. Монография. / А.Н. Тесленко. - Саратов - Астана: ЦНТИ, 2007. - 370 с.
11. Тесленко А.Н. Социализация молодежи: педагогика отношений в социуме. Монография. -Алматы - Астана: АГУ им. Абая, Институт управления, изд-во «Полиграф-НС», 2002. - 236 с.
12. Хмель Н.Д., Тесленко А.Н. Образование как фактор формирования социально ответственной личности // Интеграция науки и практики в образовательном процессе. - Алматы: АГУ им. Абая. - 2003. - С. 98-103.
13. Ядов А.В. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. / А.В. Ядов. -Кемерово, 2000.
References:
1. Belov V.G. Koncepcija psihologo-akmeologicheskogo soprovozhdenija podrostkov s delikventnym povedeniem // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2010. - № 9(67). - S. 11-17.
2. Berger P. Social'noe konstruirovanie real'nosti / P. Berger, T. Lukman. - M.: Medium, 1995. - 94 s.
3. Gilinskij Ja.I. Sociologija deviantnosti (novelly i perspektivy) / Ja.I. Gilinskij // Sociologicheskie issledovanija. - 2009. - № 8. - S. 4246.
4. Ivanenkov S.P. Problemy socializacii sovremennoj molodezhi / S.P. Ivanenkov. - Izd. 3-e, ispr. i dop. - SPb.: Arhej, 2008. - 334 s.
5. Kachanova O.B. Rol' sem'i i lichnostnyh osobennostej podrostkov v genezise deviantnogo povedenija // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2010. - № 5(63). - S. 89-92.
6. Kovaleva A.I. Koncepcija socializacii
molodezhi: normy, otklonenija, socializacionnaja
traektorija // Sociologicheskie issledovanija. - 2003. -№ 1. - S. 26-32.
7. Smelzer N. Sociologija: per. s angl. / N. Smelzer. - M. Feniks, 1998. - 688 s.
8. Sudakova Ju.E. Fizicheskaja kul'tura i sport v sisteme social'nyh antinarkoticheskih vozdejstvij na podrostkov deviantnogo povedenija // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2009. - № 11(57). -S. 89-92.
9. Teslenko A.N. Pedagogika i psihologija socializacii lichnosti. Ucheb.posobie novogo pokolenija. Astana: EAGI, 2011. - 375 s.
10. Teslenko A.N. Socializacija molodezhi: kazahstanskaja model'. Monografija. / A.N. Teslenko. -Saratov - Astana: CNTI, 2007. - 370 s.
11. Teslenko A.N. Socializacija molodezhi: pedagogika otnoshenij v sociume. Monografija. -Almaty - Astana: AGU im.Abaja, Institut upravlenija, izd-vo «Poligraf-NS», 2002. - 236 s.
12. Hmel' N.D., Teslenko A.N. Obrazovanie kak faktor formirovanija social'no otvetstvennoj lichnosti // Integracija nauki i praktiki v obrazovatel'nom processe. - Almaty: AGU im.Abaja. - 2003. - S. 98-103.
13. Jadov A.V. O dispozicionnoj reguljacii social'nogo povedenija lichnosti. / A.V. Jadov. -Kemerovo, 2000.
Сведения об авторе:
Тесленко Александр Николаевич (г. Астана, Казахстан), доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), профессор, действительный член АПНК, профессор кафедры социально-психологических дисциплин, Казахский Гуманитарно-Юридический Университет, e-mail: teslan@rambler.ru
Data about the author:
Teslenko A. (Astana, Kazakhstan), Doctor of pedagogical sciences (Kazakhstan), Doctor of Social Sciences (Russia), professor, Kazakh Low and Humanities University, e-mail: teslan@rambler.ru
117