Научная статья на тему 'Некоторые аспекты сохранения объектов культурного наследия в храмах Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке на современном этапе'

Некоторые аспекты сохранения объектов культурного наследия в храмах Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОКЛИМАТ / ДВИЖИМЫЙ ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ / НЕДВИЖИМЫЙ ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ / ТЕКСТИЛЬ / ПОЛОЦКИЕ ЦЕННОСТИ / РЕСТАВРАЦИЯ / СОХРАНЕНИЕ / СЕРЕБРЯНАЯ РАКА / СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ивановская Ирина Олеговна

Статья посвящена актуальной в контексте современной практической церковной и музейной деятельности теме сохранения движимых объектов культуры в условиях действующих храмов. Предметом анализа выступают особенности движимых памятников и факторы, влияющие на их сохранность. В статье отражен пример того, как ради сохранения историко-культурного наследия допустимо отвержение исторически справедливой концепции установки воссозданной реликвии в родной среде. Выделены основные причины, повлиявшие на принятие данного решения. Для сохранения движимых памятников подобраны другие, наиболее приемлемые помещения церквей, действующих на территории монастыря. В основу исследования положены компаративистский и междисциплинарный методы. Немаловажное значение в работе имеют описательный, исторический, аналитический методы, метод научного наблюдения. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что им собраны и проанализированы параметры микроклимата храма-уникума, дано описание некоторых движимых культурных ценностей. Новизна исследования заключается в том, что автор эксплицирует зависимость особенностей размещения культурных ценностей от температурно-влажностного режима (ТВР) внутри и снаружи помещения на примере действующих храмов женского монастыря в городе Полоцке. Автор выдвигает предположение, что для сохранения культурного наследия необходимы административный, научный, исторический подходы в совокупности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты сохранения объектов культурного наследия в храмах Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке на современном этапе»

Некоторые аспекты сохранения объектов культурного наследия в храмах Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке на современном этапе

Ивановская Ирина Олеговна

аспирант Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени

Д. С. Лихачева

129301, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Космонавтов, 2

И [email protected]

Статья из рубрики "Культурное наследие - памятники истории и культуры"

Аннотация.

Статья посвящена актуальной в контексте современной практической церковной и музейной деятельности теме сохранения движимых объектов культуры в условиях действующих храмов. Предметом анализа выступают особенности движимых памятников и факторы, влияющие на их сохранность. В статье отражен пример того, как ради сохранения историко-культурного наследия допустимо отвержение исторически справедливой концепции установки воссозданной реликвии в родной среде. Выделены основные причины, повлиявшие на принятие данного решения. Для сохранения движимых памятников подобраны другие, наиболее приемлемые помещения церквей, действующих на территории монастыря. В основу исследования положены компаративистский и междисциплинарный методы. Немаловажное значение в работе имеют описательный, исторический, аналитический методы, метод научного наблюдения. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что им собраны и проанализированы параметры микроклимата храма-уникума, дано описание некоторых движимых культурных ценностей. Новизна исследования заключается в том, что автор эксплицирует зависимость особенностей размещения культурных ценностей от температурно-влажностного режима (ТВР) внутри и снаружи помещения на примере действующих храмов женского монастыря в городе Полоцке. Автор выдвигает предположение, что для сохранения культурного наследия необходимы административный, научный, исторический подходы в совокупности.

Ключевые слова: микроклимат, движимый памятник культуры, монументальная живопись, недвижимый памятник культуры, текстиль, Полоцкие ценности, реставрация, сохранение, серебряная рака, Спасо-Преображенская церковь

DOI:

10.7256/2454-0609.2018.1.23089

Дата направления в редакцию:

10-06-2017

Дата рецензирования:

10.7256/2454-0609.2018.1.23089 23-05-2017

В 2007 году начались интенсивные работы по реставрации фресковой росписи в древнем (XII в.) Спасо-Преображенском храме женского монастыря города Полоцка. Возник вопрос о правильной координации туристического потока, реставрационного процесса и богослужений для сохранения движимых и недвижимых культурных ценностей в храмах мо на с тыря .

К 2007 году удалось возродить утраченную ценность - серебряную раку. Воссоздавалась она по фотографиям, найденным в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Новый саркофаг выполнен из ясеня и облицован серебром. Современная рака (в сравнении с первоначальной) имеет ряд отличительных черт (например, на одной из сторон помещен барельеф с изображением Собора белорусских святых). В изголовье саркофага изображен шестиконечный Крест в сиянии, на противоположной стороне - вид Полоцка XII века. Внутренняя сторона крышки раки обита зеленым бархатом. На этом полотне помещен Нерукотворный образ Спасителя на шитом жемчугом плате. На одной из боковых сторон помещена отличительная надпись о времени создания раки, о мастере, учредителях, молитвенниках, благодетелях. Общий вес воссозданного серебряного саркофага более 450 кг. В него помещен новый гроб с обшивкой внутреннего пространства также зеленым бархатом. В 2009 г. над ракой была установлена сень, существенно отличающаяся от предыдущей: она имеет позакомарное покрытие и позолоченную луковичную главу на барабане. С четырех сторон сени над арками в медальонах помещены иконы Спасителя, святых Архангелов Михаила и Гавриила и святого равноапостольного князя Владимира. Боковые кокошники украшают золоченые рельефы Херувимов.

П онимая значимость сохранения движимого и недвижимого культурного наследия, администрация монастыря приняла сложное решение: отклонить исторически справедливую концепцию установки воссозданной серебряной раки с мощами в реставрируемом древнем храме. Для сохранения движимых памятников подобраны другие, наиболее приемлемые помещения церквей, действующих на территории монастыря. Так, серебряная рака с мощами преподобной Евфросинии находится в Кресто-Воздвиженском соборе, в непосредственной близости от алтаря. Самый большой монастырский храм вмещает около 2000 человек, и в нем проводятся богослужения в случаях, если предполагается присутствие значительного числа людей. Температура в храме в течение года в среднем колеблется в пределах 17-22°С. (Замеры параметров температурно-влажностного режима носили выборочный характер). В небогослужебное время относительная влажность не поднимается выше 45%. В течение дня к серебряной раке с мощами устремляется разный по интенсивности поток посетителей, но этот фактор не приводит к резкому изменению температуры или влажности в соборе из-за большого объема его внутреннего пространства. Храм отапливаемый. Батареи равномерно распределены по периметру храма и закрыты деревянными щитами. Усиление или ослабление подогрева храма регулируется в зависимости от температуры воздуха снаружи. Может быть, со временем в соборе удастся реализовать идею усовершенствования системы вентиляции. В этом случае предлагаем учитывать опыт Серафимо-Дивеевского монастыря [7, с-1261.

Некоторое беспокойство в вопросе сохранности движимых культурных ценностей вызывают несколько обстоятельств. Дело в том, что «серебро, находящееся в чистом

сухом воздухе, покрывается бесцветной оксидной пассивной пленкой, не приводящей к

изменению его внешнего вида» [9, с-88"". В нашем случае оксидная пленка на отдельных участках поверхности раки из-за интенсивной чистки может оказаться близка к утрате. Своевременные консультации и отработка практических навыков по правильному уходу являются предупредительными мерами для сохранения памятника. В практической деятельности используется регулярное напоминание, что «совершенно недопустима механическая очистка предметов, покрытых серебром. Абразив наносят на мягкую ткань

или хорошо выделанную замшу» Г8, с.2°5"|,|"9, с-93"" перед чисткой, если ее осуществляет не специалист-реставратор.

В отношении хранения серебряного саркофага следует учитывать еще одно серьезное обстоятельство: «при несоблюдении определенных условий металл может начать разрушаться. Основными причинами разрушения могут быть следы пота и органических веществ на поверхности металла (попадает с отпечатками пальцев)» [8, С-2281,Г9, с.14°"". Эта тема актуальна для обсуждения, поскольку большинство посетителей опирается на край гробницы руками. Напомним, что для удобства паломников к раке приставлена деревянная ступенька. Считаем возможным примыкающую к серебряной поверхности сторону ступеньки снабдить мягкой тканью для предотвращения случайного механического воздействия на раку. Предлагаем продумать и дополнить конструкцию ступеньки ограждающими перилами или опорой для предотвращения регулярных прикосновений к декорированной поверхности саркофага. Но уже сейчас постоянная работа с туристами в контексте: «Как правильно подходить к имеющимся святыням, сохраняя культурные ценности,»- дает свой положительный эффект.

Таким образом, расположение серебряной гробницы в пространстве большого проветриваемого помещения собора является оптимальным в сложившейся ситуации. Стало возможным продолжение реставрационных работ в древнем храме. Одновременно удовлетворена потребность посетителей во взаимодействии со святыней. Осмотр раки, как произведения ювелирного искусства, доступен и в тоже время пространственно регулируется. Материалы, в том числе текстильные, находятся в приемлемых для действующего храма условиях хранения.

Н евозможно не упомянуть о еще одной ценности - уцелевшем историческом кипарисовом гробике 1910 года. Администрацией монастыря было принято решение поместить его в дубовую резную раку и установить в Евфросиниевском храме. Здание имеет только систему отопления. Температура в церкви в течение года в среднем удерживается в пределах 16-21°С при относительной влажности 40-60%. (Измерения проводились выборочно). Богослужения в нем осуществляются практически ежедневно. Тем не менее условия сохранения приближены к рекомендуемым для комплексного хранения параметрам ТВР, в том числе по отношению к изделиям из дерева и ткани ^ = 15-18°С,

]' = 50-65%) Г41,Г10' с-405"". Особое беспокойство вызывает тот факт, что элементы иконы преподобной Евфросинии вышиты золотными нитями. «Для меди и медных сплавов, входящих в состав золотных нитей и тканей, большую опасность могут представлять кислотные пары, которые могут выделяться из дерева при высокой влажности.

Влажность при хранении предметов из медных сплавов не должна превышать 50%» 18 с-122'—2261,|[91—сЛ401. Таким образом, микроклимат Евфросиниевского храма является наиболее приемлемым для сохранения данных культурных ценностей: поток посетителей сравнительно невелик, помещение удобно для проветривания, полное отсутствие сквозняков, нет ярко выраженной опасности заражения деревянных конструкций насекомыми-древоточцами, т.к. не проводятся работы с использованием новой,

необработанной древесины. Кроме того, амплитуда колебаний суточной и годовой температур и относительной влажности, в сравнении с древним храмом, не столь велика.

Шедевром древнерусского зодчества и живописи является Спасо-Преображенская церковь XII века с ее фресками. Посетителей монастыря волнует вопрос: вернутся ли святыни в древний храм по окончании реставрации? Говорить о сохранении движимых культурных ценностей в условиях реставрируемого исторического памятника очень сложно. В процессе продолжения архитектурных и живописных реставрационных работ наблюдается повышенная запыленность внутреннего пространства храма. Если для редких богослужений локальные реставрационные работы не являются серьезной помехой, то длительное хранение серебряной или деревянной раки с текстильными материалами в подобных условиях недопустимо, но исторически обоснованно.

В данный момент негативными факторами для комплексного хранения материалов в древнем соборе является отсутствие системы вентиляции и сложный, неустановившийся микроклимат храма. «Нормализация температурно-влажностного режима конструкций и воздушной среды памятника архитектуры является наиболее важным фактором, влияющим на сохранность и долговечность монументальной живописи» и храмовых

ценностей [2, с-611. Поэтому с сентября 2015 года в монастыре введен постоянный хранительский контроль за состоянием здания, в результате которого фиксируется температурно-влажностный режим и осуществляются попытки его регулирования в соответствии с рекомендациями.

Обратимся к конкретной ситуации. На рисунке 1 отражен годовой ход температуры наружного воздуха и изменения температуры воздуха внутри храма за период с сентября 2015 года по февраль 2017 года. В зимний период был введен ограниченный подогрев, что не позволило температуре внутри храма опуститься ниже +5°С.

Годовой ход температуры наружного и внутреннего воздуха (по ереднеме сячнылл значен и ям) с с« нтя бри 2015 г. п о фев ра ль 2017 г.

и°С

«"■■В храме утрол! ■"•»Снаружи .грана утром

»

20

10

О

¿г л? / ¿> V У" ^ ^ .„V

Чгсяп

Рисунок I

В начале мая ограниченный подогрев сводится до минимума или отключается. В этот период от хранителей требуется особая осторожность и внимательность к процессу проветривания помещения. Управлять процессом прогревания конструкций объекта на данном этапе достаточно сложно из-за повышенной влажности в самих конструкциях. Но в осенний период процесс понижения температур идет равномерно, что видно из отображенных на рисунке 1 кривых падения внутренней и наружной температур. Просматривается явная теплоустойчивость храма. Это связано с установкой на холодный период двойного остекления окон, закрытием входов в подцерковье, консервацией южного дверного проема и выхода на чердак, введением постепенного ограниченного

подогрева помещения.

Следует заметить, что распределение температуры по высоте храма неравномерное. На хорах температура воздуха, в зависимости от сезона, выше на 0,5-3°С относительно температуры внизу собора. Логично, что в барабане перепад температур может быть еще значительнее. В чердачном помещении зимой минусовая температура, а в летний период иногда показания превышают отметку +25°С.

В Спасо-Преображенском храме за один год произошло увеличение относительной влажности воздуха внутри объекта. На рисунках 2 и 3 отражены показания, зафиксированные снаружи собора и в помещении церкви в сентябре 2015 и 2016 гг. Заметно усилилась амплитуда суточных колебаний внутри храма в сентябре 2016 г., кроме того, диапазон значений существенно повысился.

Можно предположить, что такое увеличение относительной влажности внутри церкви связано с ухудшением качества временной отмостки здания, близким расположением грунтовых вод или изменением их направления, с наличием влаги в криптах храма, с интенсивным использованием большого количества воды в процессе реставрационных работ, с подсыханием влажных досок нового временного настила пола, с отсутствием продуманной системы вентиляции в помещении, со сменой хранителей здания (с последующим их обучением).

В научной литературе обозначено, что в неотапливаемых церковных зданиях относительная влажность воздуха меняется «в диапазоне 50-100%. Наибольшую опасность для настенных росписей и иконостасов представляют температура воздуха ниже 0°С и относительная влажность выше 70%. Снижение температуры ниже 0°С ведет к промерзанию и повреждению кладки, разрушению древесины, грунтов и красочного слоя живописи. Повышение относительной влажности выше 70% создает условия для развития микроорганизмов и конденсационного увлажнения настенных росписей»

с-137"". Высокая относительная влажность, зафиксированная в 2016 году в древнем храме, близка к 70%, а иногда превышала эту отметку. Имеющиеся температурные и влажностные значения не могут не вызвать беспокойство у специалистов, поскольку такое соотношение параметров может спровоцировать разрушение подверженных данному воздействию участков настенной живописи посредством, например, выхода солей. В этой ситуации биопоражениям особенно могут быть подвластны зоны стенописи,

ранее укрепленные модифицированным желтком [5, с-70"", деревянные конструкции и текстильные материалы, находящиеся в открытом хранении.

Следует сделать акцент на том, что богослужения в холодный период в древней церкви не проводятся, а в остальное время их проведение находится в прямой зависимости от микроклимата храма. Специалисты рекомендуют после зимы: «К первому богослужению температура внутреннего воздуха должна быть не ниже +6-8°С, а относительная

влажность — не выше 75-78%» [6, с-161"". Охлаждение здания в зимний период не допускается. С марта храм начинаем очень аккуратно проветривать. Тем самым церковь подготавливается к проведению первого после зимы богослужения, которое совершается не раньше праздника св. Пасхи и не позже дня памяти преподобной Евфросинии (5-6 июня). В 2016 году первое богослужение было проведено в середине мая при t вн. = +14°С и ф = 60%, а t сн. = +16°С и ф = 55%.

В древнем храме второй год ведется контроль температурно-влажностного режима. Это важно в связи с тем, что для «допустимого количества посетителей и времени их пребывания в храме в любое время года необходимо учитывать состояние внутреннего воздушного температурно-влажностного режима и наружные погодные условия»

с'165". В холодный период здание полностью закрыть для туристов не представляется возможным, но посещаемость регулируется и имеет свою строгую организацию, которую постепенно нужно дополнять и совершенствовать. Сегодня при входе посетителей в церковное здание в холодный сезон большие группы делятся на подгруппы по 15-18 человек. Первая подгруппа размещается в притворе, плотно закрывает две наружные двери и только после этого проходит в основное помещение. Точно так же поступает вторая часть группы. Данный процесс обеспечивает как можно более короткий промежуток времени поступления наружного воздуха в собор. Также отметим, что экскурсионные маршруты, в программе которых храм и его фресковая роспись являются объектами показа, построены так, что большая часть информации предоставляется экскурсантам до посещения древней церкви. Таким образом, минимизируется пребывание группы внутри помещения. Наличие любой из святынь, будь то серебряная рака или кипарисовый гробик 1910 г. с сохранившимся текстильным материалом того же периода (фрагмент скуфейки XX в. с мощей преподобной Евфросинии), привело бы к более длительному пребыванию посетителей в соборе и многолюдству. Следует отметить, что обе раки и святыни, хранящиеся в них, представляют комплексы различных материалов: металла, дерева, текстиля. Процессу разрушения, например, металла, входящего, в том числе, в состав золотных нитей, может способствовать «агрессивность окружающей воздушной среды из-за повышенной влажности (образование конденсата

при перепаде температуры), а также содержащихся в ней газов, большого количества пыли» —с'121,—^ЖЫ9,—с.1401. Все эти опасные для движимых историко-культурных ценностей факторы наличествуют в древнем храме.

Если говорить о кипарисовом гробике 1910 года и дубовой раке, то для них в условиях повышенной влажности существует угроза деформации материала, поражения плесенью или заражения жуком, что имеет высокую степень вероятности из-за использования в ходе архитектурной реставрации и ремонтных работ древесины разного качества.

Если предположить размещение серебряной раки в древнем соборе, то в условиях повышенной влажности возможен риск ее повреждения. Дело в том, что казеин, как возможный источник сероводорода, является компонентом составов, используемых при выполнении реставрационных работ. На это указывает М.С. Шемаханская в своем труде «Реставрация металла»: «В помещениях присутствие повышенного содержания сероводорода можно объяснить выделением его из казеина, так как казеин легко

подвергается бактериальному распаду» [9, с-89"". Поэтому устанавливать серебряную раку в Спасо-Преображенском храме считаем крайне небезопасно.

Вместе с тем следует признать, что реставрационные работы в древнем соборе носят постоянный характер. Сегодня, чтобы успешно справиться с поставленными задачами: продолжать исследовательские, реставрационные и консервационные работы, сберечь имеющиеся ценности и обеспечить их популяризацию, принято решение аутентичную стенопись сохранять как недвижимый памятник культурного наследия с регуляцией потока экскурсантов. Все движимые культурные ценности перенести в иные помещения. Бесспорна полезность распределения движимых памятников по разным храмам или частям храма для рассредоточения групп посетителей и снижения одновременной нагрузки на один объект. Кроме того, в древнем храме воспрещено возжигать свечи

с'51", только во время богослужения зажигается несколько общих свечей и лампад. Таким образом, поставить свечу у святыни возможно в Кресто-Воздвиженском соборе либо в Евфросиньевском храме, не создавая при этом опасных условий для фресковой росписи XII века и движимых памятников.

Администрацией монастыря осознается значимость сохранения объекта историко-культурного наследия высшей категории и движимых культурных ценностей. В этом контексте важно отметить тесное сотрудничество со специалистами Лаборатории климата музеев и памятников архитектуры ГосНИИР. Обучаясь у ведущих специалистов-климатологов, сотрудники и сестры обители перенимают ценнейший опыт хранения различных объектов. Совершенно очевидно, что сохранением нужно заниматься постоянно и непрерывно. Очень важна взаимозаменяемость (преемственность) хранителей для качественной работы по стабилизации температурно-влажностного режима и правильного ухода за культурными ценностями. По этой причине около года назад руководством монастыря были назначены хранители храма и введено регулярное обучение нескольких насельниц обители основам хранения.

Сразу же следует подчеркнуть: уже сейчас сотрудникам монастыря совместно со специалистами необходимо прорабатывать различные формы взаимодействия с посетителями, общественностью, организованными группами туристов, волонтерами, семинаристами, ГУ «Национальным агентством по туризму», паломническими службами. Данная работа должна проводиться в направлении ревалоризации культурных ценностей, пояснения значимости их сохранения и демонстрации способов защиты, даже, возможно, средствами музейного показа Конечно, продуктивной формой

работы является личный пример специалистов, монашествующих, клириков, (даже в видеозаписи), посредством которого происходит популяризация деятельного бережного отношения к историческим объектам.

Таким образом, совместная деятельность специалистов, монашествующих, общественности, властных структур и каждого человека, соприкасающегося с историко-культурным наследием, позволяет надеяться на реализацию постоянной превентивной консервации недвижимых и сохранение движимых памятников.

Библиография

1. Беляевская О., Фомин И. Как защитить храм от сажи и копоти// Храмоздатель.-2013.- № 1(2).- С. 50-53.

2. Дорохов В.Б. Использование методов строительной теплофизики для изучения и оптимизации условий сохранности монументальной живописи в памятниках архитектуры// Проблемы сохранения и реставрации монументальной живописи: Материалы конференции ГосНИИР (26 апреля 2006 г.).- М., 2006.- С. 61-72.

3. Ивановская И.О. Материалы к музеефикации Спасо-Преображенской церкви в городе Полоцке: Монография. - Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2016.92 с.

4. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: утверждена Приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г. №290.- М., 1984.- 78 с.

5. Лелекова О.В. Исследование и консервация росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря// Сохранение росписей Дионисия 1502 года в Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: Материалы Международной научно-методической конференции (13-15 сентября 2011 года).- М.: «Индрик», 2012.- 128 с.

6. Микроклимат церковных зданий/ под общ. ред. Трезвова А.В.- М.: ГосНИИР, 2000.178 с.

7. Проньков М.А., Сущинин А.А., Дорохов В.Б. Микроклимат в Троицком и Преображенском соборах Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря// Святыни земли Нижегородской. Памятники Архитектуры на рубеже XIX-XX вв.: Материалы III региональной научно-практической конференции (14 ноября 2013 года).- Нижний Новгород, 2014.- С. 126-138.

8. Шемаханская, М.С. Металлы и вещи: история, свойства, разрушение, реставрация.-М.: "Индрик", 2015.- 288 с.

9. Шемаханская, М.С. Реставрация металла: методические рекомендации.- М.: ВНИИР, Типография Министерства культуры СССР, 1989.- 155 с.

10. Юренева, Т.Ю. Музееведение.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2006.- 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.