RAR УДК 7.04 ББК 79-85
ПОЛОЦКАЯ ОБИТЕЛЬ В ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ: РЕКОНСТРУКЦИЯ УСЛОВИЙ СОХРАНЕНИЯ РЕЛИКВИЙ
Ивановская Ирина Олеговна,
Аспирантка Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Лихачева Д. С., Берсеневская набережная 20, Москва, Россия,119072,
vit.irina@bk.ru
Аннотация
В статье дано описание условий хранения некоторых историко-культурных объектов в условиях действующего собора. Анализируется микроклимат и состояние архитектуры Спасо-Преображенского храма XII в. на основании иконографических источников. Выделены отдельные факторы, которые оказали влияние на движимые культурные ценности.
Ключевые слова
Полоцкий женский монастырь, Спасо-Преображенский храм, серебряная рака, деревянная рака, церковный текстиль, литографии И. П. Трутнева.
Почти семь веков в Феодосиевых пещерах Киево-Печерской лавры хранились мощи преподобной Евфросинии, игуменьи и княжны Полоцкой. В 1910 году святыня была перенесена в специально подготовленном деревянном гробике из Киева на историческую родину. Мощи святой поместили в серебряную раку, установленную в маленьком храме XII в. на территории основанного княжной-монахиней Евфросинией, женского монастыря.
Согласно монастырской летописи за 1912 г., «серебряная рака располагалась на солее перед царскими вратами храма. Кипарисовая, облицовка серебром 84-й пробы, весом 320 фунтов чистого серебра. Представляет подобие древнего саркофага, на углах которого размещаются колонны с золочеными капителями.
Каждая из сторон раки украшена барельефами: в центре лицевой стороны — перенесение св.
Серебряная рака преподобной Евфросинии Полоцкой. Фотография 1910 г.
Мощей преподобной Евфросинии из Иерусалима в Киев. На противоположной стороне — барельеф, представляющий момент закладки преподобной Евфросинией храма Спаса. По бокам барельефов помещены эмалированные изображения Византийских крестов. В изголовье и в ногах изображен по золотому полю крест преподобной. Верхний край раки украшен золотым чеканным орнаментом и покрыт разноцветною эмалью, в нижней части помещен золотой орнамент. На крышке раки размещена икона преподобной Евфросинии в рост, вокруг которой идет золоченая чеканная эмалированная рама. На откосах крышки с 4-х сторон выгравированы золотые надписи из акафиста преподобной Евфросинии. Внутри крышка обита темно-красным бархатом, и на ней помещен Нерукотворный Спас»1.
Из летописи обители узнаем, что через некоторое время «рака была устроена под сенью на 4-х колоннах, украшенных рисунком с изображением виноградных гроздьев и листьев, позолоченной резьбой. На колоннах располагались 4 арки с надписью: «Честна пред Господем смерть преподобных» и «Дивен Бог во святых своих». Вверху арок с 4-х сторон размещались медальоны с изображением св. Александра Невского, равноапостольного князя Владимира, мучеников князей Бориса и Глеба. Сень была увенчана сферическим византийским куполом»2.
В связи с планируемыми торжествами 1910 года по случаю перенесения мощей, перед церковным и светским обществом ставилась более широкая задача, которая была озвучена в периодической печати. Согласно Полоцким Епархиальным ведомостям за декабрь 1909 года, требовалось «приготовить дорогой нашей гостье приличную раку, украсить ея святый храм, ныне запущенный и нерасписанный»3.
Посредством иконографических источников, опубликованных в юбилейном издании «Полоцкое Радование», посвященном столетию перенесения мощей святой игумении Полоцкой обите-
26 1 Летопись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского жен-
ского монастыря за 1912 г. // НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 40-40 об. (Архив Полоцкого Спасо-Евфросини-евского монастыря).
2 Летопись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря за 1914 г. // НИАБ, ф.2694, оп. 1, д. 662, л. 50 (Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевско-го монастыря).
3 Преддверие великого торжества // Полоцкие Епархиальные ведомости. -1909. — №№ 51-52. — С. 974.
Литография Н. П. Трутнева 1866 г. На хорах Спасо-Преображенского храма
ли Евфросинии из Киева в Полоцк, попробуем понять условия, микроклимат, конструктивное и эксплуатационное стояния храма и примыкающей к нему территории накануне торжеств по поводу перенесения святыни.
На литографиях Н. П. Трутнева за 1866 год4 приметно, что праздничные богослужения в древнем храме, особенно в весенне-летний период, проходили при большом стечении народа. Все желающие не имели возможности разместиться в Спасо-Преображенской церкви. Погода в эти дни могла быть солнечной, но небо, изображенное на автолитографии, ассоциируется с повышенной облачностью, что может указывать на высокое влагосодержание воздуха вне храма. Западный дверной проем во время богослужения изображен без дверей, что может свидетельствовать о попытках осуществлять сквозное проветривание. Вероятно, наблюдалось повышение влажности и температуры в помещении от сгорания свечей и от многолюдства. К 1866 году в основном объеме храма уже было выполнено одно из известных поновлений древней фресковой стенописи маслом. На монохромной литографии обращает на себя внимание тот факт, что на хорах часть стены от уровня деревянного настила пола покрыта темной масляной краской.
4 Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. — Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке, 2010. — С.84-85.
Отчетливо видно, что местами штукатурка и красочный слой отсутствуют, открывая кладку, выявляются трещины. Можно предположить, что эти деструкции связаны с комплексом факторов: наличием лишней влаги в ограждающих конструкциях, механическим воздействием на поверхность, конструктивными деформациями. Этот же иконографический источник дает понятие о дощатом поле, вероятно, неокрашенном, т. к. видна фактура дерева. Такой настил требовал дополнительной основательной влажной уборки, что подразумевает временное повышение эксплуатационной влаги в помещении храма.
На цветной акварели с изображением южной кельи Спасо-Преображенской церкви5 находим, что стены с древней живописью оштукатурены и окрашены. Для освещения внутреннего пространства маленького помещения, помимо дневного света, использовалось минимальное искусственное освещение: лампада у чугунной двери при входе, две лампады для освещения ограниченного пространства самой капеллы, лампадка перед иконой. В этом случае мы можем говорить, что копоть от лампад и свечей оседала на поверхности окрашенных стен, при этом, не проникая в древнюю фресковую живопись. На акварели видны два подсвечника с одной большой свечой на каждом. Малых гнезд для небольших свечей заметно по три на подсвечнике. Паломники, видимо, ставили свечи в другой части храма, что в какой-то мере способствовало уменьшению количества сажи, копоти, влаги и тепла в келье. Вероятность проветривания данного крестообразного помещения могла существовать, поскольку есть окно. Но использовалась ли эта возможность? Точно можно утверждать, что наличие чугунной двери в западной части рукава креста южной капеллы предполагает некоторое нормирование числа желающих зайти в келью.
Если рассматривать литографию с видом западного фасада древнего храма6, то можно увидеть, что штукатурка на фасадах местами отсутствует, чем обеспечивается интенсивный доступ атмосферной влаги к ограждающим конструкциям
5 Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. — Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке, 2010. — С. 88.
6 Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. — Полоцк: Спасо-Евфросиниевский
женский монастырь в г. Полоцке, 2010. — С. 86.
Спасо-Преображенский храм в г. Полоцке. Фотография 1896 г.
и аутентичным материалам. Заметим, что река Полота с трех сторон омывает монастырь. Столетие назад она была более полноводной, в результате чего можно предположить достаточно частое присутствие повышенной влажности вокруг собора.
Дорожка к храму — уплотненный песок с землей, по двум сторонам от нее — трава. Дерн по периметру церкви примыкает вплотную к стене. Нет какого-либо специального мощения. Склон с северной стороны храма более покатый. Виден значительный уклон грунта на этом участке. Отведение воды от стен с северной стороны более интенсивное, но следов специально организованного дренажа нет.
На фотографии за 1896 год видно, что четыре водосточных трубы по углам здания упорядочивают отвод воды с кровли.
Конструктивная особенность нижней части трубы, вероятно, обеспечивала усиленный отброс воды от стен. Кровельный скат в центре восточной части алтарной апсиды снабжен водосборником и трубой. Предполагаем, что намокание основания стен было минимизировано за счет подобной организации оттока воды. Тем не менее около 1896 года было устроено захоронение, примыкавшее к северной части алтарной апсиды. На более ранней фотографии7 погребение
7 Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. — Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в г. Полоцке, 2010. — С. 25.
Интерьер Спасо-Преображенского храма. Фотография конца XIX в.
с оградой плотно граничит с южной частью западного фасада, что могло нарушить отмостку на этих участках. Повреждение отмостки чаще всего приводит к увлажнению нижних частей стен и повышению влажности внутри здания.
На основании фотографии конца XIX века очевидно, что основной объем храма освещался небольшим паникадилом со множеством свечей, несколькими напольными подсвечниками и, вероятно, лампадами, что является причиной появления копоти на стенах и оседания сажи на иконах, ковчегах, церковном текстиле.
На одной из фотографий8 различимо, что к торжествам стены помыли и живопись подновили. Из «Формулярной Ведомости о Полоцком Спасо-Евфросиниевском Первоклассном женском монастыре за 1912 год» узнаем, что к празднествам была «исправлена по местам штукатурка, которая заново покрашена масля-ною красною краскою», а «для установки сени и раки устроена солея»9. Известно, что солея была выполнена к торжествам 1910 года. Ее фрагменты обнаружены при смене деревянного настила пола в 2015 году и частично демонтированы.
К концу XIX века на территории монастыря был построен каменный Евфросиниевский
храм и закончилось строительство большого Кресто-Воздвиженского собора, что уменьшало богослужебную нагрузку на древнюю церковь. В дни торжественного перенесения мощей преподобной Евфросинии серебряную раку поставили в подготовленном Спасо-Преображенском храме. На фотографии10 различимо, что, помимо сооружения сени над святыней, в соборе был сделан поручень для подъема на солею и, соответственно, удобства подхода к святым мощам.
Прошло время, в стране начала разворачиваться кампания по изъятию церковных ценностей. В 1922 г. в Спасо-Евфросиниевском монастыре была реквизирована серебряная рака11. Она считается утраченной. Деревянный кипарисовый гробик, в котором переносилась святыня из Киева в Полоцк, был вскрыт и мощи изъяты. Только в 1943 году реликвия была возвращена в Полоцкую обитель.
В постсоветское время монастырская жизнь на данной территории стала возобновляться. Уже в 1989 году было получено официальное разрешение на возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Первоначально мощи были помещены в кипарисовый гробик 1910 г. и положены в новую дубовую резную раку в Спа-со-Преображенском храме. Со слов насельниц монастыря, ходатайствовал о создании дубовой раки владыка Димитрий (Дроздов) с участием архимандрита Виктора (Мамонтова).
Она была изготовлена в Литве приблизительно в 1986 году. Представляет собой саркофаг на четырех столбиках с винтовыми колоннами и сенью. Сень украшена четырьмя крестами на подоснове в виде луковичных куполов. Пятый большой крест венчает центр передней стороны сени. Крест закреплен на небольшом постаменте, имитирующем церковь. Передний щит сени украшен резьбой: в медальонах изображены виноградные ветви, лилии, птицы с виноградиной в клюве, крест. На столбиках-опорах воспроизведена виноградная лоза с плодами. Щит лицевой, передней стороны раки, украшен барельефом с изображением павлинов, пьющих из чаши, над которой воздвигнут четырехконечный крест. В свою очередь из сосуда произрастает виноградная лоза, распадающаяся на две
Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торже-
ства 1910 года. — Полоцк: Спасо-Евфросиниевский
женский монастырь в г. Полоцке, 2010. — С. 267.
Там же. С. 316.
10 11
Там же. С. 336.
Канфесп на Белару« (к. XVIII — ст.)/В. В. Грыгор'ева ^ шт.]. — Мшск: Экаперспектыва,1998. — С. 160.
8
9
Дубовая рака (конец XX в.) Фотография 2017 г.
пересеченные ветви с плодами. Вся композиция обрамлена сверху двумя поясками орнамента: плетеным и стилизованным. Внизу щита — узкий поясок с растительным орнаментом. Противоположная сторона раки простая, из досок. Боковые стороны частично закрыты фигурными щитами, обрамляющими сквозной лаз под ракой. Крышка подъемная, выполнена из досок с планками по бокам и фиксируется четырьмя завесами к стационарной части крышки. Внутренняя поверхность саркофага обита тонким зеленым бархатом. На тыльной стороне крышки закреплен образ преподобной Евфросинии, вышитый на зеленом уплотненном бархате. Срезы бархатного полотна подогнуты и обрамлены узкой декоративной лентой. Образ преподобной
Евфросинии вышит гладью, одежды окаймляет тонкая двужильная тесьма золотистого цвета. Нимб расшит металлизированной толстой нитью по формованной объемной основе и украшен бисером по контуру. Надписи вышиты золотой нитью. Схимнический крест на одеждах и свиток в руках выполнены с использованием жемчуга. Крест в правой руке святой изготовлен из металлических пластин, окрашенных под золото с камнями (стекло, стразы). Рака запирается на ключ посредством встроенного замка.
В последние годы XX века был поставлен вопрос о начале реставрационных работ во всех храмах монастыря. Постепенно стала актуальной тема стабилизации микроклимата древнего храма. Немалое беспокойство было вызвано необходимостью сохранения имеющихся и возрождающихся культурных ценностей и святынь, создания комфортных условий для паломников и посетителей. Начался поиск квалифицированных специалистов.
Вследствие выше описанных фактов, характерных для данной территории исторических событий (войн, смен собственника, последствий революции и прочее) видится, что храм длительное время бытовал в достаточно агрессивных условиях, к которым частично адаптировался. Следовательно, и движимые памятники время от времени содержались в не соответствующих условиях для сохранения. Это происходило в том числе из-за некомпетентности в данных вопросах и утрате в сознании людей понимания, что святыни и памятники — это еще и культурное наследие общества. Таким образом, движимые и недвижимые памятники культуры, в том числе в условиях действующих храмов, требуют разумного постоянного профессионального внимания и ухода.
Список литературы
1. Канфесп на Беларуа (к. XVIII — ст.)/В. В. Грыгор'ева ^ шш.]. — Мшск: Экаперспектыва,1998. — С.159-162
2. Летопись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря за 1912 г. // НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 40-40 об. (Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря).
3. Летопись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря за 1914 г. // НИАБ, ф.2694, оп. 1, д. 662, л. 50 (Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря).
4. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. — Полоцк: Спасо-Евфро-синиевский женский монастырь в г. Полоцке, 2010. — 440 с.: ил.
5. Преддверие великого торжества // Полоцкие Епархиальные ведомости. -1909. — №№ 51-52. — С. 974.
THE POLOTSK MONASTERY IN THE ICONOGRAPHIC SOURCES: RECONSTRUCTION OF CONDITIONS PRESERVATION OF VALUES
Ivanovskaya Irina Olegovna,
Graduate student of the Russian Scientific Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D. S. Likhachev, Bersenevskay anaberezhnaya, 20, Moscow, Russia, 119072,
e-mail: vit.irina@bk.ru
Abctract
The article describes some historical and cultural objects of the (functioning) church. The analysis of the microclimate and the condition of the Savior-Transfiguration church of the XII century is based on the iconographic sources. Some historical facts are highlighted because they have influenced movable cultural values.
Keywords
Polotsk women»s monastery, Savior-Transfiguration Church, silver reliquary, wooden reliquary, church textiles, lithographs of I. P. Trutnev.