Научная статья на тему 'Некоторые аспекты революции в архитектуре индивидуального жилого дома второй половины XIX века'

Некоторые аспекты революции в архитектуре индивидуального жилого дома второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура XIX века / исследовательская работа студентов / индивидуальный жилой дом / каталог типовых домов / architecture of the XIX century / research work of students / individual dwelling house / catalog of typical houses

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красилова Людмила Альбертовна, Нужина Светлана Евгеньевна, Пинчук Виктория Дмитриевна, Кадун Анна Витальевна, Самитова Лейла Эдуардовна

Статья посвящена результатам совместной исследовательской работы со студентами 14 группы (2-й семестр 2020/21 учебного года) по определению предпосылок и выявлению особенностей создания загородных особняков и деревянных дач, включая изучение чертежей из каталогов, изданных во второй половине XIX века. Были определены предпосылки и сформулированы характерные аспекты революции в архитектуре индивидуального жилого дома второй половины XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the revolution in the architecture of an individual residential building in the second half of the XIX century

The article is devoted to the results of joint research work with students of the 14th group (2nd semester of the 2020/21 academic year) to determine the prerequisites and identify the features of creating country mansions and wooden cottages, including the study of drawings from catalogs published in the second half of the 19th century. The prerequisites were determined and the characteristic aspects of the revolution in the architecture of an individual residential building of the second half of the 19th century were formulated.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты революции в архитектуре индивидуального жилого дома второй половины XIX века»

Л. А. Красилова, С. Е. Нужина, В. Д. Пинчук, А. В. Кадун, Л. Э. Самитова 10.24412/cl-35672-2022-1-0104

L. A. Krasilova, S. E. Nuzhina, V. D. Pinchuk, A. V. Kadun, L. E. Samitova

Некоторые аспекты революции в архитектуре индивидуального жилого дома второй половины XIX века

Some aspects of the revolution in the architecture of an individual residential building in the second half of the XIX century

Ключевые слова: архитектура XIX века, исследовательская работа студентов, индивидуальный жилой дом, каталог типовых домов.

Keywords: architecture of the XIX century, research work of students, individual dwelling house, catalog of typical houses. Аннотация: Статья посвящена результатам совместной исследовательской работы со студентами 14 группы (2-й семестр 2020/21 учебного года) по определению предпосылок и выявлению особенностей создания загородных особняков и деревянных дач, включая изучение чертежей из каталогов, изданных во второй половине XIX века. Были определены предпосылки и сформулированы характерные аспекты революции в архитектуре индивидуального жилого дома второй половины XIX века.

Abstract: The article is devoted to the results of joint research work with students of the 14th group (2nd semester of the 2020/21 academic year) to determine the prerequisites and identify the features of creating country mansions and wooden cottages, including the study of drawings from catalogs published in the second half of the 19th century. The prerequisites were determined and the characteristic aspects of the revolution in the architecture of an individual residential building of the second half of the 19th century were formulated.

Одной из составляющих работы студентов на кафедре «Основы архитектурного проектирования» является исследовательская работа - изучение архитектурного сооружения, исторических и культурных предпосылок его создания, а также его возможного влияния на последующее развитие архитектурного процесса. Во втором семестре 2020/21 учебного года студенты 14 группы исследовали предпосылки и особенности создания загородных особняков, а также деревянных дач, включая изучение чертежей из каталогов, изданных во второй половине XIX века.

Исследования архитектуры индивидуальных жилых домов выявили ряд факторов, повлиявших на архитектуру индивидуального жилого дома второй половины XIX в., среди которых, в первую очередь, необходимо отметить возникший в начале XIX века в Европе большой интерес к изучению материалов археологических раскопок, проводившихся в Греции, Италии, в Малой Азии и Африке. Известно, что до конца XVIII в. европейские архитекторы были знакомы с лучшими образцами древнегреческой и римской архитектуры по книгам Витрувия, Виньолы и Палладио. В начале XIX века английский посланник в Константинополе лорд Т. Эль-гин вывез большое количество фрагментов Парфенона в Англию; коллекция вызвала большой интерес у просвещенной части общества, в том числе у архитекторов. Учеными проводились многочисленные археологические раскопки в Греции, Италии, в африканских и других странах. Уникальные находки, свозившиеся в европейские страны, вызвали значительный интерес в научных кругах и привлекли внимание общественности. В России в конце XVIII века также возник интерес к античному искусству, артефакты массово закупались в Европе. Самая обширная коллекция через коллекционера античного искусства Т. Дженкинса была куплена Павлом I для дворца в Павловске.

Другим важным фактором стало развитие новых направлений в искусстве XIX века, в первую очередь, в литературе и живописи. «Развитие промышленности, повлекшее за собой много такого, что отталкивало идеалистически настроенных людей, неизбежно способствовало обращению назад и попыткам оживить "счастливое прошлое"» [5, с. 41]. Рост промышленности способствовал развитию идеалистических настроений в обществе и, как следствие, возрождению готики. Романтизм возрождал прошлое в привлекательном виде. Позже, как протест против «академического» искусства, в среде европейских художников возрождаются традиции романтики средних веков. Влияние романистов А. Рэдклифф, В. Скотта и др. привело к возрождению готики в Англии, Германии, скандинавских странах, в Нидерландах и, в некоторой степени, во Франции.

В Англии появилось движение «Братство прерафаэлитов», возглавляемое У. Моррисом, который «осуждал чистый утилитаризм, машинную продукцию всякого рода, независимо от ее качества. Он и его последователи были увлечены "золотым веком средневековья"». В последние годы жизни он, однако, признавал машинную технику при условии облегчения ею жизни людей, выступал не против машин как таковых, а только против неправильного их применения» [2].

Третьим фактором, повлиявшим на архитектуру индивидуального жилого дома второй половины XIX века, является промышленная революция конца XVIII - начала XIX века. В Англии раньше, чем в других странах Европы, завершился промышленный переворот, начавшийся с 1760-х годов, который обеспечил английской буржуазии экономическое первенство на внешних рынках. При этом развитие промышленности к середине XIX в. привело к противоречивым результатам, по разному влиявшим на развитие архитектуры. С одной стороны, появился новый класс буржуазии, способной

стать заказчиком новой архитектуры; были созданы новые строительные материалы, технологии конструирования и строительства зданий и сооружений. Но с другой - тысячи «свободнорожденных британцев» были превращены в пролетариев, в придатки к машинам на капиталистическом производстве. Следствием этого стало массовое обнищание населения, вовлеченного в промышленное производство на крупных предприятиях, перенаселение городов и ухудшение экологии в крупных европейских городах. А. Уиттик отмечал: «Весьма печален тот факт, что жилища девяти десятых населения Европы в XIX в. были так плохи и убоги, так мрачны и бедны, что на вопрос об их архитектуре можно ответить лишь иронической улыбкой» [5, с. 120].

Следующим фактором явился быстрый рост промышленности в городах. Он «вызывал огромный спрос на жилье у прибывающих из сельской местности рабочих, который опережал жилищное строительство. Перенаселение городов становилось острым, условия жизни рабочих ухудшались, росла антисанитария. В сельской местности возводились небольшие традиционные дома. В пригородах для улучшения качества жизни строились целые районы, состоявшие часто из отдельно стоящих маленьких домов, повторявшихся многократно и составлявших ансамбли» [2].

Все перечисленные факторы в своем взаимодействии породили три условные тенденции в архитектуре жилых домов XIX века: историзм, эклектику и новую «манифестную» архитектуру.

Во второй половине XIX века в европейской архитектуре появился новый интерес к истории, архитекторы обращались и к более ранним стилям, - например, к романской, византийской и египетской архитектуре. В стиле историзма проектировали Э. Виолле ле Дюк, Г. Земпер и др.

В это же время, стремясь к оригинальности, архитекторы не только копировали более раннюю архитектуру, но и экспериментировали, смешивая разные стили, что в дальнейшем привело к возникновению нового направления, названного эклектикой.

У перечисленных концепций, основанных на использовании классических образцов ранней архитектуры, были и критики. Они справедливо указывали на то, что не может быть жизненности в подражании стилю, созданному далеким прошлым. В частности, А. Уиттик отмечал: «Для того чтобы успешно возродить искусство, необходимо возродить и образ жизни, создавший это искусство» [5, 3]. Еще критичнее высказался Ю. Ёдике: «Господствующее увлечение формами прошлого было лишь попыткой скрыть собственную беспомощность» [1, с. 25].

Концепции в архитектуре, которые основаны исключительно на идеях прошлого, не могли в полной мере ответить на изменение мировосприятия и на происходящие социальные сдвиги.

XIX век «не создал единого стиля архитектуры, своего искусства организации пространства. Л. Салли-вен в Чикаго, Г. Берлаге в Амстердаме, А. Ван де Вельде в Брюсселе и О. Вагнер в Вене почти одновременно выдвинули свои новые требования, протестуя против под-

ражания историзму, были услышаны и не остались без внимания. Вызванное ими движение привело к развитию современной архитектуры.

Архитектура самым тесным образом связана со своей эпохой. Все в архитектуре - от предпочтения, отдаваемого отдельным формам, до выбора отдельных зданий -отражает условия времени, к которому она относится. Ч. Ф. Войси, Ф. Уэбб и Р. Н. Шоу были ведущими европейскими архитекторами в области жилищного строительства в период 1860-1905 годы. Их постройки основываются на принципах функциональной планировки, эффективного использования материала и являются образцом простого, ясного и честного отношения к архитектуре. Английская архитектура этого периода оказала большое влияние на многих архитекторов континента, особенно в Германии, Австрии, Франции, Голландии и Бельгии» [2].

До середины XIX века в Англии для представителей высших слоев общества строились особняки в викторианском стиле, изукрашенные декоративными деталями. С течением времени основным заказчиком жилья постепенно становится развивающийся класс буржуазии, требования которого к жилью существенно отличались от потребностей знати. Эти новые потребности, удовлетворяемые с использованием новейших достижений промышленности, привели к появлению нового типа загородного дома.

«Манифестом нового направления в архитектуре и отказом от догм прошлых эпох стал «Красный дом» (1859) - идеальное жилище, один из первых образцов архитектуры «Движения искусств и ремесел», построенный архитектором Ф. Уэббом в Бексли-Xис для молодой семьи У Морриса.

При проектировании «Красного дома» Ф. Уэбб придерживался принципа структурной целостности и желания объединить здание с его природным окружением и памятниками культуры» [2]. Особое внимание было уделено планировке участка, использованию природных материалов и традиционных строительных методов. Этот дом «своей Ь-образной планировкой, необычным решением внешнего облика представлял собой полную противоположность обычным в то время особнякам, изукрашенным лепниной. Моррис создавал не просто дом, а новый стиль жизни, опираясь на опыт средневековья, когда люди были вынуждены сами себе создавать предметы быта. Исторически это можно расценить как один из первых примеров творческого обновления жилищного строительства» [2].

Появление новой большой группы заказчиков, вкусы и предпочтения которых в архитектуре не были до конца сформированы, вкупе с техническим развитием и другими вышеперечисленными факторами, привело к расширению типологии в архитектуре в целом, и в архитектуре жилища в частности. По скорости и масштабу происходивших изменений этот процесс можно назвать революционным.

Изменениям подверглись:

- места строительства индивидуальных жилых домов (перемещение из центров городов в пригороды);

- внешний облик (многообразие стилей - неоготика, неоклассицизм, викторианский стиль, мавританский стиль, эклектика и т. д.);

- объемно-планировочное решение (появление Г-образных и иных несимметричных домов, как например, дом Морриса; появление помещений иного назначения - ванная комната, туалет);

- способы взаимодействия заказчика и архитектора (появление каталогов типовых домов, возможность приобрести типовой проект из каталога и построить по нему дом силами других подрядчиков, что привело к значительному росту объемов жилищного строительства).

Перечисленные аспекты привели к революционным изменениям в архитектуре индивидуального жилища.

Студентка Л. Э. Самитова в своем исследовании изучила творчество французского архитектора П. Шаба, главного архитектора Парижа, профессора курса гражданских конструкций в парижской Национальной школе искусств и ремесел (СошегуаШге пайопа1 des а!^ et métiers). П. Шаба издал уникальные каталоги кирпичных типовых домов, которые включали фасады, планы, конструктивные решения и декоративные элементы европейской архитектуры второй половины XIX века. Эти издания были популярны у современников Шаба и сейчас пользуются спросом у профессиональных проектировщиков. Книги содержат огромный иллюстративный ряд - уникального качества цветные гравюры. Например, каталог «Викторианская кирпичная и терракотовая архитектура» (1889) Шаба содержит дома викторианского, неоклассического и модерн стилей, появившихся в конце XIX века.

Студентка С. Е. Нужина, изучая творчество П. Шаба, выяснила, что в конце XIX века многие проекты из каталогов Шаба были реализованы. С 1858 по 1906 год в Ле-Везине (фр. Le Vésinet), коммуне во Франции, в регионе Иль-де-Франс было построено 938 «роскошных домов». Среди различных моделей «загородных домов», которые предлагали в каталоге архитекторы Аньес, Бертран и Пети, наиболее распространенными в 1881 году были двухэтажные дома в стиле «нео-Людовика XIII» и неоклассицизма. Постепенно эклектизм стал правилом. Архитекторы Буржуа, Зингери и Бардон дали волю своей фантазии.

Особенностью и новаторством построек из каталога было налич^ в большинстве из них водопровода. «В любом доме достаточно открыть кран, чтобы в любой момент было столько воды, сколько ему заблагорассудится», - отмечал вoстoржeнный обозреватель. Водопроводная вода на всех этажах -это «роскошь». Наличие туалета и ванной комнаты в индивидуальном жилом доме было достижением для того времени. До начала XIX века в подобных домах чаще проектировали ванную комнату без водопровода, туалеты были диковинкой, которую можно было найти во Франции только в каждом третьем доме.

Интересно отметить, что в России в это же время происходит бум дачного строительства, причем дачи из дерева строятся часто по типовым каталогам.

Студентка А.В. Кадун выявила, что в России с середины XIX до начала XX века, благодаря моде, пришедшей из Европы, многие состоятельные горожане, заботясь о своем здоровье, переезжали летом за город на дачи. В связи с дороговизной строительства дачи не являлись массовым явлением. Слово «дача» возникло от глагола «давать»: император Николай I издал указ о раздаче земель от Тверской заставы до Петровского парка для строительства загородных дач в 1836 году отличившимся на службе. Сдавать участки земли в аренду было выгодно крупным землевладельцам. Железная дорога, соединяющая Петербург и Москву, способствовала новому росту загородной жизни.

Новые тенденции поставили перед архитекторами новые задачи: создать модную дачную архитектуру в классическом стиле, стиле модерн, а также используя итальянские мотивы.

Существовало насколько каталогов типовых дачных домов. Например, «Сельская архитектура. Планы и фасады церквей, сельских и дачных домов, хозяйственных строений, сельско-фабричных зданий, ледников, беседок, купален, резьбы из дерева и проч., и проч.» [4], опубликованный в 1870 году. «Альбом включает планы, фасады и детальные чертежи (150 рисунков и 60 таблиц) для застройки дачных поселков» [3].

«Во второй половине XIX в. на окраинах Москвы и Петербурга стали появляться дачные поселки» [4]. Фасады проектировались в неорусском стиле, часто были декоративными, украшались орнаментами. Архитекторы создавали настоящие шедевры, аналогов которым не было в Европе. М. Д. Быковский являлся проектировщиком типовых проектов дач. Им были представлены проекты дач в разных стилях - от готики до мавританского стиля.

В 2020-2021 гг. проект «Отмывка фасада» проводился в ситуации пандемии КОВИД. В рамках данного учебного задания студенты должны выявить структуру и пластику архитектурного объекта с помощью тональной отмывки, изобразить материал стен здания, антураж и стаффаж. Студентка В.Д. Пинчук отметила, что в связи с пандемией все консультации с преподавателями проходили онлайн на платформе Zoom. Преподаватели в условиях Zoom-конференции, в режиме реального времени рассказывали о тонкостях подготовительного этапа работы, демонстрировали приемы техники отмывки. Главной трудностью в данной ситуации для студентов явилось фотографирование этапов работы, так как зачастую камеры некорректно отображали насыщенность тона. В результате студенты освоили методы выполнения фотографических работ. Занятия проводились с помощью программы Adobe Photoshop. В ней преподаватели графически быстро отмечали недочеты в чертежах, построении теней, изображении антуража, стаффажа и неточности в тоновых соотношениях объемных форм здания. Несмотря на трудности выполнения курсового проекта в условиях пандемии, благодаря современным технологиям и внимательному кураторству преподавателей, оказалось возможным освоить технику отмывки китайской тушью и выполнить

курсовой проект в хорошем качестве, - ряд проектов группы попал в 20 лучших проектов курса.

Таким образом, выявленный в данном исследовании объем изменений, происходивший во второй половине XIX века во всех областях архитектуры индивидуальных жилых домов (от проектирования до способа взаимодействия с заказчиком), позволяет сделать вывод о стремительных и многообразных изменениях, сопоставимых по масштабам с революционным развитием. Исследовательская работа способствовала повышению профессионального уровня студентов.

Список цитируемой литературы:

1. Ёдике, Ю. История современной архитектуры / Ю. Ёдике. -Москва : Искусство, 1972.

2. Красилова, Л. А. Эволюция композиционных решений деревянного жилого дома : конец XIX - начало XXI века : специальность 05.23.20 : диссертация ... кандидата архитектуры /

Красилова Людмила Альбертовна; Моск. архитектур. ин-т. -Москва, 2012. - 180 с. : ил. + Прил. ( с. 1-150 ).

3. Стори, В. Г. Дачи, виллы и особняки: Фасады и планы каменных и деревянных построек в новых стилях / В. Г. Стори. -С.-Петербург: Книгоиздательство М. Г. Стракуна, [б. г.]. -72 с.: ил. - (Дачная архитектура за границей).

4. Типовые дачи XIX века // Interior+Design: интернет-портал. - URL: https://www.interior.ru/architecture/9332-tipovaya-derevyannaya-arhitektura-xix-veka-seliskie-doma-i-dachi / (дата обращения: 05.12.2021).

5. Уиттик, А. Европейская архитектура ХХ века / А. Уиттик. -Москва : Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре и строительным материалам, 1960.

6. Eleb, M. La mise au propre en architecture: Toilette ET salle de bains en France au tournant du siècle (1880-1914) / M. Eleb // Techniques & Culture. - 2010. - No54-55.

7. Shabat, P. Batiments. Chemins de fer / Pierre Shabat. - Paris, 1862 // Gallika: Интернет-портал. - URL: https://gallica.bnf. fr/ark:/12148/bpt6k65293728.texteimage (дата обращения: 01.12.2021).

Е. А. Соколова 10.24412/cl-35672-2022-1-0105

E. A. Sokolova

Градостроительная топография исторического поселения города Краснодара XIX-XX веков

Urban topography of the Krasnodar historical settlement in the XIX-XX centuries

Ключевые слова: Краснодар, топографический анализ, планировочная система исторического поселения, композиционная структура центра, линейные перспективы, доминанты, градостроительная эволюция. Keywords: Krasnodar, topographic analysis, planning system of historical settlement, compositional center structure, linear perspectives, dominants, urban evolution.

Аннотация: Данная работа посвящена развитию центра Краснодара в XIX-XX веках. Рассмотрены особенности исторического поселения: эволюция его градостроительной среды, специфика планировочной структуры и стилистики пространственного образа. Также в статье отмечены основные закономерности формирования видовых перспектив, доминант, размещенных в исторической застройке центра. Анализ проводится с целью определения методики сохранения историко-культурных ценностей города.

Abstract: This work is devoted to the development of the Krasnodar centre in the XIX-XX centuries. Peculiarities of the historical settlement are considered: evolution of its urban environment, specifics of the planning structure and stylistics of spatial image. The article also notes the main patterns in formation of the urban vistas and dominants in the historical centre. The analysis is carried out in order to determine the methodology for preserving the historical and cultural values of the city.

Постановлением Министерства культуры РСФСР №12 от 19.02.1990 г. Краснодар (Екатеринодар до 1920 года) был отнесен к историческому населенному месту России, но в современной административной практике этот факт игнорируется 1. Проект границ исторического поселения регионального значения вступил в силу с 1 марта 2019 года, и от того, насколько обоснованно определен предмет охраны, зависят перспективы его сохранения и устойчивого развития.

Планировочной топографии Екатеринодара присущи закономерности, свойственные другим городам-крепостям России, но историческое поселение в значительной мере своеобразно. Город был основан

1 Город был исключен из нового перечня исторических поселений федерального значения Приказом от 29 июля 2010 года № 418/339 Министерства культуры РФ.

ввиду стратегической целесообразности в 1793 году как административный центр Земли Войска Черноморского. Композиционные принципы Екатеринодара базировались на принципах регулярной организации городского пространства, осуществляемых созданным Екатериной II государственным учреждением -Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Город был основан в период, когда главным архитектором Комиссии был И. М. Лейм, но проект планировки разработан не был. Если обратить внимание на генеральные планы раннего Екатеринодара и других городов края (Майкоп, Армавир, Тимашевск и т. д.), становится очевидным, что несколько механистичные принципы регулярной сетчатой планировки Комиссии были заложены в основу этих градостроительных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.