Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ АПК ЧЕРЕЗ КООПЕРАЦИЮ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ АПК ЧЕРЕЗ КООПЕРАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / кооперация / агропромышленный кооператив / земельные ресурсы / агропродукция / реализация агропродукции / рыночная система / сельскохозяйственные земли / эффективность / конкурентоспособность / рыночное хозяйство / рыночный механизм / каналы реализации / agro-industrial complex / cooperation / agro-industrial cooperative / land resources / agricultural products / sales of agricultural products / market system / agricultural land / efficiency / competitiveness / market economy / market mechanism / sales channels

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирланбек Убайдуллаев, Бактыяр Асанов, Назгуль Матикеева, Клара Пайысбеков

В данной статье рассматриваются современные проблемы реализации продукции агропромышленного комплекса страны. В условиях рыночной системы хозяйствования выпуск и тем более реализация продукции АПК являются наиважнейшим фактором для достижения конечного результата. Дается подробный анализ проблем, возникающих в силу соответствующих причин в процессе реализации произведенной продукции. Предлагаются пути решения вопросов, связанных с реализацией агропродукции через создание соответствующих кооперативов, что в свою очередь положительно повлияет на эффективность осуществляемой деятельности в данной сфере. Иными словами, результаты кооперации в сфере агропромышленного комплекса могут быть положительно отражены в виде крупного объема и качества произведенной продукции, что непосредственно может эффективно сказаться на конечном результате. Результат деятельности предприятий агропромышленного комплекса в виде соответствующих объединений (кооперативов) может дать в виде крупного объема производства и качества произведенной продукции, которая в свою очередь поднимет вопрос ее дальнейшей эффективной реализации (продажи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирланбек Убайдуллаев, Бактыяр Асанов, Назгуль Матикеева, Клара Пайысбеков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SOLVING THE PROBLEMS OF SALE OF AIC PRODUCTS THROUGH COOPERATION

This article discusses the current problems of selling products of the country's agro-industrial complex. In the conditions of a market economy system, the release and, moreover, the sale of agricultural products are the most important factor in achieving the final result. A detailed analysis of the problems that arise due to relevant reasons in the process of selling manufactured products is given. Ways are proposed for solving issues related to the sale of agricultural products through the creation of appropriate cooperatives, which in turn will positively affect the efficiency of ongoing activities in this area. In other words, the results of cooperation in the field of agro-industrial complex can be positively reflected in the form of a large volume and quality of products produced, which can directly effectively affect the final result.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ АПК ЧЕРЕЗ КООПЕРАЦИЮ»

Экономика

УДК: 338.109.11

Б01: 10.52754/16947452_2022_2_148

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ АПК ЧЕРЕЗ КООПЕРАЦИЮ

Убайдуллаев Мирланбек Байдусенович, д.э.н., профессор,

и.пигктЪъекатаИ. ги АсановБактыярМарипович к.э.н., доцент, Матикеева Назгуль Курманалиевна, к.г.н., доцент,

птаикееуаатаИ. ги Пайысбекова Клара Топчубековна, ст. преподаватель

кра1\^Ьеко\'аатаИ. ги Ошский государственный университет

Ош, Кыргызстан

Аннотация: В данной статье рассматриваются современные проблемы реализации продукции агропромышленного комплекса страны. В условиях рыночной системы хозяйствования выпуск и тем более реализация продукции АПК являются наиважнейшим фактором для достижения конечного результата. Дается подробный анализ проблем, возникающих в силу соответствующих причин в процессе реализации произведенной продукции. Предлагаются пути решения вопросов, связанных с реализацией агропродукции через создание соответствующих кооперативов, что в свою очередь положительно повлияет на эффективность осуществляемой деятельности в данной сфере. Иными словами, результаты кооперации в сфере агропромышленного комплекса могут быть положительно отражены в виде крупного объема и качества произведенной продукции, что непосредственно может эффективно сказаться на конечном результате. Результат деятельности предприятий агропромышленного комплекса в виде соответствующих объединений (кооперативов) может дать в виде крупного объема производства и качества произведенной продукции, которая в свою очередь поднимет вопрос ее дальнейшей эффективной реализации (продажи).

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, кооперация, агропромышленный кооператив, земельные ресурсы, агропродукция, реализация агропродукции, рыночная система, сельскохозяйственные земли, эффективность, конкурентоспособность, рыночное хозяйство, рыночный механизм, каналы реализации.

А0К ПРОДУКЦИЯСЫН КООПЕРАЦИЯ МЕНЕН САТУУ ПРОБЛЕМАЛАРЫН ЧЕЧУУНУН АЙРЫМ АСПЕКТТЕРИ

Убайдуллаев Мирланбек Байдусенович, э.и.д., профессор,

и.1тг1апЬекатаИ. ги Асанов Бактыяр Марипович э.и.к, доцент, Матикеева Назгуль Курманалыевна, к.г.н., доцент,

птаикееуаатаИ. ги Пайысбекова Клара Топчубековна, ст. преподаватель

kpaiysЪekova@mail.ru Ош мамлекеттик университети Ош, Кыргызстан

Аннотация: Бул макалада влквнYн агро онер жай комплексинин продукциясын сатуунун актуалдуу KomornopY талкууланат. Рынок экономикасынын системасынын шарттарында айыл чарба продуктыларын чыгаруу жана андан тышкары сатуу акыркы натыйжага жетYYHYн эц маанилуу фактору болуп саналат. QндYPYлгвн продукцияны сатуу процессинде тиешелYY себептерден улам келип чыккан квйгвйлвргв кецири талдоо берилген. ТиешелYY кооперативдерди тYЗYY аркылуу айыл чарба продукциясын сатууга байланышкан маселелерди чечYYHYн жолдору сунушталууда, вз кезегинде бул багыттагы ЖYpгYЗYЛYп жаткан иш-чаралардын натыйжалуулугуна оц таасирин тийгизет. Башкача айтканда, агро внвр жай комплекси чвйpвCYндвгY кооперациянын натыйжалары вндYPYлгвн продукциянын ири квлвмY жана сапаты тYPYндв оц чагылдырылышы мYмкYн, бул тYздвн-тYЗ акыркы натыйжага натыйжалуу таасир этиши мYмкYн.

Ачкыч свзвр: агро внвр жай комплекси, кооперация, агро внвр жай кооперативи, жер ресурстары, айыл чарба продукциясы, айыл чарба продукциясын сатуу, рынок системасы, айыл чарба жерлери, натыйжалуулук, атаандаштыкка жвндвмдYYЛYк, рынок экономикасы, рынок механизми, сатуу каналдары.

SOME ASPECTS OF SOLVING THE PROBLEMS OF SALE OF AIC PRODUCTS THROUGH COOPERATION

Ubaidullaev Mirlanbek Baidusenovich, doctor of economical sciences, professor, u.mirlanbek@mail.ru Asanov Baktyar Maripovich, candidate of economical sciences, associate professor, Matikeeva Nazgul Kurmanalyevna, candidate of geographical sciences, associate professor,

nmatikeeva@mail.ru Paiysbekova Klara Topchubekovna, senior lecturer

kpaiysbekova@mail.ru Osh State University Osh, Kyrgyzstan

Abstract: This article discusses the current problems of selling products of the country's agro-industrial complex. In the conditions of a market economy system, the release and, moreover, the sale of agricultural products are the most important factor in achieving the final result. A detailed analysis of the problems that arise due to relevant reasons in the process of selling manufactured products is given. Ways are proposed for solving issues related to the sale of agricultural products through the creation of appropriate cooperatives, which in turn will positively affect the efficiency of ongoing activities in this area. In other words, the results of cooperation in the field of agro-industrial complex can be positively reflected in the form of a large volume and quality of products produced, which can directly effectively affect the final result.

Keywords: agro-industrial complex, cooperation, agro-industrial cooperative, land resources, agricultural products, sales of agricultural products, market system, agricultural land, efficiency, competitiveness, market economy, market mechanism, sales channels.

Введение

В условиях рыночной системы хозяйствования одним из основных направлений агропредприятий является не только процесс производства агропромышленной продукции, но также процесс ее реализации. Иными словами, ключевым фактором для достижения намеченного результата агропромышленным предприятиям выступает процесс успешной реализации произведенной продукции на соответствующих рынках сбыта с учетом требований потребителей.

Актуальность. Современная система хозяйствования, особенно в агропромышленном секторе экономики доказала, что процесс реализации произведенной продукции ставится во главе угла деятельности хозяйствующего субъекта. В условиях рыночной системы хозяйствования для улучшения процесса реализации продукции агропромышленного комплекса рекомендуется ее осуществление через создание кооперативов. Огромного внимания требует со стороны агропроизводителей поиск необходимых каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, а также возможное расширение на перспективу этих каналов, для чего потребуется применение эффективных методов и механизмов по достижению конечного результата.

Цель исследования

Предложить необходимые механизмы по реализации произведенной продукции агропромышленного комплекса с учетом требований потребителей, а также создание кооперативов что эффективно повлияет на улучшение процесса сбыта произведенной продукции. Предлагаются необходимые механизмы по поиску и расширению каналов для сбыта агропромышленной продукции.

Объектом исследования являются агропромышленные кооперативы Кыргызской Республики.

Современная система хозяйствования и отношения возникающие в процессе производства и реализации продукции агропромышленного комплекса доказывает, что в условиях рыночной системы хозяйствования на первый план выходит не массовость произведенной продукции, а такие отличия как качество, экологическая чистота для потребления, цена и т.п. Иными словами это означает, что смысл массовости выпуска произведенной продукции в определенной мере теряет значение, хотя этот фактор тоже не отвергается. Это означает, что в современных условиях рынок в свою очередь в силах регулировать массу произведенной продукции с одной стороны и качество с другой. Необходимо отметить в данном случае о роли государства которой отводиться не маловажное значение, то есть отсутствие

более жесткого государственного вмешательства может завести в определенной мере механизм саморегулирования рыночных отношений. Государство в данном случае должно вести более либеральную политику, что в свою очередь может подтолкнуть к возникновению естественной конкуренции между предприятиями агропромышленного комплекса [1]. Но это не означает, что государство должной отойти в сторону, а наоборот государство должно создавать идеальные условия через законодательную деятельность (реальные законы по поддержке предпринимательства, для привлечения государственных и иностранных инвестиций, защита прав предпринимателей и т.д.).

Необходимо отметить, что в агропромышленном секторе экономики в условиях рыночной системы хозяйствования насколько она ни была либеральной система государственного регулирования и процесс государственной поддержки остается все еще неоспоримым. Для преодоления барьеров в виде проблем в агропромышленном секторе экономики государственно-властным структурам при участии заинтересованных сторон необходимо сформировать эффективные механизмы, которые будут призваны в дальнейшем стимулировать товаропроизводителей (особенно сельскохозяйственных

товаропроизводителей), суть которого заключается как в увеличении выпуска сельскохозяйственной продукции с одной стороны, так повышению внимания к ее качеству и разнообразия продукции, с другой стороны. Стоит отметить, что выпуск большого и качественного объема сельскохозяйственного продукта еще не означает того, что производитель продукции достиг намеченного результата, то есть вырастить и произвести сельскохозяйственный продукт это всего лишь половина процесса, остальная и основная часть - это доведение продукции сельского хозяйства до конечного потребителя, то есть сбыт продукции [2].

На процесс производства продукции агропромышленного комплекса огромное влияние оказывают количество сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющих поставку сельскохозяйственной продукцию предприятиям АПК [4] (Рисунок 1.).

Количество сельскохозяйственных кооперативов

Источник: составлено автором на основе данных Нац.статкома

Как показывает анализ последних 5 лет (2016-2020 гг.) наблюдается тенденция постепенного роста (за исключением 2018 года) количества сельскохозяйственных кооперативов на территории Кыргызской Республики. Связана такая тенденция необходимостью поставки необходимой и качественной продукции сельского хозяйства и решение проблем с продовольственной безопасностью на территории страны.

В процессе реализации продукции агропромышленного комплекса производитель сталкивается на рынке с такой проблемой как дисбаланс спроса и предложения. Данный вопрос остаётся на сегодня нерешенной в силу своей сложности и рыночных перемен. В мировом сообществе в виде практических действий и в экономической теории достаточно механизмов для ее урегулирования, но проблема в том, что каждая национальная экономика, каждый рынок должны выработать собственные соответствующие ее механизмы, в силу специфических особенностей для достижения необходимого результата.

Необходимо отметить что, процесс производство продукции агропромышленного комплекса напрямую зависит от валового выпуска продукции сельского хозяйства [5] (Рисунок 2).

Валовой выпуск продукции сельского хозяйства за 2016-2020 гг.

(млн.с.)

Источник: составлено автором на основе данных Нац.статкома

Как показывает анализ за последние 5 лет (2016-2020 гг.) наблюдается тенденция увеличения валового выпуска продукции (за исключением 2018 года) сельского хозяйства, что положительно влияет на выпуск продукции АПК.

Да, не секрет, что под влиянием товарно- производственных отношений определяется направление развития производственных сил, что в свою очередь подталкивает к качественным преобразованиям в данной сфере, а также происходит диференсация промышленного производства, что в свою очередь ведет к углублению разделения труда в мировом сообществе. Современная практика в агропромышленном секторе экономики страны доказала такой факт, что при развитии производительных сил в данном секторе намечаются плюсы в производственных отношениях и сдвиги технического и технологического плана, что в свою очередь приводит к:

- улучшению межотраслевых связей,

- улучшению открытости и доступности агропромышленных предприятий,

- производственная организация выходит на новый более высокий уровень,

- создаются условия для укрупнения производственных сил,

- улучшается процесс комбинирования действующих трудовых процессов,

- развивается процесс кооперации производственных организаций на местах.

В условиях рыночной системы хозяйствования для эффективного осуществления своей деятельности и выпуска качественной продукции

предприятиям агропромышленного комплекса необходимо не только постоянно обновлять свою техническую и технологическую базу с одной стороны, но и всегда держать в тонусе форму производственных отношений. Дело в том, что ее устаревшая форма может негативно повлиять на общее развитие всей агропромышленной сферы, а это в свою очередь может негативно повлиять на весь процесс агропромышленного процесса [3].

Необходимо отметить, что в условиях рыночной системы хозяйствования и бурно развивавшихся процессов товарно-денежных отношений возрастает роль кооперации. Современная практика взаимоотношений доказала тот факт, что именно основой для устойчивых и объективных экономических отношений между предприятиями агропромышленного комплекса выступают кооперативы. Создание кооперативных объединений предприятий агропромышленного комплекса приводит к следующим позитивным результатам:

- возможность использования больших территорий земель сельскохозяйственного назначения,

- возможность в большем объеме получения сельскохозяйственного урожая,

- экономия (человеческих, технических, финансовых и иных ресурсов),

- создание на базе кооперативов научно-исследовательских центров, для сортов агро-культур и повышения урожайности,

- совместное решение вопросов проблем орошения земель сельскохозяйственного назначения,

- сокращение издержек производства,

- возможность эффективного сбыта продукций агропромышленного комплекса,

- выработка необходимых конкурентоспособных возможностей, для отражения негативных внешних явлений,

- удовлетворение потребностей внутреннего рынка и выход на внешние рынки,

- возможность постепенного возврата в оборот вышедших некогда из строя земель сельскохозяйственного назначения.

Результат деятельности предприятий агропромышленного комплекса в виде соответствующих объединений (кооперативов) может дать в виде крупного объема производства и качества произведенной продукции, которая в свою очередь поднимет вопрос ее дальнейшей эффективной реализации (продажи). Эффективность реализации (сбыт) произведенной продукции непосредственно в будущем может сказаться на:

- состоянии и развитии технико - технологической деятельности предприятия,

- расширении или наоборот материально-технической базы предприятия,

- увеличению ассортимента товаров агропромышленной продукции,

- улучшение свойств и качеств продукций предприятия агропромышленного комплекса,

- увеличении заработной платы и иных бонусов для работников предприятия,

- возможность социальной поддержки сотрудников агропромышленного предприятия в будущем,

- созданию дополнительных благоприятных условий для работников предприятия,

- улучшению качества обслуживания по доставке товаров агропромышленного комплекса.

Эффективный сбыт произведенной продукции - это заключительный этап производственного процесса предприятий агропромышленного комплекса. Да, на сегодня в мире достаточно форм и методов которые используются в процессе реализации продукции, но не все они эффективны в силу возможностей (или отсутствия возможностей) предприятия, условий рынка и спроса потребителей. Но эффективное использование дополнительных механизмов при реализации продукции - это возможность для получения прибыли и достижения намеченного результата для предприятия. Методы продвижения произведенных товаров агропромышленного комплекса на сегодня на рынке не являются нашими, а глупо копируются отечественными производителями, от чего эти методы слабо действуют на рынке. Не разработанность отечественных методов и механизмов по сбыту продукций агропромышленного комплекса в определенной мере отрицательно сказывается на достижении конечного результата и снижает эффективность деятельности организаций сельскохозяйственного сектора и предприятий АПК.

Исходя из этого, однозначно можно утверждать, что в условиях быстро меняющихся тенденций рыночных отношений для достижения положительного результата в деятельности предприятий агропромышленного комплекса экономики страны необходимо разработать и определить методы для конкретного определения эффективности использования современных организационно- экономических механизмов по реализации продукции АПК и достижения намеченного результата товаропроизводителями, с учетом национальных и иных особенностей как производителя с одной стороны, так и потребителя с другой.

Литература

1.Кенжеева М.А. «Современные методы управления экономической базой местных органов управлении». Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана 2016. С. 90-92

2.Кенжеева М.А. «Теоретические особенности распределения собственности органов местного самоуправление» Известия ВУЗов Кыргызстана 2016. С.87-89

3.Убайдуллаев М.Б. «Совершенствование системы управления земельными и водными ресурсами в Кыргызской Республике». Инновационное развитие Российской экономики, 2017. С.205-208

4.Национальный статистический комитет, Кыргызстан в цифрах 2021. С. 208.

5.Национальный статистический комитет, Кыргызстан в цифрах 2021. С. 209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.