Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ И ПОИСК НЕОБХОДИМЫХ ПУТЕЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ И ПОИСК НЕОБХОДИМЫХ ПУТЕЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Убайдуллаев Мирланбек, Кенжеева М.А., Токоева А.Б., Асанов Б.М., Пайысбекова К.Т.

Актуальность: в статье рассматриваются некоторые необходимые факторы по улучшению процесса реализации продукции агропромышленного комплекса Кыргызстана, как одного из перспективных направлений сектора экономики. Материалы и методы исследования: подробно анализируется возможный поиск дополнительных путей реализации агропромышленной продукции с учетом требований рынка и возможностей как потребителей, так и производителей. Объектом исследования является агропромышленный комплекс Киргизской Республики и рынки сбыта продукции. Цели исследования: охарактеризовать участников данного процесса с учетом рыночных требований для улучшения деятельности по реализации продукций агропромышленного комплекса. Результаты исследования: при решении проблем по реализации продукций агропромышленного комплекса необходимо установить рынок и возникающие на этом пространстве требования. Выводы: на рынке выступают отношения между производителем и потребителем произведенной продукции, через законы и механизмы рынка, которая в свою очередь составляет основу экономического формирования рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Убайдуллаев Мирланбек, Кенжеева М.А., Токоева А.Б., Асанов Б.М., Пайысбекова К.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FACTORS AND SEARCH OF NECESSARY WAYS TO IMPROVE AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION SALE

Research relevance: the article discusses some necessary factors to improve the process of selling products of the agro-industrial complex of Kyrgyzstan, as one of the promising areas of the economy sector. Research materials and methods: a possible search for additional ways to sell agro-industrial production is analyzed in detail, taking into account market requirements and the capabilities of both consumers and producers. Research objectives: to characterize the participants in this process, considering market requirements to improve activities for the sale of production in agro-industrial complex. Research results: when solving problems for the sale of production of the agro-industrial complex, it is necessary to establish the market and the requirements arising in this space. Conclusions: relations between the producer and the consumer of the manufactured products act on the market, through the laws and mechanisms of the market, which in turn forms the basis for the economic formation of market relations.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ И ПОИСК НЕОБХОДИМЫХ ПУТЕЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

УДК 631/635 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/34

AGRIS E16

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ И ПОИСК НЕОБХОДИМЫХ ПУТЕЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

©Убайдуллаев М. Б., ORCID: 0000-0003-4757-0396, д-р экон. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, u.mirlanbek@mail.ru

©Кенжеева М. А., ORCID: 0000-0001-9265-2206, канд. экон. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, ms.maxuda@mail.ru

©Токоева А. Б., ORCID: 0000-0001-9440-1099, канд. экон. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, Azhar_tokoeva@list.ru ©Асанов Б. М., ORCID: 0000-0002-5104-2070, канд. экон. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, baha_31_12_84@mail.ru ©Пайысбекова К. Т., ORCID: 0000-0003-2833-3512, Ошский государственный университет,

г. Ош, Кыргызстан, kpaiysbekova@mail.ru ©АбдуллаеваЖ. Д., SPIN-^^^^M, ORCID: 0000-0001-5 777-4478, канд. хим. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg

SOME FACTORS AND SEARCH OF NECESSARY WAYS TO IMPROVE AGRO-

INDUSTRIAL PRODUCTION SALE

©Ubaidullaev M., ORCID: 0000-0003-4757-0396, Dr. habil., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, u.mirlanbek@mail.ru ©Kenzheeva M., ORCID: 0000-0001-9265-2206, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, ms.maxuda@mail.ru ©Tokoeva A., ORCID: 0000-0001-9440-1099, Ph.D., Osh State University,

Osh, Kyrgyzstan, Azhar_tokoeva@list.ru ©Asanov B., ORCID: 0000-0002-5104-2070, Ph.D., Osh State University,

Osh, Kyrgyzstan, baha_31_12_84@mail.ru ©Paiysbekova K., ORCID: 0000-0003-2833-3512, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, kpaiysbekova@mail.ru ©Abdullaeva Zh. ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg

Аннотация. Актуальность: в статье рассматриваются некоторые необходимые факторы по улучшению процесса реализации продукции агропромышленного комплекса Кыргызстана, как одного из перспективных направлений сектора экономики. Материалы и методы исследования: подробно анализируется возможный поиск дополнительных путей реализации агропромышленной продукции с учетом требований рынка и возможностей как потребителей, так и производителей. Объектом исследования является агропромышленный комплекс Киргизской Республики и рынки сбыта продукции. Цели исследования: охарактеризовать участников данного процесса с учетом рыночных требований для улучшения деятельности по реализации продукций агропромышленного комплекса. Результаты исследования: при решении проблем по реализации продукций агропромышленного комплекса необходимо установить рынок и возникающие на этом пространстве требования. Выводы: на рынке выступают отношения между производителем и потребителем произведенной продукции, через законы и механизмы рынка, которая в свою очередь составляет основу экономического формирования рыночных отношений.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Abstract. Research relevance: the article discusses some necessary factors to improve the process of selling products of the agro-industrial complex of Kyrgyzstan, as one of the promising areas of the economy sector. Research materials and methods: a possible search for additional ways to sell agro-industrial production is analyzed in detail, taking into account market requirements and the capabilities of both consumers and producers. Research objectives: to characterize the participants in this process, considering market requirements to improve activities for the sale of production in agro-industrial complex. Research results: when solving problems for the sale of production of the agro-industrial complex, it is necessary to establish the market and the requirements arising in this space. Conclusions: relations between the producer and the consumer of the manufactured products act on the market, through the laws and mechanisms of the market, which in turn forms the basis for the economic formation of market relations.

Ключевые слова: агропромышленная продукция, реализация продукции, агропромышленный комплекс.

Keywords: agro-industrial production, sales of production, agro-industrial complex.

Агропромышленный сектор Кыргызстана выступает одним из основных звеньев экономики страны. В силу того, что Киргизская Республика является аграрной страной в последнее время намечаются определенные сдвиги со стороны государства по поддержке данной отрасли. Не секрет, что целевой и полномасштабный выпуск агропромышленной продукции еще гарантирует того что, хозяйствующий субъект достиг намеченной цели, основным направлением в следующем этапе предприятия должно выступать действие связанной с эффективной реализацией данной продукции. Для этого необходимо усилить действие маркетинговой службы предприятия с одной стороны — а с другой поддержку со стороны государства.

Проблемы реализации продукций агропромышленного комплекса в последнее время стали занимать определяющую роль в экономической деятельности производственного предприятия. Не секрет, что после развала СССР и плановой экономики, а также разрушения системы государственной закупки продукций агропромышленного комплекса, данный сектор экономики остался наедине с жесткими требованиями рыночной экономики. Исходя из этого необходимо отметить, то что на первый план в деятельности агропромышленных предприятий выходит не только производство определенных видов продукций, но и процесс ее эффективной реализации.

На основе теоретических и практических исследований выявлены некоторые аспекты проблем в сфере агропромышленного комплекса экономики Кыргызстана. Исходя из этого предложены соответствующие механизмы и каналы для эффективной реализации продукций агропромышленного комплекса с учетом требований рынка, для дальнейшего развития хозяйствующих субъектов и достижения конечного результата. В условиях рыночной системы хозяйствования одним из основных показателей эффективной деятельности предприятий агропромышленного сектора экономики выступает не только непрерывный процесс произведенной продукции, но и процесс ее реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Естественно, для достижения такого показателя политика предприятия должно быть постоянно ориентированно на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции соответствующей международным стандартам.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Функционирующие агропромышленные предприятия должны осуществлять выпуск продукции на основе новых технологий путем постоянного улучшения производственного процесса. Непрерывный процесс производства в свою очередь порождает в определенной мере проблемы ее дальнейшей реализации, решение которого является одним из основных показателей для достижения конечного результата. Не секрет, что данная процедура осуществляется путем реализации необходимых механизмов для продвижения и сбыта произведенной продукции, а качество продукции должно отражать ее отличие, качество и национальные особенности. В данном случае, в совокупном ее варианте, речь должна идти не о рынке сельскохозяйственной продукции, а более высоком, то есть о рынке агропромышленной продукции в ее реальном состоянии. Иными словами, речь идет о полноценном рынке продукций агропромышленного комплекса, где в виде равноправных участников выступают представители специализированного рынка, рыночная инфраструктура, а также рыночные механизмы, претворяющие ее в жизнь на практике. Каждое звено и каждый участник данного процесса играет немаловажную роль в данном процессе, так как хотя бы малейшее ее несоответствие к требованиям могут привести к снижению и торможению дальнейшего продвижения агропромышленных товаров от производителя до конечного потребителя, что в свою очередь, может негативно повлиять на достижение конечного положительного результата [1].

Условия рыночной системы хозяйствования отличается тем, что участникам данного процесса должно быть ясно, что отражением всех действующих факторов является только рынок. Иными словами, на рынке осуществляются процессы органически взаимосвязанные между собой, результатом которого выступают отношения между производителем и потребителем произведенной продукции, через законы и механизмы рынка, которая в свою очередь составляет основу экономического формирования рыночных отношений. Необходимо отметить, что для претворения в жизнь процесса рыночных отношений по реализации продукций агропромышленного комплекса присущи и некоторые черты, которые вытекают из следующих причин:

- наличие или определенный объем самой предлагаемой агропромышленной продукции на рынке,

- соответствие предлагаемой агропромышленной продукции требованиям рынка и потребителей,

- наличие реального спроса со стороны потребителей на предлагаемую агропродукцию,

- гарантии со стороны государства (законодательная база для осуществления деятельности),

- наличие посредников и их последующая ответственность, как участников данного процесса.

В деятельности предприятий агропромышленного комплекса страны немаловажную роль играют направления развития сельскохозяйственного сектора экономики. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что эффективное развитие и валовый выпуск продукций сельского хозяйства напрямую влияют на дальнейшее развитие агропромышленного сектора экономики, что подтверждается зарубежным и отечественным опытом в силу сложившихся традиций и тенденций развития современной экономики, подтверждающей реалии нынешней необходимости приведен в Таблице 1.

Как показывает анализ последних лет, наблюдается увеличение валового сбора продукций сельского хозяйства за исключением сбора хлопка сырца, табака и сахарной свеклы.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Таблица 1

ВАЛОВОЙ СБОР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР ЗА 2016-2020 гг. В ХОЗЯЙСТВАХ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ, валовой сбор, тыс. т

Название культур 2016 2017 2018 2019 2020

Зерно (в весе после доработки) 1 728,1 1 681,8 1 741,6 1 781,4 1 856,0

Сахарная свекла (фабричная) 705,2 712,3 773,0 741,1 448,7

Хлопок-сырец (в зачетном весе) 52,1 65,3 74,7 80,2 72,8

Табак (в зачетном весе) 0,5 1,5 1,8 0,9 1,0

Картофель 1 388,4 1 416,0 1 446,6 1 373,8 1 327,2

Овощи 1 069,3 1 086,7 1 094,9 1 133,6 1 131,2

Источник: [2, с. 216]

В сложившейся ситуации представители агропромышленного сектора экономики Кыргызстана вынуждены самостоятельно искать пути для реализации произведенной продукции, как на внутреннем рынке, так по экспорту товаров за рубеж. Процедура сопровождается в свою очередь с проблемами, связанными по потере товаров, транспортировке и т. д., что негативно сказывается на эффективности достижения результатов. Данная проблема усугубляется и тем, что в процессе реализации произведенной продукции агропромышленного комплекса все еще существуют проблемы следующего характера [3]:

- отсутствие системы распределения движения произведенного товара, которая была упразднена, а в замен еще со стороны государства ничего существенного не создано;

- все еще отсутствуют твердые и гарантированные взаимоотношения между участниками данного процесса;

- локальное участие государства в данном процессе (хотя, именно государство должно выступать как основной гарант и участник данного процесса по решению вопросов обеспечения народнохозяйственных потребностей);

- отсутствие реальной конкурентоспособной среды в данном секторе экономики.

На результативность деятельности предприятий агропромышленного комплекса и на эффективную реализацию произведенной продукцию в дальнейшем немаловажное влияние оказывают урожайность сельскохозяйственных культур в современных хозяйствах с одного га земли (Таблица 2):

Таблица 2

УРОЖАЙНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ^ КУЛЬТУР (за 2016-2020 гг.) В ХОЗЯЙСТВАХ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ, ц/га

Название культур 2016 2017 2018 2019 2020

Зерно (в весе после доработки) 30,7 30,6 31,3 32,1 32,3

Сахарная свекла (фабричная) 623,2 411,6 475,4 514,8 533,9

Хлопок-сырец (в зачетном весе) 31,4 31,8 32,4 32,8 33,4

Табак (в зачетном весе) 24,5 24,9 25,2 24,4 26,5

Картофель 166,3 168,0 168,8 171,3 171,8

Овощи 194,4 194,8 197,6 198,7 200,1

Источник: [2, с. 217]

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Как показывает анализ последних 5 лет (2016-2020 гг.) наблюдается тенденция роста урожайности культур с одного гектара земли по всем показателям, за исключением сахарной свеклы по отношению к 2016 году.

Как уже отмечалось выше, одним из основополагающих критериев, влияющих на результативность производственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса, является сбыт и реализация произведенной продукции. Для решения вопросов данного характера современным предприятиям по усмотрению на сегодняшний день необходимо решить ряд вопросов следующего характера [4]:

- поиск соответствующего канала для сбыта произведенной агропромышленной продукции (как на внутреннем, так и на внешнем рынках);

- уделить особое внимание тому, на сколько существует спрос на продукцию (объем, количество, цена);

- географическое расположение рынка, сроки поставки (если речь идет о быстро портящихся товарах);

- формы договоров и оплаты поставленных товаров агропромышленного комплекса;

- количество и способность конкурентов производящих единичную продукцию;

- соответствие законодательной базы для осуществления данной деятельности (если речь идет о зарубежных рынках).

Решение выше указанных задач еще не означает того, что все барьеры могут быть ликвидированы. В данном случае учесть все факторы влияющие на результативность деятельности предприятий агропромышленного комплекса будет достаточно проблемным. Необходимо отметить, что в регулировании деятельности как предприятий агропромышленного комплекса, так и в реализации продукции данного сектора экономики определяющая роль отводится государству, так как именно агропромышленный сектор экономики в большей степени является подверженным государственному регулированию в силу ее специфики и отличия. Основными критериями гарантии при реализации произведенной продукции агропромышленного сектора экономики необходимо считать два направления [5]:

1. Государственные гарантии:

- произведенная продукция агропромышленного комплекса может быть закуплена государством;

- наличие необходимой законодательной базы для осуществления экономической деятельности предприятий агропромышленного комплекса;

- необходимые льготные режимы со стороны государства для предприятий АПК (по налогам, кредитам и т. д.).

2. Государственная поддержка:

- разработка межгосударственных и международных договоров по экспорту товаров агропромышленного комплекса;

- возможность создания условий для выхода на внешние рынки для реализации агропромышленной продукции;

- освобождение от налогов агропромышленных товаров при их экспорте.

Современная система рыночного хозяйствования уже доказала тот факт, что при

решении проблем по реализации продукций агропромышленного комплекса используемые раннее механизмы принципиально больше не соответствуют тем реалиям, которые устанавливает рынок и возникающие на этом пространстве требования. Остаются вопросы требующие решения при непосредственном участии государства, которая могла бы

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

урегулировать данный вопрос в соответствии с современными требованиями как в законодательной основе, так и вплоть до устранения диспаритета в ценной политике на рынке агропромышленной продукции.

Список литературы:

1. Кенжеева М. А. Теоретические особенности распределения собственности органов местного самоуправление // Известия вузов Кыргызстана. 2016. С. 87-89.

2. Кыргызстан в цифрах / Национальный статистический комитет. 2021.

3. Кенжеева М. А. Современные методы управления экономической базой местных органов управлении // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана 2016. С. 90-92.

4. Убайдуллаев М. Б. Проблемы управления земельными и водными ресурсами в Киргизской Республике // Пища. Экология. Качество: материалы конференции. 2017. С. 272275.

5. Убайдуллаев М. Б. Совершенствование системы управления земельными и водными ресурсами в Киргизской Республике // Инновационное развитие Российской экономики. 2017. С. 205-208.

References:

1. Kenzheeva, M. A. (2016). Teoreticheskie osobennosti raspredeleniya sobstvennosti organov mestnogo samoupravlenie // Izvestiya VUZov Kyrgyzstana. 87-89.

2. (2021). Kyrgyzstan v tsifrakh. Natsional'nyi statisticheskii komitet.

3. Kenzheeva, M. A. (2016). Sovremennye metody upravleniya ekonomicheskoi bazoi mestnykh organov upravlenii. In Nauka, novye tekhnologii i innovatsii Kyrgyzstana, 90-92.

4. Ubaidullaev, M. B. (2017). Problemy upravleniya zemel'nymi i vodnymi resursami v Kyrgyzskoi Respublike. In Pishcha. Ekologiya. Kachestvo: Materialy konferentsii, 272-275. (in Russian).

5. Ubaidullaev, M. B. (2017). Sovershenstvovanie sistemy upravleniya zemel'nymi i vodnymi resursami v Kyrgyzskoi Respublike. Innovatsionnoe razvitie Rossiiskoi ekonomiki, 205-208. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 10.03.2022 г. 15.03.2022 г.

Ссылка для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Убайдуллаев М. Б., Кенжеева М. А., Токоева А. Б., Асанов Б. М., Пайысбекова К. Т., Абдуллаева Ж. Д. Некоторые факторы и поиск необходимых путей для улучшения реализации агропромышленной продукции // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 250-255. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/34

Cite as (APA):

Ubaidullaev, M., Kenzheeva, M., Tokoeva, A., Asanov, B., Paiysbekova, K., & Abdullaeva, Zh. (2022). Some Factors and Search of Necessary Ways to Improve Agro-industrial Production Sale. Bulletin of Science and Practice, 8(5), 250-255. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.