Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ И УЕЗДНАЯ ПОЛИЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КОРПУС ЖАНДАРМОВ / УЕЗДНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СТРАЖА / РЕФОРМА / CITY AND COUNTY POLICE / RUSSIAN EMPIRE / GENDARME CORPS / COUNTY POLICE GUARD / REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каримова Гузель Юрисовна, Асеев Игорь Анатольевич, Каримов Рим Римович

В последние годы своего существования в Российской империи проводился ряд реформ, одной из которых была реформа полиции. В статье рассматриваются основные положения проекта закона Российской империи «О преобразовании полиции в Империи», например, распределение всех местностей по разрядам, определение перечня городов, в которых имелись сыскные отделения, улучшение материального состояния полицейских чинов и др. Особое внимание уделено ходу обсуждения данного законопроекта в Государственной Думе, возникающим проблемам и путям их реализации. Основной целью является раскрытие сути реформы полиции, обстановки, в которой она проходила. При подготовке статьи авторы использовали сравнительно-правовой и исторический методы. В результате исследования авторы пришли к следующим выводам: реформа была крайне важна, проходила в сложной политической обстановке, сам проект реформы в случае ее одобрения позволил бы значительно улучшить состояние полиции, особенно на местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE POLICE REFORM IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

During the last years of its existence, in the Russian Empire a number of reforms was carried out, one of which was a police reform. The article discusses the main provisions of the draft law of the Russian Empire «On the transformation of the police in the Empire». The specific provisions of this project are separately studied, for example, the distribution of all localities by rank, determining the list of towns in which there were detective offices, improving the material status of police officers, etc. Particular attention is paid to the discussion of this bill in the State Duma, the problems encountered and ways to settle them. The main purpose of the article is to reveal the essence of the police reform in the context in which it took place. The authors use comparative legal and historical methods. As a result of the study, the authors come to the following conclusions: the reform was extremely important, it took place in a difficult political situation, if the draft law had been approved, it would have significantly improved the state of the police, especially at the local level.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

GENERAL-PURPOSE AND HISTORICAL PROBLEMS OF THE FORMATION OF THE RULE-OF-LAW STATE

УДК 340

DOI 10.33184/pravgos-2020.4.26

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

КАРИМОВА Гузель Юрисовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа, Россия. E-mail: guzel-karimova-80@mail. ru;

АСЕЕВ Игорь Анатольевич

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия. E-mail: aseev60@mail.ru;

КАРИМОВ Рим Римович

кандидат юридических наук, начальник кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия E-mail: karimov_rim@mail.ru

В последние годы своего существования в Российской империи проводился ряд реформ, одной из которых была реформа полиции. В статье рассматриваются основные положения проекта закона Российской империи «О преобразовании полиции в Империи», например, распределение всех местностей по разрядам, определение перечня городов, в которых имелись сыскные отделения, улучшение материального состояния поли-

77

цейских чинов и др. Особое внимание уделено ходу обсуждения данного законопроекта в Государственной Думе, возникающим проблемам и путям их реализации. Основной целью является раскрытие сути реформы полиции, обстановки, в которой она проходила. При подготовке статьи авторы использовали сравнительно-правовой и исторический методы. В результате исследования авторы пришли к следующим выводам: реформа была крайне важна, проходила в сложной политической обстановке, сам проект реформы в случае ее одобрения позволил бы значительно улучшить состояние полиции, особенно на местном уровне. Ключевые слова: городская и уездная полиция; Российская империя; корпус жандармов; уездная полицейская стража; реформа.

Реформа полиции, как и других государственных органов, проводилась в Российской империи начиная со второй половины XIX в. Сфера деятельности государства расширялась как в России, так и в Европе в течение всего XIX в. и потребовала более многочисленного и более профессионального аппарата управления, особенно после 1861 г., когда правительство больше не могло полагаться на помещиков, чтобы контролировать крестьянство [1]. Однако после убийства императора Александра II реформы сменили либеральный характер, а многие вообще прекратились.

Необходимость реформы полиции была продиктована изменившейся после отмены крепостного права социальной и экономической обстановкой в Империи. Между 1861 г. и революцией 1905 г. Россия переживала значительные экономические изменения. Началась постепенная эмансипация крепостных после реформ, направленных на улучшение гражданских прав сельского населения. Проводилась земельная реформа, расширялась железнодорожная сеть, произошел значительный рост промышленности и приток сельского населения в города. Социальные изменения в результате промышленного роста в России были слишком внезапными. Городской рабочий класс более чем удвоился в 1865-1890 гг. Так, к 1900 г. рабочих было уже более 2 млн. Безработица, нищета, плохие социально-бытовые условия обусловили рост преступности и недовольства в крупных городах [2].

Продолжились реформы уже в начале XX в. В 1911 г. Особой межведомственной комиссией под председательством бывшего товарища министра внутренних дел, сенатора А.А. Макарова был подготовлен законопроект «О преобразовании полиции в Империи», включавший в себя проект «Учреждения полиции» и проект «Устава полицейского». В конце 1913 г. законопроект был направлен для обсуждения в специально обра-

78

зованную комиссию во главе с депутатом Н.А. Хомяковым, но рассмотреть все намеченные вопросы не удалось по причине вступления России в войну.

В законопроекте «О преобразовании полиции в Империи» говорилось о недостатках в деятельности полицейских органов. Так, обращалось внимание «на отсутствие должного единства в полицейском устройстве, на сложность его, разнообразие отдельных видов полиции и проистекающее от этого многоначалие. На отсутствие должной планомерности в распределении между служащими возлагаемых на них полицейских обязанностей. На отсутствие служебного ценза и надлежащей устойчивости в служебном положении чинов полиции. На малочисленность состава чинов полиции и несоответствие его количеству и плотности населения. На материальную необеспеченность чинов полиции. На обремененность их как прямыми обязанностями, так и обязанностями, не соответствующими прямому назначению полиции. На отсутствие общего полицейского устава, объединяющего сложные и многоразличные обязанности чинов полиции» [3] (см. табл. 1, 2, 3).

Таблица 1

Расписания должностей и окладов содержания чинов городской полиции по четырем разрядам

Должности Одному в год Классы и разряды

жалованья столовых квартирных всего по должности по пенсии

1 2 3 4 5 6 7

В городах 1-го разряда

Полицмейстер 2000 2000 1000 5000 VI III

Помощник полицмейстера 1400 1400 700 3500 VII V

Городской или участковый пристав 1120 1120 560 2800 VIII VI

Помощник пристава 920 920 460 2300 IX VI

79

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Полицейский надзиратель 480 480 240 1200 X VII

Смотритель арестного помещения 600 600 нат. 1200 X VII

Городовой конный - пеший 480 440 - 120 110 600 550

Полицейский служитель - рассыльный 400 350 - нат. 400 350

Полицейский резерв

Начальник резерва 1120 1120 560 2800 VIII VI

Офицер резерва 480 480 240 1.200 X VII

Сыскное отделение

Начальник отделения 1400 1400 700 3500 VII V

Помощник начальника отделения 1120 1120 560 2800 VIII VI

Письмоводитель 400 400 200 1000 IX VII

Чиновник, заведующий регистрацией преступников и перепиской по розыскам и наблюдению 400 400 200 1000 X VII

Фотограф (он же помощник регистратора преступников) 400 400 200 1000 XII IX

80

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Надзиратель 1-го разряда 540 540 270 1350 X VII

Надзиратель 2-го разряда 280 280 140 700 XIV IX

Переводчик 160 160 80 400 XII IX

Канцелярские чины

Секретарь 1000 1000 500 2500 VIII V

Помощник сек-

ретаря 600 600 300 1500 IX VII

Столоначальник 480 480 240 1200 X VIII

Помощник сто-

лоначальника 320 320 160 800 XII IX

Бухгалтер (казначей) 400 400 200 1.000 X VII

Регистратор (журналист) 320 320 160 800 X VIII

Архивариус 320 320 160 800 X VIII

Письмоводи-

тель городского или участкового 360 360 180 900 XII IX

пристава

Заведующий адресным столом 400 400 200 1000 XII IX

В городах 2-го разряда

Полицмейстер 1680 1680 840 4200 VI III

Помощник полицмейстера 1120 1120 560 2800 VII V

Городской или

участковый 960 960 480 2400 VIII VI

пристав

Помощник пристава 720 720 360 1800 IX VI

81

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Полицейский надзиратель 400 400 200 1000 X VII

Смотритель

арестного по- 475 475 нат. 950 X VII

мещения

Городовой

конный 440 - 110 550

- пеший 400 100 500

Полицейский

служитель 350 нат. 350

- рассыльный 300 300

Полицейский резерв

Начальник резерва 960 960 480 2400 VIII VI

Офицер резерва 400 400 200 1000 X VII

Сыскное отделение

Начальник отделения 1120 1120 560 2.800 VIII VI

Помощник

начальника 960 960 480 2.400 IX VII

отделения

Письмоводитель 360 360 180 900 IX VII

Чиновник, заве-

дующий реги-

страцией пре-

ступников и пе- 360 360 180 900 X VII

репиской по ро-

зыскам и на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

блюдению

Фотограф (он

же помощник регистратора преступников) 360 360 180 900 XII IX

82

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Надзиратель 1-го разряда 460 460 230 1.150 X VII

Надзиратель 2-го разряда 240 240 120 600 XIV IX

Переводчик 160 160 80 400 XII IX

Канцелярские чины

Секретарь 720 720 360 1800 VIII V

Столоначальник 420 420 210 1050 X VIII

Помощник столоначальника 280 280 140 700 XII IX

Бухгалтер (казначей) 360 360 180 900 X VII

Регистратор (журналист) 280 280 140 700 X VIII

Архивариус 280 280 140 700 X VIII

Письмоводитель городского или участкового пристава 280 280 140 700 XII IX

Заведующий адресным столом 360 360 180 900 XII IX

В городах 3-го разряда

Полицмейстер 1400 1400 700 3500 VI III

Помощник полицмейстера 1000 1000 500 2500 VII V

Городской или участковый пристав 840 840 420 2100 VIII VI

Помощник пристава 600 600 300 1500 IX VI

Полицейский надзиратель 360 360 180 900 X VII

83

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Смотритель

арестного по- 425 425 нат. 850 X VII

мещения

Городовой конный 400 - 100 500

- пеший

Полицейский

служитель

- рассыльный

Сыскное отделение

Начальник отделения 1000 1000 500 2500 VIII VI

Помощник

начальника 840 840 420 2100 IX VII

отделения

Письмоводитель 320 320 160 800 IX VII

Чиновник, заве-

дующий реги-

страцией пре-

ступников и пе- 320 320 160 800 X VII

репиской по ро-

зыскам и на-

блюдениям

Фотограф (он

же помощник регистратора преступников) 320 320 160 800 XII IX

Надзира- 1-го разряда 420 420 210 1.050 X VII

тель 2-го 220 220 110 550 XIV IX

Переводчик 160 160 80 400 XII IX

Канцелярские чины

Секретарь 600 600 300 1500 VIII V

Столоначальник 380 380 190 950 X VIII

84

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Бухгалтер (казначей) 320 320 160 800 X VII

Регистратор (журналист) 260 260 130 650 X VIII

Письмоводитель городского или участкового пристава 260 260 130 650 XII IX

В городах 4-го разряда

Полицмейстер 1200 1200 600 3000 VI III

Помощник полицмейстера 880 880 440 2200 VII V

Городской или участковый пристав 720 720 360 1800 VIII VI

Помощник пристава 480 480 240 1.200 IX VI

Полицейский надзиратель 320 320 160 800 X VII

Смотритель арестного помещения 400 400 нат. 800 X VII

Городовой конный 360 - 90 450

пеший 320 - 80 400

Поли- цей- ский служитель 250 - нат. 250

рассыль ный 220 - нат. 220

Канцелярские чины

Секретарь 480 480 240 1.200 VIII V

Столоначальник 340 340 170 850 X VIII

Регистратор (журналист) 240 240 120 600 X VIII

85

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Письмоводи-

тель городского или участкового 240 240 120 600 XII IX

пристава

Таблица 2

Расписание норм численного состава полицейских служителей и рассыльных

Разряды городов Полицейских служителей при канцелярии Полицейских рассыльных при канцелярии

полицмейстера городского или участкового пристава полицмейстера городского или участкового пристава

1-го по 6 по 3 по 4 по 3

2-го 4 2 3 2

3-го 3 2 2 1

4-го 2 1 1 1

Таблица 3

Расписания должностей и окладов содержания чинов уездной полиции

Должности Одному в год Классы и разряды

жалованья столовых квартирных всего по должности по пенсии

1 2 3 4 5 6 7

В уездах 1-го разряда

Уездный исправник 1600 1600 800 4000 VI III

86

Продолжение таблицы 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7

Помощник уездного исправника 1200 1200 600 3000 VII V

Становой пристав 960 960 480 2400 VIII VI

Помощник станового пристава 640 640 320 1600 IX VI

Уездная полицейская стража

Урядник 700 - 100 800

Старший стражник 550 - 60 610

Стражник 490 - 60 550

Канцелярские чины

Секретарь 600 600 300 1500 IX VII

Столоначальник 480 480 240 1200 X VIII

Регистратор 320 320 160 800 XII IX

Бухгалтер 400 400 200 1000 X VIII

В уездах 2-го разряда

Уездный исправник 1440 1440 720 3600 VI III

Помощник уездного исправника 1000 1000 500 2500 VII V

Становой пристав 850 850 440 2200 VIII VI

Помощник станового пристава 600 600 300 150 IX VI

Уездная полицейская стража

Урядник 650 - 100 750

87

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4 5 6 7

Старший стражник 510 - 60 570

Стражник 450 - 60 510

Канцелярские чины

Секретарь 560 560 280 1400 IX VII

Столоначальник 400 400 200 1000 X VIII

Бухгалтер 360 360 180 900 X VIII

Регистратор 280 280 140 700 XII IX

В уездах 3-го разряда

Уездный исправник 1360 1360 680 3400 VI III

Помощник уездного исправника 960 960 480 2400 VII V

Становой пристав 840 840 420 2100 VIII VI

Помощник станового пристава 560 560 280 1400 IX VI

Уездная полицейская стража

Урядник 600 - 100 700

Старший стражник 470 - 60 530

Стражник 410 - 60 470

Канцелярские чины

Секретарь 520 520 260 1300 IX VII

Столоначальник 360 360 180 900 X VIII

Регистратор 240 240 120 600 XII IX

В 3 уездах 4-го разряда

Уездный исправник 1280 1280 640 3200 VI III

88

Окончание таблицы 3

1 2 3 4 5 6 7

Помощник уездного исправника 920 920 460 2300 VII V

Становой пристав 800 800 400 2000 VIII VI

Помощник станового пристава 480 480 240 1200 IX VI

Уездная полицейская стража

Урядник 550 - 100 650

Старший стражник 430 - 60 490

Стражник 370 - 60 430

Канцелярские чины

Секретарь 480 480 240 1200 IX VII

Столоначальник 340 340 170 850 X VIII

Регистратор 220 220 110 550 XII IX

Было намечено три направления преобразований. Во-первых, предполагалось реорганизовать полицию, изменить условия полицейской службы, в частности порядок назначения, перемещения, дисциплинарной ответственности и увольнения полицейских чинов, улучшить их материальное обеспечение. Во-вторых, точно определить права и обязанности чинов полиции, а также порядок их служебной деятельности в различных областях государственной и общественной жизни. В-третьих, ввести в действующие законы только те обязанности, которые обеспечат всем и каждому безопасность, общественный порядок и пресекут преступные деяния [4].

Следующим шагом по реализации данного законопроекта стало создание Государственной Думой особой комиссии, которая рассмотрела проект «Учреждения полиции» и начала рассматривать проект «Устава полицейского». К сожалению, данная работа была прервана в связи с началом Первой мировой войны.

Вместе с тем военные события потребовали ускоренного рассмотрения внесенного законопроекта об общем преобразовании полиции Российской империи. Осуществление реформы полиции в том объеме, в ка-

89

ком она намечалась проектом, было неразрывно связано с учреждением в составе почти всех ведомств новых исполнительных органов, на которые должны были быть переложены не соответствующие полиции обязанности, не отвечавшие прямому ее назначению [5, с. 7]. Проект предусматривал учреждение вневедомственных органов в лице податных сборщиков, а также городских и уездных рассыльных, к которым должны были перейти наиболее обременительные и не характерные для полиции обязанности по взысканию разного рода сборов и вручению всевозможных бумаг и документов. Данная работа, безусловно, требовала не только профессионализма, но и достаточно длительного времени.

Несмотря на сложность поставленных задач и сложившиеся неблагоприятные обстоятельства, предполагалось до введения в действие общего преобразования полиции принять первостепенные меры хотя бы к приблизительному доведению численного состава полиции до норм, устанавливаемых проектом и одобренных комиссией Государственной Думы, а также повысить чинам полиции оклады содержания, «на какие они могли бы существовать при все возрастающей дороговизне на все предметы первой необходимости» [6]. Кроме этого, предполагалось отказаться от действующей системы закрепления всех полицейских должностей определенными штатами и установить, чтобы численность полиции определялась по известным нормам соотношения с количеством населения. Подчеркивалась необходимость повысить оклады содержания чинов полиции.

Таким образом, предлагалось увеличить численный состав чинов полиции и размеры получаемого ими содержания. Министерство внутренних дел Российской империи, с одной стороны, в целях возможного сбережения средств государственного казначейства, с другой стороны, чтобы ускорить проведение настоящего законопроекта, решило при исчислении количества чинов как городских, так и уездных полиций не требовать с мест доставления новых требований о числе жителей каждого города и уезда, а исходить из того количества населения, которое было принято во внимание при разработке законопроекта, а оклады содержания чинам определить в тех размерах, в каких они определены комиссией Государственной Думы, несмотря на то обстоятельство, что размеры эти были установлены до войны.

Намечалось количество урядников устанавливать по необходимости по действительному в текущем году числу волостей. В Москве и Петербурге увеличить число как классных, так и нижних чинов полиции ввиду значительного увеличения населения в них и роста преступности.

90

Вместе с тем предлагалось действующие штаты столичных полиций оставить по численности прежними. Оклады содержания полиции предлагалось повысить в столицах, где дороговизна жизни особенно высока, цены на квартиры огромны, что особенно важно для высших полицейских чиновников, которым необходимо жить в пределах своих участков, в том числе и центральных, то есть наиболее дорогих районах города [7]. Во всех остальных местностях оклады содержания намечались в полном соответствии с нормами, принятыми комиссией Государственной Думы, по четырем разрядам.

Согласно проекту о преобразовании полиции все местности распределялись по разрядам, вне разрядов стояли Москва, Петербург, Архангельск и Ялта. Таким образом, к первому разряду были отнесены 9 городов и 12 уездов, ко второму - 14 городов и 26 уездов, к третьему -64 города и 104 уезда. Предполагалось при распределении по разрядам уездов принять положение, что разряд уезда не может быть ниже разряда уездного города, так как в последнем обязаны проживать не только чины городской полиции, но и высшие чины уездной полиции. Выделение Архангельска и Ялты объяснялось их особым значением и тем, что штаты полиции в них не вполне соответствовали нормам, устанавливаемым для городов первого разряда. В частности, в Архангельске число канцелярских чинов соответствовало нормам, установленным для городов второго разряда. Штат полиции Ялтинского градоначальства был утвержден 18 июня 1914 г. и поэтому оснований к изменению его Министерством внутренних дел не было предусмотрено [8].

Кроме этого, был дополнен перечень городов, в которых имелись сыскные отделения, в частности в него были включены Екатеринбург, Гомель, Елец, Рыбинск, Сызрань, Царицын и Челябинск. Эти меры отвечали действительной потребности иметь в этих городах специальную сыскную полицию и соответствовали пожеланиям комиссии Государственной Думы о том, чтобы число намеченных законопроектом сыскных отделений было увеличено, чтобы вообще сыскное дело было поставлено на надлежащую высоту. Для достижения данной цели предполагалось не жалеть средств.

Вместе с тем в представлении Уфимского губернатора от 5 января 1916 г. министру внутренних дел Российской империи говорилось, что согласно ст. 188 Устава о содержащихся под стражей содержащиеся при полиции арестанты должны быть наблюдаемы штатными сторожами этих мест или вольнонаемными из нижних чинов.

91

Законом об Уфимской городской полиции1 штатные сторожа для охраны полицейских арестантских при Уфимском городском полицейском управлении и при управлениях участков не были установлены, поэтому арестантские помещения при названных учреждениях обслуживались городовыми, поскольку наем особых сторожей не был возможен за отсутствием средств, так как отпускаемого полицейскому управлению канцелярского кредита вследствие удорожания труда писцов, канцелярских принадлежностей и типографских работ хватало только на удовлетворение самых ограниченных потребностей.

Таким образом, отвлечение городовых от их прямых обязанностей вредно отражалось на охране города, тем более что наличный состав городовых Уфы не соответствовал количеству населения. Предполагалось увеличить состав Уфимской городской полиции на шесть должностей штатных сторожей для охраны арестантских помещений [9].

В сообщении Департаменту полиции указывались сведения о числе арестованных, содержавшихся за последние три года при арестантских помещениях Уфимского городского полицейского управления, с подразделением арестованных по категориям: подследственные, пересыльные, по судебным приговорам, административно наказанные, до вытрезвления. Всего 16 662 арестованных. Далее сообщалось, что арестные помещения при названных управлениях устроены в домах, отведенных городом для участковых управлений, и особых средств на содержание их не отпускается, охрана и обслуживание этих помещений осуществляются исключительно городовыми, также имеется арестный дом для арестованных по приговорам городских судей и земских начальников, который содержится на средства местного уездного земства [10]. В подтверждение необходимости удовлетворения своего ходатайства уфимский губернатор обратил внимание на то, что отвлечение городовых от прямых их обязанностей вредно отражается на охране города, тем более что наличный состав городовых Уфы не соответствует количеству имеющегося населения. Наем особых сторожей невозможен за отсутствием средств, так как отпускаемого Уфимскому полицейскому управлению канцелярского кредита не хватает.

Осенью 1916 г. в составе Уфимского городского полицейского управления были учреждены шесть должностей штатных сторожей для охраны арестантских помещений с окладом в 240 руб. в год [11].

Министерство внутренних дел признавало необходимым улучшить во время Первой мировой войны материальное положение чинов уездной полицейской стражи и ходатайствовало через Совет Министров об отпуске

1 Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1909. № 136.

92

соответствующей суммы на выдачу в текущем году пособий упомянутым чинам за первое полугодие текущего 1916 г. в размере 74 309 руб. Офицеры стражи получали до 30 % содержания (жалование и столовые); нижние чины (урядники и стражники) - до 40 % (без квартирных, фуражных и иного дополнительного довольствия), причем процентное отношение пособия к окладам жалования было одинаково для всех нижних чинов стражи [1].

Пособие начислялось с 1 января текущего года, а для лиц, поступивших на службу после 1 января, - с первого числа месяца, в течение которого они поступили на службу. Пособие выдавалось всем состоящим на службе чинам стражи, проживающим как в городе, так и в селениях, но при выдаче пособий первым из них надлежало разъяснить, что в пособие входят и те процентные прибавки, касающиеся «вздорожания» жизни, которые были установлены законом от 11 мая 1916 г. Чинам стражи, проживающим в городах и уже получающим прибавки к содержанию по закону от 11 мая 1916 г., пособие должно было назначаться в размере разницы между означенной прибавкой и размером пособия, выдаваемого таким же чинам в селениях.

Вместе с тем чины стражи, которые состояли в текущем году на службе, но службу оставили, право на получение пособия не имели. Прикомандированных в другие губернии или к другим учреждениям чинов, если они не получали по месту прикомандирования военных порционов или суточных денег на основании каких-либо особых узаконений или распоряжений, надлежало направить для получения пособия по принадлежности к тем учреждениям, в которых они получали содержание. Если отпущенная сумма превышала размер, необходимый для выдачи пособий чинам стражи, то получившийся остаток не мог расходоваться до получения от Департамента полиции соответствующих указаний [12].

Комиссия Государственной Думы установила ценз, который давал право на занятие полицейских должностей, с целью улучшения состава полиции, учитывая, что в период войны и после ее окончания будет непросто пополнить ряды полиции лицами, удовлетворяющими строгим цензовым условиям. Согласно проекту о преобразовании полиции поступлению на полицейские должности должно было предшествовать испытание по программам, утверждаемым министром внутренних дел, но ввиду отсутствия указанных программ данное положение не было внесено в настоящий законопроект.

С целью пополнения полицейской канцелярии чиновниками Министерство внутренних дел предполагало допустить к занятию должностей уездных исправников, полицмейстеров и приставов. Предполагалось

93

принимать на службу не только лиц мужского, но и женского пола, с образованием не ниже среднего, но не допускать их на должности заведующих регистрацией преступников, поскольку лица, занимающие эти должности, непосредственно соприкасаются с преступным элементом.

Положение о том, что расходы на полицию финансируются за счет казны, не было включено в настоящий законопроект по «соображениям финансового характера» [13]. Было только указано, что на города не возлагается никаких новых расходов, связанных с увеличением числа чинов городских полиций и с увеличением им окладов содержания.

Начальным сроком вступления в действие законопроекта должен был быть первый год после окончания войны. До этого времени полицейские чины должны были приниматься на службу на прежних основаниях. На осуществление реформы предполагалось потратить 92 млн руб. Реформа касалась только полиции европейской части России [14].

26 сентября 1916 г. Положение «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов» было внесено в Государственную Думу. 23 декабря 1916 г. за № 137160 Совет Министров обсудил данное представление, одобрил его, но в то же время признал соответственным отпустить ныне необходимые Министерству внутренних дел средства лишь на 1916 г. [15].

30 октября 1916 г. Николай II утвердил Положение «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов» 1. Этой частичной реформой устанавливался численный полицейский состав в соответствии с численностью населения, повышались оклады содержания, вводился образовательный ценз [16]. Однако эта мера была безнадежно запоздавшей.

В целом работа над реформой проходила сложно, в частности по таким вопросам, как установление новых кадров полиции в зависимости от количества населения, наличность фабрик и заводов и других местных условий, поскольку на местах запрашивали больше должностей, чем полагалось по норме. Вследствие этого поступали жалобы, возникали пререкания. Во всем этом приходилось разбираться, на что уходило много времени. Внимание правительства к усилению полиции было обусловлено сложными внутренними условиями и в первую очередь усилившимся революционным движением, поэтому кроме разрастания штатов полицейских управлений и увеличения бюджетного финансирования, которые могли быстро усилить надежность полиции, реформа не продолжилась.

1 Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1916. № 307, ст. 2426.

94

Таким образом, нестабильная политическая ситуация в начале ХХ в. не позволила довести начатые проекты по реорганизации полиции до конца. Работа по совершенствованию и согласованию проекта полицейской реформы затянулась на годы. В конечном счете Государственная Дума не утвердила проект реформы. В условиях новой революционной ситуации и начавшейся войны власть не смогла и не захотела проводить реформирование полиции. Работа комиссии А.А. Макарова свелась не столько к поискам более современных способов и форм организации полицейской службы, сколько к борьбе различных группировок внутри полицейского аппарата. Значимый для государства проект сенатора А.А. Макарова «О преобразовании полиции в Империи» практически не был реализован.

Библиографический список

1. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 38-4.

2. Taranovski T. Constitutionalism and Political Culture in Imperial Russia (Late 19th-Early 20th Century) // BRICS Law Journal. 2019. № 6 (3). С. 22-48.

3. Г А РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 66-1.

4. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 66-1 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Асеев И.А., Масалимов А.С. К вопросу о реорганизации полиции Российской империи после революции 1905-1907 годов // Вестник ВЭГУ. 2014. № 4 (72). С. 5-9.

6. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 66-2.

7. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 66-2 об.

8. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 66-3.

9. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 12-1; 1 об.

10. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 12-4; 4 об.

11. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 12-7.

12. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 38-5.

13. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 66-4.

14. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 66-34.

15. ГА РФ. Ф. 102. Д. 2, 1916. Л. 66-445.

16. Вестник полиции. 1916. № 41-42.

Дата поступления: 15.10.2020

95

SOME ASPECTS OF THE POLICE REFORM IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

KARIMOVA Guzel Yurisovna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Chair of Financial and Environmental Law, Institute of Law, Bashkir State University, Ufa, Russia.

E-mail: guzel-karimova-80@mail.ru ASEEV Igor Anatolevich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of History and Theory of State and Law, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia. E-mail: aseev60@mail.ru

KARIMOV Rim Rimovich

Candidate of Sciences (Law), Head of the Department of History and Theory of State and Law, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Ufa, Russia E-mail: karimov_rim@mail.ru

During the last years of its existence, in the Russian Empire a number of reforms was carried out, one of which was a police reform. The article discusses the main provisions of the draft law of the Russian Empire «On the transformation of the police in the Empire». The specific provisions of this project are separately studied, for example, the distribution of all localities by rank, determining the list of towns in which there were detective offices, improving the material status of police officers, etc. Particular attention is paid to the discussion of this bill in the State Duma, the problems encountered and ways to settle them. The main purpose of the article is to reveal the essence of the police reform in the context in which it took place. The authors use comparative legal and historical methods. As a result of the study, the authors come to the following conclusions: the reform was extremely important, it took place in a difficult political situation, if the draft law had been approved, it would have significantly improved the state of the police, especially at the local level. Keywords: city and county police; Russian Empire; gendarme corps; county police guard; reform.

96

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 38-4.

2. Taranovski T. Constitutionalism and Political Culture in Imperial Russia (Late 19th-Early 20th Century). BRICS Law Journal, 2019, no. 6 (3), pp. 22-48.

3. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 66-1.

4. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 66-1 06.

5. Aseev I.A., Masalimov A.S. On the issue of the reorganization of the police of the Russian Empire after the revolution of 1905-1907. Vestnik VEGU = VEGU Bulletin, 2014, no. 4 (72), pp. 5-9. (In Russian).

6. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 66-2.

7. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 66-2 06.

8. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 66-3.

9. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 12-1; 1 06.

10. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 12-4; 4 06.

11. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 12-7.

12. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 38-5.

13. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 66-4.

14. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 66-34.

15. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii = State Archives of the Russian Federation, f. 102, d. 2, 1916, s. 66-445.

16. Vestnikpolicii = Police Bulletin, 1916, no. 41-42. (In Russian).

Received: 15.10.2020

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.