Научная статья на тему 'Симбирская школа урядников в системе профессиональной подготовки чинов уездной полицейской стражи'

Симбирская школа урядников в системе профессиональной подготовки чинов уездной полицейской стражи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЕЗДНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СТРАЖА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ШКОЛА УРЯДНИКОВ И ГОРОДОВЫХ / PROVINCIAL BOARD / TRAINING / COUNTY POLICE GUARD / CURRICULUM / THE SCHOOL SERGEANT AND POLICEMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шабаев Виктор Викторович

В статье рассматриваются причины и история создания Симбирской школы урядников и городовых; изучены организация и содержание учебного процесса в Симбирской школе и ее роль в повышении уровня профессиональной подготовки чинов уездной полиции в поволжских губерниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMBIRSK’s CONSTABLE SCHOOL IN SYSTEM PROFESSIONAL TRAINING STAFF DISTRICT POLISE

This article discusses the causes and history of the Simbirsk school sergeant and policemen; studied the organization and content of the educational process in Simbirsk school and its role in raising the level of training of officials of district police in the Volga provinces.

Текст научной работы на тему «Симбирская школа урядников в системе профессиональной подготовки чинов уездной полицейской стражи»

УДК 340.01

СИМБИРСКАЯ ШКОЛА УРЯДНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЧИНОВ УЕЗДНОЙ

ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ

Шабаев Виктор Викторович,

канд. ист. наук, доцент заведующий кафедрой правоведения Ковылкинского филиала ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» E-mail: shakofil@ yandex.ru

SIMBIRSK's CONSTABLE SCHOOL IN SYSTEM PROFESSIONAL TRAINING STAFF DISTRICT POLISE

Viktor Shabaev

PhD, Head of Law Department, assistant professor of Mordovia State University, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются причины и история создания Симбирской школы урядников и городовых; изучены организация и содержание учебного процесса в Симбирской школе и ее роль в повышении уровня профессиональной подготовки чинов уездной полиции в поволжских губерниях.

ABSTRACT

This article discusses the causes and history of the Simbirsk school sergeant and policemen; studied the organization and content of the educational process in Simbirsk school and its role in raising the level of training of officials of district police in the Volga provinces.

Ключевые слова: губернское правление, профессиональная подготовка, уездная полицейская стража, учебная программа, школа урядников и городовых.

Key words: provincial board, training, county police guard, the curriculum, the school sergeant and policemen.

Обострение внутриполитической ситуации в начале ХХ века вновь поставило вопрос увеличения штатов и совершенствования полицейской системы Российской империи. Правоохранительная система испытывала усилившееся давление ряда факторов: во-первых, естественный прирост населения, сопровождавшийся усилением нагрузки на отдельного полицейского служащего; во-вторых, расширение масштабов аграрных выступлений крестьянства; в-

третьих, резкое осложнение криминогенной обстановки, в первую очередь, рост имущественных преступлений, особенно в сельских местностях.

5 мая 1903 года высочайшим указом утверждается «Положение о полицейского страже»[1], в соответствии с которым создавалось новое структурное подразделение - уездная полицейская стража.

Реально подразделения полицейской стражи начали формироваться и преступили к исполнению своих обязанностей только к 1906 году, уже в условиях разгоревшейся первой русской революции.

В первые же месяцы существования стражи в полный рост встала проблема низкого профессионального уровня чинов полицейского стражи, что было предопределено условиями поступления на службу: для занятия должности стражника достаточно было «уметь писать и общее достаточное развитие» и только от кандидатов на должность урядника требовались уже специальные полицейские знания - «умение составлять протоколы, общее знакомство с полицейской службой и обязанностями полиции по преследованию преступлений» . Подобными специальными познаниями конечно же не могли обладать отставные и уволенные в запас нижние воинские чины, из которых, преимущественно, набирались, согласно положению 5 мая 1905 года, чины уездной полицейской стражи.

Руководство МВД приходит к осознанию необходимости создания сети учебных заведений по профессиональной подготовке нижних чинов полиции, но сталкивается с серьезными трудностями, прежде всего в отыскании необходимых финансовых средств. Действовавшее полицейское законодательство не предусматривало создание полицейских школ, и, следовательно, в государственном бюджете отсутствовала необходимая статья расходов. Министерство финансов заняло в этом вопросе позицию враждебного нейтралитета, так как считало, что расходы на создание полицейских школ неизбежно приведут к общему росту государственных расходов.

Весь комплекс организационных мероприятий и финансовых расходов по созданию полицейских учебных заведений лег на плечи местных, губернских властей.

На рубеже 19 - 20 веков во многих губерниях, чаще всего по инициативе губернаторов и местного полицейского руководства, начинают создаваться разнообразные полицейские учебные заведения, наибольшее распространение среди них получили школы урядников и городовых. Первая подобная школа была создана еще в 1880 году в Перми.

Революционные события 1905-1907 гг. ярко высветили недостатки профессиональной подготовки нижних чинов уездного полиции, что стимулировало создание школ урядников и городовых. К 1911 году подобные полицейские учебные заведения были открыты в двух десятках губерний европейской России. Все они ставили главной целью профессиональную подготовку нижних полицейских чинов, прежде всего урядников, так как служебная деятельность именно этой категории полицейских служащих проходили в непосредственном, ежедневном контакте с населением, а деятельность по профилактике преступлений и проведение предварительного дознания по уголовным делам требовали достаточно высокого уровня общей и специальной подготовки.

Общим недостатком для всех школ урядников в первые годы функционирования являлось отсутствие унифицированной для всей страны учебной программы профессиональной подготовки, которые первоначально на свой страх и риск составляли полицейские чины в каждой губернии.

Даже продолжительность курса обучения в разных школах разнилась от 1,5 до 6 месяцев. Только в 1913 году МВД утверждает единую программу для школ и курсов по подготовке полицейских урядников [1].

В Симбирской губернии школа урядников и городовых была создана только в 1911 г. 1 июля 1911 г. по инициативе симбирского губернатора состоялось заседание губернского правления, на котором отмечалось, «что, несмотря на циркуляр Министра Внутренних дел от 28 июля 1871 года, подтвержденный

циркуляром от 23 ноября 1893 года, школа для урядников так и не была открыта. На должность урядников назначаются лица без всякой предварительной подготовки, вследствие чего состав урядников в своем большинстве мало удовлетворителен» [3].

Губернское управление принимает решение об устройстве в Симбирске, по примеру Ставропольской и Уфимской школ урядников подготовительной школы для урядников, первоначально на

16 слушателей.

В качестве учебной программы в первое время решено было использовать программу Уфимской школы урядников. Срок обучения был рассчитан на 4 месяца, в год 3 курса: с 1 сентября по 1 января, с 1 января по 1 мая, с 1 мая по 1 сентября [3].

Отбор кандидатов на учебу осуществляли уездные и городские полицейские управления из числа полицейских стражников, городовых и урядников. Но при наличии вакансий к занятиям допускались и кандидаты на означенные должности в качестве вольноприходящих и обязанных содержаться на свой счет.

Существовал и ряд ограничений при приеме в школу урядников. Не могли быть приняты на обучение лица:

1) состоящие под судом и следствием, а равно понёсшие наказания за преступные деяния;

2) нижние чины запаса, которые во время прохождения действительной службы в войсках состояли в разряде штрафованных;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие под опекой за расточительство;

5) подвергшиеся в течение двух последних лет телесным наказаниям по приговору волостного суда;

6) исключенные из службы по суду, из духовного ведомства за порочное поведение.

К проведению занятий решено было привлечь чинов прокуратуры и городского полицейского управления: по судебной части товарища прокурора Симбирского окружного суда Шаумана, по общеобразовательной части старшего чиновника особых поручений при Симбирском губернаторе Жилина; преподавание специальных дисциплин должен был вести назначаемый симбирским полицмейстером его помощник или кто-либо из приставов.

Сразу же достаточно остро встал вопрос финансирования школы. Предполагалось, что расходы составят, без платы за помещения, 150 рублей в год. Но даже такую незначительную сумму оказалось не просто отыскать. Губернское правление принимает решение использовать для финансирования деятельности школы остаток кредита МВД, выделяемого на содержание уездной полицейской стражи, и не заполнять некоторое время свободные вакансии стражников и урядников, конечно же, не допуская ущерба в обеспечении правопорядка, и экономию денежных средств также направить на содержание школы.

В целях экономии средств на заседании губернского правления 1 июля 1911 года также было решено отказаться от аренды помещения, ранее предполагающегося для размещения школы урядников, в силу высокой арендной платы (1200 рублей в год) и построить собственное здание, под строительство которого городское управление выделило «даровое место» [2]. Производство строительства должно было осуществляться на остаток кредита по §3 ст. 2 сметы МВД, о чем губернское правление просило разрешения у Департамента общих дел МВД.

Первоначально обучение в школе велось по программе Уфимской школы урядников, но весной 1913 года, перешли на единую программу, утвержденную Министерством внутренних дел 29 марта 1913 года включавшую следующие разделы:

I. Закон Божий.

II. Исторические, географические, экономические и статистические сведения о губернии.

III. Общие сведения о государственном устройстве России, сведения об устройстве полиции.

IV. Права и обязанности полиции.

V. Обязанности полиции по обнаружению и преследованию преступлений и по исполнению поручений судебных учреждений (судебные функции полиции).

VI. Сыскное дело.

VII. Медицина и санитария.

VIII. Ветеринария.

IX. Обязанности полиции по уставу строительному.

X. Строевая часть.

XI. Пожарное дело [4, с. 203 - 204].

Помимо теоретических занятий практиковалось командирование слушателей школы для практических занятий на местах происшествий в городе Симбирске, а также, в свободные от занятий часы, особенно в воскресные, праздничные и «высокоторжественные» дни, по распоряжению симбирского полицмейстера привлечение в полицейские наряды, несущие патрульную службу на улицах города [5]. Подобное интегрирование теории и практики полицейской службы, по отзывам полицейского руководства, благотворно влияло на качество профессиональной подготовки чинов полицейской стражи.

Симбирская школа урядников и городовых была открыта 1 сентября 1911 года и функционировала до весны 1917 года, прекратив подготовку полицейских чинов в соответствии с постановлением Временного правительства, ликвидировавшего всю полицейскую систему Российской империи. Всего было подготовлено несколько сотен урядников для уездных полицейских органов.

Список литературы:

1. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. XXIII. Отд.1. № 22906.

2. Центральный Государственный архив РМ, ф.49, оп. 1, д.19, л.108.

3. Центральный Государственный архив РМ, ф.49, оп.1, д.19, л.79.

4. Шабаев В.В. Уездная полиция Российского государства во второй половине XIX - начале XX века (на территории Мордовии): дисс. ... канд. ист. наук. - Саранск, 2007. - 238 с.

5. Центральный Государственный архив РМ, ф.49, оп.1, д.19, л. 131.

Reference

1. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobr. 3. T. XXIII. Otd.1. № 22906.

2. Central'nyj Gosudarstvennyj arhiv RM, f.49, op.1, d.19, l.108.

3. Central'nyj Gosudarstvennyj arhiv RM, f.49, op.1, d.19, l.79.

4. Shabaev V.V. Uezdnaja policija Rossijskogo gosudarstva vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka (na territorii Mordovii): diss. ... kand. ist. nauk. -Saransk, 2007. - 238 s.

5. Central'nyj Gosudarstvennyj arhiv RM, f.49, op.1, d.19, l. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.