Научная статья на тему 'Финансирование и материально-техническое обеспечение уездной полиции Курской губернии в середине ХIХ начале ХХ в'

Финансирование и материально-техническое обеспечение уездной полиции Курской губернии в середине ХIХ начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
439
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАЛОВАНИЕ / УРЯДНИК / СТАНОВОЙ ПРИСТАВ / УЕЗДНАЯ ПОЛИЦИЯ / КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / СТАН / УЕЗД / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Е. И.

На большом документальном материале, собранном в Государственном архиве Курской области, показано финансирование и материально-техническое обеспечение чинов уездной полиции Курской губернии в середине ХIХ начале ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование и материально-техническое обеспечение уездной полиции Курской губернии в середине ХIХ начале ХХ в»

УДК 94/99

ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В СЕРЕДИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В.

© 2012 Е. И. Степанова

аспирант каф. истории Отечества e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

На большом документальном материале, собранном в Государственном архиве Курской области, показано финансирование и материально-техническое обеспечение чинов уездной полиции Курской губернии в середине Х1Х - начале ХХ в.

Ключевые слова: жалование, урядник, становой пристав, уездная полиция, Курская губерния, стан, уезд, финансирование.

События второй половины XIX - начала XX в. связаны с трансформацией социально-экономического уклада России. В условиях реформирования основ социально-экономической и политической жизни российского общества такое важнейшее направление деятельности государства, как укрепление правопорядка имело первостепенное значение.

Современные исследователи рассматривают организационную структуру, полномочия и функции, деятельность, численность, специфику работы полицейских органов. Расширяется круг исследований и объектов изучения, изучаются различные стороны деятельности не только центральных, но и региональных полицейских подразделений1. И все же, несмотря на такое многообразие научных публикаций, региональный аспект в них рассматривался лишь поверхностно. Тем не менее в последнее десятилетие появились работы, объектом исследования которых выступает провинциальная полиция2.

История уездной полиции Курской губернии не являлась объектом исследования, хотя отдельные аспекты ее деятельности частично затрагивалась в работах Н. И. Горловой, С. Н. Главинской, Г. А. Салтык3. Наше исследование посвящено проблеме финансирования и материально-технического обеспечения уездных полицейских учреждений Курской губернии.

Следует отметить, что события второй половины XIX в. свидетельствовали о наступившем банкротстве всей административной системы царизма, в том числе полиции, которая наглядно продемонстрировала свою несостоятельность в условиях нарастающего внутриполитического кризиса. Причиной такого положения стало «крайне скудное содержание», которое «не давало возможности привлечь к полицейской службе лучшие силы»4. Правительство заботилось о создании сильной, стабильной и, прежде всего, профессиональной полиции, которая должна стоять на страже основ самодержавия. Оно было вынуждено повысить общий уровень правового и социального обеспечения полиции, создать дополнительные гарантии для ее успешного функционирования в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Однако в государственной казне не имелось достаточного количества средств, для содержания служащих полицейских учреждений, поэтому часть расходов была возложена на местные органы самоуправления. Городские и земские власти не могли в полной мере осуществлять содержание полицейских команд, и правительство

вынуждено было переложить значительную долю функций уездной полиции в качестве безвозмездной повинности на сотских, десятских и представителей крестьянских сословных учреждений5.

25 марта 1859 г. Александр II утвердил «Главные начала для устройства уездного управления и полиции». Из них следовало, что уездному исправнику устанавливался годовой оклад в 1500 рублей, его помощнику - 1000 рублей, следственному приставу - 800 рублей, становому - 600 рублей, секретарю уездного полицейского управления - 400 рублей, столоначальнику и регистратору - по 200 рублей. Каждому уездному управлению на содержание писцов, сторожей и другие расходы ежегодно выделялось 1200 рублей. На эти же цели становому приставу полагалось 300 рублей, а следственному - 200 рублей ежегодно. Сословным заседателям жалование должно было выплачиваться за счет земских сборов.

Органы местного самоуправления выделяли денежные средства на приобретение дома или квартиры для представителей полицейской власти. Уездному исправнику, его помощнику и становым приставам квартирные деньги выделялись из средств земств. По штатам полицейских управлений, которые были утверждены в 1862 г., годовое содержание начальника уездной полиции, исправника, помощника исправника, станового пристава, секретарей, регистраторов и столоначальников не изменилось в сравнении с 1859 годом6.

В соответствии со штатным расписанием «Законоположений об учреждении полиции» отдела Комиссии о губернских и уездных учреждениях 1867 г. было увеличено годовое денежное содержание чиновников полиции и канцелярских служащих, повышен классный чин должности исправника, его помощника и станового пристава. Теперь исправник получал жалованье в 2000 рублей, а его должность соответствовала VI классу; помощнику платили 1200 рублей, должность VIII класса; становому приставу - 800 рублей, должность VIII класса; помощнику станового - 300 рублей, должность Х класса. Годовой оклад секретаря составлял 600 рублей (должность Х класса). На канцелярские и другие расходы уездного полицейского управления в год выделялось 1500 рублей, становому - 300 рублей. Чиновникам полиции полагались средства на найм квартиры: исправнику 300 - 500 рублей, его помощнику 200 - 300 рублей, становому приставу 150 - 200 рублей7.

С 1878 г. учрежденный институт полицейских урядников находился на полном государственном обеспечении. Военное ведомство должно было поставлять вооружение, обмундирование и лошадей. На усиление канцелярских средств становых приставов, назначалось по 200 рублей на каждый стан, всего на 1368 станов выделялось 273600 рублей8; на приобретение для урядников 5000 драгунских шашек единовременно было выделено из казны 27 500 рублей9.

Годовое жалованье урядника не могло превышать 200 рублей. Он должен был иметь собственную лошадь, шашку и собственное огнестрельное оружие. Ежегодно ему выделялось из казны 100 рублей на содержание лошади и 55 копеек на ремонт холодного оружия, а также квартира с отоплением и освещением для постоянного или временного проживания10.

По распоряжению Министерства внутренних дел на содержание полицейских урядников Курской губернии во второй половине 1878 г. было выделено 19800 рублей, которые распределили между 120 урядниками следующим образом: жалование каждому уряднику за полугодие - 100 рублей, на обмундирование - 25 рублей, на содержание лошади - 40 рублей. Таким образом, всего на одного урядника приходилось 165 рублей11.

Конечно, этих денег было недостаточно. Даже относительно состоятельные чиновники полиции испытывали материальные затруднения. В соответствии с

занимаемым положением в обществе уездные исправники обязаны были участвовать в общественных мероприятиях, благотворительных акциях, что, безусловно, было связано с немалыми расходами. Единственной поддержкой для полицейских являлись отпускаемые местными органами самоуправления разъездные деньги и квартирные.

К примеру, согласно постановлению земского собрания Курского уезда, которое состоялось 30 сентября 1872 г., потребности уездных земских сборов в 1876 г. составили 8695 рублей. Из них на содержание 8 лошадей для уездного полицейского управления выделялось 1400 рублей (по 175 рублей на лошадь), на 22 лошади при становых квартирах и 12 лошадей для 3-х становых следователей - 5100 рублей (по 150 рублей на каждую лошадь), на фураж - 420 рублей (по 10 рублей на одну лошадь); на наем квартир для становых приставов и судебных следователей соответственно по 100 рублей и 109 руб. 50 коп. каждому в год, что составило 1047 рублей12. Суммы, выделяемые уездным полицейским управлениям, в течение 5 лет оставались неизменными, но эти деньги ставили их в зависимость от деятелей земств, что не могло не отразиться на служебной деятельности. Выплату разъездных денег задерживали по несколько месяцев. Получение денег на разъезды исполнительных чиновников сопровождалось бесконечной перепиской, пустой тратой времени и непредвиденными расходами13. Управы решались на дополнительное увеличение расходов на полицию только в случае самой крайней необходимости или непосредственного указания губернатора.

Денежные средства земств распределялись на уровне губернии на строго определенные цели. По данным 1899 г., на квартирное довольствие полицейских чинов эти затраты по Курской губернии были распределены следующим образом:

Таблица 1

Белгородское земство 1690 рублей

Грайворонское земство 1354 рубля

Дмитриевское земство 1170 рублей

Курское земство 2757 рублей

Корочанское земство 1230 рублей

Льговское земство 1630 рублей

Новооскольское земство 1570 рублей

Обоянское земство 1330 рублей

Путивльское земство 2030 рублей

Рыльское земство 1550 рублей

Старооскольское земство 1150 рублей

Суджанское земство 1670 рублей

Фатежское земство 1330 рублей

Щигровское земство 1762 рубля14

Из рапорта Курского уездного исправника от 6 сентября 1890 г. следовало, что жалование исправника составляло 1500 рублей в год (750 рублей - столовые), помощника исправника - 1000 рублей (500 рублей - столовые), секретаря полицейского управления - 500 рублей (250 - столовые), столоначальника полицейского управления - 300 рублей (151 рубль - столовые); канцелярские расходы полицейского управления, оплата освещения и отопления - 1200 рублей.

Жалованье станового пристава составляло 1100 рублей; оклад полицейского урядника - 334 рубля, из которых 200 - на жалованье, 50 - на обмундирование и 84 -на содержание лошади. Земство отпускало исправнику на наем квартиры с отоплением и освещением, а также на разъезды по уезду 1800 рублей в год. Помощник исправника на наем квартиры получал 400 рублей, полицейский урядник - 85 рублей, становой пристав - 930 рублей (включая расходы на разъезды)15.

Таким образом, финансирование полицейских органов в Курской губернии во второй половине XIX века можно разделить на государственное и ведомственное,

поступающее из городов, земств, крестьянских обществ. В экономическом плане полиция находилась в полной зависимости от местных органов самоуправления, которые постоянно затягивали принятие решений по финансово-хозяйственным вопросам. С целью увеличения роста численности полиции и обеспечения ее надежными и достойными кадрами правительством было увеличено денежное содержание. Меры по материальному стимулированию служебной деятельности позволили улучшить кадровый состав полиции, но все многочисленные проблемы решены не были. Неурегулированность широкого круга вопросов социальной и правовой защиты полицейских служащих не позволила ввести необходимого количества штатных единиц, которые способны были поддерживать общественный порядок, и препятствовала созданию полноценной, профессиональной полиции на территории Курской губернии. Бюджеты местных органов самоуправления были не в состоянии полностью осуществлять содержание полицейской команды16.

Сбор и накопление денежных средств по обеспечению функционирования правоохранительных структур в дореволюционной России происходили благодаря установлению обязательного целевого налогового сбора со всех городов, казне уплачивалось ежегодное пособие на содержание полицейских учреждений в стране. Его размер определялся Главным управлением по делам местного хозяйства МВД, изменение назначенных сумм зависело от числа жителей и штата чинов полиции в городе. Так, в 1907 г. города Курской губернии должны были уплатить налог в сумме 9964 рубля17.

Кроме целевого налога, города были обязаны содержать местные полицейские команды. Массовые выступления учащихся и рабочих в городах и сельской местности вынуждали увеличивать численность полицейских низшего звена. Соответственно, расход на дополнительные единицы также приходился на средства учредителей. По данным С. Н. Главинской, в 1906 г. было увеличено число служащих в полиции, запланированные затраты в размере 2915196 рублей на вновь созданные должности были отнесены на средства государственного казначейства. Так, в 1909 г. государством было отпущено 2725489 рублей на выдачу пособий городским поселениям в возмещение расходов на содержание ранее образованных должностей полиции18.

Практика выделения денежных средств на содержание полицейских учреждений вызывала много споров. Сконцентрированность всех доходов и расходов только на местном уровне очень сильно ослабила бы взаимосвязь и подчиненность регионов центру, все это поставило бы под угрозу принцип централизации власти. Главным основанием недовольства стала недостаточность бюджетных средств на муниципальном уровне.

В августе 1910 г. Департамент общих дел прислал смету расходов МВД, где указывался список городов Курской губернии, которым причиталось пособие от казны на полицейские команды. Из письма местной городской управы следовало, что на 1911 г. городу Курску на содержание полиции было назначено 9828 рублей, перечислено лишь 4766 рублей. Остальная сумма была удержана Правлением в казну для замещения пособия на содержание полиции, такая же картина наблюдалась и в курских уездных городах19.

Существенный расход земств приходился на разъездные деньги для чинов полиции, которые ежегодно назначались по сметам. Например, в 1906 году Курской губернии было выделено на эту статью расходов 62835 рублей20, в 1908 году - 63685 рублей. По уездам средства распределялись от 3400 рублей до 4850 рублей, в

зависимости от обширности территорий станов в уездах и криминогенной ситуации в

21

них .

После первой российской революции курский губернатор предложил председателям земских собраний рассмотреть вопрос об увеличении разъездных денег для исправников до 1500 рублей и приставов - до 1000 рублей, вместо ранее существующих 1000 рублей и 750 рублей22. Это увеличение обосновывалось тем, что теперь на разъезды приходилось тратить в 3 раза больше, потому что революционные организации после неудачи в открытом движении были вынуждены тайно вести свою разрушительную работу, к тому же цены на фураж для корма полицейских лошадей стали значительно выше, чем до 1905 года.

Органы местного самоуправления тоже выделяли деньги в качестве поощрительных пособий для особо отличившихся служащих органов полиции. Например, в июле 1909 г. из уездных земских сумм было назначено четырем помощникам становых приставов по 50 рублей, одному - 46 рублей 68 копеек: из 15000 рублей губернского кредита было выдано помощникам станового пристава по 50 рублей, четырем стражникам Щигровского уезда по 25 рублей23.

Смета Министерства внутренних дел по полиции предусматривала затраты на личный состав городских и уездных полицейских управлений, на хозяйственные нужды, содержание полицейской стражи и служащих. На образование уездной стражи, увеличение количества конных отрядов в ее составе и на все расходы по их

24

содержанию использовались средства государственного казначейства .

В 1908 г. в городах Курской губернии затраты на содержание полиции составили 125630 рублей на 424 человека. Они были определены конкретными размерами денежных сумм, которые выделялись на содержание, проживание, обмундирование и вооружение служащих полиции. Министерство внутренних дел финансировало из государственной казны прежде всего личный состав и хозяйственные расходы полицейских управлений, также вновь созданную полицейскую стражу.

Содержание полицейских подразделялось на несколько частей, для всех служащих оно состояло из жалованья и столовых, исключение составляли низшие исполнительные чины городской и уездной полиции, приставам выдавались еще деньги на канцелярские расходы, потому что они сами вели делопроизводство. Из бюджетов городов и земств пристав и его помощник получали квартирные деньги, а становому приставу еще и выделялась сумма на разъезды. Можно было квартирные деньги заменить съемом жилья для проживания служащего, то же касалось и разъездных денег - взамен предоставлялся экипаж. Часть затрат на наем писцов и канцелярские расходы для полицейских управлений приходилась тоже на местные бюджеты. К примеру, урядникам выплачивалось по 200 рублей, на обмундирование - 50 рублей, на корм лошадей - 100 рублей, 55 копеек - на ремонт шашек25.

В послереволюционное время служащие на местах были недовольны окладами содержания, потому что очень поднялись цены на продукты. Эта проблема была освещена в центральной прессе. Источники свидетельствуют о том, что, «получая

15 рублей в месяц... поденщики зарабатывают 25-30 рублей, а мастеровые все 50 рублей, а то и больше, большинство полицейских смотрят на свою службу как на

переходную стадию и при первой возможности пристраиваются на лучшие

26

оплачиваемые места» .

В 1908 г. курский губернатор предложил изменить оклады содержания чинам полиции города. В это время содержание пристава составляло 750 рублей в год и 300 рублей на содержание канцелярии, помощника пристава - 500 рублей. Было предложено приставам увеличить содержание до 1200 рублей, канцелярские расходы до 600 рублей, квартирные - до 487 рублей, разъездные - до 300 рублей; помощникам пристава, соответственно, содержание - до 600 рублей, квартирные - до 300 рублей, на разъезды - до 180 рублей27.

В архивных материалах приводится полное содержание станового пристава в Щигровском уезде на 18 августа 1909 г.: его жалованье составляло 375 рублей, столовые - 375 рублей, квартирные - 180 рублей, канцелярские - 500 рублей, отчисления на наем рассыльных - 200 рублей, наем арестантского помещения - 72 рубля, на разъезды от земства - 800 рублей, всего в год 2502 рубля28.

В 1911 г. годичные оклады служащих уездных полицейских управлений Курской губернии были следующие: исправника - 1860 рублей У копейки, его помощника -1230 рублей, секретаря - 606 рублей 25 копеек, столоначальника - 367 рублей 50 копеек, регистратора - 327 рублей 4 копейки, станового пристава - 730 рублей 50

29

копеек .

Рост заработной платы служащих уездной полиции Курской губернии представлен нами в таблице 230.

Таблица 2

Занимаемая должность Полное годовое содержание

1859 г. 1867 г. 1890 г.

Уездный исправник 1500 рублей 2000 рублей 2200 рублей

Помощник исправника 1000 рублей 1200 рублей 1400 рублей

Становой пристав 600 рублей 800 рублей 1100 рублей

Столоначальник 200 рублей 300 рублей 400 рублей

Регистратор 200 рублей 300 рублей 400 рублей

Теперь рассмотрим оклады полицейских стражников, появившихся в уездах в 1903 г. Стражникам и урядникам полагались выплаты двух разрядов: высшего и низшего. Для урядников высший оклад составлял 400 рублей (из них 100 рублей -квартирные), низший - 310 рублей (квартирные - 60 рублей). Для стражников эти оклады составили 240 и 200 рублей (из них квартирные - 60 рублей). На содержание лошадей конным урядникам и стражникам полагалось особое довольствие, размер которого определялся Министерством внутренних дел, но не более 100 рублей на

лошадь31.

Архивные материалы дают возможность проанализировать численность и материальное положение уездной полицейской стражи. Так, с 1 января 1909 года для полицейских стражников Курской губернии вводилась новая форма выдачи ссуд для покупки лошадей, снаряжения и обмундирования. Об этом, например, свидетельствует Книга ссуд, выдаваемых стражникам на покупку лошадей, снаряжения и обмундирования32.

Приведем данные о численном составе полицейской стражи в Курской губернии в 1909 г.: в 15 уездах губернии числилось 946 конных стражников. Всего же конных и пеших стражников в губернии насчитывалось 1061 человек. Годовой оклад всех стражников составил 475696 рублей, месячный оклад - 39641 рубль33.

Материалы исследования свидетельствуют, что в 1910 г. число конных стражников практически не изменилось. Однако годовой оклад составил 480426 рублей, месячный - 40035 рублей34.

В 1914 году на содержание полицейской стражи уездов Курской губернии по требовательным ведомостям уездных полицейских управлений в год было выделено:

- конному уряднику младшего оклада: жалованье - 360 рублей, квартирные - 60 рублей, фуражные - 106 рублей;

- конному стражнику старшего оклада: жалованье - 360 рублей, квартирные - 60 рублей, фуражные - 106 рублей, добавочные - 100 рублей;

- конному стражнику младшего оклада: жалованье - 300 рублей, квартирные -60 рублей, фуражные - 106 рублей, добавочные - 100 рублей;

- стражнику старшего оклада: жалованье - 300 рублей, квартирные - 60 рублей;

- стражнику младшего оклада: жалованье - 240 рублей, квартирные - 60 рублей35.

Хозяйственные расходы полицейских управлений финансировались из государственного казначейства. Например, в 1910 и 1911 годах полиции Курской губернии было выделено по 83080 рублей36. Основная часть этих денег была отпущена уездным полицейским управлениям.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что к началу ХХ столетия для содержания разросшегося правоохранительного аппарата требовалось все больше финансовых затрат. Поражение России в Первой мировой войне вызвало резкое повышение цен в стране, поэтому незначительное увеличение зарплаты, причем часто выплачиваемое с задержкой, приводило к тому, что служащие уходили из полиции. В связи с поднимающейся революционной волной требовались значительные суммы для ведения заграничной агентуры, жандармерии, а обеспечение обшей полиции, в том числе и уездной, отходило теперь на второй план.

Недостаточное бюджетное финансирование полицейского аппарата являлось одной из основных причин коррупции. Единственным способом исправить материальное положение для многих чинов полиции являлось получение взятки. Например, становой пристав Старооскольского уезда Кистерев в 1909 г. взял с содержательницы дома терпимости Грузинцевой взятку в 500 рублей, чтобы ее дом не был закрыт37. Исправник Старооскольского уезда Василий Заседов в 1910 г. скрыл кражу 9 овец у крестьян Руденко и Волчинского за взятку в сумме 100 рублей38.

Проанализировав финансовое и материальное положение служащих уездных органов полиции, можно сделать вывод, что государственная власть не проявляла должной заботы о чинах полиции, меры по улучшению их материального положения, которые предпринимались, были недостаточными.

1 См., напр.: Борисов А. В., Сизиков М. И., Скриплев А. Е. История полиции России (1718-1917 гг.). М., 1992; Развитие русского права в первой половине XIX в. М., 1994.

2 Лазарева О. В. Провинциальная полиция в конце XVIII начале XX веков (по материалам Пензенской губернии): автореф. дисс. ... канд. ист. наук / Мордов. гос. ун-т. Саранск, 2000. 20 с.; Сысуев Ю. Б.

Полиция Симбирской губернии во второй половине 19 века: автореф. ... дисс. канд. ист. наук / Мордов. гос. ун-т. Саранск, 2003. 18 с.; Ялтаев Д. А. Уездная полиция в Казанской губернии в 1862-1917 годах (по материалам чувашских уездов): дисс. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2004. 289 с.; Тот Ю. В. Реформа уездной полиции в правительственной политике России в XIX веке: автореф. ... дисс. ... д-ра ист. наук. СПб., 2003. 38 с. и др.

3 Главинская С. Н. Организация и деятельность полиции Черноземного центра России в 1901-1917 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Курск, 2006; Она же: Кадровый вопрос деятельности провинциальной полиции начала ХХ в. // Вестник Воронежского института МВД России: сб. науч. тр. Воронеж, 2005. № 4(23). С. 103-107 и др.; ГорловаН. И. Полиция российской провинции в XIX веке: На примере Курской губернии: дисс. ... канд. ист. наук. Курск, 2005; Она же: Полицейские урядники Курской губернии в конце Х!Х века // История России сквозь призму борьбы за власть: материалы 34-й Всеросс. заоч. конф. (март 2004 г.). СПб.: Нестор, 2004. С. 42-45; Она же: Основные вехи реформы полиции (на примере Курской губернии) // Курский край в истории Отечества: материалы науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. Курск: ЮМЭКС, 2004. С. 111-115 и др.; Салтык Г. А., Горлова Н. И., Главинская С. Н., Белобородова А. А. Полиция Курской губернии: история становления и деятельности (1864-1917). Курск, 2007; Салтык Г. А. Борьба полиции Курской губернии с преступностью: вторая половина ХГХ - начало ХХ в. // Преступность: состояние, проблемы и перспективы борьбы: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Курск, 2002. С. 25-28; Она же: Из истории провинциальной полиции: неизвестные страницы // Российская история ХХ века: проблемы науки и образования: материалы науч. конф. М.: МИГУ, 2004. С. 244-249 и др.

4 Тарасов И. Т. Очерк науки полицейского права. М., 1897. С. 26.

5 Юдин И. К истории полицейской реформы // Русский архив. 1913. № 10. С. 581.

6 ГАКО. Ф. 33. Оп. 31. Д. 60. Л. 101, 111, 140-147.

7 Материалы, собранные для высочайше учреждений комиссии. Отдел полицейский. Часть I. Отделение III-V. С. 353, 467.

8 ГАКО. Ф. 33. Оп. 31. Д. 86. Л. 1.

9 Там же. Л. 2.

10 ГАКО. Ф. 33. Оп. 31. Д. 86. Л. 4-4об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Там же. Л. 43.

12 Там же. Ф. 1642. Оп. 2. Д. 537. Л. 21-22.

13 ГАКО. Ф. 1. Оп.1. Д. 2822. Л. 1 об.

14 Там же. Д. 6582. Л. 30-30 об.

15 ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 8387. Л. 6-10.

16 Салтык Г. А., Горлова Н. И., Главинская С. Н., Белобородова А. А. Полиция Курской губернии: история становления и деятельности (1864-1917). Курск, 2007. С. 81.

17 ГАКО. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1508. Л. 3.

18 Салтык Г. А., Горлова Н. И., Главинская С. Н., Белобородова А. А. Полиция Курской губернии... С. 162.

19 ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 14467. Л. 40, 78-79 об.

20 Там же. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1375. Л. 28 об.

21 ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1601, Л. 74 об., 83.

22 Там же. Д. 1657, Л. 5, 9-10.

23 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 10217. Л. 14, 28, 58.

24 Там же. Ф. 33. Оп. 2. Д. 15165. Л. 40 об., 56.

25 ГАКО. Ф. 54. Оп. 1. Д. 2059. Л. 4 - 4об.

26 Вестник полиции. СПб., 1909. № 17. С. 342.

27 ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 10647. Л. 34-35, 80-80 об.

28 Там же. Д. 14114. Л. 13.

29 Там же. Ф. 33. Оп. 2. Д. 14854. Л. 37.

30 ГАКО. Ф. 33. Оп. 31. Д. 60. Л. 101, 111, 140-147; Ф. 33. Оп. 2. Д. 8387. Л. 6-10.

31 См.: Салтык Г. А., Горлова Н. И., Главинская С. Н., Белобородова А. А. Полиция Курской губернии.

С. 171.

32 Там же. C. 101, 103.

33 ГАКО. Ф. 1642. Оп. 2. Д. 282. Л. 9.

34 Там же. Д. 370. Л. 3.

35 ГАКО. Ф. 1643. Оп. 1. Д. 168 а. Л. 1-1 об, 2 об, 4 об.

36 Там же. Ф. 33. Оп. 2. Д. 15165. Л. 44 об.

37 Там же. Ф. 1642. Оп.1 Д. 436. Л. 13.

38 ГАКО. Ф. 1642. Оп. 1. Д. 436. Л. 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.