Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития животноводческой отрасли для проведения исследований рынка мясных продуктов'

Некоторые аспекты развития животноводческой отрасли для проведения исследований рынка мясных продуктов Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНОЙ РЫНОК / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА / МЯСНОЕ СКОТОВОДСТВО / ПРИОРИТЕТ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Ходыревская Николаевна Ходыревская, Кривошлыков Владимир Сергеевич

В статье рассмотрены некоторые аспекты развития животноводческой отрасли. Показана возможность применения маркетинга для исследования рынка мясных продуктов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития животноводческой отрасли для проведения исследований рынка мясных продуктов»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ

В.Н. Ходыревская, B.C. Крнвошлыков

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты развития животноводческой отрасли. Показана возможность применения маркетинга для исследования рынка мясных продуктов.

Ключевые слова: мясной рынок, маркетинговые исследования, этапы формирования отрасли мясного скотоводства, мясное скотоводство, приоритет мясного скотоводства.

Рынок мясных продуктов является одним из крупнейших рынков продовольственных товаров. Он имеет весьма устойчивые традиции, его состояние оказывает существенное влияние на другие рынки продуктов питания. За долгие годы сформировалась определенная система производства и распределения подобных про-

дуктов. Мясная промышленность всегда относилась к одной из важнейших, показатели ее развития составляли предмет пристального интереса со стороны государства. Мясные продукты в виде тех или иных товарных групп являлись частью государственного стратегического запаса. Хотелось бы также отметить, что

Информация об авторах

Валентина Николаевна Ходыревская, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Курского государственного университета, тел 8(4712)510883, E-mail: kamen-25@yandex.ru.

Владимир Сергеевич Кривошлыков, аспирант кафедры менеджмента Курского государственного университета, тел. 89045211979.

всегда мясная промышленность теснейшим образом была связана с положением в сельском хозяйстве. Чтобы понять многие сегодняшние процессы на рынке мяса, прежде всего, необходимо рассмотреть развитие животноводческой отрасли в качестве основного производителя сырья для мясной промышленности.

Анализ научных трудов [2], [6], [7] и практического опыта привел авторов к мысли, что действительно именно мясное скотоводство является необходимой составной частью развития животноводства в различные моменты времени, а также источником производства и поставки мяса на рынок.

В этой связи можно предположить, что знание мясного рынка и рыночных процессов играет важную роль для предпринимателей, реализующих свои товары на мясном рынке, проявляющуюся в готовности развиваться в условиях конкуренции и принятии обоснованных перспективных решений. Необходимо особенно подчеркнуть, что в основе решения этих проблем лежит умение разрабатывать и внедрять в практику системы исследования рынка.

В отношении мясного рынка возможно использовать маркетинговое исследование, включающее сбор, обработку и хранение информации о мясных продукгах, анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных адекватных действительности выводов и, наконец, прогнозирование. Цель маркетингового исследования - создать информационноаналитическую базу для принятия перспективных решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними. Маркетинг ориентирован на интересы рынка и исходит из приоритета потребительских желаний и предпочтений, поэтому логично говорить о необходимости изучения потребностей и покупательского спроса, их мотивации, размера, структуры, динамики и эластичности спроса. Понимание тенденций и закономерностей функционирования рыночного механизма немыслимо без регулирования рыночных процессов или адаптации к действию рыночного механизма.

Однако необходимо отметить, что маркетинговое исследование мясного рынка не ограничивается анализом сферы реализации мясной продукции. Для получения наиболее полной картины о функционировании мясного рынка необходимо изучить источники поступления сырья и готовой продукции на рынок. Источником производства и поставки мяса на рынок является животноводческая отрасль, в состав

которой входит мясное скотоводство.

Россия имеет благоприятные природные, кормовые, хозяйственные и экономические меры для расширения и создания этой отрасли не только в традиционных зонах разведения мясного скота, но и в новых регионах: в первую очередь, в областях Центрального федерального округа и в частности в Курской области. Данное утверждение можно обосновать, опираясь на ранее проведенные исследования [1].

Так, были выявлены складывающиеся до 2012 года тенденции производства мяса в юго-западной сырьевой зоне мясного подкомплекса Курской области: производство мяса всех видов скота увеличится с 90,8 тыс. ц до 123,8 тыс. ц или на 36,2%; суммарные производственнотранспортные затраты на производство мяса сократятся на 3978,5 млн. руб.; экономия производственных затрат за счет оптимизации кормовой базы составит в перспективе 1053,11 млн. руб. Общий экономический эффект за счет оптимизации кормовой базы сырьевой зоны мясного подкомплекса Курского областного АПК составит 5031,61 млн. руб. Однако, в настоящее время эта отрасль пришла в упадок.

При определении стратегического потенциала развития мясного рынка важно исследовать генезис формирования и развития животноводческой отрасли. В развитии отрасли в XX веке можно выделить ряд периодов: первый период - с начала 30-х до середины 50-х гг.; второй период - 1955 - 1985 гг.; третий период длился с 1985 до середины 90-х гг.; четвертый период начался в 90-х гг. и длится по настоящее время.

В начале 30-х годов XX века были созданы крупные мясные совхозы в южных районах России, Поволжья и Казахстана за счет завезенных из Англии и Уругвая в СССР 2,5 тысяч голов племенного скота герефордской, шорг-горнской и абердин-ангусской пород. В довоенные и послевоенные годы они стали крупными поставщиками откормленного молодняка, а также дали возможность создать отечественную казахскую белоголовую мясную породу.

В дальнейшем за период 1955 - 1975гг. в СССР было завезено 11779 голов скота мясных пород, в т. ч. телок и нетелей 9185 голов, быков 2594 головы. Из этого поголовья 62% поступило в Россию. Впервые была закуплена большая группа шаролезского скота и 187 голов лимузинов во Франции. На базе завезенных животных были укреплены существовавшие племенные совхозы и созданы новые племен-

ные репродукторы во многих регионах России. Наличие большого количества племенного скота и создание на их базе собственных племенных репродукторов позволило ускорить развитие мясного скотоводства в стране.

За период 1965 - 1975 гт. численность мясного скота увеличилась с 786 тыс. до 1993 тыс. голов или в 2,5 раза, а поголовье мясных коров возросло в 2,9 раза [2.-С.48]. Было широко развито промышленное скрещивание мясных пород с молочными, что позволило получить высокопродуктивный молодняк для откорма, а помесных телок использовать для формирования мясных маточных стад.

Но этот подъем в развитии мясного скотоводства не был закреплен ни организационно, ни экономически. Система «Скотопрома» была ликвидирована и с 1985 года началось значительное сокращение поголовья скота. Особенно быстро шло уменьшение скота с 1985 по 1988гг. В этот период численность мясного скота сократилась с 1964 тыс. до 423 тыс. голов в 1988 году.

В середине 90-х годов XX века научным организациям страны во главе с РАСХН Мин-сельхозом России было дано поручение разработать отраслевую программу «Развитие мясного скотоводства до 2005 года и далее». Подготовленный документ получил положительное заключение Экспертной Комиссии при Правительстве РФ. Однако в программе не был определен механизм финансирования, а предпринятые меры по ее реализации в некоторых регионах также не были организационно и экономически поддержаны.

В современных условиях мы наблюдаем устойчивое сокращение поголовья крупного рогатого скота (таблица 1) [4]. Эти данные служат достаточным основанием для вывода о том, что необходимо улучшение использования потенциала мясной продуктивности, имеющегося поголовья и одновременно принятия комплекса организационных, технических, технологических и экономических мероприятий по ускоренному развитию мясного скотоводства, как наиболее перспективного источника производства мяса.

К тому же, по мнению практиков, мясное скотоводство на порядок дешевле, чем молочное животноводство, так как не требует больших затрат и дорогостоящих инвестиций (например, отопление помещений зимой или приобретение доильного оборудования). Персонала требуется также в несколько раз меньше[2.-С.50].

В настоящее время совершенствование селекционно-генетических и продуктивных ка-

Таблица 1 - Численность скота в России (на 1 января) млн. голов

Год Крупный рогатый скот Коров в том числе

2003 26,5 11,8

2004 25 11,1

2005 23,1 10,3

2006 21,4 9,5

2007 21,0 9,2

2008 21,3 9,3

честв крупного рогатого скота мясных пород осуществляется 36 племенными заводами и 93 племенными репродукторами. По сравнению с 2006 годом число племзаводов увеличилось на 9,1%, а племпродукторов - сократилось на 12,3%. При этом удельный вес мясного скота в племенных хозяйствах составил 31,6% от общей ее численности по стране.

В 2007 году в различные категории хозяйств из племзаводов и племпроду кторов было продано 12810 голов племенного молодняка, в том числе 2814 ремонтных бычков.

По сравнению с 2006 годом общие объемы племпродажи остались на том же уровне, а по производителям увеличились на 34,3%. Следовательно, влияние племенных хозяйств на формирование генетического потенциала разводимых пород в товарных стадах значительно возросло.

В 2007 году в хозяйства Российской Федерации из Австралии и стран Европы было импортировано 2324 головы герефордской породы, 1572 - породы шароле, 1225 - абердин-ангусской породы, 301 - лимузинской и 38 голов галловейской породы [7.-С.З].

Исходя из анализа цен на мясной скот, можно сделать вывод, что процесс импорта племенных животных является достаточно затратным (таблица 2) [1]. Однако, ситуация на мясном рынке говядины в настоящее время более благоприятна, чем, скажем, в 70-х годах, когда цены на телок французских мясных пород поднялись до 15-20 тысяч долларов за одну голову.

Таблица 2 - Динамика роста цен на французский мясной скот, за одну голову с достав-______ кой до Москвы (в долл. США)

Год 1996 1998 2001 2002 2005 2007

Цена 850 1250 2145 2470 2950 3650

Наряду с этим, ученые обращают внимание на большую эффективность животноводства, нежели свиноводства[ 1 ].

В Курской области с 2006 года началось строительство 12 комплексов - 7 свиноводческих и 5 молочных. На эти цели было получено около 3-х млрд. рублей кредитных ресурсов, из которых 2021 миллион был принят к субсидированию. Те комплексы, к строительству которых приступили в 2006 году, в следующем году уже приступили к работе [7.-С.2].

На 1 января 2008 года на территории Курской области зарегистрировано 1329 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. На их долю приходится 7,8% всех сельхозугодий области и 9,4% пашни. Доля продукции животноводства из-за высокой капиталоемкости отрасли незначительна, фермерами производится 9,7% мяса [3].

Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 2008 г. в хозяйствах всех товаропроизводителей составило 263,3 тыс. голов, в том числе коров - 117,0; свиней - 271,9; овец и коз - 81,0 тыс. голов и снизилось по сравнению с 2003 годом: КРС на 22,1% [3].

Сохраняется тенденция сокращения продажи сельскохозяйственной продукции в централизованном порядке для государственных нужд. Произошла переориентация сельскохозяйственных предприятий с реализации продукции заготовительным организациям на альтернативные каналы сбыта: на рынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и прочее.

В хозяйства Курской области осуществлялся завоз чистопородного, высокопродуктивного племенного молодняка. Так, в ОАО «Магнит-ный+» Железногорского района для формирования маточного поголовья завезли свинок и хряков из Англии, в ООО «Псельское» Белов-ского - из Канады, в ООО «Авангард» Глуш-ковского и ЗАО «Любимовская» Кореневского

- из Венгрии. В ЗАО «Благодатенская» Рыль-ского района завезли 1200 голов крупного рогатого скота из Дании.

Изучение литературы [2, 5, 7, 8] позволяет сделать вывод, что в Курской области преимущественно развивается свиноводство. Ни одно хозяйство не специализируется на разведении мясных пород крупного рогатого скота, хотя область имеет все необходимые для этого ресурсы.

Кроме того было выделено семь основных проблем сдерживающих разведение мясных пород КРС:

- завоз импортных животных сопутствует завозу новых заболеваний;

- рост цен на стройматериалы приводит к удорожанию проектов по постройке животноводческих комплексов;

- отказ в выдаче субсидий на создание материально-технической базы для потребительских кооперативов;

- если в составе животноводческого комплекса проектом предусматривается убойный цех, цех по переработке мяса, то эти объекты относят не к сельскому хозяйству, а к перерабатывающей отрасли. В таких случаях приходится разрывать проект;

- отказ банков в выдаче кредитов на создание кормовой базы;

- сложность в создании комплексов из-за отсутствия «длинных» денег (срок окупаемости импортной коровы мясной породы составляет 6

- 7 лет);

- низкая оплата труда в сельском хозяйстве.

Таким образом, мы показали возможность и

значение применения маркетинговых исследований для анализа рынка мясных продуктов. Разделили на четыре периода развитие животноводческой отрасли и рассмотрели современные проблемы развития отрасли в Курской области, решение которых может быть осуществлено путем налаживания тесного взаимодействия между администрацией города и руководителями животноводческих комплексов.

Список использованных источников

1 Гуров, В.В. Повышение эффективности функционирования мясоперерабатывающих предприятий : автореферат дисс. ... канд. эко-номич. наук. - Курск, 2008. - 20 с.

2 Материалы расширенного заседания президиума Общественного совета Центрального федерального округа РФ, Комиссии по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства ОС ЦФО РФ и научно - практической конференции «Возрождение села как фактор социально-экономического, культурного и духовного развития регионов ЦФО РФ» 5-6 февраля 2008 г.- Курская область, Коренная Пустынь.

3 Сельское хозяйство Курской области (2003 - 2007). 2008: Статистический сборник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2008. - 214 с.

4 Статистические данные: Животноводство в России в 2007 году / Экономика сельского хозяйства России.- 2008.- №5.

5 Михайлов, А.Н. Формирование стратегических приоритетов регионов на основе сценария развития в долгосрочной перспективе / А.Н. Михайлов, A.C. Зубарев, С.Г. Емельянов, J1.H. Борисоглебская. - М.: Высш. шк., 2008.-416 с.

6 Кибкало, Л. Актуальность развития мясного скотоводства в Центральном Черноземье / J1. Кибкало, Н. Гнездилова, С. Саенко // Молочное и мясное скотоводство.- 2008.-№4.- С. 2.

7 Кочетов, А, Развитие отечественного мясного скотоводства / А. Кочетов, В. Шаркаев // Молочное и мясное скотоводство,- 2008,- №8.-

С.2.

8 Цветков, С. Импульс движению вперед задан/ С. Цветков // Курская правда, 16 июля 2008.-С. 2 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.