Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ" В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ" В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТРАСЛЬ / ТРАНСПОРТ / СВЯЗЬ / ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ВАЛОВОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ / СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОМИНАЛЬНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ТИПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Т.Н., Постникова К.Ю.

В статье рассматриваются основные показатели развития вида экономической деятельности «транспорт и связь» в регионах РФ. Дается оценка развития транспорта и связи через динамику индекса физического объема валовой добавленной стоимости по ВЭД «транспорт и связь», долю ВЭД «транспорт и связь» в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости, динамику среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников занятых по ВЭД «транспорт и связь». Также для определения межрегиональных различий по динамике экономического и социального развития отрасли построена типология субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.The article examines the main indicators of economic activity "transport and communication" in the Russian regions. The estimation of the development of transport and communication through the dynamics of the index of physical volume of gross value added by kind of economic activity "transport and communication", the share of economic activity "transport and communication" in the sectoral structure of gross value added, the dynamics of average monthly gross wages and salaries of workers employed by kind of economic activity "transport and communications ". Also, to determine regional differences in the dynamics of economic and social development of the industry is based typology of the subjects of the Siberian and Far Eastern Federal Districts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ" В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Использованные источники:

1.Белоусова, И.Э. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, И.В. Бубликова; Под ред. Г. А. Родина, С.В. Тарасова. - М.: Юрайт, 2013. - 263 с.

2.Глушенко, В.В. Управление рисками. Страхование. - ТОО НПЦ «Крылья»,

2014 - 336с.

3.Ершов, М. Новые риски посткризисного мира//Вопросы экономики, №12, 2015, с.4-16.

4.Комельчик, С. Л. Вестник Казанского технологического университета № 1 /

2015

5.Райзберг, Б.М. Предпринимательство, бизнес, риск: Учебник. - М.: 2014 -142с.

6.Токаренко, Г.С. Методы оценки рисков// Финансовый менеджмент, №6, 2016г., с.129-143.

7.Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник / Ю.Н. Черемных. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 844 с.

УДК 338.47

Максимова Т.Н. студент магистратуры 1 курс, финансово-экономический институт

Постникова К.Ю. к. э.н., доцент ФГАОУВО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»

Россия, г.Якутск

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ» В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассматриваются основные показатели развития вида экономической деятельности «транспорт и связь» в регионах РФ. Дается оценка развития транспорта и связи через динамику индекса физического объема валовой добавленной стоимости по ВЭД «транспорт и связь», долю ВЭД «транспорт и связь» в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости, динамику среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников занятых по ВЭД «транспорт и связь». Также для определения межрегиональных различий по динамике экономического и социального развития отрасли построена типология субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Ключевые слова: вид экономической деятельности, отрасль, транспорт, связь, индекс физического объема валовой добавленной стоимости, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, типология.

SOME ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC ACTIVITY "TRANSPORT AND COMMUNICATION" IN THE REGIONS OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Abstract: The article examines the main indicators of economic activity "transport and communication" in the Russian regions. The estimation of the development of transport and communication through the dynamics of the index of physical volume of gross value added by kind of economic activity "transport and communication", the share of economic activity "transport and communication" in the sectoral structure of gross value added, the dynamics of average monthly gross wages and salaries of workers employed by kind of economic activity "transport and communications ". Also, to determine regional differences in the dynamics of economic and social development of the industry is based typology of the subjects of the Siberian and Far Eastern Federal Districts.

Keywords: economic activity, industry, transport, communications, the index of physical volume of gross value added, the average nominal monthly wage, typology.

В современной экономике, особенно российской, транспорт и связь как вид экономической деятельности является ключевой отраслью хозяйствования. Отрасль «транспорт и связь» является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы общества. Она является важным связующим звеном в экономике России, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Транспортная и информационная инфраструктуры имеют стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития, открытия новых возможностей для региональной и международной кооперации.

Для оценки развития транспорта и связи проследим динамику в разрезе двух групп показателей. В первой собраны индикаторы, значения которых могут охарактеризовать «количественный» рост (индекс физического объема валовой добавленной стоимости, доля отрасли «транспорт и связь» в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости). Во второй -показатель, раскрывающий особенности заработной платы работников занятых в данной отрасли (среднемесячная номинальная начисленная заработная плата). Также для определения межрегиональных различий по динамике

экономического и социального развития отрасли была построена типология субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Таблица 1. Индекс физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» за 2008-2014гг., в % к предыдущему году_

2008г 2009г 2010г 2011г 2012г 2013г 2014г

Российская Федерация 106,2 91,2 106,7 105,9 107,1 100,3 101,1

Центральный ФО 107,5 88,9 103,4 104,7 108,2 100,8 97,1

Северо-Западный ФО 105 87,6 106,5 111,3 109,1 103,5 105,1

Южный ФО 106 101,9 103,2 104,6 103,9 97,4 107,5

Северо-Кавказский ФО 107,6 98,1 98 108,6 104,2 103,6 101,2

Приволжский ФО 106,6 88,2 106,5 104,9 106,3 95,4 100,3

Уральский ФО 103,1 88,5 113,9 112,1 108,6 105,4 94,5

Сибирский ФО 106,3 95,7 106,2 101,5 103,6 97 106,1

Дальневосточный ФО 106,7 99,8 120,5 103,2 106,7 101,6 107,2

Источник: по данным Росстата - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab-vrp1.htm, свободный. - Дата обращения: 10.11.2016.

Из табл. 1 видно, что индекс физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» в 2014г. по сравнению с предыдущим 2013г. в основном имел тенденцию роста почти во всех федеральных округах, кроме Северо-Западного федерального округа (97,1%) и Уральского федерального округа (94,5%).

С помощью табл. 1 были рассчитаны темпы роста индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» за период 2008-2014гг.

■ Дальневосточный ФО

■ Сибирский ФО

■ Уральский ФО

■ Приволжский ФО

■ Северо-Кавказский ФО

■ Южный ФО

■ Северо-Западный ФО

■ Центральный ФО

0 50 100 150 200

Темп роста индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли "транспорт и связь" в 2014г. по сравнению с 2008г.

Рисунок 1. Динамика индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» за 2008-2014гг., в %

Источник: рассчитано по данным Росстата - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab-vrp1.htm, свободный. - Дата обращения: 10.11.2016.

Из динамики индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» можно сказать, что физический объем валовой добавленной стоимости по изучаемой отрасли в 2014г. по сравнению с 2008г. во всех федеральных округах увеличился: в ЦФО - на 1,9 п.п.; в СЗФО - на 23,2 п.п.; в ЮФО - на 19,7 п.п.; в СКФО - на 14,1 п.п.; в ПФО -на 0,2 п.п.; в УФО - на 22,2 п.п.; в СФО - на 10 п.п.; в ДФО - на 44,2 п.п.

Наибольший рост показателя наблюдается в ДФО (на 44,2 п.п.), практически не изменился показатель в ПФО (на 0,2 п.п.)

В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости доля отрасли «транспорт и связь» как в целом по РФ, так и по федеральным округам РФ составляет в среднем 10% от всех видов экономической деятельности (занимает 5-е место из 16).

14 12 10 8 6 4 2 0

<9®

к

кШ

Ж

т 1 1

1

*К {к

г . «г

£

I 1

2008г 2009г 2010г 2011г 2012г 2013г 2014г

8

8° бР ,8° бР ^ ^

сГ

.еЯ

" У

у-Г

Рисунок 2. Динамика доли отрасли «Транспорт и связь» в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости субъектов РФ

за 2008-2014гг., в % Источник: по данным Росстата - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab-vrp2.htm, свободный. - Дата обращения: 10.11.2016.

Как видно из рис.2, динамика доли отрасли «транспорт и связь» в общей структуре валовой добавленной стоимости в федеральных округах РФ имела неоднозначный характер. Так, в СКФО, ПФО, СФО данный показатель имел отрицательную динамику, в остальных федеральных округах показатель имел скачкообразную динамику.

В целом по РФ за 2008-2014 гг. в секторе транспорта и связи работали 8% общей численности занятых в экономике. При этом доля оставалась стабильной на протяжении всего анализируемого периода. Уровень оплаты труда в изучаемой отрасли в среднем на 18,5% превышал значение общероссийского показателя.

Далее для определения межрегиональных различий по динамике экономического и социального развития отрасли «транспорт и связь» в данном разделе была построена типология регионов СФО и ДФО по методу типологизации регионов по сочетанию двух индикаторов, характеризующих уровни (динамику) социально-экономического развития изучаемой отрасли.

В качестве индикаторов были использованы такие показатели, как индекс физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» и индекс реальной начисленной заработной платы работников занятых в данной отрасли.

Реальная начисленная заработная плата работников занятых в отрасли «транспорт и связь» рассчитывается как отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к индексу потребительских цен на товары и услуги.

Для начала была проанализирована динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли «транспорт и связь» в СФО и ДФО.

Таблица 2. Величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли «транспорт и связь» в СФО и ДФО за 2008-2014 гг., рублей _______

2008г 2009г 2010г 2011г 2012г 2013г 2014г

Сибирский ФО 19434 21039 24032,9 26915,7 29452,8 31727,4 33735

Республика Алтай 11079 12503,1 13736,9 15366,8 16259,4 18242 19706,1

Республика Бурятия 20493 21607,7 24699,2 28097,7 30239,3 33253,2 36961

Республика Тыва 11837 12862,3 15072,3 16858 20182,6 22133,2 24136,5

Республика Хакасия 19229 21171,2 24481,4 26835,7 29609,1 31423,4 33744,6

Алтайский край 12472 13690,4 15224,5 17306,4 18400,2 20168,7 21509,3

Забайкальский край 23173 25907,2 29788,5 33878,4 37174,1 41311,2 43821,9

Красноярский край 23988 24990,4 28946,1 31933 34981,8 37096,1 39732,5

Иркутская область 20640 23759,7 27899,9 30605,8 33760,2 36198 38142,5

Кемеровская область 17114 17888,1 20323,6 23354,5 25341,1 27098,5 28301,3

Новосибирская область 18866 20666,9 22873,9 25336,4 27884,8 29908,7 31190,3

Омская область 14865 16091,1 18114,6 20513,5 23197,2 25429,4 27111,5

Томская область 23177 25148,6 28299,4 32254 35177,6 38075,3 41344,3

Дальневосточный федеральный округ 23896 26805,6 31401 35464,9 39471,1 43627,4 46732,5

Республика Саха 27816 30980,1 35041,5 44001,7 51128,6 55208,7 59108,3

(Якутия)

Камчатский край 26289 31969 36247,8 40428,8 46161,1 50438,6 51454,4

Приморский край 21356 23872,9 28102,5 31727 34455,9 37184,2 40155,7

Хабаровский край 23585 26361,7 30376,7 32907,4 36417,7 42356,3 44824,2

Амурская область 20244 22449,6 30156,7 33278,2 37348,4 40826,3 44087,3

Магаданская область 28019 30124,8 34776,1 39289,8 45831,6 52842,9 55803,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сахалинская область 29057 32311,3 36279,3 38991,4 43764,1 48274,5 53116,8

Еврейская автономная область 22021 24416,7 28434,1 33507,1 36028 39331,6 42508,5

Чукотский автономный округ 39635 45837,9 52268 58817,4 65987,1 74518,8 81618,9

Источник: по данным Росстата - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_36/Main.htm, свободный. - Дата обращения:

18.11.2016.

Среди субъектов СФО и ДФО наибольшая величина средней номинальной начисленной заработной платы работников занятых в изучаемой отрасли за 2014г. наблюдается в Чукотском АО и составляет 81618,9 руб., а наименьшая в Республике Алтай - 19706,1 руб., что в 4,1 раз меньше наибольшего значения показателя (табл.2). Следует отметить, что сравнение субъектов двух разных федеральных округов по данному показателю может быть не совсем правильным, т.к. у каждой территории существуют разные региональные особенности развития изучаемой отрасли. Поэтому учитывая это, была рассчитана покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли «транспорт и связь», как соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения в субъекте (табл.3).

Таблица 3. Покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли «транспорт и связь» в СФО и ДФО за 2014г., в разах.__

Соотношение Соотношение

Субъект СННЗП к ПМ трудоспособного населения, раз Субъект СННЗП к ПМ трудоспособного населения, раз

Республика Алтай 2,3 Омская область 3,5

Республика Бурятия 4,3 Томская область 4,5

Республика Тыва 2,7 Республика Саха (Якутия) 4,2

Республика Хакасия 4,0 Камчатский край 3,1

Алтайский край 2,7 Приморский край 3,6

Забайкальский край 4,8 Хабаровский край 3,7

Красноярский край 4,1 Амурская область 4,4

Иркутская область 4,2 Магаданская область 4,6

Кемеровская область 3,5 Сахалинская область 4,1

Новосибирская область 3,3 Еврейская автономная область 3,8

Чукотский автономный округ 5,8

Источник: рассчитано по данным Росстата - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04-13.doc, свободный. - Дата обращения: 18.11.2016.

Согласно табл.3, покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Чукотском АО составила 5,8 прожиточных минимумов трудоспособного населения, что в 2,5 раза больше, чем в Республике Алтай. Когда как величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Чукотском АО была в 4,1 раз больше, чем в Республике Алтай. Это свидетельствует о том, что в Чукотском АО более высокая стоимость жизни и более низкий уровень реальной заработной платы, чем в Республике Алтай.

112 110 108 106 104 102 100 98 96

111,15

110'0109,53

1ПЯ ЧР

108,59 107,99107,99 108,08 1107,06

05,6

Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли "транспорт и связь" в СФО в 2014г. по сравнению с 2013г.

I Республика Алтай I Республика Бурятия I Республика Тыва I Республика Хакасия Алтайский край ¡Забайкальский край I Красноярский край I Иркутская область I Кемеровская область I Новосибирская область I Омская область Томская область I Республика Саха (Якутия) I Камчатский край I Приморский край I Хабаровский край Амурская область I Магаданская область I Сахалинская область I Еврейская АО I Чукотский АО

Рисунок 3. Динамика величины средней номинальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли «транспорт и связь»

в СФО за 2013-2014 гг., в % Источник: рассчитано по данным Росстата - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_36/Main.htm, свободный. - Дата обращения: 18.11.2016.

Как видно из рис.3, в 2014г. по сравнению с 2013 г. наблюдался рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников занятых в изучаемой отрасли во всех субъектах СФО и ДФО. Следует отметить, что положительная динамика показателя (ежегодно 2-11,5%) во всех регионах СФО и ДФО наблюдалась за весь период 2008-2014гг, что ведет к сохранению и улучшению уровня качества жизни населения в данных регионах РФ.

На основе данных ФСГС о величине среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли «транспорт и связь» и индекса потребительских цен на товары и услуги были рассчитаны индексы реальной начисленной заработной платы работников занятых в изучаемой отрасли в СФО и ДФО.

■ Республика Алтай

■ Республика Бурятия

■ Республика Тыва

■ Республика Хакасия

■ Алтайский край

■ Забайкальский край

■ Красноярский край

■ Иркутская область

■ Кемеровская область

■ Новосибирская область

■ Омская область

■ Томская область

■ Республика Саха (Якутия)

■ Камчатский край

■ Приморский край

■ Хабаровский край

■ Амурская область

■ Магаданская область

■ Сахалинская область

■ Еврейская АО

■ Чукотский АО

Рисунок 4. Динамика индекса реальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли «транспорт и связь» в СФО и ДФО в 20082014гг., %

Источник: рассчитано по данным Росстата - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1902001, свободный. - Дата обращения: 08.12.2016.

Как видно из рис.4, динамика индекса реальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли «транспорт и связь» в 2014г. по сравнению с 2008г. имеет тенденцию роста во всех субъектах СФО и ДФО. При этом наибольший рост данного показателя наблюдается в Чукотском АО (141,65%) и в Республике Саха (Якутия) (140,7%), наименьший - в Кемеровской области (104,08%).

160 140 120

1]

100 80 60 40 20

131,01

110,6-

0

140,7

141,65

132,28

113,б8116,91 118,113502

3,02 118,78

125,4 120,57 115,

Темп роста индекса реальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли "транспорт и связь" в СФО и ДФО в 2014г по сравнению с 2008г

Далее на основе полученных данных была построена типология субъектов СФО и ДФО по динамике индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» (экономическая составляющая) и динамике индекса реальной начисленной заработной платы работников данной отрасли (социальная составляющая). Каждый из двух индикаторов мы разбили на четыре уровня, характеризующих темп роста каждого индикатора (табл.4).

Таблица 4. Типология субъектов СФО и ДФО по динамике индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» и индекса реальной начисленной заработной платы работников занятых

Динамика индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» 2014 года по сравнению с 2008 годом, % Динамика индекса реальной начисленной заработной платы работников занятых в отрасли «транспорт и связь» 2014 года по сравнению с 2008 годом, %

1 (>129) 2 (115-128) 3 (100-114) 4 (<100)

1 (>141) Республика Саха (Якутия) Приморский край, Хабаровский край, Магаданская область

2 (121-141) Амурская область Камчатский край, Сахалинская область Республика Хакасия, Забайкальский край, Томская область, Еврейская АО

3 (100-120) Иркутская область, Омская область Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область

Республика Республика

4 Тыва, Алтай,

(<100) Чукотский АО Республика

Бурятия

Источник: рассчитано на основе данных Росстата. - Режим доступа: http: //www.gks .ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1902001,

http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_36/Main.htm, свободный. - Дата обращения:

08.12.2016.

Данная таблица разделения по типам субъектов СФО и ДФО (21 субъект) имеет 16 блоков, из которых заполнены 9 и характеризуют следующие типы субъектов:

1. 1.1 - наиболее динамичная группа субъектов, имеющая темп роста по обоим показателям более 129%. В нее вошел 1 субъект: Республика Саха (Якутия);

2. 1.2 - группа, имеющие наиболее благоприятную динамику индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли «транспорт и связь» (более 141%) и благоприятную динамику индекса реальной заработной платы работников занятых в данной отрасли (115-128), которая включает 3 субъекта: Приморский, Хабаровский края, Магаданская область;

3. 2.1 - группа, имеющие наиболее благоприятную динамику индекса реальной заработной платы работников занятых в данной отрасли и благоприятную динамику индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли (121-141%). В нее вошел один субъект: Амурская область;

4. 4.3 - группа, имеющая благоприятную динамику индекса реальной заработной платы работников занятых в данной отрасли (100-114%) и отрицательную динамику индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли, которая включает 2 субъекта: Республика Алтай, Республика Бурятия;

5. 4.1 - группа, имеющая наиболее благоприятную динамику индекса реальной заработной платы работников занятых в данной отрасли и отрицательную динамику индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли, которая включает 2 субъекта: Республика Тыва, Чукотский АО;

6. 2.2, 2.3, 3.2, 3.3 - группы, имеющие средний темп роста по обоим показателям (100-141%), которые включают 12 субъектов: Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Иркутская область, Омская область, Республика Хакасия, Забайкальский край, Томская область, Еврейская АО, Камчатский край, Сахалинская область.

По итогам проведенной типологизации субъектов СФО и ДФО, Республика Саха (Якутия) вошла в наиболее динамичную группу субъектов, характеризующейся благоприятной динамикой по обоим показателям, несмотря на существующие препятствия и проблемы. К таким проблемам следует отнести сложные природно-климатические условия, в которых развиваются экономика и социальная сфера районов республики; труднодоступность и изолированность республики в транспортном отношении; слабая конкурентоспособность выпускаемых товаров, отсутствие развитой инфраструктуры рынка.

Отметим, что группы 1.4, 2.4, 3.3 и 3.4 пустуют, т.е. снижение и рост индекса физического объема валовой добавленной стоимости не сопровождались снижением индекса реальной начисленной заработной платы.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что динамика отдельных показателей развития вида экономической деятельности «транспорт и связь» за 2008-2014гг. в целом имеет благоприятную тенденцию.

Использованные источники: 1.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 11.01.2017) УДК 338.1

Мальцева Е. В. студент-бакалавр 4 курс, факультет «Финансовый менеджмент» Научный руководитель: Васильева Н.С.

Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск ВЛИЯНИЕ МИРОВОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ЭКОНОМИКУ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам взаимоотношений России с другими странами мира в политико-экономической сфере. Рассматривается влияние непростой современной геополитической ситуации на экономику конкретных регионов Российской Федерации на примере Новосибирской области. Оцениваются ответы российского руководства на современные мировые вызовы и их последствия для экономики регионов и страны в целом. В качестве выводов резюмируется, что западные архитекторы давления на РФ своей цели - удушения экономики России - не достигли и развитие страны продолжается.

Ключевые слова: Россия, США, импортозамещение, экономические санкции, ВВП, гособоронзаказ, бюджет, Новосибирская область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.