УДК 339.1-051
НЕКОТОРЫЕАСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТОРГОВЛИ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е. А. КОСЕТЧЕНКОВА,
кандидат исторических наук, ученый секретарь,доценткафедры социально-гуманитарныхдисциплин E-mail: [email protected] Курский филиал Российского государственного торгово-экономического университета
Рассматривается становление и развитие предпринимательства и торговли в России, роль самих предпринимателей, их личности и дела. Отмечены влияние делового мира России, его традиций, а также роль предпринимателей на становление экономики России, их вклад в отечественную историю.
Ключевые слова: предпринимательство, торговля, русское купечество, предпринимательство ЦентральноЧерноземного региона.
Для успешного развития хозяйственных, экономических и социальных задач, стоящих перед нашей страной на современном этапе, необходимы повышение эффективности и стабилизация всего общественного производства, улучшение качества прежде всего товаров народного потребления, развитие и совершенствование торговли и рыночных отношений. Тесная связь торговли и производства составляет основу экономической жизни человечества.
Предпринимательство — это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т. е. имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход. Сюда включается и деятельность мелких производителей — крестьян, ремесленников, кооператоров, если она связана с товарным производством и обменом.
Исторический путь развития предпринимательства и торговли большинство народов мира прошло в поступательном развитии. В истории России этот путь пытались пройти неоднократно на витке предпринимаемых реформ, на которые в свою очередь оказывал влияние ряд исторических аспектов. Среди них выделяются характеристика геополитического фактора, своеобразие политического устройства России, влияние выбора религиозной конфессии, особенности психологического склада народов, проживающих на территории России и в ее регионах, влияние контактов с другими странами и народами.
Предпринимательство и торговля имеют сложную судьбу с самого начала образования Российского государства и более древнего его предшественника — Киевской Руси. Обстоятельства, определяющие предпринимательство и торговлю, оказывали на них в основном негативное влияние, поэтому особенно интересно, что эта деятельность все же развивалась и достигла определенных высот в различные исторические периоды.
Всякое явление имеет свою историю, и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений. Этим определяется актуальность данного вопроса. Изучение истории становления предпринимательства и торговли
позволит не только рассмотреть и проанализировать государственную политику, деятельность общественности и частных лиц в этом вопросе, но и детально воссоздать картину жизни русских предпринимателей, их влияние на социально-экономическое развитие страны.
Русское предпринимательство уходит своими корнями в торговлю и купечество, а древнейшим его видом считается торговый обмен. На протяжении 1Х—Хвв. Русь втягивалась в международную транзитную торговлю. В конце концов в древнерусском обществе обособились группы людей, для которых торговые операции стали профессией. Первые торговцы мало чем отличались от воинов-дружинников: им приходилось совершать опасные торговые путешествия в другие земли и даже заморские страны. Древнерусские купцы ходили по Дону и Волге, торговали с Византией, Хазарией и добирались на верблюдах до Багдада.
Уже в XI в. торговые люди стали активно подключаться к внутреннему обмену. Именно в это время завершилось формирование купечества. Собственно купцами в древней Руси называли торговцев, участвовавших во внутреннем обмене в пределах города или ближайшей округи. Это же слово употреблялось применительно ко всем, кто был причастен к организации торговли. Коммерсантов, которые профессионально занимались внешней и межобластной торговлей, именовали «гостями».
В правление Петра I в первый раз на законодательном уровне предпринимательство было названо социальной функцией купечества. В это время городские жители впервые были разделены на гильдии. Первую гильдию составляли банкиры, знатные купцы. Ко второй гильдии относились мелкие торговцы. Третья гильдия была введена только в 1742 г. Окончательный вариант деления купечества на гильдии был оформлен Екатериной Великой. В соответствии с Манифестом от 17.03.1775 были введены три купеческие гильдии.
Принадлежность к той или иной гильдии определяла масштаб торгово-промышленной деятельности купца. Купцы первой гильдии имели право заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, без каких бы то ни было ограничений. Как гласил Закон, «первой гильдии не только дозволяется, но и поощряется производить всякие внутри и вне империи торги, товары выписывать и отпускать за море. Оные продавать, выменивать и покупать оптом или подробно», а также иметь и заводить фабрики, заводы и морские суда.
Деловые операции купцов второй гильдии ограничивались пределами Российской империи. Им «...не только дозволяется. Но и поощряется производить всякие внутри империи торги и товары возить водою и сухим путем», а также иметь или заводить фабрики, заводы и речные суда.
На долю же купцов третьей гильдии оставалось «производить мелочный торг по городу и по уезду», а также иметь станы, производить рукоделия, иметь малые речные суда, трактиры, торговые бани, постоялые дворы и т. д.
Вторая половинаХ1Х—ХХвв. в истории нашей страны стала периодом развития индустриального капитализма. Государство постепенно снимало ограничения, создавая необходимые условия для реализации людьми своих способностей в экономической сфере. Реформа 1861 г., «перевернувшая вверх дном всю русскую жизнь», открыла новую эпоху в истории России — эпоху становления и утверждения буржуазных отношений в стране, широкого приобщения российского общества к нормам экономической, политической и культурной жизни, ставшими основой развития человеческой цивилизации на очередном этапе ее развития. Поэтому период с 1861 по 1917 г. по праву считается эпохой расцвета русского предпринимательства. Рост деловой активности наблюдался, прежде всего, в торговой сфере.
Для правильной оценки развития предпринимательства и состояния торговых связей важно учитывать как своеобразие изучаемого региона, так и хозяйственную специфику конкретных городов. Своеобразным связующим звеном, а также основой исторического и экономического единства огромного пространства Центрально-Черноземного региона выступали плодородные земельные угодья. Вместе с тем необходимо выделить две исторически сложившиеся природно-географические части региона, оказывающие определенное воздействие на структуру торговли и характеризовавшиеся целым рядом особенностей социально-экономического развития, — западную и восточную территории Черноземья.
Воронежско-курские земли входили в западную половину края, называемого в досоветское время Центральной хлеботорговой полосой. Важнейшим товарным продуктом в аграрной Курской губернии оставался хлеб. Главным поставщиком его на рынок являлось, видимо, помещичье хозяйство. Так, по оценке губернской комиссии народного продовольствия, в 1851 г. вероятный товарный остаток составлял у помещиков — 1 371 805 четвертей (30 %). При этом посевы в помещичьих имениях
были в 1,4 раза большими, чем в государственной деревне. И все же курские крестьяне вносили достаточно весомый вклад в формирование хлебного рынка, в первую очередь внутригубернского. Сама жизнь вынуждала продавать хлеб практически каждого крестьянина: часто для уплаты податей, недоимок и тому подобных надобностей поселянин спешил продать и тот хлеб, который был необходим для прокормления собственной семьи.
Ведущими хлеботорговцами становились коммерсанты, содержавшие товарные мукомольные мельницы. В Курске таковыми считались Дерюгины и Долженковы, в Рыльске — Дерюгины, в Судже — Соломатины. Хлебом как в зерне, так и в виде мельничных продуктов, торговали преимущественно в пределах России. Основными регионами-потребителями выступали Центральные районы, а также Прибалтика и Польша. Кроме этого часть товарного хлеба отправлялась за границу. Экспорт хлеба шел, главным образом, через балтийские порты Либаву, Кенигсберг и Данциг, так как рожь и овес, являвшиеся основными предметами вывоза, пользовались спросом преимущественно в североевропейских странах.
Все более товарный характер в Курской губернии приобретало торговое огородничество и садоводство. Торговое земледелие возникало вблизи городов и промысловых сел. Даже появлялись селения с ярко выраженной специализацией на товарном производстве огородных культур. Так, крестьяне села Разумное снабжали овощами весь Обоянский уезд. В Нижней Солотине, Афанасьевке, Горяйново (того же уезда) выращивалось много аниса, который скупали рыльские купцы для перепродажи за границу. Крестьяне Борисовской вотчины выращивали много лука, который отправлялся крупными партиями на Дон, в Одессу и Новороссию. В южных уездах преобладало бахчеводство: выращивались арбузы и дыни. Достаточно распространенным крестьянским промыслом был сбор дикорастущих плодов и ягод с целью их продажи.
Неземледельческие занятия крестьян были еще теснее связаны с рынком. Так, на всю Россию славились вязаные и тканые курскими крестьянами кушаки. Для всей империи главное заготовление кушаков производится в Курской губернии, а главный сбыт их — в Коренной, где производится и главная закупка шерсти и красок, нужных для этого изделия. Не менее развитым был также кожевенно-сапожный промысел. В середине XIXв. в Курской губернии производилось до 1,5 млн пар сапог, продаваемых, главным образом, за пределы губернии.
Рост крестьянской товарной продукции и покупательской способности сельского населения способствовал распространению в губернии ярмарочной торговли. Особой популярностью пользовалась Коренная ярмарка, занимавшая ведущее место в оборотах не только местного рынка, но и всей российской ярмарочной торговли.
На рубеже Х1Х—ХХвв. купцы представляли собой одну из влиятельных групп местного предпринимательского слоя. Основную массу курского купечества составляли крупные коммерсанты. Обороты их лавок и магазинов превышали 25 тыс. руб. в год. Прямые коммерческие связи купцов Курской губернии охватывали практически всю Европейскую часть России. В Москву, Нижний Новгород, Астрахань, Киев и торгово-промышленные центры курские коммерсанты везли хлеб, кожи, пеньку, масло и, в свою очередь, закупали там различный товар. В частности, текстильные изделия, чай, сахар, кондитерские продукты привозили из Москвы, рыбу — из Астрахани, некоторые бакалейные товары из Таганрога.
Известны были случаи прямого делового сотрудничества с иностранными фирмами. Так, купец П. А. Кобозев, владевший крупным обувным магазином в Курске, пополнял ассортимент товаров за счет закупок в Америке. Он имел деловые связи с несколькими фирмами в Сан-Франциско, откуда обычно через Владивосток получал партии обуви. Другой курский купец В. М. Сагалаев периодически закупал товар для бакалейной торговли в Германии, Бельгии, Франции и других странах.
Самой доходной в городах по праву считалась торговля мануфактурными товарами. Именно в нее вкладывали средства больше трети купцов. Ярким представителем крупных торговцев этой продукцией был курский купец первой гильдии М. А. Наумов. Он владел одним из крупнейших в городе мануфактурным магазином, который располагался на Московской улице, где на двух этажах занимал 15 различных помещений. В магазине работали, не считая рабочих, 35 приказчиков и 15 мальчиков. В 1904г. оборот магазина составил 500тыс. руб., а в 1906г. уже 885тыс. руб. На этом виде торговли специализировались также купцы М. М. Бруштейн, А. И. Безходарный, И. П. Третьяков и др.
Почти 5 млн руб. в год приносила в Курской губернии купеческая виноторговля, которой занимались около 200 торговых предприятий. На рубеже Х1Х—ХХвв. из виноторговцев был широко известен курский купец Г. А. Новосильцев, имевший спиртоочистительное и водочное предприятия
и, кроме того, арендовавший винокуренный завод. Он содержал несколько оптовых складов спирта и более двух десятков трактиров и винных лавок. Суджанский купец К. Ф. Тахтамиров также владел винокуренным заводом, продукцию которого ре-ализовывал через сеть питейных заведений, охватывавших почти всю Курскую губернию. Только в г. Суджа и его уезде в 1896г. он имел, по неполным данным, 64 винные лавки.
В первое десятилетие ХХв. в разряд крупных торговцев спиртными напитками вышла курская купчиха А. И. Квилиц. Ее пивные лавки располагались во многих уездах и городах губернии. Яркой иллюстрацией размаха ее деятельности служит тот факт, что в 1914 г. почти все пивные лавки в г. Курске принадлежали А. И. Квилиц.
К концу XIXв. практически все купечество Курской губернии перешло к стационарной торговле. Ярмарки как местные, так и расположенные в других районах страны, купцы жаловали все меньше и меньше. Причиной тому стало развитие экономической инфраструктуры, в частности, железнодорожной сети, банковской системы, распространение института коммивояжеров. Это позволяло устанавливать непосредственные связи либо с производителями, либо с крупными поставщиками товаров. Так, в конце 1860-хгг. через черноземные губернии были проложены расходящиеся из Москвы линии на Тулу—Курск и на Рязань—Козлов, которые впоследствии были проложены к Азовскому морю, в Крым и на Кавказ. Одновременно начали строиться магистрали от Волги к балтийским портам, которые пересекли две вышеназванные линии и создали первые крупные узлы — Ряжск, Тулу, Козлов, Грязи и т.д. Кроме того, через каждую из Центрально-Черноземных губерний прошли железнодорожные пути местного значения: Брянско-Льговско-Курский, Орловско-Ливенский, Моршанско-Сызранский, Обоянс-кий, Ряжско-Моршанский, Ряжско-Вяземский, Орловско-Грязский и т.д. В середине 1890-хгг. с запада на восток открылось движение по линии Киев—Курск—Воронеж, а в начале 1900-хгг. новые направления железных дорог были проложены через многие городские центры Черноземья.
Традиционным торговым заведением купцов была лавка. Как правило, это были небольшие помещения, где выставлялся товар. Причем нередко отсутствовала специализация. В лавке продавался самый разный товар. Такая торговля «всем понемногу» рассматривалась как средство привлечения покупателей и повышения конкурентоспособнос-
ти. Чтобы завлечь как можно больше покупателей, коммерсанты нанимали мальчиков и приказчиков, которые прохаживались возле лавок и громко выкрикивали рифмованные приглашения. Таким бойким местом в Курске, по воспоминаниям современников, был «толчок», расположенный между Московской и Херсонской улицами (современная Красная площадь) и застроенный самыми разными лавками. Почти непрерывно из них выбегали проворные «сидельцы», которые настойчиво зазывали к себе всех прохожих.
В конце XIX — начале XX вв. появились и начали распространяться магазины, олицетворявшие собой современный вид торговли. Первыми их стали открывать купцы, занимавшиеся крупной торговлей мануфактурными, модно-галантерейными, хозяйственными товарами или обувью. Магазины отличались большими размерами, просторными, светлыми помещениями и ярко оформленными витринами, в которых выставляли как можно больше товаров. Обслуживали покупателей здесь на более высоком уровне. Служащие помогали выбрать товар, упаковать его и доставить по нужному адресу. Правда, теперь покупателю зачастую не удавалось поторговаться о цене товара: нередко перед входом в магазин красовалась вывеска «Цены без запроса».
В начале ХХв. купечество Курской губернии освоило еще одну новую форму торговли — биржевую. С ростом численности торгового люда, увеличением торговых оборотов появилась потребность в разнообразной информации — о ценах, о спросе на те или иные товары, о районах наиболее выгодного их сбыта и т. д. Острее стала ощущаться необходимость правильного оформления сделок. Наконец, для совершения сделок просто необходимо было специальное помещение. Крупные курские купцы, имевшие торговые дела в разных городах страны, понимали, что эти проблемы могут быть решены с созданием биржи.
Во второй половине XIXв., после строительства железных дорог, соединивших Курскую губернию с регионами, покупавшими курский хлеб, дважды предпринимались попытки создать биржу. Однако обе по разным причинам оказались неудачными. Только в 1903 г. очередное усилие увенчалось успехом. Инициаторами учреждения биржи стали местные купцы В. П. Лавров, И. В. Пузанов, Н. И. Озеров и др. Таким способом они надеялись ограничить участие в хлебной торговле торговцев-евреев. Правда, из-за конкурентной борьбы между несколькими группами предпринимателей биржа начала работать только в 1907 г.
Курская биржа как место постоянных собраний торговых лиц согласно Уставу создавалась с целью обеспечения оборотов в торговле и сближения сельских хозяев с производителями. Посещать ее дозволялось каждому, как для получения необходимых сведений, так и для производства торговых действий. Из лиц, постоянно бывавших на бирже и вносивших ежегодную плату для ее надобностей, организовывалось биржевое общество. Ближайшим же заведыванием делами биржи, т. е. распоряжением финансами и хозяйственной частью биржи, надзором за порядком во время торгов занимался биржевой комитет, в состав которого входили председатель, шесть биржевых старшин и старший маклер.
Биржа стала одним из центров торговли сельскохозяйственной продукцией. Она играла важную роль не только в местной хлебной торговле, здесь же совершались и все экспортные сделки. По данным Торгового бюллетеня Курской биржи, в ее обороте были пшеница и овес, ячмень и гречиха, просо и продукты их переработки.
Российское купечество конца XIX — начала XXвв. представляло собой традиционный тип отечественного предпринимателя и внесло существенный вклад в подъем народного хозяйства страны, занимаясь торговлей, промышленным производством, финансовым и аграрным бизнесом. Наряду с этим купцы оставили заметный след в общественной жизни, приобрели авторитет как благотворители и меценаты, многое сделали для развития национальной культуры.
Список литературы
1. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. XIII. Ч. 3 (Курская губерния). СПб., 1850.
2. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 56. Оп. 1. Д. 134. Л. 127, 130.
3. Захаров В. В. Из истории курского купечества. Курск, 2004.
4. Курская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862года. СПб., 1868.
5. Озеров Ю.В. Курское купечество в середине
XIX века. Курск, 2001.
6. Рянский Л. М. Развитие товарно-денежных отношений в курской деревне и формирование рынка в первой половине XIXв. / Торговля Курского края с древнейших времен до начала
XX века. Сб. статей и материалов. Курск, 1996. 132 с.
7. Торговля и промышленность Европейской России по районам. Вып. IV; Сб. сведений по Европейской России за 1882год. СПб., 1884. Города России в 1904г. СПб., 1906.
8. Терещенко А. А. Торговля и ремесло в городах Центрально-Черноземного региона во второй половине XIX — начале XX вв. Курск. КГУ, 2006. 60 с.
9. Чечулин Н. Д. Очерки по истории финансов в царствование Екатерины II. СПб. , 1906.
10. Шрейдер Г. И. Город и городовое положение 1870 г. // История России в XIX веке. Ч. 2. Т. 4. СПб.