Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития общественного питания в г. Владивосток'

Некоторые аспекты развития общественного питания в г. Владивосток Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития общественного питания в г. Владивосток»

Тенденции развития рынка потребительских товаров и услуг

Л.В.Лемисова,

кандидат технических наук, доцент кафедры организации предпринимательского дела ДВГАЭУ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В Г. ВЛАДИВОСТОКЕ

Известно, что общественное питание играет огромную социальную роль в жизни любого человека. Оно способствует нормальной работоспособности, хорошему настроению, здоровью и, в конечном счете, высвобождает свободное время, которое человек может использовать в своих интересах. За рубежом предприятия общественного питания (ПОП) пользуются большим спросом у населения, т.к. в них можно быстро и вкусно поесть, решать проблемы бизнеса, принимать гостей и друзей. Во многих странах мира предприятия ОП пользуются льготным налогообложением, что способствует нормальному ценообразованию на продукцию и делает предприятия доступными для посещения практически всех слоев населения.

Изучалось состояние развития общественного питания в г. Владивостоке. Были обследованы все типы предприятий в пяти районах города: Ленинском, Фрунзенском, Советском, Первореченском и Первомайском. С тем чтобы дать рекомендации по вопросам дальнейшего развития ОП в г. Владивостоке, было выявлено, какие типы предприятий в них расположены, На сколько посадочных мест. Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Суммарное количество посадочных мест в зависимости от типов предприятий ОП и месторасположения

Типы предприятий общественного питания Наименование районов г.Владивостока Итого по г. Вл-ку

Ленинский Фрунзенский Советский Перворе-ченский Первомайский

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

1. Бары 210 6,6 460 7,5 388 12,7 50 2,4 16 1 1124 7,0

2. Кафе 959 30,2 697 11,3 330 10,8 168 8,1 251 15,9 2405 15,0

3. Рестораны 500 15,7 1182 19,2 496 16,2 52 2,5 — - 2230 13,8

4. Столовые 934 29,3 3764 61 1804 59 1622 78,3 1312 83,1 9436 58,7

5. Закусочные 70 2,2 60 1,0 40 13 81 3,9 - - 251 1,7

6. Комбинаты питания 370 11,6 100 4,8 470 2,9

7. Буфеты 140 4,4 140 0,9

ИТОГО: 3183 100 6163 100 3058 100 2073 100 1579 100 16056 100

Примечание: 1 - количество мест; 2 - % к итогу.

Из таблицы видно, что по суммарному количеству посадочных мест районы г. Владивостока резко отличаются между собой. Наибольшее количество посадочных мест в ПОП приходится на Фрунзенский район, однако анализ показывает, что в зависимости от типа предприятий 61% от общего количества мест приходится на столовые - студенческие, курсантские, при промышленных пред-

приятиях и учреждениях. Рестораны, кафе, бары и закусочные составляют: 19,2%; 11,3%; 7,5%; 1,0 % соответственно.

В Первореченском районе отмечается наименьшее количество предприятий общественного питания и число посадочных мест в них. Видно, что в столовых они составляют 83,1%, кафе - 15,9%, что касается ресторанов, закусочных, буфетов, то они, по данным мэрии г. Владивостока, отсутствуют.

В целом, по городу количество посадочных мест по типам ПОП распределилось следующим образом: столовые - 58,7%; рестораны - 13,8%; бары - 7%; комбинаты питания - 2,9%; закусочные или ПБО - 1,7%; кафе - 1,5%; буфеты -0,9%. Видно, что 58,7% составляют столовые, которые занимаются организацией питания определенных контингентов.

По представленным данным можно сделать вывод: в г. Владивостоке (количество жителей около 800 тыс. человек) слабо развита сеть предприятий общественного питания. Если учесть, что по существующим нормативам должно быть 28 мест на 1000 жителей города, то здесь недостает 6 344 посадочных места. В перспективе же планируется довести норматив открытой сети ПОП до 40 мест на 1000 жителей.

Если исключить столовые, которые обслуживают учащихся, курсантов и студентов, то недостаток посадочных мест в сети общественного питания города будет составлять 16250.

Дальнейшее изучение развития сети предприятий ОП показало, что наибольшим спросом в г. Владивостоке пользуются в вечернее время ночные клубы "Стеле", "Роял Парк", "Пеликан", "Махаон", "Астория" и др., в дневное время -закусочные, с небольшим ассортиментом реализуемых блюд и доступными ценами в пределах 8-12 рублей. Одно из ведущих мест среди этих предприятий занимает "Magic Burger". Пропускная способность этого предприятия днем в среднем составляет 200 человек в час, вечером - 100, хотя предприятие рассчитано всего на 80 посадочных мест и средняя цена обеда в нем от 8-10 руб.

Изучение деятельности ресторанов города показало, что потребительский спрос в них низкий за исключением ресторанов "Capitan Cook", "Нагасаки", "Vlad motor Inn". Все остальные рестораны в дневное время обычно пустуют, а в вечернее время обслуживают юбилеи, свадьбы и другие торжества.

Проведенный опрос руководителей ресторанов показал, что эти предприятия еле выживают из-за непомерных налогов, на каждый рубль прибыли приходиться платить 0,97 коп. налогов. Такое состояние с налогообложением ведет к высокой стоимости блюд в ресторанах. В дневное время здесь в среднем обед стоит 80-100 руб., вечером ужин - 200-250 руб.,

Таким образом, на основании представленных исследований видно, что в настоящее время наибольшим спросом пользуются закусочные, в которых питаются широкие слои населения: студенты, учащиеся, служащие, рабочие.

Для того чтобы в большей степени охватить население г. Владивостока горячим питанием, необходимо развивать сеть предприятий быстрого обслуживания с узким и качественным ассортиментом выпускаемых блюд. В настоящее время количество посадочных мест в предприятиях общественного питания города составляют всего 1,7%. Вместе с тем, учитывая огромную социальную роль общественного питания в жизни людей, необходима государственная политика, которая должна быть направлена на льготное налогообложение этой важной отрасли народного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.