рольных функций на государственные жилищные инспекции; применение рыночных механизмов ценообразования; более четкое осуществление адресной социальной поддержки населения в жилищно-коммунальной сфере. [5]
Литература:
1. Конюхов, Л.Н. и др. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального предприятия // ЖКХ. - 2001. - № 6. - С. 10.
2. Кругликов, А.А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бух-
галтера ЖКХ. - 2000. - № 7. - С. 94-100.
3. Чернышов, Л.Н. Для преодоления кризиса в ЖКХ необходим программный целевой подход // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - № 8. - 2001. - С. 52-64.
4. Чернышов, Л.Н. Первые итоги демонополизации жилищной и социальной сферы // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - № 3. - 2000. -С. 10.
5. Феклистов, О.И. Инновационные основы повышения эффективности использования ресурсного потенциала в жилищно-коммунальной сфере.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Нефедьев А.Д., к.э.н., доцент кафедры теории и практики управления Московского городского психолого-педагогического университета Балаханова Д.К., к.э.н. доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭА им. Г.В. Плеханова
Статья посвящена исследованию проблем здравоохранения на основе инфраструктурного подхода. В ней представлены разработанные авторами схемы внешнего и внутреннего контуров инфраструктуры здравоохранения. На основе этих схем рассмотрен ряд проблем развития внутренней инфраструктуры, в том числе вопросы развития скорой медицинской помощи, службы крови, подготовки кадров и др. Внесены предложения по совершенствованию практики управления инфраструктурой здравоохранения.
Ключевые слова: здравоохранение, инфраструктура, скорая медицинская помощь.
SOME ASPECTS OF DEVELOPMENT OF AN INFRASTRUCTURE OF PUBLIC HEALTH SERVICES
Nefedev A., Cand.Econ.Sci., the senior lecturer, chair of the theory and practice of management, Moscowpsihologo-pedagogical university Balakhanova D., Cand.Econ.Sci., the senior lecturer of chair of management of human, Russian Plekhanov Academy of Economics
Article is devoted research of problems of public health services on the basis of the infrastructural approach. In it the schemes of external and internal contours of an infrastructure of public health services developed by authors are presented. On the basis of these schemes a number of problems of development of an internal infrastructure, including questions of development of the first help, service of blood, a professional training is considered, etc. offers on perfection of practice of management by public health services infrastructure are made.
Keywords: public health services, an infrastructure, the first help.
В последние годы одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности России, является демографическая ситуация. Ежегодно население России сокращается на 700 - 800 тыс. человек. Одной из причин этого положения является проблема ухудшения здоровья населения, которая характеризуется низким уровнем рождаемости (10,2 случая на 1 000 населения) и высоким уровнем общей смертности (16,1 случая на 1 000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста1.
На наш взгляд эта проблема помимо других причин стала следствием глубокого кризиса инфраструктуры здравоохранения2. Для обоснования этого предположения мы проанализировали ряд аспектов ее развития и выработали предложения по ускорению выхода из кризиса.
Для этого, в рамках статьи, мы условно разделили инфраструк-
туру здравоохранения, с одной стороны на внешнии и внутренний контуры. Во внешнюю инфраструктуру здравоохранения мы включили образование, науку, культуру и экологию как элементы окружающей природной среды и социальной сферы, обеспечивающие необходимые общие условия и способствующие охране и укреплению здоровья населения. К элементам инфраструктуры здравоохранения мы также относим государственное управление и предпринимательство.
Инфраструктура здравоохранения на внутреннем уровне, на наш взгляд, включает в себя структуры непосредственного жизнеобеспечения (медицину), профилактики, рекреации, фармацевтики и медицинского оборудования (см. рис. 1).
С учетом этого представления инфраструктуру здравоохранения, на наш взгляд, необходимо исследовать и развивать как важнейший
.Ȇ
Г осударственное управление
*/
II.
■і
Экология
Профилактика доровье Оборудование J
Фармацевтика
Образование
Рис. 1. Два контура инфраструктуры здравоохранения - разработка авторов.
1 Современное здравоохранение / сайт «Приоритетные национальные проекты»/ http://www.rost.ru/projects/health/p01/p11/a11.shtml
2 Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). Глоссарий.ги
компонент социальной инфраструктуры общества, наряду и во взаимосвязи с бизнесом, образованием, наукой, культурой и экологией.
Представленная схема подтверждается данными экспертов о том, что здоровье населения на 55% зависит от качества и образа жизни, на 25% - от состояния окружающей среды и экологических факторов, на 8-10% - от генетических факторов и случайностей и лишь на 8-12% - от уровня медицинской помощи [1]. По словам Д.Д. Венедиктова, эти цифры, неоднократно приводившиеся Лисициным Ю.П., Комаровым Ю.М., Чучалиным А.Г. и другими, включая специалистов ВОЗ, весьма условны. Они приводились как аргумент, что органы и учреждения здравоохранения в одиночку не могут обеспечить охрану и улучшение здоровья населения, для чего требуется взаимодействие государства, предпринимателей и всех слоев общества.
Соответственно, и пути преодоления кризиса, на наш взгляд, следует искать во взаимодействии всех элементов инфраструктуры здравоохранения.
С учетом этого, рассмотрим несоответствие нашей схемы бытующим представлениям о характере и составляющих инфраструктуры здравоохранения. Так, на практике здравоохранение чаще всего рассматривается как совокупность органов и учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития РФ. По мнению некоторых исследователей, эти органы и учреждения непосредственно призваны осуществлять изучение здоровья населения и его нарушений, профилактику и лечение заболеваний, готовить и привлекать для этого особые кадры медико-санитарных профессий, поддерживать постоянную готовность немедленно прийти на помощь больному или страждущему человеку [1].
В действительности же все выглядит сложнее. Только в соответствии с законодательством [2], российское здравоохранение разделено на три составные части: государственную, муниципальную и частную систему здравоохранения. При этом, учреждения и предприятия муниципальной и частной системы здравоохранения, как правило, в качестве полноправных элементов инфраструктуры здравоохранения в официальных документах Минздравсоцразвития РФ практически не рассматриваются. Одним из аргументов подтверждающих этот тезис служит факт отсутствия в национальном проекте «Здоровье» программ взаимодействия государства с муниципальным и частным сектором здравоохранения.
Более детальное представление о внутренней инфраструктуре здравоохранения показано нами на рис.2. На представленной схеме мы вносим еще одно разделение здравоохранения: на государственный (квазибесплатный) и частный (рыночный) сектор.
Далее на основе этой схемы мы рассмотрим более подробно
некоторые проблемы развития инфраструктуры государственной и муниципальной (квазибесплатной) медицины.
Скорая медицинская помощь (СМП). Инфраструктура оказания скорой медицинской помощи включает в себя более 3 тыс. станций и отделений СМП (на 2003 г. их насчитывалось 3268). В учреждениях «скорой помощи» трудятся около 20 тыс. врачей и свыше 70 тыс. медицинских работников среднего звена, силами которых ежедневно обслуживается более 150 тыс. вызовов, и число их постоянно растет - только за последние 10 лет количество вызовов СМП увеличилось на 30 % [3]. В состав инфраструктуры входят больницы скорой медицинской помощи, Московский НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе.
Это один из самых популярных среди населения и при этом наиболее дорогостоящий вид медицинской помощи. Тем не менее, этот важнейший элемент инфраструктуры здравоохранения, часто выполняет простейшие функции транспортировки больных и умерших. Кроме этого, около 97% лиц, страдающих хроническими болезнями известными врачам, в 40% случаев все равно используют скорую помощь в качестве неотложной. Каждый третий россиянин вызывает скорую помощь, хотя в большинстве случаев этого можно было бы избежать [4, С.34].
Некоторыми станциями и отделениями скорой медицинской помощи также выполняются не свойственные им функции поликлиник, приемных отделений и даже «микроспециализированных» отделений стационаров, служб соцобеспечения. Проблема усугубляется отсутствием у некоторых руководителей органов управления здравоохранением, руководителей служб скорой помощи, главных специалистов четкого, единого понимания задач этих служб и распределения функций между ними.
Оказание скорой медицинской помощи регламентирует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179 г. Москва «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи»3 и Отраслевая программа «Скорая медицинская помощь»4. Они устарели и требуют корректировки.
В 2002 году было более 50 млн. вызовов, и обслужено 52,5 млн. граждан, в 2003 году было также свыше 50 млн. вызовов и обслужено 52,8 млн. граждан соответственно [4,с.36]. За последние годы число госпитализаций по скорой медицинской помощи имеет тенденцию к увеличению, как в городе, так и в сельской местности. Одновременно с этим отмечается снижение количества больниц, общих врачебных и фельдшерских бригад скорой медицинской помощи.
Рис. 2. Внутренняя инфраструктура здравоохранения (разработка авторов)
3 «Российская газета» - Федеральный выпуск №3640 от 26 ноября 2004 г.
4 Приказ Министерства здравоохранения РФ 11 марта 2003 г. N 93
Сокращение больниц скорой медицинской помощи привело к тому, что приемные отделения больниц зачастую не в состоянии обеспечить своевременный и качественный прием тяжелых больных и пострадавших, разрушена связь между догоспитальным и госпитальным этапами оказания скорой медицинской помощи.
Вместе с тем, только в больницах скорой медицинской помощи круглосуточно могут быть проведены диагностические манипуляции уже в приемном отделении, включая лабораторную диагностику, рентгенодиагностику, УЗИ и др.
Снижение уровня жизни населения, повышение уровня травматизма, в первую очередь дорожно-транспортного и криминогенного, ослабление профилактической направленности здравоохранения, ограниченная доступность медикаментов для большинства людей пожилого возраста требует внесения корректив в дальнейшее развитие скорой медицинской помощи в России. То есть, необходима разработка системного комплексного подхода при совершенствовании нормативных правовых, социально-экономических, финансовых, материально-технических, организационно-методических и управленческих механизмов, обуславливающих особенности организации и функционирования скорой медицинской помощи в инфраструктуре первичной медико-санитарной помощи российского здравоохранения.
Главным направлением совершенствования скорой медицинской помощи должно явиться концентрация оказания скорой медицинской помощи на базе хорошо оснащенных стационаров интенсивного лечения, с функциональным единством догоспитального и госпитального этапов.
Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с вопросами совершенствования работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому и т.д.
Одной из важнейших составных частей общественной инфраструктуры здравоохранения является служба крови Российской Федерации. Она обеспечивает оказание трансфузиологической помощи в мирное время и при чрезвычайных ситуациях, что имеет общегосударственный стратегический характер, затрагивающий вопросы безопасности страны. В стране осуществлен переход на компонентную терапию, цельная кровь практически перестала использоваться в клинической практике. Потребность в компонентах крови меняется с изменениями протоколов ведения больных.
Служба крови Российской Федерации состоит из 192 станций переливания крови, 1077 отделений переливаний крови; в 293 больницах заготавливают кровь и ее компоненты. В учреждениях службы крови сохранились высококвалифицированные коллективы. В службе крови работает 21481 человек, из них 3863 врача, 9804 средних медицинских работников, 3795 младших медицинских работников, 744 инженерно - технического работника. Укомплектованность штатов составляла 94,4% [6].
В 2002 году создано государственное учреждение «Центр крови Министерства здравоохранения Российской Федерации», осуществляющее оказание организационно-методической помощи учреждениям службы крови страны. Во многих субъектах Российской Федерации разработаны и успешно реализуются территориальные программы развития службы крови. В настоящее время подготовлен ряд важных нормативных правовых документов, направленных на совершенствование работы службы крови, развитие донорства крови.
Вместе с тем, сложности социально-экономического характера, наблюдавшиеся в 90 - е годы в стране, имели негативные последствия для развития отечественной службы крови. Отсутствие адекватного финансирования привело к тому, что материально-техническая база большинства учреждений службы крови оказалась морально и физически изношенной, что существенно сдерживает внедрение в практику современных мировых и отечественных технологий по обеспечению безопасности и эффективности гемотран-сфузионной терапии. Многочисленные учреждения службы крови маломощны и работают неэффективно. Слабая материально - техническая база учреждений службы крови, дефицит качественных отечественных расходных материалов и оборудования не позволя-
ют в полной мере решать важнейшие задачи службы крови по обеспечению безопасности и эффективности всех этапов - от заготовки крови и ее компонентов до их клинического применения.
В тяжелом положении находится отечественное производство препаратов крови, которое в настоящее время не удовлетворяет потребности здравоохранения ни по номенклатуре, ни по объемам, ни по качеству выпускаемой продукции. Ни одно из имеющихся в России производств препаратов крови не соответствует международным стандартам.
Промышленный выпуск ряда важнейших препаратов крови (например, факторы свертывания крови VIII и IX) отсутствует, вследствие чего они закупаются за рубежом. Крайне мало выпускается внутривенного иммуноглобулина. Обеспечение отечественных лечебно - профилактических учреждений препаратами крови составляет 17 - 25% от нормативов, рекомендованных ВОЗ. В этих условиях назрела необходимость повышения структурной эффективности службы крови, проведения работы по оптимизации сети учреждений службы крови [5].
Главной опорой службы крови является донорство крови и ее компонентов. В последние 15 лет донорство переживает значительный спад, что, в основном, связано с ухудшением демографической ситуации, ликвидацией прежней плановой системы организации донорства, практически прекращением пропаганды донорства в средствах массовой информации, невыполнением обязательств по льготам, предоставляемым донорам, неудовлетворительным финансированием учреждений службы крови. Общее количество доноров на одну тыс. жителей России составляет 14,6 (число донаций крови составляет 25 на 1000 населения), что недостаточно для решения проблемы самообеспечения страны кровью, ее компонентами и препаратами. Необходимы меры по расширению социальной базы безвозмездного донорства, поиску моральных стимулов к донорству [6].
Следует сказать и о том сложном положении, в котором оказалась отечественная фармацевтика. Государственные предприятия фармацевтической промышленности, по сути, являясь составной частью общественной инфраструктуры здравоохранения, тем не менее, подчинены Министерству промышленности и торговли РФ.
Несмотря на то, что потребность в лекарственных препаратах и медикаментах в России довольно высока, в целом сегодняшнее состояние отечественной фармацевтической промышленности, при относительном внешнем благополучии, является нестабильным. Кроме того, в последние годы непрерывно увеличивается удельная доля импорта в общем объёме продаж на российском фармрынке. Доля отечественных препаратов на коммерческом аптечном рынке России в стоимостном выражении не превышает 20-25%5.
Тем временем на российском рынке эффективно работают уже более полутора сотен иностранных компаний более чем из 30 стран мира. Доминирующее положение занимают страны Западной Европы и Северной Америки, на втором месте - страны Восточной Европы, на третьем - страны Азии, Африки, Латинской Америки, затем - страны СНГ.
Здесь важно подчеркнуть, что импортные лекарства стоят значительно дороже отечественных препаратов. Таким образом, формируется некий «заколдованный круг», приобретая импортные медикаменты, россиянин поддерживает не отечественного, а зарубежного производителя. Не секрет, что для продвижения своих товаров крупные импортные производители используют самые разнообразные методы, от агрессивной рекламы в СМИ до прямого лоббирования своих интересов в политических кругах. Реклама далеко не всегда объективно характеризует клиническую эффективность препаратов, но при этом влияет не только на больного, но и на врача. Государственный контроль за этим процессом практически не осуществляется.
В 2007 году российская фармацевтическая промышленность была представлена 525 предприятиями, на которых занято 65,1 тыс. человек. Эти предприятия произвели в 2007 году товарной продукции на 62 млрд. рублей. Российский фармацевтический рынок является одним из наиболее перспективных в мире благодаря своим размерам и высокой динамике роста. Рост рынка за последние 5 лет составлял 20-30% ежегодно. По прогнозам, рост продолжится в ближайшее десятилетие со средним темпом не менее 10-12% в год в национальной валюте. В результате, по оценкам, его объем достигнет $25-35 млрд. к 2020 году6.
5 «Дан старт разработке Стратегии развития российской фармацевтической промышленности на период до 2020 года». Сайт Министерства промышленности и торговли РФ/ http://www.minprom.gov.ru/ 8 апреля 2008
6 Там же.
Следует сказать и о профилактической работе, направленной на предупреждение многих заболеваний. В ходе социально-экономических преобразований произошло резкое снижение качества профилактической работы, ориентированной прежде, в основном, на организованные, чаще всего производственные коллективы, количество которых из-за экономического спада, проводимой реструктуризации промышленных предприятий значительно уменьшилось. В настоящее время профилактика не является стратегическим направлением развития инфраструктуры здравоохранения. В какой-то степени это направление закрывает санаторно-курортная деятельность, инфраструктура которой сохраняется, восстанавливается и развивается в основном частным сектором.
В инфраструктуре охраны здоровья населения страны, позволяющей целенаправленно осуществлять профилактику и лечение заболеваний на ранних стадиях, вести диспансерное наблюдение за больными и проводить их реабилитацию, занимает важное место санаторно-курортное лечение.
В основу санаторно-курортной помощи положены наиболее гуманные, социально и научно прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена продолжающимся процессом преждевременного старения населения и высоким уровнем заболеваемости взрослого населения, подростков и детей. Об эффективности санаторнокурортного лечения свидетельствует, например то, что после долечивания в санатории больные в 3-4 раза чаще и в 1,5-2,5 раза быстрее возвращаются к производительному труду. В результате курса санаторного лечения и оздоровления в 2-4 раза снижается уровень трудопотерь по болезни [7].
Созданная в стране инфраструктура санаторно-курортного лечения и оздоровления, являясь частью общей структуры эффективного оздоровления населения - «поликлиника - больница - санаторий», не имела аналогов в мировой практике, и не только выполняла общенациональную социально значимую функцию по профилактике заболеваний, реабилитации и лечению больных на ранних стадиях, но и обладала безальтернативными методами лечения таких недугов как туберкулез, спинальные, нервные, в том числе детские церебральные заболевания.
Сеть санаторно-курортных учреждений России в настоящее время составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают лечение и оздоровление более 5 млн. человек. Вместе с тем, за последние десять лет число санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев сократилось на 30%, а число коек в них - на 20% [8]. Соотношение государственных и частных объектов этой сети постоянно меняется в пользу частного сектора.
Санаторно-оздоровительные услуги являются социально значимыми услугами и направлены на поддержание здоровья соответствующих слоев населения и до 2003 г. около 80% всех путевок на санаторно-курортное лечение оплачивалось за счет средств обязательного социального страхования.
Тем не менее, в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год», принятым Федеральным Собранием Российской Федерации финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления работников, членов их семей и участников Великой Отечественной войны было отменено.
Принятие этого закона в предложенном правительством виде лишило льготных путевок сотни тысяч российских граждан, которые нуждаются в укреплении здоровья, но не в состоянии оплатить путевки за счет собственных средств. Отмена действующего на протяжении десятилетий способа укрепления здоровья за счет средств общественного фонда потребления явилось прямым нарушением статьи 55 Конституции Российской Федерации, запрещающей издавать законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина.
В результате сложилась диспропорция между высокой потребностью в санаторно - курортном лечении и возможностью приобретения путевок из-за низкой платежеспособности населения. По оценкам экспертов данная ситуация, помимо лишения сотен тысяч состоянию курортных регионов, где санаторно-курортная деятельность является градоформирующей отраслью экономики, и поставить под угрозу дальнейшее существование ряда здравниц, осуще-
ствляющих свою деятельность на полном хозрасчете.
С точки зрения системы организации лечения и оздоровления российские курорты и сегодня являются одними из лучших в мире. Российские курортные технологии вполне современны, имеют значительную коммерческую ценность, в том числе и экспортную. Тем не менее, в настоящее время система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой институциональной инфраструктуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями и акционерными обществами, что определяет слабость и низкие темпы развития санаторных учреждений без учета интересов и возможностей общества.
В целом структура сети учреждении здравоохранения в нашей стране исторически формировалась по административно - территориальному принципу, который сохраняется до настоящего времени. Несмотря на проводимые в последние годы мероприятия по оптимизации сети учреждений здравоохранения, сохраняются значительные диспропорции объемов медицинской помощи на разных этапах ее оказания. Реструктуризация больничной сети проводится практически во всех регионах, однако осуществляется медленными темпами и в большинстве своем малоэффективна.
Кроме этого, мы имеем такую систему государственного управления и финансирования здравоохранения, которая не побуждает всех заинтересованных участников рационально использовать ресурсы общественной инфраструктуры и добиваться максимально высоких показателей здоровья населения в расчете на вложенные ресурсы. Перечисленные проблемы отнюдь не новы, многие из них тянутся своими корнями во времена советского здравоохранения. Именно тогда началась чрезмерная специализация медицины, а роль первичной помощи стала снижаться. В 70 - е годы прошлого века закладывались основы экстенсивного развития отрасли с акцентом на наращивание коечного фонда, числа врачей, объемов госпитализации и посещений, а реальные показатели качества, доступности и эффективности использования ресурсов оставались на втором плане.
Например, серьезным тормозом в совершенствовании организации скорой медицинской помощи является отсутствие четкой системы управления этим сектором здравоохранения на всех уровнях. Планирование мощностей подстанций и бригад скорой медицинской помощи опирается на общие нормативы, основанные на количестве населения, проживающего на территории, что не позволяет учитывать особенности региона. На госпитальном этапе в большинстве территорий к оказанию скорой медицинской помощи наравне с многопрофильными стационарами широко привлекаются маломощные больницы, зачастую не имеющие необходимого набора специалистов и лечебно - диагностических технологий. Смешанный тип финансирования госпитального звена скорой медицинской помощи зачастую осуществляется по стандартам, разработанным для планово госпитализированных больных, что не соответствует подходам и объемам оказания скорой медицинской помощи.
Остается актуальной проблема подготовки медицинских кадров. В конце октября 2006 г. в Москве проходил I национальный конгресс терапевтов «Новый курс: консолидация усилий по охране здоровья нации». Выступая на нём, академик РАМН А.Г. Чучалин сказал, что практически каждый третий диагноз ставится российскими врачами неверно. Сравним: в США врачебные ошибки составляют 3-4 %, в Великобритании - 5 %, во Франции - 3 %. Из-за неправильного или несвоевременного диагноза в России умирают 12 % больных пневмонией. Из-за плохой организации врачебного контроля за артериальной гипертонией Россия лидирует среди развитых стран по числу инсультов. Из-за недостатка знаний врачи первичного звена выявляют только 30 % пациентов, нуждающихся в высокотехнологичной медпомощи.
В частности, на примере скорой медицинской помощи, эксперты отмечают, что большинство бригад скорой помощи в настоящее время укомплектованы специалистами не прошедшими необходимой подготовки, а повышение квалификации осуществляется нерегулярно. Только 15% врачей СМП имеют сертификат специалиста, менее 30% аттестованы на квалификационную категорию. Основу научного потенциала службы СМП составляют НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского (Москва), им. И.И. Джанелидзе (Санкт
- Петербург), а также кафедры скорой помощи (неотложной медицины), действующих на базе высших образовательных медицинских учреждений Минздрава России системы до дипломной и последипломной подготовки, что крайне недостаточно [9].
Негативно сказывается на конечных результатах оказания ско-
Таблица 1. Структура участников консультативных советов (комитетов, рабочих групп) при органе исполнительной власти в сфере здравоохранения России и США
Количество представителей в органе* 1 2 3 4 5
Федеральный орган исполнительной власти 11 3 4 11 0
Федеральный орган законодательной власти 0 1 0 0 0
Федеральное государственное учреждение 9 7 6 8 0
Субъект РФ/Штат США 0 6 1 7 0
Муниципалитет 0 1 0 0 7
Промышленность и бизнес 0 0 0 1 2
Доноры и реципиенты крови 0 0 0 1 2
Общественные организации 0 1 0 1 7
Всего членов 20 19 11 29 18
*Условные обозначения:
рой медицинской помощи отсутствие системы подготовки населения оказанию первичной само - и взаимопомощи, ее приемами не владеют даже работники милиции, ГИБДД, пожарной службы. В то же время Минздравом России в 1998г. разработана, утверждена и направлена в соответствующие министерства и ведомства для практической реализации унифицированная программа по оказанию первой медицинской помощи при неотложных состояниях для специальной подготовки сотрудников МВД России, МЧС России и других специальных служб.
Особенности взаимодействия органов государственного управления здравоохранением с другими структурами общества рассмотрим на примере развития службы крови в России и США [10]. Так, в первую очередь следует отметить принципиальное различие комплектования консультативного органа в системе управления здравоохранением: в России 90 и более процентов «советников» представляют федеральные органы власти или федеральные учреждения. В США, напротив, голосующие члены комитета, представляют муниципальные и общественные организации, а также бизнес-структуры (табл. 1).
1. Координационный совет Минздравсоцразвития России по вопросам службы крови России.
2. Рабочая группа Минздравсоцразвития России по разработке предложений по совершенствованию работы службы крови в условиях реализации положений Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
3. Рабочая группа Минздрава России по разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов».
4. Рабочая группа Минздрава России по разработке мероприятий по совершенствованию работы службы крови, развитию донорства крови и ее компонентов.
5. Консультативный комитет Департамент служб здоровья и человека США по безопасности и доступности крови.
По нашему мнению, именно меньшая доля представителей профессионального сообщества в системе государственного управления здравоохранением обусловливает снижение эффективности консультативных органов Минздравсоцразвития России по вопросам службы крови (табл. 2).
Учитывая сложность и важность задач по охране здоровья населения в государственной политике, по мнению авторов, в управлении здравоохранением необходимо использовать инфраструктурный подход, состоящий в том, что здравоохранение является инфраструктурой жизнеобеспечения населения.
С учетом этого тезиса, в ходе развития и повышения эффективности управления инфраструктурой здравоохранения необходимо:
• Определить главной стратегической целью дальнейшего развития здравоохранения улучшение здоровья населения страны. Измерять и контролировать достижение цели индикаторами уве-
личения срока жизни, повышения рождаемости и снижения смертности. Динамика этих показателей должна быть постоянно в центре внимания общественности.
• Главным стратегическим приоритетом развития инфраструктуры определить профилактику, при сохранении всего лучшего, что есть в отечественной медицине. В работу по профилактике болезней должны быть вовлечены не только учреждения здравоохранения, но и бизнес и все граждане;
• Основные усилия Министерства здравоохранения и социального развития РФ в этом деле должны быть направлены на усиление роли стратегического сотрудничества социальных групп в целях повышения качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов. Доля представителей профессионального сообщества в системе государственного управления здравоохранением должна быть более высокой.
• Центром приложения сил, направленных на развитие здравоохранения, должны стать человеческие ресурсы, в первую очередь врачи. Их необходимо обучать методам современной профилактики, диагностики и лечения болезней, вооружать современными медицинскими технологиями.
В связи с перечисленными проблемами требуется активизировать работу по формированию единой инфраструктуры здравоохранения страны без ведомственных и территориальных разграничений. Нельзя ставить диагноз и лечить больных в каждой территории по - разному. В медицине существует единое требование к врачам - специалистам, неисполнение которых приводит либо к инвалидности, либо к смерти больного.
С учетом того, что в предыдущие годы модель управления здравоохранения через структурные изменения (сокращение числа коек, врачей и т.п.) реальных успехов не принесла, необходимо осуществить переход управления отраслью на основе активного внедрения современных информационных и организационных технологий, соответствующих формированию оптимальной структурно -функциональной модели системы здравоохранения [12].
Необходимо привести структуру и функции органов управления здравоохранением всех уровней к единым целям и задачам развития инфраструктурой здравоохранения в стране. На всех уровнях управления необходимо создать новые структуры, ведающие стратегическим планированием и прогнозированием, государственной отраслевой стандартизацией, инновациями, медицинской профилактикой.
Требуется начать постепенную замену врачей на специально подготовленных средних медицинских работников в службе скорой медицинской помощи. Должна быть сформулирована государственная концепция информирования специалистов, предусматривающая ответственность государства за достоверность информации о лекарственных средствах. Доступность и достоверность информации о лекарственных средствах - актуальная проблема российского фармацевтического рынка - становится государственной
Таблица 2. Итог работы консультативных органов по вопросам службы крови при федеральном органе исполнительной власти в сфере здравоохранения Российской Федерации в 2004 - 2006 гг.
Орган* Период работы Подготовлено нормативных документов
1 10.11.2005 - наст, время 0
2 07.12.2004 - наст, время 1
3 15.01.2004-09.03.2004 2
4 15.05.2002-09.03.2004 20
*Условные обозначения те же, что и табл. 1
проблемой, от которой зависит здоровье жителей страны.
Важно полностью пересмотреть и создать в здравоохранении принципиально новую систему информации и мониторинга в соответствии с новыми условиями, целями и задачами деятельности медицинских и профилактических учреждений. Требуется оптимизировать информационное обеспечение, сокращая и упрощая ме-дико - статистические показатели, ориентируя их на цели планирования, расширить доступ к статистической информации о состоянии здоровья и здравоохранения, включая население.
Необходимо также формирование единой инфраструктуры системы здравоохранения, направленной на обеспечение благоприятных условий для развивающихся новых общественных отношений в здравоохранении, основанных на различных формах собственности в здравоохранении - государственной, муниципальной, частной и их соотношении.
Для создания современной системы охраны здоровья чрезвычайно важным является формирование ответственности за свое здоровье у каждого гражданина. Чтобы каждый и все вместе активно способствовали созданию здоровых условий учебы, труда, культурного досуга, жилищных условий, окружающей природной среды7.
Мы считаем, что намеченные органами государственной власти меры по позитивному изменению социально - экономической ситуации в стране может выполнить только все сообщество, здоровой как физически, так и духовно. Поэтому, сегодня особую актуальность приобретает исследование и решение проблем здравоохранения с точки зрения развития инфраструктуры охраны здоровья, в которую входят все социальные группы, а также наука, образование, культура и общественные организации.
Литература:
1. Д.Д.Венедиктов. Здравоохранение России: кризис и пути преодоления. М.: Медицина. 1999 г. Гл. III.
2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Утв. Верхов. Советом РФ от 22.07.1993 № 5487-1.-В ред. от 18.10.2007.- Ст. 12-14
3. Верткин А.Л. О совершенствовании работы скорой медицинской помощи в современных условиях http://www.intensive.ru/php/ content.php?group=1&id=968
4. Бирюкова Н.Б. Инновационные аспекты управления системой здравоохранения современной России: национальная практика и международный опыт: Монография - М.: Экслибрис-Пресс, 2007.- С.34
5. Спирин А.С. Фундаментальная наука и проблемы биологической безопасности/Наука - здоровью человека Материалы общего собрания РАН, РАМН, РАСХН. - М., 2005. -С.63.
6. «О Концепции развития службы крови в Российской Федерации» / Решение Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации и Президиума Российской академии медицинских наук. Протокол № 16 от 11.11.2003
7. «О состоянии и перспективе развития санаторно-курортного обеспечения в Российской Федерации» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. № 4 (64)/2003
8. Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р
9. Решение Коллегии Минздрава РФ о проекте отраслевой целевой программы «Скорая медицинская помощь» (протокол от 24.12.2002 N 19). По состоянию на 18 октября 2006 года.
10. Жибурт Е.Б. Особенности национального управления службой крови// Менеджер здравоохранения.- 2007.- №3.- С.44-53
11. Бюллетень Министерства здравоохранения и социального развития. - М., 2006. - С. 6, 42.
12. Сай В.М. Формирование организационных структур управления. - М.: ВИНИТИ РАН, 2002. - С. 80 - 115.
7 Бирюкова Н.Б. Инновационные аспекты управления системой здравоохранения современной России: национальная практика и международный опыт: Монография - М.: Экслибрис-Пресс, 2007.- С.33-62
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
Кирпичева М.А., аспирант ГОУДПО ГАСИС
В статье обосновывается роль маркетинга в формировании инновационной стратегии фирмы, предлагается алгоритм выявления и включения проблем экономического развития хозяйствующих субъектов в инновационный процесс, построена матрица выбора инновационно-маркетинговых стратегий.
Ключевые слова: инновационные стратегии, концепция маркетинга, конкурентная среда, анализ потребностей рынка.
INNOVATIVE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE WITH APPLICATION OF THE CONCEPT OF MARKETING
Kirpicheva M., GOUDPO GASIS, the post-graduate student
In article the marketing role in formation of innovative strategy of firm is proved, the algorithm of revealing and inclusion of problems of economic development of managing subjects in innovative process is offered, the matrix of a choice of is innovative-marketing strategy is constructed.
Keywords: innovative strategy, the marketing concept, the competitive environment, the analysis of requirements of the market.
Необходимость изменений происходит через изучение возникающих у субъекта хозяйствования проблем, за которым стоят конкретные нужды, потребности, спрос. Важно не ограничиваться выявлением проблем, а завершать процесс диагностики ранжированием, то есть установлением степени их важности для предприятия.
Изучая проблемы, возникающие на пути развития предприятий, можно разработать инновационные стратегии с применением концепции маркетинга.
Используя данные А.Посадского, С. Хайниша [4,с.57-59], систематизируем проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия (см. табл.1).
Предприятия, осуществляющие диагностику проблем самостоятельно, обычно демонстрируют лишь поверхностное видение проблем. При этом они объясняют свои неудачи воздействием внешних
факторов, таких как высокие цены, налоги, инфляция, экономическая и политическая нестабильность, а также внутренних факторов
- нехватка финансовых ресурсов, устаревшее оборудование и технологии.
В лучшем случае руководители называют проблемы второго уровня: плохое знание рынка, низкая конкурентоспособность продукции, низкая квалификация, неумение работать с ценными бумагами и т.д. Практически никогда предприятия без помощи со стороны не выходят на глубокое, причинное видение ключевых проблем на третьем уровне: заинтересованность, развитие инновационного потенциала, разработка стратегии развития, активный маркетинг и т.д. Эти наблюдения подтверждает опыт Ассоциации консультантов [4, с.61].
Российские предприятия в 85-90% случаев обращаются к консультантам за помощью в решении трех следующих проблем: по-