Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ВИШЕГРАДСКИХ СТРАН В 2022 Г'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ВИШЕГРАДСКИХ СТРАН В 2022 Г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИШЕГРАДСКИЕ СТРАНЫ / САНКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА / ИНФЛЯЦИЯ / ПРОГНОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрыночкин Алексей Викторович

На основе анализа ряда макроэкономических показателей рассматривается сложившаяся ситуация в экономике вишеградских стран. Отмечается ускорение снижения основных макропоказателей по мере приближения к концу года. Отдельное внимание уделено мерам властей, принятым в странах В4, для уменьшения негативного влияния комплекса последствий, вызванных конфликтными событиями в Европе. Наблюдается определённое сходство стран В4 в инструментах и методах реагирования на возникшие вызовы. Показано влияние реализации этих мер на сбалансированность экономики. Выделяется в целом одинаковая тенденция, но определяемая страновыми особенностями каждой из изучаемых стран. Представлены прогнозы возможного развития экономики вишеградских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE VISEGRAD COUNTRIES IN 2022

Based on the analysis of a number of macroeconomic indicators, the current situation in the economy of the Visegrad countries is considered. There is an acceleration in the decline of the main macro-indicators as we approach the end of the year. Special attention is paid to the measures taken by the authorities in V4 countries to reduce the negative impact of a complex of consequences caused by conflict events in Europe. There is a certain similarity between V4 countries in the tools and methods of responding to emerging challenges. The impact of the implementation of these measures on the balance of the economy is shown. In general, the same trend stands out, but determined by the country specifics of each of the countries studied. Forecasts of the possible development of the economy of the Visegrad countries are presented.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ВИШЕГРАДСКИХ СТРАН В 2022 Г»

ш

и <

1= О

Алексей Дрыночкин

УДК 327

о. m ш

Некоторые аспекты развития экономики Вишеградских стран

в 2022 г.

Аннотация. На основе анализа ряда макроэкономических показателей рассматривается сложившаяся ситуация в экономике вишеградских стран. Отмечается ускорение снижения основных макропоказателей по мере приближения к концу года. Отдельное внимание уделено мерам властей, принятым в странах В4, для уменьшения негативного влияния комплекса последствий, вызванных конфликтными событиями в Европе. Наблюдается определённое сходство стран В4 в инструментах и методах реагирования на возникшие вызовы. Показано влияние реализации этих мер на сбалансированность экономики. Выделяется в целом одинаковая тенденция, но определяемая страновыми особенностями каждой из изучаемых стран. Представлены прогнозы возможного развития экономики вишеградских стран.

Ключевые слова: Вишеградские страны, санкции, экономическая динамика, инфляция, прогнозы.

© Дрыночкин Алексей Викторович - д.э.н., профессор кафедры мировой экономики МГИМО МИД России, в.н.с. Отдела Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. E-mail: drinda-hu@yandex.ru

Н

Ч

о

и <

1= О

<

Н

Прошедший 2022 год для вишеградских стран стал рубежным во многих отношениях. Если первые два-три месяца экономическая ситуация не выглядела пессимистической, то ближе к концу года стало ясно, что будущее стало туманным и малоопределённым.

Прирост ВВП и инфляция

На волне ожидавшегося постковидного восстановления, улучшение мировой конъюнктуры, роста притока иностранных инвестиций и про-< чих приятных бонусов растущей конъюнктуры, вишеградские страны i строили радужные прогнозы на 2022 год. Опубликованный осенью 2021

I и

прогноз Еврокомиссии на 2022 г. по каждой из стран В4 был заявлен следующим образом: Венгрия — 7,4%, Польша — 4,9%, Чехия — 3,0%, Словакия — 3,8% (Autumn 2021 economic... 2021).

В какой-то мере этот прогноз оправдывался в течение первых трёх кварталов 2022 г. Так, Польша продемонстрировала рост ВВП на 6,8%, Венгрия — на 6,1% (что выше текущего среднего по ЕС уровня в 4,1%), Чехия — на 3,3%, и только Словакия стала «отставать» от прогнозных значений — 1,9% (Magyarorszag, 2022... 2022). Но события во внешнем контуре вишеградских стран заставили внести коррективы в прогнозы прироста ВВП не только на 2023 год, но и тогда ещё не завершившийся 2022 год. Опубликованный в ноябре прошлого года очередной прогноз Еврокомиссии был пересмотрен в сторону заметного снижения прироста ВВП вишеградских стран: Венгрия — 5,5%, Польша — 4,0%, Чехия — 2,5%, Словакия — 1,9% (Autumn 2022 economic... 2022).

И действительно: в четвёртом квартале темпы роста вишеградских экономик резко замедлились: Словакия: 3,1-1,8-1,4-1,2%; Польша: 10,5— 5,6-4,5-0,4%; Венгрия: 8,2-6,5-4,0-0,4%; Чехия: 4,6-3,5-1,5-0,4%у. Такая синхронность подтверждает идею Э. Матушковой (Matouskova E., 2022). Столь существенное замедление роста скорее всего скажется на итоговых показателях прироста ВВП. Окончательные данные за 2022 г. ещё не опубликованы, но венгерские официальные лица заявляют о 4,6%, что в принципе лучше среднеесовского уровня, но хуже прогнозов Еврокомиссии. Предварительные оценки прироста ВВП Словакии составляют 1,7% (Словацкая экономика показала... 2022).

2022 г. отметился в вишеградских странах и рекордной инфляцией. о В настоящей работе рассматриваются два показателя — годовой индекс потребительских цен2 и продолжительность однознаковых изменений < месячных индексов в годовом выражении3. ^

1 Данные национальной статистики.

2 Показывает общее изменение цен с января по декабрь.

3 Показывает изменение цен за тот или иной месяц года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Что касается первого показателя (годовой индекс потребительских цен), то по странам региона ситуация выглядит примерно так:

Словакия. В целом за весь год потребительские цены выросли ^ на 12,8%, Наибольшее влияние на словацкую инфляцию оказал рост § цен на продовольствие. Это рекордное значение за последние 22 года

00 (в 2000 г. потребительские цены выросли на 12%). Хотя с математической ^ точки зрения абсолютный рекорд по темпам инфляции в Словакии был 5 отмечен в 1993 г., т.е. в первый год существования независимой Сло-< вацкой Республики, — более 23%, но тогда применялась несколько иная

1 методология подсчёта, поэтому данные не вполне сопоставимы.

I м

В Польше потребительская инфляция в 2022 г. остановилась на отметке 14,4%, что является наибольшим значением с 1998 г. — т.е. за последние 24 года. Наибольший вклад в общий рост цен внесли цены на энергию.

В Чехии годовая инфляция достигла 15,1%, что является рекордом с 1993 г. (20,8%).

В Венгрии рост потребительских цен в 2022 г. составил 14,5%; более высоких значений с 2000 г. в Венгрии не наблюдалось (данные за более ранние периоды ЦСУ Венгрии уже не публикует). В наибольшей степени выросли цены на продовольствие и бытовые энергоносители (соответственно, на 26 и 22%).

Второй показатель (продолжительность однознаковых изменений месячных индексов в годовом выражении):

Самый длительный период постоянного роста месячной инфляции в годовом выражении фиксируется в Венгрии — 88 месяцев подряд (т.е. с августа 2016 по декабрь 2022 г.). Словакия показала второй результат — 23 месяца подряд (с января 2021 г. по ноябрь 2022 г.; декабрьские данные совпадают с ноябрьскими, поэтому ростом не считаются). Данные по Чехии и Польше уже не столь впечатляющи: соответственно, 10 и 7 месяцев постоянного роста — с декабря 2021 по сентябрь 2022 г. (Чехия) и с марта по октябрь 2022 г. (Польша).

Борьба с «энергетической» инфляцией

Главным вызовом для экономики вишеградских стран в 2022 г. стал < рост цен на энергию. Поэтому основное внимание регуляционной дея- о тельности правительств было направлено на минимизацию последствий этого роста. <

Польша, как представляется, имеет наиболее разветвлённую си- ¡^

<

стему механизмов, напрямую или косвенно призванных смягчить последствия ситуации на энергетическом рынке, причём число новых инструментов постоянно растёт. К основным из них относятся следующие:

— «Заморозка цен на электроэнергию» (иное название «тарифная защита») призвано защитить абонентов из т.н. «тарифной группы G», т.е. домохозяйства, от «... необоснованного уровня цен и ставок воз-

~ награждения» энергетических компаний, на которые в свою очередь § влияет рыночная ситуация. Текущая ситуация на энергетическом рынке

00 предполагает, что в 2023 году тарифы на электроэнергию пойдут вверх. ^ В интересах социальной солидарности осенью 2022 г. принят Закон 5 «О специальных решениях по защите потребителей электроэнергии < в 2023 году в связи с ситуацией на рынке электроэнергии», предусматри-

1 вающий, что в 2023 г. энергокомпании должны применять действующие

I м

^ в 2022 г. цены для тех потребителей, потребление электроэнергии которых не превышает определенных лимитов. Так, для домохозяйств лимит составляет 2 МВтч, для семей, проживающих с инвалидом, — 2,6 МВтч, для фермеров и многодетных семей — 3 МВтч.

— Бонусы для тех, кто экономит: если домохозяйство в период с 1 октября 2022 года по 31 декабря 2023 года потребляет как минимум на 10% электроэнергии меньше по сравнению с тем же периодом 2021/2022 гг., оно в 2024 г. получит скидку 10% на оплату электроэнергии.

— Доплата за электроэнергию: 1000 злотых предоставляется домохо-зяйствам, использующим для отопления исключительно электричество.

— Единовременное пособие, выплачиваемое домохозяйствам, средний месячный доход которых не превышает 2 100 злотых (в домохозяйстве из одного человека) или 1 500 злотых на человека (в домохозяйстве из нескольких человек). Размер пособия зависит от размера семьи и источника отопления (варьируется от 400 до 1437 злотых).

— Максимальные цены в размере 785 злотых/МВтч установлены для т.н. «чувствительных субъектов» (больницы и поликлиники, центры социального обеспечения, школы, детские сады и университеты; местное управление; микро, малые и средние предприятия). Срок действия — с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 г. (и^а па рг^... 2022).

Словакия. Осенью 2022 были внесены поправки к Закону «Об энергетике», которые зафиксировали усиление роли государства в условиях чрезвычайной энергетической ситуации. Цены на электроэнергию и газ в условиях чрезвычайного положения стали устанавливаться поста- < новлением правительства. При этом для отдельных потребителей за- о конодательно устанавливаются максимальные цены, размер тарифов, а также пределы увеличения утвержденной или установленной цены. < Так, в 2023 г. установлено повышение цены на газ и тепло для населения ¡^ на 15%, но определённая ещё в феврале 2022 г. цена на электроэнергию для населения в размере 61,21 евро за мегаватт-час не изменится, для муниципалитетов и производственных предприятий на первый квартал

<

2023 г. цена на электроэнергию ограничена 199 евро за мегаватт-час, а на газ — 99 евро за мегаватт-час. Расходы сверх этого потолка государ-Ё ство возмещает в размере 80% ^^ешка ekonomika V... 2022).

Правда, специалисты Нацбанка Словакии считают, что в долго-§ срочной перспективе состояние государственных финансов не позво-

00 ляет правительству компенсировать большую разницу между рыночны-^ ми и потребительскими ценами на энергоносители, в результате чего 5 в 2025 г. домохозяйства столкнутся со значительным увеличением счетов < за электроэнергию, исходя из рыночных цен на энергоносители, если они

1 останутся на высоком уровне (ТепШ гак skoncíme... 2022).

I м

Чехия. В связи с увеличением тарифов на электроэнергию и газ примерно 3 раза, что конечно же местными СМИ связывается исключительно с событиями на Украине, чешские власти прибегли к субсидированию тарифов. Суть механизма: власти предоставляют поставщикам энергии субсидии, которые должны быть учтены в выставляемых ими счетах для населения (за исключением дачных домиков и зарядки электроавтомобилей) (У^а schvаlila systëm ...).

Чехия, по опыту Словакии, на весь 2023 г. ввела потолок цен в размере 6000 крон за один мегаватт-час (МВтч) электроэнергии, включая НДС, и 3000 крон за один МВтч газа. К этому нужно добавить комиссионные сборы. Потолок применяется для домашних хозяйств, компаний и государственных учреждений (У^а schvаlila systëm... 2023).

Венгрия. С августа введено чрезвычайное положение в энергетике. Оно сопровождается комплексом мер по урегулированию энергетического кризиса (повышение внутренней добычи газа (с 1,5 до 2 млрд м3) и бурого угля, закупки дополнительных объемов газа, запрет на экспорт энергоносителей, включая дрова, интенсификация работы электростанций). Отдельного упоминания заслуживает введение льготных цен на электричество (7,75 тыс. фор.) и газ (15,8 тыс. фор.), которые «доступны» потребителям, которые не превышают средний по стране уровень потребления, в частности по электричеству 210 кВтч/мес. или 2523 кВтч/год, по газу — 144 куб.м/мес. Или 1529 куб.м/год. При превышение установленных нормативов применяются рыночные цены. Многодетные семьи также должны соблюдать лимиты по электричеству, хотя по газу льготная цена составляет 102 фор. при годовом лимите о 2329 кубометров для семей с 3 детьми, а для более «плодовитых» семей дополнительно даётся 300 кубометров на каждого нового ребенка.

к

<

и <

Н

ч

О

и <

Сбалансированность экономики

Меры по поддержке экономики, безусловно, являются затратными для Вишеградских стран (Четверикова А.С., 2022). Это проявляется в ухудшении показателей, характеризующих сбалансированность экономики,

§ таких как дефицит бюджета и государственный долг.

Дефицит бюджета

Словакия: В 2021 г. дефицит бюджета Словакии составил, по разным < оценкам, 5,5-6,2% ВВП, бюджет на 2022 г. рассчитывался исходя из дефицита на конец года в 5%. По имеющейся информация, словакам удалось сохранить намеченный уровень.

В Венгрии до коронакризисного 2020 года дефицит бюджета не выходил за рамки 3%, затем он резко вырос и к 2023 году и близко не приблизился к прежним значениям: 2020 г. — 7,8%, 2021 г. — 6,8%, 2022 г. — 6,1% (впрочем, с каждым месяцем 2023 г. оценки становятся более оптимистическими. Напр, В. Орбан, выступая в Парламенте 26.02.2023 г. заявил о дефиците в 4,9%).

Данные и оценки в отношении польского бюджета значительно расходятся, особенно между официальными и экспертными организациями. Согласно сделанным осенью 2022 г. прогнозам на конец года ожидался дефицит бюджета в 4,5%, а в 2023 г. — около 7% (Bez planu i... 2022). В пресс-релизе агентства Fitch, выпущенном в январе 2023 г., аналитики рассчитывают на дефицит польского бюджета в размере 3%, а на 2023 год — 5% (Fitch affirms Poland... 2023). Правда, многие польские эксперты указывают на огромное занижение официальными лицами величины бюджетного дефицита. По их мнению, реальная величина больше озвученных в 3-4 раза, поскольку власти преднамеренно исключают из бюджета государственные финансовые учреждения (в частности, Польский фонд развития, Фонд Covid, Фонд поддержки вооруженных сил) (Budzet Polski na... 2023).

Чехия в 2020-2022 гг. получила три наихудших показателя бюджетного дефицита, соответственно, 367-420 — 360 млрд крон. Удивительно, что коронакризисный 2020 год не стал рекордсменом, а такого титула удостоился вроде как восстановительный 2021 год. В 2022 г. фактический уровень дефицита превысил планировавшийся в начале года на 30%, хотя и не достиг дважды корректировавшегося в течение года уровня (Schodek о lonskeho rozpoctu... 2023). На 2023 г. власти страны рассчитывают на дефицит в размере 4,3% от ВВП.

Госдолг

Словакия: государственный долг достиг 61 миллиарда евро, что выше уровня 63% ВВП. Чехия: госдолг в 2022 вырос до рекордных

к

<

и <

Н

ч

О

и <

1= О

<

Н

2,9 трлн крон (примерно 45% ВВП). Польша: по оценкам властей — в районе 50% от ВВП. Венгрия: по разным оценкам -73,5-77%. Как видно, почти все вишеградские страны (кроме Венгрии) выполнили один из маастрихтских критериев в 60%.

Прогнозы

Перспективы экономического развития по-прежнему окружены высокой степенью неопределенности, выходящей за рамки государственной

< политики.

Словакия. По прогнозу Нацбанка Словакии, экономика страны

I м

^ может вырасти на 1,5% в 2023 году и на 3% в 2024 г.; средняя инфляция в 2023 году должна выйти на уровень 10%, в 2024 году она может быть на уровне 9%; государственный долг должен оставаться близким к 60% ВВП в ближайшие годы даже без принятия дополнительных мер; дефицит бюджета может быть на уровне 5,9% ВВП в 2023 году и до 5,5% ВВП в 2024кгоду в результате мер по смягчению энергетического кризиса и высокой инфляции.

Отмечается, что меры правительства предотвращают значительный рост стоимости жизни для домохозяйств, что, вероятно, предотвратит спад в экономике, реальных доходах и покупательной способности населения в 2023 году. Однако, государственные интервенции имеют свою цену в виде нагрузки на государственные финансы и повышения неопределенности в отношении развития событий в ближайшие годы (ТепШ гак skonCíme... 2022).

Венгрия. Прогнозы на 2023 г. неутешительные — большинство макропоказателей продолжат ухудшаться. Так, прирост ВВП возможен в районе 1,5%, что далеко от уровня 2021 г. (7,1%), инфляция превысит уровень 2022 г. (15% против 14,6), дефицит бюджета с первоначальных 3,5% подняло до 3,9%. Перелом негативных тенденций ожидается только в 2024 г: прирост ВВП — 4,1%, инфляция — 4,3%, дефицит бюджета — 2,5% (А когтапу szerint... 2023).

Чехия. По прогнозу компании Deloitte в 2023 г. продолжат действие те же факторы, которые вызвали проблемы в 2022 г.: энергетический кризис, проблемы в цепочках поставок и высокая инфляция. Ожидается, < что в 2023 году ВВП сократится на 1,1%. Основной причиной снижения о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

станет продолжающееся сокращение потребления домашних хозяйств (-3,0%), в основном из-за высокой инфляции, снижающей реальные доходы населения. В 2023 году безработица должна стагнировать, а ее уровень должен колебаться в районе 2,3%. Средняя заработная плата должна увеличиться на 4,6% в 2023 году, но из-за более высокой инфляции реальная заработная плата должна снизиться на 3,7%. В 2023 г. ожидается

к

<

и <

постепенное снижение инфляции до более низких значений до уровня 8,5%, однако на таргетированный уровень инфляции (до 2%) можно рассчитывать не раньше 2024 года (Vyhledy ceske ekonomiky... 2023).

Польша. Большинство прогнозов на 2023 год на удивление довольно оптимистичны, и не предполагают снижения ВВП, а размер прироста варьируется от 0,2 до 1,7%. Дискуссия в основном строится на двух сценариях: либо неглубокая и относительно короткая рецессия, и затем нормализация роста, либо очень медленный экономический рост. Потребительская инфляция замедлится и, вероятно, будет однозначной в конце года, но всё ещё выше целевого показателя инфляции Нацбанка Польши в 2,5% ± 1 п.п. Прогнозируется профицит бюджета (хотя тут возможно манипулирование с методикой подсчёта). Уровень госдолга будет находиться в разумных границах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

Словацкая экономика показала рост по итогам 2022 года. Barikada. 14.02.2023. Available at:

https://barikada.sk/?p=13727 (accessed 02.03.2023). Четверикова, А.С. Экономика Вишеградских стран в условиях 2022 года // Вишеградская

Европа. 2022. № 3 (XV). C. 42-48. A kormany szerint 2023 a bojt eve lesz. Index. 01.01.2023. Available at: https://index.hu/ gazdasag/2023/01/01/penzugyminiszterium-makrogazdasagi-elorejelzes-magyar-gazdasag-gdp-inflacio-koltsegvetes/ (accessed 02.03.2023). Autumn 2021 economic forecast: From recovery to expansion, amid headwinds. European Commission. 2021. Available at: https://economy-finance.ec.europa.eu/economic-forecast-and-surveys/economic-forecasts/autumn-2021-economic-forecast-recovery-expansion-amid-headwinds_en. обращения (accessed 02.03.2023). Autumn 2022 economic forecast: The EU economy at a turning point. European Commission. 2022. Available at: https://economy-finance.ec.europa.eu/economic-forecast-and-surveys/ economic-forecasts/autumn-2022-economic-forecast-eu-economy-turning-point_en (accessed 02.03.2023).

Bez planu i bez sternika. Ile naprawd^ moze wyniesc deficyt budzetowy? Money.pl.29.09.2022. Available at: https://www.money.pl/gospodarka/bez-planu-i-bez-sternika-ile-naprawde-moze-wyniesc-deficyt-budzetowy-6817496199248736a.html (accessed 02.03.2023). Budzet Polski na 2023 r. jest fikcj^. Prawdziwy deficyt jest kilkukrotnie wyzszy od deklarowanego przez rz^d [opinia]. 10.01.2023. Available at: https://wiadomosci.onet.pl/opinie/bosacki-kleina-budzet-na-2023-rok-jest-bezprawny-i-nieprawdziwy/8c8dr41 (accessed 02.03.2023). Chetverikova, A.S. (2022). Ekonomika Vishegradskix stran v usloviyax 2022 goda [The economy of the Visegrad countries in the conditions of 2022], in: Vishegradskaia Evropa [Visegrad Europe]. № 3 (XV). pp. 42-48. Fitch Affirms Poland at 'A-'; Outlook Stable. Fitch Ratings. 13.01.2023. Available at: https://www. fitchratings.com/research/sovereigns/fitch-affirms-poland-at-a-outlook-stable-13-01-2023 (accessed 02.03.2023).

Magyarorszag, 2022. I—III. negyedev — Energiaarsokk es gazdasagi novekedes. KSH. 2022. Available at: https://www.ksh.hu/s/kiadvanyok/magyarorszag-2022-iii-nev/index.html (accessed 16.01.2023).

Н

О

и <

1= О

<

Н

<

к

<

и <

Н

ч

О

и <

1= О

<

Н

<

Matouskova, E. (2022). Comparison of Economic Cycles of the Slovak Economy and Other Visegrad Four Countries. Penzugyi Szemle — Public Finance Quarterly. 2022. pp. 463-481. Available at: https://www.penzugyiszemle.hu/en/public-finance-quarterly-archive-articles/comparison-of-economic-cycles-of-the-slovak-economy-and-other-visegrad-four-countries (accessed 02.03.2023).

Schodek lonskeho rozpoctu je 360,4 miliardy korun. Jde o treti nejhorsi vysledek v historii. IRozhlas. 20.01.2023. Available at: https://www.irozhlas.cz/ekonomika/schodek-rozpoctu-hospodareni-statni-dluh_2301031538_afo (accessed 02.03.2023).

Slovaczkaya ekonomika pokazala rost po itogam 2022 goda. [Slovak economy shows growth in 2022]. Barikada. 14.02.2023. Available at: https://barikada.sk/?p=13727 (accessed 02.03.2023).

Slovenska ekonomika v roku 2022: Toto vsetko sa udialo. Teraz.sk. 31.12.2022. Available at: https://www.teraz.sk/ekonomika/vyberova-chronologia-udalosti-zo-slo/683540-clanok. html (accessed 02.03.2023).

Tento rok skoncime s priemernou inflaciou okolo 12 percent, predpoklada Peter Kazimir. Trend. 21.12.22. Available at: https://www.trend.sk/spravy/ekonomika-slovenska-mohla-roku-2024-vzrast-tri-percenta (accessed 02.03.2023).

Tento rok skoncime s priemernou inflaciou okolo 12 percent, predpoklada Peter Kazimir. Trend. 20.12.2022. Available at: https://www.trend.sk/spravy/ekonomika-slovenska-mohla-roku-2024-vzrast-tri-percenta (accessed 02.03.2023).

Ulga na pr^d. Jak dziala ochrona przed podwyzkami cen energii elektrycznej. Dziennik Gazeta Prawna. 14.10.2022. Available at: https://serwisy.gazetaprawna.pl/energetyka/ artykuly/8568419,ulga-na-prad-dodatek-elektryczny-cena-maksymalna-zamrozenie-cen. html. (accessed 02.03.2023).

Vlada schvalila system kompenzaci pro obchodniky s energiemi za cenovy strop. Hospodarske Noviny. 04.01.2023. Available at: https://byznys.hn.cz/c1-67156540-vlada-schvalila-system-kompenzaci-pro-obchodniky-s-energiemi-za-cenovy-strop (accessed 02.03.2023).

Vyhledy ceske ekonomiky pro rok 2023. Deloitte. 20.01.2023. Available at: https://www2. deloitte.com/cz/cs/pages/about-deloitte/articles/vyhledy-ceske-ekonomiky.html (accessed 02.03.2023).

SOME ASPECTS OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE VISEGRAD COUNTRIES IN 2022

Alexey Drynochkin MGIMO University, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: drinda-hu@yandex.ru

Abstract. Based on the analysis of a number of macroeconomic indicators, the current situation in the economy of the Visegrad countries is considered. There is an acceleration in the decline of the main macro-indicators as we approach the end of the year. Special attention is paid to the measures taken by the authorities in V4 countries to reduce the negative impact of a complex of consequences caused by conflict events in Europe. There is a certain similarity between V4 countries in the tools and methods of responding to emerging challenges. The impact of the implementation of these measures on the balance of the economy is shown. In general, the ^ same trend stands out, but determined by the country specifics of each of the countries studied. ^ Forecasts of the possible development of the economy of the Visegrad countries are presented. 2

Key words: Visegrad countries, sanctions, economic dynamics, inflation, forecasts.

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.