Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития действующей нормативно-правовой базы местных бюджетов Узбекистана'

Некоторые аспекты развития действующей нормативно-правовой базы местных бюджетов Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития действующей нормативно-правовой базы местных бюджетов Узбекистана»

' 52 ДАВЛАТ1ЮДЖЁТЙ~ВА~ГАЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ™/ ^ ^_ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА_)

Срожиддинова З.Х.

к.э.н., профессор кафедры «Казначейское дело» Ташкентского Финансового института Бабаджанова Л.

ассистент кафедры «Финансы» Ташкентского Финансового института

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ УЗБЕКИСТАНА

Как известно, законодательная база любого государства развивается и подлежит уточнению в соответствии с преобразованиями, происходящими в стране. В данном контексте Узбекистан не является исключением. Преобразования, происходящие в стране, затрагивают в первую очередь законодательство, однако не всегда изменения и поправки вносятся в него своевременно, в этой связи могут возникать ситуации создающие проблемы с точки зрения толкования тех или иных аспектов, в принятии решений.

Данная статья представляет собой некоторые выкладки анализа действующей нормативно-правовой базы местных бюджетов Узбекистана проведенного в рамках исследования действующей практики формирования доходов местных бюджетов в Республике Узбекистан.

В Республике Узбекистан сформирована нормативно-правовая база обеспечивающая функционирование местных бюджетов, которая представлена основными законами и подзаконными актами, представленными в схеме 1.

Вместе с тем, внесение уточнений и поправок в соответствующие законы и подзаконные акты не всегда осуществляется синхронно с динамично проводимыми в стране реформами. Приведем некоторые примеры, заслуживающие по нашему мнению внимания:

1. Положением Главы 21 Конституции Республики Узбекистан к ведению местных органов власти отнесено установление местных налогов и сборов, в свою очередь Главой 25 статьей 123 закреплена принадлежность права установления

налогов Парламенту страны. Для разрешения вопроса о необходимости уточнения формулировки в Главе 21 обратимся к закону Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» и Налоговому Кодексу Республики Узбекистан.

Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» (от 02.09.1993г., № 913-ХП) закрепляет экономическую и финансовую основы деятельности государственной власти на местах, ее полномочия в решении вопросов составления и исполнения местного бюджета и отчета о его исполнении, разработки и принятия перспективных программ развития территории, генерального плана и правил застройки территории; в установлении размера местных налогов и сборов, пошлин, предоставлении льгот по местным налогам, сборам и платежам, поступающим в местный бюджет в соответствии с действующим законодательством.

Статья 24 закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» подтверждает необходимость уточнения формулировки Главы 21 Конституции Республики Узбекистан в части прав ведения местных органов власти -«установление размеров местных налогов».

Наряду с этим, в статье 23 Налогового Кодекса Республики Узбекистан (вставка 2) приведены действующие в стране налоги, в части уточняющей - какие из общеустановленных налогов относятся к местным налогам, это позволяет с полной уверенностью утверждать о необходимости уточнения Главы 21 Конституции Республики Узбекистан в части отнесения к

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / 53

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Правовая база местных бюджетов в Республике Узбекистан

Схема 1.

Конституция Республики Узбекистан от 08.12.1992г.

Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 02.09.1993г., N 913-ХП

Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе» от 14.12.2000г., N 158-П

Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 25.12.2007г., N ЗРУ-136

Постановления Президента РУз. «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан», в частности, N ПП-1449 от 14.12.2010г.

Правила составления и исполнения Государственного бюджета РУз. Зарег. МЮ от 14.03.2002г., N 1111

Инструкция о порядке составления

поквартального распределения годовых плановых объемов доходов

и расходов, предусмотренных в бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах, учета изменений, вносимых в процессе

исполнения бюджетов, финансирования организаций и мероприятий, предусмотренных в бюджете. Утв. Приказом МФ от 26.03.2001г., N 29, Зарег. МЮ 12.04.2001г., N 1025

Положение о порядке предоставления бюджетных ссуд бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам

и погашения полученных ссуд. Приказ МФ РУз., N58 от 28.06.2001 г., Зарег. МЮ 19.07.2001г., N 1052

Вставка 1

Статья 24. Полномочия Кенгаша народных депутатов

К основным полномочиям областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов относятся:

- утверждение по представлению хокима местного бюджета и отчета о его исполнении, перспективных программ развития территории, генерального плана и правил застройки района, города;

- установление размеров местных налогов и других обязательных платежей, предоставление льгот по местным налогам в соответствии с законодательством;

- утверждение решений хокима в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

- образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, иных органов Кенгашей народных депутатов, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;

- рассмотрение запросов народных депутатов и принятие по ним решений;

- и др.

' 54 ДАВЛАТ1ЮДЖЁТЙ~ВА~ГАЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ™/—

. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Вставка 2

Статья 23. Виды налогов и других обязательных платежей

На территории Республики Узбекистан действуют налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные настоящим Кодексом.

К налогам относятся:

1) налог на прибыль юридических лиц;

2) налог на доходы физических лиц;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизный налог;

5) налоги и специальные платежи для недропользователей;

6) налог за пользование водными ресурсами;

7) налог на имущество;

8) земельный налог;

9) налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;

10) налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

К другим обязательным платежам относятся:

1) обязательные платежи в социальные фонды:

единый социальный платеж;

страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд;

обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд;

2) обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд:

обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд;

сборы в Республиканский дорожный фонд;

3) государственная пошлина;

4) таможенные платежи;

5) сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг.

Налоги и другие обязательные платежи, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, являются общеустановленными налогами.

Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные в пунктах 1-6 части второй, пунктах 1-4 части третьей, в абзацах втором и четвертом части пятой настоящей статьи, являются общегосударственными налогами и другими обязательными платежами.

Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные в пунктах 7-10 части второй, пункте 5 части третьей, в абзаце третьем части пятой настоящей статьи, относятся к местным налогам и другим обязательным платежам.

ведению местных органов власти права по установлению только размеров местных налогов.

2. Законом «О государственной власти на местах» установлены также бюджетные права (ст.12 вставка 3) и полномочия (ст.24 вставка 1) Кенгашей народных депутатов и хокима (ст.25, вставка 4) в части бюджетного планирования.

В результате унификации бюджетной системы города районного подчи-нения не формируют собственных бюджетов, их финансирование осуществля-ется из бюджета района которому подчиняется город. В связи с этим необходимо уточ-

нение последнего абзаца статьи 12 Закона «О государственной власти на местах», в части полномочий Кенгашей народных депутатов.

Кенгаши народных депутатов утверждают решения хокима о нормативах отчислений от общегосударственных налогов, а также размеры финансовой помощи (субвенций, дотаций) нижестоящим бюджетам, в связи с этим, представляется целесообразным дополнить Статью 24 Закона «О государственной власти на местах» вышеназванными полномочиями.

В целях совершенствования закона Республики Узбекистан «О государственной

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА 55 *

Вставка 3

Статья 12. Бюджетные права Кенгашей народных депутатов и хокима

Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов утверждает соответственно областной, районный, городской бюджет и отчет о его исполнении.

Разработка проекта бюджета области, района, города и его исполнение

осуществляются хокимами. Проект бюджета представляется хокимами по источникам доходов и направлениям расходов.

Районный, городской Кенгаши народных депутатов также утверждают бюджет и отчет о его исполнении соответственно города районного подчинения и района в городе.

власти на местах» также представляется целесообразным:

положение Статьи 12 «Бюджетные права Кенгашей народных депутатов и хокима» в части бюджетных прав хокима перенести в Статью 25 «Полномочия хокима»;

доработать Статью 13 «Доходы и расходы областного, районного, городского бюджета» в части расходов, которые обозначены в названии статьи, но не расписаны в ней;

опустить Статью 12 «Бюджетные права Кенгашей народных депутатов и хокима» закона, при этом расширить Главу 6 «Полномочия Кенгаша народных депутатов и хокима», включив в нее все полномочия местных органов власти касающиеся бюджета, в том числе, бюджетные полномочия закрепленные Статьей 12.

3. В законе Республики Узбекистан «О бюджетной системе» от 14.12. 2000г., № 158-11 имеют место положения требующие уточнения и расширения.

Так представляется целесообразным дополнить Статью 3 «Основные понятия» понятиями специальных терминов, суть и содержание которых требует разъяснения, так как они употребляются в законе и применяются на практике. Содержание специальных терминов требует разъяснения, по причине того, что трактовка данных терминов, приводимая в словарях и экономических энциклопедиях других стран не всегда совпадает с их содержанием в практике Узбекистана. Предлагаемые к включению в Статью 3 закона термины: бюджетное устройство, консолидированный бюджет, бюджетное планирование, контингент налогов, бюджетная субсидия, бюджетный период, бюджетное финансирование, бюджетные ассигнования, бюджетная заявка, смета бюджетной организации, оборотная кас-совая наличность, сертификат назначения, кассовое исполнение Государствен-ного бюджета и др.

Вставка 4

Статья 25. Полномочия хокима

Хоким области, района, города:

- организует исполнение законов и актов палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, решений вышестоящих органов и соответствующего Кенгаша народных депутатов;

- представляет на утверждение Кенгаша народных депутатов основные направления экономического и социального развития области, района, города, основные параметры областного, районного, городского бюджета и отчеты об их исполнении;

- отменяет решения нижестоящих хокимов и вносит представления в Кенгаш народных депутатов об отмене актов нижестоящих Кенгашей народных депутатов, если они противоречат Конституции Республики Узбекистан, законам и актам палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, а также решениям вышестоящего Кенгаша народных депутатов и хокима;

Хоким решает и другие вопросы, отнесенные законодательством к его компетенции планирования, бюджета, финансов, учета, управления собственностью области, района, города и др.

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Вставка 6

Статья 5. Основные принципы бюджетной системы

Основными принципами бюджетной системы являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- единство построения системы бюджетной классификации, учетно-бюджетной документации и бюджетного процесса;

- соответствие бюджетного устройства административно-территориальному устройству Республики Узбекистан;

- взаимосвязь бюджетов разных уровней;

- сбалансированность Государственного бюджета;

- планирование государственных доходов по конкретным источникам и расходов по направлениям (статьям);

- осуществление расходов Государственного бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и на цели, указанные в сметах расходов;

- самостоятельность бюджетов всех уровней.

Представляется целесообразным расширить Статью 5 «Основные принципы бюджетной системы» (вставка 6) включив в нее комментарии к принципам.

В частности, требует уточнения принцип «самостоятельности бюджетов всех уровней, так как Статья 24 закона «Ограничения, налагаемые на бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты» (вставка 7) противоречит принципу самостоятельности бюджетов сформулированному в Статье 5.

Необходимо отметить, что принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, в большей части унитарных государств и стран с централизованной моделью организации и управления госфинансами, не является определяющим, в части постро-

ения бюджетной системы, так как нижестоящие бюджеты в бюджетной системе регулируются и управляются вышестоящими, источники доходов местных бюджетов устанавливаются и закрепляются централизовано законодательством государства в области налогов, полномочия в части выпуска муниципальных займов ограничены, дефицит местных бюджетов регулируется вышестоящими бюджетами и т.п.

Статью 10 «Бюджетная классификация» необходимо уточнить в связи с расширением действующей бюджетной классификации - введением классификации источников средств и уровней бюджетов

Вставка 7

Статья 24. Ограничения, налагаемые на бюджет Республики Каракалпак-стан и местные бюджеты

Бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты должны иметь сбалансированные доходы и расходы. Дефицит бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов не допускается.

При принятии и исполнении бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов не допускается:

1) создание фондов за счет источников, не предусмотренных законодательством;

2) осуществление заимствований, за исключением получения бюджетных ссуд из вышестоящих бюджетов;

3) осуществление расходов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

4) выдача финансовых гарантий и поручительств за счет средств бюджета в пользу других лиц;

5) выдача бюджетных ссуд юридическим и физическим лицам, за исключением случаев выдачи ссуд из бюджета товариществам частных собственников жилья на ремонтно-восстановительные работы.

~ддвлдт^юджЁтИвдТдзндчйлйктйзймй™/ государственный бюджет и кдзндчейскдя СИСТЕМд

Государственного бюджета Республики Узбекистан1.

также представляется важным и целесообразным:

в Статье 22 «Финансирование расходов из республиканского бюджета» и Статье 23 «Финансирование расходов из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов» четко разграничить расходы республиканского и местных бюджетов в части совместно финансируемых расходов, например, социального обеспечения;

4. Помимо приведенных выше рекомендаций, представляется целесообразным внесение ряда уточнений в правовую базу, имеющую отношение к Государственному бюджету в целом:

дополнить ст. 29 «Принятие Государственного бюджета» в части процедуры рассмотрения и утверждения бюджета и ее участников;

упрорядочить в соответствии с формами проведения контроля и контрольных функций конкретных органов (предва-

1 Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан № 80 «Об утверждении классификации доходов, функциональной и экономической классификации расходов, а также классификации источников средств и уровней бюджетов Государственного бюджета Республики Узбекистан» от 16.05.2008 г

рительный, текущий, последующий; фин-норганы, казначейство, КРУ) положения Статьи 38. «Контроль за исполнением Государственного бюджета»;

внести уточнения в §2 п.38; 1.п.80; §5 п.85; §2 п.п.155,157,159,160 действующих Правил составления и исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан и в §4 п.62; §5 п.70; §6 п.80 1) и п.83 4); §9 п.107 действующей Инструкции о порядке составления поквартального распределения годовых плановых объемов доходов и расходов, предусмотренных в бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах, учета изменений, вносимых в процессе исполнения бюджетов, финансирования организаций и мероприятий, предусмотренных в бюджете в связи с тем, что с 2004 года про -гноз основных макроэкономических показателей и параметры Государственного бюджета Республики Узбекистан утверждаются Постановле-нием Президента Республики Узбекистан.

Представляется, что с формированием Бюджетного Кодекса Республики Узбекистан, в котором будут сведены все законы и подзаконные акты ныне действующего бюджетного законодательства все неточности и несоответствия будут учтены и упразднены.

Список литературы:

1. Конституция Республики Узбекистан от 08.12.1992 г.

2. Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 02.09.1993 г. N 913-ХН.

3. Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе» от 14.12.2000г., N 158-11.

4. Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 25.12.2007г., N ЗРУ-136.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан», N ПП-1449 от 14.12.2010 г.

6. Правила составления и исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан Зарег. МЮ от 14.03.2002г., N 1111.

7. Инструкция о порядке составления поквартального распределения годовых плановых объемов доходов и расходов, предусмотренных в бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах, учета изменений, вносимых в процессе исполнения бюджетов, финансирования организаций и мероприятий, предусмотренных в бюджете. Утв. Приказом МФ от 26.03.2001г., N 29, Зарег. МЮ 12.04.2001г., N 1025.

8. Положение о порядке предоставления бюджетных ссуд бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам и погашения полученных ссуд. Приказ МФ РУз., N58 от 28.06.2001 г., Зарег. МЮ 19.07.2001г., N 1052.

9. Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан № 80 «Об утверж-дении классификации доходов, функциональной и экономической классификации расходов, а также классификации источников средств и уровней бюджетов Государственного бюджета Республики Узбекистан» от 16.05.2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.