Научная статья на тему 'Некоторые аспекты проведения «Культурной революции» в советской России: региональный опыт'

Некоторые аспекты проведения «Культурной революции» в советской России: региональный опыт Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УРАЛ / БАШКИРЫ / БАССР / CULTURAL REVOLUTION / EDUCATION SYSTEM / URAL / BASHKIRS / BASSR (BASHKIR AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сабирова Зухра Рамилевна

Преобразования в культурной сфере всегда являются зеркалом общественно-политических преобразований любого государства. Показательна в этом отношении «культурная революция» в Советской России в 20-30-е гг. ХХ в. Для исследователей проблема развития этой важной сферы жизни общества представляет несомненный интерес, который питается возникающими периодически национальными, политическими, религиозными конфликтами на постсоветском пространстве. Особенно это касается национальных регионов. В статье основное внимание уделено проблемам образования у башкир в первое советское 20-летие, так как именно система образования дает тот фундамент знаний и представлений, навыков и характера поведения человеку, который он использует на протяжении всей своей жизни. Мы считаем, что процессы «культурной революции» у башкир отражают в целом проблемы, которые возникли и у других нерусских народов в период «культурной революции», а также ее итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Cultural revolution” in Soviet Russia: regional experience

Transformations in the cultural sphere are always a mirror of social and political transformations of any state. In this respect the “cultural revolution” in Soviet Russia in the 1920-30s is revealing. Problems of the development of this important sector of society is always of great interest to researchers, which feeds occasionally on periodically occurring national, political, and religious conflicts in the post-Soviet space. This is especially true of national regions. The article focuses on the problems of education among non-Russian peoples of the Urals in the first Soviet 20th anniversary, as it is the education system that provides the foundation of knowledge and understanding, skills and behavior of man, which he uses throughout his life. The author argues that the processes of “cultural revolution” of the Bashkirs generally reflect problems, also typical for other non-Russian peoples during the “cultural revolution”, and its results.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты проведения «Культурной революции» в советской России: региональный опыт»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 51-60.

УДК: 008 (09): 94 (470.5) «1920/1930»

З. Р. Сабирова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Преобразования в культурной сфере всегда являются зеркалом общественно-политических преобразований любого государства. Показательна в этом отношении «культурная революция» в Советской России в 20-30-е гг. ХХ в. Для исследователей проблема развития этой важной сферы жизни общества представляет несомненный интерес, который питается возникающими периодически национальными, политическими, религиозными конфликтами на постсоветском пространстве. Особенно это касается национальных регионов. В статье основное внимание уделено проблемам образования у башкир в первое советское 20-летие, так как именно система образования дает тот фундамент знаний и представлений, навыков и характера поведения человеку, который он использует на протяжении всей своей жизни. Мы считаем, что процессы «культурнойреволюции»у башкир отражают в целом проблемы, которые возникли и у других нерусских народов в период «культурной революции», а также ее итоги.

Ключевые слова: культурная революция; система образования; Урал; башкиры; БАССР.

Постперестроечное время в истории нашей страны напоминает в какой-то степени период после революций 1917 г. и Гражданской войны -смена политического режима, экономический хаос и разруха, а затем медленное «нащупывание» политического, социально-экономического, культурного курсов. С той лишь разницей, что ныне наше государство делает это поступательно, что не может не сказаться положительно в целом на обществе.

В одном из своих выступлений В. В. Путин говорил, что «закон может защищать нравственность и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность <...> - это, безусловно, проявление тоталитаризма. <...> Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики <...> для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России. <... > Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества. <...> Поручаю Правительству представить предложения по реализации дистанционного образования на русском языке. <...> В целом речь должна идти о том, чтобы расширять присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве»1. Совершенно очевидно, что В. В. Путин делает

1 Путин В. В. Система образования...

акцент на основах общего образования (математика, доступный для всех русский язык и культурная составляющая). Подобную линию мы наблюдаем и в принятой федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)». В целом, задачи государства сегодня и в прошлом, на заре советского государства, отличались немногим. Цель состояла и состоит в формировании социально-активных участников культурно-исторического процесса, с той лишь разницей, что в прошлом выполнение этих задач должно было содействовать взращиванию советского человека, способного противостоять инакомыслящему капиталистическому обществу, а теперь - интеграции в это общество, но без потери накопленных опыта и знаний.

Как известно, термин «культурная революция» получил широкое распространение в общественной жизни и научной литературе в советское время. Этот процесс рассматривали как одну из важнейших закономерностей построения социализма, в основе которой лежала идея о всеобъемлющей интернациональной культуре, а для этого было необходимо, чтобы все могли говорить, писать, читать, творить на одном языке. Культурная революция способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности общественного труда.

Нас интересует именно та хронология, согласно которой «новый человек» рассматривался как идеал, в период более 20 лет существования советского режима (20-30-е гг. ХХ в.), который, по мнению большинства исследователей, собственно, и был периодом культурной революции, проводившейся через сумму ее конкретных составляющих: ликвидация неграмотности населения, распространение общего и специального образования, развитие науки, литературы, искусства и пр., определявших динамику становления советского типа культуры в центре и регионах, в том числе и на Южном Урале1.

В «Резолюции 10 съезда РКП (б) по национальному вопросу» от 8-16 марта 1921 г. башкиры включены в число народов, по отношению к которым политика царизма заключалась «в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в невежестве»2. Эта политика, была основана на исторически сложившемся экономическом неравенстве, которое порождало неравенство национальное. Поэтому партия первейшей задачей поставила ликвидацию «национального неравенства во всех отраслях общественной и хозяйственной жизни и, прежде всего, планомерное насаждение промышленности на окраинах, путем переноса фабрик к источникам сырья»3. Таким образом, партия выполняла сразу две задачи - во-первых, экономическую; во-вторых, привлекала через первую на свою сторону беднейшие социальные слои нерусской национальности, поскольку именно из них должны были вербоваться рабочие предприятий, а через это пополнялись и ряды пролетариата, и далее - промышленной и рабочей интеллигенции. Предполагалось, что такое положение вещей снимет проблему национального неравенства.

С «немногочисленными местными пролетарскими элементами в ряды промышленной интеллигенции должна была влиться «беднота смешанного профессионально-кооперативного типа», развитие которой должно было идти от кочевого образа жизни к плановой общественной обработке земли и от цехового ремесла к фабрично-заводскому производству4.

Наконец, в «Тезисах V Всебашкирской конференции РКП (б) «Основные организационные задачи партии в БССР» от 19 января 1922 г. мы читаем о необходимости, «пересмотрев соответству-

1 Соскин В. Л. Советская культурная политика...

2 Образование Башкирской Автономной Советской республики. С. 593-597.

3 Указ. соч. С. 593-598.

4 Указ. соч. С. 593-597.

ющим образом состав работников ЧК, втянуть в работу его работников из башкир, до сих пор не имевших доступа к этому органу, <...> решительно выдвигать на руководящую работу местных башкирских работников, <...> втянуть и широко использовать для советской работы башкирскую интеллигенцию»5. В связи с отмежеванием от Ва-лидова части его соратников открывается возможность роста интеллигенции партийной, руководящей, чиновничьей. Шестая конференция вновь акцентирует внимание на этом вопросе: «принимая во внимание громадный недостаток коммунистических сил среди татаро-башкир, а также и вообще квалифицированных работников, привлечь к практической советской работе трудовую советскую татаро-башкирскую интеллигенцию»6. Вовлечение коренного населения в состав пролетарских и партийных кадров сыграло положительную роль для укрепления самосознания башкир. Удельный вес башкир в составе Башкирской областной организации ВКП(б) - КПСС в 1925, 1933, 1938 годах составлял соответственно 13 % (938 чел.), 23,3 % (9324 чел.), 21,3 % (4264 чел.)7. Хотя в 1925 и 1938 гг. эти показатели были ниже, чем по татарам. В 1929, 1932, 1938 гг. в составе ЦИК и Верховного Совета республики башкир было 30,7 %, 33,7 %, 24,2 % соответственно. И снова показатели снизились в 1938 г. по сравнению с татарами. Очевидно, это связано с нарастанием волны репрессий в 1937-1938 гг.

В Башкирской АССР проведение «культурной революции» было сопряжено с низким уровнем социально-экономического развития, разорительными последствиями мировой и гражданской войн, иностранной интервенции, голодными годами, и, что немаловажно, с тем обстоятельством, что основное население было нерусской национальности. Поэтому, как и в целом по СССР, в реализации задач «культурной революции» правительство использовало ресурсы «старой» интеллигенции8. 17 ноября 1922 г. в «Проект о реализации башкирского языка», утвержденный БашЦИК 6 июля 1921 г., были внесены коррективы. В частности указывалось, что в целях облегчения сношений с башкирским населением при всяком учреждении вводится как вспомогательный орган институт переводчиков башкирского языка из числа штатных сотрудников9.

Важным законодательным актом культурной революции стал «Декрет о печати», принятый,

5 Указ. соч. С. 627-628.

6 Указ. соч. С. 634.

7 Юлдашбаев Б. Х. Башкиры и Башкортостан. С. 68.

8 Культурное строительство. С. 7; 23.

9 История башкирского народа.. С. 343.

как предполагалось, первоначально временно, но он никогда не был отменен и превратился в форму цензуры. В соответствии с этим актом и на его основе были приняты декреты, запретившие выход оппозиционных по отношению к большевикам изданий. В результате за период с 1917 по 1920 гг. всего декретами ВЦИК и СНК было закрыто семь печатных изданий. Затем ВЦИК были приняты «Положения о Государственном издательстве» от 18 февраля 1919 г.», а также закон о праве народного комиссара просвещения «контролировать деятельность Государственного издательства» от 15 октября 1919 г. В период, когда телевидение пока не было доступно, а население получало информацию из печати, где-то и по радио, эти декреты сыграли важную роль, поскольку теперь партия получила возможность «направлять» мысли населения в определенное русло. В 1923 г. в одном из номеров газеты «Башкортостан» в рубрике «Правительственные дела и газета» Хайдар Лотфи писал, что многие ответственные должности занимают русские, которым безразлична судьба газеты на башкирском языке. Все это связано с тем, что башкирский язык не употребляется в государственных учреждениях. Таким образом, газета поднимала принципиальную проблему - создать национальную газету, преследующую интересы коренного населения. Х съезд РКП(б) определил как одну из неотложных задач «помочь трудовым массам <... > развить у себя прессу <...> на родном языке». А на XIII съезде партии было решено «завершить переход прессы нацреспублик на местные языки, добиваться повышения тиража нацпрессы. <... > Специальную финансовую помощь со стороны государства сосредоточить на поддержке национальной печати»1.

Как видим, политика коренизации была подана «сверху», а не под давлением снизу националистически настроенного коренного населения. В конституции 1925 г. в части 1 статьи 8 отмечалось: «В Башкирской АССР официальными языками являются башкирский и русский языки». В части 1 статьи 7 за гражданами республики признавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении, общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе2. Политика правительства в деле корени-зации аппарата, изучения руководящими кадрами башкирского языка не всегда достигала своих

1 История башкирского народа... С. 359.

2 Образование Башкирской Автономной Советской республики. С. 821.

целей. Так, по данным 70 центральных республиканских учреждений, из 7 965 чел., обязанных изучать башкирский язык, посещали кружки всего

2 246 чел., или 28 %. Аппараты Башнаркомзема, Кустпромсоюза, Башсоюза, Башнаркомтруда и Башколхозсоюза никаких мер в деле реализации башкирского языка не принимали. Из областных учреждений и организаций только аппараты Баш-ЦИК, БОК ВКП(б), БашГИЗа и Башнаркомпроса вели делопроизводство по обслуживанию национальных районов преимущественно (на 80-95 %) на родном языке3.

«Культурная революция» затрагивала все стороны жизни народных масс, поэтому в этот процесс были втянуты и техническая, и гуманитарная, и партийно-чиновничья интеллигенция различного уровня, что в целом давало ей как социальному слою возможность не «потеряться» в советской действительности. Исключение составила лишь религиозная интеллигенция, которая, напротив, подверглась в этот период жестоким гонениям4. Хотя этот процесс активнее шел среди русского населения5.

В сложных условиях оказалась учительская интеллигенция, особенно национальных учебных заведений. Ее старый состав был поставлен перед необходимостью общественно-политической «адаптации» - принять советскую действительность и идти в ногу с проводимыми молодым государством реформами. На первоначальном этапе уже национальная школа стала испытывать некоторые сложности. В Уфимской губернии под «лозунгом» реорганизации, к примеру, 91 медресе (которые по своей программе шли гораздо дальше обычного среднего образования) и 250 мектебе в это время были преобразованы в школы I ступени6. В республике 85 % учителей национальных школ плохо владели русским языком, испытывали серьезные материальные трудности.

В связи с острым недостатком учительских кадров принимаются меры для подготовки их на курсах7. Ускоренная подготовка кадров из местного населения решалась разными путями, широкое распространение получили, помимо курсов, выдвиженства8. Поскольку до 1929 г. в Башкирии не было вуза, то подготовка преподавателей и научных работников шла в центральных вузах страны. Реформа всей системы образования, таким образом, полностью преобразила учительскую

3 История башкирского народа. С. 348.

4 Культурное строительство в Башкирской АССР. С. 17.

5 Указ. соч. док. 105, 107.

6 Указ. соч. С. 9.

7 Указ. соч. С. 12

8 Указ. соч. С. 170-177

интеллигенцию, соединив и аккумулировав знания, опыт старого и силы нового поколений. В то же время открывается значительное количество башкирских школ, обучение в которых был построено по принципам единой трудовой школы.

Но первым по значимости элементом культурного «скачка» стала программа введения всеобщего начального образования. Произошел кардинальный поворот от создания условий для добровольного обучения к обязательному начальному, а затем и 7-летнему образованию, закладывалась основа для перехода к всеобщему полному среднему обучению как общемировому цивилизаци-онному стандарту.

В результате культурных преобразований в СССР впервые была создана письменность около 50 народностей, литература издавалась на 89 языках, радиовещание велось более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры.

Стремительное развитие библиотечного дела и ликвидация безграмотности дали доступ не только русским, но и другим национальностям к широкому пласту родной и зарубежной литера-туры1. Если в дореволюционной России беднейшие слои общества могли рассчитывать получить только начальное образование, а доступ к литературе имели в основном те, кто обладал хорошей домашней библиотекой или обучался в высшем учебном заведении2, то теперь все слои населения были охвачены книгочтением (избы-читальни), книга широко пропагандировалась, любовь к чтению стала одним из достоинств советского человека. И если на заре ХХ в. у крестьян, казаков, купцов и мещан Южного Урала была налицо большая разница в грамотности между мужчинами и женщинами (в 2 и более раза)3, то теперь женщины получили возможность пройти все ступени образования.

20-30-е гг. XX в. стали временем радикальных бурных перемен и в жизни башкирского этноса, периодом рождения «советской нации башкир», но при этом и ужасного голода начала 1920-х гг. В 1921-1922 гг. Башкирскую АССР, как и соседние районы Урало-Поволжья, поразили голод и эпи-демии4. Особенно пострадали от голода башкирские хозяйства. Такие кантоны, как Зилаирский

1 История Башкортостана. 1917-1990-е годы. С. 192.

2 Рахматуллина З. Р. Экономика и население провинции. С. 159

3 Там же.

4 Исхаков С. М. Динамика жизненного уровня. С. 142; 26.

С.76, 77, 78, 88.

и Тамьян-Катайский, потеряли приблизительно 30-40 % своего башкирского населения5. Были констатированы факты поголовного вымирания целых деревень. НЭП пришел в республику позднее, в 1923-1924 гг6. В горно-лесном районе Башкирии (на севере республики - крайний восток и вся западная часть Месягутовского кантона, все левобережье р. Уфимки в Бирском кантоне, территории Уфимского, Стерлитамакского, Тамьян-Катайского и Зилаирского кантонов) в 27 волостях из 771 селения 386 являлись башкирскими, 357 русскими, 6 латышскими и 22 прочими7. Интересно, что по многолошадности башкиры стояли третьими после латышей и русских, несмотря на то, что коневодство - традиционный вид хозяйствования для башкир и что в южном подрайоне оно превратилось в продуктивное именно благодаря башкирским хозяйствам8. Но частым явлением в этот период стали самовольные захваты башкирских земель. В приказе № 5 ЦИКа Башкирской АССР «О земельных захватах» от 2 марта 1922 г. отмечалось, что обезземеливание башкирского населения «даже достигло размеров, которых не было во времена царизма»9. Так, население 9 обследованных волостей горно-лесного района к 1925 г. составляло только 62,2 % от данных 1917 г. Убыль населения в чисто башкирских волостях достигала огромных размеров, часто 2/3 населения обоего пола в 1925 г. против численности 1917 г. «Наиболее пострадавшим оказывается башкирское население, вымершее почти вдвое больше, чем русское, между тем, как анализ элементов естественного движения населения по б.б. Уфимской и Оренбургской губерниям показывает, что в горно-лесных волостях «выживаемость» башкирского населения в прошлом была выше, чем русского»10.

Не меньшие последствия имел и голод 1932-33 гг., который долгое время замалчивался в литературе, поскольку случился в период развернутой коллективизации и индустриализации страны11. Голод и его последствия вызвали повальное сокращение школ и культурно-просветительных учреждений на всей территории Урала, в том числе и в БАССР, особенно в сельской местности, где проживали в основной своей массе «нацменьшинства».

5 Гаврилов М. Г. Хозяйственные итоги. С. 300.

6 Там же. С. 5.

7 Сахаутдинов Б. Специфические районы Башкирии. С. 36.

8 Указ. соч. С. 39.

9 Усманов Н. В. Национальная политика большевиков. С. 300.

10 Сахаутдинов Б. Указ. соч. С. 36.

11 Миронин С. Тайны голода 30-х.; Корнилов Г. Е. Голод 1932-1933 гг. на Урале.

Несмотря на социально-экономические проблемы и демографические потрясения, в целом формирование новой башкирской культуры носило поступательный характер. Именно в этот период был создан башкирский литературно-письменный язык, башкирский театр, башкирские школы с преподаванием на родном языке, налажено книгопечатание и выпуск газет на родном языке - родилась башкирская профессиональная культура. В значительной степени этому способствовал автономный статус Башкортостана и проводившаяся во всем молодом советском государстве культурная революция. В дореволюционный период башкирская культура воспринималась в русле общей тюрко-мусульманской культуры. Этому способствовало и книгопечатание на старотюрки, лексика которого больше тяготела к татарскому. Как известно, одной из основных причин отмежевания лидеров башкирского национального движения от общемусульманского было как раз нежелание раствориться в общей массе тюрко-татар. Таким образом, не отрицая значения фундамента, заложенного в дореволюционный период, заметим, что проведение культурной революции подтолкнуло к действию целый ряд собственно башкирских деятелей и именно для башкир, поскольку проблемы своего народа были им близки и очень понятны: Закира Шакирова, Шайхзаду Бабича, Карима Идельгу-жина и др. Но в нашей статье речь не идет о конкретных участниках этого процесса, а о том, что это были за процессы.

В каждой республике были и свои проблемы. Башкортостан не был исключением1. Прежде всего, отметим, что революционные преобразования прямо коснулись алфавита нерусских народов. В частности, башкирский алфавит «скакал» со старотюркского на яналиф, затем на кириллицу. Население не успевало освоить одно написание, как появлялось другое. До сих пор еще есть семьи, где поколение 80-90-летних пишет на латинице или помнит арабскую графику. Но если свой язык, несмотря на «перескакивания» с одного вида алфавита на другой, население использовало, то русским языком овладеть не успевало. Естественно при этом, что в городе, в русскоязычной среде, этого достичь было легче, нежели в деревне. В связи с этим партийные органы стремились направить на работу в сельские районы, особенно в отделы по национальной и культурной работе, тех, кто знает национальный язык.

Какая же сложилась картина? Согласно данным Всероссийской переписи населения 1920 г.,

1 История Башкортостана. 1917-1990-е годы. С. 215.

процент грамотных у башкир составлял 12 %. Очевидно, российское правительство не учитывало при этом грамотность нерусского населения на родном языке2. На Южном Урале насчитывалось 342 национальные школы3. Преобладали коми-пермяцкие, татаро-башкирские и марийские учебные заведения. Обратим внимание, что советское государство с легкостью царского правительства «объединяло» национальные меньшинства на самом важном уровне культурного развития нации - в образовании. Со временем этот тип школ себя изжил. При этом существовавшие за пределами БАССР Свердловский и Троицкий татаро-башкирские педагогические техникумы, а также губернские двухмесячные курсы в г. Троицке не могли решить проблему нехватки педагогических кадров в национальных школах4.

В БАССР в 1925 г. в башкирском городском населении 9-49 лет грамотными были 67,7 % мужчин и 41,1 % женщин, в сельском - 49,4 % мужчин и 20,9 % женщин5. В целом по СССР, по данным на 17 декабря 1926 г., в населении от 9 лет и старше мы видим следующие показатели: были грамотными 31,8 % башкир, в том числе 46,3 % мужчин и 18,9 % женщин6. Эти показатели были ниже, чем у русских, татар, чувашей, мишарей, причем у последних грамотность на родном языке одинаково колебалась как среди мужчин, так и среди женщин в районе 80-100 %. Необходимо указать на прямую зависимость грамотности башкирского населения БАССР от его благосостояния: в высокопосевных волостях процент грамотного населения был значительно выше7. Кроме того, помимо грамотных «по-башкирски» и знающих русскую грамоту, перепись 1926 г. выделяла и «грамотных на прочих языках». Среди башкир эта категория составляла немалую долю, и почти всегда это были умеющие читать на старо-тюрки (в силу распространенности этой письменности в учебных заведениях дореволюционного периода).

По материалам школьной переписи 1927 г. число башкирских детей школьного возраста 8-11 лет составляло 53 415 чел. Из них всего в школах обучалось 40 640 детей, в том числе в «сетевых» школах 38 369 детей8. Руководство республики, обеспокоенное низкой грамотностью башкир, включило увеличение расходов в

2 Рахматуллина З. Р. Экономика и население. С. 159.

3 Латыпов Р. Т. Национальная политика на Урале. С. 321.

4 Челябинская область. С. 90-91.

5 Народное хозяйство.. С. 208.

6 Юлдашбаев Б. Х. Башкиры и Башкортостан. С. 35.

7 Барсов Н. Н. Грамотность населения БАССР. С. 147-151.

8 Хозяйство Башкирии. Уфа, 1928. С. 92.

бюджете БАССР на 1927-1928 гг. в расчете на душу населения в башкирских кантонах с целью «удовлетворения культурно-хозяйственных нужд <.> кантонов, населенных наиболее отсталыми коренными национальностями», рассматривая это как «положительное и нормальное явление»1. Привлек внимание общества к этому вопросу знаменитый комбриг башкавдивизии М. Л. Муртазин, выступивший на VI Всебаш-кирском съезде советов2. Достаточно отметить то, что преподаватели Башгоспединститута им. К. А. Тимирязева, преобразованного позже в БашГУ, издавали свои научные труды и учебники по различным специальностям на башкирском языке (например, И. Х. Ишмухаметов по химии, С. Г. Качкаев и Ф. З. Асадуллин по математике, Е. Н. Грибанов «Основы радиоэлектроники»)3, несмотря на то, что в 1929-1930 учебном году в составе преподавателей института был только один башкир - З. Ш. Шакиров. К 1932 г. число преподавателей из лиц коренной национальности сильно возросло и достигло 17 % для башкир и 15 % для татар. А в 1934-1935 учебном году преподаватели-башкиры составляли 21 %, а татары - 28 %. Увеличивалось и число студентов-башкир. Если в 1929-1930 учебном году они составляли 7 % учащихся, то в 1930-1931 г. - их стало 16,5 %, а в 1933-1934 г. - уже 60 %. В планах было даже превратить Пединститут в чисто национальный вуз. Но ошибочная политика погони за цифрами, являвшаяся одной из ярких и отрицательных черт советского государства, привела к тому, что уровень знаний студентов-башкир не всегда соответствовал требованиям программы. В итоге во второй половине 30-х гг. от практики приема по национальному признаку отказались, и число студентов из башкир резко сократилось. В последующие предвоенные годы численность учащихся башкир в этом вузе всегда была меньше численности русских и татар4. Однако нельзя переоценить тот факт, что 1920-е и особенно 1930-е гг. были периодом интенсивной подготовки специалистов в самых востребованных областях — просвещении, сельском хозяйстве, здравоохранении, управлении и др. 5

Число техникумов БАССР в 1933 г. составляло 44. Среди учащихся башкир было 30,5 %. Кроме того, к 1934 г. до 5 увеличилось число ВУЗов, численность учащихся в них башкир равнялась

1 Григорьев Г.В. Местный бюджет. С. 68.

2 Муртазин М.Л. Сочинения, выступления... С. 62-63.

3 Ергин Ю. В. У истоков университетского образования... С. 58-59.

4 Ергин Ю. В. Указ. соч. С. 58-61.

5 Труды Института истории. С. 116.

38,8 %, предпочтение отдавали наравне с педагогическим институтом, Кооперативному институту и Высшей сельскохозяйственной коммунистической школе.

Грамотность башкирского населения к этому году повысилась до 67,9 %6. Увеличилась в 30-е гг. и башкирская составляющая учительского состава начальных школ и средних школах7. Все эти сухие цифры говорят о весьма положительном моменте в жизни нерусских народов края - интеграции и адаптации к новым социокультурным условиям, а значит продолжающейся социализации в новых общественно-политических условиях.

В 1923 г. была образована Уральская область с центром в г. Екатеринбург, в которую до января 1934 г. входили в современных границах Свердловская, Челябинская, Тюменская, Пермская и Курганская области. Абсолютное большинство башкир на этой территории были сельскими жителями8. Увеличилось число национальных школ, школ-ликбезов. А с 1928 г. во всех национальных школах стали обучать на родном языке. Обучение русскому языку в таких школах было полностью предоставлено на личное усмотрение учителя. Положительные результаты дал и перевод делопроизводства на национальные языки в национальных районах Урала9. В то же время национальные башкирские школы испытывали значительные трудности в этот период. Плохо были обеспечены учебниками, учебными пособиями, школьными принадлежностями. Материальное положение учителей было тяжелым. Низкая заработная плата и частые задержки ее выплаты провоцировали учителей переходить на другую работу, не позволяли им выписывать газеты, журналы10. В начале 1930-х гг. были попытки решить вопросы о национальном образовании и в других областях РСФСР. Так, например, национальное отделение при Пермском педтехникуме было преобразовано в Пермский татаро-башкирский педтехникум11. Однако этого было, к сожалению, недостаточно. Несколько национальных педтех-никумов работали в Шадринске, Троицке, позднее - в Аргаяше и других пунктах Уральской области, а после её разделения - на территории Челябинской и Свердловской областей.

6 Социалистическое строительство Башкирии. С. 81-94.

7 Там же. С. 84.

8 Латыпов Р. Т. Указ.соч. С. 318-319.

9 Челябинская область. 1917-1945 гг. Сб. док. и мат... С. 117-118.

10 Там же. С. 323.

11 Там же. С. 324.

По данным на 17 января 1939 г. в СССР насчитывалось уже 72,4 % грамотных башкир (81,8 % мужчин и 63,7 % женщин), из них 80,8 % от 9 до 49 лет (88,6 % мужчин и 73,3 % женщин) и 31,7 % - 50 лет и старше (43,1 % мужчин и 23,4 % женщин)1. А также лица, имеющие высшее образование, - 935 башкир-мужчин и 268 женщин; имеющие среднее образование - 20 853 башкира и 9 475 башкирок2.

В городском населении всего в 1939 г. было 312 башкирских мужчин и 80 башкирских женщин, имеющих высшее образование, 11,3 % и 7,6 % соответственно. Наличие среднего образования выявлено у 4 033 башкир и 2 633 башкирок, где численно преобладает группа 25-29 лет, как у мужчин, так и у женщин3.

В сельском населении было 265 башкир и 76 башкирок, имеющих высшее образование (15,4 % и 15,6 % соответственно). В этом случае преобладают 30-39-летние мужчины и 25-29-летние женщины. Число башкир, имеющих среднее образование определялось 9 485 мужчинами и 4 858 женщинами (20,08 % и 19,17 % соответственно)4.

Национальный состав студентов и учащихся на 1 000 человек показывает, что в 1927 г. и 1940 г. в высших учебных заведениях обучалось 1,1 и 8,2 башкир соответственно. В средних специальных учебных заведениях - 13,7 и 37,3 башкира соответственно 5. Цифры потрясающе малы.

Итак, культурная революция в корне изменила систему образования башкир, начиная со смены алфавита, заканчивая методиками преподавания. Ликвидация безграмотности (особенно взрослого населения), исследования в области прикладной лингвистики, открытие национальных школ, развитие национальной литературы явились поворотными вехами в культуре башкир. Однако значительный отход от дореволюционного уровня культуры, когда мусульманское население в своем большинстве читало, писало на родном языке, произошел в результате жесткого партийного контроля и целенаправленной политики государства, не учитывавшей дореволюционное образование нерусского населения, а также в результате идеологического диктата и унификации творчества в русле узкопартийной большевистской идеологии. Так, например, 15 декабря 1931 г. Башоб-ком ВКП(б) принимает резолюцию «О развитии башкирского национального театра», которая положила начало «пролетарской классовой линии»

1 Всесоюзная перепись населения 1939 года... С. 84.

2 Там же. С. 86.

3 Население Башкирской АССР. С. 13-14.

4 Указ. соч. С. 15-16.

5 Народное хозяйство. С. 229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в искусстве республики, «беспощадной борьбе против реакционно-националистической тенденции», обернувшихся унификацией творческого облика театра, искоренением наиболее самобытных форм национального театра.

С одной стороны, культурная революция играла важную роль в подъеме грамотности всего населения, а также способствовала укреплению позиций технической и гуманитарной интеллигенции, необходимость в которой теперь ощущалась. Но в силу этого же развитие интеллигенции, источники ее пополнения, ее привлеченность к общественной жизни страны стали контролируемы партийно-государственным аппаратом. Культурная революция способствовала зарождению новой интеллигенции, советской, а возможность обучения на родном языке породила среди башкирского населения тягу к знаниям. Однако это тенденция сочеталась с интернационализацией воспитания и политики, велась решительная борьба против «националистических тенденций» в вопросе о путях развития башкирской национальной культуры. Естественно, что и «новая» интеллигенция должна была, прежде всего, носить интернационалистский характер. С одной стороны, государство как бы дало интеллигенции возможность развиваться разносторонне и принять всестороннее участие в общественно-политической жизни страны, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. С другой стороны, эта возможность должна был сочетаться с поддержкой интеллигенцией новых, советских устоев жизни. В годы репрессий именно интеллигенция - как авангард научной, творческой и технической мысли, народная совесть - подверглась гонениям, высылкам, расстрелам и дискриминации.

Таким образом, стремясь размыть границы общения и созидания между разными народами СССР, правительство в то же время устанавливало новые, «политико-идеологические» границы, что указывает на противоречивость «культурной революции» как в целом в государстве, так и в национальных регионах. Многие местные учреждения культуры содержались за счет добровольных отчислений населения, имели низкую зарплату, большую текучесть кадров, а многие виды культурно-просветительной работы выполнялись на общественных началах. Но задача привлечения в партийные органы и в среду рабочих представителей коренных национальностей была выполнена.

Список литературы

1. Баишев, И. Н. Развитие школьного образования и особенности его реформирования в Башкортостане в 1917-1930 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / И. Н. Баишев. - Уфа, 1997.

2. Барсов, Н. Н. Грамотность населения БАССР (по данным переписи 1926 г.) / Н. Н. Барсов // Хозяйство Башкирии. - 1929. - № 1. -С.147-151.

3. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги. - М.: Наука, 1992. - Табл. 19, 20.

4. Гаврилов, М. Г. Хозяйственные итоги / М. Г. Гаврилов // Хозяйство Башкирии. - Уфа, 1927. - № 1-2. - С. 5.

5. Григорьев, Г. В. Местный бюджет Башкирской республики на 1927-1928 гг. / Г. В. Григорьев // Хозяйство Башкирии. - Уфа, 1927. -№ 1-2. - С. 68.

6. Ергин, Ю. В. У истоков университетского образования: очерки о предыстории Башкирского государственного университета / Ю. В. Ергин. -Уфа, 2004.

7. История башкирского народа. - Уфа: Ги-лем, 2009. - Т. 5.

8. История Башкортостана. 1917-1990-е годы. - Уфа: Гилем, 2004. - Т. 1.

9. Исхаков, С. М. Динамика жизненного уровня и перестройка сознания промышленных рабочих Башкирии в годы Гражданской войны (лето 1918-1920 гг.) / С. М. Исхаков // Реформы второй половины XVII-XX вв.: подготовка, проведение, результаты. - М., 1989.

10.Корнилов, Г. Е. Голод 1932-1933 гг. на Урале: факторы и масштабы / Г. Е. Корнилов. - URL: http://dlib.eastview.com/browse/doc/22444090. Дата обращения: 02.04.2015.

11.Культурное строительство в Башкирской АССР (1917-1941 гг.). - Уфа, 1985.

12.Латыпов, Р. Т. Национальная политика на Урале в 1920-е - первой половине 1930-х годов / Р. Т. Латыпов // Трагедия великой державы: Национальный вопрос и распад Советского Союза. - М., 2005. - С. 321.

13.Миронин, С. Тайны голода 30-х / С. Ми-ронин. - URL: http://stalinism.ru/kollektivizatsiya/

taynyi-goloda-30-h.html. Дата обращения: 02.04.2015.

14.Муртазин, М. Л. Сочинения, выступления / М. Л. Муртазин. - Уфа, 2009. - С. 62-63.

15.Народное хозяйство Башкирской АССР. -Уфа, 1967.

16.Население Башкирской АССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года. -Уфа, 1941. - Табл. 8.

17.Образование Башкирской Автономной Советской республики. - Уфа: Башкнижиздат, 1959.

18.Путин, В. В. Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя / В. В. Путин. - URL: http://минобрнауки.рф/ново-сти/2916. Дата обращения - 03.12.2014.

19.Рахматуллина, З. Р. Экономика и население провинции на закате Российской империи / З. Р. Рахматуллина. - Уфа: Гилем, 2007.

20.Сахаутдинов, Б. Специфические районы Башкирии / Б. Сахаутдинов // Хозяйство Башкирии. - Уфа, 1927. - № 1-2. - С. 36.

21.Соскин, В. Л. Советская культурная политика в Сибири (1917-1920-е годы): очерк социальной истории / В. Л. Соскин. - Новосибирск, 2007.

22.Социалистическое строительство Башкирии за пятнадцать лет. Экономико-статистический справочник. - М., 1934.

23.Толстых, В. И. Культурная революция / В. И. Толстых // Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010.

24.Труды Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук. - Уфа, 2009. - Вып. 3. - С. 116.

25.Усманов, Н. В. Национальная политика большевиков в Автономной Башкирии (конец 20-х - 30-е годы XX века) / Н. В. Усманов // Трагедия великой державы: Национальный вопрос и распад Советского Союза. - М., 2005.

26.Хозяйство башкирии. - Уфа, 1928.

27.Челябинская область. 1917-1945 гг. - Челябинск, 1998.

28.Юлдашбаев, Б. Х. Башкиры и Башкортостан. XX век. Этностатистика / Б. Х. Юлдашба-ев. - Уфа, 1995.

Сведения об авторе

Сабирова Зухра Рамилевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новейшей истории Башкортостана Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 51-60.

«CULTURAL REVOLUTION» IN SOVIET RUSSIA: REGIONAL EXPERIENCE

Z. R. Sabirova

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Department of Contemporary History of Bashkortostan Institute of History, Language and Literature, Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences. [email protected]

Transformations in the cultural sphere are always a mirror of social and political transformations of any state. In this respect the "cultural revolution" in Soviet Russia in the 1920-30s is revealing. Problems of the development of this important sector of society is always of great interest to researchers, which feeds occasionally on periodically occurring national, political, and religious conflicts in the post-Soviet space. This is especially true of national regions. The article focuses on the problems of education among non-Russian peoples of the Urals in the first Soviet 20th anniversary, as it is the education system that provides the foundation of knowledge and understanding, skills and behavior of man, which he uses throughout his life. The author argues that the processes of "cultural revolution" of the Bashkirs generally reflect problems, also typical for other non-Russian peoples during the "cultural revolution", and its results.

Keywords: cultural revolution; education system; Ural; Bashkirs; BASSR (Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic).

References

1. Baishev I.N. Razvitie shkol'nogo obrazovanija i osobennosti ego reformirovanija v Bashkortostane v 1917-1930 gg. [Development of school education and features of its reform in Bashkortostan in 1917-1930]. Ufa, 1997. (In Russ.).

2. Barsov N.N. Gramotnost' naselenija BASSR (po dannym perepisi 1926 g.) [Literacy of BASSR population (according to the Census of 1926)]. Hozjajstvo Bashkirii [The Economy of Bashkiria], 1929, no. 1, pp. 147-151. (In Russ.).

3. Vsesojuznaja perepis' naselenija 1939 goda: Osnovnye itogi [All Union Population Census of 1939: Main Results]. Moscow, Nauka Publ.. 1992. Tabl. 19, 20. (In Russ.).

4. Gavrilov M.G. Hozjajstvennye itogi [Economic results]. Hozjajstvo Bashkirii [The Economy of Bashkiria], 1927, no. 1-2, p. 5. (In Russ.).

5. Grigor'ev G.V. Mestnyj bjudzhet Bashkirskoj respubliki na 1927-1928 gg. [Local budget of the Bashkir Republic in 1927-1928]. Hozjajstvo Bashkirii [The Economy of Bashkiria], 1927, no. 1-2, p. 68. (In Russ.).

6. Ergin Ju.V. U istokov universitetskogo obrazovanija: Ocherki o predystorii Bashkirskogo gosudarst-vennogo universiteta [The origins of University education: Essays on the prehistory of Bashkir State University]. Ufa, 2004. (In Russ.).

7. Istorija bashkirskogo naroda [The history of the Bashkir people]. Ufa, Gilem, 2009, vol. 5. (In Russ.).

8. Istorija Bashkortostana. 1917-1990-e gody [The History Of Bashkortostan. 1917-1990], vol. 1. Ufa, Gilem Publ., 2004. (In Russ.).

9. Ishakov S.M. Dinamika zhiznennogo urovnja i perestrojka soznanija promyshlennyh rabochih Bashkirii v gody Grazhdanskoj vojny (leto 1918-1920 gg.) [Standard of living changes and restructuring of the consciousness of the industrial workers of Bashkortostan in the Civil War (summer 1918-1920)]. Reformy vtorojpolovinyXVII-XXv.: podgotovka, provedenie, rezul'taty [The reforms of the second half of XVII-XX century: preparation, conduct, results]. Moscow, 1989. (In Russ.).

10.Kornilov G.E. Golod 1932-1933 gg. na Urale: faktory i masshtaby [The famine of 1932-1933 in the Urals: the factors and scales]. Available at: http://dlib.eastview.com/browse/doc/22444090, accessed 02.04.2015. (In Russ.).

11.Kul'turnoe stroitel'stvo v Bashkirskoj ASSR (1917-1941 gg.) [Cultural construction in the Bashkir ASSR (1917-1941)]. Ufa, 1985. (In Russ.).

12.Latypov R.T. Nacional'naja politika na Urale v 1920-e - pervoj polovine 1930-h godov [National policy in the Urals in the 1920s - the first half of the 1930s]. Tragedija velikoj derzhavy: Nacional'nyj vopros i raspad Sovetskogo Sojuza [The tragedy of the great power: the national question and the collapse of the Soviet Union]. Moscow, 2005. P. 321. (In Russ.).

13.Mironin S. Tajny goloda 30-h [Secrets of the famine of the 1930s]. Available at: http://stalinism.ru/ kollektivizatsiya/taynyi-goloda-30-h.html, accessed 02.04.2015. (In Russ.).

14.Murtazin M.L. Sochinenija, vystuplenija [Composition, performance ]. Ufa, 2009. Pp. 62-63. (In Russ).

15.Narodnoe hozjajstvo Bashkirskoj ASSR [The economy of the Bashkir ASSR]. Ufa, 1967. (In Russ.).

16.Naselenie Bashkirskoj ASSR. Po dannym Vsesojuznojperepisi naselenija 1939 goda [The population of the Bashkir ASSR. According to the Soviet census of 1939]. Ufa, 1941. Tabl. 8. (In Russ.).

17.Obrazovanie Bashkirskoj Avtonomnoj Sovetskoj respubliki [Education Bashkir Autonomous Soviet Republic]. Ufa, Bashknizhizdat Publ., 1959. (In Russ.).

18.Putin V.V. Sistema obrazovanija dolzhna stroit'sja vokrugsil'nogo, odarennogo uchitelja [The education system should be built around strong, gifted teachers]. Available at: http://minobrnauki.rf/novosti/2916, accessed 03.12.2014. (In Russ.).

19.Rahmatullina Z.R. Jekonomika i naselenie provincii na zakate Rossijskoj imperii [The economy and population of the province at sunset of the Russian Empire]. Ufa, Gilem Publ., 2007. (In Russ.).

20.Sahautdinov B. Specificheskie rajony Bashkirii [Specific areas of Bashkiria]. Hozjajstvo Bashkirii [The Economy of Bashkiria], 1927, no. 1-2, p. 36. (In Russ.).

21.Soskin V.L. Sovetskaja kul'turnaja politika v Sibiri (1917-1920-e gody): ocherk social'noj istorii [Soviet cultural policy in Siberia (1917-1920-ies): social history Essay]. Novosibirsk, 2007. (In Russ.).

22.Socialisticheskoe stroitel'stvo Bashkirii za pjatnadcat' let [Socialist construction of Bashkiria in fifteen years]. Moscow, 1934. (In Russ.).

23.Tolstyh V.I. Kul'turnaja revoljucija [Cultural revolution]. Novaja filosofskaja jenciklopedija [New encyclopedia of philosophy]. Moscow, Mysl' Publ., 2010 (In Russ.).

24. Trudy Instituta istorii, jazyka i literatury Ufimskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Transactions of the Institute of history, language and literature, Ufa scientific center, Russian Academy of Sciences], iss. 3. Ufa, 2009. P. 116. (In Russ.).

25.Usmanov N.V. Nacional'naja politika bol'shevikov v Avtonomnoj Bashkirii (konec 20-h - 30-e gody XX veka) [The national policy of the Bolsheviks in the Autonomous Bashkortostan (late 20-ies and 30-ies of XX century)]. Tragedija velikoj derzhavy: Nacional'nyj vopros i raspad Sovetskogo Sojuza [The tragedy of the great power: the national question and the collapse of the Soviet Union]. Moscow, 2005. (In Russ.).

26.Hozjajstvo bashkirii [The Economy of Bashkiria]. Ufa, 1928. (In Russ.).

27Cheljabinskaja oblast'. 1917-1945 gg. [Chelyabinsk region. 1917-1945]. Chelyabinsk, 1998. (In Russ).

28.Juldashbaev B.H. Bashkiry i Bashkortostan. XXvek. Jetnostatistika [Bashkirs and Bashkortostan. XX century. Etnostatistica]. Ufa, 1995. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.