Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в Санкт-Петербургском лесотехническом университете'

Некоторые аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в Санкт-Петербургском лесотехническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтина Т. Н., Сингуринди Э. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в Санкт-Петербургском лесотехническом университете»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Бахтина Т.Н., Сингуринди Э.Г.

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия

Современный вуз как профессиональная образовательная система проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые педагогические технологии. Актуальными становятся такие направления деятельности вузов, как инновационное образование, многоуровневая подготовка специалистов, которая бы обеспечивала личностную комфортность, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности [7].

Вырисовывается социальный «портрет» современного специалиста, где в качестве главных, определяющих компетенций успешной деятельности профессионала ставятся его нравственные, моральные качества в единстве с физическим здоровьем, способностью преодолевать экстремальные ситуации, выносливостью, волей, способностью к длительному напряжению, что в большей степени может быть им приобретено в процессе занятий «Физической культурой» (как учебной дисциплиной) [5].

Понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.

Физическая неподготовленность не только снижает эффективность труда, но может привести и к потере здоровья, без которого даже прекрасная профессиональная подготовка может оказаться невостребованной. Это также проявляется и в недостаточной профессиональной «отдаче» или вынужденной неоправданной смене профессии, что приводит к определенным экономическим и моральным издержкам в подготовке специалистов.

Президент НГУФК им П.Ф. Лесгафта В.У. Агеевец призывает бить в набатный колокол в связи со сложившейся ситуацией в области здоровья молодежи. В Санкт-Петербурге более 90% учащихся средней школы имеют самые различные заболевания, при этом на одну тысячу школьников приходится 2700 различных недугов. В ряде ВУЗов С-Петербурга более половины студентов дневной формы обучения отнесены к специальным и подготовительным медицинским группам. В лесотехническом университете (ЛТУ) на факультете ландшафтной архитектуры (ФЛА) 42% студентов

освобождены от практических занятий по физкультуре! А ведь это будущие специалисты нашего народного хозяйства.

В ходе наших исследований мы выяснили особенности профессиональной деятельности выпускников ЛТУ.

Факультет экономики и управления (ФЭУ) готовит экономистов. Их работа осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на обслуживание предпринимательской деятельности, сферы госбюджета и внебюджетных структур. Для этой специальности характерны следующие виды профессиональной деятельности: организационно-управленческая; контрольно-ревизионная; информационно-аналитическая.

Специальный эксперимент показал, что продуктивность умственной деятельности экономистов в условиях гиподинамии уже на второй день снижается почти в два раза. При этом резко ухудшается концентрация внимания, увеличивается общее время на выполнение умственных операций.

У работников, которые в течение дня 6-8 часов проводят сидя, уже через 2-3 года начинают появляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т. д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который, можно снизить отрицательные влияния профессии.

Приведённые примеры свидетельствуют о необходимости направленного воздействия физических упражнений. Прежде всего, это общая физическая подготовка с акцентом на развитие сердечнососудистой системы. При развитии физических качеств основными являются общая выносливость, быстрота, ловкость рук и пальцев, точность движений и двигательных реакций. Среди психофизических функций определяющим является внимание (широта распределения, переключения, концентрация). В психических функциях приоритет отдается оперативному мышлению, памяти и коммуникабельности.

На лесомеханическом факультете (ЛМФ)ведется подготовка инженеров-механиков для лесного комплекса. Без участия инженера-механика лесных промыслов невозможна работа оборудования, его эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт аппаратов и машин.

В трудовом процессе преобладают следующие функции: организация и руководство коллективом, чтение чертежей, расчетные и измерительные работы, переноска небольших тяжестей, лазание по лестницам и другие операции. К наиболее значимым физическим качествам относятся: статическая выносливость (от 15 до 30% рабочего времени приходиться находиться в вынужденной позе), сила мышц рук, ног и спины, ловкость рук.

Среди психофизиологических функций выделяют: пространственно-временную ориентацию (способность к точному отмериванию амплитуды, усилий и т.д.), хорошо развитый глазомер, дифференцирование мышечных усилий. Психические функции: умение руководить людьми, инициативность,

умение переключаться с одной работы на другую, хорошо развитое внимание, память.

Выпускники лесоинженерного факультета (ЛИФ) работают в научно-исследовательских, проектных и учебных институтах, таможенных органах, на лесозаготовительных, лесосплавных предприятиях, а также на строительстве лесотранспортных магистралей и дорог общего пользования. Производственно-технологическая деятельность предъявляет повышенные требования к выносливости, которая проявляется в динамических и статических режимах продолжительного функционирования различных мышечных групп, силе мышц рук, ног и спины (особенно на лесозаготовках), способности к антиципации и быстроте переключения внимания (контроль параметров технологических процессов), координации движений. У лесоинженеров, работающих в лесу должна быть хорошая помехоустойчивость к воздействию метеорологических, климато-географических и других средовых факторов. Они должны хорошо ориентироваться на местности и рационально распределять затраты энергии во времени. Иметь навыки в ходьбе, в передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в конной езде, управлении мотоциклом, автомобилем в преодолении предметных препятствий и т.д.

Специалисты лесохозяйственного факультета (ЛХФ) участвуют в охране леса, во всех лесохозяйственных работах, контролируют качество этих работ. Все это требует хороших знаний биологии, зоологии, экологии, картографии, природопользованию, умения владеть лесохозяйственными механизмами. Выпускники ЛХФ должны быть физически выносливыми, наблюдательными, обладать образной и долговременной памятью. Также иметь навыки в ходьбе, в передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в конной езде, управлении мотоциклом, автомобилем в преодолении предметных препятствий. Среди профессиональных заболеваний выделяют заболевания сердечнососудистой системы, нарушение функций опорно -двигательного аппарата, болезни аллергического характера.

С целью подбора адекватных средств, комплексов физических упражнений, тренировочных программ профессиональной направленности нами были проведены исследования функциональных возможностей студентов ЛТУ. Для оценки сердечнососудистой системы была использована ортостатическая проба; физическая работоспособность оценивалась по скорости восстановления ЧСС с помощью пробы Руфье-Диксона; равновесия - с помощью пробы Ромберга (по Стрельцу В.Г.); оценка зрительно-двигательной реакции. Методика: линейка длиной 40 см удерживается вертикально экспериментатором. Испытуемый вытягивает вперед руку. Нижний конец линейки с нулевым делением находится между большим и указательным пальцами испытуемого. Линейка отпускается, испытуемый должен ее подхватить как можно раньше. Учитывается расстояние на линейке по верхнему краю кисти в сантиметрах.

В исследовании приняли участие 362 студента из них 203 мужчины и 159 женщин. При проведении ортостатической пробы по разнице между

частотой пульса человека в положении лежа и стоя судят о реакции сердечнососудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Это позволяет оценивать функциональное состояние регуляторных механизмов и дает некоторое представление о тренированности организма. На первом курсе у большей части студентов отмечается нормальная реакция сердечнососудистой системы. (Табл. 1).

Таблица 1.

Распределение студентов ГЛТУ по оценке результатов ортостатической

пробы

Курс Переносимость пробы

Хорошая (учащение ЧСС не более чем на 11 уд/мин), % Удовлетворительная (учащение ЧСС не более чем на 12-18 уд/мин), % Неудовлетворительная (учащение ЧСС на 19 уд/мин и более), %

1 к. мужч. 59 9 32

1 к. женщ. 55 24 21

2 к. мужч. 33 22 45

2 к. женщ. 57 26 17

3 к. мужч. 31 22 47

3 к. женщ. 48 29 23

Ко второму курсу, особенно у мужчин наблюдается значительное ухудшение ортостатической устойчивости (45%). На третьем курсе продолжаются снижаться показатели ортостатической устойчивости, как у мужчин, так и у женщин. Нами выявлена склонность студентов, в большей степени мужчин, к ортостатическим расстройствам кровообращения, которые возникают при вертикальном положении тела вследствие снижения венозного возврата крови к сердцу из-за частичной ее задержки (под действием силы тяжести) в венах нижних конечностей и брюшной полости. Это ведет к снижению сердечного выброса и уменьшению кровоснабжения тканей и органов, включая головной мозг.

Мы полагаем, есть несколько причин объясняющих такую ситуацию. Во-первых, занятия по физической культуре на 3 курсе проводятся 1 раз в неделю; во-вторых - многие студенты начинают работать и у них не остается времени для самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Все это приводит к снижению двигательной активности занимающихся и, как следствие к ухудшению деятельности сердечнососудистой системы, понижению тренированности организма. Со следующего учебного года в ЛТУ планируется проведение занятий по физической культуре с 1 по 3 курс по 4 часа в неделю. Это должно положительно отразиться на физической подготовленности студентов. Однако и на четвертом курсе также целесообразно проведение общей физической и профессионально-прикладной подготовки.

Проба Руфье-Диксонапредназначена для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. Из таблицы 2 видно, что высокий уровень развития сердечнососудистой системы только у мужчин первого курса. "Хорошее" сердце по индексу Руфье-Диксона отмечается практически у половины студентов первого и второго курсов. К третьему курсу эти показатели снижаются: у 56% мужчин и у 61% женщин наблюдается сердечная недостаточность средней степени. Следует отметить, что людей с сердечной недостаточностью сильной степени нет на всех курсах.

Таблица 2

Распределение студентов ГЛТУ по оценке индекса Руфье-Диксона

Высокий Средний Удовлетворительный

Курс уровень, уровень, уровень, сердечная

"очень хорошее" сердце (индекс Руфье 0,15,0), % "хорошее сердце" (индекс Руфье 5,1-10,0), % недостаточность средней степени (индекс Руфье 10,115,0), %

1 к. мужч. 12 52 36

1 к. женщ. - 52 48

2 к. мужч. - 44 56

2 к. женщ. - 43 57

3 к. мужч. - 44 56

3 к. женщ. - 39 61

Таким образом, низкие оценки индекса Руфье-Диксона свидетельствуют о недостаточном уровне адаптационных резервов сердечнососудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма студентов. К старшим курсам эти показатели еще больше снижаются.

Любые перемещения человека в пространстве, а также статические позы связаны с проявление функции равновесия. Малейшие движения в позах, вызывающие усиленное дыхание или сердцебиение, требуют постоянного регулирования равновесия. Уже поднятие обеих рук вперед могло бы без автоматического регулирования позы привести к потере равновесия. Сохранение и тренировка этих непроизвольных движений очень важны. Человек попадает на грань естественной и вечной борьбы с силой тяготения. При этом, как двуногое существо, он имеет два важных физических недостатка. У него относительно малая площадь для стояния и высоко расположенный центр тяжести, поэтому тело легко входит в состояние неустойчивого равновесия [2]. Равновесие является интегральным показателем функционального состояния организма человека. В.Г. Стрелец, А.А. Горелов отмечали, что с изменением условий труда и появлением новых

профессий высокий уровень развития функции равновесия - одно из главных условий продуктивной и безаварийной работы человека [6].

При сравнении мужчин 1; 2 и 3 курсов мы получили следующие результаты: на первом курсе у 33% мужчин состояние функции равновесия оценивается на "отлично", на втором курсе - показатель выше и составляет -49%, на третьем курсе - 39%. У 8%; 11%; 24% мужчин первого второго и третьего курса соответственно - функция равновесия оценивается на "хорошо" Удовлетворительные показатели равновесия у 21% первокурсников, у 6% - второкурсников и 16% - третьекурсников. Достаточно высок процент студентов имеющих неудовлетворительные показатели функции равновесия - на первом курсе - 38%, на втором - 34%. (Табл. 3).

Таблица 3

Распределение студентов ГЛТУ по оценке результатов

_пробы Ромберга (по Стрельцу В. Г.)_

Оценка функции равновесия

Отлично Хорошо Удовлетвори Неудовлетворител

Курс (удержан (удержание тельно ьно (удержание

ие равновесия (удержание равновесия менее

равновес 30-45 сек), % равновесия 15 сек), %

ия свыше 15-30 сек), %

45 сек),

%

1 к. мужч. 33 8 21 38

1 к. женщ. - 22 33 45

2 к. мужч. 49 11 6 34

2 к. женщ. - 43 14 43

3 к. мужч. 39 24 16 21

3 к. женщ. - 36 27 37

У женщин ЛТУ первого; второго и третьего курсов нет "отличной" оценки функции равновесия. На первом курсе функции равновесия оценивается на "хорошо" у 23% женщин, на втором - 43%, на третьем - 36%. Удовлетворительные показатели равновесия у 33% первокурсниц, у 14% -второкурсниц и 27 % - третьекурсниц. Очень большое количество студенток имеют неудовлетворительные показатели функции равновесия: 45% -на первом курсе, 43% - втором и 37% - на третьем курсе.

Таким образом, студенты ЛТУ имеют низкий уровень развития функции равновесия, особенно женщины. Для улучшения функции равновесия необходимо включать в основную часть учебного занятия больше упражнений на координацию движений, упражнения с изменением положения тела в пространстве, с изменением площади опоры, упражнения с вращением, бег с горы со сложным рельефом, прыжки в высоту и с высоты и т.д.

Измерение времени простой двигательной реакции. Этот показатель характеризует состояние ЦНС, важен при развитии двигательного качества быстроты. Сигнал воспринимается в коре головного мозга, анализируется, формируется двигательный ответ.

Исходя из таблицы 4, мы наблюдаем очень низкие показатели простой двигательной реакции студентов ЛТУ. На всех трех курсах отсутствуют "хорошие" результаты зрительно-двигательной реакции. Лишь на втором и третьем курсах у 6 и 9 процентов мужчин соответственно зафиксированы результаты "отлично". Большая часть студентов имеет "удовлетворительные" и "неудовлетворительные" показатели. Причем на первом и втором курсах у мужчин показатели хуже, чем у женщин. Установлено, что люди с пониженной зрительно-двигательной координацией в трудных ситуациях, которые могут появляться, например, у операторов регулирующих устройств, крановщиков, трелевщиков, водителей во время движения на дороге, могут терять самообладание и совершать ошибки в своих действиях [3; 4].

Таблица 4

Распределение студентов ГЛТУ по оценке результатов зрительно-двигательной реакции (по технологии "Навигатор здоровья")

Отличн Хоро Удовлетво Неудовле Плохо Очень

Курс о шо (8- рительно творитель (23-27 плохо

(менее 11 (12-16 см), но (17-22 см), % (более

8 см), см), % % см), % 27 см),

% %

1 к. мужч. - - 43 48 9 -

1 к. женщ. - - 64 36 - -

2 к. мужч. 6 - 44 50 - -

2 к. женщ. - - 63 37 - -

3 к. мужч. 9 - 48 43 - -

3 к. женщ. - - 49 51 - -

В ходе исследований мы пришли к выводу, что у студентов ЛТУ низкая физическая подготовленность. А ведь из-за слабой физической подготовленности могут возникнуть неблагоприятные ситуации в период учебных и производственных практик, например на факультетах, готовящих студентов к работе в полевых, экспедиционных и других сложных условиях. Кроме того, физически и психически плохо подготовленных выпускников вузов нельзя использовать при работе по специальности на разных участках производства. В экономической литературе по этому поводу отмечено, что если даже человек обладает знаниями и профессиональным опытом, но не имеет необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам [1].

Для изменения существующей ситуации нами были подобраны средства ППФП для студентов разных факультетов. С целью повышения

функциональных возможностей организма использовался кроссовый бег в сочетании с силовой подготовкой. Широкое применение нашла тренировка вестибулярной устойчивости. Проведение занятий на улице, в любую погоду способствовало закаливанию организма и повышению устойчивости к простудным заболеваниям. Кроме того, учитывая высокую нервно-эмоциональную напряженность учебного труда, использовались подвижные и спортивные игры. Девушки занимались аэробикой и шейпингом. ППФП проводилась не только на учебных занятиях, но и с использованием таких форм, как самостоятельные занятия во внеурочное время в спортивных секциях, участие в массовых спортивных соревнованиях. Для студентов лесомеханического и лесоинженерного факультетов широко применялась профессионально-прикладная подготовка средствами автомобильного транспорта. Спортсмены отделения автомобильного спорта являются многократными Чемпионами ВУЗов Санкт-Петербурга по автомногоборью и ралли-спринт. Особо следует отметить роль физической культуры в формировании людей с сильной волей и твердым характером, что напрямую связано с постоянной необходимостью переносить разнообразные физические и психические напряжения в процессе регулярных занятий по физическому воспитанию.

Таким образом, адекватность средств физического воспитания характеру и условиям труда, их доступность, направленность на воспитание устойчивости к вредным факторам повышает заинтересованность студентов в таких занятиях, способствует развитию профессионально важных качеств. Тем не менее, проблема заблаговременной профессионально направленной психофизической подготовки, а также формирование специально направленных компетенций студентов в сфере культуры здоровья остается наиболее актуальной именно в высших учебных заведениях. Литература:

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.: Гардарики, 1999.

2. Каль М.С. Воспитание функции равновесия //Теория и практика физической культуры. 2005. № 3. С. 68-71.

3. Лобач И.И. Психология. Учебно-методическое пособие. Минск, 2011. С. 90-95.

4. Пятков В.Т. Функциональные характеристики зрительно-двигательной деятельности работников туристической отрасли Украины и Польши // Спортивная наука Украины. 2012. № 6. С. 8-16.

5. Скачков Е.Б. Формирование физической культуры как профессиональной компетентности будущих морских специалистов в профориентированном комплексе "Морской лицей - Морской ВУЗ". Автореф. дис. ... канд.пед.наук.- Калининград, 2011.- 27 с.

6. Стрелец В.Г., Горелов А.А. Теория и практика управления вестибулярными реакциями человека в спорте и профессиональной деятельности. Санкт-Петербург, 1995.

7. Фадеев А.В. Формирование социально-профессиональной направленности личности будущих специалистов

правоохранительных органов посредством физической культуры. Автореф. дис. ... канд.пед.наук.- Калининград, 2012.- 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.