Научная статья на тему 'Интеграция традиционных и нетрадиционных технологий укрепления здоровья учащихся'

Интеграция традиционных и нетрадиционных технологий укрепления здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быков Е. В., Чипышев А. В., Смирнова Л. В., Быкова М. Е., Королева Ю. Г.

Представлено обоснование возможности использования высокого уровня двигательной активности и поверхностной рефлексотерапии для повышения функционального состояния кардиореспираторной системы, уровня неспецифической резистентности, коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и вегетативной регуляции деятельности организма учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быков Е. В., Чипышев А. В., Смирнова Л. В., Быкова М. Е., Королева Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция традиционных и нетрадиционных технологий укрепления здоровья учащихся»

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Е.В. Быков, А.В. Чипышев, Л.В. Смирнова, М.Е. Быкова*, Ю.Г. Королева**

ЮУрГУ, г. Челябинск

ЧГМА*, г. Челябинск

МОУ СОШ N9118**, г. Челябинск

Представлено обоснование возможности использования высокого уровня двигательной активности и поверхностной рефлексотерапии для повышения функционального состояния кардиореспираторной системы, уровня неспецифической резистентности, коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и вегетативной регуляции деятельности организма учащихся.

Многочисленные исследования социологов, врачей и психологов однозначно показывают, что в настоящее время отсутствует устойчивая мотивация к сохранению здоровья, не сформирован стереотип, имидж здорового образа жизни, извращены жизненные приоритеты. В последние годы отмечается ускоренный переход острых заболеваний в хронические [1], изменяется характер патологии, появляются полисиндромные состояния и новые заболевания, получили распространение синдром хронической усталости, минимальные мозговые дисфункции - синдром гиперактивного и гипоактивного ребенка с дефицитом внимания и ряд других.

Снижение адаптационных возможностей, уровня неспецифической резистентности учащихся требует разработки программ коррекции имеющихся отклонений на основании комплексного подхода.

Авторитетными исследованиями показана необходимость коррекции здоровья в первую очередь поведенческими методами [6, 9]. В системе здоровьеукрепляющих технологий ключевое место занимают физические упражнения. Кроме обязательных уроков физической культуры, секционных занятий все большее значение приобретают досуговые формы оздоровительно-спортивной деятельности [10, 11].

В последнее время особую популярность приобрели так называемые восточные оздоровительные системы [3, 7, 8] в силу холистического (комплексного) подхода к укреплению здоровья, включающего физический и психический аспекты, коррекцию питания, дыхания. В этой связи возникла необходимость изучить влияние данных систем в комплексе с традиционно используемыми программами оздоровления учащихся. В частности, интерес представляет метод поверхностной рефлексотерапии (воздействие иппликаторами, массажными кольцами, точечный самомассаж) [2,4].

Цель исследования

Обоснование традиционных и нетрадиционных методов оздоровления учащихся, базирующихся на использовании высокого уровня двигательной активности и поверхностной рефлексотерапии.

Исследования проводились с сентября 2002 по апрель 2005 гг. В исследованиях принимали участие учащиеся 12-14 лет (7-8-й классы) - мальчики и девочки, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе для занятий физической культурой. В основную исследовательскую группу было включено 24 человека (12 мальчиков и 12 девочек, занимающихся бальными танцами 1-1,5 часа 3 раза в неделю, стаж занятий 2-3 года). Группу контроля (2-я группа) составляли учащие МОУ СОШ № 118

г. Челябинска, посещающие 2 урока физической культуры и 1 урок здравостроения (мальчики, п = 14 и девочки, п = 12).

В течение 2004-05 учебного года проведено исследование влияния иппликаторов фирмы «РЕДОКС». Ихшликаторы представляют собой металлические пластины с шипами. Они применялись учащимися 8-го класса МОУ СОШ № 118 (п = 20) на область подошв ног курсами по 3-4 недели с перерывом на 1-2 недели.

Методы исследования

Проведена оценка показателей физического развития, физической работоспособности (проба Руфье), степени толерантности к гипоксии (проба Штанге), деятельности ССС и вегетативной регуляции (импедансная реография со спектральным анализом ряда ключевых показателей); анкетирование (по А.М. Вейну) для выявления вегетативных изменений.

Результаты исследования влияния уровня двигательной активности на организм учащихся

Среди основных факторов, ухудшающих здоровье учащихся, при медицинских осмотрах выявлены следующие: нарушения со стороны зрительного анализатора (в основном - миопия) -до 145 %, заболевания органов пищеварения (в том числе - кариес) - 114 %, патология опорнодвигательного аппарата - 250 % и нервной системы (в том числе - вегето-сосудистая дистония) - 105 %. Распределение учащихся 7-11-х классов на медицинские группы представлено в табл.1.

Таблица 1

Распределение учащихся на группы здоровья (%) по итогам медицинских осмотров за 3 года (2002-2004 гг.)

Классы кол-во учащихся Группы здоровья

I II III IV

7 (п = 560) 16,6 51,7 30,5 1,2

8 (п = 544) 15,0 51,9 31,9 1,1

9 (п = 525) 10,9 50,7 37,8 0,55

10 (п = 315) 9,5 48,8 41,2 0,5

11 (п = 290) 9,2 53,7 36,6 0,5

Следует отметить, что негативные тенденции нарастают от 7-9 класса к 11 классу: патология зрения возрастает от 160 % до 250 %; органов пищеварения - от 90 % к 180 %; ОДА - от 280 % до 340 % и нервной системы - от 85 % до 110 %.

Нами выявлено, что уровень двигательной активности (ДА) у учащихся, занимающихся только физической культурой в школе (п = 138) варьировался от 66-72,5 % (7-й класс) до 25 % (выпускные классы) от нормативного, при этом «простудная» заболеваемость учащихся с низким уровнем ДА в

1,5 раза выше.

При оценке физического развития проведено изучение антропо- и физиометрических показателей. Было выявлено, что фоновые показате-

ли длины и массы тела, окружности грудной клетки, спиро- и динамометрии не имели меж-групповых различий. Дальнейшие исследования показали, что существенного влияния на морфометрические показатели занятия бальными танцами не оказали. В то же время, достоверно выше были результаты спирометрии (р < 0,01) и суммарной динамометрии обеих кистей (р < 0,05), а также их относительные характеристики - жизненный и силовой индекс (р < 0,05). Разница указанных показателей достигала 10-15 %. Сравнительная оценка уровня физической работоспособности учащихся (проба Руфье) и результаты расчета индекса Руфье-Диксона (ИРД) представлены в табл. 2.

Показатели индекса Руфье-Диксона мальчиков и девочек 12-14 лет

Таблица 2

Группа 12 лет 13 лет 14 лет Р

Мальчики

1-я гр. 4,75 0,22 4,39 0,19 4,01 0,18 <0,05

2-я гр 4,81 0,22 4,72 0,23 4,75 0,28 > 0,05

р 1-2 > 0,05 >0,05 <0,05 -

Девочки

1-я гр. 5,69 0,26 5,12 0,21 4,42 0,19 < 0,001

2-я гр 5,84 0,28 5,96 0,23 5,05 0,21 >0,05

р 1-2 >0,05 <0,05 <0,05 -

В начале исследования (возраст 12 лет) нами не было отмечено достоверных различий между основной и контрольной группой, как у мальчиков, так и у девочек. Уровень физической работоспособности оценивался как средний. В дальнейшем отмечалась положительная динамика показателя, более высокая в основной группе учащихся - как у мальчиков, так и у девочек. В конечном итоге в возрасте 14 лет, как мальчики, так и девочки основной группы превосходили своих сверстников по уровню физической работоспособности.

Степень толерантности к гипоксии является достаточно важным показателем, отражающим состояние кардиореспираторной системы и всего организма в целом. В начале исследования во всех группах уровень толерантности к гипоксии рас-

сматривался как хороший, без преобладания одной группы над другой (табл. 3).

В последующем периоде в основной группе данный показатель увеличился в большей степени, чем в контрольной, и в конце исследований результаты пробы Штанге достоверно выше, чем в контрольной. В основной группе показатель превысил 60 с, следовательно, достиг уровня «выше среднего», а у 40 % лиц основной группы был высоким. Известно, что физиологическим базисом высокой толерантности к гипоксии являются гомеостатические механизмы, обеспечивающие высокий уровень физической работоспособности, в том числе - хорошее функционирование кислородтранспортной системы, характеризуемое брадипноэ, относительной брадикардией, гипокинетическим типом кровообращения [5].

Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт

Таблица 3

Показатели пробы Штанге мальчиков и девочек 12-14 лет основной (1)

___________________и контрольной (2) группы (М ± т)______________________________________

Мальчики

Возраст 1-я группа 2-я группа р 1-2

12 53,46 1,39 52,29 1,51 >0,05

13 62,24 1,45 54,41 1,61 <0,01

р 12-13 < 0,001 >0,05 -

14 68,35 1,51 57,84 1,58 <0,01

р 13-14 >0,05 >0,05 -

Девочки

12 52,31 1,36 51,02 1,48 > 0,05

13 57,22 1,43 52,21 1,43 >0,05

р 12-13 >0,05 >0,05 -

14 63,39 1,52 54,52 1,56 <0,05

р 13-14 >0,05 >0,05 -

Следовательно, систематические физические нагрузки привели к значительному возрастанию функциональных возможностей кардиреспиратор-ной системы учащихся (повышение уровня физической работоспособности, степени толерантности к гипоксии).

Результаты изучения влияния ПРТ

При нахождении на иппликаторе стопами в положении стоя выявлены существенные различия по сравнению с результатами обычной активной ортопробы: более выражена хронотропная реакция сердца, что напрямую связано с резким увеличением доли низкочастотных колебаний (РЗ) - то есть, с воздействием симпатического отдела нервной системы (рис. 1). Более чем в полтора раза повысилась общая мощность спектра (ОМС) ЧСС. Также значительно отличались реакции других показателей: выросли значения АД, снизились -ударного объема и амплитуды реоволны пальца (АРП) ноги, существенно изменялись их спектральные характеристики в сторону преобладания диапазона РЗ (для ударного объема) и Р1 (местные факторы регуляции для АРП). При этом первоначальное снижение абсолютных цифр АРП и его ОМС затем (через 10-15 мин., запись велась лежа на протяжении 25-30 мин. после ортопробы) сменялось их увеличение. Данный факт является объяснением длительного ощущения тепла в нижних конечностях после использования иппликатора наблюдается повышение кровотока в сосудах нижних конечностей.

Значительно повышался уровень влияния симпатического отдела ВНС (рис. 1) по сравнению

с исходным положением и с обычной ортопробой. При использовании ПРТ наблюдался ряд положительных эффектов, в том числе: улучшение субъективного состояния (быстрое засыпание, более глубокий сон, длительное ощущение тепла в нижних конечностях, особенно зимой, появление рефлекса «потягивания»), нормализация вегетативной регуляции деятельности ССС, что проявлялось в повышении экономичности реакций ССС на активную ортостатическую пробу.

□лежа В ортопроба В стоя на иппликаторе

Рис. 1. Динамика показателя ЧСС (уд./мин), общей мощности спектра ЧСС (ед.) и уровня симпатической регуляции (%)

Нами было выявлено снижение процента учащихся, имеющих вегетативные изменения (рис. 2).

При использовании на протяжении 3-4 недель степень выраженности реакций снижалась на 15-20 %, уменьшался эффект повышения АРП. Эти наблюдения явились основанием для рекомендации делать на 1-2 недели перерыв в использовании иппликатора.

- .17 Д ЇМ. 19,5

:::: : :: -12,6

1-ягр. 2-я гр.

□ начало года О конец года

Рис. 2. Процент учащихся основной (1) и контрольной (2) группы, имевших проявления вегетативных изменений

Важным результатом является снижение уровня простудных заболеваний учащихся основной группы. На долю учащихся основной группы приходится 0,65 случаев простудных заболеваний в период 2004/05 учебного года, в группе контроля - 2,1 случая (с учетом заболеваемости гриппом).

Указанные эффекты позволяют рекомендовать использование иппликаторов для лечения и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки), вегетативной регуляции, для повышения уровня неспецифической резистентности организма (профилактика простудных заболеваний).

Таким образом, выраженный профилактический эффект традиционных (повышение уровня физической активности) и нетрадиционных (ПРТ) оздоровительных технологий, их соответствие современным концепциям укрепления здоровья здоровых лиц и приоритетного использования немедикаментозных средств (так называемые «поведенческая» и «восстановительная» медицина) позволяют рассматривать их в качестве базиса для разработки и внедрения программ коррекции здоровья учащихся.

Исследование выполнено при поддержке Гранта Правительства Челябинской области № 327014. 04. 06-05.

Литература

1. Бруй Б.П., Дмитриев В.И., Балыгин М.М. О некоторых медико-демографических и социальных аспектах развития подростков //Здравоохранение РФ, 1999. -№2.-С. 41-47.

2. Бугров С.Л., Гуткина О.Н. Исследования механизма действия акупунктурных игл «Редоке» методами электрохимического, полярографического анализа // Нижегородский медицинский журнал. -Нижний Новгород, 1998. -№3.- С. 45-49.

3. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. - М.: Наука, 1986. - 576 с.

4. Гуткина О.Н., Антипенко Е.А., Анисимова Л.М. Универсальная реабилитационная система «РЕДОКС» в лечении вертеброгенной дорсал-гии // Методические рекомендации для врачей. -Нижний Новгород, 1997. -19 с.

5. Заболотский И.Б. Физиологические основы различных функциональных состояний у здоровых и больных лиц с разной толерантностью к гиперкапнии и гипоксии: Дисс. ... док-рамед. наук. -СПб., 1993.-297 с.

6. Лисицын Ю.П. Теоретико-методолог-ические проблемы концепции общественного здоровья // Общественные науки и здравоохранение. -М.: Наука, 1987.-С. 48-62.

7. Лищук В.А, Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья. - М.: Медицина, 1999. - 320 с.

8. Сабирьянов А.Р. Физиологические механизмы действия методов мануальной терапии и восточной гимнастики Тай Цзи Цюанъ на факторы риска заболеваний сердечно-сосудистой системы у студентов: Дисс. ... канд. мед. наук. - Челябинск, 2001. -189 с.

9. Судаков КВ. Физиология Функциональные системы: Курс лекций. -М.: Медицина, 2000. - 784 с.

10. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. -272 с.

11. Ходас В. В. Физиологические особенности адаптационных процессов у учащихся с различной двигательной активностью: Автореферат дисс. ... канд. биол. наук. — Челябинск, 2003. —22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.