Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СХЕМЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА: НЕОБХОДИМОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, УГРОЗЫ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СХЕМЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА: НЕОБХОДИМОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
параллельный импорт / серый импорт / санкции / вторичные санкции / исчерпание исключительного права на товарный знак / обратный инжиниринг / контрафактный товар / «Евразийский обходной путь» / схема косвенного реэкспорта / дружественные страны / импортозамещение / parallel import / gray import / sanctions / secondary sanctions / exhaustion of exclusive trademark rights / reverse engineering / counterfeit goods / «Eurasian workaround» / indirect re-export scheme / friendly countries / import substitution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельченко Марина Арнольдовна

В статье рассматриваются некоторые особенности использования схемы «параллельного импорта» в Российской Федерации: причины введения, позитивные и негативные последствия применения. Особое внимание уделено анализу проблем, связанных с надежностью каналов параллельного ввоза и влиянием параллельного импорта на процессы импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бельченко Марина Арнольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PARALLEL IMPORT SCHEME APPLICATION: NECESSITY, EFFECTIVENESS, THREATS

The article discusses some features of the use of the «parallel import» scheme in the Russian Federation: the reasons for the introduction, positive and negative consequences of the application. Special attention is paid to the analysis of problems related to the reliability of parallel import channels and the impact of parallel imports on import substitution processes.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СХЕМЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА: НЕОБХОДИМОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, УГРОЗЫ»

УДК 339.54

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СХЕМЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА:

НЕОБХОДИМОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, УГРОЗЫ

Бельченко Марина Арнольдовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры экономики таможенного дела, канд. экон. наук, доцент, e-mail: marina-spb-et@yandex.ru

В статье рассматриваются некоторые особенности использования схемы «параллельного импорта» в Российской Федерации: причины введения, позитивные и негативные последствия применения. Особое внимание уделено анализу проблем, связанных с надежностью каналов параллельного ввоза и влиянием параллельного импорта на процессы импортозамещения

Ключевые слова: параллельный импорт; серый импорт; санкции; вторичные санкции; исчерпание исключительного права на товарный знак; обратный инжиниринг; контрафактный товар; «Евразийский обходной путь»; схема косвенного реэкспорта; дружественные страны; импорто-замещение

SOME ASPECTS OF THE PARALLEL IMPORT

SCHEME APPLICATION: NECESSITY, EFFECTIVENESS, THREATS

Belchenko Marina A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Аssociate Professor of the Department of Customs Economics, Candidate of Economic Sciences, Docent, e-mail: marina-spb-et@ yandex.ru

The article discusses some features of the use of the «parallel import» scheme in the Russian Federation: the reasons for the introduction, positive and negative consequences of the application. Special attention is paid to the analysis of problems related to the reliability of parallel import channels and the impact of parallel imports on import substitution processes

Keywords: parallel import; gray import; sanctions; secondary sanctions; exhaustion of exclusive trademark rights; reverse engineering; counterfeit goods; «Eurasian workaround»; indirect re-export scheme; friendly countries; import substitution

Для цитирования: Бельченко М.А. Некоторые аспекты применения схемы параллельного импорта: необходимость, результативность, угрозы // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 62-69.

До 2022 г. параллельный импорт (parallel import) по форме относили к категории серого импорта (grey import). И до недавнего и любой товар, доставленный из-за границы в Россию без согласия правообладателей (официальных дилеров), считался «серым». С 2002 г. таможня отказывала в оформлении продукции, на которую отсутствовало соответствующее разрешение правообладателя: в России были запрещены все схемы параллельного («серого») импорта. До этого, начиная с 1992 г., ввозить товары по параллельному импорту разрешалось [1] (после закрепления в законах РФ положений о товарных знаках, принятия в 1993 г. статьи 74 Конституции РФ и подписания в 1994 г. договора о партнерстве и сотрудничестве России и Евросоюза, разрешающем параллельный импорт). Внесенными поправками в закон «О товарных знаках» Высший арбитражный суд в 2002 г. запретил параллельный импорт. Что было закреплено и статьей 1487 Гражданского кодекса РФ [2], вступившей в силу в 2008 г. На протяжении 20 лет параллельный импорт (как и «серый») де-юре находился под запретом: за осуществление поставок без согласия

правообладателя предусматривалась утилизация всего объема товаров и выплата до 5 млн руб. [3] (в пользу правообладателя). Запрет был обусловлен острой необходимостью создания привлекательных условий для крупных зарубежных компаний и инвестиций. В России действовал подход исчерпания права по национальному принципу, согласно которому ввоз товаров, перепродававшихся за рубежом, был позволен только при согласии обладателя товарного знака. Для чего ФТС России с 2004 г. использовала Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), включающий информацию о товарных знаках и об участниках внешнеэкономической деятельности (ВЭД), имеющих разрешение на их использование. Импортировать товары могли либо правообладатель, либо официальные дилеры, что контролировалось таможенными органами согласно списку уполномоченных лиц правообладателя. Таможенное оформление товара, ввозимого в Россию, было возможно только на основании письменного разрешения правообладателя.

Тема возможной легализации параллельного

импорта в России обсуждалась на протяжении многих лет. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) еще в 2012 г. предупреждала о недостатках и опасности национального принципа исчерпания прав в условиях отсутствия производств отечественных аналогов импортируемой продукции и недобросовестного поведения правообладателей [4]. Актуальность темы несоизмеримо возросла в 2022 г. в связи с массированным введением санкций и отказом зарубежных компаний экспортировать свою продукцию в Россию (или производить ее на территории страны). Уже в марте 2022 г. падение объемов импорта (по сравнению с февралем) составило 30 % [5], экспорт из США в Россию сократился в 5 раз, из Германии - на 62 %. Сокращение импорта только из «недружественных» стран составило до $60-70 млрд [6].

Как известно, причинами возникновения параллельного импорта являются качественная, ценовая и ассортиментная дискриминации со стороны правообладателей. Именно с началом массовой ассортиментной дискриминации в отношении российских потребителей связано разрешение на применение схем параллельного импорта в России. Как это ни странно, но высочайшая степень импортозависимости страны вынуждала мириться с качественно-ценовой составляющей дискриминации. Но эта же «внешнеэкономическая неволя» вынудила перейти к параллельному импорту, когда дискриминация стала ассортиментной, и широкий спектр товаров попросту исчез с российского рынка. По значительному числу жизненно важных позиций параллельный импорт, как способ выдержать санкционное давление, становится единственным вариантом ввоза необходимого объема товаров, которые в стране не производятся.

В итоге в конце марта 2022 г. Правительство России «приняло решение разрешить ввоз в страну оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей» [7, 8]. По существу речь идет о переходе из национального режима исчерпания исключительного права на товарный знак на режим международный (региональный), т.е. об утрате правообладателем исключительного права контролировать оборот своей продукции на территории другой страны (объединения стран). Приказом Минпромторга был утвержден, содержащий 96 позиций [6], перечень товаров более двухсот брендов, в отношении которых отменялась ответственность за параллельный импорт [9]. Таким образом, приобретать зарубежную продукцию из перечня можно не только у компании-правообладателя (официального дилера), но и у любых других поставщиков. При этом таможенные органы осуществляют сверку кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и наименований брендов со списком в изданном приказе. Уже в сентябре 2022 г. было объявлено, что такая

форма импорта будет легитимной весь 2023 г. [10].

Первоначально Минпромторг планировал корректировать список раз в 2-3 месяца, исходя из состояния двух факторов: динамика требований российских потребителей и решения иностранных компаний о ведении бизнеса в России. В 2022 г., согласно приказам Минпромторга, изменения вносились в июне, июле, октябре. В 2023 г. очередная корректировка списка проведена в марте [9]. Пока реестр, как правило, расширяется; исключение из него - скорее... исключение.

Подчеркнем: введение параллельного импорта - мера вынужденная, ответ на санкционное давление. О чем свидетельствует и содержание перечня товаров, в отношении которых отменяется ответственность за параллельный импорт, и динамика его изменений. Базовым критерием формирования списка такой продукции является прекращение поставок или деятельности локализованного производства. Так, например, несмотря на то, что по итогам 2021 г. доля российской продукции на фармацевтическом рынке страны едва превышала 1/3 всего объема (35,6 % [11]), в перечень товаров для параллельного импорта фармпрепараты не включены, т.к. не относятся к продукции, запрещенной к экспорту в Россию [12, 13].

Важно отметить, что сегодня параллельный импорт нельзя причислять к категории серого импорта, также ввозимого без разрешения правообладателя. «Параллельная схема» строится на соблюдении российских таможенных регламентов, в отличие от «серой», при которой импорт осуществляется с нарушением таможенных правил (недостоверное декларирование, занижение таможенной стоимости, неполное перечисление таможенных платежей). И, безусловно, введение параллельного импорта не является и легализацией контрафакта: при таможенном оформлении товара импортёр обязан подтвердить оригинальность продукции и легальность её приобретения (необходимо предоставить всю цепочку договоров поставок согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ [14]; может потребоваться экспертиза товара [15]). Разумеется, и в стране вывоза продукция должна быть введена в оборот легально.

Вместе с тем, в качестве «заметки на полях»: финансовая разведка РФ уже летом 2022 г. фиксировала сомнительные действия в рамках параллельного импорта, напоминающие «серые схемы» по обналичиванию. Росфинмониторинг и Центральный Банк разработали для банков критерии, позволяющие разграничивать легальные операции параллельного импорта «от злоупотребления и операций по выводу средств за рубеж» [16].

Анализ публикаций [15, 17, 18, 19, 20, 21, 22] по вопросам введения в России параллельного импорта позволяет определить позитивные стороны влияния такой схемы проведения внешнеэкономических операций.

Прежде всего, это сокращение дефицита на

2 «

£ О

ж

§

л в о ж ж

м

£ м

Р5

о

и

м <

и

о ^

с м 3 ж

л

<

35

н

<

внутреннем рынке России. Так, уже к середине августа 2022 г., объем товаров, «ввезенных параллельно», достиг почти $6,5 млрд [23]; к октябрю сумма выросла до $12,6 млрд (1,6 млн тонн) [24]. К концу 2022 г. посредством механизма параллельного импорта было закуплено товаров на сумму свыше $20 млрд (2,5 млн тонн) [20]. С учетом тех обстоятельств, что применение инициаторами санкций дискриминационных мер в сфере внешней торговли «конечно, надолго» [25], а каналы проведения операции параллельного импорта достаточно неустойчивы, в сложившихся условиях подобная схема позволяет формировать определенные запасы продукции по наиболее «уязвимым» (импортозависимым) позициям на случай потенциального дефицита.

В целом, благодаря параллельному импорту, потребительский рынок России сохраняет приемлемый уровень насыщения, а производственный сектор страны получает «резервный» источник необходимых ресурсов для бесперебойной работы, что особенно важно для сфер остро зависящих от импортных поставок (тем более отраслей, где полное импортозамещение невозможно), для которых возникает опасность остановки производства.

Важным положительным следствием осуществления операций параллельного импорта явилось некоторое сокращение со стороны правообладателей в отношении российских потребителей случаев дискриминации, таких как:

- количественная и ассортиментная лимитация поставок (в том числе и по предписанию государственных органов страны-экспортера);

- поставка в Россию товаров идентичных по заявленным характеристикам изделиям, экспортируемым в третьи страны (или поставляемым на внутренний рынок страны-экспортера), но существенно отличающихся (в сторону снижения) по качеству;

- монопольное право назначения официальных дилеров, установления дилерской наценки и условий реализации на территории РФ;

- установление монопольной цены (в условиях отсутствия конкурентной борьбы между правообладателем и параллельными импортерами).

По некоторым оценкам [22] ценовая дискриминация, связанная с монопольным установлением цены правообладателем, ежегодно обходилась российским потребителям примерно в 30 млрд долларов «переплат».

При прочих равных условиях, появление более свободной конкуренции между импортерами приведет к более гибкому ценообразованию на российском рынке и даже к увеличению спектра услуг и ассортиментного шлейфа (в том числе «рас-ходников» и запчастей к оборудованию).

Кроме того, параллельный импорт способствует формированию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства (соответственно - для создания до-

полнительных рабочих мест и роста внутреннего платежеспособного спроса). Что обусловлено возможностью работать с небольшими партиями импортных товаров (в отличие от крупного бизнеса) и экономить на платежах правообладателям.

Своеобразной формой параллельного импорта являются программы обратного инжиниринга комплектующих (реверс-инжиниринг). Реализация таких программ, предусматривающих разработку «на основе готовых образцов конструкторской документации на комплектующие изделия необходимые для российской экономики, производство которых на территории РФ ограничено или отсутствует» [26], может стать реальным фактором решения задач импортозамещения. (В 2022 г. для государственного софинансирова-ния разработки такой документации отобрано 327 позиций; к ноябрю того же года в качестве грантов для поддержки 113 проектов выделено более 4,5 млрд руб.) [26]. В апреле 2023 г. Председатель Совета Федерации предложил «использовать иностранные изобретения без разрешения правообладателей» [27] в условиях неопределенности, связанных с появлением все новых санкци-онных пакетов. Предполагается, что Правительство РФ может допускать такое использование в отношении, прежде всего, критически важной продукции при возникновении угроз для национальной безопасности и здравоохранения (подобный механизм был разработан еще во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19).

Вместе с тем, необходимо учитывать и ряд негативных сторон применения схем параллельного импорта [15, 17, 19, 21, 28, 29, 30, 31, 32]. На «бытовом уровне» товары, поступившие по каналам параллельного импорта, зачастую воспринимаются как не заслуживающие доверия. Вызывают опасения: качество сопутствующего сервиса, послепродажного и гарантийного обслуживания, а также высокая степень риска приобретения контрафактной продукции под видом оригинальной. Действительно, в соответствии со ст. 6 Закона «О защите прав потребителей» [33] именно на изготовителе лежит обязанность обеспечения возможности использования товара в течение срока службы. Но с уходом из России производств, правообладателей, официальных дилеров возникают проблемы с работой сервисных центров и наличием оригинальных деталей и расходных материалов. По заявлению Минпромторга ответственными за гарантийное обслуживание являются импортеры товара, поставляемого по схеме параллельного импорта [34]. Можно предположить, что отладка самОй сервисной сети займет немало времени, сроки исполнения заказов и их цена вырастут. Легализация параллельного импорта, безусловно, осложнит ситуацию с контрафактными товарами. Если в прошлом таможенные органы рассылали запросы правообладателям на

предмет проверки оригинальности товара, то в отношении товаров параллельного импорта это сделать невозможно. Таможенным органам и судам необходимо находить новые возможности оперативной проверки товара. Более того, для мониторинга параллельных поставок, планировалось применение специальных механизмов, упрощающих процедуру ввоза. Например, автоматизированная выборка из таможенных баз данных в зависимости от статуса компании, пересмотр более 200 общероссийских и 100 региональных профилей риска, со значительным снижением контрольной нагрузки (в том числе числа досмотров). Пересмотр профилей расширяет более чем на четверть (около 3 000) категорию участников ВЭД «зеленого коридора», на которых приходится 80 % декларирования и 90 % таможенных платежей [5]. Подобное сокращение числа проверок ФТС России будет косвенно способствовать увеличению объемов ввоза контрафактной продукции [32]. И, по мнению экспертов [21], насыщение российского рынка контрафактными товарами приведет к формированию у потребителей «привычки» приобретать дешевые изделия, что, в отдаленной перспективе, может стать препятствием для выхода на рынок - даже при параллельном импорте - оригинальной, качественной, но дорогостоящей продукции известных брендов.

Но вместе с тем, по мнению специалистов Сбербанка, среди рисков при торговле через параллельный импорт. усиление строгости таможенных проверок [31]. В прошлом работа с параллельным импортом как с контрафактом не представляла существенной сложности: таможенный контроль был облегчен наличием информации от правообладателя. В современных условиях при отсутствии разрешения производителя или официального дилера и необходимости руководствоваться перечнем Минпромторга, включающем товары, в отношении которых отменялась ответственность за параллельный импорт, работа таможни усложнилась, проверки стали жестче, требования к подтверждению легальности товаров возросли.

Наряду с этим, существуют сомнения в том, что цены на товары, поступившие по каналам параллельного импорта, будут ниже, чем на продукцию официальных дилеров (как следствие снижения уровня монополизации рынка). Главными препятствиями на пути снижения цен станут:

- необходимость выстраивания новых и, как правило, более сложных, логистических цепочек поставки товаров с отладкой системы платежей;

- сокращение «эффекта масштаба» при закупке товаров небольшими партиями (отсутствие скидок: за оборот, оптовых, серийных, кумулятивных);

- возможное увеличение таможенных платежей в связи с необходимостью повторных процедур таможенной очистки;

- оплата дополнительных услуг таможенных брокеров по оформлению параллельного импорта;

- расходы на получение документов, подтверждающих оригинальность продукции и легальность её приобретения.

Важным фактором, влияющим на ценообразование в секторе параллельного импорта, является и учет контрагентами из «дружественных стран» того обстоятельства, что на российском рынке существует недостаточно обеспеченный спрос и определенный дефицит. Такое «рыночное понимание ситуации» в целом способствует сохранению высоких цен и даже их росту.

Требование предоплаты - еще один фактор, негативно сказывающийся на изменении цен на товары, поступающих по параллельному импорту. Как правило, официальные дистрибьюторы чаще предоставляли отсрочку платежа, находили возможности кредитования импортера.

Сложно надеяться на позитивную динамику цен в связи с введением параллельного импорта, если результаты опроса [35] выявили, что около 2/3 (64 %) российских импортеров среди наиболее актуальных проблем ведения бизнеса, назвали рост закупочных цен, а более половины респондентов (56 %) указали на увеличившиеся транспортные расходы; при увеличении времени поставок (отметили 70 %). По мнению 54 % опрошенных общие затраты на поставки выросли в 2-3 раза.

Закупка товаров небольшими партиями обусловлена необходимостью избежать как распространения вторичных санкций на зарубежного поставщика, так и попадания его под блокировку правообладателем. Но даже с помощью параллельного импорта невозможно обеспечить внутренний рынок товарами в прежнем объеме. Главные причины: нестабильность поставок по «параллельным схемам» и отсутствие требуемого количества продукции у производителей. Там же, где количественно спрос обеспечен предложением, зачастую возникает проблема «легализации» товара у российских потребителей. Так, например, в корпоративном и государственном секторах (В2В, B2G) параллельный импорт позволяет ввезти необходимый объем разнообразной электроники (серверы, сетевое оборудование, компоненты интернета вещей и др.) производства традиционных в прошлом поставщиков. Но при покупке такого оборудования необходимо заполнять сертификаты конечного пользователя; в данном примере: компании, банки, госструктуры [28]. В условиях санкций упоминание в документах таких конечных потребителей приведет к срыву подписания договора купли-продажи - поставки попросту не начнутся.

Необходимо учесть, что активизация деятельности малого и среднего бизнеса при осуществлении операций параллельного импорта, что отмечалось выше, будет сопровождаться рядом негативных последствий:

2 «

£ О

ж

§

л >2 О

ж ж

м

£ м

Р5 О и

м <

и

о ^

с м 3 ж

л

<

35

н

<

- возрастет ценовое (демпинговое) давление так называемых «челноков» на добросовестных импортеров; в целом повысится уровень недобросовестной конкуренции;

- функционирование «фирм-однодневок» приведет к снижению ответственности за поставку некачественной продукции;

- произойдет «размывание» стандартов качества бренда в связи «с массовым предложением разных по качеству, упаковке и комплектации товаров» [19].

Особую озабоченность у предпринимателей вызывает объявленный Минпромторгом «временный статус» параллельного импорта [36]. Появление в «разрешительном реестре» Минпром-торга «новых» кодов ТН ВЭД и брендов, как и исчезновение «старых», существенно ограничивают горизонт планирования российских импортеров. Организация подобных схем ввоза товаров из-за рубежа требует немалых усилий и огромных затрат, связанных с налаживанием контактов с поставщиком, выстраиванием новых логистических алгоритмов, получением сертификатов, осуществлением таможенных формальностей и пр.

И на практике нередки ситуации, при которых разрешенный ранее к параллельному импорту товар, к моменту пересечения таможенной границы оказывался исключенным из перечня Минпромторга: теперь требуется письменное согласие правообладателя. Возможны и «зеркальные» обстоятельства: запрещенный ранее к ввозу продукт оказывался в списке параллельного импорта, к моменту, когда импортеру уже пришлось прибегнуть к альтернативному варианту (более затратному, менее эффективному, нарушающему сроки и договоренности с партнерами). Кроме того, возвращение иностранного производителя на российский рынок может сопровождаться требованиями последнего к компании, ранее легально ввозившей товар этого бренда, о выплате сумм ущерба, упущенной выгоды и нарушении исключительных прав. И все эти ситуации уже требуют разрешения вопросов в судебном порядке.

По мнению автора, существуют важные вопросы применения параллельного импорта, изучению которых уделено недостаточное внимание. Среди них:

- устойчивость и надежность «обходных» логистических каналов обеспечения параллельного импорта;

- наличие сопряженности и, вместе с тем анто-гонизма, в содержании задач параллельного импорта и импортозамещения.

В первом случае проблематика относится к технологии осуществления схемы параллельного импорта. Во втором - к факторам проведения экономической политики, направленной на достижение подлинного экономического суверенитета.

Актуальнейшая тема - уровень надежности

существующих и потенциальных каналов параллельного импорта. Как известно, в 2022 г. импорт товаров в РФ из соседних стран вырос по некоторым позициям на сотни процентов [20]. Например, если в предыдущие годы из Казахстана в Россию полупроводников экспортировалось в среднем на $12 тыс. в год, то за период с марта 2022 г. по февраль 2023 г. поставки выросли почти до $4 млн [37] -на 33 тысячи процентов! Уже в марте 2022 г. после введения санкций, когда экспорт из Европы в Россию сократился более чем вдвое, импорт Армении, Казахстана и Киргизии из этого региона резко вырос на 15-90 % [38]. Среди лидеров, нарастивших объемы поставок в РФ: Китай, Турция (полуторакратный рост), Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Армения и Киргизия. В то же время, отмечен «гипертрофированный» всплеск экспорта из Европы в страны Центральной Азии (прежде - Средней Азии). Только в Киргизии общий рост ввоза европейских товаров составил 300 % (по отдельным позициям - до 700 %). В частности, экспорт из Нидерландов в Киргизию вырос на 142 % [39]; компании ФРГ увеличили доходы от торговли с Казахстаном (в сравнении с 20182020 гг.) на 210 %, с Киргизией — на 1 157 % [40]. Большая часть ввезенного - высокотехнологичная продукция, в том числе и двойного назначения; сообщается о поставках из этих стран через посредников в Россию полупроводников, авиадеталей и редкоземельных металлов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По оценкам Минфина США уже летом 2022 г. как минимум 18 стран способствовали обходу антироссийских санкций [41], нивелируя негативный эффект от введенных рестрикций, поставками необходимых товаров и технологий через схемы реэкспорта. И если весной 2022 г. объем российского импорта сократился почти вдвое в сравнении с медианным уровнем последних лет, то уже в сентябре этот уровень был даже превышен [42]. В рамках санкционного комплаенса на европейских предприятиях действуют инструкции по избеганию схем ввоза их продукции в Россию через другие страны. Например, в Нидерландах только в марте 2023 г. по итогам таможенных проверок возбуждено 45 уголовных дел по подозрению в обходе антироссийских санкций [39].

В санкционной стратегии Запада на повестке дня ликвидация так называемого «Евразийского обходного пути» [38], и содержание 10-го и 11-го пакетов санкций ЕС направлено на устранение возможностей обхода антироссийских санкций. Уже с февраля 2023 г. через территорию России запрещен транзит товаров и технологий двойного назначения, чем пресекается возможность ввоза через прерывание транзита (схема косвенного реэкспорта). С целью ликвидации «обходного пути» представителями делегаций США, ЕС и Великобритании было заявлено руководству стран Центральной Азии об уг-

розе введения вторичных санкций за поддержку реэкспорта запрещенных товаров в РФ. Но еще в марте 2022 г. «Казахстан пообещал не помогать России обходить санкции» [43]. И вводимое в стране с 1 апреля 2023 г. обязательное электронное оформление товаров, вывозимых в РФ [44, 45] должно способствовать соблюдению условий ограничений в отношении России, обеспечивая инициаторов санкций полной информацией о таких попытках. Вместе с тем, еще летом 2022 г. президент Казахстана заявил, что его страна «ни в коем случае не отказывается от союзнических обязательств» в рамках ЕАЭС, ШОС и ОДКБ [46]. И хотя пока руководству среднеазиатских стран удавалось использовать «тактику лавирования», происходит постепенное «сужение круга доступных для России буферных транзитных стран» [47]. Ситуация осложняется и в связи с проблемами восстановленного с оговорками транзита санк-ционных товаров через Турцию, возникшими в марте 2023 г. и связанными с давлением США. Формально, не настаивая на присоединении к санкциям, партнерам России практически предъявлен ультиматум, неисполнение требований которого приведет через механизмы вторичных санкций к значительным негативным последствиям широкого диапазона. Для российских импортеров минимальным негативным следствием возросшего риска у партнеров из «дружественных стран» станет рост расходов на оплату посреднических и логистических услуг. Оценочно в целом потери российского параллельного импорта после возможного запрета транзита санкционных товаров через Турцию и Казахстан могут составить около трети всего объема [48]. По данным на март 2023 г. 67 % импортеров России заместили «запретные товары» поставками из Китая [49]. Подчеркнем: страны «Запада» обладают внушительными возможностями по разрушению каналов параллельного импорта, вплоть до полной их ликвидации по отдельным направлениям. Угрозы применения вторичных санкций, пожалуй, менее всего скажутся на позиции Китая, что делает китайский источник параллельного импорта самым надежным.

Возвращаясь к вопросу существующего антагонизма в содержании задач параллельного импорта и импортозамещения, отметим: допустимое и зачастую жизненно необходимое на современном этапе подключение к «Бирже импорто-замещения» [50] компаний-экспортеров из «дружественных» стран не должно привести к подмене «импортозамещения» «экспортерАзамещени-ем». Потоки товаров, идущих по каналам параллельного импорта, уже сейчас оказывают негативное воздействие на российских производителей, организовавших бизнес, замещающий прерванные зарубежные поставки и иностранные производства, закрытые на территории России. Легализация параллельного импорта, безусловно, несколь-

ко снизила мотивацию развертывания внутреннего производства. И в связи с этим очень важно не позволить «параллельным схемам» импорта замедлить, а тем более остановить, процессы им-портозамещения. С этой позиции оправдано заявление правительства России о том, что введение параллельного импорта (в таком объеме и на таких условиях) - мера временная.

Проблемы надежности каналов поставок по схеме параллельного импорта и достижения приемлемого уровня импортозамещения тесно взаимосвязаны. Являясь одним из факторов, обеспечивающих создание базы импортозамещения, параллельный импорт будет играть все меньшую роль по мере снижения импортозависимости страны. Вместе с тем излишняя увлеченность «параллельной схемой» во внешней торговле может стать значительной помехой при осуществлении программ импортозамещения.

Библиографический список:

1. ФАС в СМИ: с параллельного импорта снимают запрет // Сайт Федеральной антимонопольной службы. 15.04.2013. URL: https://fas.gov.ru/publications/7170 (дата обращения: 21.03.2023).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 05.12.

2022) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/d385d e69e4ce009809fb698159d15e2abc56ba1c/ (дата обращения: 21.03.2023).

3. Страх и ненависть параллельного импорта: что это, на основании каких законов существует и как должен работать. 28 мая 2022 г. URL: https://habr.com/ru/ articles/668364/ (дата обращения: 21.03.2023).

4. Параллельный импорт: какие опасности в себе таит и надолго ли с нами // Сайт «Открытый журнал» АО «Открытие Брокер». 03.06.2022. URL: https:// journal.open-broker.ru/investments/parallelnyj-import/ (дата обращения: 28.03.2023).

5. Едовина Т., Галиева Д. Параллельному импорту - широкие ворота // ИД Коммерсантъ. 31.03.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5284055 (дата обращения: 28.03.2023).

6. Крючкова Е. С Новым ввозом! // ИД Коммерсантъ. 06.05.2022. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5346439?from=doc_vrez (дата обращения: 28.03.2023).

7. Правительство легализовало параллельный им= порт для удовлетворения спроса на востребованные зарубежные товары // Официальный сайт Правительства РФ. Новости. 30.03.2022. URL: http:// government.ru/news/44987/ (дата обращения: 28.03.

2023).

8. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные

S «

S 5 о

X

S

л >s о

X X

w

5

w

Р5 О и

W <

и

о с

W

3 ж

л

<

3S

н

<

в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://static. government.ru/media/files/wiACCKhlqBBRhLDOoPaC 0xgnA4Y2mIAT.pdf (дата обращения: 21.03.2023).

9. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.03.2023 № 684 «О внесении изменений в перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 1532» // Официальный интернет-портал правовой информации Правительства РФ. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202303150001?index=0&r angeSize=1 (дата обращения: 21.03.2023).

10. Павленко О. Мантуров: о продлении параллельного импорта после 2023 года говорить рано // ИД Коммерсантъ. 07.09.2022. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5548205 (дата обращения: 28.03.2023).

11. Минпромторг РФ не увидел необходимости в параллельном импорте лекарств // Информационная группа Интерфакс. 19.09.2022. URL: https://www.interfax. ru/russia/862918 (дата обращения: 28.03.2023).

12. Соколов Н. Минфин США вывел из-под санкций против России лекарства и медицинское оборудование // Фармацевтический вестник. 15.07.2022. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/Minfin-SShA-vyvel-iz-pod-sankcii-protiv-Rossii-lekarstva-i-medicinskoe-oborudovanie.html (дата обращения: 28.03.2023).

13. Ткачев И. Европа нарастила поставки косметики и лекарств в Россию // ИА РБК 13.08.2022. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/08/2022/62f64b1f9a 7947563fd13ed5?from=article_body (дата обращения: 28.03.2023).

14. Гражданский кодекс РФ // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant. ru/10164072/574ec5a0d9fade4bb90e7445ebba9d9b/ (дата обращения: 01.04.2023).

15. Воблая И.Н. Параллельный импорт как инструмент управления экономическими санкциями // Сайт компании Альта-Софт. 26.08.2022. URL: https:// www.alta.ru/external_news/92761/ (дата обращения: 01.04.2023).

16. Кошкина Ю. Серые риски параллельной реальности // ИА РБК. 01.07.2022. URL: https://www.rbc. ru/newspaper/2022/07/01/62bdc5759a79472322b1d747 (дата обращения: 01.04.2023).

17. Параллельный импорт: проблемы и перспективы - компания VVS // Сайт компании VVS. URL: https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya -informatsiya/parallelnyy-import/ (дата обращения: 1.04.2023).

18. Горбунова М. Импортозамещение в России 2022. // Портал Путешествуй.com. 30.05.2022. URL: https://

www.puteshestvuy.com/importozameschenie-v-rossii/ (дата обращения: 4.04.2023).

19. Валерьевич Р. В России разрешили параллельный импорт. Что это значит // Тинькофф Журнал. 19.05.22. URL: https://journal.tinkoff.ru/parallel-import/ (дата обращения: 04.04.2023).

20. Хорушевский И. ЕС масштабирует санкции // ИД Коммерсантъ. 26.03.2023. URL: https://www.komm ersant.ru/doc/5899762 (дата обращения: 04.04.2023).

21. Эксперты оценили перспективы параллельного импорта в России // Портал «Право^ш» 01.07.2022. URL: https://pravo.ru/lf/story/241617/ (дата обращения: 04.04.2023).

22. Котова М. Зампред комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Семенов - об истории параллельного импорта в России и причинах его появления // Портал СМИ RTVI. 13.09.2022. URL: https://rtvi.com/stories/ zampred-komiteta-rossijskogo-soyuza-promys hlennikov-i-predprinimatelej-anatolij-semenov-ob-istorii-parallelnogo-importa-v-rossii-i-prichinah-ego-poyavleniya/ (дата обращения: 4.04.2023).

23. В России назвали объем параллельного импорта // Новостное интернет-издание «Лента.ру». 15.08.2022. URL: https://lenta.ru/news/2022/08/15/parallelimport/ (дата обращения: 4.04.2023).

24. Реутова А. «Параллельный импорт останется с нами надолго» // ИД Коммерсантъ. 14.03.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5874575 (дата обращения: 11.04.2023).

25. Путин: санкции - это надолго // Портал Ведомости. 04.04.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/ news/2023/04/04/969422-putin-sanktsii-nadolgo (дата обращения: 11.04.2023).

26. Шувалова М. Импортозамещение в промышленности: новые проекты и их финансирование // Портал ГАРАНТ.РУ. 25.10.2022. URL: https://www.garant. ru/news/1581704/ (дата обращения: 21.03.2023).

27. Викторов В. Иностранных правообладателей не спросят. ИД Коммерсантъ 24.04.2023. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/5952966 (дата обращения: 27.04.2023).

28. Саитова В. «Приходится привыкать»: к чему привел параллельный импорт электроники, ИА РБК. 15.10.2022. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/15/10/ 2022/6347f02f9a7947dc682ccf34 (дата обращения: 11.04.2023).

29. Агамагомедова С.А., Любарец Ю.С. Проблема параллельного импорта в России в условиях глобализации. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. № 2 (10). 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-parallelnogo-importa-v-rossii-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 01.04.2023).

30.

31.

Вдовин И.А., Петруца Р.В. Стратегическое импорто-замещение: инвестиционные возможности и приоритеты в условиях глобального кризиса. Мастер-класс. Презентация. ВШЭ - НИУ. 02.11.2022. 47 с.

Параллельный импорт. Риски при торговле через параллельный импорт. Официальный сайт Сбербанк. URL: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/

pro_business/parallelnyi-import 11.04.2023).

(дата обращения:

32. Пономарев Е. Параллельный импорт: какие опасности в себе таит и надолго ли с нами. Проект Открытый журнал. 03.06.2022. URL: https://journal.open-broker.ru/investments/parallelnyj-import/ (дата обращения: 11.04.2023).

33. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей» // СПС «Консультант-Плюс». URL:https://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_305/872233433eef65927dd8b6d682ccb06 4c2201019/ (дата обращения: 04.04.2023).

34. Минпромторг назвал ответственных за обслуживание товаров по параллельному импорту // Портал TKS.RU Все о таможне. 23.05.2022. URL: https://www. tks.ru/news/nearby/2022/05/23/0017#:~:text=Гаран-тийное%20обслуживание%20товаров%2С%20кото-рые%20ввезут,в%20РФ%20без%20одобрения%20пра-вообладателя (дата обращения: 11.04.2023).

35. Кокорева М. Российские импортеры назвали главные проблемы бизнеса после начала «спецоперации» // Сетевое издание «forbes.ru». 22.08.2022. URL: https://www.forbes.ru/finansy/475319-rossijskie-importery-nazvali-glavnye-problemy-biznesa-posle-nacala-specoperacii (дата обращения: 11.04.2023).

36. Мокейчева М. Если не доллар и евро, то что? Возможны ли импорт и валютные переводы в условиях санкций и ограничений // Сетевое издание «Фонтанка. Ру» 04.04.2023. URL: https://www.fontanka. ru/2023/04/04/72186830/ (дата обращения: 11.04.2023).

37. Хорушевский И. Импорт добавил объема // ИД Коммерсантъ. 05.03.2023. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5862066 (дата обращения: 31.03.2023).

38. Дроздова А. Все ездят и ездят, а импорт идет // ИД Коммерсантъ. 20.04.2023. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5941916?from=doc_vrez (дата обращения: 23.04.2023).

39. Костарева М. RTL Nieuws: голландская прокуратура возбудила 45 уголовных дел за обход антироссийских санкций // ИД Коммерсантъ. 06.03.23. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5862595 (дата обращения: 01.04.2023).

40. Der verdächtige Boom bei deutschen Exporten in den Osten // Spiegel Online. 17.04.2023. URL: https://

www.spiegel.de/wirtschaft/russland-sanktionen-der-verdaechtige-boom-bei-deutschen-exporteuren-a-c37beb74-baaa-4f2b-af8a-adfe95867de3 (дата обращения: 23.04.2023).

41. Дроздова А., Константинов А. Надавили на больной чип // ИД Коммерсантъ. 27.04.2023. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/5954937 (дата обращения: 30.04.2023).

42. Сизов И. Закон сохранения импорта // ИД Коммерсантъ. 25.01.2023. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5785138?from=doc_vrez (дата обращения: 11.04.2023).

43. Казахстан пообещал не помогать России обходить санкции // ИА Интерфакс. 1.04.2023. URL: https:// www.interfax.ru/world/832657 (дата обращения: 13.04.2023).

44. Иванова Е. Казахстан отследит грузы // ИД Коммерсантъ. 25.03.2023. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5899578 (дата обращения: 13.04.2023).

45. Едовина Т., Галиева Д., Скорлыгина Н. Незнание - больше не оправдание // ИД Коммерсантъ. 28.03.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 5900677 (дата обращения: 13.04.2023).

46. Минфин США отправляется в Казахстан и Киргизию для борьбы с обходом санкций // Канал Новости сегодня. 23.04.2023. URL: https://list-news. ru/novosti/minfin-ssha-otpravlyaetsya-v-kazahstan-i-kirgiziyu-dlya-borby-s-obhodom-sanktsiy (дата обращения: 27.04.2023).

47. Россия отменит международный роуминг с Казахстаном // ИА Forbes.kz. 28.03.2023. URL: https:// forbes.kz/actual/press-review/rossiya_otmenit_ mejdunarodnyiy_rouming_s_kazahstanom (дата обращения: 11.04.2023).

48. Иванова Е. Казахстан отследит грузы // ИД Коммерсантъ. 25.03.2023. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5899578 (дата обращения: 11.04.2023).

49. Скорлыгина Н. «Альтернатива - Китай и, возможно, Китай» // Газета «Коммерсантъ». №52. 28.03.2023. С. 7.

50. Сервис импортозамещения. ЭТП ГПБ - дочернее предприятие Газпромбанка. URL: https:// etpgpb.ru/portal/import-substitution/ (дата обращения: 21.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.