Научная статья УДК 339.54 EDN RTWTYY
DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1158-1170 ¡j
A.H. Федотов©, C.B. Щепина0 €
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: С.В. Щепина, [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
АННОТАЦИЯ. В условиях глобальных геополитических событий, связанных с проведением специальной военной операции, которая повлекла за собой новые экономические санкции в отношении России со стороны недружественных стран, были подвергнуты коренному пересмотру принципы внешнеторговых отношений с зарубежными партнерами. Среди используемых инструментов сотрудничества необходимо выделить параллельный импорт, как наиболее эффективный способ внешнеэкономической деятельности в сложившихся условиях. Правительство Российской Федерации подготовило всю необходимую нормативно-правовую базу легализации данного вида внешнеторговой деятельности. В статье рассматриваются вопросы особенностей использования механизма параллельного импорта в контексте противодействия экономическим санкциям в сфере торговли. Произведена оценка положительных и отрицательных факторов использования механизма параллельного импорта, а также возможных рисков. Рассмотрены аспекты документального обеспечения сделок, осуществляемых в рамках параллельного импорта, включая таможенное оформление. Автором указывается на очевидность выгоды использования механизма параллельного импорта, как для сферы торговли, так и для потребительского рынка в целом. На основе изучения и систематизации последних нормативных актов и данных периодических изданий в области исследования проблем параллельного импорта была предложена гипотеза, суть которой сводится к тому, что использование механизма параллельного импорта положительно отразится на развитии внешнеторговых отношений и будет способствовать удовлетворению потребностей внутреннего рынка в зарубежных товарах, которые попали под ограничения ввоза в страну из-за экономических ограничений и санкций. На основе использования методов статистического и факторного анализа предложен прогноз развития внешнеторговых отношений в рамках использования механизма параллельного импорта.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Экономические санкции, параллельный импорт, средства индивидуализации товаров, санкции правообладателя, перечень товаров для параллельного импорта, ограничения прямой торговли.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 17 мая 2023 г.; дата принятия к печати 05 июля 2023 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2023 г.
Original article
A.N. Fedotov ©, S.V. Shepina^ ©
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Corresponding author: S.V. Shepina, [email protected]
THE USE OF PARALLEL IMPORT MECHANISM IN THE SYSTEM OF FOREIGN TRADE RELATIONS IN THE CONTEXT
ABSTRACT. In the context of global geopolitical developments related to the special military operation, which led to new economic sanctions against Russia by unfriendly
OF GLOBAL ECONOMIC CHANGES
© Федотов А.Н., Щепина СВ., 2023
countries, the principles of foreign trade relations with foreign partners were radically reviewed. Among the used instruments of cooperation, it is necessary to single out parallel import as the most effective way of foreign economic activity in the current conditions. The Government of the Russian Federation has prepared the whole necessary regulatory base for the legalization of this type of foreign trade activity. The article considers the specific features of the parallel import mechanism in the context of counteracting economic sanctions in the field of trade. An assessment of the positive and negative factors of using the parallel import mechanism, as well as possible risks, was made. The aspects of transactions' documentary support carried out in the context of parallel imports, including customs clearance, are considered. The author points out the obvious benefits of using the parallel import mechanism, both for the sphere of trade and the consumer market as a whole. Based on the study and systematization of the latest regulations and data from periodicals in the field of parallel import problems research, a hypothesis was proposed, the essence of which is that the use of the parallel import mechanism will have a positive impact on the development of foreign trade relations and contribute to meeting the needs of the domestic market for foreign goods that had been restricted from entering the country because of economic restrictions and sanctions. Based on the use of statistical and factor analysis methods, a forecast of the development of foreign trade relations in the context of the use of the parallel import mechanism is proposed. KEYWORDS. Economic sanctions, parallel import, means of individualization of goods, copyright holder's sanctions, list of goods for parallel import, restrictions on direct trade. ARTICLE INFO. Received May 17, 2023; accepted July 05, 2023; available online August 31, 2023.
На современном этапе развития внешнеэкономических отношений в условиях глобальных геополитических изменений, когда отечественная экономика находится под жесткими экономическими санкциями международных экономических союзов, организаций и отдельных стран, Россия вынуждена искать альтернативные пути удовлетворения потребностей внутреннего рынка в иностранных товарах. Одним из эффективных путей является использование механизма параллельного импорта.
Параллельный импорт, как экономическое явление, не является новым в мировой торговле. Данный термин означает ввоз товаров из-за рубежа без согласования с правообладателем, причем продавцы осуществляют поставки параллельно с поступлением товаров от правообладателя, а также от официальных дистрибьюторов [1, с.89]. Зачастую такие товары путают с контрафактной продукцией, но это не так. Речь идет не о контрабанде или сделках незаконного характера, а о продаже оригинальных товаров с сохранением всех гарантий потребителя. По данным рейтинговой компании «АКРА» (аналитическое кредитное рейтинговое агентство) объем рынков, по которым осуществляются поставки в рамках параллельного импорта, в настоящее время составляет более 12 млрд. долл. США. Данная сфера внешнеторговых отношений затрагивает широкий спектр отраслей мировой экономики и имеет тенденцию к росту, примерно на 18% в год1.
В условиях современных экономических и геополитических изменений применение механизма параллельного импорта является ответной реакцией на:
— ограничительные меры в виде ценовой дискриминации одного и того же товара в различных государствах и экономических зонах;
— возникшие экономико-правовые ограничения и противоречия в законодательстве недружественных стран;
— применение экономических ограничений в виде санкций и эмбарго, которые противодействуют развитию торговли.
1 Данные рейтинговой компании «АКРА». URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2689/ (дата обращения 02.05.2023 г.).
В настоящее время существует три формата реализации механизма параллельного импорта. Какой из этих форматов целесообразно применить в реальной практике решается на уровне правительства страны.
Первый формат — параллельный импорт полностью запрещен. Это значит, что правообладатель ограничивает торговлю товаров под своим товарным знаком, а на таможне будут спрашивать разрешение на ввоз.
Второй формат — параллельный импорт полностью разрешен. После первой продажи правообладатель теряет право на ограничение. Экспортер может ввозить любой товар и торговать с использованием любой формы реализации.
Третий формат — параллельный импорт разрешен с ограничениями. Использование механизма параллельного импорта возможно только по определенному перечню товаров, утвержденному правительством страны [2, с.156].
Необходимо учитывать, что сам по себе термин «параллельный импорт» не применяется в гражданском законодательстве. Как отмечает ученый экономист Р.М. Попов, параллельным импортом принято называть процесс ввоза товара в страну импортера, который был промаркирован товарным знаком на легальных основаниях, без санкции правообладателя на такой ввоз [3, с. 23]. Таким образом, законно произведенные товары на территории экспортера, реализуются в другом государстве, а затем снова экспортируются в другие страны. То есть параллельный импорт — это ни что иное как реализация продукта за пределы каналов распределения, о которых достигнута договоренность с производителем.
Если говорить о юридической стороне дела, то вопросы параллельного импорта неразрывно связаны с принципом исчерпания права. В соответствии со ст. 1270 ГК РФ принцип исчерпания права в первую очередь касается именно распространения объекта интеллектуальной собственности2. Содержание принципа исчерпания права состоит в том, что после отчуждения оригинала или экземпляров законно опубликованного произведения и введения их в гражданский оборот на территории Российской Федерации, дальнейшее их распространение допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения [там же, с. 24].
Инструменты и методы, принятые на законодательном уровне, уже имели аналоги и в мировой практике, и в практике российской экономики. В мире действует международная система исчерпания прав, по которой монополия на товарный знак завершается после первой продажи. Затем продукцию можно покупать где угодно. В Российской Федерации использовался региональный принцип исчерпания права. В соответствии с данным принципом, ввоз иностранной продукции возможен только посредством официальных дистрибьюторов. При незаконном ввозе продукции, хозяин бренда имел право требовать у «теневых» поставщиков компенсацию в размере до 5 млн р. или двукратную стоимость поставки (ст. 1515 ГК РФ)3.
Возможность перехода к мировой системе прав не раз обсуждалась на самом высоком уровне на протяжении нескольких лет. Главным толчком для реализации и применения международной системы права стали экономические санкции, объявленные России группой недружественных стран, что привело к исчезновению многих товарных групп с отечественного рынка.
В сложившейся ситуации Правительством Российской Федерации были приняты меры по обеспечению нормального функционирования внутреннего рынка и заполнению его зарубежными товарами. 30 марта 2022 года Правительство легализовало параллельный импорт для удовлетворения спроса на востребованные зарубежные товары, приняв постановление № 506 от 30.03.2022 г. На основании
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федер. закон 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 30.04.2023 г.).
3 Там же (дата обращения 30.04.2023 г.).
данного постановления Правительством РФ было принято решение разрешить ввоз на территорию Российской Федерации продукцию зарубежного производства, которая востребована на отечественном рынке, без согласия правообладателей4.
Все необходимые контрольные и таможенные процедуры, относительно ввозимых товаров по принципу параллельного импорта, остаются в силе. Так же будет осуществляться сервисное гарантийное обслуживание. В Постановлении указывается, что данная мера позволит в условиях санкционных ограничений обеспечить отечественный рынок необходимыми товарами и позволит стабилизировать цены на них.
Все товары, ввезенные по параллельному импорту и включенные в список Минпромторга как разрешенные к ввозу, проходят процедуру декларирования. Это отличает их от контрафактной продукции [4]. Кроме того, данная продукция имеет все разрешительные документы, такие как лицензия, сертификат качества и ряд других. Участники внешнеэкономической сделки при ввозе продукции на территорию России должны:
— иметь в наличии весь перечень документов, которые подтверждают факт продажи товара самим производителем;
— оплатить таможенные пошлины;
— проходить процедуры таможенного контроля и контроля качества;
— подтвердить разрешение у Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Необходимо также соблюдать правила обязательной маркировки на соответствующие товары. Маркировка является одним из барьеров для ввоза контрафактной продукции. Иностранные поставщики не регистрируют товар в программе «Честный знак», следовательно, продавцу необходимо самостоятельно заказывать нужное количество кодов Data Matrix. В настоящее время ни один маркетплейс не примет товар без надлежаще нанесенной маркировки [5, с. 469].
Минпромторг РФ сформировал перечень товаров, разрешенных к ввозу, исходя из интересов и запросов соответствующих министерств. Список товаров включает в себя более пятидесяти товарных групп, в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Продукция, представляющая данный перечень, абсолютно разнообразна: от одежды до различных видов вооружения и космических технологий, транспорт, электронику и бытовую технику, продукцию фармацевтической отрасли. Категории товаров, входящие в перечень, соответствуют не только кодам ТН ВЭД, но и конкретным брендам (общая группа ТН ВЭД, наименование товара и код товара и/или товарный знак). В этой связи, для некоторых групп товаров указаны только товарные знаки, для других групп товаров только коды ТН ВЭД, для третьих групп товаров и то, и другое5.
Надо отметить, что с момента подписания Постановления правительства РФ и издания Приказа Минпромторга РФ произошли и происходят некоторые изменения во внешнеторговой политике. Некоторые бренды решили вернуться, а неко-
4 О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы : Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 № 506 // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 30.04.2023 г.).
5 Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия : Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апр. 2022 N° 1532. (Зарегистрирован
06 мая 2022 № 68421) // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 29.04.2023 г.).
торые остававшиеся — уйти. Поэтому в июне 2022 г. Минпромторг РФ обновил список. Список также будет обновлять в дальнейшем, исходя из сложившихся экономических условий. В июне 2022 г. был принят Федеральный закон № 213-ФЗ, который легализовавший параллельный импорт.
Принятие данного закона позволило составить конкретный список товаров, которые можно ввозить в Россию, несмотря на уход иностранных компаний. Перечень данных товаров охватил большинство сфер бизнеса, поэтому многие импортеры смогут продолжить свою работу даже в условиях, когда логистические цепочки стали длиннее и дороже6.
В данном списке: оборудование для энергетического сектора и машиностроения; фармацевтика; потребительские и промышленные товары; сырье, кроме сельхозпродукции; средства реабилитации; автозапчасти. По общему правилу, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рекомендует применять параллельный импорт для большинства товаров, за исключением локализованных производств брендированной продукции на территории России. По мнению некоторых экономистов, это решение поможет избежать дефицита зарубежных товаров в условиях санкций и позволит развивать отечественное производство [6].
Внедрение механизма реализации параллельного импорта позволило ФТС России разработать процедуру проверки товаров для контроля за поставками по альтернативным каналам. До сих пор сотрудники таможни проверяли, являются ли импортеры официальным дистрибьютором бренда, и в случае нарушения — уведомляли правообладателя. При легализации параллельного импорта эта процедура упраздняется. Для проверки используют специальные выборки из базы данных в зависимости от статуса компании. Кроме этого, планируется снижение числа досмотров и модификации профилей риска. Так, категории участников ВЭД, которым будет предоставлен «зеленый» коридор должна увеличиться почти в четыре раза [7, с. 383].
Согласно Приказа Минпромторга РФ № 1532 от 19.04.2022 г. для реализации параллельного импорта три вида разрешений:
1. В первом разрешении указывается код ТН ВЭД и перечисляются конкретные товарные знаки. Данное примечание означает, что параллельный импорт в этой категории товаров разрешен только для этих брендов.
2. Во втором разрешении указывается код ТН ВЭД с исключением некоторых товарных знаков. Это примечание означает, что в рамках параллельного импорта ввоз разрешен для всей продукции этой категории, кроме названных брендов.
3. В третьем разрешении указывается только код ТН ВЭД. Данный факт означает, что абсолютно вся продукция, которая относится к этому коду, может быть ввезена в рамках параллельного импорта.
Процедура реализации параллельного импорта подразумевает четкое исполнение законодательных актов относительно таможенного и бухгалтерского оформления внешнеторговой сделки. Необходимо осознавать, что параллельный импорт — это не полулегальный вид торговой деятельности, а абсолютно честный вид бизнеса, основанный на соблюдении нормативных документов и правовой базы.
Участники внешнеторговых сделок, осуществляемых по принципу параллельного импорта, должны соблюдать следующие правила в рамках исполнения существующей законодательной базы.
Во-первых, соблюдение гарантии и безопасности эксплуатации товара. Не зависимо от того, где и у кого был закуплен товар, у потребителя сохраняется право на гарантию. Покупатель не может обратиться к производителю напрямую,
6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон РФ от 28 июня 2022 г. № 213-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 02.05.2023 г.).
но может требовать исполнения гарантийных обязательств от продавца. Ответственность за то, что товар не причинит вред жизни и здоровью, также лежит на продавце. Продавец должен убедиться, что продукция безопасна, проверить все необходимые документы и передать их покупателю (если это требуется). К каждой поставке товара необходимо наличие товарная или товарно-транспортная накладная с полным наименованием изделий и указанием веса, количества, стоимости, а также декларация о соответствии, или сертификат соответствия изделия, или свидетельство о государственной регистрации.
Во-вторых, соблюдение правил маркировки товара. Некоторые категории товаров нужно маркировать. Список продукции, подлежащей обязательной маркировке постоянно обновляется. Принимая во внимание тот факт, что товаропроизводитель — это иностранное предприятие, маркировку продукции обязан осуществлять продавец. Импортер должен маркировать товар до прохождения таможни, если импорт осуществляется из стран, которые не входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В рамках выполнения данной процедуры необходимо:
— сделать описание продукции при помощи полученного российского кода маркировки грузов — GTIN (Global Trade Item Number), либо применив глобальный код [8, с. 473];
— сделать заказ кодов, зайдя в личный кабинет системы «Честный Знак» и нанести их на товар;
— сформировать отчет и разместить его в системе «Честный Знак».
В-третьих, необходимо учитывать постоянно меняющуюся экономическую ситуацию, относительно обновления списка Минпромторга. Для реализации посредством параллельного импорта без согласия правообладателя, товар должен быть в этом списке. Кроме того, могут появиться новые коды ТН ВЭД и новые товарные знаки. Из списка могут быть исключены неактуальные товары и бренды. Своевременно получить и отследить такую информацию бывает довольно сложно. Такие оперативные изменения затрудняют внутрифирменное планирование, когда честный предприниматель — импортер может оказаться в списке нарушителей.
Может возникнуть ситуация, при которой предприниматель вкладывает финансовые средства в продукцию, а на таможенном посту выясняется, что Минпромторг обновил перечень разрешенных к ввозу товаров и не пропускает продукцию без согласия правообладателя.
В-четвертых, соблюдать правила прохождения таможенной процедуры. Для этого необходимо подготовить полный пакет документов на товар, список которых опубликован на официальном сайте ФТС России7. Данный перечень содержит более двадцати документов и включает в себя: устав — для юридических лиц; лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП; внешнеторговый контракт — договор поставки с иностранным продавцом, уникальный номер контракта (УНК); транспортно-пе-ревозочный документ — CMR, МДП, коносамент, транспортная накладная; коммерческий инвойс — счет на оплату и ряд других документов [8, с. 474].
Затем необходимо заполнить и подать таможенную декларацию и документы на товар. Регистрация таможенной декларации осуществляется в течение трех дней и действует на протяжении шести месяцев.
Импортерам из стран, входящих состав ЕАЭС таможенную декларацию подавать не нужно. Остальные участники подают декларации в центры электронного декларирования (ЦЭД). С этой целью импортеру необходимо в пункте Федераль-
7 Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/vnimani-yu-uchastnikov-ved (дата обращения 02.05.2023 г.).
ной таможенной службы, через который будет растаможиваться товар, зарегистрироваться в качестве участника ВЭД.
Работники таможенной службы проверяют таможенную декларацию в среднем 5-6 часов, данный процесс называется выпуском таможенной декларации. При регулярных отгрузках продукции срок проверки может быть сокращен до 10 минут. Однако, в некоторых случаях проверка может составлять около 10 дней, если таможенным органам необходимо проверить груз или сделать запрос на дополнительные документы на товар [9, с. 65].
И, наконец, последним пунктом соблюдения правил таможенного оформления является оплата таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость (НДС) и таможенного сбора8. Предприниматель вправе воспользоваться сервисом уплаты таможенных платежей с целью проверки подходящей таможенной ставки, оплатить таможенный сбор и рассчитать НДС. Кроме того, данный сервис помогает проверять прохождение платежей, а также получать сообщения от ФТС России.
Сумму НДС в конце года можно будет вычесть и уменьшить общую сумму налогов, согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ, где сказано, что НДС принимают к вычету в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (за указанными в НК РФ исключениями), а также товаров, приобретаемых для перепродажи9.
Необходимо четко осознавать, что несмотря на легализацию параллельного импорта в России и государственную поддержку, данный вид внешнеэкономической деятельности многие предприниматели считают рискованным занятием. Опасения участников внешнеторговых сделок основаны на том, что использование механизма параллельного импорта может создать проблемы российским покупателям и окажет отрицательное влияние на работу маркетплейсов — основных представителей торгового бизнеса в настоящее время. Чего конкретно опасаются маркетплейсы и физические лица от полной легализации механизма параллельного импорта.
Во-первых, вызывают опасения вопросы нарушения прав иностранных правообладателей продукции. Нарушение исключительного права правообладателя продукции при ее перевозке и хранении без его согласия действовало до легализации параллельного импорта. Производитель имел право требовать выплату компенсации от 10 000 до 5 млн р. или возврат стоимости продукции в двойном размере за нарушение исключительного права [10]. Однако, после вступления в силу Приказа Минпромторга № 1532 и публикации списка товаров, это правило уже не работает относительно товаров, включенных в данный список.
Зарубежный правообладатель может подать иск в российский суд, если посчитает, что его права нарушены. В данном случае решение суда будет принято в пользу российского покупателя, поскольку суд будет ссылаться на Постановление Правительства РФ № 506. При подаче иска правообладателем в суд своей страны, у российского предпринимателя могут возникнуть проблемы в виде ареста активов, которые находятся на территории страны экспортера или запрета въезда на территорию данного государства. В реальной практике такие случаи очень редки и рассматриваются как исключение из правил.
Во-вторых, много вопросов возникает у покупателей и представителей мар-кетплейсов относительно гарантийного обслуживания, в первую очередь, предметов техники. По закону обязанности по ремонту и сервисному обслуживанию, а
8 О таможенном тарифе : Федер. закон РФ от 21 мая 1993 N° 5003-1 (ред. от 27 апр.2023) // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 03.05 2023 г.).
9 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федер. закон от 05 авг. 2000 № 117-ФЗ (ред. от 28 апр. 2023) // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 03.05 2023 г.).
также гарантийные обязательства возлагаются на производителя, продавца или импортера. Если продукция ввезена в страну по параллельному импорту, то изготовитель передает гарантийные обязательства лицу, которое у него первым приобретает товар, в силу того, что документально продукция будет принадлежать ему [10]. В случае поломки покупатель будет вынужден ехать в страну дилера и производить ремонт там.
При этом импортер, может заключить договор с частным сервисным центром на ремонт и техническое обслуживание. Но в этом случае могут возникнуть проблемы с обеспечением запасными частями.
В-третьих, физические лица опасаются ограничений покупки товаров. Данные опасения основаны на том, что поставщики могут отказать физическому лицу в приобретении больших партий товара (например, одежды разных размеров и фасонов, или нескольких смартфонов и оборудования) и потребуют регистрации ИП и другой компании. Однако, законодательно поставщик не в праве отказать физическому лицу в приобретении, поскольку документально ничего не нарушается.
В-четвертых, существуют опасения относительно роста ввоза на территорию России под прикрытием параллельного импорта подделок и контрафактной продукции. Такая продукция просто опасна с точки зрения отрицательного влияния на здоровье человека, поскольку при ее производстве используются некачественные и токсичные компоненты. Ассортимент контрафактных товаров, в настоящее время, имеет тенденцию к расширению и включает в себя практически все потребительские сферы. Номенклатура поддельной продукции включает в себя не только одежду и обувь, но и активно внедряется в отрасли производства бытовой химии, лекарств, парфюмерии и косметики, продуктов питания, детских товаров, бытовой техники, и других товаров, которые активно реализуются через маркетплейсы.
Уже не представляет секрета информация относительно ответственности мар-кетплейсов за качество товаров, представленных к продаже на их онлайн-витри-нах. Профессиональное сообщество, эксперты, представители Минпромторга и маркетплейсов пытаются найти способы контроля за недобросовестными продавцами, как в рамках параллельного импорта, так и в целом. Особенно это касается модели продаж по FBS (fulfillment by seller, продажи со склада продавца), когда товар не поступает на склад маркетплейса, продавец продает товар с собственного склада [5, с. 477]. Обсуждаются возможные законодательные инициативы, снятие товаров с продажи через судебные решения, инструменты проверки, дополнительная сертификация, экспертиза и прочие инструменты.
Кроме перечисленных проблем, характерных для работы маркетплейсов, возникают также трудности, препятствующие эффективному развитию внешнеторговых отношений в целом. В частности, с легализацией параллельного импорта возникла проблема выстраивания новых логистических цепочек поставок товара. Поставки осуществляются через территории «дружественных» стран, через новые коридоры поставок, которые не всегда являются оптимальными с экономической точки зрения. Это повышает себестоимость поставок.
Есть проблема, связанная с затруднением оплаты товаров. Санкции приобретают всеобъемлющий характер. Российский рынок покинуло большое количество интернет-площадок, ушли популярные платежные системы, что не могло не отразиться на оборотах интернет-торговли, объемы которой сократились почти на 50 % за период 2021-2022 гг. В целях улучшения существующей ситуации требуется радикальное преобразование логистики и налаживание систем платежей между Россией, Казахстаном, Китаем и другими «дружественными» странами, задействованными в механизме параллельного импорта.
Легализация параллельного импорта может также оказать негативное воздействие на инвестиционную привлекательность государства. Экономические санкции, введенные западными странами против России, конечно, снизили инвестиционную активность [11, с. 223]. Однако, использование механизма параллельного импорта будет препятствовать восстановлению прежних отношений с западными партнерами.
Несмотря на представленные недостатки использования механизма параллельного импорта, следует выделить очевидные преимущества данной системы для дальнейшего развития внешнеторговых отношений в это непростое для России время геополитических изменений. Эти преимущества характерны как для экономики в целом, так и для ведущих представителей внешнеэкономических отношений в сфере торговли, в частности для маркетплейсов.
Представители маркетплейсов, в том числе лидеры данного формата торговли Ozon и Wildberries, считают, что внедрение параллельного импорта положительно скажется на поставщиках и потребителях. Здесь речь идет о ввозе качественных импортных товаров, которые из-за западных санкций были вынуждены покинуть рынок. Данный подход позволит:
— сохранить многие брендовые товары на территории РФ и стабилизировать цены;
— для малого и среднего бизнеса это возможность импортировать популярные товары без получения сложных разрешений;
— для покупателей — это перспектива получить более широкий ассортимент по реальным ценам;
— увеличить число дистрибьюторов и наполнить внутренний рынок нужными товарами;
— по расчетам ФАС это позволит частично решить проблемы санкционного давления.
Продажи международных брендов медленно, но уверенно возобновляются. Очевидно, что ключевую роль в этом процессе сейчас играет именно онлайн-тор-говля и ведущие ее игроки — маркетплейсы.
Абсолютно все интернет-площадки с момента принятия Правительством РФ постановления, разрешающего параллельный импорт, столкнулись с проблемой, суть которой сводится к следующему: покупатели обеспокоены, что вместо брен-довой популярной продукции, они купят контрафактный товар или подделку. О данной проблеме уже было сказано выше. Три крупнейших лидера, работающие в формате маркетплейс, эффективно решили данную проблему. Компании Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет разработали общую информационную базу всех интернет-площадок, в которую были внесены данные о случаях реализации контрафактной продукции, а также о продавцах этих товаров. Кроме того, информационная база включает в себя документы и сведения, которые подтверждают это нарушение. При обнаружении нарушений продавца на одном маркетплейсе, другие площадки «закроются» для нарушителя минимум на три месяца.
Лидеры отечественного маркетплейса призывают присоединиться к информационной системе всех желающих. Федеральная антимонопольная служба, государственные заинтересованные органы, а также представители интернет-ритейла могут беспрепятственно получать информацию о выявленных нарушениях, привлекать продавцов к административной ответственности и делать соответствующие выводы [5, с. 468].
На основе проведенного анализа сильных и слабых сторон параллельного импорта, необходимо оценить дальнейшие перспективы его развития и силу влияния на внешнеторговые отношения.
В современной геополитической ситуации параллельный импорт, в целом, дает определенные выгоды для экономики:
— прогнозируется уменьшение случаев, при которых ущемлялись права российских предпринимателей со стороны правообладателя;
— планируется в ближайшем будущем снижение стоимости на брендовые товары, по причине усиления конкуренции между независимыми импортерами и официальными представителями, а также создание возможности приобретения продукции без наценки официального дилера;
— для малого и среднего бизнеса будут созданы определенные преимущества с точки зрения возможности ввозить и продавать небольшие партии товаров, которые экономически не выгодны крупным торговцам, тем самым сэкономить на платежах правообладателям;
— выполнение вышеперечисленных условий позволит также устранить дискриминацию участников российского рынка по качеству товара.
Параллельный импорт расценивается как спасительная альтернатива в условиях антироссийских санкций и запрета продажи в России отдельных видов товаров [12, с. 162]. Тот факт, что отечественное производство остро нуждается в импортном сырье, материалах и комплектующих, это далеко не редкость и наблюдается в ведущих отраслях экономики России. В частности, очень сильно пострадал от санкций российский автопром. Отгрузку автомобилей приостановили в Российскую Федерацию большинство зарубежных компаний. Их автозаводы, работающие на территории России, приостановили свою деятельность. Те предприятия, которые продолжают работать, столкнулись с проблемами поставок запасных частей и комплектующих.
Такие гиганты отечественного автопрома, как «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «УАЗ» и «КамАЗ» стали производить автомобили с минимальным содержанием импортных комплектующих, что сказалось на снижении качественных характеристик продукции. Поэтому использование механизма параллельного импорта автомобилей и всей сопутствующей продукции действительно стало необходимым условием для полноценного функционирования отечественного автопрома и авторынка в целом.
Аналогичная ситуация сложилась в фармацевтической и пищевой промышленности. В фармацевтике около 80% препаратов изготавливаются из импортных компонентов. Возможность закупать медицинское сырье у посредников через параллельный импорт позволит обеспечить бесперебойное производство в российских фармацевтических компаниях. В пищевой промышленности на импорте основаны поставки такой продукции как: кофе, чай, пищевые красители, пищевое оборудование, сырье для производства пива, шоколад, некоторые виды фруктов, добавки для мясных и колбасных изделий, пищевая упаковка и многое другое.
Поскольку параллельный импорт допускает торговлю товарами правообладателя без его согласия, его легализация может вызвать изменения в работе с российскими партнерами. Теперь иностранным правообладателям при построении бизнеса в России необходимо будет учитывать, что на российском рынке может присутствовать их оригинальный товар, который ввезли «параллельно» [13, с. 187]. Этот фактор изменяет условия, на которых правообладатель выстраивает отношения с официальными импортерами или дистрибьюторами.
Раньше российские компании буквально боролись за право стать официальным импортером или дистрибьютором правообладателя в РФ. У них не было права самостоятельно ввозить товары в Россию, а правообладатель, в свою очередь, мог диктовать им жесткие условия. Теперь, чтобы торговать разрешенными к параллельному импорту товарами, не нужен ни статус официального импортера или дистрибьютора, ни вообще прямые договорные отношения с правообладателем.
В заключении надо отметить, что Российское законодательство в области применения принципов параллельного импорта находится в начальной стадии развития, но уже приносит свои положительные результаты. Пока еще возникает масса вопросов, относительно эффективного применения механизма параллельного импорта, как у предпринимателей, так и у государственных органов. Поэтому вопрос совершенствования правового регулирования сферы применения параллельного импорта в сфере внешнеторговых отношений является актуальным.
Список использованной литературы
1. Нургалеев М.С. Понятие параллельного импорта и его актуальность в РФ / М.С. Нур-галеев. — EDN TREDRJ // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Между-нар. науч. конф., Челябинск, 20 февр. 2015 г. — Челябинск , 2015. — С. 89-93.
2. Радченко Т.А. Параллельный импорт в России: области защиты, риска, потенциала / Т.А. Радченко, А.В. Волков, К.А. Сухорукова. — EDN PLMWMC / ЭКО. — 2019. — № 1. — С. 153-167.
3. Попов Р.М. Правовое регулирование исчерпания исключительных прав и параллельного импорта в Росси и за рубежом / Р.М. Попов. — EDN OTXDYV // Право и экономика. — 2012. — № 2. — С. 35-40.
4. Марков В. Параллельный импорт России в 2022 году достигнет 4% от общего объема импорта в 2021 году / В. Марков // Финансовый портал «Инфиника.ру». — URL: https://infinica.ru/parallelnyiy-import-rossii-v-2022-godu-dostignet-4-ot-obshhego-obema-im-porta-v-2021-godu.php.
5. Кордина И.В. Маркетплейс как бизнес-модель электронного посредничества / И.В. Кор-дина, Д.И. Хлебович. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).467-477. — EDN EXPQFO // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 4. — С. 467-477.
6. Фальченко О.Д. Особенности трансформации параллельного импорта в России в условиях внешних вызовов и экономических санкций / О.Д. Фальченко, Е.Г. Стремоу-сова. — EDN WLEYLE // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2022. — № 10-3. — С. 476-483.
7. Карпухин М.А. Тенденции применения механизма параллельного импорта в Российской Федерации в 2021 году / М.А. Карпухин. — EDN CECYDQ // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 47. — С. 382-384.
8. Останин В.А. Таможенный контроль как инструмент снижения экологических рисков / В.А. Останин, Ю.В. Рожков. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(3).472-478. — EDN UOWBQT // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 3. — С. 472-478.
9. Агамагомедова С.А. Проблема параллельного импорта в России в условиях глобализации / С.А. Агамагомедова, Ю.С. Любарец. — DOI 10.21685/2309-2874-2019-2-7. — EDN ALGXNZ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. — 2019. — № 2. — С. 63-71.
10. Светличный А.Д. Правовое регулирование параллельного импорта через призму изменений гражданского законодательства / А.Д. Светличный. — EDN TMOHBV // Политика, государство и право. — 2015. — № 1. — С. 68-72.
11. Белобородова К.А. Положение России в системе международных торговых отношений в условиях антироссийских санкций / К.А. Белобородова, Н.Р. Эпова. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(1).222-234. — EDN YQOUAW // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 1. — С. 222-234.
12. Отдельные аспекты реализации концепции интеграции на Евразийском пространстве / Е.А. Чистякова, О.Ю. Соколова, С.В. Захарова [и др.]. — DOI 10.21685/2072-30162019-1-16. — EDN YPJYUW // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2019. — № 1. — С. 160-167.
13. Балашова М.А. Роль внешней торговли в развитии современных наднациональных структур в условиях глобализации 4.0 / М.А.Балашова, И.В. Цвигун. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(2).186-196. — EDN MKLXFH // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 2. — С. 186-196.
References
1. Nurgaleev M.S. The Concept of Parallel Import and Its Relevance in the Russian Federation. Actual Questions of Legal Sciences. Materials of the II International Scientific Conference, Chelyabinsk, February 20, 2015. Chelyabinsk, 2015, pp. 89-93. (In Russian). EDN: TREDRJ.
2. Radchenko T.A., Volkov A.V., Sukhorukova K.A. Parallel Imports in Russia: Areas for Protection, Risk, Development. EKO = ECO, 2019, no. 1, pp. 153-167. (In Russian). EDN: PLMWMC.
3. Popov R.M. Legal Regulation of Exhaustion of Rights and Parallrl Import in Russia and Abroad. Pravo i ekonomika = Law and Economics, 2012, no. 2, pp. 35-40. (In Russian). EDN: OTXDYV.
4. Markov V. Parallel Import of Russia in 2022 Will Reach 4% of Total Import Volume in 2021. Financial portal «Infinika.ru». Available at: https://infinica.ru/parallelnyiy-import-ros-sii-v-2022-godu-dostignet-4-ot-obshhego-obema-importa-v-2021-godu.php. (In Russian).
5. Kordina I.V., Khlebovich D.I. Marketplace as a Business Model of Ecommerce. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 4, pp. 467-477. (In Russian). EDN: EXPQFO. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(4).467-477.
6. Fal'chenko O.D., Stremousova E.G. Parallel Imports Transformation Features in Russia Under Conditions of External Challenges and Economic Sanctions. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava = Journal of Altai Academy of Economics and Law, 2022, no. 10-3, pp. 476483. (In Russian). EDN: WLEYLE.
7. Karpukhin M.A. Trends of Using Parallel Import Mechanism in the Russian Federation in 2021. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie = Innovation. The science. Education, 2021, no. 47, pp. 382-384. (In Russian). EDN: CECYDQ.
8. Ostanin V.A., Rozhkov Yu.V. Customs Control as a Tool for Reducing Environmental Risks. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 3, pp. 472-478. (In Russian). EDN: UOWBQT. DOI : 10.17150/2500-2759.2020.30(3).472-478.
9. Agamagomedova S.A., Lyubarets Yu.S. The Problem of Parallel Access in Russia in the Context of Globalization. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Eko-nomicheskie nauki = University Proceedings. Volga Region. Economic Sciences, 2019, no. 2, pp. 63-71. (In Russian). EDN: ALGXNZ. DOI: 10.21685/2309-2874-2019-2-7.
10. Svetlichnyi A.D. Legal Regulation of Parallel Imports Through the Prism of Civil Legislation Changesedn. Politika, gosudarstvo i pravo = Politics, State and Law, 2015, no. 1, pp. 68-72. (In Russian). EDN: TMOHBV.
11. Beloborodova K.A., Epova N.R. Russia's Position in the System of International Trade Relations inthe Context of Sanctions Imposed Against Russia. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 1, pp. 222-234. (In Russian). EDN: YQOUAW. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(1).222-234.
12. Chistyakova E.A., Sokolova O.Yu., Zakharova S.V., Skvortsova V.A., Skvortsov A.O. Selected Aspects of the Integration Concept Implementation in Eurasia. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences, 2019, no. 1, pp. 160-167. (In Russian). EDN: YPJYUW. DOI: 10.21685/2072-3016-2019-1-16.
13. Balashova M.A., Tsvigun I.V. The Role of the Foreign Trade in the Development of Contemporary Supernational Structures in the Age of Globalization 4.0. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State, 2021, vol. 31, no. 2, pp. 186-196. (In Russian). EDN: MKLXFH. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(2).186-196.
Информация об авторах
Федотов Андрей Николаевич — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], С https://orcid. org/0000-0003-1365-5666, SPIN-код: 5854-6882, AuthorID РИНЦ: 675454.
Щепина Светлана Владиславовна — старший преподаватель, кафедра менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], © https://orcid.org/0000-0003-3285-3908, SPIN-код: 2594-7315, AuthorID РИНЦ: 675088.
Authors
Andrey N. Fedotov — PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Relations and Customs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, fedotov [email protected], С https://orcid.org/0000-0003-1365-5666, SPIN-Code: 5854-6882, AuthorID RSCI: 675454.
Svetlana V. Schepina — Senior Lecturer, Department of Management and Service, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3285-3908, SPIN-Code: 2594-7315, AuthorID RSCI: 675088.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Федотов А.Н. Использование механизма параллельного импорта в системе внешнеторговых отношений в условиях глобальных экономических изменений / А.Н. Федотов, С.В. Щепина. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1158-1170. — EDN RTWTYY // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 3. — С. 1158-1170.
For Citation
Fedotov A.N., Shepina S.V. The Use of Parallel Import Mechanism in the System of Foreign Trade Relations in the Context of Global Economic Changes. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 1158-1170. (In Russian). EDN: RTWTYY. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1158-1170.
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета
2023. Т. 14, № 3 ISSN 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 3