Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ГОРОДАХ С МОНООТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Прокопьевска)'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ГОРОДАХ С МОНООТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Прокопьевска) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чуркин Владимир Григорьевич, Седых Наталья Корнельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic crisis in the cities with multi-branches structure from the point of view of the realities of the market economy has led to the industrial bankruptcy. In such a situation it is necessary to find the way out of the crisis. The present article tried to expound a perspective of the main trends for this problem to be solved and the methods to be used for their realization.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ГОРОДАХ С МОНООТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Прокопьевска)»

обеспечить свою выживаемость либо путем реструктуризации и перепрофилирования на выпуск конкурентоспособной, пользующейся платежеспособным спросом продукции, либо за счет государственной поддержки, которая крайне ограничена.

Чрезвычайно актуальным и основополагающим для дальнейшего развития Омской области является усиление позиций наукоемких и высокотехнологичных секторов машиностроительного комплекса. Однако переход на путь инновационного развития воспринимается с известной долей скептицизма, а импортозамещающая политика не подкреплена реальной поддержкой государства.

Сочетания технологий характеризуют развитие не только отрасли, но и территории. Кластерный подход, применявшийся недавно при создании территориально-производственных комплексов, содержит в себе колоссальные резервы для развития территории. Потери от не использования в регионе взаимодополняющих технологий или от того, что необходимые сопутствующие производства вообще не созданы, во много раз превышают те, что существуют от задержки в развитии основных, «профилирующих» производств.

Необходимо ускорить реформирование предприятий ОПК, тем самым устранив неопределенность перспектив многих предприятий. При этом ставку сделать на создание научно -производственных интегрированных структур, замыкающих производственные цепочки.

Безусловно, меры, принимаемые со стороны субъектов Федерации, создают определенные предпосылки для развития промышленного производства. Тем не менее без продуманной взвешенной промышленной политики на уровне государства невозможно построить экономическое благополучие в отдельно взятом регионе.

УДК 332.12

В.Г. Чуркин

Филиал Кемеровского государственного университета, г. Прокопьевск,

Н.К. Седых

Филиал Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ГОРОДАХ С МОНООТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРОЙ ЭКОНОМИКИ

(на примере Прокопьевска)

Economic crisis in the cities with multi-branches structure from the point of view of the realities of the market economy has led to the industrial bankruptcy. In such a situation it is necessary to find the way out of the crisis. The present article tried to expound a perspective of the main trends for this problem to be solved and the methods to be used for their realization.

По прошествии 10-ти лет проведения в России радикальных экономических реформ можно уверенно констатировать, что большинство промышленных городов с моноотраслевой структурой экономики оказались в тисках тяжелейшего экономического кризиса. В полной мере это утверждение относится к шахтерским городам Кузбасса и, в частности, к городу Прокопьевску.

Угледобывающая промышленность давала и до настоящего времени дает от 52 до 57 % (в разные годы) общего объема промышленного производства Прокопьевска. В 2001 г. на предприятиях угольной промышленности города работали 17,3 тыс. человек, что составляло 62,6 % списочного состава работников промышленного производства или 26,6 % всех занятых в общественном производстве города. Если же принять во внимание многочисленные обслуживающие угледобывающую промышленность организации, то, стало быть, более половины населения города прямо или опосредовано связано с её судьбой.

В результате проведенной в середине 90-х гг. ХХ в. реструктуризации угольной промышленности в городе было закрыто 5 шахт из 13-ти, работу потеряло около 12 тыс. горняков и шахтостроителей, а также 4,2 тыс. работников организаций обслуживающих угольную промышленность. Добыча с 10 млн тонн в начале 1990-х гг. упала до 6 млн тонн в 2001 г. Учитывая, что на собственное потребление города используется 1,3 млн тонн угля (эта величина относительно стабильна), получается, что реализация угля за пределы города сократилась на 39 %.

На деструктивные процессы, протекавшие в угольной промышленности, наложился развал машиностроительной отрасли - второй по значимости для экономики Прокопьевска, в основном также

© В.Г. Чуркин, Н.К. Седых, 2004

реализующей свою продукцию за пределами города. По отношению к 1991 г. объем производства в машиностроении сократился на 73,4 %.

В результате этих процессов сократилась емкость внутреннего рынка - основа существования предприятий и организаций городской инфраструктуры (пищевая и мукомольно-крупяная промышленность, стройиндустрия, грузоперевозки, торговля) и, следовательно, значительно уменьшился приток финансовых ресурсов в доходную часть городского бюджета.

Начиная с 1998 г. промышленность города перешла в стадию стагнации, характеризующуюся стабилизацией физических объемов производства (индекс физического объема 2001 г. составил 96,4 % уровня 1997 г.) и прогрессирующего ухудшения финансовых показателей. Практически все угольные предприятия города (за исключением разреза «Прокопьевский») и большинство машиностроительных заводов несколько лет подряд являются убыточными. Так, в 2001 г. угледобывающая промышленность понесла убытки в размере 539,2 млн рублей. Кредиторская задолженность, накопленная предприятиями угольной промышленности за годы проведения радикальных экономических реформ, на начало 2002 г. составила 4,98 млрд рублей и в 2,3 раза превысила стоимость их годового выпуска продукции и в 1,4 раза остаточную стоимость их основных фондов. Аналогичная картина и в целом по предприятиям сферы материального производства города. По итогам 2001 г. убытки составили 999,1 млн рублей, а кредиторская задолженность, 93,6 % которой просрочена, достигла 10,23 млрд рублей, превысив в 2,9 раза годовой выпуск продукции.

С позиций реалий рыночной экономики состояние промышленности города однозначно можно диагностировать как банкротство за исключением 23 небольших предприятий (дрожжевой завод, хлебозавод, энергосбыт, электросвязь и др.), дающих в разные годы от 16 до 19 % общегородского выпуска продукции и не определяющих промышленный профиль города.

Вместе с тем на уровне администрации города факты кризисного состояния градообразующих отраслей городского хозяйства должной оценки не получили, соответственно не разработана программа вывода города из кризиса. На наш взгляд, это связано с тем, что значительное сокращение собственных источников городского бюджета (с 1998 по 2001 г. доля собственных источников в доходной части городского бюджета уменьшилась с 52,5 до 36,4 %) полностью восполняется дотациями и субвенциями вышестоящих бюджетов, что, естественно, снижает заинтересованность органов местного самоуправления в налаживании дел в городской экономике.

Вне зависимости от того, осознается или не осознается кризис экономики города органами местного самоуправления, идет и будет идти в дальнейшем (на уровне отдельных личностей, организованных групп людей, производственных и научных организациях) поиск путей выхода из кризиса. Причем спектр решений может быть от смены места жительства либо работы индивидуума до создания политических организаций, способных сформулировать и реализовать программу выхода города из кризисного положения.

В настоящей статье предпринята попытка изложить видение основных направлений решения обозначенной проблемы и методов их реализации.

Реальностью любого города с моноотраслевой экономикой является его тесная связь и зависимость от градообразующей отрасли. Краткосрочные и среднесрочные программы развития городов неизбежно должны исходить из этого факта и строиться с использованием потенциала базовой отрасли экономики города. Мы также учитываем этот факт и не предлагаем сменить реальный промышленный профиль города на гипотетический.

Одним из следствий кризиса угольной промышленности в Прокопьевске стало обострение существовавшего и раньше дефицита на российском рынке энергоресурсов особо ценных марок К, КО, КСН коксующегося угля. В настоящее время спрос на прокопьевский уголь составляет 5,2 - 5,6 млн тонн в год, в то время как все шахты города добывают за год 3,8 - 4 млн тонн. Дефицит прокопьевских углей покрывается углями менее качественных марок, что приводит к снижению качества металлургического кокса и, следовательно, увеличению издержек производства чугуна и в целом производства металлопродукции. В условиях наблюдающейся в последнее время стабилизации экономической ситуации РФ и заметного оживления дел в оборонном комплексе страны дефицит коксующегося угля вызывает повышенный интерес к шахтам Прокопьевска со стороны финансово-промышленных групп, владеющих крупными металлургическими предприятиями. «Евразхолдинг», ставший 4-м по счету, начиная с 1996 г., собственником угольной компании «Прокопьевскуголь», приобрел ее осенью 2002 г. Владея металлургическими заводами на Урале и Сибири - основными потребителями коксующихся углей, холдинг объективно заинтересован в проведении здесь долгосрочной промышленной политики. Это неизбежно означает инвестирование крупных финансовых сумм во вскрытие и подготовку к до-

быче новых промышленных запасов угля или, как минимум, сохранение действующих шахт. В официальных заявлениях топ-менеджеров холдинга чётко обозначены следующие приоритеты технической, социальной и фискальной политики:

- форсированный перевод всех шахт на гидродобычу с целью значительного повышения производительности труда и снижения себестоимости добычи;

- 30-процентное повышение средней заработной платы с целью проведения активной кадровой селекционной политики;

- отмежевание от городских социальных проблем (снос ветхого жилья, недостаточное финансирование жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и спорта);

- добросовестное выполнение налоговых обязательств перед городским бюджетом.

Анализ практических шагов администрации холдинга показывает, что осуществляется движение в декларируемых направлениях. Будучи наиболее мощным объектом экономики города УК «Прокопь-евскуголь» практически задает доминанту развития городского сообщества. Однако следует отметить, что интересы собственника угольной компании не совпадают, а зачастую прямо враждебны интересам города.

К чему эти коллизии приведут городское сообщество Прокопьевска? С чем следует соглашаться, по каким вопросам нужно искать компромисс и чему необходимо воспрепятствовать для достижения генеральной цели социально-экономического развития города: «Предоставление всех прав личности, которые позволяют каждому гражданину города в соответствии с его желаниями и возможностями (умственными, физическими) обеспечить себе нормальные (в его понимании) условия жизни, в рамках демократии и рыночной экономики».

Отметим возможные позитивные результаты реализации промышленной политики «Евразхол-динга»:

- создание новых рабочих мест за счёт создания новых угледобывающих предприятий и увеличения добычи угля в действующих шахтах;

- использование при добыче угля более прогрессивных, эффективных технологий;

- возобновление производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных и других предприятий, производящих инвестиционную продукцию для угледобывающих предприятий и оказывающих им услуги производственного характера;

- расширение потребительского рынка товаров и услуг за счёт роста оплаты труда;

- увеличение поступлений в доходную часть городского бюджета.

Кроме приведённых позитивных результатов, к сожалению, возможны и негативные эффекты;

- сокращение рабочих мест на 4,5-5,0 тыс. за счёт перехода действующих шахт на добычу угля с использованием более производительной технологии - гидродобычи;

- усиление социальной напряжённости за счёт снижения спроса на рынке рабочей силы и, следовательно, увеличения безработицы;

- значительное ухудшение экологической обстановки в связи с появлением около каждой шахты шламовых отстойников, чего требует гидродобыча;

- налог с прибыли УК «Прокопьевскуголь» будет уходить по месту её регистрации (в настоящее время она не имеет регистрации в налоговой инспекции Прокопьевска).

В целом реализация направлений развития УК «Прокопьевскуголь» может создать достаточно благоприятные возможности для вывода Прокопьевска из кризисной социально-экономической ситуации.

Проблема заключается в том, как использовать эти возможности.

Город, обладая правом собственности на землю, городские коммуникации и другие объекты инженерной инфраструктуры, правом защищать свою среду обитания, имеет достаточные нормотворческие и административные ресурсы, чтобы и заставить считаться с собой, и привлечь к взаимовыгодному сотрудничеству «Евразхолдинг» как собственника УК «Прокопьевскуголь». Формой сотрудничества может быть программа социально-экономического развития Прокопьевска, включающая в себя составной частью план развития УК «Прокопьевскуголь», имеющий в качестве цели повышение конкурентоспособности за счёт снижения себестоимости добычи и обогащения угля в результате предоставления определённых льгот со стороны органов муниципального самоуправления.

Традиционная технология гидродобычи угля предполагает создание значительных, до 30 % общей добычи, шламовых отходов, увеличивающих себестоимость добычи и экологическую нагрузку на территорию. Существовавшие до настоящего времени технологии использования шламовых отходов трудоемки и неэффективны. Однако, начиная с 2003 г., в г. Новокузнецке и Междуреченске начали

внедрять программу «Местные энергетические комплексы», основанную на открытии учеными Института химической физики РАН физического явления фильтрационного горения в сверхадиабатических режимах низкокалорийных и высокозольных углей, позволяющая с высокой энергетической эффективностью, экологической чистотой и относительно невысокими затратами получать дешевую электроэнергию и тепло. Высокозольные шламовые отходы гидродобычи угля хорошо подходят для использования в качестве топлива в реакторах-газификаторах энергоблоков МЭК. Использование программы МЭК в Прокопьевске позволит решить экологические проблемы гидродобычи, значительно снизить её себестоимость за счет получения собственной дешевой электроэнергии, решить проблемы трудоустройства высвобождаемых с шахт горняков.

Экологическое и земельное законодательство предоставляет городу достаточные полномочия для того, чтобы побудить собственников угольной компании вкладывать средства во внедрение МЭК. Создание при городской администрации матричной организационной структуры с целью решения пропагандистских, экономических, организационных и законодательных вопросов по этому направлению может стать отправной точкой решения жизненно важных для Прокопьевска проблем.

Исключительно важным аспектом этой же проблемы может стать решение проблемы занятости в городе. Строительство и эксплуатация МЭК могут в значительной мере поглотить излишки трудоспособного населения города.

В последние годы, судя по научным публикациям и выступлениям, наиболее актуальной экономической проблемой Кузбасса является создание и освоение технологий глубокой переработки угля. Актуальна она, конечно, и для Прокопьевска, несмотря на то, что коксующийся уголь востребован сам по себе. В результате глубокой переработки угля стоимость конечного продукта увеличивается в десятки раз по сравнению со стоимостью исходного сырья.

Развитие гидродобычи, производство ВУТ и МЭК объективно создадут новые и перспективные сегменты рынка для машиностроительных предприятий города, предприятий легкой промышленности.

Задача эта назрела давно. Ещё в середине 1990-х гг. со стороны угольной компании «Росуголь» предпринимались попытки перепрофилировать машиностроителей города на обслуживание интересов угольной промышленности, однако гигантская инерционность машиностроительного производства, отсутствие финансовых ресурсов и косность мысли тогдашних руководителей не позволили решить эту задачу до настоящего времени. Исключительная важность этой задачи для Прокопьевска определяется тем, что более 90 % материально-технических ресурсов, необходимых для работы шахт и обогатительных фабрик, поступает из-за пределов города. На это расходуется ежегодно 1,2 млрд рублей (2001 г.).

Резюмируя содержание наших предложений, выделим три ключевых момента:

- уголь был, есть и будет основой для процветания Прокопьевска. С каждым годом его значимость как основного энергетического сырья XXI в. будет возрастать;

- угольная промышленность города должна перейти на гидродобычу, практически доказавшую свою высокую эффективность. По мере накопления научных, кадровых и финансовых ресурсов необходимо создавать материально-вещественную базу и осваивать технологии глубокой переработки угля;

- органы местного самоуправления в качестве своей важнейшей задачи должны рассматривать задачу создания правовых и организационных условий для перевода большинства крупных предприятий в режим обслуживания топливной промышленности.

УДК 338.009

С.В. Евсеенко, К.Н. Полянский

Экономический комитет Омской области

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Retrospective analysis of development of the Omsk region’s machine-building complex is performed on the basis of the most important historic periods that shaped the economic development of the region. Quantitative and qualitative characteristics of the machine-building industry at each development stage are given. The inner and outer factors influencing the machine-building complex’ development are diagnosed.

© С.В. Евсеенко, К.Н. Полянский, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.