Научная статья на тему 'Некоторые аспекты предоставления, использования и возврата бюджетного кредита'

Некоторые аспекты предоставления, использования и возврата бюджетного кредита Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бюджет / бюджетный кредит / финансовые правоотношения / публично-правовые образования / устойчивость региональных бюджетов / budget / budget credit / financial legal relations / public legal entities / stability of regional budgets

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швецова И.В.

статья посвящена вопросам предоставления, использования и возврата бюджетного кредита, который, будучи неотъемлемой частью финансовой деятельности публично-правовых образований, является комплексом взаимосвязанных финансовых полномочий публично-правовых образований соответствующих уровней. На современном этапе развития финансово-правовой доктрины, учитывая государственную и социальную значимость бюджетного кредитования, особого осмысления требуют научная, законодательная и практическая составляющие процессов предоставления, использования и возврата бюджетного кредита в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the provision, use and repayment of a budget loan

the article is devoted to the provision, use and repayment of a budget loan, which, being an integral part of the financial activities of public legal entities, is a complex of interrelated financial powers of public legal entities of appropriate levels. At the present stage of development of the financial and legal doctrine, taking into account the state and social significance of budget lending, the scientific, legislative and practical components of the processes of granting, using and returning budget loans in the Russian Federation require special consideration.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты предоставления, использования и возврата бюджетного кредита»

И.В. Швецова,

старший преподаватель кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии

I.V. Shvetsova,

Senior Lecturer of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva of Saratov State Law Academy

ShvetsovaIrina@yandex.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2024-1-156-160

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОЗВРАТА БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА

Аннотация: статья посвящена вопросам предоставления, использования и возврата бюджетного кредита, который, будучи неотъемлемой частью финансовой деятельности публично-правовых образований, является комплексом взаимосвязанных финансовых полномочий публично-правовых образований соответствующих уровней. На современном этапе развития финансово-правовой доктрины, учитывая государственную и социальную значимость бюджетного кредитования, особого осмысления требуют научная, законодательная и практическая составляющие процессов предоставления, использования и возврата бюджетного кредита в Российской Федерации.

Ключевые слова: бюджет, бюджетный кредит, финансовые правоотношения, публично-правовые образования, устойчивость региональных бюджетов.

SOME ASPECTS OF THE PROVISION, USE AND REPAYMENT OF A BUDGET LOAN

Abstract: the article is devoted to the provision, use and repayment of a budget loan, which, being an integral part of the financial activities ofpublic legal entities, is a complex of interrelated financial powers ofpublic legal entities of appropriate levels. At the present stage of development of the financial and legal doctrine, taking into account the state and social significance of budget lending, the scientific, legislative and practical components of the processes of granting, using and returning budget loans in the Russian Federation require special consideration.

Keywords: budget, budget credit, financial legal relations, public legal entities, stability 156 of regional budgets.

fj Правовое регулирование, которое формируется в субъ-

® екте РФ (муниципальном образовании) относительно порядка предо-^ ставления и возврата бюджетного кредита муниципальным образованиям, как правило, обладает достаточной степенью полноты. В то же время анализ судебной практики позволяет выявить некоторые аспекты, которые приводят к судебным разбирательствам в силу их недостаточной регламентированности.

f

I §

0Q

I

§ С

I 8 0Q

I

Так, в правоприменительной практике часто имеют место факты привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1], связанные с несоблюдением условий предоставления бюджетного кредита. Данное деяние также является основанием для применения бюджетной меры принуждения, предусмотренной ст. 306.7 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) [2]. При этом не всегда нормативно регламентирован по- ^ рядок соблюдения отдельных условий. Например, в Постановлении § Ярославского областного суда от 17 июля 2019 г. № 4А-326/2019 при Ц рассмотрении факта нарушения условия о согласовании изменений ® в закон о бюджете региона, если они могут привести к изменению | размера его дефицита, справедливо отмечается неясность того, почему ^ наличие разрешительной надписи министра финансов РФ не может быть расценено как получение соответствующего согласования. § Неправомерные решения правоприменительных органов, выяв- 3 ленные в ходе мониторинга, обусловлены недостаточностью оценки | значимости бюджетного правового регулирования при рассмотрении 3 отношений, возникающих по поводу предоставления бюджетного д кредита. Например, в ряде случаев судом не учитывается тот факт, § что отсутствие руководителя финансового

о предоставлении бюджетного кредита не означает, что он не является | субъектом административного правонарушения, предусмотренного * ст. 15.15.2 БК РФ. Стороной соглашения о предоставлении бюджетно- 3 го кредита выступает публично-правовое образование, действующее 1 в лице уполномоченных органов. Лицом, уполномоченным заключать данное соглашение, выступает высший орган исполнительной власти (местного самоуправления) соответствующего публично-правового | образования. Обеспечение соблюдения условий, предусмотренных 3 данным соглашением, относится к компетенции финансового органа соответствующего публично-правового образования, который должен ^ обеспечить целевое использование предоставленных средств и иные условия. Между тем финансовый орган в лице его руководителя 157 не всегда имеет полномочие принимать единоличные решения, в ряде х случаев он оказывается связан своим должностным положением и с высшим органом исполнительной власти (местного самоуправления) * или представительным органом власти (местного самоуправления). § Согласно Конституции РФ [3], разделяются предметы ведения щ Российской Федерации, а также предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: федера-

тивное устройство и территория РФ; организация публичной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое и кредитное регулирование, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы и т.д. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и ряд других вопросов, перечисленных в ст. 72 Конституции РФ.

Регламентация бюджетной компетенции Российской Федерации осуществляется Бюджетным кодексом РФ. Согласно ст. 7 БК РФ, к бюджетным полномочиям Российской Федерации относится „о предоставление бюджетных кредитов. Виды бюджетных кредитов, го порядок их предоставления, особенности использования и возврата, в том числе принудительного, регламентированы ст. 93.2-93.6 БК РФ, а также актами Правительства РФ, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства России. Статьей 93.6 БК РФ предусмотрен порядок предоставления и особенности использования бюд-2 жетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета. ^ Разграничение компетенции уточняется ст. 76 Конституции РФ, — согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации § и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов регио-5 нальные власти осуществляют собственное правовое регулирование, § включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, ^ которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совмест-о ного ведения Российской Федерации и ее субъектов. ^ Таким образом, более детальное разграничение полномочий С между Российской Федерацией и субъектами РФ осуществляется на уровне федеральных законов.

158 В Постановлении от 20 июля 2011 г. № 20-П [4] Конституционный ^ Суд РФ отметил, что Конституция РФ не предусматривает непосред-(V ственно какой-либо конкретный вариант размещения бюджетных ® средств, она определяет общие принципы организации и функци-^ онирования бюджетной системы РФ, обусловливая определенную свободу усмотрения федерального законодателя при осуществлении финансового регулирования, вместе с тем обязывает его к созданию юридических механизмов поддержания правопорядка в этой сфере в соответствии с общегосударственными целями.

В этом же Постановлении Конституционный Суд РФ отметил, что предоставление бюджетных кредитов - один из способов государственного регулирования в области экономики и финансов. В отличие от коммерческого кредитования бюджетные кредиты, как правило, предназначены для решения социально-экономических задач, связанных с поддержкой той или иной отрасли, являющейся стратегической или значимой для обеспечения безопасности государства в широком смысле слова, либо субъекта хозяйственной деятельности, имеющего ^ важное экономическое или социальное значение, либо объекта, сбой § в функционировании которого может породить неблагоприятные Ц

О"

последствия. ® Выбор получателей бюджетных кредитов, приоритетных с точки | зрения государственной поддержки, осуществляется на основании ^ объективных критериев и в любом случае фиксируется согласно требованиям бюджетного законодательства. Так, п. 1 ст. 93.2 БК РФ гласит, § что предоставление бюджетного кредита оформляется договором, 3 заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, | с учетом особенностей, установленных данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, д на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые пред- § усмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете; § к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предостав- | лении бюджетного кредита, применяется гражданское законодатель- * ство РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом. 3 Из смысла ст. 96.3 БК РФ и иных положений бюджетного за- !| конодательства следует, что бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счете бюджета может быть предоставлен только из федерального бюджета. Такая модель разграничения компетенции | соответствует основам, заложенным в Конституции РФ. При этом § Бюджетный кодекс РФ закрепляет за субъектами РФ и муниципальными образованиями полномочия по самостоятельному формиро- § ванию бюджетной политики и ее реализации на подведомственной территории, в том числе по обеспечению сбалансированности соот- 159 ветствующих бюджетов. ^ Конституционным Судом РФ не рассматривались жалобы и на Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 423-Ф3 «О внесении * изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные § законодательные акты Российской Федерации» [5], а также на поло- § жения ст. 93.6 БК РФ в части установленных сроков предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Основная причина отсутствия таких жалоб усматривается

■а

в очевидном соответствии установленных в ст. 93.6 БК РФ сроков предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

Таким образом, изложенное позволяет заключить, что Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не противоречит положениям Конституции РФ и направлен на реализацию гарантированных ею прав, свобод и законных интересов человека и гражданина посредством формирования дополнительного инструмента обеспечения финансовой стабильности субъектов РФ и муниципальных образований в процессе исполнения возложенных на них расходных обязательств.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени-ЭС ях : федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N° 195-ФЗ (в ред. от 12 декабря S 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 1, ч. 1, ст. 1; * Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo. ^^ gov.ru (дата обращения: 28.12.2023).

g 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федеральный закон

cq от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2023 г.) // Собр. законода-2 тельства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3823; 2023. - № 49, ст. 7991.

3. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосо-^ ванием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 6 октября 2022 г.) //Рос. газ. - 1993. -2 25 дек. Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http:// ¡5 www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.10.2023).

4. По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 О Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального

закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие § с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных за-

0Q

конодательных актов Российской Федерации» и статьи 116 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» : постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 20-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 33, ст. 4948.

5. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (V и отдельные законодательные акты : федеральный закон от 8 декабря

160

2020 г. № 423-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 50, ч. 3, ст. 8068; 2023. - № 32, ч. 1, ст. 6148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.