Литература и источники
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 30.07.2007. № 31. ст. 4006.
2. Губин Е.П. Предпринимательское право как инструмент решения социальных задач современного общества (социальная функция предпринимательского права России) // Предпринимательское право. 2023. № 3.
3. Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. № 4.
4. Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 163-ФЗ // СЗ РФ. 2020. № 22. Ст. 3384.
5. Федеральный закон от 25.12.2023 № 655-ФЗ «О внесении изменений в статью 189.96 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» // Российская газета. 2023. 29 декабря. № 297.
6. Суслякова О. Н., Сергиенко Н. С. Страхование как перспективный механизм защиты информации // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2015. № 4. С.69-73.
References and Sources
1. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ (red. ot 12.12.2023) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 30.07.2007. № 31. st. 4006.
2. Gubin E.P. Predprinimatel'skoe pravo kak instrument resheniya social'nyh zadach sovremennogo obshchestva (social'naya funkciya predprinimatel'skogo prava Rossii) // Predprinimatel'skoe pravo. 2023. № 3.
3. Zankovskij S.S. Ponyatie i pravovoe regulirovanie social'nogo predprinimatel'stva // Predprinimatel'skoe pravo. 2020. № 4.
4. Federal'nyj zakon ot 25 maya 2020 g. № 163-FZ // SZ RF. 2020. № 22. St. 3384.
5. Federal'nyj zakon ot 25.12.2023 № 655-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'yu 189.96 Federal'nogo zakona «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» i Federal'nyj zakon «O strahovanii vkladov v bankah Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 2023. 29 dekabrya. № 297.
6. Suslyakova O. N., Sergienko N. S. Strahovanie kak perspektivnyj mekhanizm zashchity informacii // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. 2015. № 4. S.69-73.
БАТТАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук ([email protected]). ОВЧИННИКОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук ([email protected]). BATTAKHOV, PETR P. - Ph.D in Law, Senior Research Fellow in the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
OVCHINNIKOVA, YULIA S - Ph.D in Law, Researcher in the Civil and Entrepreneurial Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 346.21:347.19 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-154-159
ДИКАЕВ С.У., КУЗИН Н.Н., ШУБНИКОВ Ю.Б. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Ключевые слова: имущественные отношения, правовой статус, образовательное учреждение, образовательная организация, критерии отнесения имущества к различным видам, правовой режим имущества, ликвидация образовательной организации, уместность, ответственность за использование имущества, совокупность правовых предписаний, юридическое лицо, гражданское законодательство, образовательное законодательство.
В статье изложены аспекты, связанные с имущественной открытостью учреждений, дополнительными характеристиками их правового статуса, а также информационной открытостью образовательных организаций такого типа. Рассмотрены: различия в статусе; правоспособность различных типов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность; особенности создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Уделено внимание наименованию образовательных организаций, а также ошибочному наименованию частных образовательных организаций «негосударственными». Рассмотрены Правила проведения и Правила создания комиссии по оценке и подготовки заключений по решению реорганизации и ликвидации и уместности учёта мнения жителей дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации. Сделан вывод о том, что при проведении сравнительного анализа ранее действовавшего и ныне действующего законодательства, принятие решения о реорганизации или ликвидации не может быть допущено без учёта мнения жителей данного поселения, тогда как в ранее действовавшем Законе учитывалось и мнение схода жителей населённых пунктов, которые обслуживались данным учреждением.
DIKAEV, S.U., KUZIN, N.N., SHUBNIKOV, Yu.B. SOME ASPECTS OF THE LEGAL STATUS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Key words: property relations, legal status, educational institution, educational organization, criteria for attribution of property to various types, legal regime of property, liquidation of educational organization, appropriateness.
The article sets out aspects related to the property openness of institutions, additional characteristics of their legal status, as well as information openness of educational organizations of this type. Considered: differences in status; legal capacity of various types of educational organizations engaged in educational activities; features of the creation, reorganization and liquidation of educational organizations. Attention was paid to the name of educational organizations, as well as the erroneous name of private educational organizations "non-state." The Rules for conducting and the Rules for creating a commission for assessing and preparing conclusions on the decision to reorganize and liquidate and take into account the opinions of residents of a preschool educational organization or a general educational organization were considered.
Образовательные учреждения фактически не являются собственниками, а владеют имуществом на ограниченном вещном праве, то есть праве оперативного управления, которое
допускает только пользование имуществом, а права по владению и распоряжению ограничены законодательно и определяются целями деятельности учреждения и назначением этого имущества [1, п.1 ст. 296]. Так, профессор С.С. Алексеев рассматривает правовой режим как «особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования, особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм» [2, с. 172]. Профессор А.В. Малько рассматривает правовой режим как специфику «юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования» [3, с. 272]. Однако существуют и другие определения теории права [4, с. 140; 5], которые позволяют отражать и раскрывать сущность данного понятия.
Совокупность правовых предписаний по поводу включения в гражданский оборот имущества, содержащих вещные права на имущество, объем правомочий по владению, источники формирования и присвоения, особенности ответственности за использование имущества, пользованию и распоряжению имуществом, можно определить как правовой режим имущества. Данное определение, которое является наиболее общим, даёт возможность рассмотреть особенности правового режима имущества образовательных организаций, которые созданы (создаются) в форме казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В учебной литературе по образовательному праву рассматриваются имущественные параметры этих учреждений, особенностями которых являются понятия особо ценного движимого имущества [6], отсутствие выделения категории имущества [1, ст. 298], а также деление имущества на категории: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств; остальное имущество [7, ст. 3; 8, п. 10 ст. 9.2]. Критериями отнесения имущества автономного и бюджетного учреждения к особо ценному движимому имуществу являются: стоимостный барьер, целевое назначение, специальный порядок отчуждения. Используя имеющееся имущество в процессе осуществления образовательной, научной, иной деятельности, обеспечивающей образовательный процесс, образовательная организация достигает целей, ради которых создана [9]. Именно завершающая фраза о достижении целей образовательной организации указывает на возможность реализации образовательных программ тогда и только тогда, когда имущественный комплекс учредителя будет готов к использованию в образовательном процессе.
Особенности права оперативного управления для учреждений различных типов, а также объём прав и порядок их реализации в каждом конкретном случае предусмотрен гражданским законодательством [1, ст. 296].
В упрощённом виде можно сформулировать регламентацию законодателем имущественных прав учреждений [10]. По отношению к имуществу она выражается как зависимость самостоятельности распоряжения имуществом учреждения от его типа, начиная с нулевой для казённых учреждений, и до широкой в отношении автономных учреждений. Сюда же отнесём отсутствие возможности у учреждения распоряжаться имуществом в полном объёме без согласия собственника и установление различного объёма прав на разные категории имущества.
Результаты использования имущества, а также осуществление всех направлений деятельности образовательной организации фиксируются в первичных бухгалтерских документах, которые наряду с другими документами формируют электронную среду и внутренний документооборот образовательной организации. Данный подход должен обеспечивать информационную открытость образовательной организации и формировать её обязанность о предоставлении для широкого круга заинтересованных лиц определённых сведений об образовательной деятельности. Процесс обеспечения доступности информации и текстов основных документов образовательной организации для потребителей её услуг, согласно Закону об образовании, является информационной открытостью образовательной организации.
Такая доступность должна быть обеспечена через электронную среду и сайт образовательной организации, который содержит на своих страницах главные учредительные документы и локальные нормативные акты [11, ст. 29; 12, 13]. Открытый перечень информации и
документов является обязательным для размещения на сайте, однако требует предусмотрительности при размещении данных о трудовом коллективе в соотношении законодательством о персональных данных [14, п. 11 ч. 1 ст. 6].
Правовой статус учитывает весь спектр образовательных организаций и организаций осуществляющих обучение, а так же различия в статусе, правоспособность различных типов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, особенности создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. К этому содержанию необходимо ещё добавить те нормативные требования, которые идентифицируют управление образовательными организациями, органы управления и «органы выражения мнения» [15] по отношению к системе управления.
Несмотря на то, что законодатель установил достаточно свободные требования к управлению образовательной организацией и формирования её системы, реализуя принцип автономии образовательных организаций, управление образовательной организацией должно соответствовать сочетанию принципов единоначалия и коллегиальности. Вместе с тем, образовательное законодательство устанавливает требования к управлению образовательными организациями как дополняющие к требованиям гражданского законодательства. Однако образовательное право и гражданское право как регуляторы такого рода управления не могут существовать полноценно друг без друга, так как их системы взаимно нормативно обогащаются. Комплементарный характер требований образовательного законодательства по отношению к гражданскому законодательству объясняется ещё и тем, что органы, входящие в систему управления образовательной организации всего лишь дополняют необходимый набор обязательных органов юридического лица с конкретизацией их полномочий [11, Ч. 3 и 4 ст. 26].
Система управления, формируемая по Закону об образовании, включает в себя те органы управления, которые являются характерными как для управления образованием в целом, так и для управления отдельно взятыми образовательными организациями. В структуре органов управления предусмотрены как единоличный исполнительный орган, так и коллегиальные органы управления. Данный подход законодателя обуславливает наличие руководителя образовательной организации в различных ипостасях по отношению к уровню образования (ректор, директор, заведующий и т.д.) как единоличного исполнительного органа. Вместе с тем наличие коллегиальных органов также обусловлено законодателем в качестве общего собрания (конференции), а также наличием педагогического совета (учёного совета). Требования образовательного законодательства, в данном случае, состоят в том, что в систему управления образовательной организации формируются три органа управления (один единоличный и два коллегиальных). Порядок формирования этих органов является обязательным для всех образовательных организаций. Правомочия собрания и конференции регламентируется количеством присутствующих работников. Для собрания характерным является присутствие более половины работников, а для конференции не менее двух третей делегатов.
Кроме указанных выше обязательных органов системы управления образовательной организации могут быть предусмотрены и сформированы иные органы, входящие в систему управления организации и предусмотренные её уставом (попечительский совет, наблюдательный совет и др.) [11, Ч. 4 ст. 26]. Надо иметь в виду, что создание указанных органов не является обязанностью образовательной организации, если речь не идёт об автономном учреждении в структуру управления которого входит наблюдательный совет как обязательный орган управления [7, Ч. 1 ст. 10].
Необходимо также учитывать, что вопросы, связанные с порядком формирования, компетенциями и сроками полномочий обязательных органов управления образовательной организацией должны закрепляться в уставе образовательной организации, который отражает так же и необходимость формирования дополнительных органов управления [11, Ч. 5 ст. 26].
Органы управления и органы выражения мнения являются различными понятиями и несут в себе разный нормативный смысл. Органы управления предназначены для регулирования функциональным содержанием образовательной организации, а органы выражения мнения направлены на необходимость учёта их мнения и влияют лишь косвенно на систему управления в образовательной организации. Различия между этими органами являются существенными, так как органы выражения мнения являются структурами внешними по отношению к образовательной
организации и формируются (создаются) обучающимися, родителями и другими в той структуре, которая не закрепляется в образовательной организации и не зависит от её воли и воли её учредителя. Данный подход обусловлен ещё и тем, что обязательный орган управления вправе действовать от имени образовательной организации, а орган выражения мнения такого права не имеет. Ходатайство об учёте мнения перед обязательным органом образовательной организации это всё чем наделён орган выражения мнения. Органы выражения мнения по отношению к образовательному процессу, формирующие мнения участников образовательного процесса представлены в Законе об образовании в виде советов (обучающихся, родителей, профессиональных союзов) [11, Ч. 6 ст. 26] и имеют вид открытого перечня, так как предполагается создание и иных органов [11, Ч. 6 ст. 23]. Учёт мнения этих органов необходим лишь в тех случаях, которые предусмотрены в Законе об образовании. Например, при принятии образовательной организацией локального нормативного акта [11, Ч. 1 ст. 38], определении размеров стипендии [11, Ч. 8 ст. 36], выборе меры дисциплинарного взыскания для обучающегося [11, Ч. 7 ст. 43] и др.
Признание права на участие в управлении образовательной организацией за всеми участниками образовательного процесса является одним из основных требований Закона об образовании, который разграничивает понятия «управление» и «участие в управлении». Законодатель даёт указание на то, что управление невозможно без обязательных органов управления образовательной организации, а значит невозможно и функционирование самой образовательной организации, тогда как «участие в управлении» имеет иной смысл, содержанием которого является выражение мнения по кругу вопросов образовательного процесса.
Образовательные организации, исходя из своих материальных признаков [16], проходя процедуры создания, преобразования и реорганизации, учитывают те особенности, которые предусматривает Закон об образовании [11, ст. 22]. Статьёй 22 предусмотрено, что данные процедуры осуществляются по гражданскому законодательству, с установкой некоторых особенностей для ряда категорий образовательных организаций с целью реализации права на образование отдельных категорий граждан. Организационно-правовые формы образовательных организаций предусмотрены как для некоммерческих организаций [1, п.3. ст. 50]. Таких форм, которые предполагаются для создания образовательных организаций законодатель определяет шестнадцать, которые последовательно исключаются в силу особенностей функционального содержания самой образовательной организации [17]. Например, образовательная организация не может быть создана в форме товарищества собственников недвижимости [1, п. 1 ст. 123.12], а также предполагается ещё одна её типология в зависимости от форм собственности и учредителя, в которую входят: государственные, муниципальные и частные организации [11, Ч. 4 ст. 22]. Исходя из смысла норм Закона об образовании к государственным образовательным организациям относятся как федеральные образовательные организации, так и образовательные организации субъектов Российской Федерации [11, Ч. 5 ст. 22]. Городские округа и муниципальные районы могут быть учредителями муниципальных образовательных организаций, тогда как городские и сельские поселения не имеют полномочий в области образовательной деятельности [11, Ч. 6 ст. 22].
Особое внимание уделяется наименованию образовательных организаций, а также ошибочному наименованию частных образовательных организаций «негосударственными», так как органы местного самоуправления, согласно статье 12 Конституции, не входят в систему органов государственной власти и фактически также не являются государственными.
Существует целый ряд образовательных организаций, которые создаются, только Российской Федерацией [18]. К ним относятся образовательные организации различных министерств и ведомств. Например, ведомственные высшие учебные заведения Министерства обороны России, как образовательные организации, реализуют образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства. Ведомственные высшие учебные заведения Министерства внутренних дел России, как образовательные организации, реализуют образовательные программы высшего образования в области обеспечения законности и правопорядка. Приведенные примеры не являются исчерпывающими, так как в структуре исполнительной власти существует множество силовых ведомств.
К образовательным организациям, создаваемым Российской Федерацией или её субъектами, относятся организации для обучающихся с девиантным поведением, которые создаются в виде учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа [19].
При реорганизации и ликвидации образовательных организаций законодателем так же устанавливаются некоторые особенности, заключающиеся в общем требовании независимо от их типа и учредителя в предварительном получении положительного заключения комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации [11, Ч. 11 ст. 22]. Порядок проведения оценки, которая является основным содержанием заключения комиссии [11, Ч. 13 ст. 22], а также Правила её проведения и Правила создания комиссии по оценке и подготовки заключений по решению реорганизации и ликвидации [20]. имеют чётко обозначенные подходы для федеральных государственных образовательных организаций [21]. В отношении остальных образовательных организаций по субъектам Российской Федерации и местному самоуправлению также, существуют аналогичные порядки, устанавливаемые уполномоченным органом государственной власти субъекта [11, Ч. 14 ст. 22]. Вызывает также интерес особенность по заданному кругу вопросов (реорганизация, ликвидация) для образовательной организации, находящейся (расположенной) в сельском поселении.
Проводя сравнительный анализ ранее действовавшего и ныне действующего законодательства, необходимо отметить, что принятие решения о реорганизации или ликвидации не может быть допущено без учёта мнения жителей данного поселения, тогда как в ранее действовавшем Законе учитывалось и мнение схода жителей населённых пунктов, которые обслуживались данным учреждением. Вместе с тем, учёт мнения является статистическим мероприятием и не означает получения согласия в документальной форме в установленные сроки. Данное мнение должно быть рассмотрено и получено комиссией без установленного порядка и без органа, уполномоченного определять такой порядок, то есть установление определяется исключительно учредителем данных образовательных организаций.
В части касающейся дошкольных образовательных организаций, связанной с учётом мнения жителей, необходимо отметить факт исключения их из перечня организаций по указанным выше процедурам (реорганизация, ликвидация) в новом Законе, что повлекло неточность [11, Ч. 6 ст. 27], связанную с особенностью принятия решения о ликвидации филиала дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации в определённом порядке [11, Ч. 111, 12, ст. 22]. Говоря языком действующего законодательства, для принятия решения о ликвидации дошкольной образовательной организации сельского поселения учёт мнения жителей формально не требуется, а для принятия подобного решения в отношении её филиала, расположенного там же, учёт мнения жителей уместен и необходим. Такое регулирование предполагает корректировку норм, связанных с ликвидаций таких образовательных организаций.
Литература и источники
1. Гражданский кодекс РФ // КонсультантПлюс
2. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2008.
3. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. Проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: «НОРМА-ИНФРА-М», 2001.
4. Матузов Н.И., Малько А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1966. № 1. С. 16-29.
5. Рассолов М. М. Проблемы теории государства и права. М.: ЮНИТИ, 2007.
6. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» // КонсультантПлюс
7. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // КонсультантПлюс
8. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // КонсультантПлюс
9. Сюбарева И. Ф, Правовой режим имущества образовательных организаций // https://wiselawyer.ru/poleznoe/68654-pravovoj-rezhim-imushhestva-obrazovatelnykh-organizacij (время запроса 23.11.2023);
10. Образовательное право: учебник для вузов / А. И. Рожков [и др.]; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 376 с.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс
12. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от 11.07.2020) «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации» // КонсультантПлюс
13. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации» // КонсультантПлюс
14. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных» // КонсультантПлюс
15. Образовательное право: учебник для вузов / стр. 151; А. И. Рожков [и др.]; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 376 с.
16. Ладнушкина Н.М., Пашенцев Д.А., Феклин С.И. Образовательное право: вопросы теории и практики: монография. Рязань: ООО "Издательство "Концепция", 2017. 236 с.
17. Почтарь Т.М. Образовательное право и законодательство (теоретико-правовой анализ) // Вестник Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета: сборник научных трудов. М: Московский политехнический университет, 2022. С. 75-81.
18. Образовательное право и законодательство: тренды и стратегия развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Томск, 25-26 февраля 2022 года / Под ред. С.В. Ведяшкина, Д.В. Сенниковой. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2022. 140 с.
19. Ожиганова М.В. Образовательное право. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. 144 с.
20. Постановление Правительства РФ от 06.02.2014 №№ 84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений» // КонсультантПлюс
21. Гусев Е.В., Колчина И.А., Михайлин М.Ю. Образовательное право в системе высшего образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 01 марта 2021 года. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2021. С. 70-72.
References and Sources
1. Grazhdanskij kodeks RF // Konsul'tantPlyus
2. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava: Uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: TK «Velbi»; Prospekt, 2008.
3. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik dlya vuzov / pod red. Prof. V. M. Korel'skogo i prof. V. D. Perevalova. 2-e izd., izm. i dop. M.: «NORMA-INFRA-M», 2001.
4. Matuzov N.I., Mal'ko A. V. Pravovye rezhimy: Voprosy teorii i praktiki // Pravovedenie. 1966. .№ 1. S. 16-29.
5. Rassolov M. M. Problemy teorii gosudarstva i prava. M.: YuNITI, 2007.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.07.2010 N 538 «O poryadke otneseniya imushchestva avtonomnogo ili byudzhetnogo uchrezhdeniya k kategorii osobo cennogo dvizhimogo imushchestva» // Konsul'tantPlyus
7. Federal'nyj zakon ot 03.11.2006 .№ 174-FZ «Ob avtonomnyh uchrezhdeniyah» // Konsul'tantPlyus
8. Federal'nyj zakon «O nekommercheskih organizaciyah» // Konsul'tantPlyus
9. Syubareva I. F, Pravovoj rezhim imushchestva obrazovatel'nyh organizacij // https://wiselawyer.ru/poleznoe/68654-pravovoj-rezhim-imushhestva-obrazovatelnykh-organizacij (vremya zaprosa 23.11.2023);
10. Obrazovatel'noe pravo: uchebnik dlya vuzov / A. I. Rozhkov [i dr.]; pod redakciej A. I. Rozhkova, V. Yu. Matveeva. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2024. 376 s.
11. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. .№ 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus
12. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.07.2013 N 582 (red. ot 11.07.2020) «Ob utverzhdenii Pravil razmeshcheniya na oficial'nom sajte obrazovatel'noj organizacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti \"Internet\" i obnovleniya informacii ob obrazovatel'noj organizacii» // Konsul'tantPlyus
13. Prikaz Rosobrnadzora ot 29.05.2014 N 785 «Ob utverzhdenii trebovanij k strukture oficial'nogo sajta obrazovatel'noj organizacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti \"Internet\" i formatu predstavleniya na nem informacii» // Konsul'tantPlyus
14. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 .№ 152 «O personal'nyh dannyh» // Konsul'tantPlyus
15. Obrazovatel'noe pravo: uchebnik dlya vuzov / str. 151; A. I. Rozhkov [i dr.]; pod redakciej A. I. Rozhkova, V. Yu. Matveeva. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2023. 376 s.
16. Ladnushkina N.M., Pashencev D.A., Feklin S.I. Obrazovatel'noe pravo: voprosy teorii i praktiki: monografiya. Ryazan': OOO \"Izdatel'stvo \"Koncepciya\", 2017. 236 s.
17. Pochtar' T.M. Obrazovatel'noe pravo i zakonodatel'stvo (teoretiko-pravovoj analiz) // Vestnik Kolomenskogo instituta (filiala) Moskovskogo politekhnicheskogo universiteta: sbornik nauchnyh trudov. M: Moskovskij politekhnicheskij universitet, 2022. S. 75-81.
18. Obrazovatel'noe pravo i zakonodatel'stvo: trendy i strategiya razvitiya: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk, 25-26 fevralya 2022 goda / Pod red. S.V. Vedyashkina, D.V. Sennikovoj. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2022. 140 s.
19. Ozhiganova M.V. Obrazovatel'noe pravo. Ekaterinburg: Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet, 2021. 144 s.
20. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.02.2014 .№ 84 «Ob utverzhdenii Pravil provedeniya ocenki posledstvij prinyatiya resheniya o reorganizacii ili likvidacii federal'noj gosudarstvennoj obrazovatel'noj organizacii i Pravil sozdaniya komissii po ocenke posledstvij prinyatiya resheniya o reorganizacii ili likvidacii federal'noj gosudarstvennoj obrazovatel'noj organizacii i podgotovki ukazannoj komissiej zaklyuchenij» // Konsul'tantPlyus
21. Gusev E.V., Kolchina I.A., Mihajlin M.Yu. Obrazovatel'noe pravo v sisteme vysshego obrazovaniya // Innovacionnye podhody k resheniyu professional'no-pedagogicheskih problem: Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Nizhnij Novgorod, 01 marta 2021 goda. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina, 2021. S. 70-72.
ДИКАЕВ САЛМАН УМАРОВИЧ - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; профессор кафедры криминалистики, Санкт-Петербургский университет МВД России ([email protected]).
КУЗИН НИКОЛАИ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат технических наук, доцент, кафедра гражданского права, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; доцент кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургский университет МВД России ([email protected]).
ШУБНИКОВ ЮРИЙ БОРИСОВИЧ - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена ([email protected]).
DIKAEV, SALMAN U. - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Criminal Law of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University; Professor, Department of Criminalistics, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
KUZIN, NIKOLAY N. Ph.D. in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University; Associate Professor of the Department of Economic Security, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor ([email protected]).
SHUBNIKOV, YURI B. - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Civil Law of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University ([email protected]).