Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового регулирования современной миграционной политики российской Федерации'

Некоторые аспекты правового регулирования современной миграционной политики российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ИНТЕГРАЦИЯ / STATE MIGRATION POLICY / LEGAL REGULATION / FOREIGN NATIONALS / CONCEPTION OF STATE MIGRATION POLICY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дрягин Василий Васильевич

В статье рассматривается ряд положений российского законодательства, закрепляющих направления современной государственной миграционной политики. Отмечается их взаимосвязь, подчеркивается значимость интеграционных процессов как на национальном, так и на международном уровнях. Описываются механизмы реализации современной государственной миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE MODERN MIGRATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses a number of provisions of the Russian legislation formalizing the course of the contemporary migration policy. The author notes their relationship, emphasizes significance of integration processes at both national and international levels. The mechanisms of the contemporary migration policy implementation are described.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового регулирования современной миграционной политики российской Федерации»

УДК 342:325(470 + 571) Дрягин Василий Васильевич

ассистент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация:

В статье рассматривается ряд положений российского законодательства, закрепляющих направления современной государственной миграционной политики. Отмечается их взаимосвязь, подчеркивается значимость интеграционных процессов как на национальном, так и на международном уровнях. Описываются механизмы реализации современной государственной миграционной политики.

Ключевые слова:

государственная миграционная политика, правовое регулирование, иностранные граждане, Концепция государственной миграционной политики, интеграция.

Dryagin Vasily Vasilyevich

Assistant, Theory and History of State and Law Department, Institute of Law, Krasnoyarsk State Agrarian University

SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE MODERN MIGRATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Summary:

The article discusses a number of provisions of the Russian legislation formalizing the course of the contemporary migration policy. The author notes their relationship, emphasizes significance of integration processes at both national and international levels. The mechanisms of the contemporary migration policy implementation are described.

Keywords:

state migration policy, legal regulation, foreign nationals, Conception of State Migration Policy, integration.

Сегодня в свете последних событий вопросам, связанным с относительно спокойными до недавнего времени миграционными процессами, уделяется особое внимание как на международном, так и на национальном уровнях [1]. Напряженная миграционная ситуация сказалась на изменении содержания миграционной политики и ее правовом регулировании в отдельных государствах, в том числе в Российской Федерации.

Так, в РФ в 2013-2014 гг. для граждан, прибывших в страну в порядке, не требующем получения визы, был введен ряд новых правил: ограничение срока пребывания иностранцев на территории РФ периодом в 90 дней из каждых 180 суток; ужесточение наказаний за нарушение миграционных законов; создание «запретного» списка, лицам, входящим в который, запрещен въезд в страну; возможность въезда в Россию только по загранпаспорту; замена разрешения на работу патентами, для получения которых обязательно сдавать экзамены на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ [2; 3].

С 1 января 2016 г. действует Положение о государственной информационной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, или так называемая система «Мир» [4], представляющая собой совокупность информационных систем, их частей и (или) других технологических, организационных и вспомогательных элементов, объединенных в ведомственные сегменты. Система создается на основе объединения государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и государственной информационной системы миграционного учета и должна способствовать эффективной реализации политики в сфере миграционного и регистрационного учета, а также снижению риска подделки документов, удостоверяющих личность, и использования поддельных документов (как российских, так и иностранных). Скорее всего, это следующий этап развития внутренних сервисов ФМС, проявляющийся в более глубокой интеграции в них других ведомств, например ФСБ, МИДа, МВД и др. [5]. Так, система призвана улучшить контроль соблюдения законов иностранцами, а также формировать полную информацию об их перемещениях и осуществлении ими трудовой деятельности, что в свою очередь позволит давать актуальную оценку миграционной ситуации в стране (регулярная подготовка аналитических материалов и ведение статистики). То же самое и с пограничным контролем: например, благодаря системе (как следует из постановления) данные о пересечении границы иностранцами, которые будет вносить погранслужба ФСБ, сразу же будут доступны другим ведомствам, включая ФМС [6].

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 4)

Эти и иные нововведения основаны на утвержденной Президентом РФ 13 июня 2012 г. Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 г. [7], в которой закреплены основы правового регулирования миграционной политики Российского государства на указанный долгосрочный период. Концепция включает в себя несколько основных направлений, по которым и будет осуществляться российская миграционная политика. Так, в соответствии с Концепцией выделяются три цели государственной миграционной политики России на современном этапе: обеспечить национальную безопасность государства и максимальную защищенность населения, а также его комфорт и благополучие; стабилизировать численность постоянного населения и стимулировать его прирост; содействовать имеющимся потребностям российской экономики в рабочей силе, в повышении конкурентоспособности в отдельных ее секторах, в экономической модернизации и развитии инноваций [8].

Для достижения вышеперечисленных целей предлагается создать реальные стимулы для переселения в Россию на постоянное место жительства как наших соотечественников, проживающих за рубежом, так и эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан, которые могут быть полезны Российской Федерации. Для этого в Концепции предлагается использовать балльный подход к отбору мигрантов при получении ими вида на жительство; ввести по отношению к ряду лиц ускоренный (упрощенный) порядок получения российского гражданства и активно применять его; сделать более простыми и доступными правила въезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан, которые прибывают в страну с деловыми целями, и т. д.

Предполагается, что Концепция будет реализована в 3 этапа:

- 1-й этап (2012-2015 гг.) - создание инфраструктуры, необходимой для проживания трудовых мигрантов, для их интеграции в российское общество и адаптации к российским условиям;

- 2-й этап (2016-2020 гг.) - обобщение и анализ правоприменительной практики в области миграционной политики, что должно привести к усовершенствованию системы анализа миграционной ситуации. Так, планируется, что к 2021 г. миграционный отток населения из Сибири и Дальнего Востока будет приостановлен.

- 3-й этап - вынесение оценки эффективности миграционных программ, которые были приняты и реализованы, уточнение стратегии их реализации.

К основным механизмам реализации современной государственной миграционной политики можно отнести следующие направления: 1) совершенствование существующей нормативно-правовой базы в области миграции, а также исполнение правовых норм российского законодательства в данной сфере; 2) разработка и заключение межгосударственных и межправительственных договоров и договоров межведомственного характера; 3) разработка и реализация федеральных и региональных миграционных программ, а также соответствующих мероприятий по обустройству (самообустройству) вынужденных мигрантов и включению их в федеральные, межрегиональные и региональные программы социально-экономического развития разных уровней; 4) разработка с учетом геополитических интересов страны конкретных социально-экономических мер, направленных на урегулирование миграционных процессов, определение четких перспектив развития регионов, выделение наиболее предпочтительных для размещения мигрантов районов (с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации), урегулирование социально-экономической, демографической и экологической ситуации в России в целом и в отдельных ее субъектах; 5) формирование и реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие системы рабочих мест в процессе реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов; 6) создание целостной информационной системы, включающей в себя сеть региональных и межрегиональных информационных центров; 7) совершенствование процедур по разграничению отдельных полномочий между федеральными и региональными органами государственной исполнительной власти, касающихся исполнения основных задач российской миграционной политики; 8) развитие системы органов, управляющих миграционными процессами, в том числе совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти, связанных с вопросами въезда иностранцев и лиц без гражданства на территорию РФ, их пребывания на данной территории и выезда из нее, укрепление мер, способствующих усилению сотрудничества и взаимодействия между ними; 9) создание целостной системы, направленной на научное обеспечение, профессиональную подготовку и переподготовку кадров по миграционным вопросам.

Однако необходимо четко обозначить стратегические ориентиры российской миграционной политики, которые должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены с конкретно определенными перспективами экономического, социального и демографического развития Российской Федерации, внешней политикой России и интеграционными процессами на территориях государств - участников СНГ, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также

закономерно учитывать общемировые тенденции процесса глобализации [9]. Все это будет способствовать решению проблем, препятствующих эффективному нормативному правовому регулированию отдельных аспектов миграции.

Ссылки и примечания:

1. См. подробнее: Алешковский И.А. Тенденции международной миграции населения в современной России в условиях глобализации // Век глобализации. 2011. № 1 ; Дмитриев А.В., Жуков В.И., Пядухов Г.А. Миграция: конфликт, безопасность, сотрудничество. М., 2009. 354 с. ; Особенности миграционной политики: проблемы, поиски, решения : сб. науч. тр. / под ред. Г.А. Барышевой. Томск, 2012. 516 с.

2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 10.01.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

3. Миграционные законы - 2016. Что нового для иностранцев в законах РФ [Электронный ресурс]. URL: http://tjk.rus4all.ru/city_msk/20151218/726387764.html (дата обращения: 04.04.2016).

4. Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 06.08.2015 № 813. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. 5 апреля 2016 г. на встрече с главой Министерства внутренних дел Владимиром Колокольцевым, главой Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктором Ивановым, замглавы Федеральной миграционной службы (ФМС) Екатериной Егоровой и командующим внутренними войсками МВД Виктором Золотовым президент РФ Владимир Путин сообщил, что подчинил Министерству внутренних дел Федеральную миграционную службу и ФСКН.

6. Миграционные законы - 2016 ...

7. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Утверждена Указом Президента РФ от 13.06.2012 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

8. См.: Дмитриев А.В., Жуков В.И., Пядухов Г.А. Указ. соч.

9. Дрягин В.В. Государственная политика в системе образования и миграционная государственная политика: проблемы интеграции // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2016. С. 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.