Научная статья на тему 'Некоторые аспекты повышения эффективности деятельности субъектов воспитательной работы в сфере профилактики правонарушений и укрепления служебной дисциплины среди личного состава образовательных организаций ФСИН России'

Некоторые аспекты повышения эффективности деятельности субъектов воспитательной работы в сфере профилактики правонарушений и укрепления служебной дисциплины среди личного состава образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВУИС / СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / SUBJECT OF EDUCATION IN THE SPHERE OF CRIME PREVENTION AND DISCIPLINE PROMOTION AMONG STUFF / TERRITORIAL BODIES OF THE FPS / PENAL SYSTEM / EDUCATION IN PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мачкасов Александр Игоревич, Панарин Дмитрий Александрович, Паршков Александр Владимирович

в современных условиях развития и формирования институтов гражданского общества, правового демократического государства, правовой системы, реализации курса на неукоснительное обеспечение прав и свобод человека и гражданина одним из главных приоритетов деятельности Федеральной службы исполнения наказаний является формирование высокопрофессионального кадрового состава, способного быстро и эффективно решать задачи, поставленные перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, обществом и государством. Все это напрямую связано с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического климата, служебной дисциплины и законности в подразделениях и в конечном счете диктует необходимость повышения эффективности воспитательной работы с личным составом, определения новых приоритетов в данной работе, совершенствования организационно-штатной структуры подразделений, осуществляющих воспитательную работу с личным составом, и обеспечения их оптимального финансирования. В статье предпринята попытка отразить основные направления повышения эффективности деятельности субъектов воспитательной работы в сфере укрепления служебной дисциплины и профилактической работы среди личного состава образовательных организаций ФСИН России. Результаты проведенного исследования, изложенные в статье, используются и могут быть использованы при организации занятий в рамках служебно-боевой подготовки с личным составом, а также при проведении индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками образовательных организаций ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мачкасов Александр Игоревич, Панарин Дмитрий Александрович, Паршков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT OF EDUCATION IN THE SPHERE OF CRIME PREVENTION AND DISCIPLINE PROMOTION AMONG STAFF OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

in contemporary conditions of developmen tand forming of civil society institutions, democratic state, modern legal system, strict observance of human and civil rights and freedoms one of the principle prioriПСИХОЛОГОties of FSIN is forming of highly professional staff able to solve objectives set by the society and state for bodies and institutions of penal system quickly and effectively. All this is directly related to the forming of high professional and moral qualities of the staff, improvement of morale, discipline promotion and legality in units, and ultimately dictates the need to improve educational work with the staff, set new priorities in this work, improve the organizational structure of the structural units engaged in educational work with staff, and provide for their optimal funding. The article uncovers certain aspects of discipline promotion and rule-of-law system in educational institutions of the FPS of Russia in contemporary conditions.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты повышения эффективности деятельности субъектов воспитательной работы в сфере профилактики правонарушений и укрепления служебной дисциплины среди личного состава образовательных организаций ФСИН России»

УДК 343.83 АЛЕКСАНДР ИГОРЕВИЧМАЧКАСОВ,

ББК 67.409.022 кандидат юридических наук,

М37 заместитель начальника научного центра,

начальник научно-исследовательского отдела, e-mail: [email protected]; ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАНАРИН, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника академии по работе с личным составом,

e-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ПАРШКОВ,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела

научного центра (Академия ФСИН России), e-mail: [email protected] © Мачкасов А. И., Панарин Д. А., Паршков А. В., 2015

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СРЕДИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

Реферат: в современных условиях развития и формирования институтов гражданского общества, правового демократического государства, правовой системы, реализации курса на неукоснительное обеспечение прав и свобод человека и гражданина одним из главных приоритетов деятельности Федеральной службы исполнения наказаний является формирование высокопрофессионального кадрового состава, способного быстро и эффективно решать задачи, поставленные перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, обществом и государством. Все это напрямую связано с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического климата, служебной дисциплины и законности в подразделениях и в конечном счете диктует необходимость повышения эффективности воспитательной работы с личным составом, определения новых приоритетов в данной работе, совершенствования организационно-штатной структуры подразделений, осуществляющих воспитательную работу с личным составом, и обеспечения их оптимального финансирования.

В статье предпринята попытка отразить основные направления повышения эффективности деятельности субъектов воспитательной работы в сфере укрепления служебной дисциплины и профилактической работы среди личного состава образовательных организаций ФСИН России.

Результаты проведенного исследования, изложенные в статье, используются и могут быть использованы при организации занятий в рамках служебно-боевой подготовки с личным составом, а также при проведении индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками образовательных организаций ФСИН России.

Ключевые слова: территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний, уголовно-исполнительная система, воспитательная работа в уголовно-исполнительной системе, образовательные организации ФСИН России, субъект воспитательной работы, профилактика правонарушений, укрепление служебной дисциплины среди личного состава.

В настоящее время важным фактором оптимизации системы государственного управления является реализация комплекса мер, направленных на укрепление служебной дисциплины и соблюдение законности, поэтому усиление контроля со стороны руководства

ФСИН России за состоянием служебной дисциплины и законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы является необходимым условием повышения эффективности их деятельности. На наш взгляд, данный постулат особенно важен в образовательных организациях

ФСИН России, основной задачей которых является подготовка высококвалифицированных кадров.

В этих целях авторским коллективом Академии ФСИН России (О. Н. Важенин, А. И. Мачкасов, Д. А. Панарин, А. В. Паршков, А. Н. Резепов) подготовлен аналитический обзор «Оценка эффективности деятельности субъектов воспитательной работы Академии ФСИН России в сфере профилактики правонарушений и укрепления служебной дисциплины среди личного состава», в котором рассмотрено современное состояние воспитательного процесса в сфере профилактики правонарушений и укрепления служебной дисциплины среди личного состава академии, а также подготовлен комплекс мер организационно-правового характера по повышению эффективности деятельности субъектов воспитательной работы в сфере профилактики правонарушений и укрепления служебной дисциплины среди личного состава образовательных организаций ФСИН России.

В частности, авторы обзора отмечают, что во ФСИН России действует Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденный приказом ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5 [1]. С учетом современного состояния государственной службы и весьма невысокого уровня доверия к ней со стороны населения разработка подобного рода документа является крайне востребованной.

Сегодня служебный этикет сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы основывается только на традициях и ритуалах, которые были заложены еще в дореволюционный и советский периоды. В настоящее время он незнаком подавляющему большинству сотрудников, так как личностное формирование многих из них происходило в то время, когда отсутствовала официальная идеология, был низкий эффект от социально-нравственного воспитания в государстве, на многих интенсивно оказывали влияние законы стихийного «псевдорынка». Все это привело к тому, что некоторые из них вообще не считают необходимым бескорыстное общественное служение обществу и государству. Четкий уставной порядок, строго регламентированные отношения, субординация и служебный этикет - для них пустое место. Тезис о том, что уставы и наставления (воинские и др.) «написаны кровью», у большинства из них вызывает ироническую реакцию и психологическое отторжение. Так, проведенные в Академии управления МВД России исследования показали, что каждый третий погибший или раненый сотрудник при исполнении служебных обя-

занностей стал жертвой сознательного пренебрежения требованиями служебной дисциплины и мер безопасности [2, с. 351].

Следует отметить, что соблюдение служебной дисциплины и законности не является гарантией повышения показателей эффективности служебной деятельности. Существует множество других аспектов, которые необходимо учитывать. К ним, на наш взгляд, можно отнести: правильную и грамотную организацию труда в коллективе, уровень профессионализма и ответственности работников, корректность и необходимость самих формулировок показателей эффективности выполнения государственных функций [3, с. 63-64].

Эффективность деятельности сотрудников, организующих воспитательную работу в образовательных организациях ФСИН России и реализующих в своей деятельности четкую систему по укреплению правопорядка, зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов, к которым следует относить:

осознание личным составом первостепенной важности служебной дисциплины в целом и личной дисциплинированности в частности, убежденность в жизненной необходимости строгого и точного соблюдения сотрудниками установленных законом норм и правил;

знание тех правил поведения, которые необходимо выполнять и соблюдать, умение, навык и воля соблюдать их строго и точно;

акцентирование внимания на межличностных взаимоотношениях сотрудников, на отношении коллектива к дисциплине, а также на отношениях руководителей и подчиненных;

соблюдение уставного порядка, который, к сожалению, многие отождествляют лишь с внутренним порядком в структурном подразделении, что в корне противоречит интересам дела;

благоприятные условия в семье, образовательной организации, обществе в целом.

Необходимо грамотно и правильно использовать дисциплинарную практику. Не надо скупиться на доброе слово в отношении подчиненного. Нельзя также оставлять без внимания ни одного случая нарушения служебной дисциплины и при необходимости строго и принципиально взыскивать с нарушителей. В этом плане особую роль играет умелая индивидуально-воспитательная работа, которая является одним из наиболее действенных методов воспитания личного состава. Эта работа сродни искусству. Она требует настойчивости, терпения, немалых педагогических навыков, знания психологии.

Считаем, что в целях повышения эффективности деятельности субъектов воспитательной работы в

сфере профилактики правонарушений и укрепления служебной дисциплины в образовательных организациях ФСИН России необходимо разработать комплексную программу профилактики правонарушений и укрепления законности среди личного состава образовательных организаций ФСИН России.

В качестве целей программы предлагаем закрепить:

организацию профилактики и предупреждения преступлений среди личного состава, чрезвычайных происшествий;

постоянное поддержание служебной дисциплины и законности в коллективах сотрудников, позволяющее им качественно выполнять поставленные оперативно-служебные задачи.

К основным задачам программы возможно отнести следующие:

неукоснительное и точное соблюдение сотрудниками требований Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов при выполнении оперативно-служебных задач, а также в повседневной жизни;

постоянное поддержание правопорядка в структурных подразделениях, обеспечение неукоснительного исполнения всеми сотрудниками требований нормативных правовых актов;

воспитание у личного состава сознательного отношения к гражданскому и служебному долгу сотрудника уголовно-исполнительной системы, формирование правового сознания и правовой культуры сотрудников, выработка у них навыков соблюдения законности и правопорядка;

создание стройной системы, направленной на формирование и повышение уровня психолого-педагогической компетентности руководителей структурных подразделений академии;

повышение эффективности профессионального психологического отбора на службу в академию, а также психологического сопровождения работы с личным составом;

обеспечение личной ответственности каждого сотрудника образовательной организации ФСИН России за исполнение своих должностных обязанностей, требований служебной дисциплины и законности, норм профессионально-служебной этики.

Целевые индикаторы программы предлагается разбить на три блока:

уровень соблюдения служебной дисциплины сотрудниками;

оценка состояния служебной дисциплины и профилактики чрезвычайных происшествий в структурных подразделениях;

состояние работы структурных подразделений по поддержанию служебной дисциплины и законности.

При этом следует минимизировать возможность злоупотреблений отчитывающихся. В настоящее время такая система в ее полном смысле еще не выстроена, и в большей мере это относится именно к правоохранительной службе. В результате сотрудники находят различные лазейки, искусственно набирая желаемый показатель [4].

Система целевых индикаторов должна служить ориентирами в профилактической работе. На каждый период необходимо установить пороговые и последовательно уменьшаемые (увеличиваемые) значения целевых индикаторов. При таком подходе и у руководителя, и у подчиненных появится осмысленное желание сообща достигать эти целевые индикаторы.

Для получения объективной картины, стимулирования руководителей и справедливого распределения их ответственности за профилактический сектор необходимо отойти от изжившей себя практики, когда состояние законности оценивается только путем сравнения количественных показателей в абсолютных цифрах (между отчетными периодами).

Основой системы целевых индикаторов должно стать определение удельного веса по каждой позиции рисков и негативных факторов, который под-считывается исходя от их общего количества к численности подразделения.

Учитывая постоянную переменность численности личного состава, удельный вес по каждой позиции системы целевых индикаторов предлагается определять ежемесячно. Это позволит определять средний показатель удельного веса за любой период на протяжении года (квартал, полугодие, учебный или календарный год) путем деления суммы ежемесячных показателей на число анализируемых месяцев.

К целевым индикаторам, на наш взгляд, следует отнести:

- общий уровень правонарушений;

- уровень травматизма, в том числе в результате неуставных взаимоотношений; отсутствия безопасных условий на рабочем месте;

- удельный вес правонарушений (на 1000 чел.);

- количество сотрудников, прошедших нарко- и психотестирование;

- удельный вес коррупционных правонарушений;

- количество административных правонарушений, совершенных личным составом в связи со службой и вне ее;

- количество совершенных дисциплинарных проступков и их повторность;

- количество дорожно-транспортных происшествий с участием личного состава на личном или служебном транспорте, в том числе повлекших за собой: причинение вреда здоровью людей или их гибель; причинение значительного ущерба образовательной организации;

- оценку состояния служебной дисциплины и профилактики чрезвычайных происшествий;

- состояние работы по поддержанию служебной дисциплины и законности;

- количество воспитательных мероприятий с личным составом;

- оценку личным составом уровня профилактической работы в образовательной организации;

- уровень правовой грамотности личного состава;

- уровень нормативно-правового обеспечения профилактической работы в образовательной организации;

- уровень взаимодействия образовательной организации с правоохранительными органами, органами власти и местного самоуправления, общественными организациями в сфере укрепления служебной дисциплины и законности и др.

В заключениие отметим, что в настоящее время идет масштабная модернизация системы воспитательной работы с личным составом в органах и учреждениях ФСИН России. В образовательных организациях ФСИН России эта работа в первую очередь направлена:

- на выработку у сотрудников уголовно-исполнительной системы комплекса гражданских, духовно-нравственных и иных профессионально значимых качеств для выполнения оперативно-служебных задач;

- подготовку сотрудников новой формации, способных решать задачи по охране правопорядка в современных условиях развития гражданского общества, а также готовых соблюдать конституционные права человека и гражданина и на практике осуществлять их эффективную защиту;

- формирование у сотрудников уголовно-исполнительной системы высокой антикоррупционной устойчивости, а также надежного иммунитета к профессионально-нравственной деформации личности в условиях выполнения поставленных оперативно-служебных задач.

Список литературы

1. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 4.

2. Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М., 2003. 415 с.

3. Павленко К. А. Служебная дисциплина в системе правоохранительной службы Российской Федерации : монография. Воронеж, 2012. 174 с.

4. Лысенко - жертва? Эксклюзивное признание оперативника УБЭП. URL: http://riasar.ru/investigation (дата обращения: 20.03.2015).

ALEXANDER IGOREVICH MACHKASOV,

phd in law,

deputy head of the science department, head of the research department,

e-mail: [email protected]; DMITRY ALEXANDROVICH PANARIN, phd in law, associate professor, deputy chief of the academy in extra-curricular activity,

e-mail: [email protected]; ALEXANDER VLADIMIROVICH PARSHKOV,

phd in law,

senior researcher of the research department of the science department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected] © Machkasov A. I., Panarin D. A., Parshkov A. V., 2015

SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT OF EDUCATION IN THE SPHERE OF CRIME PREVENTION AND DISCIPLINE PROMOTION AMONG STAFF OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

Annotation: in contemporary conditions of development and forming of civil society institutions, democratic state, modern legal system, strict observance of human and civil rights and freedoms one of the principle priori-

ties of FSIN is forming of highly professional staff able to solve objectives set by the society and state for bodies and institutions of penal system quickly and effectively.

All this is directly related to the forming of high professional and moral qualities of the staff, improvement of morale, discipline promotion and legality in units, and ultimately dictates the need to improve educational work with the staff, set new priorities in this work, improve the organizational structure of the structural units engaged in educational work with staff, and provide for their optimal funding.

The article uncovers certain aspects of discipline promotion and rule-of-law system in educational institutions of the FPS of Russia in contemporary conditions.

Key words: territorial bodies of the FPS; penal system; education in penal system; educational institutions of the FPS of Russia; subject of education in the sphere of crime prevention and discipline promotion among stuff.

References

1. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of criminal and executive system, 2012, no. 4.

2. Safronov A. D. Prestupnost' v Rossii i kriminal'naja bezopasnost' organov vnutrennih del [Crime in Russia and criminal safety of law-enforcement bodies]. Moscow, 2003. 415 р.

3. Pavlenko K. A. Sluzhebnaja disciplina v sisteme pravoohranitel'noj sluzhby Rossijskoj Federacii [Office discipline in system of law-enforcement service of the Russian Federation]. Voronezh, 2012. 174 р.

4. Lysenko - zhertva? Jekskljuzivnoe priznanie operativnika UBJeP [Lysenko - the victim? Exclusive recognition of the field investigator of management on fight against economic crimes]. Available at: http://riasar.ru/investigation (Accessed 20 March 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.