Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Конституция / Правительство / полномочия Премьер-министра / законопроект / законодательная инициатива / Парламент / Национальное Собрание / Вооруженные Силы. / Constitution / Government / deputy / powers of the Prime Minister / bill / legislative initiative / Parliament / the National Assembly / Armed forces.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костанян Г.С., Казанчян Л.А.

В данной научной статье, на основании изучения Kонституции и законодательства Республики Армения, раскрываются особенности деятельности Правительства Республики Армения. В частности, представлены полномочия Правительства, Премьер-министра, особенности государственного управления и законодательной инициативы Правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE AUTHORITY OF THE GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF ARMENIA

In this scientific article, based on the study of the Constitution and legislation of the Republic of Armenia, the features of the activities of the Government of the Republic of Armenia are revealed. In particular, the powers of the Government, the Prime Minister, the specifics of public administration and the legislative initiative of the Government are presented.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ»

2. But N. D. Theoretical, legal and organizational bases of prosecutor's supervision over the execution of laws on freedom of economic activity in the Russian Federation: dis. ... Doctor of Law. M. 2011. 550 p.

3. But N. D., Kuznetsov M. N. Prosecutor's supervision over the execution of laws regulating investment activity. 2020. №. 3 (77). pp. 17-23.

4. Ditsevich Ya. B. Prosecutor's supervision over the implementation by local self-government bodies of legislation on environmental protection // Voprosy ros-siyskogo i mezhdunarodnogo prava. 2016 No. 2. pp. 35-53.

5. Dokuchaeva E. A. Prosecutor's supervision over the execution of federal legislation at high-security facilities: enterprises of the military-industrial complex: dis. ... PhD in Law. M. 2009. 193 p.

6. Federal Law № 473-FZ of December 29, 2014 «On Territories of advanced Socio-economic development in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 31.12.2014. № 299.

7. Federal Law № 2202-I of January 17, 1992 «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» // Vedomosti of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 20.02.1992. № 8. Article 366.2.

8. Kalinovich A. E. Environmental prosecutor's offices of the Russian Federation and their activities in the field of construction and transport // The world of economics and law. 2015. № 12. pp. 38-46.

9. Kazarina A. Kh. Theoretical and applied problems of prosecutor's supervision over the execution of laws of economic orientation: dis. ... Doctor of Law. M. 2009. 481 p.

10. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation and the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East of September 26, 2017 № 671/7r/2-r «On the establishment of an interdepartmental working group for the protection of investors». URL: https://minvr.gov.ru/up-load/iblock/d06/rasporjazhenie_o_sozdanii_mezhve-domstvennoj_rabochej_gruppy_po_zashhite_prav_in-vestorov.pdf (accessed 04.04.2021).

11. Position of the interdepartmental working group for the protection of investors ' rights (ratified.

The Prosecutor General's office of the Russian Federation and the Ministry of the Russian Federation for development of the Far East on 13 November 2017) URL: https://www.garant.ru/prod-

ucts/ipo/prime/doc/71744338/ (accessed 04.04.2021).

12. Prosecutor's supervision in the Russian Federation: a textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty «Jurisprudence» / [E. V. Bykova et al.]; under the general editorship of A. N. Savenkov. M. 2009. Higher Education series. (3rd edition, revised and expanded). 453 p.

13. Savenkov A. N. Actual problems of constitutional legality in the Armed Forces of the Russian Federation and the role of the Prosecutor's Office in their solution: abstract of the diss. ... Doctor of Law. SPb. 2000. 44 p.

14. Savenkov A. N. Military prosecutor's office in Russia. M. Rits GSH VS RF. 2003. 141 p.

15. Savenkov A. N. Military prosecutor's office: history and fate. St. Petersburg. Publishing house Law Center Press. 2004. 301 p.

16. Sopneva E. V. Actual problems of prosecutor's supervision and investigation of crimes in places of deprivation of liberty:: dis. ... PhD in Law. M. 2000. 185 p.

17. The Prosecutor General of the Russian Federation, Yuri Chaika, based on the results of a joint board meeting with the Ministry for the Development of the Far East, set tasks for the prosecutor's office to protect the rights of investors.: https ://genproc.gov. ru/smi/news/genproc/news -1207408/. (accessed 04.04.2021).

18. Trofimov A. N. Prosecutor's supervision over the execution of legislation on investment activity: dis. ... PhD in Law. M. 2012. 212 p.

19. Vinokurov V. Yu. Prosecutor's supervision / course of lectures and practicum: textbook / [Yu. E. Vinokurov et al.]; under scientific ed. Vinokurova Yu. E. In-t advanced training of hands. cadres of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. M. 2006. 574 p.

20. Zubarev S. M. Theory and practice of control over the activities of the personnel of the penitentiary system: dis. ... Doctor of Law. M. 2006. 392 p.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

Костанян Г.С.

Ведущий научный сотрудник Института философии,

социологии и права НАН РА, Преподаватель юридического факультета Университета прокуратуры Российской Федерации Доктор юридических наук, Государственный советник юстиции 2-го класса

Казанчян Л.А.

Директор Института философии, социологии и права НАН РА,

Член Палаты адвокатов РА, Кандидат юридических наук, доцент Докторант Института философии, социологии и права НАН РА

SOME ASPECTS OF THE AUTHORITY OF THE GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF

ARMENIA

Kostanyan G.,

Leading researcher of the Institute of Philosophy, Sociology and Law of NAS RA, Lecturer at the Faculty of Law of the University of the Prosecutor's office of the Russian Federation, Doctor of Juridical Sciences, State Councillor of Justice of 2nd class.

Kazanchian L.

Director of the Institute of Philosophy, Sociology and Law of NAS RA, Member of Chamber of Advocates of the RA Candidate of Juridical Sciences, Associate professor Doctoral student of the Institute of Philosophy, Sociology and Law of NAS RA

Аннотация

В данной научной статье, на основании изучения Kонституции и законодательства Республики Армения, раскрываются особенности деятельности Правительства Республики Армения. В частности, представлены полномочия Правительства, Премьер-министра, особенности государственного управления и законодательной инициативы Правительства.

Abstract

In this scientific article, based on the study of the Constitution and legislation of the Republic of Armenia, the features of the activities of the Government of the Republic of Armenia are revealed. In particular, the powers of the Government, the Prime Minister, the specifics of public administration and the legislative initiative of the Government are presented.

Ключевые слова: Конституция, Правительство, полномочия Премьер-министра, законопроект, законодательная инициатива, Парламент, Национальное Собрание, Вооруженные Силы.

Keyword: Constitution, Government, deputy, powers of the Prime Minister, bill, legislative initiative, Parliament, the National Assembly, Armed forces.

Функции и полномочия правительства в конституциях многих демократических стран закреплены в обобщенной форме. Тем не менее, в каждом государстве правительство выступает в качестве основного государственного органа, обеспечивающего реализацию внутренней и внешней политики государства, в том числе осуществляет общее руководство органами системы государственного управления.

Правительство играет решающую роль в разработке и формировании основных целей государственной политики, в определении эффективных путей и средств их достижения [5, с. 266]. Согласно ч. 4 ст. 146 Конституции Республики Армения(да-лее-Конституция РА), к компетенции Правительства относятся все касающиеся исполнительной власти вопросы, которые не закреплены за иными органами государственного управления или местного самоуправления^].

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что если появляется необходимость в решении не требующих отлагательств вопросов которые не закреплены Конституцией, законами, подзаконными актами, то они должны быть представлены Правительством в качестве законопроекта и предложены Национальному Собранию РА на рассмотрение в рамках законодательной инициативы. Стоит отметить, что Конституционный суд РА в рамках обсуждаемой темы представил следующую

правовую позицию: "Рассматривая правомочия законодательного органа и Конституционного суда в контексте принципа разделения властей в вопросе преодоления пробелов в праве, Конституционный суд считает необходимым констатировать, что во всех случаях, когда пробел в праве обусловлен отсутствием нормативной заповеди в связи с конкретными обстоятельствами, находящимися в сфере праворегулирования, то подобное преодоление находится в компетенции законодательного органа" [7].

Конституция акцентирует две функции исполнительной власти: установление государственной политики и государственное управление. Более того, определение особенностей государственной политики в системе исполнительной власти приоритетно в отношении государственного управления, поскольку система органов государственного управления, осуществляющих функцию государственного управления, призвана реализовать те основополагающие решения, которые принимаются в сферах внутренней и внешней политики. Так, согласно ст. 152 и 153 Конституции РА, Правительство и его члены правомочны принимать подзаконные нормативные правовые акты[4]. Известно, что для обсуждения на заседаниях Правительства представляются: проекты законов; проекты подзаконных нормативных правовых актов Правительства; другие вопросы, предусмотренные Конституцией или законами [3].

Право представлять вопросы на обсуждение правительства имеют Премьер-министр, Вице-премьеры и министры. Другие органы исполнительной власти представляют вопросы посредством должностного лица, под ведомством которого действуют, а независимые комиссии и другие органы-через Премьер-министра.

Вопросы, подлежащие обсуждению, представляются, как правило, в виде проектов постановления Правительства или Премьер-министра. Перед тем, как представить их Правительству, проводятся определенные процедуры, а именно: проекты согласовываются с другими заинтересованными органами.

Обеспечение исполнения постановлений правительства и премьер-министра осуществляет аппарат премьер-министра. Постановления Правительства должны соответствовать Конституции и законам. Принятые Правительством и Премьер-министром подзаконные нормативные правовые акты в системе правовых актов РА, можно причислить к нормативным правовым актам третьей степени после Конституции и законов. Другие органы исполнительной власти, в свою очередь, в соответствии с Конституцией и законами правомочны принимать подзаконные нормативные правовые акты.

Стоит отметить, что постановления о выступлении с законодательной инициативой и подзаконные нормативные правовые акты Правительства принимаются устным голосованием - большинством голосов от общего числа членов Правительства. Другие постановления Правительства принимаются устным голосованием - большинством голосов участвующих в заседании членов Правительства. Участвующие в заседании члены Правительства обязаны участвовать в голосовании. Члены Правительства голосуют "за" или "против". При равенстве голосов голос Премьер-министра является решающим.

Правительство РА на основе своей программы, одобренной Национальным Собранием, разрабатывает внутреннюю и внешнюю политику государства. Премьер-министр, в свою очередь, в рамках программы Правительства, определяет основные направления политики Правительства, которые являются обязательными для членов Правительства, руководит деятельностью правительства и координирует работу членов Правительства.

Премьер-министр может дать поручения членам Правительства по конкретным вопросам Премьер-министр одновременно возглавляет Совет Безопасности.

Согласно ст. 8 закона РА "О структуре и деятельности правительства", Вице-премьер по поручению Премьер-министра осуществляет координацию отдельных сфер деятельности Правительства. Координация отдельных отведенных ему сфер деятельности Правительства включает такие предпринимаемые Вице-премьером действия, целью которых является согласование и гармонизация деятельности министерств, действующих в этих сферах[3].

Известно, что в сфере внешней политики, государство представляет Президент Республики, однако решающая роль в данной сфере отведена Правительству. Так, согласно ст. 132 Конституции РА, Президент Республики в установленных законом случаях и порядке: заключает по предложению Правительства международные договоры, назначает и отзывает по предложению Премьер-министра дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций, и т.д.[4]. В свою очередь, Правительство систематически информирует Президента Республики о реализации основных направлений внутренней и внешней политики Правительства, а по отдельным вопросам -по инициативе Президента Республики [3].

В современном демократическом, правовом государстве Правительство, в сфере обороны и государственной безопасности, осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности страны: организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям, обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, принимает меры по охране Государственной границы; руководит гражданской обороной и т.д. [1.с. 109].

Стоит отметить, что в РА, основные направления политики в области обороны устанавливает Совет безопасности, а министр обороны осуществляет руководство Вооруженными Силами в рамках этих основных направлений. Более того, Вооруженные Силы находятся в подчинении Правительства, и оно принимает постановление о применении вооруженных. В случае безотлагательной необходимости постановление о применении вооруженных сил по предложению министра обороны выносит Премьер-министр и немедленно сообщает об этом членам Правительства. Согласно ст.155 Конституции РА, высшим военным должностным лицом вооруженных сил является начальник Генерального штаба, которого по предложению Премьер-министра назначает Президент Республики на срок, установленный законом. В невоенное время начальник Генерального штаба подчиняется министру обороны, а во время войны Верховным Главнокомандующим вооруженными силами является Премьер-министр.

Правительство своими полномочиями призвано реализовать также основные цели политики государства в экономической, социальной и культурной сферах [6,с.298-299].

Государственное управление в областях обеспечивается посредством осуществления соответствующей территориальной политики и координации деятельности территориальных подразделений республиканских исполнительных органов.

Территориальная политика Правительства в регионах страны, в пределах полномочий отведенных законодательством, осуществляется аппаратом областных администраций и подведомственными областным организациям.

Стоит особо подчеркнуть пределы взаимоотношения Правительства и Национального Собрания, в частности, в рамках ежегодного доклада правительства о ходе и об итогах выполнения своей программы, законодательной инициативы, принятия государственного бюджета, письменных и устных вопросов депутатов, запросов фракций Национального Собрания, выражения недоверия Премьер-министру, обсуждения вопросов о доверии и отставке Правительства, и т.д. Стоит отметить, что таким образом выражается контрольно-надзорная деятельность Национального Собрания над Правительством, которая является одним из принципов демократии- прозрачностью.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что для обеспечения нормального развития общества, необходимо прежде всего сформировать действенную систему государственной власти с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной ветвей и с целью обеспечения их гармоничной и эффективной работы с применением системы сдержек и противовесов.

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов активно проявляется во взаимоотношении Правительства с министерствами, в рамках которой Правительство следит за работой государственного аппарата, министров [2,с.75-76].

Необходимо подчеркнуть, что после Конституционных реформ 2015г., Правительство РА, наравне с депутатами, фракциями Национального Собрания обладает правом законодательной инициативы. Вместе с тем, проект закона, который постановлением Правительства сочтен неотложным, принимается или отклоняется в двухмесячный срок.

Вместе с тем, проекты законов, исключительное право законодательной инициативы по которым принадлежит Правительству, могут ставиться на голосование только с поправками, приемлемыми для Правительства. Если согласно заключению Правительства проект закона существенным образом уменьшает доходы государственного бюджета или увеличивает расходы государства, то по требованию Правительства этот закон может быть принят большинством голосов от общего числа депутатов [4].

Следует подчеркнуть, что в сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране, прогнозирует

социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг, формирует мобилизационный план экономики, обеспечивает функционирование оборонного производства.

Из вышеизложенного следует, что Правительство обладает разнообразными полномочиями, которые реализуются в контексте укрепления демократического строя государства.

Список литературы

1. Батычко В.Т. Конституционное право России. Конспект лекций. Таганрог, ТТИ ЮФУ, 2009. -109с.

2. Гранкин И. В. Проблемы совершенствования конституционно-правового регулирования деятельности законодательных органов в Российской Федерации: дисс. ... док. юрид. Наук. М., 2007 -366 с.

3. Закон Республики Армения "О структуре и деятельности правительства" (прин.23.03.2018г.), [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show& ГО=6346&1а^гш,(дата обращения: 12.04.2021).

4. Конституция Республики Армения (с изм. от 06.12.2015г.), [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.president.am/ru/constitution-2015/, (дата обращения:12.04.2021).

5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Ба-глая, Ю. И. Лейбо Л. М. Энтина. М.: Норма, 2004.832 с.

6. Конституционное право Республики Армения/Под ред. Н.А. Айвазяна, Ереван, изд. Тигран мец, 2016 г.-400с.

7. Постановление Конституционного Суда Республики Армения "По делу об определении вопроса соответствия статей 151 и 152 Административно-процессуального кодекса Республики Армения Конституции Республики Армения на основании заявления общественной организации "Центр свободы информации" (ПКС - 864 от 5 февраля 2010г.) , [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.concourt.am/russian/decisions /common/index2010.htm, (дата обращения: 12.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.