104
Международные отношения КНР
Л.Е. Васильев
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Аннотация. Статья посвящена оценке политической ситуации в Центральной Азии. Особое внимание в статье уделено основным направлениям политики, которую проводит Китай во взаимоотношениях с государствами Центрально-Азиатского региона.
Ключевые слова: Китайская Народная Республика, геополитика, внешнеполитическая стратегия КНР, Шанхайская организация сотрудничества, Экономический пояс Шелкового пути.
1. Геополитическая ситуация в Центральной Азии
Центрально-Азиатский регион (ЦАР) занимает важное геостратегическое положение. Его географическая расположенность обеспечивает кратчайшую связь Кавказа и Среднего Востока со странами Восточной Азии, юга и севера континента. Вследствие этого с территории ЦАР удобно контролировать как транзитные пути, так и глубинные тыловые районы крупнейших государств Азии — Китая, Индии и России.
В последние десятилетия ЦАР постепенно перемещается с периферии региональной политики и становится одним из перспективных центров мировой политики и экономики в силу имеющегося геополитического потенциала государств региона в условиях формирования новых параметров геополитического влияния. Его значе-
Некоторые аспекты политики Китая в Центральной Азии
105
ние существенно возросло как в геоэкономическом (наличие залежей нефти и газа, запасов урана, золота, других цветных металлов и редкоземельных элементов), так и в геостратегическом плане (удобство прокладки международных коммуникаций влечет в регион мировые державы, и в первую очередь Китай).
На данном этапе ни одно государство ЦАР по своему геополитическому потенциалу не смогло стать «центром силы» и не может в полной мере повлиять на геополитические процессы в регионе. Поэтому на политическую трансформацию государств Центральной Азии и формирование их систем безопасности помимо внутренних факторов огромное влияние оказывают и внешние обстоятельства. В регион пришли и, скорее всего, останутся здесь навсегда такие мировые лидеры современности, как Китай и США.
Вместе с тем следует отметить, что на развитие политической ситуации в регионе оказывает существенное влияние то, что новые суверенные государства ЦАР длительное время входили сначала в состав Российской империи, а затем — Советского Союза.
С одной стороны, это позволило феодальным государствам, расположенным в Центральной Азии, совершить качественный скачок в экономическом и политическом развитии. Но с другой — такие эволюционные скачки имели и негативные последствия. Так, например, отсутствие квалифицированных кадров на местах заставило советское правительство осуществить широкую миграцию населения из европейской части страны в азиатские республики, что вызвало определенную «русификацию» их государственной и общественной жизни. Кроме того, отсутствие на территории региона практически всех основных отраслей современной промышленности при кадровом дефиците стало основной причиной придания сырьевой направленности создаваемой там экономики. И, наконец, централизованная власть в условиях единого государства существенно замедляла развитие местного самоуправления, что, в свою очередь, снижало уровень и качество местных властных структур. Результатом такого положения явилось то, что после декларации государственного суверенитета центральноазиатские государства были вынуждены создавать новые властные структуры, армию, полицию и т. п. в условиях дефицита времени и средств, что негативно сказывалось на эффективности этих структур. Кроме того, местная элита некото-
106
Международные отношения КНР
рых стран ЦАР в своем стремлении защитить национальный суверенитет от возможных угроз со стороны России приняла решение о вытеснении некоренных национальностей, в основном славянских, за пределы своих территорий. Так был нанесен дополнительный удар по социально-экономическому положению в молодых государствах и обстановке в них.
Кроме того, в условиях национального становления обострились межгосударственные отношения. К проблемам, возникшим в регионе, следует отнести:
• территориальные разногласия;
• незавершенность процессов демилитаризации границ;
• проблемы поставок энергетических и сырьевых ресурсов;
• распределение трансграничных водных ресурсов;
• наличие анклавов и мест компактного проживания некоренных национальностей;
• трансграничная торговля и освоение сопредельных территорий;
• нерегулируемая миграция населения;
• транзитная перевозка грузов через территории соседних государств;
• разнонаправленность ориентиров государств региона во внешнеполитической и внутриполитических сферах.
Исходя из складывающейся обстановки, центральноазиатские государства выбрали многовекторность своей внешней политики, во многом вследствие неподготовленности России после распада СССР к выработке адекватной политики развития сотрудничества с новыми центральноазиатскими государствами.
Политика стран Запада в отношении региона была всегда направлена на обеспечение их национальных интересов. Необходимо отметить, что защита традиционных западных ценностей — демократии и прав человека — уже не являются в Центральной Азии приоритетными для Запада. Однако многие проходящие в ЦАР процессы рассматриваются западными политиками с собственной точки зрения, что ведет иногда к искажению действительности и формированию ложных стереотипов. При этом следует учитывать, что этнокультурная характеристика, исторический путь развития, современное положение народов Центральной Азии нельзя назвать благо-
Некоторые аспекты политики Китая в Центральной Азии
107
приятными условиями для построения демократического государства по западному образцу. Наоборот, навязывание западных стандартов жизни и государственного устройства приведет к обострению и хаотизации обстановки в центральноазиатских государствах.
Анализируя политику основных мировых акторов в ЦАР, можно сделать вывод о том, что основными узлами противоречий в международных отношениях, способными оказать существенное влияние на ситуацию в регионе в настоящее время, могут стать:
• стремление конкретных стран обеспечить лидирующие позиции в регионе с целью установления эффективного контроля над возможными путями развития возникшей политической ситуации;
• борьба за право обладания ресурсами региона, а также за контроль над стратегическими межрегиональными коммуникациями;
• соперничество в поставках оружия и военной техники, а также в материально-техническом обеспечении вооруженных сил центральноазиатских государств;
• конкуренция за оказание влияния на лидеров государств ЦАР;
• стремление обеспечить контроль над стратегическими отраслями промышленности государств региона;
• соперничество на культурно-образовательном пространстве с попытками овладеть умами местной молодежи.
Кроме того, если оценивать современную политику самих центральноазиатских государств, то к возможным негативным факторам ухудшения геополитической ситуации в регионе следует отнести следующие.
1. Разнонаправленность взглядов руководства центральноазиатских государств в определении стратегических приоритетов развития, что существенно затрудняет процессы региональной интеграции.
2. Соперничество в решении общих вопросов региона с целью получения для своей страны максимальных дивидендов, что приводит к установлению барьеров в торговле, в пересечении границ друг друга, а также вызывает межнациональную напряженность, недоверие и конфликты.
3. Различный уровень экономического развития государств региона, что снижает эффективность решения общих для ЦАР задач.
108
Международные отношения КНР
4. Соседство нестабильных Афганистана и Пакистана, сохраняющаяся угроза проникновения в регион значительных групп исламских экстремистов, а также наличие сепаратистских и экстремистских движений на территориях самих центральноазиатских государств.
В настоящее время нельзя исключать возможность превращения Центральной Азии в одну из мировых «горячих точек» в случае обострения соперничества мировых держав в регионе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Более того, ЦАР можно назвать узлом противоречий, зоной высокой конфликтогенности, где остро переплетаются различные проблемы: от использования природных и людских ресурсов, до этнических и межгосударственных противоречий, причем обострение одной из проблем способно вызвать углубление других. Специфика географического положения региона, с одной стороны, делает его выгодным объектом нападения исламских экстремистов с южного и юго-западного направлений, а с другой стороны, ЦАР — это буфер для защиты таких стран, как Россия и Китай, от этих же экстремистов.
Кроме того, практически во всех государствах региона имеются значительные группы населения, пропагандирующие идеи сепаратизма, исламского экстремизма и использующие для достижения своих целей методы и способы террористической борьбы. Сейчас наблюдается продвижение военизированных исламистских группировок к северным и северо-западным районам Афганистана, а также налаживается взаимодействие и продолжается объединение потенциалов «Талибана» и «Исламского движения Узбекистана» с боевиками «Исламского государства (Ирака и Леванта)» (ИГИЛ), в составе которых воюет немалое количество выходцев из стран Центральной Азии, в первую очередь, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Поэтому, помимо внешнеполитических факторов, отрицательно влияющих на стабильность в регионе, необходимо учитывать и внутренние факторы, действующие в ЦАР, к которым относятся:
• определенная напряженность в двусторонних межгосударственных отношениях центральноазиатских государств;
• латентный конфликтный потенциал Ферганской долины;
• высокие риски и вызовы, вызванные снижением социально-экономического развития государств региона в условиях мирового финансового кризиса;
Некоторые аспекты политики Китая в Центральной Азии
109
• сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупции, способствующих снижению степени защищенности экономических и политических прав и свобод человека и гражданина;
• деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на политическое устройство, целостность, неприкосновенность территории государства;
• политический экстремизм в любой его форме, разжигание социальной, расовой, этнической, национальной, сословной и родовой вражды или розни.
При этом необходимо отметить, что государства Центральной Азии могут устойчиво развиваться и интегрироваться только при условии региональной стабильности и геополитического равновесия. Перед центральноазиатскими государствами встали вызовы, связанные с разделением границ, споры об использовании водно-земельных ресурсов, социально-экономические проблемы внутреннего характера и представляющие реальную угрозу такие явления современности, как национализм, сепаратизм, политический и религиозный экстремизм, миграция, незаконный оборот оружия и наркотиков, межэтнические конфликты. В ЦАР можно наблюдать частичное возвращение народов региона к потерянным основам своей цивилизационной культуры. Кроме того, необходимо учитывать активное включение центральноазиатских государств в процесс глобализации, когда столкновение интересов и внешних, и внутренних политических сил угрожает безопасности не только региона, но Европы и Азии в целом, а происходящие изменения в балансе политических сил могут оказывать влияние на формирование современной евразийской модели международных отношений.
2. Политика Китая в Центральной Азии
Центральная Азия стала первым регионом после Юго-Восточной Азии, в котором Пекин обозначил цель: закрепление и наращивание своего политического и экономического присутствия. Имен-
110
Международные отношения КНР
но здесь Китай добился своего признания в качестве регионального актора1. Хотя, по заявлениям китайского руководства, основными стратегическими направлениями внешней политики КНР являются южное (Тайвань) и восточное (США и Япония), Центральная Азия, находящаяся на северо-западе, рассматривается в качестве своеобразного тыла Поднебесной, а также представляет интерес как территория, по которой должен пройти «Экономический пояс Шелкового пути», являющийся экономической основой возрождения Великого Китая. Другими словами, в Пекине исходят из того, что Центральная Азия играет стратегически важную роль как в обеспечении национальной безопасности современного Китая, так и в его становлении в качестве великой мировой державы. Наряду с Россией этот регион играет роль своего рода глубокого тыла, беспроигрышной опоры перед лицом все более тревожащей Пекин переориентации военных акцентов США на тихоокеанский бассейн, где нарастает конкуренция двух центров тяготения — США и КНР.
Важность Центрально-Азиатского региона для Китая определяется следующими факторами.
1. ЦАР имеет и, скорее всего, будет иметь на длительную перспективу существенное значение с точки зрения обеспечения внешней и внутренней безопасности Китая. Слабость центральноазиатских государств, активная деятельность на их территории сепаратистских и исламских экстремистских организаций, их общая граница с Афганистаном и, наконец, наличие сепаратистских настроений в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) на Северо-Востоке КНР еще длительное время будет вынуждать пекинское руководство уделять серьезное внимание сотрудничеству с государствами региона в сфере безопасности.
2. Энергетическая составляющая в отношениях с государствами Центральной Азии в условиях быстро растущей китайской экономики также крайне важна для современного Китая. Это обусловлено близостью региона к территории КНР, и, следовательно, существенным снижением затрат на транспортировку энергоресурсов. Причем, по мере истощения запасов нефти и газа на территории самого Китая значение данного фактора будет возрастать.
3. Учитывая тот факт, что основной вектор развития Китая на долгосрочную перспективу направлен на превращение его в гло-
Некоторые аспекты политики Китая в Центральной Азии
111
бальную мировую державу XXI века, геополитическая составляющая его внешнеполитической деятельности, обеспечивающая достижение поставленной цели, должна быть представлена во всех регионах мира, где действуют основные мировые акторы — США, Евросоюз, Япония, Россия, Индия и другие. ЦАР — именно такой регион.
4. В ситуации, когда военное присутствие США и НАТО в Центральной Азии и Афганистане приняло долгосрочный характер, Китай должен учитывать, что в случае обострения обстановки в других близлежащих регионах мира, таких, как Тайвань, Юго-Восточная Азия, Тибет и т. п., ЦАР может стать плацдармом для нанесения ударов по его территории. Поэтому пекинское руководство вынуждено постоянно держать ситуацию под контролем и прилагать все усилия для недопущения военной экспансии США и НАТО в ЦАР.
Процесс проникновения и укрепления позиций Китая в Центральной Азии в последнем десятилетии прошлого века был обусловлен следующим:
• обретением суверенитета и государственности бывшими среднеазиатскими республиками Советского Союза;
• особенностями внешнеполитической деятельности России в этот период, когда ее основной вектор был направлен на выстраивание отношений с Западом, а политика в отношении Центральной Азии, практически, была пущена на самотек;
• опасением молодых центральноазиатских государств по поводу возможности проявления имперских амбиций России, что вызывает их стремление использовать Китай в качестве противовеса ей;
• географической близостью и исторической связью региона с Китаем еще со времен Великого шелкового пути, а также наличием культурных, родовых и семейных связей национальных меньшинств, проживающих в северо-западных районах КНР и на территориях центральноазиатских государств;
• эффективным решением пограничных проблем между Китаем и государствами региона, а также их тесными контактами по обеспечению безопасности в пограничных районах;
• растущей экономической мощью КНР и возможностью получения центральноазиатскими государствами китайской фи-
112
Международные отношения КНР
нансовой и другой помощи для развития собственных экономик;
• общей целью России и Китая — не допустить доминирования США в Центрально-Азиатском регионе2.
В настоящее время Китай с достаточной степени легитимности утвердился в ЦАР, наладил довольно успешные политические и экономические связи с государствами региона как в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), так и вне ее. При этом Пекин постоянно подчеркивает, что признает «особые интересы» России в этом регионе, не стремится к господству в нем и не пытается вмешиваться во внутренние дела соседей. Значение ШОС для Китая обусловлено следующим:
• необходимостью обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии после вывода из Афганистана войск коалиции;
• недопущением уменьшения значимости Китая в этой Организации в случае приема в нее новых членов, таких, как, например, Индия, Турция и др.;
• активным лоббированием в рамках Организации экономических интересов Китая;
• планомерным созданием в соответствии с принятой программой зоны свободной торговли в ШОС к 2020 г.
Другими словами, если учитывать, что в современных реалиях Россия является основным гарантом безопасности в ЦАР, то Китай хочет стать таким же гарантом его экономического развития. При этом, российское расширение военной инфраструктуры в регионе (прежде всего, в Таджикистане и Кыргызстане), которое наблюдается в настоящее время, не является предметом озабоченности для Пекина, поскольку, во-первых, обеспечивает региональную безопасность; во-вторых, служит сдерживающим фактором усиления влияния США; в третьих, снимает обвинения в геополитических устремлениях Пекина в глазах центральноазиатских лидеров и повышает привлекательность Китая в качестве ключевого инвестора в инфраструктурные и другие экономические проекты в Центральной Азии.
В сентябре 2013 г. китайским руководством была озвучена новая программа радикальной активизации всей внешнеэкономической
Некоторые аспекты политики Китая в Центральной Азии
113
деятельности КНР в Евразии под названием «Экономический пояс Шелкового пути». В китайской экспертной трактовке этот проект является попыткой соединить Центральную, Восточную, Южную и Западную Азию различными способами экономического сотрудничества3. При этом, в соответствии с проектом, Китай предполагает вести свою экономическую экспансию в регионе по следующим направлениям:
• продвижение региональной экономической интеграции;
• ускорение строительства единой транспортной сети, которая включала бы в себя сквозную транспортную магистраль от Тихого океана до Балтийского моря и трасс, соединяющих Восточную, Западную и Южную Азию;
• увеличение объемов торгового и инвестиционного сотрудничества;
• снижение и ликвидация торговых барьеров, сокращение издержек, упрощение бюрократических процедур;
• увеличение доли расчетов в национальных валютах;
• расширение «народных связей», с целью «подкрепить региональное сотрудничество прочной социальной и общественной базой»4.
Решение закреплять свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе — это не тактическое маневрирование Пекина. Оно однозначно носит долгосрочный самодовлеющий характер. Многочисленные факты показывают, что Китай умело пользуется тем, что центральноазиатские страны все больше стремятся разнообразить географию сотрудничества. Причем они сами нередко инициируют конкурентные ситуации в целях извлечения всевозможных выгод. Китай не преминул грамотно и расчетливо воспользоваться этим. Он буквально ворвался в государства Центральной Азии, предлагая свои и подхватывая местные проекты.
При этом нельзя игнорировать два момента в отношениях Китая и центральноазиатских государств. Во-первых, деятельность Китая в целом способствует социально-экономическому развитию центральноазиатских стран, повышению занятости населения и его образовательного уровня, исподволь содействует «стягиванию» региона, все еще разъедаемого центробежными тенденциями. Во-вторых, Китай при всем его благорасположении — отнюдь не альтруист,
114
Международные отношения КНР
хотя и прибегает к адресной безвозмездной помощи. Крупные инвестиционные и кредитные средства, как правило, имеют условием приобретение китайского оборудования и техники, т. е. работают на поддержание сравнительно высоких темпов роста китайской экономики.
При этом, с одной стороны, Китай провозглашает уважение суверенитета и территориальной целостности государств, недопущение гегемонизма, признание разнообразия мира, но с другой — решительно и жестко отстаивает свои национальные интересы, создает прецеденты спорных территорий с соседними странами и добивается их урегулирования в свою пользу, активно проводит экономическую и миграционную экспансию в разных частях мира.
Тем не менее, позитивная направленность китайской политики партнерства нашла благоприятный отклик в политических элитах центральноазиатских стран. Основные элементы китайской модели сделались для них притягательными и до некоторой степени стали ориентирами. К ним следует отнести:
Во-первых, выборочное и дозируемое во времени использование рыночных рычагов в экономической сфере, широкое включение страны в мировое разделение труда и осмотрительное заимствование иностранного опыта, формирование привлекательных условий для перевода на себя потоков зарубежных инвестиций.
Во-вторых, сохранение командных высот в руках государства, в том числе преемственность механизма долгосрочного планирования.
В-третьих, определяемая двумя вышеназванными моментами и обслуживающая их внешнеполитическая парадигма. Ее исходным пунктом служит идеология практицизма и рациональности, а основные черты:
• невмешательство во внутренние дела;
• уважение выбора народом социального строя и методов развития;
• равенство и взаимная выгода;
• решение проблемных ситуаций политическими средствами;
• поощрение добрососедства5.
Современные реалии говорят о том, что Китай строит свою политику в регионе исходя из холодного экономического расчета:
Некоторые аспекты политики Китая в Центральной Азии
115
принцип «мягкой силы» является его важнейшим дипломатическим принципом. С Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном Китай проявляет заинтересованность в сотрудничестве, в основном в нефтегазовой сфере, а с Киргизией и Таджикистаном — в водно-энергетической и транспортно-коммуникационной. Однако экономическая мощь КНР и людские ресурсы могут сыграть определяющую роль в ее доминировании в Центральной Азии в будущем. Китай превратился в главного инвестора в регионе: за 2001— 2011 гг. объем китайских инвестиций увеличился более чем в 20 раз, составив более 20 млрд долл. За 20 лет товарооборот между Китаем и государствами региона вырос практически в 100 раз6.
В основе китайской внешней политики в любом регионе мира, включая ЦАР, по-прежнему лежит задача обеспечения благоприятных внешних условий для дальнейшего развития Китая и его превращения в мощную мировую державу. При этом следует отметить, что политика Пекина в Центральной Азии стала более активной и наступательной. В какой-то степени это связано и с процессом обновления правящей элиты Китая, приходом к власти политиков — более амбициозных, прагматичных и жестких в отстаивании национальных интересов своей страны. Китай стал действовать на центральноазиатском направлении инициативно, грамотно используя при этом весь набор экономических, политических, военных и других инструментов как в рамках ШОС, так и в двусторонних форматах.
Ранее Пекин был склонен рассматривать регион как сырьевой придаток китайской экономики. Однако с началом реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути» экономическое присутствие КНР в ЦАР, скорее всего, будет идти за счет наращивания проектно-инвестиционной активности, в первую очередь в сырьевых секторах, в развитии транспортных и трубопроводных проектов, увеличении поставок готовой продукции, а также соответствующем финансовом сопровождении этих усилий. По мнению некоторых российских экспертов, китайский проект возрождения Великого шелкового пути представляет собой попытку усилить торговлю, а за ней продвижение китайского влияния в регионе по всем другим направлениям. Не случайно все китайские инвестиции в Центральной Азии, в отличие от российских вложений, реализуются китайскими
116
Международные отношения КНР
фирмами и с использованием китайской рабочей силы. Тем самым увеличивается количество китайцев в Центральной Азии, что с не-
7
изменностью ведет к усилению его влияния в регионе .
Присутствие и влияние Китая в странах Центральной Азии — Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане — стремительно растет. Западная стратегия в плане формирования «Нового экономического пояса Шелкового пути», подчеркивает важность Центральной Азии для развития экономики Китая. КНР инвестирует миллиарды долларов в энергетический сектор этих стран, в том числе по контрактам с Казахстаном — 30 млрд; в рамках 31 договора с Узбекистаном — 15 млрд, инвестиции по соглашению о транспортировке природного газа с Туркменистаном достигли 16 млрд долл. Кроме того, Китай предоставил кредиты и помощь на сумму 8 млрд долл. Туркменистану и намерен выделить не менее 1 млрд Таджики-
о
стану .
В 2014 г. в отдельных областях отношений между Китаем и странами Центральной Азии был совершен новый прорыв и наметились новые «примечательные моменты» в политической, экономической, культурной областях, а также в сфере безопасности.
Во-первых, новое руководство Китая установило благоприятные «дружеские отношения личного характера» с лидерами стран Центрально-Азиатского региона. В течение года китайские государственные лидеры провели несколько встреч разного характера с лидерами стран Центральной Азии.
Во-вторых, продолжает укрепляться фундамент «отношений стратегического партнерства», установленный в сотрудничестве КНР со всеми странами Центральной Азии. Поддерживается высокая степень координации и сотрудничества по основным региональным и международным вопросам, представляется взаимная мощная поддержка.
В-третьих, международный финансовый кризис продолжает влиять на ситуацию экономического развития региона, а Китай и страны Центральной Азии уверенными шагами движутся в направлении развития совместного партнерства, чтобы методами взаимовыгодного сотрудничества преодолеть многочисленные вызовы международного финансового кризиса и достигнуть положительных
Некоторые аспекты политики Китая в Центральной Азии
117
результатов. Так, например, в 2014 г. общий объем торговли между Китаем и странами Центральной Азии превысил 40 млрд долл.9
Обобщая изложенное выше, можно выделить ряд основных направлений современной политики Китая в Центральной Азии:
• поддержание стабильности в регионе, содействие его экономическому развитию;
• обеспечение дружеских двусторонних и многосторонних связей государств и безопасности в приграничных районах;
• недопущение монопольного доминирования в регионе какой-либо страны, особенно недружественной КНР;
• обеспечение практической реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути»;
• обеспечение открытости энергетических и других ресурсов ЦАР для экономики Китая;
• создание предпосылок для возможного усиления китайского влияния в регионе.
Следует подчеркнуть также некоторые немаловажные аспекты политики КНР в Центральной Азии, которые в обозримом будущем могут существенно сказаться на ее положении в ЦАР. В настоящее время в международных делах Пекин придерживается принципа «не становиться головой», т. е. не принимать на себя бремя лидерства. Кроме того, Китай предпочитает участвовать не в альянсах и военных блоках, а строить двусторонние отношения по принципу стратегического партнерства (Россия, ЕС, АСЕАН и т. д.). Это дает ему право не брать на себя жестких обязательств. Однако нет сомнений в том, что по мере возрастания экономической и военной мощи КНР этот принцип будет пересмотрен.
В настоящее время политика, проводимая Китаем в ЦАР, вносит существенные изменения в структуру международной системы, усиливая полицентричный характер формирующегося миропорядка. В то же время международная система под воздействием дальнейшего подъема КНР может вернуться к «новой биполярности», а в долгосрочной перспективе прийти и к глобальному доминированию Китая. Все будет зависеть от способности Пекина справляться с внутренними и внешними угрозами и вызовами, проецировать свое влияние на глобальные и региональные процессы.
118
Международные отношения КНР
Примечания
1 Чжао Хуашэн. Китай, Центральная Азия и ШОС. Московский центр Карнеги // Рабочие материалы. 2005. № 5.
2
Васильев Л. Политика мировых держав в Центральной Азии и ее влияние на перспективы развития ШОС // Мировые державы в Центральной Азии. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 19.
3
Голишников О. Центральная Азия на прицеле Китая: последствия для России. URL: http://globalafTairs.ru/ от 06.06.2014
4 Ларин А., Матвеев В. Китайская стратегия «продвижения на Запад» и «новый Шелковый путь» // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 5. С. 8.
5 Воробьев В. Политика Китая в Центральной Азии. Ноябрь 2012. URL: http:// eurasian-deTence.ru/
6 Голишников О. Указ. соч.
7
Присутствие Китая в Центрально-Азиатском регионе Центр военно-политических исследований МГИМО. URL: http://delonovosti.ru/ от 24.09.2014.
8
Китай и Россия ведут «Большую игру» в Центральной Азии. URL: http:// inosmi.info/ от 06.10.2014
9
Ян Цзинь. Примечательных моментов в отношениях между Китаем и странами Центральной Азии в 2014 г. стало больше. URL: russian.china.org.cn от 10.01.2015.