УДК 796.011.3+378
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ К БЕГУ НА ДЛИННЫЕ И СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
SOME ASPECTS OF TRAINING CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO RUN LONG AND MEDIUM DISTANCES
Кузнецов Михаил Борисович
старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Kuznetsov Mikhail Borisovich senior lecturer department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Фомина Виктория Эдуардовна
курсант
Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Fomina Victoria Eduardovna
cadet
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. Одним из контрольных нормативов для оценки в рамках текущей аттестации и самоконтроля физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России является бег (кросс) на длинные и средние дистанции. В настоящей статье авторы рассмотрели основные методики подготовки обучающихся к сдачи данного норматива общей физической подготовки.
Abstract. One of the control standards for assessing the current certification and self-control of the physical fitness of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is running (cross) for long and medium distances. In this article, the authors have considered the main methods of preparing students to pass this standard of general physical training.
Ключевые слова: курсант, физическая подготовка, физические качества, тактика бега, тренировка.
Keywords: cadet, physical training, physical qualities, running tactics, training.
На сегодняшний день для общества характерно существование в условиях качественных изменений во всех сферах жизни, в связи с чем, повышаются требования к физической подготовке молодежи и,,в частности, к курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России, которая требуется для выполнения
оперативно-служебных задач, после окончания образовательной организации. Изменения в образовательной системе обусловливают необходимость всестороннего улучшения в области физического воспитания курсантов. По этой причине меняются цели физического воспитания, основной задачей которого становится формирование физической подготовленности обучаемого, что требует более качественного обучения, разработки новых программ и методик, базирующихся на личностно-ориентированное подходе к обучению [1, с. 37].
Современное общество со своими темпами развития заставляет человека постоянно совершенствовать физические качества и навыки для дальнейшего существования. В таких условиях так же развиваются и негативные элементы, подрывающие общественный порядок и безопасность. Деятельность правоохранительных органов в государстве, направлена, прежде всего, с «избавлением» общества от преступных элементов. Поэтому сотрудник полиции всегда должен быть готов к любым ситуациям, как повседневного характера, так и экстремального [2, с. 29; 3, с.8].
Немаловажное место в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России занимает бег на длинные и средние дистанции. В спортивной литературе существует множество программ тренировок для подготовки бегунов на длинные дистанции.
Так же бег на длинные дистанции - это один из популярных видов легкой атлетики (может включать в себя бег на 3,5,10 и более километров). Бег на длинные дистанции так же входит в нормативы, которые сдают курсанты. Чтобы сдача норматива оказалась успешной, обучающийся должен соблюдать правильную технику бега, а так же заранее начать тренировочный процесс.
Чтобы показывать хорошие спортивные результаты в данной дисциплине легкой атлетики, необходимо разработать правильную программу тренировок и тактику бега по дистанции, которая будет подходить обучающемуся (индивидуально). Длительные тренировки позволяют выработать правильную технику бега, развить скоростные качества, повысить выносливость и способность переносить высокие нагрузки [4, с. 138].
Подготовка курсанта к бегу на длинные дистанции будет малоэффективной, если в ней будут отсутствовать специальные силовые упражнения, направленные на развитие всех групп мышц, которые принимают участие в забеге. Большое значение имеет и тактическая подготовка, которая состоит в умении точно распределить свои силы на всей дистанции, а также своевременно начать финишный рывок. Эти моменты подчас являются определяющими в сдаче норматива или в соревнованиях.
Так же при выборе тактики важно учитывать и факультативные факторы:
• цели и задачи забега (победа или результат);
• состав забега (соперники);
• умение финиширования (умение сохранять энергию до финиша);
• умение держать темп лидера и др.
В беге на длинные и средние дистанции можно выделить три тактики бега:
1. Быстрый старт.
Данная тактика актуальна для спортсменов, у которых хорошо развито финиш-
ное ускорение, основной целью в забеге будет держаться вместе с группой лидеров. При тактической борьбе победу одержит именно тот бегун, кто наиболее эффективно развивает скорость на финишной прямой. Особенно важно придерживаться данной тактики, если в забеге участвует много спортсменов, способных показывать наилучшие результаты на различных отрезках дистанции. В этом случае не стоит гнаться за лидерством до начала финишной линии. Необходимо всего лишь быть в лидирующей группе и ждать начала финишной прямой.
Подобная тактика, актуальна для обучающихся при сдачи норматива - бега на длинные и средние дистанции. Так как в большинстве случаев норматив сдается при общем старте всей группы.
2. Лидирование.
Тактика лидирования - это тактика на длинную дистанцию подразумевает захват лидерства уже с начала старта, либо на протяжении первых кругов. Подобная тактика будет оптимальной для тех бегунов, у которых хорошо развита выносливость, но плохо отработан финишный рывок. Главное здесь - грамотно рассчитать свои силы, чтобы не «загнать» себя задолго до последнего круга.
Для обучающихся данная тактика - неудачна, так как не каждый курсант способен выдержать лидирующий тем, правильно рассчитать свои силы и возможности (по времени и расстояния), а так же показать нужное время.
3. Рваный бег.
В этой тактике основная задача - вымотать соперников. При этом нужно со старта выиграть лидерство и по ходу забега диктовать темп другим участникам. Для этого совершается мощное ускорение, на которое не способны другие спортсмены, затем замедление для небольшого отдыха и восстановления сил, потом вновь резкое повышение темпа. Соблюдая данную тактику, большинство соперников, которые присутствовали в лидирующей группе, вскорости отстанут от нее, поскольку такая смена темпа отнимает очень много сил.
При выборе курсантом тактики бега важно учитывать свою физическую подготовленность, аэробные возможности, качество выносливости и правильно рассчитывать свои силы по дистанции.
Важное место в подготовке обучающихся играет тренировочный процесс, который включает в себя четыре вида бега:
1. Тренировку дистанционную.
Занимает от 70 до 80 % общего объема и считается основной для построения тренировочного процесса. Включает пробежки продолжительностью 30-40 минут в таком темпе, чтобы частота пульса составляла около 70 % от максимального.
Данная тренировка способствует: ускоряется прирост капилляров в работающих мышцах, укрепляется сердечная мышца, вследствие чего возрастает количество крови, увеличивается внутриклеточный запас питательных компонентов. Все эти преимущества позволяют организму потреблять больше кислорода во время такой тренировки;
2. Тренировку на уровне порога.
Включает повторяющийся бег на дистанции от 400 до 1600 м короткими (до 60 секунд) промежутками для отдыха и с такой интенсивностью, при которой частота
пульса составляет приблизительно 90 % от максимального. На эти тренировки должно приходиться не более 8-10 % от общего километража, минимум - 5 км в неделю. Они улучшают выносливость обучающегося. Тренировки на уровне порога и повышения порога до оптимальных границ делают бегуна менее восприимчивым к скапливанию в мышцах молочной кислоты и содействуют развитию скорости и выносливости;
3. Тренировку интервальную.
Основная ее задача - бег на повторяющихся отрезках с интенсивностью, равной максимальному уровню пульса. Интервальная тренировка значительно увеличивает работоспособность благодаря лучшему использованию кислорода во время бега. Также она способствует некоторым позитивным изменениям в буферной системе крови, помогающим организму работать в максимальном режиме или близком к нему даже после того, как концентрация молочной кислоты достигает достаточно высокого уровня. Количество интервальных тренировок - не более 8-10 % от общего недельного объема;
4. Тренировку скоростную.
Основная задача - преодоление отрезков по 400 метров на 8-10 секунд быстрее, чем при максимальной скорости на дистанции 5000 м. Интервалы отдыха увеличиваются до 4-5 минут на каждую минуту бега. Данный вид тренировок не только развивает скоростные характеристики, но и позитивно влияет на плавность работы мышц. В тренировочном процессе на долю данного вида тренировок должно приходиться не более 5 % от общего объема.
В основе современной техники бега на длинные дистанции лежит способность к быстрому прогрессу при условии экономичности, свободы и естественности движений. Каждая из тренировок оказывает на организм только ей присущий эффект. Правильно скоординированные беговые нагрузки в общей программе подготовки помогут выработать хорошо отлаженный, управляемый механизм регуляции выносливости, сохранения энергии на финишный рывок и, как следствие, повышения результативности обучающегося.
Стоит отметить, что и для курсанта важен правильный выбор тактики бега для сдачи нормативов. Немаловажное место так же занимает тренировочный процесс, который подготовит курсанта для выполнения заданных нормативов [4, с. 137; 5, с. 65].
Для выше перечисленных тактик, как и для подготовки курсантов и слушателей важно: определить цель и задачи, выбрать нужную программу тренировок, чтобы достичь должного уровня подготовки.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к бегу на длинные и средние дистанции нужно выбрать правильную (подходящую) тактику и в соответствии с ней разработать эффективную программу тренировок.
Литература
1. Махов С. Ю. Моделирование стратегии личной безопасности [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов // Современные научные исследования и инновации. - 2012. -
№ 1 (9). - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6165 (дата обращения 18.03.2021).
2. Махов С. Ю. Стратегия личной безопасности : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орел : МАБИВ, 2014. - Электр. опт. диск (CDROM). - Гос. регистрация - 0321001154.
3. Махов С. Ю. Безопасность личности: основы, принципы, методы : монография [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орел : МАБИВ, 2013. - Электр. опт. диск (CDROM).
References
1. Makhov S. Yu. Modelirovanie strategii lichnoy bezopasnosti [Modeling the strategy of personal security]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2012, no. 1 (9). Availablen at: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6165.
2. Makhov S. Yu. Strategiya lichnoy bezopasnosti [The strategy of personal security]. Orel, MABIV Publ., 2014. Electr. opt. disk (CDROM). State registration - 0321001154.
3. Makhov S. Yu. Bezopasnost' lichnosti: osnovy, printsipy, metody [Personal security: fundamentals, principles, methods]. Orel, MABIV Publ., 2013. Electr. opt. disk (CDROM).