УДК 613.4:796.07 ББК 51.204:75.1
Ю.К. Жесткова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В статье рассмотрена актуальная проблема, связанная с отношением студентов к формированию здорового образа жизни. Целью данного исследования было выявление отношения современной молодежи к здоровому образу жизни. Исследование проведено на основе опроса, сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, питание, режим дня, физкультура, студенты.
Yu.K. Zhestkova
SOME ASPECTS OF STUDENTS ' ATTITUDES FOR A HEALTHY LIFESTYLE
The topical issue related to students' attitude to healthy lifestyle is discussed. The aim of this study was to identify the attitude of modern youth to a healthy lifestyle. The study was conducted on the basis of the survey, conclusions are made.
Key words: healthy lifestyle, nutrition, day regimen, physical exercises, students.
Активная деятельность людей, способствующая сохранению и укреплению их здоровья, определяет здоровый образ жизни населения.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье характеризуется физическим психическим, социальным, а также нравственным благополучием [2].
Хорошее здоровье каждый человек желает иметь всю свою жизнь. От чего же зависит здоровье? Представляется, что прежде всего от таких основных факторов, как: образа жизни, влияния окружающей среды, питания, наследственности человека, состояния здравоохранения.
Думается, что на образ жизни в значительной степени оказывают влияние национальные традиции, обычаи, устройство человеческого общества.
Нередко за период обучения в высшем учебном заведении здоровье студентов начинает мало-помалу незаметно ухудшаться. Причиной этого могут выступать:
а) «авральное обучение» по ночам накануне сдачи экзаменов и зачетов, многочасовое использование компьютеров, телефонов (негативное влияние на
зрение, артериальное давление, опорно-двигательный аппарат и т.д);
б) нарушение режима питания, которое выражается довольно часто в увеличении промежутков времени между приемами пищи, использование «быстрой еды» - фастфудов и др.(наносится вред желудочно-кишечному тракту, провоцируется ожирение и т.д.);
в) наличие вредных привычек и их дальнейшее «совершенствование» - во время тусовок, вечеринок, различного рода торжеств, употребление алкогольных напитков, табачных изделий, наркотиков, «спайсов», посещение «кальян-ных» и т.п. При этом страдают такие органы, как легкие, печень, сердечнососудистая система, наблюдаются нарушения психики.
Как видно, проблема сохранности здоровья молодежи, продолжающей своё образование после окончания средних образовательных школ, довольно актуальна именно в этот период времени и требует пристального внимания, новых подходов к её разрешению [1]. Позитивными факторами поддержания студентами здорового образа жизни являются: профилактика вредных привы-
го ш о ¡£
Ез ф
* й
чек, соблюдение студентами режима дня (например, с помощью преподавателей-кураторов), правил личной гигиены, гигиены питания (ещё Гиппократ отметил, что «человек рождается здоровым, но все болезни приходят с продуктами»), гигиены жилища (в частности, комнаты в общежитии), одежды и обуви, а также профилактика различных заболеваний (например, выступление врачей перед студентами).
Если раньше разговор о здоровом образе жизни поднимался только по факту обследования обучающейся молодежи у педагогов-исследователей, то сейчас этот вопрос становится довольно актуальной темой для обсуждения среди самих студентов [3]. Вот почему мы также пожелали выяснить посредством проведения анкетирования студентов их отношение к здоровому образу жизни, его формированию, а также обозначить причинно-следственные связи, влияющие на образ жизни обучающейся молодежи в современном мире. Кроме того, попытаемся при этом выявить факторы, способствующие формированию здорового образа жизни среди студентов, ведь если пренебрегать здоровым образом жизни в молодые годы, то это, по нашему мнению, может пагубно отразиться на здоровье в дальнейшем. По данным ученых-геронтологов, в цивилизованном мире проживали несколько десятков мужчин, достигших 100-летнего возраста, которые активно нарушали здоровый образ жизни. Это выражалось у них в употреблении (порой чрезмерном) алкогольных напитков, табакокурении, избыточном весе, нарушении режима питания, сна и отдыха, физических перегрузках или наоборот, ведении малоподвижного образа жизни. По нашему предположению, эти отрицательные факторы не влияли в совокупности, одновременно, на здоровье этих мужчин. Думается, однако, в данном случае многие нарушения здорового образа жизни могли быть компенсированы влиянием других, положительных факторов. В частности, полноценным питанием, генофондом предков, успехами в области медицины и т.д.
Так, небезызвестный Уинстон Черчилль - бывший премьер-министр Великобритании в годы 2-й мировой войны, дотянул до 90-летнего возраста, хотя визуально запомнился всем с неизменной сигарой в руке и явно избыточным весом. Можно предположить, что он также нарушал режим сна и отдыха, особенно в годы войны. Однако этот нездоровый образ жизни был компенсирован, как нам представляется, соблюдением режима питания, генофондом родителей, наличием режима дня (хотя бы в мирное время). Кроме того, по нашему предположению, человек может «вовремя спохватиться». У одних людей этот момент приходит раньше (в детские, школьные или студенческие годы), у других - позже, в зависимости от ситуаций со здоровьем. Поэтому так важно знать отношение обучающейся в вузах молодежи к здоровому образу жизни и неуклонно стремиться к его формированию у студентов.
Представляется, что по этим причинам вышеуказанное социологическое исследование выглядит на сегодняшний день довольно актуальным. Итак, исходя из вышеизложенного, целью исследования выступает выявление отношения обучающейся в вузах молодёжи к формированию здорового образа жизни посредством анализа ответов на вопросы анкет.
Человек считается здоровым, если он характеризуется гармоничным, физическим и умственным развитием и имеет хорошую адаптацию к окружающей его среде - как физической, так и социальной. Как видно, главными показателями здоровья, в совокупности отражающими его различные стороны, выступают: уровень физического развития, функциональное состояние организма, наличие резервных возможностей основных физиологических систем, соответствующий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, которые определяют тот или иной образ жизни.
При опросе студентов и обработке анкет были получены следующие результаты: в вопросе 1 анкеты 31,2% респондентов указали, что они родились и выросли в сельской местности, 47,3% - в небольшом поселке,
городе, а 21,5% - в большом городе.
В ответах на второй вопрос о соблюдении здорового образа жизни в семье выяснилось, что в 34% семей родители следили за этим, в 46% - никто на это не обращал внимания, а в 20% семей - соблюдался иногда. На вопросы анкеты отвечали 43,8% студентов мужского пола и 56,2% - женского, согласно ответам в 3 вопросе анкеты.
Вопрос 4 звучал так: «Какие действия, на Ваш взгляд, помогут Вам сформировать здоровый образ жизни?». 22% ответов пришлось на занятия физкультурой и любимым видом спорта, 28% - на увеличение расходов на продукты питания, 47% - на отказ от вредных привычек, 3% - на другие ответы.
На 5-й вопрос о наличии у респондентов вредных привычек 70,6% ответили, что их не имеют, 19,6% указали, что имеют, но стараются от них избавиться, и только 9,8% заявили о их наличии.
В ответах на вопрос 6 «Часто ли Вы делаете утреннюю зарядку?» 15,4% студентов отметили, что делают её каждый день 23,4% - раз в 2 дня и 60,9% - никогда.
В вопросе 7 спрашивалось о занятиях в свободное время. Ответы были таковы: среди студентов-юношей отдавалось предпочтение занятиям спортом (27,2%), прогулкам с друзьями (32,7%), а 37% ответов посвящены сидению дома, игре в компьютерные игры или просмотру телепередач, при этом в 3,1% случаев свободного времени нет. Другие показатели наблюдались у студенток: занимаются спортом в свободное время - 17,5%, гуляют с друзьями, посещают вечеринки, выставки - 59%, а 23,5% указали, что сидят дома, готовятся к занятиям, переписываются с друзьями или смотрят телевизор.
На вопрос 8 о давности занятий физкультурой или различными видами спорта были получены следующие показатели: 19,1% респондентов ответили «да, только вчера», «неделю тому назад» - 23,8%, «месяц тому назад» - 46,5%, «зачем мне это нужно?» - 10,6%. Наибольшее предпочтение при этом отдается игровым видам спорта - футболу, бадминтону, волейболу, а также беговым видам спорта и лыжным гонкам.
Вопрос 9 был сформулирован так: «Способствует ли здоровый образ жизни успеху в других видах человеческой деятельности (работа, учеба и т.д.)?». В 69,4% ответов утверждается, что способствует, в 24,4% ответов - что наоборот, мешает, 6,2% студентов затруднились ответить.
Далее студентам предлагался вопрос 10, где спрашивалось о соблюдении ими правильного режима питания. Большая часть отвечавших (77,8%) указали, что его соблюдают, не соблюдали режим -19%, соблюдали по мере возможности -3,2%.
На вопрос 11 о личном отношении респондентов к здоровому образу жизни ответы были такими: 83% обозначили его как «очень позитивное», всё же «иногда его надо соблюдать» ответили 10,1%, а 6,9% считают, что «можно обойдись и без него».
В ответах на 12 вопрос «Что необходимо для поднятия жизненного тонуса?» прослеживалась такая тенденция: «чаще находиться на свежем воздухе» - 34%, «регулярно заниматься физкультурой, спортом» - 42%, «соблюдение режима питания и отдыха - 16,8%, «употребление алкогольных напитков, «тоников», сходить на тусовку, концерт знаменитых артистов, выставку художников» - 7,2%.
На основании проанализированных анкет опрошенных студентов, на наш взгляд, возможно сделать некоторые обобщения, характеризующие отношение студентов к формированию здорового образа жизни.
Выводы:
• Заметно, что респонденты, будучи анонимными, вполне объективно отвечали на вопросы анкеты.
• Можно предположить, что здоровый образ жизни большей частью присутствовал в семьях из больших и малых городов, где родились и выросли опрашиваемые студенты. В сельской же местности, на наш взгляд, считается, что здоровый образ жизни в семье уже присутствует сам по себе, поскольку дети больше двигаются, занимаются посильным трудом, находятся на свежем воздухе, питание там экологически чище, чем в городах, сильны традиции почитания
X
го ш о
о
X
со ^
3 * Е го <и Я с о
ГОЮ
2 3 £ С^О О ей ^ О
4Й ч
^ со
родителей и следования их примеру. Поэтому следить за соблюдением здорового образа жизни малышей излишне, это поручается чаще всего старшим братьям или сестрам. При этом, естественно, режим дня и питания игнорировался, часто приём пищи заменялся просмотром телепередач (мультфильмов), игрой в компьютерные игры и т.д.
• Подавляющее большинство студентов считают, что к числу наиболее эффективных действий по формированию здорового образа жизни можно отнести: отказ от вредных привычек, увеличение расходов на продукты питания, регулярные занятия физкультурой и спортом.
• Выяснилось, что, по мнению более 2/3 опрошенных студентов, они не имеют вредных привычек, примерно пятая часть респондентов отметила, что у них есть вредные привычки, но они стараются от них избавиться. При этом обнаружилось, что студенты-юноши оказались более самокритичны: среди них имеющих вредные привычки указано больше, нежели чем у студенток, несмотря на то, что их число на 12,4% выше отвечавших студентов-юношей.
• Многие из отвечавших на вопросы анкеты студентов (60,9%) указали, что не делают утренней зарядки никогда, и только 15,4% респондентов делают её каждый день.
• Обнаружилось, что свободное время у юношей и девушек заполнено по-разному. Если у студентов преимущество имеют занятия компьютерными играми, просмотр телепередач, то у студенток преобладают прогулки с друзьями, посещение вечеринок, выставок. И наоборот, юноши более склонны к соперничеству, занятиям спортом, а девушки уделяют этому значительно меньше времени. Некоторые студенты указали в качестве причины отсутствия свободного времени свою занятость на работе. Думается, что таких занятых на работе студентов
значительно больше на фоне неуклонного повышения цен на продукты питания.
• Пятая часть респондентов довольно активно занимается спортом, остальные делают это от случая к случаю (раз в неделю, в месяц), а десятая часть отвечавших прямо заявили, что это им не нужно.
• Подавляющее большинство отвечавших на вопросы анкеты студентов считают, что здоровый образ жизни обуславливает успех «по жизни», в частности, в работе, предпринимательстве, учебе и т.д. Представляется, что такое мнение послужит хорошим стимулом к формированию у них здорового образа жизни.
• Небезразлично студентам и соблюдение правильного режима питания, сторонниками которого оказались 77,8%.
• В целом личное отношение респондентов к здоровому образу жизни характеризуется как «очень позитивное». Можно надеяться, что это мнение поможет им самим формировать здоровый образ жизни.
• Для поднятия жизненного тонуса студенты большей частью предпочитают регулярно заниматься физкультурой, спортом, что закономерно отражает важность физической нагрузки, физических упражнений в деле нормального функционирования человеческого организма.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что для формирования здорового образа жизни первоочередной выступает роль таких образовательных программ, которые нацелены на охрану и улучшение здоровья студентов, создание их активной мотивации как заботы о своем здоровье, так и о здоровье других людей.
Для организации всей жизнедеятельности человека, направленной на сохранение и совершенствование его здоровья, обязательным условием является формирование в течении всей жизни устойчивой потребности в здоровье, которая является организующим началом для других потребностей человека.
го ш о
¡з ф
Библиографический список
1. Варфоломеева, З.С. Формирование физической культуры личности старших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания [Текст]: теория и практи-
ка [Текст]: монография / З.С. Варфоломеева, Е.В. Максимихина, С.Е. Шивринская. - 2-е изд. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 191 с.
2. Лычев, В.Г. Первичная доврачебная медицинская помощь [Текст]: учебное пособие / В.Г. Лы-чев, В.К. Карманов. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 130 с.
3. Орехова, Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования [Текст]: монография / Т.Ф. Орехова. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 220 с.
References
1. Varfolomeeva Z.S., Maksimikhina E.V., Shivrinskaya S.E. Formation of physical culture of personality of senior preschool children in the conditions of realization of innovative models of physical education: theory and practice. M.: Flinta, 2012. P. 191 [in Russian].
2. Lychev V.G., Karmanov V.K. Primary pre-medical care. M.: Forum: NITs INFRA-M, 2015. P. 130. [in Russian].
3. Orekhova T.F. Theoretical bases of forming healthy way of life of subjects of pedagogical process in the system of modern General education: monograph. M. : Flinta, 2011. P. 220. [in Russian].
Сведения об авторе:
Жесткова Юлия Константиновна,
старший преподаватель, кафедра теоретических основ физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the author: Zhestkova Julia Konstantinovna,
Senior lecturer,
Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Life Safety Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University Elabuga, Russia. £-TO«i7:[email protected]
УДК 378:4
ББК 74.480.26:81.002.3
О.Г. Ивановская
СЕМАНТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ МЕТАФОРЫ
Статья адресована преподавателям высшей школы, занимающимся подготовкой студентов педагогических специальностей. Содержащийся в статье практический материал может быть использован на занятиях по психолингвистике. Целью исследования является достижение взаимопонимания между преподавателем и студентами при помощи изучения педагогических текстов, содержащих метафоры. Мы исходили из гипотезы, что взаимоотношения ученика и учителя волнуют и преподавателя и будущих педагогов, так что педагогические тексты не оставят их равнодушными и будут подвергнуты подробному анализу. В результате студенты проявляют большую личную заинтересованность. Они подбирают, анализируют, обмениваются педагогическими текстами. В этом мы видим проявление признаков семантического резонанса.
Ключевые слова: Педагогическое взаимодействие, педагогические тексты, понимание, смысл, семантический резонанс.