Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова И.П., Репкина Н.В.

В статье анализируются различные подходы к изучению отклоняющегося поведения детей-сирот. Целью изучения является выявление группы основных причин, способствующих возникновению проблемы дезадаптации данной категории детей. Раскрываются основные проблемы социализации детей-сирот в обществе. По результатам исследования делается вывод о необходимости профилактики данного социального явления, а также приводятся рекомендации по их реализации на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ»

УДК 37

Иванова И.П., канд. пед. наук, доц., Репкина Н.В., студент психолого-педагогического факультета ФГБОУВО «ЧГПУим. И.Я. Яковлева» (Чебоксары, Россия)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-

СИРОТАМИ

Аннотация. В статье анализируются различные подходы к изучению отклоняющегося поведения детей-сирот. Целью изучения является выявление группы основных причин, способствующих возникновению проблемы дезадаптации данной категории детей. Раскрываются основные проблемы социализации детей-сирот в обществе. По результатам исследования делается вывод о необходимости профилактики данного социального явления, а также приводятся рекомендации по их реализации на практике.

Ключевые слова, девиантное поведение, дезадаптация, дети-сироты, отклоняющееся поведение, педагогическая запущенность, социализация, социальные сироты

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что что в современном обществе растет количество детей-сирот, проявляющих девиантное поведение, у которых возникают дезадаптация и десоциализация в обществе.

Дети-сироты на современном этапе относятся к числу потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. В России и в Чувашской Республике эта проблема стоит достаточно остро. На 28 января 2022 г. в Федеральном банке данных находятся 39263 анкеты детей, нуждающихся в семейном устройстве. По данным регионального оператора Чувашской Республики на 28 января 2022 г детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 173 ребенка. Если принять во внимание тот факт, что по данным Росстата на 2020 год в Чувашии численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, составляет 5103 человека (часть из них живет в приемных семьях, но не перестает быть травмированными детьми), а также дети, находящихся в реабилитационных центрах, ожидающих лишения прав родителей, и дети, оставленные там родителями по заявлению, то объем проблемы увеличивается в десятки раз.

Отечественные и зарубежные исследователи уделяют большое внимание изучению причин возникновения отклоняющегося поведения, а также условий и факторов, детерминирующих этот феномен в обществе.

Врач-психиатр А.Г. Коняхин, педагоги И.А. Ларионова и О.С. Тоистева рассматривают девиантное поведение как стереотип поведенческого реагирования, связанного с нарушением соответствующих определенному возрастному периоду социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации.

Исследователи. М.А. Алемаксин, И.А. Невский и В.С. Собкин подчеркивают, что структура отклоняющегося поведения детей-сирот разнопланова. На активно формирующуюся личность сироты влияет целая совокупность факторов. К ним исследователи относят психологический, физиологический, социально-психологический и социальный фактор. В том числе, авторы отмечают роль психолого-педагогического фактора, так как одной из особенностей детей-сирот является педагогическая запущенность. По нашему мнению, ее наличие может объяснить следующий ряд причин. У детей-сирот низкая самооценка. Ребенок не может трезво оценить действия своего девиантного родителя,

и поэтому перекладывает вину на себя - хороших детей не бросают. Низкая самооценка порождает неверие в свои силы, нет навыка заканчивать, доводить дело до конца, достигать, потому что нет возможности разделить с родителем радость победы, отсюда отсутствие опыта успеха. Как правило, дети достигают определенных результатов, родители поддерживают эти достижения. Плюс низкая мотивация к обучению, так как при травме страдают и не развиваются некоторые отделы головного мозга, высокий уровень тревожности не даёт работать и развиваться неокортексу (это кора больших полушарий, отвечающая за высшую нервную деятельность). Именно неокортекс позволяет нам принимать оптимальные решения, планировать действия и контролировать импульсы. Важно понимать, что кора головного мозга развивается дольше, чем другие отделы, и у детей она просто недостаточно развита, чтобы взывать к рациональности или припугивать будущим.

Школьное воспитание нередко усугубляет существующую дезадаптацию сироты. Это связано с тем, что ребенок, взаимодействуя в школе с детьми, которые живут с родителями, не находит у них принятия, такой ребенок не вызывает восторг у учителей из-за проблемного поведения. Отклоняющееся поведение характеризуется нарушением общепринятых социальных норм, которое причиняет ущерб самой личности или людям, которые окружают ее. Это поведение называют девиантным поведением, оно характеризуется антидисциплинированностью, антисоциальностью, противоправностью, аутоагрессивностью поступков. Такое поведение наступает чаще всего как реакция на трудные жизненные обстоятельства [1].

Одной из социальных причин отклоняющегося поведения детей - сирот выступает проблема их социального одиночества. Общество не всегда принимает этих детей. Наличие стигм, сформировавшихся в общественном сознании, является одной из причин проблемной социальной интеграции ребенка - сироты.

Одна из наиболее распространенных: это «ущербные дети» с неправильной наследственностью, нарушением физического и психического здоровья. Как бы не старались воспитатели и учителя социализировать их, все усилия по их воспитанию оказываются бесполезными, они всё равно повторят судьбы своих безответственных родителей. Эти дети должны жить отдельно в детских домах. Единственная цель их образования - это получение несложной рабочей профессии.

Другая стигма: это «лишние дети». Экономическое бремя для государства, огромное количество денег уходит на их содержание, отдых, обучение, профориентацию, но они все равно пополняют базу безработных и всю жизнь живут за счет социальных пособий.

Третий вариант: «несчастные дети» - объект жалости и благотворительной помощи. Главная задача - обеспечить подарками, приехать в детский дом раз в год, провести праздник, порадовать развлекательными мероприятиями.

Ни один подход, не рассматривает пути успешной социализации и успешного встраивания в общество нового члена.

Выпускники детского дома часто остаются один на один со своими проблемами. Они покидают учреждения с низким уровнем знаний об окружающем мире, бытовых навыков, не умеющие выстраивать социальные отношения. Элементарные вещи становятся большой проблемой. Ребенок, не приспособленный к жизни, который много лет только потреблял, жил на всем готовом, сталкиваясь с обычными для человека вопросами, испытывает серьезный психологический дискомфорт, для того чтобы его снять, начинает употреблять психоактивные вещества.

Еще один момент, усугубляющий данную ситуацию, - отсутствие какой-либо экономической грамотности, способности планировать, распределять, также накладывает определенные последствия. Выходя из детского дома, каждый выпускник получает в свое распоряжение сберегательную книжку с накопленными пенсиями, пособиями, алиментами. Молодые люди зачастую становятся жертвами мошенников, которые безошибочно определяют выпускников детских домов, забирая все. Бывает, что серьезные суммы тратятся достаточно быстро на наркотики для себя и своих друзей, и такие истории заканчиваются

передозировкой и смертью молодых людей. Нередко молодые люди привлекаются за распространение наркотиков к уголовной ответственность из-за жажды «легких денег».

Еще один способ получения «легких денег» кроется в том, что выпускники детских домов часто заселяются в один многоквартирный дом и продолжают жить «старой жизнью». Они не стремятся устраиваться на работу, знакомиться с соседями, признают только своих, прошедших через интернатную систему, объединяются и живут по привычке все вместе большой группой в одной из квартир, остальные сдают, ведут праздный образ жизни, на вырученные деньги приобретают наркотики и алкоголь.

В формировании интереса к употреблению наркотиков нельзя недооценивать роль телевидения, кино и интернета. На экране употребление наркотиков выглядит безобидно, незрелая личность, не способная к критическому анализу ситуации, не имеющая знаний, воспринимает как повод для экспериментов. Поэтому очень важно, чтобы в образовательных организациях проводилась профилактика потребления психоактивных веществ. А в ситуации первой пробы, в организациях для детей-сирот педагог-психолог в лучшем случае, ограничиться проведением беседы с ребенком и рассказом о конкретных примерах, к чему может привести наркомания [2].

К сожалению, подавляющее большинство из детей-сирот (по оценкам экспертов - не болеее 10% стали сиротами в следствие смерти родителей) - это социальные сироты, дети при живых родителях, лишенных родительских прав, что определяет следующий социальный аспект - это воспитание в деструктивной созависимой семье. В данном случае девиантное родительство становится причиной того, что ребенок оказывается в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Биологический фактор предрасположенности к возникновению зависимости у таких детей генетически детерминирован. В семье, где есть родственники, страдающие химической зависимостью, зависимость у детей формируется быстрее. Большую роль играет фактор среды. Когда ребёнок видит, как родители курят, употребляют алкоголь или наркотики, воруют, обманывают других людей, проявляют по отношению к ним агрессию, воспринимает это поведение как норму. Возникают проблемы становления идентичности, усваиваются ложные ценности, дети принимают этот искаженный патерн и ведут себя соответствующе. Кроме этого, жизнь в такой семье не может не травмировать ребенка. Физическое, психическое, сексуальное насилие болезненно изменяют структуру личности. Травма насилия ведёт к искажению или разрушению привязанности, развивается виктимность, из-за высокого уровня тревоги у ребенка развивается функция гипер-контроля. Все это снижает потенциал внутренних ресурсов. Дети-сироты демонстрируют незнание и неумение ориентироваться в материальной и экономической стороне жизни, не могут строить отношения, они инфантильны, у них настолько много отрицательного опыта, что они бояться жизни среди людей, бояться жизни.

Когда органы опеки и попечительства изымают ребенка из такой семьи, он попадает в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и получает ещё серию психологических травм. Эти травмы связаны с потерей семьи, близкого окружения, друзей, любимых вещей и игрушек. От старой жизни остаются только воспоминания. Потом начинается череда перемещений из учреждения в учреждение, где одни люди сменяют других: больница, реабилитационный центр, центр для детей сирот. Иногда на лишение родительских прав уходят долгие месяцы, а дети живут без «статуса», не получая возможности попасть в приемную семью. В психологической причине травматизации детей-сирот также присутствует социальный фактор - несовершенство нормативной базы и системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

После переезда в детский дом, где ребенка окружают такие же дети и дети-отказники с рождения, дети с нарушением эмоциональной сферы, с персоналом часто профессионально выгоревшим, без должных знаний в сфере педагогики и детской психологии травмируются еще сильнее. Дети живут коллективом, что противоречит естественным потребностям ребенка в своем собственном значимом взрослом. На наш взгляд, гуманным решением

данной ситуации могло бы стать профессиональное приемное родительство как альтернатива детским домам.

Депривация, пренебрежение нуждами ребёнка, бедность сенсорной сферы, трудности понимания своих эмоций и эмоций других людей, способствуют дальнейшему эмоциональному голоду и очерствению. Не развиваются личностные и социальные ресурсы, необходимые для совладания с трудными жизненными ситуациями, дети не усваивают навыки адаптивных копинг-стратегий. Отсутствие самоценности из-за того, что родители не дали безусловной любви, низкий уровень интернального контроля, отсутствие социальной компетенции, низкий уровень эмпатии повышают уязвимость к стрессу и диагностический предиктор дезадаптивного поведения.

Причинами делинквентного поведения выступают: не выстроенная или искаженная иерархия ценностей и границ дозволенного; отсутствие опыта причинно-следственной связи; наступления последствий за поступок. Дети-сироты часто попадаются на воровстве, так как знают понятия «своё-чужое», потому что в детском доме все общее.

Сексуализированное поведение, ранний опыт половой жизни, проституция девочек являются еще одной стороной отклоняющегося поведения детей-сирот. В стремление получить тепло и любовь дети, лишенные родительской ласки, откликаются на предложения первых встречных. Также играет роль незнание о понятии репутации, отсутствие чувства стыда. Девочки и мальчики вместе сидят на горшках, проходят медицинские процедуры, их видят раздетыми большое количество людей. У девочек нет ощущение ценности своего тела. Они относятся к телу как к предмету, дающему возможность решения финансовых трудностей. Причиной ранних беременностей становятся пробелы или даже отсутствие полового воспитания. Из-за коммуникативных сложностей и расстройства привязанности дети-сироты не могут выстаивать глубокие и длительные отношения, создавать крепкие браки. Как следствие, девиантное родительство и сиротские династии.

Интернатная система воспитывает зависимость личности. Вся жизнь заранее расписана и никакой самостоятельности. Формируется инфантильное поведение и тотальное чувство вины, которое внушает общество - ты плохой, ты ничего не можешь, ты не достоин любви, не достоин лучшей жизни. В итоге вырастает человек, вечно застрявший в раннем подростковом возрасте, с нулевой ответственностью, все мысли которого подчинены получению удовольствия, с отсутствием самокритики, эмоционально нестабильный [5].

Неосознавание себя, своей ценности, своего места в мире, своих стремлений. Виктимность, желание кому-то подчиняться, негативное мышление, саможалость, ложные установки и глубокий внутренний страх. С этим трудно жить, возникает напряжение, выход - наркотики и другие виды зависимости.

Теоретический и статистический анализ изучения проблемы отклоняющегося поведения детей-сирот, позволяет к ранее предложенным способам по минимизации действия неблагоприятных факторов, добавить следующие меры по профилактике и созданию условий для успешного встраивания в общество детей-сирот, для успешной социализации.

Во-первых, выходом из данной ситуации, на наш взгляд, может стать дальнейшее реформирование системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-вторых, выстраивание специальной системы подготовки кадров для работы в этих учреждениях, разработка специальных программ профессиональной подготовки для высших учебных заведений, увеличение числа программ повышения квалификации для педагогов детских домов с учетом современных знаний и тенденций в работе с детской психологической травмой. Разработка образовательных программ для развития у воспитанников активных жизненных копинг-стратегий, поддержка в получении профессии, которую выбирает сам ребенок [3].

Также, постинтернатное сопровождение предполагает привлечение к данной проблеме общественности, активную социальную рекламу, работу с предприятиями,

поощрение тех организаций, которые создают благоприятные условия для своих сотрудников из числа выпускников детских домов.

Создание в многоквартирных домах, где выпускники детских домов получают квартиры, служб сопровождения из педагогов-психологов, а также специальных тренировочных квартир, где ребята, готовящиеся к выпуску, могли бы жить отдельно на выходных и тренировать свои бытовые навыки с помощью взрослых.

Важный шаг - развитие института профессиональной семьи, чтобы дети не попадали в такие учреждения. Принятие нормативной базы, организация профессиональной подготовки для граждан, желающих стать приемными родителями, усиление государственной поддержки семей с приемными детьми. К слову сказать, на данный момент в Чувашии приходится на одного сопровождающего психолога 90-100 семей. В данной ситуации говорить о качественной помощи таким семьям не приходится. Социально-культурная деятельность способствует формированию у детей-сирот устойчивости к дезадаптивным формам поведения. В работе с детьми-сиротами нужна дифференциация: либо это дети-сироты, либо социальные сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Одним из эффективных способов профилактики девиантного поведения детей-сирот является вовлечение их в культурно-досуговые мероприятия на ранних стадиях развития. Вовлечение в разные кружки, привлечение к организации и проведению мероприятий способствует развитию творческого потенциала ребенка, развитию творческой личности.

Для того, чтобы дети с радостью учились, нужно педагогам создавать ситуации успеха, как правило, девиантное поведение демонстрируют с низкой успеваемостью, у таких детей очень слабая учебная мотивация. В такой ситуации дети демонстрируют негативное отношение к школьному коллектив, к педагогам [4].

Необходимость психолого-педагогического сопровождения детей-сирот очевидна. Еще один способ - это меры ранней профилактики сиротства и семейного неблагополучия. В частности, выявление неблагополучных семей, своевременная помощь кризисным семьям, ведение каждого случая индивидуально, осуществление всех мер по сохранению кровной семьи для ребенка. А также, повышение педагогической культуры всех категорий родителей, организация педагогического просвещения, привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой). Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формирование правовой культуры родителей, учитывая особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на ее положительный опыт. Повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

2. Иванова И.П. Роль психолога в профилактике наркомании // Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской Республики: сб. научн. ст. - Чебоксары, 2006. - С. 121-125.

3. Иванова И.П. Особенности подготовки будущих педагогов-психологов к работе с подростками с агрессивным поведением / И.П. Иванова, Л.П. Терентьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2017. - № 4 (96). - С. 133139.

4. Иванова И.П. Об организации работы по обучению здоровью студентов психолого-педагогического факультета / И.П. Иванова // Актуальные проблемы воспитания студенческой молодежи. - Чебоксары, 2006. - С. 66-69.

5. Иванова И.П. Вербальная агрессия в подростковом возрасте / И.П. Иванова // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сб. научных статей. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2015. - С. 43-49.

6. Лиханов А.А. Дети без родителей / А.А. Лиханов. - Москва : Просвещение, 2010. -

592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.