https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-203-31-38
Г. М. Перцева, А. А. Борщева, В. В. Симрок, Н. А. Алексеева
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО АКУШЕРСТВУ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)
Целью исследования стало изучение уровня знаний студентов по акушерству, полученных традиционным и дистанционным методом через определенный промежуток времени после окончания курации. На основании проведенного контроля выживаемости знаний было установлено преимущество традиционной методики обучения над дистанционной. Традиционные методы обучения являются основными в подготовке медицинских кадров, поскольку сочетают теоретические знания и практические навыки в единый комплекс, это способствует лучшей выживаемости полученных знаний.
Ключевые слова: дистанционное обучение, компьютерные технологии, мотивация, оценочный фактор
G. Pertseva, A. Borshcheva, V Simrok, N. Alekseeva
OBSTETRIC TRAINING DURING THE COVID-19 PANDEMIC: ORGANISATIONAL ISSUES
The study compared the level of knowledge in students of obstetrics obtained by traditional and distance learning. The level of knowledge was assessed a while after upon the completion of the course. The assessment of knowledge retention showed an advantage of traditional teaching over distance learning. Traditional teaching methods are the cornerstone of medical training. This approach combines theoretical training with the development ofpractical skills which contributes to better retention of the acquired knowledge.
Keywords: distance learning, computer technology, motivation, assessment factor
Введение
Для успешного развития современного общества подготовка специалистов любой отрасли является основной государственной задачей. В Российской Федерации на период до 2025 г. приоритетной задачей является создание благоприятных условий для роста высококвалифицированных кадров. Особую значимость этот постулат имеет при подготовке медицинских кадров, поскольку здоровье и жизнь человека являются основополагающей задачей развития общества. А в связи с тем, что охрана материнства и детства в нашей стране является важнейшим направлением развития здравоохранения, подготовка акушерско-гинекологических
кадров имеет особое значение. Это, в свою очередь, диктует необходимость постоянно совершенствовать методику преподавания данного предмета, используя все имеющиеся возможности. Особую значимость эта проблема приобретает сегодня, в эпоху тяжелой эпидемиологической ситуации, связанной с коронавирусной пандемией, когда все студенты вынуждены перейти на дистанционное обучение. Резко возросла ответственность высших учебных заведений в создании условий для подготовки специалистов, которые не только были бы профессионалами в своей деятельности, но и обладали бы широтой мышления, умели бы быстро ориентироваться в сложных ситуациях,
были бы способны принимать рациональные и своевременные решения. Важным компонентом при подготовке врача является и воспитательный процесс, который ежедневно присутствует на протяжении всех лет обучения при традиционной форме обучения. Это приобретение навыков общения с пациентами, коллегами по работе, младшим и средним медицинским персоналом, с родственниками пациентов. Традиционная система обучения основана на реализации познавательной деятельности. Это, прежде всего, цикл лекций, которые подготавливают студентов к освоению нового материала. В зависимости от поставленной педагогической задачи лекции по форме и содержанию бывают разные. Есть лекции обучающие, в которых даются конкретные знания по определенной тематике. Такие лекции легко запоминаются и являются хорошим пособием для подготовки к экзаменам. Существуют лекции, когда лектор определяет основные проблемы важной темы. Такие лекции побуждают студентов к самостоятельной работе, к поиску получения новых знаний из дополнительной литературы. Не менее важным этапом обучения являются практические занятия. Это аудиторные занятия, конференции, работа у постели больных, присутствие при выполнении различных манипуляций, разбор сложных случаев, производственная практика и т. д. Именно при этом происходит соединение теоретических знаний с практической деятельностью. Одним из главных компонентов обучения является также проверка знаний и умений обучающихся. На завершающем этапе изучения предмета «акушерство» проводится контроль полученных знаний. Это традиционные методы, такие как зачетные занятия с ответами на вопросы по изучаемой теме, решение ситуационных задач, использование компьютерных технологий для проведения тестирования, экзамены. Все это способствует подготовке квалифицированных медицинских кадров, которые отвечают требованиям нашего здравоохранения. Однако пандемия коронавирусной инфекции
(С0"У10-19) внесла свои коррективы в сложный процесс обучения в медицинском университете, а именно все лекции и практические занятия стали проводиться дистанционно, практическая часть, являющаяся основной при обучении будущих врачей, выпала из образовательного процесса. Что касается дистанционного образования, то оно имеет свою историю. Одна из его форм — заочное обучение, однако заочное обучение никогда не использовалось в медицинских вузах. Началом дистанционного обучения в нашей стране считается 30 мая 1997 г., когда вышел приказ о проведении эксперимента в области дистанционного образования [8]. Данный метод хорош для проведения лекций, видеоконференций, тестового контроля знаний. Имеется мнение некоторых авторов [1; 6; 11], что дистанционное обучение является прогрессивным и в будущей перспективе оно будет основным методом подготовки специалистов. Однако существует и другая точка зрения [4; 5; 9; 10], что подмена традиционного, классического обучения дистанционным методом нерациональна и ошибочна. На наш взгляд, метод дистанционного обучения не способен реализовать все этапы многопрофильного процесса подготовки медицинских кадров, где никогда не использовалась заочная форма обучения. В течение первых двух недель после перехода на дистанционное обучение было проведено анкетирование студентов Приволжского исследовательского медицинского института Минздрава России, с целью получения экспресс-оценки новой модели. Студентам предлагалось в произвольной форме изложить свое отношение к плюсам и минусам дистанционного образования, а также сформулировать свои предложения по совершенствованию этой системы. С учетом объективно сложившейся ситуации практически все студенты положительно оценили введение дистанционного образования, из недостатков отметили нехватку живого общения с преподавателями и своими однокурсниками, умений учиться и работать
в командах, более высокие требования к самодисциплине [6]. Студенты также сетуют на дистанционное обучение, указывая на то, что пациентов они не видели, и «дистанци-онка» как значительно снизила качество теоретической части занятий, так и полностью лишила практической [7]. В связи с этим нами было решено провести сравнение уровня полученных знаний обучающимися при применении традиционного и дистанционного методов обучения.
Цель. Провести сравнительный анализ уровня знаний обучающихся, полученных традиционным и дистанционным методами.
Материалы и методы
Анализ проведен по результатам проверки знаний обучающихся, полученных при изучении предмета «акушерство» на 4 курсе лечебно-профилактического факультета, на кафедре акушерства и гинекологии № 1 Ростовского государственного медицинского университета. У всех обучающихся проводили практические занятия и читали лекции одни и те же преподаватели. Были сформированы две исследуемые группы. В первую группу вошли 145 (12 групп) обучающихся традиционными методами, это опрос, собеседование, тестирование по пройденной теме и др. Вторая группа представлена 142 (12 групп) обучающимися, у которых были дистанционные занятия. У обучающихся первой исследуемой группы оценка знаний проводилась в виде текущего и итогового контроля. В начале каждого занятия проводился опрос студентов по самостоятельно изученному материалу. По окончании изучения определенного раздела акушерства проводилось контрольное занятие с повторением данной темы, решением ситуационных задач, тестовый контроль, работа с пациентками с целью освоения практических навыков (сбор анамнеза, измерение размеров таза, определение положения, предлежания, вида и позиции плода, определение срока беременности и предполагаемой даты родов и т. д.). Очень важным компонентом традиционного
обучения был постоянный контакт преподавателя и обучающегося, общение с пациентами: беременными, роженицами, родильницами. Окончательная оценка знаний в первой группе определялась при проведении дифференцированного зачета в конце учебного года. Для сдачи зачета сотрудниками кафедры были подготовлены билеты с вопросами и задачи. В каждом билете было два вопроса по физиологическому и два вопроса по патологическому акушерству и ситуационная задача. У студентов второй группы занятия проводились дистанционно. К занятиям была подготовлена учебная платформа, на которой были размещены обучающие материалы: тематика и содержание лекций, практических занятий, контрольные вопросы, тесты, задачи. На платформе, после окончания теоретического разбора материала, обучающиеся ежедневно отвечали на два вопроса по пройденной теме и решали одну ситуационную задачу. Дифференциальный зачет очно в этой группе сдавали те обучающиеся, которые желали получить более высокий балл. Уровень знаний остальных оценивался по текущей успеваемости. Общение с преподавателем проводилось дистанционно, своих будущих пациентов они не видели, фантом, костный таз, инструменты студенты видели только на экране монитора. Одним из методов, который может использоваться в системе мониторинга качества образовательного процесса, является оценка выживаемости знаний обучающихся.
Понятие «выживаемость знаний» достаточно часто используется в педагогическом процессе, как метод контроля, способствующий улучшению эффективности оценки учебной деятельности [2; 11]. Согласно определению В. А. Жмурова [3, с. 627], «выживаемость включает: 1) степень, в какой определенная биологическая структура или модель поведения способствует вероятности выживания; 2) степень, в какой в памяти длительное время сохраняется заученный материал. Обычно говорят в таких случаях о выживаемости знания, которое, среди
прочего, во многом зависит не только от индивидуальных усилий, но и от подготовки и искусства педагога, способного заинтересовать учащегося и формировать мотивацию к усвоению знания». По мнению многих исследователей [2; 11], актуальным является изучение выживаемости знаний у обучающихся в медицинском вузе, которые сохраняются в памяти в течение периода обучения, повышают мотивацию студентов к обучению, и могут быть использованы обучающимися в дальнейшей профессиональной деятельности.
В обеих исследуемых группах в начале второго семестра проводился контроль выживаемости знаний, полученных по акушерству в первом семестре. Контроль знаний проводился путем опроса и решения ситуационных задач по физиологическому акушерству. Статистическую обработку полученных результатов оценки знаний обучающихся проводили с использованием программ Statistica 10 и Microsoft Excel 2013. Рассчитывался процент выживаемости
знаний в исследуемых группах, частота встречаемости полученных при опросе оценок (в %) и средний балл. Статистическая значимость различий процентов оценивалась по критерию хи-квадрат Пирсона, а различия средних — на основе критерия Манна — Уитни. Различия считались статистически значимыми при уровне значимости р < 0,05.
Результаты
Сравнительный анализ полученных итогов проведенного контроля выживаемости знаний и окончательных итогов обучения показал, что как выживаемость знаний, так и их итог, зависят от методики и формы обучения. Так, в первой исследуемой группе при традиционном обучении, удовлетворительная выживаемость знаний была выявлена у 127 (87,59%) из 145 обучающихся. Во второй исследуемой группе, при дистанционном обучении, удовлетворительная выживаемость знаний была у 110 (77,46%) из 142 обучающихся (рис. 1).
Рис. 1. Процент выживаемости знаний в двух исследуемых группах
У обучающихся первой группы уровень выживаемости знаний был более высоким (р = 0,023807). При проведении дифференцированного зачета в конце учебного года в первой исследуемой группе получены следующие оценки: «отлично» — 57, «хорошо» — 68, «удовлетворительно» — 15, «неудовлетворительно» — 5. При дистанционном обучении результаты оказались такими: «отлично» — 63, «хорошо» — 69, «удовлетворительно» — 9, «неудовлетворительно» — 1. Распределение оценок, отражающее текущую успеваемость, представлено на рисунке 2.
Оценки, отражающие текущую успеваемость, у обучающихся обеих групп были примерно одинаковые (р = 0,217423). Что касается среднего балла, то в первой группе обучающихся он составил 4,2, а во второй группе обучающихся был равен 4,4 (р = 0,208048).
Обсуждение результатов. Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что процент выживаемости знаний был более высоким в первой группе, т. е. при традиционном методе обучения и составил 87,59%, тогда как во второй исследуемой группе он был значимо ниже — 77,46% (р = 0,023807). Мы считаем, что выживаемость знаний ниже при дистанционном обучении, поскольку теоретические знания не подкреплялись практическими навыками при работе в симуля-ционном центре, а это значительно снижало усвояемость материала, не давало возможности правильно представить ряд процессов (например, варианты биомеханизма родов и др.). Ежедневное очное взаимодействие между обучающимися и преподавателями отсутствовало, что также не давало возможности откорректировать полученные знания при самостоятельном изучении темы и подкрепить их при работе с пациентками
Рис. 2. Структура оценок, полученных в исследуемых группах
в стенах родильного отделения, что еще раз подтверждает значительные преимущества очного обучения. Различий в структуре распределения оценок в первой и второй исследуемых группах не выявлено (р = 0,217423), то есть их можно считать практически одинаковыми. Достаточно высокую текущую успеваемость при дистанционном обучении, не отличающуюся от успеваемости при традиционном обучении, несмотря на отсутствие подкрепления теоретических знаний практическими во второй группе, по всей видимости, можно объяснить тем, что при ответах онлайн обучающиеся могли пользоваться учебной литературой, методическими пособиями, конспектами лекций. Проконтролировать этот процесс было трудно, так как экран монитора не позволяет видеть предметы, находящиеся за его пределами. Вторым моментом, затрудняющим контроль при ответах обучающихся, были периодически возникающие технические сбои в видео-и аудиотрансляции. Учитывая сказанное, мы считаем более объективной оценку выживаемости знаний, когда обучающиеся были поставлены в равные условия: они не готовились к ответам, а обучающиеся онлайн не имели возможности пользоваться учебными пособиями, так как беседа была не по определенной теме, а по всему материалу, пройденному в предыдущем семестре, где изучалось физиологическое акушерство. Из вышесказанного становится понятным и отсутствие разницы в среднем балле (р = 0,208048) в двух исследуемых группах.
Выводы
Таким образом, анализ полученных данных позволяет нам говорить о том, что результативность полученных онлайн теоретических знаний оставляет желать лучшего. Что же касается получения практических навыков, что особо значимо в формировании будущих врачей, то они вообще отсутствуют.
Переход на дистанционное обучение — это вынужденное, временное состояние, поскольку оно никогда не сможет заменить традиционную методику подготовки медицинских кадров. При дистанционном обучении исчезает главный компонент преподавания, а именно прямое общение с преподавателем, пациентами, обучающиеся не работают на фантомах в симуляционных центрах, не принимают участие в осмотре больных, не знакомятся с медицинской документацией. Отсутствует также и воспитательный момент, что крайне важно в формировании личности будущего врача. Нет постоянного контроля знаний обучающихся, а это, на сегодняшний день, является мощным стимулом образования. Однако полностью отвергать дистанционное обучение тоже не совсем правильно, так как оно имеет и свои плюсы. Именно дистанционное образование позволяет обучающимся пользоваться огромным количеством труднодоступных источников информации, более эффективной становится самостоятельная работа, открывается путь к новым возможностям творческой деятельности. Что касается преподавателей, то они могут в своей деятельности использовать новые компьютерные технологии обучения. Дистанционная форма обучения, при определенных ситуациях, дает возможность студентам получать теоретические знания, находясь за пределами высшего учебного заведения, хотя качество этих знаний ниже, чем при получении их в аудиториях вуза. Все это свидетельствует о том, что образование онлайн никогда полностью не заменит традиционные формы обучения, живое общение обучающихся с педагогами, и не создаст ту атмосферу, которая присутствует в студенческих аудиториях, особенно это касается медицины. В дальнейшем дистанционное обучение должно остаться, но использоваться вместе с традиционным аудиторным, что позволит выбрать и сочетать все лучшие моменты онлайн и очного преподавания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АргусоваИ. В. Компьютерное тестирование и виды контроля знаний в вузе // Педагогика. 2016. N° 10. С. 31-43.
2. Беляева Л. Е., Хитева С. А., Генералова А. Г., Лигецкая И. В., Орехова Н. И. Анализ выживаемости знаний студентов лечебного факультета по дисциплине «Патологическая физиология» // Вестник ВГМУ.
2018. Т. 17. № 5. С. 124-131.
3. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М.: Джангар, 2012. 864 с.
4. Владимирский А. В., Андреева А. И. Образовательные аспекты телемедицины // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. № 1-2. С. 6-7.
5. Касьяненко Е. Ф., Рубцова Л. Н., Димов И. Д., Богомолова В. Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования.
2019. № 5. Статья 39. https://doi.org/10.17513/spno.29216
6. Леванов В. М., Перевезенцев Е. А., Гаврилова А. Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. № 2. С. 3-9. https://doi.org/10.29188/2542-2413-2020-6-2-3-9
7. Опыт дистанционки в медицинском вузе: что не так? // Яндекс. Дзен: канал Студент-медик. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/medicwithlove/opyt-distancionki-v-medicinskom-vuze-chto-ne-tak-5f7c0d064%200416f1e5%20b67525a (дата обращения 10.10.2021).
8. Приказ Минобразования РФ от 7 мая 1998 г. № 1141 о дополнении приказа Минобразования России от 30 мая 1997 г. № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://lawrussia.ru/texts/legal_149/doc149a693x886.htm (дата обращения 10.10.2021).
9. Симрок В. В., Маркина В. В., Борщева А. А. Некоторые педагогические аспекты дистанционного обучения студентов медиков в период карантина // Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Оренбург, 23 апреля 2020 г. Стерлитамак: Агентство международных исследований. С. 72-74.
10. Судаков Д. В., Якушева Н. В., Белов Е. В., Шевцов А. Н. О некоторых технических проблемах проведения дистанционных занятий на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество — 2020: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 19 августа 2020 г. Чебоксары: Среда, 2020. С. 26-29.
11. Умбеталина Н. С., Тургунова Л. Г., Баешева Т. А., Тургунов Е. М. Методические аспекты оценки выживаемости знаний у студентов медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-3. С. 416-419.
REFERECES
1. Argusova I. V. Komp'yuternoe testirovanie i vidy kontrolya znanij v vuze // Pedagogika. 2016. № 10. S. 31-43.
2. Belyaeva L. E., Khiteva S. A., Generalova A. G., Ligetskaya I. V., Orekhova N. I. Analiz vyzhivaemosti znanij studentov lechebnogo fakul'teta po distsipline "Patologicheskaya fiziologiya" // Vestnik VGMU. 2018. T. 17. № 5. S. 124-131.
3. Zhmurov V. A. Bol'shaya entsiklopediya po psikhiatrii. 2-e izd. M.: Dzhangar, 2012. 864 s.
4. Vladimirskij A. V., Andreeva A. I. Obrazovatel'nye aspekty telemeditsiny // Zhurnal telemeditsiny i elektronnogo zdravookhraneniya. 2018. № 1-2. S. 6-7.
5. Kas'yanenko E. F., Rubtsova L. N., Dimov I. D., Bogomolova V. Yu. Distantsionnoe i mobil'noe obuchenie v meditsinskikh vuzakh: problemy i perspektivy // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 5. Stat'ya 39. https://doi.org/10.17513/spno.29216
6. Levanov V M., Perevezentsev E. A., Gavrilova A. N. Distantsionnoe obrazovanie v meditsinskom vuze v period pandemii COVID-19: pervyj opyt glazami studentov // Zhurnal telemeditsiny i elektronnogo zdravookhraneniya. 2020. № 2. S. 3-9. https://doi.org/10.29188/2542-2413-2020-6-2-3-9
7. Opyt distantsionki v meditsinskom vuze: chto ne tak? // Yandeks. Dzen: kanal Student-medik. 2021. [Elektronnyj resurs]. URL: https://zen.yandex.ru/media/medicwithlove/opyt-distancionki-v-medicinskom-vuze-chto-ne-tak-5f7c0d064%200416f1e5%20b67525a (data obrashcheniya 10.10.2021).
H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha
8. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 7 maya 1998 g. № 1141 o dopolnenii prikaza Minobrazovaniya Rossii ot 30 maya 1997 g. № 1050 "O provedenii eksperimenta v oblasti distantsionnogo obrazovaniya". [Elektronnyj resurs]. URL: https://lawrussia.ru/texts/legal_149/doc149a693x886.htm (data obrashcheniya 10.10.2021).
9. Simrok V. V., Markina V. V., Borshcheva A. A. Nekotorye pedagogicheskie aspekty distantsionnogo obucheniya studentov medikov v period karantina // Metody i mekhanizmy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v psikhologii i pedagogike. Sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Orenburg, 23 aprelya 2020 g. Sterlitamak: Agentstvo mezhdunarodnykh issledovanij. S. 72-74.
10. Sudakov D. V., Yakusheva N. V., Belov E. V., Shevtsov A. N. O nekotorykh tekhnicheskikh problemakh provedeniya distantsionnykh zanyatij na kafedre operativnoj khirurgii s topograficheskoj anatomiej v period neblagopriyatnoj epidemiologicheskoj obstanovki // Tendentsii razvitiya obrazovaniya: pedagog, obrazovatel'naya organizatsiya, obshchestvo—2020: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Cheboksary, 19 avgusta 2020 g. Cheboksary: Sreda, 2020. S. 26-29.
11. Umbetalina N. S., Turgunova L. G., Baesheva T. A., Turgunov E. M. Metodicheskie aspekty otsenki vyzhivaemosti znanij u studentov meditsinskogo vuza // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016. № 4-3. S. 416-419.