Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации контроля в сфере внутрирегиональных межбюджетных отношений'

Некоторые аспекты организации контроля в сфере внутрирегиональных межбюджетных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FINANCIAL CONTROL / ACCOUNTS CHAMBER OF IRKUTSK REGION / EFFICIENCY OF BUDGET EXPENDITURES / INTERGOVERNMENTAL FISCAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журбенко Андрей Сергеевич, Махтина Юлия Борисовна

Освещены некоторые вопросы финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Иркутской области в сфере внутрирегиональных межбюджетных отношений. Статья основана на заключении Контрольно-счетной палаты Иркутской области о результатах проверки министерства культуры и архивов Иркутской области. Сделан вывод, что бюджетные средства расходуются неэффективно, и даны некоторые рекомендации по повышению эффективности их расходования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журбенко Андрей Сергеевич, Махтина Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF EXERCISING FINANCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF INTERGOVERNMENTAL FISCAL RELATIONS IN THE REGION

The article deals with some issues of financial control exercised by the Accounts Chamber of Irkutsk region in the sphere of regional intergovernmental fiscal relations. The article is based on official decision made by the Accounts Chamber of Irkutsk region after the audit inspection of the Ministry of Culture and Archives of Irkutsk region. It is inferred that the budget funds are spent inefficiently. The authors give some recommendations to help increase the efficiency of the budget expenditures.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации контроля в сфере внутрирегиональных межбюджетных отношений»

О

(N

УДК 336:352(571.53) ББК 65.261.2-28

А.С. Журбенко Ю.Б. Махтина

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Освещены некоторые вопросы финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Иркутской области в сфере внутрирегиональных межбюджетных отношений. Статья основана на заключении Контрольно-счетной палаты Иркутской области о результатах проверки министерства культуры и архивов Иркутской области. Сделан вывод, что бюджетные средства расходуются неэффективно, и даны некоторые рекомендации по повышению эффективности их расходования.

Ключевые слова: финансовый контроль, Контрольно-счетная палата Иркутской области, эффективность расходования бюджетных средств, межбюджетные отношения.

A.S. Zhurbenko Yu.B. Mahtina

SOME ASPECTS OF EXERCISING FINANCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF INTERGOVERNMENTAL FISCAL RELATIONS

IN THE REGION

ssi

2sê Es =

Ép

НА

Ой"

^ 1

І

^ Л £

« р I 8sî ЕнО а

£м§|

МО |

аи-|

нее

К

н

н

о

н

PQ

СО

Н

The article deals with some issues of financial control exercised by the Accounts Chamber of Irkutsk region in the sphere of regional intergovernmental fiscal relations. The article is based on official decision made by the Accounts Chamber of Irkutsk region after the audit inspection of the Ministry of Culture and Archives of Irkutsk region.

It is inferred that the budget funds are spent inefficiently. The authors give some recommendations to help increase the efficiency of the budget expenditures.

Keywords: financial control, Accounts Chamber of Irkutsk region, efficiency of budget expenditures, intergovernmental fiscal relations.

С введением в бюджетной сфере такого направления, как бюджетирование, ориентированное на результат, возник ряд вопросов, затрагивающих эффективность расходования бюджетных средств, а также роль органов государственного финансового контроля в данном направлении, поскольку они не только предупреждают и выявляют нарушения, но и могут определять наиболее эффективные пути расходования средств.

Государственный финансовый контроль — это комплексная система контрольных действий органов власти и управления, базирующаяся на Конституции и других законах государства. Его назначение — отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта, контролируя все каналы движения денежных потоков, так или иначе связанных с формированием государственных финансовых ресурсов, полноту и своевременность их поступления, а также их целевое использование [1].

Особую роль в осуществлении бюджетного контроля играют Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку данные организации

© А.С. Журбенко, Ю.Б. Махтина, 2011

%

СО представляют собой независимый контролирующий орган, который за-

нимает значительное место в организации контроля за эффективностью расходования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Деятельность контрольно-счетных органов на-^ ходит значительное отражение не только на федеральном, но и на регией ональном уровне.

Начиная с 2009 г. заканчивается переходный этап реформы местного самоуправления. Несмотря на положительные моменты, связанные с введением федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», существует ряд серьезных проблем, усугубленных мировым кризисом, которые требуют незамедлительного решения. Их можно разделить на две группы: проблемы качества организации бюджетного процесса на местном уровне и проблемы сбалансированности местных бюджетов.

Анализ, проведенный Контрольно-счетной палатой (далее — КСП) Иркутской области, выявил ряд недостатков:

- высокий уровень дотационности местных бюджетов. По данным за 2008 г., в структуре доходов муниципальных районов и городских округов объем безвозмездных поступлений составил в среднем 50%, в структуре доходов поселений достиг 70%;

- отсутствие финансовых ресурсов для осуществления расходов, что приводит к передаче поселениями части функций муниципальным районам (данный показатель по поселениям в 2008 г. составил в среднем около 30%);

- иждивенческие настроения органов местного самоуправления.

И как следствие данных проблем, возникает вопрос целевого расходования бюджетных средств, а также эффективности и результативности расходов, что представляет собой основополагающий критерий для оценки деятельности местных органов власти.

В связи с этим большое значение имеют контрольные мероприятия, == проводимые контрольно-счетными органами субъектов РФ. КСП Иркут-

ской области осуществляет в сфере межбюджетных трансфертов определи § ленный контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, а

^ ^ | также определяет направления их более рационального использования.

^ | Это можно рассмотреть на примере аудиторской проверки министерства

1 культуры и архивов Иркутской области по вопросу выполнения полночи мочий главного администратора бюджетных средств в части межбюд-

| жетных трансфертов в 2008 г.

| Министерство культуры и архивов Иркутской области (до 1 октяб-

йо I ря 2008 г. — департамент культуры и архивов Иркутской области) (да-

к®Э лее — министерство культуры или департамент культуры) в соответс-

твии с положением, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от 29 октября 2007 г. № 222-па, является исполни-23 тельным органом государственной власти Иркутской области, осущест-

вляющим функции по государственному управлению в сфере культуры и архивного дела.

В соответствии с законом Иркутской области «Об областном бюджете 1^ на 2008 г.» от 21 мая 2008 г. № 17-оз главному распорядителю бюджет-

ных средств — министерству культуры — были утверждены бюджетные со ассигнования в форме:

Н- субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по хранению, комплектова-

н

о

О

«К1

2нё Яч >

нйе

нД

ОЙ"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

нию, учету и использованию архивных документов, относящихся к областной государственной собственности;

- субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, создания условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры, а также создания условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.

Расчет и распределение субвенции, выделенной министерству культуры, осуществлялись на основании закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к областной государственной собственности» от 14 ноября 2005 г. № 79-оз.

Расчет размера субвенции на исполнение областных полномочий производился с целью формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих и вспомогательного персонала (рабочих), непосредственно исполняющих областные полномочия, и компенсации материальных затрат органов местного самоуправления, связанных с исполнением указанных полномочий.

Проверка КСП расчетов размеров субвенции показала, что индексация в 1,09 раза должностных окладов муниципальных служащих (осуществляющих областные государственные полномочия), предусмотренная постановлением губернатора Иркутской области «О повышении окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Иркутской области» от 14 апреля 2008 г. № 147-п, не производилась. Это привело к несоответствию фактических окладов муниципальных служащих установленным законодательством, а именно оклад был ниже.

Нарушением являлось то, что уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств были доведены до министерства культуры без конкретизации классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Это, в свою очередь, привело к тому, что для муниципальных образований не были конкретизированы цели (направления) предоставления и использования средств субвенции. Так, анализ использования муниципальными образованиями области выделенных средств показал, что суммы начисленной заработной платы (с учетом ЕСН) в 9 муниципальных образованиях сложились выше расчетных, а в 23 образованиях — ниже. И, как следствие, образовался остаток средств по заработной плате, который был направлен на осуществление материальных затрат. Указанные перераспределения средств субвенции при условии доведения министерством финансов Иркутской области уведомлений о бюджетных ассигнованиях с конкретизацией по КОСГУ носили бы нецелевой характер.

Согласно ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, при установлении соответствующим главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты (в данном случае — министерство культуры), отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены. В случае если неиспользованный

%

СО остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий,

субвенций и иных межбюджетных трансфертов, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, оп-^ ределяемом соответствующим финансовым органом, с соблюдением об-

5^ щих требований, установленных Министерством финансов Российской

Федерации.

Отсутствие надлежащего контроля и анализа использования средств субвенции со стороны главного распорядителя бюджетных средств не позволяет сделать вывод о реальной потребности муниципальных образований в средствах, необходимых для исполнения указанного переданного областного полномочия, а наличие остатков средств свидетельствует либо об их неэффективном использовании, либо об отсутствии потребности в таком объеме средств.

В рамках оптимизации расходных обязательств областного бюджета КСП Иркутской области министерству культуры было вынесено предписание провести комплекс мероприятий по взысканию остатков субвенции и осуществить подробный анализ использования средств, в том числе направленных на осуществление материальных затрат, с целью получения четкого представления о финансовых потребностях муниципальных образований для исполнения переданных полномочий и последующей оценки возможности внесения изменений в способ расчета субвенций.

Кроме того, министерству финансов Иркутской области было предложено доводить уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств по утвержденной форме с конкретизацией классификации операций сектора государственного управления с целью определения направлений использования средств субвенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из изложенного, оптимизации расходных обязательств областного бюджета может послужить анализ использования средств суб-; венций (с целью выявления реальной потребности в них). Также он поз-

волит пересмотреть областные законы в части способов расчета размера ой § субвенций.

^1 Работа по оценке эффективности расходования средств в области

^ | межбюджетных трансфертов только начата. Однако уже в результате

1 контроля за одной субвенцией КСП области был выявлен резерв поряден ка 30-33 млн р. при условии пересмотра способов расчета указанных

§к§ субвенций.

в Также в рамках реализации указа Президента РФ «Об оценке эф-

иоэ фективности деятельности органов местного самоуправления городски! ких округов и муниципальных районов» органы местного самоуправлении ния должны предоставить правительству Иркутской области доклады

о достигнутых значениях показателей эффективности своей деятель-23 ности [2, ст. 6].

На основании указанных докладов КСП Иркутской области сможет провести подробный анализ результатов деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований и начать работу по фор-11^ мированию комплекса мер, обеспечивающих переход к более результа-

тивным моделям управления и устойчивому развитию муниципальных со образований.

Н Таким образом, контрольно-счетные органы играют важную роль в

области развития межбюджетных отношений не только путем выявле-

н

о

О

(N

ния и предупреждения возможных финансовых нарушений, но и путем повышения эффективности расходования бюджетных средств.

Список использованной литературы

1. Никулина О.В. Эффективность бюджетного контроля в России и за рубежом / О.В. Никулина // Финансы и кредит. — 2007. — № 32. — С. 84-86.

2. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента РФ от 28 апр. 2008 г. № 607 (в ред. указа Президента РФ от 13 мая 2010 г. № 579).

Referenses

1. Nikulina O.V. Effektivnost’ byudzhetnogo kontrolya v Rossii i za rubezhom / O.V. Nikulina // Finansy i kredit. — 2007. — № 32. — S. 84-86.

2. Ob otsenke effektivnosti deyatel’nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipal’nykh raionov: ukaz Prezidenta RF ot 28 Apr. 2008 g. № 607 (v red. ukaza Prezidenta RF ot 13 May 2010 g. № 579).

Информация об авторах

Журбенко Андрей Сергеевич — аспирант, кафедра финансов, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: andruhovich@bk.ru.

Махтина Юлия Борисовна — кандидат экономических наук, аудитор, Контрольно-счетная палата Иркутской области, г. Иркутск, e-mail: makhtina@irksp.ru.

SS1

2sl ЯЧ г

й Iі

НА

Ой"

^ 1

І

«Л*

« ¡Ґ I 8s! ЕнО а

£м§|

МО I

нее

н

н

о

н

PQ

со

Н

Authors

Zhurbenko Andrey Sergeevich — post-graduate student, Chair of Finance, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: andruhovich@bk.ru.

Mahtina Yulia Borisovna — PhD in Economics, Auditor, Accounts Chamber of Irkutsk region, Irkutsk, e-mail: makhtina@irksp.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.