Научная статья на тему 'Некоторые аспекты определения субъекта розыска подозреваемых и обвиняемых'

Некоторые аспекты определения субъекта розыска подозреваемых и обвиняемых Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
330
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / РОЗЫСК / СУБЪЕКТЫ РОЗЫСКА / РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CRIMINAL PROCEDURE / CRIMINAL JUSTICE PROBLEMS / TRACING / TRACING AGENTS / SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович

Рассматриваются отдельные вопросы определения субъекта разыскной деятельности. Особое внимание уделяется проблемам разграничения разыскных полномочий между следователем и сотрудниками органов дознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончар Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF DETERMINATION OF SUBJECT INVESTIGATION SUSPECTS AND DEFENDANTS

This article is devoted to the specific issues determining a subject search activity. Particular attention is paid to the distinction between the investigative powers of the investigator and employees of the bodies of inquiry.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты определения субъекта розыска подозреваемых и обвиняемых»

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 3/2016

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM - OPEN ACCESS - 37

Юридические науки

УДК. 343.132.1

Научная специальность 12.00.09 — Уголовный процесс

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА РОЗЫСКА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

В. В. Гончар*

Аннотация. Рассматриваются отдельные вопросы определения субъекта разыскной деятельности. Особое внимание уделяется проблемам разграничения разыскных полномочий между следователем и сотрудниками органов дознания.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное законодательство, проблемы уголовного судопроизводства, розыск, субъекты розыска, разыскная деятельность.

SOME ASPECTS OF DETERMINATION OF SUBJECT INVESTIGATION SUSPECTS AND DEFENDANTS

V.V. Gonchar*

Abstract. This article is devoted to the specific issues determining a subject search activity. Particular attention is paid to the distinction between the investigative powers of the investigator and employees of the bodies of inquiry. Keywords: criminal procedure, criminal justice problems, tracing, tracing agents, search activity.

В настоящее время не прекращаются споры по определению субъекта розыска подозреваемых и обвиняемых. Одни ученые и практики, указывают, что в соответствии с ч. 5 ст. 208 и ч. 2 ст. 209 УПК РФ бремя розыска до и после приостановления производства предварительного следствия лежит на следователе, другие, опираясь на положения ч. 1 ст. 210 УПК РФ считают, что следователь, поручая органам дознания розыск подозреваемого, обвиняемого — возлагает на данные органы бремя розыска указанной категории лиц.

Анализируя данную ситуацию следует отметить, что на начальном этапе розыска только следователь располагает достаточными сведениями о совершенном преступлении, личности и связях скрывшегося подозреваемого, обвиняемого, без которых невозможен выбор оптимального направления деятельности по его обнаружению. Поэтому, на наш взгляд, следователь должен стремиться к тому, чтобы самому выполнить следственные действия, имеющие разыскную направленность.

Необходимость в поручении таких действий органу дознания возникает лишь при условии, если, у следователя отсутствует возможность произвести их лично (например, когда требуется выполнить одновременно несколько следственных действий в разных местах), либо, когда наиболее эффективно эти следственные

действия могут быть осуществлены в сочетании с оперативно-разыскными мероприятиями, которые следователь производить не вправе [7; 1, с. 38-43].

Таким же образом, по нашему мнению, необходимо поступать и, когда решается вопрос о поручении органу дознания разыскных действий, входящих в компетенцию следователя. При этом необходимо также учитывать и содержание разыскного действия. Если оно непосредственно направлено на установление местонахождения подозреваемого (обвиняемого) и ему присущи оперативные черты (например, прочесывание местности с целью обнаружения разыскиваемого), то такое разыскное действие целесообразно поручить органу дознания.

В поручении органу дознания следователь может поставить перед ним задачу, для решения которой по усмотрению органа дознания могут быть произведены соответствующие оперативно-разыскные мероприятия.

Поручение или указание следователя о производстве разыскных и следственных действий, а также об оказании содействия при их выполнении является правовым основанием решения органом дознания поставленной перед ним задачи [6, с. 12-13].

Объявление следователем розыска подозреваемого (обвиняемого) в порядке ст. 210 УПК РФ и поручение его органу дознания означает начало нового этапа в

* Гончар Владимир Владимирович,

старший преподаватель кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского института экономики, политики и права, кандидат юридических наук

Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: [email protected]

* Vladimir V. Gonchar

Senior Lecturer of the Department of Preliminary Investigation of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikotya, Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Moscow Institute of Economics, Politics and Law, Candidate of Legal Sciences Contacts: Klimentovskiy per., d. 1, str. 1, Moscow, Russia, 115184 E-mail: [email protected]

разыскной деятельности следователя и взаимодействия его с органами дознания.

К самому понятию «объявление розыска подозреваемого, обвиняемого» на практике, в ведомственных правовых актах и специальной литературе подход неоднозначен. В зависимости от того, кто является субъектом розыска, под объявлением понимается:

1) решение следователя, выраженное в постановлении о приостановлении расследования, либо в отдельном постановлении, которым констатируется наличие оснований и условий для объявления розыска подозреваемого или обвиняемого и поручения его соответствующему органу дознания;

2) система организационных, разыскных действий и оперативно-разыскных мероприятий, осуществляемых органом дознания на основании поручения следователя и различающихся в зависимости от видов розыска.

Сущность действий органа дознания заключается в том, что они дают начало разыскному процессу (заведение разыскного дела, подготовка и оформление разыскных документов, истребование необходимых материалов) и позволяют привлечь к участию в розыске те подразделения органов внутренних дел, иные организации и учреждения, в чьи полномочия входит производство определенных организационных, разыскных действий и оперативно-разыскных мероприятий (направление разыскных заданий в органы внутренних дел других районов, поручений о заведении наблюдательного производства, материалов различных видов розыска, сторожевых карточек в адресные бюро и др).

Необходимо различать мероприятия, из которых складывается объявление розыска подозреваемого (обвиняемого) органом дознания и те, следующие за ними действия, входящие в содержание розыска в собственном смысле. Розыск скрывшихся от предварительного следствия или дознания лиц, может носить процессуальный характер, когда его содержание составляют следственные и некоторые, предусмотренные законом, организационные действия, осуществляемые органом дознания с целью обнаружения подозреваемого (обвиняемого), когда розыск уже объявлен. Порядок и форма тех действий, посредством которых орган дознания производит объявление розыска, устанавливается подзаконными правовыми актами, и эти мероприятия выходят за рамки процессуальных норм.

Действия, из которых складывается объявление розыска следователем, — с одной стороны и органом дознания, — с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них. При этом объявление розыска следователем предшествует объявлению розыска органом дознания.

Исходя из данного порядка объявления розыска, давно сложившегося на практике и охватывающего действия следователя и органа дознания, нельзя не отметить, что формулировка ст. 210 УПК РФ содержит некоторую неясность относительно субъекта объявления розыска подозреваемого или обвиняемого в процессуальном смысле.

Согласно ч.1 ст. 210 УПК РФ, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. А далее, в ч. 2 законодатель указывает, что розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Из сопоставления данных предписаний закона, на первый взгляд, можно заключить, что следователь принимает решение о поручении розыска органу дознания, в компетенцию которого входит объявление розыска. Однако, по нашему мнению, законодатель имеет в виду объявление розыска подозреваемого, обвиняемого именно следователем. В ч. 2 ст. 210 речь идет о процессуальном решении — объявлении розыска, так как по смыслу закона розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. И все же представляется, что позиция законодателя в этом вопросе должна быть более четкой, необходимо прямо указать, что именно следователь объявляет розыск подозреваемого (обвиняемого) и поручает его органу дознания, который вместе со следователем его осуществляет, используя для этого специфические возможности.

Решение об объявлении розыска следователем по своей природе является процессуальным решением, так как основания и условия, дающие возможность принятия этого решения, сформулированы в уголовно-процессуальном законе.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ следователь принимает меры к розыску подозреваемого или обвиняемого при неизвестности его места нахождения. Причем для того, чтобы решение об объявлении розыска было обоснованным, это обстоятельство — неизвестность места нахождения подозреваемого или обвиняемого — должно подтверждаться материалами уголовного дела.

По смыслу ч.1 ст. 210 УПК РФ к моменту объявления розыска закон не требует обязательного установления причин, по которым неизвестно местонахождение лица, совершившего преступление. Это объясняется тем, что розыск может быть объявлен до приостановления производства по делу, когда еще не выполнены все,

возможные в отсутствие подозреваемого (обвиняемого), следственные действия. Кроме того, эффективность мероприятий по обнаружению разыскиваемого во многом зависит от оперативности их проведения при условии максимального использования всех средств и методов разыскной работы и специфических возможностей органов дознания. Поэтому закон исходит из того, что ко времени объявления розыска достаточно доказать только факт неизвестности места нахождения подозреваемого (обвиняемого).

Вместе с тем, уже на начальном этапе производства разыскных действий и мер может быть установлено, что разыскиваемый умышленно скрылся от расследования. Тогда основанием объявления розыска явится доказанность данного обстоятельства.

При наличии основания к объявлению розыска подозреваемого (обвиняемого), следователь должен обеспечить выполнение ряда условий, установленных ст. 210 УПК РФ. То есть, содержащихся в нормах уголовно-процессуального закона предписаниях, выполнение которых делает возможным принятие того или иного решения наряду с наличием соответствующего основания. Эти требования закона в основном могут быть двоякого рода:

1) о выполнении определенных процессуальных действий, с осуществлением которых связывается принятие того или иного решения (например, о производстве всех возможных в отсутствие подозреваемого или обвиняемого следственных действий к моменту приостановления расследования);

2) об установлении наличия обстоятельств, необходимых для принятия того или иного решения.

Анализ предписаний закона приводит к выводу о том, что к условиям принятия следователем решения об объявлении розыска обвиняемого необходимо отнести наличие в деле следующих процессуальных документов:

1) постановления о привлечении скрывшегося лица в качестве обвиняемого;

2) постановления об избрании в отношении него меры пресечения, способной предотвратить его повторное уклонение от следствия.

Для объявления, в розыск подозреваемого необходимо предоставить документы, подтверждающие его процессуальный статус. В настоящее время такими документами являются:

1) постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица;

2) протокол задержания соответствующего лица, в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ;

3) постановление об избрании меры пресечения, в порядке, предусмотренном УПК РФ;

4) письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, составленное в соответствии со статьей 223.1 УПК РФ.

В целях совершенствования процедуры объявления и осуществления розыска подозреваемых практические работники предлагают предусмотреть в законе вынесение постановления о привлечении соответствующего лица в качестве подозреваемого. По их мнению, именно это постановление должно являться четким юридическим основанием для признания лица подозреваемым.

Одновременно с объявлением розыска, следователю, в порядке установленном п. 4. ч. 2 ст. 38 УПК РФ, целесообразно выносить постановления о задержании и приводе подозреваемого, обвиняемого. Наличие в материалах данных постановлений, направляемых для осуществления розыска органам дознания, значительно упростит их работу по задержанию разысканного подозреваемого (обвиняемого) и доставления его к месту производства предварительного расследования.

Если срок предварительного следствия по уголовному делу истекает и существует необходимость осуществить ряд процессуальных действий, направленных на установление местонахождения (розыск) подозреваемого, обвиняемого, следователю в таком случае необходимо вынести постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия перед руководителем следственного органа соответствующего уровня.

Если следователь пришел к выводу, что производство по уголовному делу необходимо приостановить, он должен проверить, соблюдены ли необходимые условия, позволяющие вынести соответствующее постановление.

К таковым условиям относятся:

1) наличие в деле доказательств, указывающих на совершение преступления скрывшимся подозреваемым (обвиняемым);

2) выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого (обвиняемого);

3) разрешение вопроса о судьбе других подозреваемых (обвиняемых) по делу, если преступление совершено в соучастии, поскольку если в уголовном деле фигурируют два или более подозреваемых (обвиняемых), а основания для приостановления производства по уголовному делу относятся не ко всем из них, то на основании ст. ст. 154 и 208 УПК РФ следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить производство по уголовному делу в отношении только отдельных лиц;

4) обеспечение сохранности документов и вещественных доказательств по делу.

После выполнения данных условий следователь выносит постановление о приостановлении предварительного следствия на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (если подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам) и направляет копию постановления прокурору [5, с. 193].

Некоторые авторы, считают необходимым внести изменения в УПК РФ, в соответствии с которыми следователю необходимо не только уведомлять о приостановлении предварительного следствия прокурора (путем направления ему копии принятого решения в течение 24 часов с момента его принятия), но и представлять прокурору для изучения материалы уголовного дела в течение 5 суток [2, с. 55-58].

По нашему мнению, реализация данного предложения не целесообразна в связи с тем, что действующий в настоящее время порядок прокурорского надзора за законностью приостановления производства по уголовным делам, вполне эффективен. Так сотрудники прокуратуры в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела обязаны отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о приостановлении предварительного следствия, обеспечив проверку и изучение материалов всех приостановленных, прекращенных производством уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.

Так же, при проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по осно-

ваниям пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ уполномоченные сотрудники прокуратуры обязаны применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-разыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с соответствующими делами оперативного учета*.

Кроме того, одним из процессуально-правовых средств обеспечения условий для повышения эффективности осуществления розыска подозреваемых (обвиняемых), уклоняющихся от органов расследования и суда, могло бы стать более интенсивное использование института досудебного соглашения о сотрудничестве (при условии его дальнейшего совершенствования с учетом предложений науки и потребностей практики) [3, с. 92-94; 4, с. 55-65].

Для достижения данной цели, к числу действий подозреваемого и обвиняемого (ходатайствующего о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве), относящихся к условиям заключения соответствующего соглашения, следовало бы отнести содействие указанных лиц в розыске других подозреваемых и обвиняемых, скрывающихся от органов расследования и суда и прямо указать на это в норме права.

В этих целях, ч. 2 ст. 3171 УПК РФ, после слов «... розыске имущества, добытого в результате преступления» целесообразно дополнить словами «, а также розыске подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от органов расследования и суда».

* пп. 1.9 и 1.10 Приказа Генпрокуратуры России от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // СПС КонсультантПлюс 2016.

Литература/References

1. Балашов А.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступления. М., 1979. [BalashovAN., editor. Interaction of investigators and investigative bodies in the investigation of a crime. Moscow; 1979].

2. Богословская Е.В. Разумный срок уголовного преследования // Законность. 2015. № 4. С. 55-58. [Bogo-slovskaya EV. Reasonable time for criminal prosecution. Zakonnost'. 2015(4):55-8].

3. Мешков М.В., Гончар В.В. Досудебное соглашение о сотрудничестве: проблемы и перспективы // Закон и право. 2011. № 1. С. 92-94. [MeshkovMV, Gonchar VV. Pre-trial cooperation agreement: Problems and prospects. Zakon i pravo. 2011(1):92-4. Russian].

4. Минулин Р.М. Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 3 (21). С 55-65. [Minulin RM. Conclusion of pre-trial cooperation agreement. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. 2012;3(21):55-65. Russian].

5. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.В. Гриненко. М., 2002. [Grinenko AV., editor. Guidance on the Investigation of Crimes: Textbook. Moscow; 2002. Russian].

6. Чувилев А.А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с милицией. М., 1981. [ChuvilevAA. Interaction of the investigator of the internal affairs body with the police. Moscow; 1981. Russian].

7. Чукаева О.А. Полномочия органа дознания по производству неотложных следственных действий // Законодательство и экономика. 2014. № 12. С. 66-69. [Chukaeva OA. Powers of the body of inquiry on the production of urgent investigative actions. Zakonodatel'stvo i ekonomika. 2014(12):66-9. Russian].

© Гончар В.В./Gonchar V.V., 2016. Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. [This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.