Научная статья на тему 'Некоторые аспекты охраны наследственного имущества'

Некоторые аспекты охраны наследственного имущества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты охраны наследственного имущества»

Некоторые аспекты охраны наследственного

имущества

Т.С. Коробейникова

Проблемы правовых гарантий охраны и сбережения наследственного имущества приобрели экономическую и правовую значимость в условиях становления, развития и углубления рыночных отношений в России.

Появились крупные состояния, велико число крупных и средних промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий. Немало состоятельных людей среди индивидуальных предпринимателей. Оформляется самодостаточный в экономическом и социальном значении средний класс.

В целом, обновленное российское наследственное право соответствует стандартам европейской континентальной гражданско-правовой системы.

Но новые реалии предопределяют необходимость совершенствовать юридический инструментарий правового режима и юридических гарантий охраны имущества, имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности при их переходе от наследодателя к наследникам.

Во многих правовых системах континентальной Европы (Франция, Швейцария, Бельгия, Италия, Испания, Германия) наследники непосредственно приобретают наследство в момент его открытия (независимо от времени его фактического принятия) и, при этом, наследование рассматривается как универсальное правопреемство [9]. Напротив, в Англии и США имущество наследодателя сначала переходит на праве доверительной собственности к так называемому «личному представителю» умершего, который передает наследникам лишь часть, оставшуюся после расчетов с кредиторами [7].

В странах англо-американского права предусмотрен особый порядок перехода наследственного имущества, центральной фигурой которого является «личный представитель» наследодателя. Если он назначен в завещании, то именуется исполнителем завещания (executor), в остальных случаях - админист-

ратором (administrator). Администратором может выступать и наследник. Полномочия «личного представителя» возникают с момента утверждения его судом. К нему переходит все наследственное имущество, которым он управляет как доверительный собственник. Функции «личного представителя» могут выполняться как одним, так и несколькими лицами, в зависимости от содержания завещания или решения суда. «Личный представитель» осуществляет ликвидацию имущества наследодателя, погашая его долги в соответствии с установленной законом очередностью и предъявляя требования к должникам наследодателя. Он вправе совершать и другие действия, связанные с управлением имуществом, в частности - необходимые для обеспечения нормального функционирования предприятия наследодателя. Ликвидация имущества осуществляется под контролем суда, который может потребовать представления описи имущества и отчета «личного представителя» о произведенных им действиях.

Очищенное от долгов имущество наследодателя «личный представитель» передает наследникам по завещанию или наследникам по закону с учетом причитающейся каждому из

Коробейникова Татьяна Станиславовна - доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск)

них доли. На «личного представителя» даже возлагается обязанность возместить наследникам и кредиторам наследодателя ущерб, возникший вследствие допущенных им злоупотреблений и упущений.

Наследственное право России пошло по иному пути. По российскому праву переход имущества к наследникам осуществляется в порядке универсального правопреемства. Этот главный принцип означает, что к наследникам в составе наследственной массы переходит имущество наследодателя и долги, его обременяющие.

Как отмечается в ряде публикаций, действующее российское наследственное право при всех его очевидных достоинствах не имеет пока того комплекса норм, которые бы системно обеспечивали надежную правовую охрану, защиту и сбережение наследственного имущества, гарантии полного и без потерь перехода экономически значимой наследственной массы к наследникам по завещанию или по закону.

Поскольку субъект, принимающий наследство, определяется лишь впоследствии, наследственное имущество в течение определенного периода времени остается как бы безнадзорным и нуждается в охране. Охрана наследства и управление им - это система целенаправленных действий по сохранению наследственной массы в надлежащем виде, совершаемых специально уполномоченными лицами в интересах предполагаемых (эвентуальных) наследников и других заинтересованных лиц (ст. 1170-1174 ГК РФ).

Принятие мер к охране наследственного имущества преследует, прежде всего, сбережение, сохранение имущества в неизменном состоянии, когда есть реальная угроза нарушения имущественных прав «отсутствующих» наследников.

Принятие мер охраны наследства и управления им законодательством возложено на определенный круг лиц, наделенных в этих целях соответствующими полномочиями. Согласно п. 1, 2, 7 ст.1171 ПС РФ, к этим лицам относятся:

• нотариус по месту открытия наследства; исполнитель завещания, если он назначен наследодателем.

• должностное лицо консульского учреждения;

• должностное лицо органов местного самоуправления, лишь в случаях, если законом предоставлено им право совершения нотариальных действий [2, 3, 5].

Статья 64 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [5] допускает принятие нотариусом охранительных мер по собственной инициативе. А ст. 1171 ГК РФ таких действий нотариуса не предусматривает. Налицо коллизия норм права. Статья 64 Основ не подлежит применению, следовательно, нотариус не обязан заботиться об имуществе умершего, а охрана наследственного имущества и управление им становятся личным делом заинтересованных лиц [12].

Такая неопределенность и нечеткость позиции законодателя, ограничивающая возможность нотариальных органов по самостоятельному применению мер охраны наследственного имущества, представляется не соответствующей задачам нотариальной деятельности в целом, и целям защиты прав наследников. Меры по охране наследства принимаются, прежде всего, в интересах наследников, отсутствующих в месте нахождения наследства, нередко не располагающих информацией об открытии наследства,

о составе наследственного имущества и лишенных возможности ходатайствовать об обеспечении его сохранности [И]. Пока факт принадлежности наследственного имущества определенным лицам не доказан, не истек срок для принятия наследства, нотариус должен иметь не только право и обязанность при определенных условиях по своей инициативе обеспечить необходимые меры по охране наследства.

Следует отметить, что современное законодательство ряда государств содержит нормы, предусматривающие возможность принятия мер по охране наследства по инициативе органа, к компетенции которого это отнесено. Так, норму о принятии подобных мер нотариусом по собственной инициативе содержит Гражданский кодекс Грузии (ст. 1495), по инициативе мирового судьи охранительные меры могут быть приняты в Латвийской республике (ст. 659 ГК), в Германии суд самостоятельно принимает решение об охране наследства (параграф 1960 ГГУ).

Гражданским кодексом РФ недостаточно четко отрегулировано соотношение полномочий душеприказчика и нотариуса. В соответствии с п. 2 ст. 1171 ГК РФ нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по согласованию с исполнителем завещания. В то же время душеприказчик меры по охране наследства принимает самостоятельно. Это должно означать, что право принятия мер по охране наследства и управлению им предоставляется нотариусу исклю-

чительно с согласия душеприказчика. Более того, физическое лицо при составлении завещания может исключить привлечение нотариуса к охране наследственного имущества и возложить эти обязанности на иное лицо.

По действующему законодательству принятие нотариусом мер по охране наследственного имущества начинается с принятия заявления одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, а также органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества.

А.В. Бегичев предлагает внести в часть третью ГК РФ в качестве императивной нормы правило, согласно которому участник общей собственности в имущественном комплексе, предприятии, иной недвижимости, а также доверительный управляющий или арендатор обязаны немедленно сообщать нотариусу о смерти предпринимателя с целью принятия мер по охране наследственного имущества [6]. Этого же мнения придерживается и Н.И. Ос-

таток [11], считающий необходимым законодательно обязать участников общей собственности на имущество и лиц, проживавших совместно с наследодателем на день открытия наследства, сразу же сообщать о смерти наследодателя нотариусу по месту открытия наследства для решения им вопроса о необходимости в соответствии с законом принятия мер по охране наследства.

В современной нотариальной практике достаточно редко наследниками подаются заявления о принятии мер по охране наследственного имущества.

Количество принятых мер к охране наследственного имущества в Дальневосточном федеральном округе с 2002 по 2005 гг. весьма незначительно (таблица 1). В Хабаровском крае за период с 2003 по 2005 гг. не было совершено ни одного рассматриваемого нотариального действия. Практически аналогичная ситуация сложилась в Камчатской области и Чукотском автономном округе.

Таблица 1

Сведения о совершенных нотариальных действиях по охране наследственного имущества нотариусами на территории Дальневосточного федерального округа*

2002 2003 2004 2005

Г ос. нотари усами части ым и нотари усами Г ос. нотариус ами частны ми нотари усам и Гос. нотари усами частны м и нотари усами Г ос. нотари усами частны м и нотари усами

Республика Саха (Якутия) 87 1 43 2 102 5 0 2

Приморский край 2 8 0 9 0 11 нет сведений нет сведений

Хабаровский край 1 1 0 0 0 0 0 0

Амурская область 0 0 0 4 0 0 нет сведений нет сведений

Камчатская область 0 0 2 0 0 0 0 0

Корякский автономный округ 1 0 объединен с Камчатской областью

Сахалинская область 0 3 1 1 2 0 2 0

Еврейская автономная область 0 0 0 0 0 0 нет сведений нет сведений

М агаданская область 0 1 нет сведений 1 1 6 4

Чукотский автономный округ і 3 10 5 1 1 4 объединен с М агаданской областью

Итого 92 17 56 21 1 16 22 8 | 6

* Источник: Архив Главного управления Министерства юстиции по Дальневосточному федеральному округу. — Хабаровск. — 2002 — 2005 гг.

Это объясняется, на наш взгляд, отсутствием материальной заинтересованности нотариуса в совершении указанного нотариального действия. В настоящее время государственная пошлина за принятие мер по охране наследства составляет 600 рублей (п.

1 ст. 333.24 НК РФ) [4].

Есть и другая причина. Большинство потенциальных наследников предпочитают сразу заявить о принятии наследства, опасаясь пропуска срока для подачи такого заявления. Подача лицом заявления о принятии наследства исключает необходимость принятия нотариусом мер по охране наследственного имущества, так как принятое наследство, согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ, признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия. И соответственно, бремя содержания и охраны возлагается на принявшего наследственное имущество. Тем самым, создается ситуация, при которой нотариус вообще освобождается от обязанности предпринимать меры по охране наследственного имущества.

Наследодатель и сам предпринимает различные действия, исключающие в будущем принятие мер к охране наследственного имущества. Наследодатель регистрирует наследников по своему месту жительства, составляет завещание в пользу конкретных наследников, совершает сделки, определяющие судьбу своего имущества.

Если в состав наследства входит имущество, требующее управления, как, например, работающее предприятие, пакет ценных бумаг т.п., то нотариусы с целью охраны и управления имуществом должны заключить договор доверительного управления таким наследственным имуществом. Однако правовое регулирование указанных отношений нуждается в совершенствовании. Известно, что существенным условием договора доверительного управления является условие о сроке. Однако на момент заключения такого договора не известно, когда сами наследники примут наследственное имущество. Более того, при заключении договора доверительного управления наследственным имуществом возможна ситуация, когда не известно, есть ли наследники или их нет. Специальные нормы статьи 1173 ГК РФ не дают ответа на такие ситуации.

Н.И. Остапюк предлагает вменить в обязанность нотариуса в отдельных случаях

принимать меры по охране наследственного имущества в обязательном порядке [11]:

- когда никто из наследников не вступил во владение наследственным имуществом, требующим охраны (управления);

- когда у нотариуса есть достоверные сведения об отсутствии призванных к наследованию, в месте нахождения наследственного имущества, требующего охраны (например, сведения о постоянном проживании детей наследодателя за границей).

- когда наследником является гражданин, не обладающей дееспособностью в полном объеме, и его опекун (либо сам гражданин, действующий с согласия своего попечителя) не вступил во владение требующим охраны или управления наследственным имуществом.

Нотариус осуществляет меры по охране наследства и управлению им в течение срока, определяемого с учетом характера и ценности наследства, а также времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством, но не более чем в течение шести месяцев.

В ряде случаев, предусмотренных законодательством, данный срок может удлиняться, но не более чем до девяти месяцев со дня открытия наследства, если право наследования возникает для других лиц вследствие отказа наследника от наследства или отстранения наследника от наследования как недостойного (п. 2 ст. 1154 ГК РФ); если право наследования для лиц возникает только в случае непринятия наследства другим наследником (п. 3 ст. 1154 ГК РФ); если имеет место переход права на принятие наследства (п.

2 ст. 1156 ГК РФ).

Таким образом, законом определен предельный срок для принятия мер к охране наследственного имущества, если соответствующие меры принимаются нотариусом.

Однако закон не учитывает ситуацию, когда, например, наследник первой очереди отказывается от принятия наследства, после этого наследник второй очереди не принимает наследство, далее наследник третьей очереди также не принимает наследство... В связи с этим в литературе встречается мнение, что норму о сроке необходимо толковать распространительно, то есть считать, что срок для охраны наследства может превышать установленный девятимесячный, если в течение этих 9 месяцев наследство еще не принято [8, 12].

Что касается исполнителя завещания, то

предельный срок для принятия им мер к охране наследственного имущества законом не установлен. С учетом этого исполнитель завещания осуществляет меры по охране наследства и управлению им в течение срока, необходимого для исполнения завещания.

В соответствии со ст. 61 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительство или работы которых ему известно. Нотариус может произвести вызов наследников путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации.

Извещение наследников об открытии наследства путем помещения публикации об этом в соответствующем средстве массовой информации успешно производилось в дореволюционной России. Сейчас такое извещение осуществляется в некоторых зарубежных странах (Швейцарии, Чехии, Грузии).

Было бы целесообразным на уровне закона обязать нотариусов помещать публикации об открывшемся наследстве в средствах массовой информации. В настоящее время это право, но не обязанность нотариуса. Должен быть создан единый источник опубликования сведений об открывшемся наследстве - периодическое издание, к которому имели бы свободный доступ все граждане.

Н.И. Остапюк [11] предлагает в качестве такового «Нотариальный вестник».

С целью уведомления наследников целесообразно также использовать электронные средства связи. Нотариуса целесообразно обязать посылать сведения об открывшемся наследстве в информационный отдел нотариальной палаты соответствующего округа, который, в свою очередь, обрабатывал бы поступившую информацию и помещал ее в Интернете.

В условиях становления подлинно рыночных отношений, многообразия форм собственности и форм хозяйствования, значительного увеличения круга наследников экономически значимого имущества является объективно необходимым дополнить российское наследственное право комплексом правовых гарантий охраны, сбережения и защиты наследственного имущества в частных и публичных интересах.

Литература и источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон М258-ФЗ от 29 декабря 2006 года // СП С «КонсультантП люс».

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6.10.2003 М1Э1-ФЗ (в ред. от 29.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №49.

- Ст. 4553.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации II СПС «КонсультантПлюс».

5. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года /I СПС «КонсультантПлюс».

6. Бегичев, А.В. Наследование предприятия / А.В. Бегичев // М.: Волтере Клувер. -2006. - С. 37.

7. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. Ч. 2. -М.: Изд-во. «Международные отношения».

- 1984. - С. 279 - 296.

8. Гуев, А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / А.Н. Гуев. - М.: ИН-ФРА-М, 2002.

9. Медведев, И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность (2 е издание) / И.Г. Медведев. - М.: Волтере Клувер, 2005.

10. Михеева, Л.Ю. Вопросы охраны наследства и управления им / Л.Ю. Михеева / / СПС «Консультант Плюс».

11. Остапюк, Н.И. Меры по охране наследственного имущества / Н.И. Остапюк

II Законность. - 2003. - №12.

12. Остапюк, Н.И. Пределы осуществления и нотариальная защита наследственных прав граждан / Н.И. Остапюк // Гражданское право. - 2006. - №1.

13. Телюкина, М.В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный ) / М.В. Телюкина / / Законодательство и экономика. - 2002.

- №№8, 9, 10, 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.