Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД / ТЕМП ДВИЖЕНИЯ / ПЕШИЙ ТУРИЗМ / СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Николаев Сергей Анатольевич

В статье автор приводит некоторые аспекты обеспечения мер личной безопасности во время передвижения группы людей при проведении туристического похода, указывает на необходимость проведения его организационного и подготовительного этапов. Ввиду того, что пеший туризм является наиболее распространенным в силу его доступности, автор подробно описывает порядок, скоростной и ритмический режимы движения походной группы в ходе преодоления лесных массивов, густых зарослей, заболоченных участков местности и болот. В статье приводится порядок действий при движении группы по шоссейным дорогам и пересечении проезжей части. В ходе следования по маршруту туристы нередко сталкиваются с необходимостью преодоления болот и заболоченных участков, что требует соблюдения повышенных мер безопасности, поэтому умение визуально распознавать и классифицировать их играет исключительно важную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ENSURING PERSONAL SECURITY MEASURES DURING HE MOVEMENT OF A GROUP OF PEOPLE DURING A HIKING TRIP

In the article, the author cites some aspects of ensuring personal security measures during the movement of a group of people during a hiking trip, indicates the need for its organizational and preparatory stages. Due to the fact that hiking is the most common due to its accessibility, the author describes in detail the order, speed and rhythmic modes of movement of the hiking group during overcoming forests, dense thickets, swampy areas and swamps. The article describes the procedure for the movement of the group on highways and the intersection of the carriageway. While following the route, tourists often face the need to overcome swamps and wetlands, which requires compliance with increased security measures, so the ability to visually recognize and classify them plays an extremely important role.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА»

УДК 351.86

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА

SOME ASPECTS OF ENSURING PERSONAL SECURITY MEASURES DURING

HE MOVEMENT OF A GROUP OF PEOPLE DURING A HIKING TRIP

Николаев Сергей Анатольевич

старший преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Nikolaev Sergey Anatolyevich senior lecturer department of fire training and activities internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье автор приводит некоторые аспекты обеспечения мер личной безопасности во время передвижения группы людей при проведении туристичес-кого похода, указывает на необходимость проведения его организационного и подгото-вительного этапов. Ввиду того, что пеший туризм является наиболее распростра-ненным в силу его доступности, автор подробно описывает порядок, скоростной и ритмический режимы движения походной группы в ходе преодоления лесных массивов, густых зарослей, заболоченных участков местности и болот. В статье приводится порядок действий при движении группы по шоссейным дорогам и пересечении проезжей части. В ходе следования по маршруту туристы нередко сталкиваются с необходимостью преодоления болот и заболоченных участков, что требует соблюдения повышенных мер безопасности, поэтому умение визуально распознавать и классифициро-вать их играет исключительно важную роль.

Abstract. In the article, the author cites some aspects of ensuring personal security measures during the movement of a group of people during a hiking trip, indicates the need for its organizational and preparatory stages. Due to the fact that hiking is the most common due to its accessibility, the author describes in detail the order, speed and rhythmic modes of movement of the hiking group during overcoming forests, dense thickets, swampy areas and swamps. The article describes the procedure for the movement of the group on highways and the intersection of the carriageway. While following the route, tourists often face the need to overcome swamps and wetlands, which requires compliance with increased security measures, so the ability to visually recognize and classify them plays an extremely important role.

Ключевые слова: личная безопасность; туристический поход; темп движения; пеший туризм; способы передвижения.

Keywords: personal safety; hiking; pace of movement; hiking; methods of movement.

Туристический поход довольно интересное и, в тоже время, ответственное мероприятие. Любой туристический поход подразумевает под собой тщательную подготовку, которую следует начинать с проведения тренировок за несколько месяцев до его начала. На таких тренировках необходимо изучать и отрабатывать разнообразные способы передвижения, технические приемы преодоления препятствий, формировать и совершенствовать навыки организации бивака, а также общего взаимодействия в группе [1].

Начинать выдвижение туристической группы в поход целесообразно на рассвете, так как движение в утренние часы меньше утомляет организм человека. Кроме того, в жаркие летние дни большую часть пути лучше проходить по утренней прохладе, а в период весенней распутицы утром в горах уменьшается лавинная опасность, так как снежный покров еще не начинает таять [2].

Темп движения всех участников похода должен определять старший группы. Основным ориентиром для него должно служить физическое состояние самого слабого его участника. В этой ситуации слабых туристов необходимо ставить в голову походной колонны, а замыкающими назначать более сильных. Основной задачей замыкающих является наблюдение за всей группой: предупреждение о возможной опасности, контроль за отстающими и оказание, в случае необходимости, помощи.

При движении в лесных массивах, густых зарослях или заболоченных участках местности целесообразнее передвигаться в колонну по одному. Такой способ позволяет осуществлять взаимный контроль, поэтому целесообразно закрепить за каждым туристом постоянное место.

Во время движения следует соблюдать определенную дистанцию между туристами. Рациональным будет расстояние около 2 метров. Это связано с тем, что в процессе перемещения обзору не должно ничего мешать: ни рюкзак впереди идущего товарища, ни сам напарник внезапно остановившийся впереди. Кроме того, скученность не позволит следить за попадающимися под ногами ямами или камнями.

В походе нужно не забывать и о правилах дорожного движения так, например, при движении по шоссейным дорогам необходимо двигаться по левой обочине и навстречу транспортным средствам, чтобы видеть его издали. Переходить дороги с довольно интенсивным движением необходимо всей группе одновременно, к примеру, группа туристов, двигающаяся в колонну по одному, останавливается и дождавшись отсутствия транспорта по общей команде старшего «Переход» дружно пересекает проезжую часть.

При ходьбе следует выбирать ровную поверхность, на которой может уместиться вся стопа ноги. Ногу нужно ставить на землю на всю стопу, а встречающиеся на пути камни, кочки или лежащие бревна необходимо перешагивать. При передвижении по твердом грунту или траве на землю сначала лучше поставить носок, а затем опустить каблук. По мягкому грунту - наоборот, вначале ставить каблук, а потом наступать всей стопой.

Немаловажным является и ведение хронометража нахождения в пути, которое позволяет определять не только пройденное расстояние, но также и причины поте-

ри времени. Как показывает практика, в основном время теряется на затянувшихся привалах. Хронометраж следует начинать вести с утреннего подъема, продолжением которого является выход на маршрут, моменты прохождения контрольных ориентиров, а также время остановки на привал и начала движения [3].

Интенсивность движения определяется его темпом. Выделяют четыре темпа движения:

- замедленный (со скоростью движения 2-3 км в час), при этом, время движения составляет 40 минут, а на отдых отводится 20 минут, применяется: в начале похода; при сильной усталости; присутствие в группе больных (раненых);

- нормальный (со скоростью движения 4-5 км в час), при этом, время движения составляет 50 минут, а на отдых отводится 10 минут, применяется: при обычном состоянии группы;

- ускоренный (со скоростью движения 6 км в час), при этом, время движения составляет 50 минут, а на отдых отводится 10 минут, применяется: при отличном состоянии группы или в целях выигрыша времени на спусках;

- форсированный (со скоростью движения более 8 км в час), при этом, время на отдых отводится не более 10 минут и только в случае крайней необходимости, применяется: на коротких дистанциях, где требуется поддерживать высокую скорость движения в виду соблюдения мер безопасности или при ведении спасательных работ.

Однако, следует помнить, что большая тяжесть ноши, плохое качество дороги, перемещение на больших высотах или без акклиматизации могут замедлять темп движения.

В этой связи для расчета скорости передвижения можно использовать такую формулу: человек проходит за один час столько километров, сколько делает шагов в три секунды при ширине шага, примерно 80 см.

Скорость движения туристов, в зависимости от условий, может уменьшаться. Так, на высотах от 2500 до 3500 метров над уровнем моря скорость уменьшается на 30 процентов, свыше 3500 метров она скорость падает на 60 %. Дорожная распутица или при сильном встречном ветре скорость движения снижает на 50 %, а в метель или сильном ливне - на 15 %. Кроме того, даже в обычных условиях при движении по лугу с густой травой скорость снизится на 25 %.

Передвижение группы туристов в лесных массивах имеет свои особенности. Так, двигаясь свозь чащу леса необходимо выдерживать интервал между туристами, примерно 3-4 метра, при этом, впередиидущему необходимо придерживать ветки деревьев, чтобы они не били по лицу идущих сзади. Кроме того, те кто идет впереди обязаны предупреждать голосом об опасностях, которые могут подстерегать идущих сзади: ямы, пни, сколькие дорожки, торчащие острые ветки и другие [4].

Передвигаться в густых зарослях при отсутствии троп нужно не спеша, с особой осторожностью, так как, при быстром темпе, можно получить травму.

В туристическом походе группа может столкнуться с необходимостью преодоления болот. В связи с этим, следует отметить, что болото можно преодолеть, если:

- во-первых, болото покрывает густая трава с осокой;

- во-вторых, на болоте растет сосн;

- в-третьих, болото покрыто сплошной порослью мха с толстым слоем очесов, то есть старого разложившегося мха.

Прохождение болота затрудняется, если: на нем среди растущего мха встречаются лужи или растет трава, похожая на одуванчики, так называемая пушица. Болото, поросшее густым кустарником, ивой, ольхой, елью или березой говорит о его труднопроходимости [5].

О невозможности прохождения болота свидетельствует наличие на его поверхности камыша или плавающего травянистого покрова.

Определить проходимость торфяного болота можно следующими способами:

- если торф достаточно плотный, осушенный или немного увлажненный, при сжатии в руке его объем не уменьшается, и вода не выделяется, то такое болото можно преодолеть на автомашине, так как допускаемое давление составляет не более 1 кг/см3;

- если торф плотный, средней увлажненности, при сжатии в руке происходит небольшое уменьшение его объема и выделяется некоторое количество воды, при этом она не стекает с руки, то такое болото можно преодолеть на автомашине, так как допускаемое давление составляет порядка 0,75 кг/см3;

- если торф рыхлый, достаточно увлажненный, при сжатии в руке его объем значительно уменьшается, он продавливается сквозь пальцы, а вода выделяется в виде больших капель, то такое болото можно преодолеть на автомашине или тракторе, так как допускаемое давление составляет примерно 0,5 кг/см3;

- если торф очень рыхлый и сильно увлажненный, при сжатии его в руке масса продавливается сквозь пальцы, а вода вытекает струйкой, то такое болото способен преодолеть только человек, так как допускаемое давление составляет примерно 0,25 кг/см3;

- если торф, удерживаемый в руке, находится в текучем или жидком состоянии, его масса продавливается сквозь пальцы полностью, то такое болото является непроходимым, так как допускаемое давление составляет менее 0,14 кг/см3.

Заболоченные участки можно преодолевать с помощью заранее изготовленных из подручных материалов болотоступов. Преодоление болотистой местности облегчается в зимнее время. Однако, при наличии льда не следует забывать о мерах безопасности, так как глубина промерзания льда может быть недостаточной. В такой ситуации следует помнить, что травянистые болота промерзают хорошо и быстро образуят на своей поверхности крепкую корку. Болота, покрытые ивняком или ольшаником промерзают плохо, а болота с кочками промерзают неравномерно. Болота со мхом промерзают медленнее чем травянистые, а лед на них легко трескается и проваливается. Поросшие кустарником болота, лучше проходимы, но необходимо помнить, окраины любого болота замерзают хуже, чем его центр.

Передвижение туристической группы по труднопроходимому болоту следует осуществлять в колонну по одному с интервалом от 4 до 5 метров, след в след. Безопаснее двигаться по кочкам, около деревьев или кустов. В таком случае опасность провалиться в болото менее возможна, так как под слоем ила, как правило, лежит твердый грунт.

Наибольшую опасность для туристов представляют болота с зарастающими

водоемами, поверхность которых покрывает ярко-зеленая трава. Такие болота называют топь, и они почти непроходимы. При прохождении топи необходимо соблюдать повышенные меры безопасности, обходя ямы с болотной водой, также любые участки воды.

Двигаться по болотам следует медленно, кроме того, для страховки необходимо иметь при себе и держать наготове шест в вертикальном положении. В случае попадания кого-либо из туристов в трясину, нужно как можно быстрее подтянуть к себе этот шест и постараться лечь на него грудью. При отсутствии возможности самостоятельно выбраться - не следует совершать лишних движений и предпринимать попытки подняться, так как это может только усугубить ситуацию. Прежде всего, следует не терять самообладания и не совершать поспешных, необдуманных действий. В данной ситуации помощь попавшему в трясину должны оказывать другие участники туристического похода, также без суеты, но быстро и, в то же время, очень осторожно. Сначала участок рядом с провалившимся в болото следует выложить ветками и шестами, то есть загатить, а затем, осторожно подползти к нему и помочь выбраться.

В определенных случаях отдельные участки болот целесообразно преодолевать путем последовательной укладки жердей в направлении движения. Особенность укладки жердей состоит в том, что по мере прохождения участка освободившиеся жерди передают вперед. Именно так, прокладывая гать, группа туристов продвигается вперед. Передвигаться по проложенной гати следует осторожно, приставным шагом при этом опираясь на шест.

Если установлено, что на болоте под слоем воды имеется твердый грунт, то необходимо осуществлять передвижение вперед след в след.

При движении по болоту следует постоянно следить за направлением, отмечая ориентиры и выставляя «вешки», привязывая к ним кусочки хорошо заметной ткани, что поможет, в случае необходимости, безопасно вернуться назад.

Преодоление болот требует наличия на туристе одежды и обуви, при этом, брюки должны быть заправлены, так как в ходе передвижения они могут цепляться, что будет мешать движению [6].

Следует отметить, что запасная одежда, отдельные виды продуктов питания и экипировки нужно уложить в полиэтиленовые пакеты и располагаться в центре рюкзака.

Кроме того, прежде начать движение по болоту следует, как можно больше узнать о нем следующей информации:

- где могут быть наиболее места;

- каким образом возможно обойти топкие места;

- где располагаются сухие места, на которых можно проводить вынужденные остановки [7].

Таким образом, преодоление болот и заболоченных участков, требует соблюдения повышенных мер безопасности, поэтому умение визуально распознавать и классифицировать их играет исключительно важную роль.

Исходя из вышеизложенного следует, что для обеспечения мер личной безопасности, при совершении пеших переходов, турист должен иметь определенный

набор знаний, уметь применять разнообразные способы преодоления препятствий, владеть навыками организации бивака, а также общего взаимодействия в группе.

Литература

1. Гуняев Е. В., Алдошина Е. А. Современные походы в использовании комплексного контроля за состоянием здоровья обучающихся // Анатомия личности. 2020. № 1 (21). С. 106-109.

2. Хрыков И. С. Роль и место спорта в жизни и здоровье человека // Наука и практика. 2021. № 7 (52). С. 138-141.

3. Губенков А. О. О некоторых особенностях основных форм самостоятельных занятий спортом // Наука-2020. 2020. № 4 (49). С. 174-178.

4. Иноземцев С. В. Повышение качества жизни населения путем реализации социальных функций государства в Российской Федерации // Анатомия личности. 2021. № 2 (25). С. 97-102.

5. Фроленков В. Н. Основы организации процесса физической подготовки сотруд-ников полиции // Наука и практика. 2021. № 5 (50). С. 74-80.

6. Садиков Н.Б. 1000+1 совет туристу: Школа выживания. Минск : Литература, 1998. 352 c.

7. Губенков А. О. Базовые аспекты личной безопасности сотрудников органов внутренних дел // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 3 (6). С. 70-74.

References

1. Gunyaev E. V., Aldoshina E. A. Sovremennye pokhody v ispol'zovanii kompleksnogo kontrolya za sostoyaniem zdorov'ya obuchayushchikhsya [Modern campaigns in the use of complex control over the state of health of students]. Anatomiya lichnosti - Anatomy of personality, 2020, no. 1 (21), pp. 106-109.

2. Khrykov I. S. Rol' i mesto sporta v zhizni i zdorov'e cheloveka [The role and place of sport in human life and health]. Nauka i praktika - Science and Practice, 2021, no. 7 (52), pp. 138-141.

3. Gubenkov A. O. O nekotorykh osobennostyakh osnovnykh form samostoyatel'nykh zanyatiy sportom [On some features of the main forms of independent sports]. Nauka-2020 -Science-2020, 2020, no. 4 (49), pp. 174-178.

4. Inozemtsev S. V. Povyshenie kachestva zhizni naseleniya putem realizatsii sotsial'nykh funktsiy gosudarstva v Rossiyskoy Federatsii [Improving the quality of life of the population by implementing the social functions of the state in the Russian Federation]. Anatomiya lichnosti -Anatomy of personality, 2021, no. 2 (25), pp. 97-102.

5. Frolenkov V. N. Osnovy organizatsii protsessa fizicheskoy podgotovki sotrudnikov politsii [Fundamentals of the organization of the process of physical training of police officers]. Nauka i praktika - Science and practice, 2021, no. 5 (50), pp. 74-80.

6. Sadikov N. B. 1000+1 sovet turistu: Shkola vyzhivaniya [1000+1 tourist advice: School of survival]. Minsk, Literature Publ., 1998, 352 p.

7. Gubenkov A. [O. Bazovye aspekty lichnoy bezopasnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del Basic aspects of personal security of employees of internal affairs bodies]. Nauchnyy daydzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Scientific digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 3 (6), pp. 70-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.