Научная статья на тему 'Некоторые аспекты нормативно-правового регулирования обращения лекарственных средств для медицинского применения в ЕС и ЕАЭС'

Некоторые аспекты нормативно-правового регулирования обращения лекарственных средств для медицинского применения в ЕС и ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
383
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ЕАЭС / АВТОРИЗАЦИЯ В ЕС / НОРМАТИВНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ПРОЦЕДУРА РЕГИСТРАЦИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ПРОЦЕДУРА ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ / MARKETING AUTHORIZATION OF MEDICINAL PRODUCTS FOR MEDICAL USE IN THE EAEU / MARKETING AUTHORIZATION IN THE EU / LEGAL REGULATION OF CIRCULATION OF MEDICINAL PRODUCTS / CENTRALIZED REGISTRATION PROCEDURE / DECENTRALIZED REGISTRATION / MUTUAL RECOGNITION PROCEDURE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Таубэ А. А.

Гармонизация законодательства ЕАЭС с законодательством ЕС нашла свое отражение в нормативно-правовом регулировании обращения лекарственных средств для медицинского применения. В рамках ЕАЭС была проведена большая работа по созданию общего рынка обращения лекарственных средства на территории государств-членов ЕАЭС, а также к сближению требования Союза с требованиями ЕС. Однако регулирование на уровне ЕАЭС имеет свои особенности. Это связано, прежде всего с различными экономическими подходами и с различиями в регуляторных структурах в обоих Союзах. Целью работы является установление общих подходов к регистрации лекарственных средств, поиск различий в законодательных базах. Конечной задачей работы является совершенствование нормативно-правовой базы регистрации и экспертизы лекарственных средств в ЕАЭС. В статье проведен сравнительный анализ терминологии ввода в обращение лекарственных средств, методологические подходы к процедурам экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Освещена работа ЕМА как наднационального регуляторного органа. Приведены ключевые моменты в обоих законодательствах в области введения в обращение лекарственных средств. Освещены основные направления развития и приоритеты в законодатель ствах ЕС и ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Таубэ А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF CIRCULATION OF MEDICINAL PRODUCTS FOR MEDICAL USE IN THE EU AND THE EAEU

The Harmonization of the EAEU legislation with the EU legislation is reflected in the legal regulation of the circulation of medicinal products. In the framework of the EAEU was a lot of work on the creation of the common market of the medicinal product on the territory of the member States of the EEU and also to convergence the requirements of the Union with EU requirements. However, regulation at the level of the EAEU has its own peculiarities. This is primarily due to different economic approaches and differences in regulatory structures in both Unions. The aim of the work is to establish common approaches to the registration of medicines, the search for differences in the legal framework. The final task of the work is to improve the regulatory framework for registration and examination of medicines in the EAEU. The article presents a comparative analysis of the terminology of introduction of medicines, methodological approaches to the procedures of examination of quality, efficacy and safety of medicines. The work of EMA as a supranational regulatory body is covered. The key points in both legislations in the field of introduction of medicines are given. The main directions of development and priorities in the legislation of the EU and the EAEU are highlighted.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты нормативно-правового регулирования обращения лекарственных средств для медицинского применения в ЕС и ЕАЭС»



УДК 614.27:615.01

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21-10-12-19

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

В ЕС И ЕАЭС.

Таубэ A.A.

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет, г. Санкт-Петербург,

Российская Федерация

SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF CIRCULATION OF MEDICINAL PRODUCTS FOR MEDICAL USE IN THE

EU AND THE EAEU.

Taube A.A.

St. Petersburg University of chemistry and pharmacy, Saint-Petersburg, Russian Federation

Аннотация: Гармонизация законодательства ЕАЭС с законодательством ЕС нашла свое отражение в нормативно-правовом регулировании обращения лекарственных средств для медицинского применения. В рамках ЕАЭС была проведена большая работа по созданию общего рынка обращения лекарственных средства на территории государств-членов ЕАЭС, а также к сближению требования Союза с требованиями ЕС. Однако регулирование на уровне ЕАЭС имеет свои особенности. Это связано, прежде всего с различными экономическими подходами и с различиями в регуляторных структурах в обоих Союзах. Целью работы является установление общих подходов к регистрации лекарственных средств, поиск различий в законодательных базах. Конечной задачей работы является совершенствование нормативно-правовой базы регистрации и экспертизы лекарственных средств в ЕАЭС. В статье проведен сравнительный анализ терминологии ввода в обращение лекарственных средств, методологические подходы к процедурам экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Освещена работа ЕМА как

Annotation: The Harmonization of the EAEU legislation with the EU legislation is reflected in the legal regulation of the circulation of medicinal products. In the framework of the EAEU was a lot of work on the creation of the common market of the medicinal product on the territory of the member States of the EEU and also to convergence the requirements of the Union with EU requirements. However, regulation at the level of the EAEU has its own peculiarities. This is primarily due to different economic approaches and differences in regulatory structures in both Unions. The aim of the work is to establish common approaches to the registration of medicines, the search for differences in the legal framework. The final task of the work is to improve the regulatory framework for registration and examination of medicines in the EAEU. The article presents a comparative analysis of the terminology of introduction of medicines, methodological approaches to the procedures of examination of quality, efficacy and safety of medicines. The work of EMA as a supranational regulatory body is covered. The key points in both legislations in the field of introduction of medicines are given. The main directions of development and priorities in the legislation of the EU and the EAEU are highlighted.

наднациональногорегуляторного органа. Приведены ключевые моменты в обоих законодательствах в области введения в обращение лекарственных средств. Освещены основные направления развития и приоритеты в законодательствах ЕС и ЕАЭС.

Ключевые слова: регистрация лекарственных средств в ЕАЭС, авторизация в ЕС, нормативно- правовое регулирование обращения лекарственных средств, централизованная процедура регистрация, децентрализованная регистрация, процедура взаимного признания.

Keywords: marketing authorization of medicinal products for medical use in the EAEU, marketing authorization in the EU, legal regulation of circulation of medicinal products, centralized registration procedure, decentralized registration, mutual recognition procedure.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. № 78 "О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения" (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 55) [Электронный ресурс].-https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01411969/cncd_21112016_78

[2] Directive 2001/83/EC of the European Parlament and of the Council of 6 November 2001on the Community code relating to medicinal products for human use //Official Journal of the European Union. L 311, 28.11.2001, p. 67.

[3] Council Regulation (EEC) No 2309/93 of 22 July 1993 laying down Community procedures for the authorization andsupervision of medicinal products for human and veterinary use and establishing a European Agency for the Evaluation of Medicinal Products//Official Journal of the European Union L214, 24.08.1993

[4] Regulation (EC) №726/2004 of the European Parlament and of the Council of 31 March 2004 laying down Community procedures for the authorisation and supervision of medicinal products for human and veterinary use and establishing a European Medicines Agency// Official Journal of the European Union. L 136. Volume 47. 30.04.2004. P 1-33.

REFERENCES

[1] EECC Decision .№78 Rules of authorization and assessment of medicinal products for human use [Electronic resource].- https://docs.eaeun-ion.org/docs/ru-

ru/01411969/cncd_21112016_78

[2] Directive 2001/83/EC of the European Parliament and of the Council of 6 November 2001on the Community code relating to medical products for human use //Official Journal of the European Union. L 311, 28.11.2001, p. 67.

[3] Council Regulation (EEC) No 2309/93 of 22 July 1993 layingdown Community procedures for the authorization and supervision of medical products for human and veterinary use and establishing a European Agency for the Evaluation of medical Products//Official Journal of the European Union L214, 24.08.1993

[4] Regulation (EC) no 726/2004 of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 laying down Community procedures for the authorization and supervision of medical products for human and veterinary use and establishing a European Medicines Agency// Official Journal of the European Union. L 136. Volume 47. 30.04.2004. P 1-33.

[5] EudraLex - Volume 2A Procedures for marketing authorization Chapter1 Marketing authorization [Electronic resource] - https://ec.eu-ropa.eu/health/sites/health/files/files/eu-dralex/vol-2/vol2a_chap 1_en.pdf

[5] EudraLex- Volume 2A Procedures for marketing authorization ChapterlMarketing authorization [Электронный ресурс]- https://ec.eu-ropa.eu/health/sites/health/files/files/eu-dralex/vol-2/vol2a_chap 1_en.pdf

[6] EudraLex- Volume 2A Procedures for marketing authorization Capter 2 Mutual recognition [Электронный ресурс]- https://ec.eu-ropa.eu/health//site s/health/file s/file s/eu-dralex/vol-2/a/vol2a_chap2_2007-02_en. Pdf

Введение. Жизненный цикл лекарственного препарата принято делить на 3 ключевых этапа: научные исследования и разработка, введение в обращение (регистрация), пострегистрационное обращение. В РФ получение разрешения на медицинское применение лекарственного препарата называется государственной регистрацией, в ЕС- маркетинговой авторизацией (marketing authorisation). В обоих случаях государственные регуляторные органы и экспертные организации призваны провести экспертизу по показателям качества, безопасности и эффективности, прежде чем дать разрешение на применение лекарственного средства.

В Европейском Союзе (ЕС) в настоящий момент существуют как национальные регуляторные органы, так и наднациональная структура - европейское агентство по лекарственным средствам- EMA. Целью EMA является законодательное регулирование обращения лекарственных средств на общеевропейском рынке. Кроме медицинских целей, присутствует также и экономическая составляющая.

В настоящее время в области обращения лекарственных до 1 января 2025 года Российская федерация и другие страны, входящие в Евразийско экономический союз (ЕАЭС) находятся в переходном периоде, когда регистрация лекарственных средств возможна как по национальным правилам, так и в рамках ЕАЭС.

Таким образом, представляется актуальным изучить какие изменения ожидают держателей регистрационных удостоверений и заявителей при прохождении процедур регистрации лекарственных средств по законодательству ЕАЭС.

В настоящий момент в рамках ЕАЭК проделана большая работа по созданию нормативной базы обращения лекарственных средств по медицинскому применению в ЕАЭС. В целом нормативные документы ЕАЭС гармонизированы с законодательством ЕС. Кроме того, ряд отечественных производителей ставят себе амбициозные задачи по выходу на международные рынки, в том числе и на европейский рынок лекарственных средств. В работе проведен сравнительный анализ терминов и процедур введения в обращение лекарственных средств для медицинского применения в ЕАЭС и ЕС.

Регистрация лекарственных средств в ЕАЭС.

В соответствии с утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии №78 в ЕАЭС действует две процедуры регистрации ЛС- взаимного признания и децентрализованная [1]. Обе указанные процедуры равноценны и ориентированы на заявителя. По какой процедуре проводить регистрацию лекарственного препарата выбирает сам заявитель.

[6] EudraLex - Volume 2A Procedures for marketing authorization Capter 2 Mutual recognition [Electronic resource] - https://ec.eu-ropa.eu/health//sites/health/files/files/eu-dralex/vol-2/a/vol2a_chap2_2007-02_en.pdf

В соответствии с процедурой взаимного влияния заявка подается в одно государство, на свободный выбор заявителя, исходя из его маркетинговых задач. В случае положительного результата заявитель получает одно регистрационное удостоверение (РУ) для обращения на территории выдавшего его государства. Такое государство называется референтным для данного держателя РУ. Уполномоченный орган референтного государства, проводит полную экспертизу представленных документов. Такая процедура регистрации законодательством ЕАЭС трактуется как национальная [1]. В дальнейшем, держатель РУ вправе предоставить заявления на регистрацию в любое другое государство-член Союза, которое либо признает экспертное заключение выданное референтным государством (отсюда и наименование процедуры- взаимного признания), либо вносит замечания. Замечания должны быть устранены держателем РУ. В случае непризнания экспертного заключения государством признания, регистрационное досье выносится на Экспертный комитет для вынесеняия окончательного решения. Преимущество процедуры взаимного признания состоит в том, что заявитель в срок 210 дней получает РУ в одном из государств-членов ЕАЭС, при этом понеся затраты только на регистрацию в одной стране. В дальнейшем, держатель регистрационного удостоверения может постепенно расширять область регистрации лекарственного препарата, постепенно или сразу подавая соответствующие заявления в другие государства-члены ЕАЭС. При этом получая в каждом государстве признания отдельное РУ.

В случае децентрализованной процедуры, Заявитель сразу подает заявление на регистрацию в несколько стран ЕАЭС на его. При этом, как и в первом случае, одно из государств выбирается Заявителем в качестве референтного государства. Заявитель несет затраты на регистрацию в нескольких странах Союза, но при этом получает сразу регистрационное удостоверение во всех государствах-членах ЕАЭС, в которые было подано соответствующее заявление на регистрацию. Преимуществом данного выбора является более быстрая возможность получения разрешения на продажу лекарственного препарата сразу в двух и более странах.

Регистрация лекарственных средств в ЕС.

Что касается ЕС, регистрацию лекарственного препарата, или маркетинговую авторизацию (marketing authorization) можно получить тоже двумя путями, которые называются: централизованная и национальная процедуры. Маркетинговую авторизацию еще можно перевести ка торговую лицензию или разрешение на продажу.

Централизованная процедура авторизации лекарственных препаратов была закреплена в далеком 1993 году [2] и дальнейшими документами подтверждалась ее необходимось и важность [3,4]. В соответствии с централизованной процедурой авторизации фармацевтические компании подают в ЕМА единую заявку на маркетинговую авторизацию. Комитет EMA по лекарственным средствам для использования человеком (CHMP) или Комитет по лекарственным средствам для ветеринарного применения (CVMP ) проводят научную оценку заявки и дают рекомендацию о том, следует ли продавать лекарство или нет. Далее заявку рассматривает Европейская Комиссия и выдает централизованное разрешение на обращение данного лекарственного средства. Эта лицензия действует во всех государствах-членах ЕС, а также в странах Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) Исландии, Лихтенштейне и Норвегии. Таким образом, выданная Европейской комиссией единая торговая лицензия позволяет ее владельцу

продавать лекарственное средство и предлагать его пациентам и медицинским работникам по всему ЕС.

Данная централизованная процедура является обязательной для: лекарственных препаратов, содержащих новую активную субстанцию для лечения следующих заболеваний: вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) или синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД); рак, диабет, нейродегенеративные, аутоиммуные заболевания и другие болезни иммунитета, вирусные заболевания, а также биотехнологические, генно- и тканеинженерные лекарственные средства, лекарственные препараты для соматической клеточной терапии. По централизованной процедуре также авторизуются орфанные лекарственные препараты и ряд лекарственных препаратов для ветеринарного применения. Для других лекарственных препаратов централизованная процедура является необязательной. Однако, она может применяться и для лекарственных средств, имеющих значительные терапевтические, научные или технические инновации. Также процедура может применяться для препаратов, которые сами по себе не являются инновационными, но использование которых имело бы значительный результат с точки зрения общественного здоровья и здоровья рядовых пациентов Европейского Союза. В качестве примера приводятся лекарственные препараты для безрецептурного отпуска [5]. То есть имеется ввиду препараты, не претендующие на финансирование за счет фондов страховых компаний.

В настоящее время новые инновационные лекарственных средств проходят централизованную процедуру маркетинговой авторизации для их реализации в ЕС. Также, предполагается возможность централизованной регистрации некоторых воспроизведенных лекарственных препаратов. Централизованная процедура призвана с одной стороны, повышать доверие населения к компетентным органам как ответ на все более и более усложняющиеся лекарственные продукты, с другой- преследует цель равенства доступа к инновационным лекарственным препаратам всех граждан всех стран-участниц ЕС. Кроме того, учитывается, что воспроизведенные препараты не должны проходить полный курс клинических испытаний, но в тоже время не ставить в невыгодные условия инновационные препараты. Централизованная процедура авторизации призвана уменьшить барьеры для свободного перемещения патентованных лекарственных препаратов внутри стран-участниц ЕС.

С целью повышения качества экспертизы инновационных лекарственных средств централизованная процедура предполагает подачу уведомления о намерении подать заявку на маркетинговую авторизацаию (marketing authorisation application (MAA). Такой предварительный запрос подается от 7 до 18 месяцев до планируемой заявки на маркетинговое разрешение. Форма ее подачи и объем подаваемых документов строго регламентированы. В течение этого срока предполагаются различные консультации и совещания в которых определяются основания претендовать на получение централизованного разрешения. Также назначаются докладчики, специалисты и различных комитетов, подведомственных EMA: Комитет по лекарственным средствам для медицинского применения (The Committee for Medicinal Products for Human Use (CHMP) , Комитет по оценке риска фармаконадзора ( ^e Pharmacovigilance Risk Assessment Committee (PRAC), Комитет по усовершенствованной терапии ^he Committee for Advanced Therapies (CAT).

Национальные процедуры авторизации также продолжают действовать. В настоящее время большинство лекарственных препаратов, имеющих маркетинговую лицензию в ЕС, были авторизованы на национальном уровне, либо потому, что они были разрешены до создания EMA, либо они не входили в обязательные условия централизованной процедуры. Каждое государство-член ЕС имеет свои собственные национальные процедуры авторизации. Информацию об этом обычно можно найти на веб-сайтах национальных компетентных органов. В случае, если владелец прошедший процедуру национальной авторизации желает запросить разрешение на продажу лекарственного средства в других государствах-членах ЕС, он может использовать один из следующих вариантов: процедура взаимного влияния и децентрализованная процедура.

Процедура взаимного признания возможна, если авторизация лекарственного препарата была ранее проведена по национальной процедуре в одном из государств-членов. Тогда такое разрешение может быть признано в государствах признания. После проведения марке-тиноговой авторизации по процедуре взаимного признания национальное регулирование данного лекарственного препарата прекращается [6].

Децентрализованная процедура используется для новых лекарственных препаратов, ранее не разрешенных на территории ЕС ни в одном государстве. В соответствии с этой процедурой разрешение получается одновременно в нескольких государствах-членах ЕС. Или по-другому: происходит процедура авторизации лекарственного препарата в более чем одном государстве-члене ЕС одновременно и параллельно. Естественно децентрализованная процедура используется для лекарственных средств, которые не подпадают под условия централизованной процедуры и уже не были разрешены в любом другом государстве-члене по национальной процедуре. В данном случае также после авторизации национальное регулирование прекращается.

Справедливости ради, стоит сказать, что требования к представляемым в регистрационном досье данным и стандарты, регулирующие авторизацию лекарственных средств, одинаковы в ЕС, независимо от процедуры авторизации. Это совпадает с требованиями ЕАЭС [1]. Заключение и выводы.

Несмотря на гармонизацию законодательной базы ЕАЭС с законодательством ЕС можно наблюдать некоторые особенности и расхождения. Прежде всего они связаны с экономическими и социальными причинами.

Таким образом, в ЕАЭС действуют те же самые процедуры регистрации лекарственных средств, что и в ЕС, но имеются некоторые организационно-правовые отличия. Прежде всего в законодательстве ЕАЭС под термином национальной регистрации имеется ввиду регистрация в референтном государстве по процедуре взаимного признания по законодательству ЕАЭС. Термин «национальная регистрация» в ЕС трактуется иначе. Процедура регистрации в референтном государстве по процедуре взаимного влияния также является национальной процедурой регистрации в терминологии законодательства ЕС, но отличие состоит в том, что авторизация проходит национальными уполномоченными органами и по национальным законодательствам.

В тоже время, в ЕАЭС отсутствует наднациональный регуляторный орган, подобный EMA, который действовал бы по законодательству ЕАЭС в рамках централизованной

процедуры. В государствах-членах ЕАЭС экспертизу качества эффективности и безопасности, а также признания проводят национальные регуляторные уполномоченные органы и экспертные организации, но действующие по общему законодательству Союза.

А процедуры регистрации взаимного признания и децентрализованная в ЕАЭС - аналогичные процедуре авторизации в ЕС с такими же названиями. И в том, и в другом случае регистрация в первом (референтом) государстве должна признаваться государствами признания (заинтересованными государствами). То же самое предусмотрено законодательством ЕС. Различие состоит в том, что в ЕС, после авторизации по процедурам взаимного признания и децентрализованной процедуре, лекарственный препарат переходит из национальной юрисдикции под общеевропейскую.

Таким образом, в ЕС действуют как национальные законодательства в сфере обращения лекарственных средств, так и законодательство ЕС.

В отличие от ЕС, в ЕАЭС планируется с 01.01.2026 года прекращение обращения лекарственных средств, разрешенных к обращению по законодательству государств-членов ЕАЭС. Хотя, в конечном итоге, постепенно все лекарственные препараты перейдут из национальных законодательств в общеевропейские.

Важным отличием является также то, что в ЕС заявитель сам не может выбрать процедуру регистрации: централизованную или национальную. Это объясняется важностью тщательного изучения во-первых, сложных современных, инновационных лекарственных препаратов, во-вторых, редких (орфанных) заболеваний и, в-третьих, лекарственных препаратов, имеющих экономическую целесообразность для широкого применения и безрецептурного отпуска. Кроме того, главной целью регулирования обращения ЛС законодательство ЕС определило защиту здоровья населения [3]. В связи с поставленной целью, для выбора процедуры регистрации ЛС учитывается его социальная и общественная важность.

А вот процедуры взаимного признания и децентрализованная в ЕС является обязательной для тех лекарственных препаратов, относящихся к хорошо зарекомендовавшим себя в длительном использовании. Тогда они могут быть рекомендованы для получения разрешения в более чем одном государстве-члене. Условием также является то, что это должны быть лекарственные препараты, для которых использование централизованной процедуры не является обязательным или выбранным заявителем.

Интересной особенностью централизованной процедуры регистрации в ЕС является также возможность выбора эксперта. По национальной процедуре данная возможность отсутствует. Кроме того, централизованная процедура, предполагает, что заявитель до подачи заявки на авторизацию, подает, так называемую предварительную заявку за 7-18 месяцев, затем подтверждение подачи заявки. Назначаются даты совещаний и консультаций по результатам которых заявитель может подавать заявление на авторизацию. С

Следует отметить законодательно закрепленную необходимость совещаний и консультаций, в ходе которых заявителям разъясняют необходимый объем и форму предоставляемых сведений в регистрационном досье. Фактически без прямого общения со специалистами регу-ляторных органов заявка подана быть не может. Такая процедура представляется крайне важной для тесного взаимодействия регуляторов с производителями, налаживания взаимопонимания и обратной связи. В законодательстве ЕАЭС предполагается отсутствие прямого

контакта с экспертами регуляторов, но законодательно предусмотрена возможность предварительных консультаций. При этом электронная форма подачи документов предусмотрена в обоих законодательствах.

Следует отметить большое количество нормативных документов в законодательстве ЕС. Каждая процедура тщательно обоснована и сформулированы четкие требования по каждому этапу процесса авторизации лекарственного средства.

Общим в законодательстве обоих Союзов является также то, что независимо от выбранной процедуры регистрации на регистрацию подается один пакет документов (регистрационное досье) как по законодательству ЕС, так и по законодательству ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.