Научная статья на тему 'Некоторые аспекты мониторинга управления качеством образования'

Некоторые аспекты мониторинга управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишов С. Е.

Вариативность образовательных программ и диверсификация в системе образовательных учреждений считаются состоявшимся фактом, но основным требованием, предъявляемым к образованию, является его качество. С учетом сложности и многоуровневости образовательной системы, неоднозначности трактовки дефиниции «качество образования» автор предлагает механизм разработки системы мониторинга, направленного на управление качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MONITORING OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION

Variability of educational programs and диверсификация in system of educational institutions are considered as the taken place fact, but the basic requirement shown to education, its quality is. Taking into account complexity and multilevel educational system, ambiguity of treatment of a definition «quality of education» the author offers the mechanism of system engineering of the monitoring directed on quality management of education.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты мониторинга управления качеством образования»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378:658.56

С.Е. Шишов, доктор пед. наук, профессор

Государственное научное учреждение «Институт содержания и методов обучения»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Процессы модернизации системы управления образованием в Российской Федерации требуют обращения к всесторонней информации, которую во многих случаях можно получить только путем организации мониторинга, в других странах уже построены и реализованы полноценные системы мониторинга в образовании, поэтому единство подходов в различных странах дает основание утверждать, что мониторинг в образовании является объективной потребностью развития любой системы образования. Существенные особенности мониторинга управления образовательной системой определяются тем, что она имеет сложную структуру. Современная система состоит из пяти подсистем, каждая из которых тоже должна представлять собой стройную систему:

• теоретико-методологическая подсистема;

• педагогическая подсистема;

• экономическая подсистема;

• организационная подсистема;

• технологическая подсистема.

Эти подсистемы находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни.

Важнейшим принципом мониторинга управления образованием на всех уровнях (межгосудар-

ственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения) должен быть принцип проверки организации управления на системность.

Управление развитием новой системы образования эффективно только тогда, когда применение современных образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения, становление соответствующих организационных структур и форм, разработка новых экономических механизмов в сфере образования осуществляются в единстве и взаимодействии. Проблемы совершенствования учебного процесса, механизмов его финансирования, развития организационных форм не могут решаться изолированно. Эти проблемы должны рассматриваться как компоненты единого процесса формирования целостной образовательной системы.

Мониторинг обязательно должен быть направлен на цели управленческой деятельности. Необходимо отслеживать, как обеспечивается:

• формирование социального заказа, соответствующего потенциалу системы образования, который определяется накопленным педагогическим опытом, существующей сетью образовательных учреждений, имеющимися ресурсами (кадровыми, научными, методическими,

9

информационными, материальными, финансовыми);

• развитие потенциала системы, инновационной деятельности, опытно-экспериментальной работы, расширение педагогических, организационных, ресурсных возможностей для реализации социального заказа, выявление новых педагогических возможностей образовательной системы, способов и условий их использования;

• реализация имеющегося потенциала образовательной системы в формировании педагогических целей, адекватных социальному заказу и потенциалу образовательной системы, и создании необходимых условий для целереали-зации.

Одной из главнейших целей управленческой деятельности является управление повышением качества образования.

Основная триада комплексного управления качеством образования может быть эффективно реализована именно в образовательном учреждении.

Комплексное управление предполагает системное обоснованное воздействие:

• на условия образовательной деятельности;

• процесс образовательной деятельности;

• результаты образовательной деятельности. Условия образовательного процесса включают:

• нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;

• особенности контингента учащихся;

• профессиональный уровень педагогических кадров;

• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

• материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

• финансовое обеспечение образовательного процесса.

Реализация образовательного процесса осуществляется на основе образовательной программы учреждения, включающей:

• цели образовательной деятельности;

• учебный план образовательного учреждения;

• учебные программы по образовательным областям и предметам;

• используемые педагогические технологии и методы обучения;

• систему диагностики промежуточных и итоговых результатов;

• воспитательную систему;

• систему дополнительного образования;

• систему внутреннего управления;

• обеспечение инновационных процессов;

• творческие достижения педагогов.

В качестве результатов образовательного процесса рассматриваются:

10

• итоги текущей и итоговой аттестации обучающихся;

• творческие достижения обучающихся;

• обеспечение продолжения образования;

• состояние здоровья обучающихся;

• удовлетворение образовательного заказа обучающихся;

• удовлетворение образовательного заказа родителей.

Триединая схема «условия-процесс-результат» получает дальнейшее развитие через разработку набора индикаторов для измерения предложенных параметров.

Ключевым звеном в системе управления качеством образования является образовательное учреждение, обновляющее и развивающее содержание образования в соответствии с четко поставленными целями, учитывающими потребности своей территории, потенциальные и реальные возможности педагогов и учащихся. Приоритет образовательного учреждения определяется следующими обстоятельствами:

• согласно Закону РФ «Об образовании» именно образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников;

• традиционной является связь качества образования выпускника и учебного заведения;

• образовательное учреждение имеет достаточную самостоятельность и может в конкретных условиях корректировать свою деятельность для достижения оптимального качества образования.

Закон РФ «Об образовании» определил, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, поэтому есть все основания оценку качества образования в общеобразовательном учреждении производить по следующим параметрам:

• уровень достижения поставленных целей;

• уровень выполнения требований государственных образовательных стандартов;

• уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся;

• уровень удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.

Важнейшим фактором достижения качества образования выступает квалифицированность педагогов, которая оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по количественным и качественным показателям результатов обучения и воспитания в соотношении с исходным уровнем подготовки и развития обучающихся.

Особенно важна динамика развития профессионализма педагогов и руководителей, так как значимую роль в увеличении кадрового ресурса играет само образовательное учреждение, использующее различные формы: работа в методических объединениях, педсоветы, рефлексивные часы, взаимодействие коллег друг с другом, сотрудничество с учеными, участие в работе методических семинаров, педагогических мастерских и т. д.

Качественное преподавание характеризуется эффективным использованием таких педагогических средств воспитания, обучения и развития, которые адекватны индивидуальным особенностям учащихся и позволяют достигнуть поставленных образовательных целей.

Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности учителя, так как именно он организует образовательный процесс в классе. Оно начинается с осознания учителем собственных возможностей («того, что умею и того, что могу, и именно этому хочу научить»), определения целей своего предмета и его содержания, выбора способов, методик и технологий его преподавания.

Главная задача учителя состоит в такой организации образовательного процесса в классе, при которой обеспечивается уровень образования, соответствующий современным государственным требованиям и интересам, способностям и возможностям детей.

Качество результатов деятельности учителя в значительной степени обусловлено тем, каким образом учитываются мотивы и интересы детей к учению, как создаются стимулы, устраняются перегрузки детей, осуществляется постоянное взаимодействие с родителями.

В процессе педагогической деятельности учитель взаимодействует с коллегами, психологом, школьным врачом, родителями с целью получения наиболее полной и исчерпывающей информации, которая служит основой для осуществления индивидуального подхода к каждому, реализации задач индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Учитель имеет возможность получения и обмена информацией в школе через педсоветы, педагогические консилиумы, родительские собрания.

Основная педагогическая информация, а именно информация о том, насколько успешно идет учебный процесс, как учащиеся овладевают знаниями

и умениями, «снимается» учителем (своего рода мониторинг деятельности ученика на уроке). Из отдельных педагогических фактов складывается достаточно полная информационная картина, которую необходимо проанализировать, а далее принимать решения по коррекции собственной педагогической деятельности.

Только при осуществлении последовательности «факт-анализ-коррекция» деятельность учителя становится целенаправленной и продуктивной.

Качественный учебный процесс в классе характеризуется:

• учетом мотивов и интересов детей;

• адаптированной учебной программой, основанной на ГОС;

• осуществлением постоянной рефлексии педагогической деятельности по обратной схеме «результат-процесс-вход»; активным стимулированием учения;

• использованием средств объективной диагностики обученности;

• организацией разноуровневого обучения с учетом способностей и здоровья детей (нормирование учебной нагрузки).

Примерный алгоритм действий в управлении качеством образования выглядит следующим образом:

1. Сбор информации об обучающихся (диагностика уровня обученности, уровня воспитанности, развития личности в творческом, психическом, социальном, биологическом аспектах и др.), ее анализ.

2. Мотивация обучающихся и педагогов.

3. Постановка целей и задач.

4. Построение прогнозов.

5. Определение содержания образования.

6. Разработка проектов, программ, осуществление планирования.

7. Организация образовательного процесса в соответствии с целями, задачами, планами, программами.

8. Организация контроля за образовательным процессом (контроль за уровнем образования обучающихся и осуществлением педагогической деятельности).

9. Самоанализ управленческой деятельности.

10. Анализ качества образовательного процесса, соответствия государственным стандартам, запросам учащихся, родителей, анализ имиджа учреждения.

11. Коррекция управленческих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.