Научная статья на тему 'Некоторые аспекты моделирования Информационного комплекса для подготовки личного состава Федеральной противопожарной службы'

Некоторые аспекты моделирования Информационного комплекса для подготовки личного состава Федеральной противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поляков Евгений Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты моделирования Информационного комплекса для подготовки личного состава Федеральной противопожарной службы»

матия / Сост. О.В. Краснова, А.Г Лидере. - М.: Академия, 2003. - 416 с.

5. Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. - СПб.: Алетейя, 2006. - 288 с.

6. Kathleen R. Fisher Winter Grace: Spirituality and Aging. Nashville, Tenn.: Upper Room Press, 1998. - 192 c.

7. Toward A. Theology of Aging. - New York City: Human Sciences Press, 1975.

Е.А. Поляков

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Профессиональное обучение является заключительным этапом образовательной системы, поскольку именно оно дает возможность человеку найти работу, социально определиться, и в конечном итоге выполнять функцию, необходимую обществу В условиях глобальной информатизации важнейшим фактором общественного развития и средством повышения результативности всех сфер деятельности выступают современные информационные технологии, направленные на создание, сохранение, переработку и обеспечение эффективных способов представления информации потребителю, актуализирующих проблему подготовки профессиональных кадров, удовлетворяющих требованиям современного общества. Разработка этого направления обусловлена значительно возросшей потребностью в специалистах, способных к эффективной работе с различными видами информации. По данным опроса агентства «Левада-центр» 40% россиян относят профессию спасателя и пожарного к самым опасным, в тоже время к самым престижным относят профессию юриста - 29% [7]. К ней, по основам юридической деятельности, можно отнести и профессию инспектора пожарной безопасности. Таким образом, специалисты по пожарной безопасности (начальник караула и инспектор) относятся в профессиональном плане к ключевым в представлении людей о сотрудниках МЧС.

Развивающиеся в Федеральной противопожарной службе (ФПС) информационные технологии все в большей степени базируются на использовании электронной вычислительной техники, автоматизированных и автоматических систем, новейших систем передачи информации и средств связи [3]. Переподготовка специалистов по пожарной безопасности в области совре-

менных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многом определяет сегодня успешность информатизации пожарной охраны. В условиях технического прогресса, широкого применения новых инженерных технологий, внедрения новых видов веществ и материалов, урбанизации, роста численности городов, использования при их застройке специфических подземных и высотных сооружений требуется получение и совершенствование специфических пожарно-технических знаний и инженерной подготовки, необходимых в деле предупреждения и тушения пожаров [9, с. 4].

К основным признакам технологий относят проектируемость, управляемость, корректируе-мость, результативность, диагностическая целесообразность, анализ действующих факторов, эффективность методов, системность и целостность [2]. Из истории известно, что неэффективность схоластического вербального преподавания привела Я.А. Коменского к введению наглядного обучения под лозунгом - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, что сейчас может быть оптимизировано деятельностным подходом - лучше выполнить действие, чем много раз увидеть как делают другие [ 1].

Современный уровень информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает возможности создания автоматизированных систем обучения. В период 2000-2004 автором был создан, а с 2005 года проходит апробацию «Информационный комплекс для подготовки специалистов по пожарной безопасности» (ИК УЦ ФПС) [5]. На базе него в 2005-2006 году были проведены исследования по эффективности обучения специалистов по пожарной безопасности средствами ИКТ.

Содержание ИК УЦ ФПС представляет собой авторскую модель деятельности специалиста по

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

© Е.А. Поляков, 2007

Модель деятельности специалиста по ПБ средствами ИК УЦ ФПС

Методы

Объяснительно-

иллюстративный

Репродуктивный

Поисковый

Исследовательский

Формы

Лекции

Семинары, деловые игры Консультации Лабораторные занятия Самостоятельная подготовка

Средства Печатные Компьютерные Т елекоммуникационные Мультимедийные

Рис. 1. Структура модели «Информационного комплекса Учебного центра для подготовки специалистов по пожарной безопасности»

пожарной безопасности и реализованную в учебном процессе (рис. 1).

В предлагаемой модели целью является развитие информационной подготовки специалистов по пожарной безопасности, которая ориентирована на их предстоящую служебную деятельность, а продуктом является сформированность уровней информационной подготовки. Эта подготовка включает в себя усвоенные профессионально-ориентированные знания, владения навыками служебной деятельности, сформированные ценностные ориентации, информационную культуру, как одну из составляющих культуры вообще [4].

В ходе исследования выявлены требования к личности и будущей деятельности в сфере информационных технологий специалистов в области пожарной безопасности. Кроме того, показано, что при моделировании содержания обучения могут

использоваться две основных стратегии: личностно-ориентированная и профессионально-ориентированная. Первая из них базируется на общечеловеческих ценностях. Основная идея этой стратегии заключается в том, что содержание приобретает иной смысл и представляет собой не нормативный набор знаний и умений, а содержит потенциал, инициирующий саморазвитие личности. Профессионально-ориентированная стратегия моделирования содержания профессионального обучения опирается на анализ конкретной профессиональной деятельности специалиста.

Многоаспектность представления модели подготовки специалиста по пожарной безопасности потребовала решения задачи построения модели служебной деятельности, а на ее основе спецкурсов информационной подготовки специалистов по пожарной безопасности.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

73

Экспериментальная группа —♦ Контрольная группа

Рис. 2. Уровни обученности К и ЭГ по дисциплине «Пожарная профилактика»

Выявлено, что профессиональное образование в системе МЧС России имеет ряд особенностей:

- отсутствие ГОСов как гражданского, так и военизированного образования, малая разработанность требуемых единых квалификационных характеристик выпускников;

- противоречие в подготовке профессионала, офицера военизированной организации и гражданского специалиста с начальным (иногда высшим) профессиональным образованием;

- предметный характер преподавания общеобразовательных и специальных блоков дисциплин, который противоречит современным требованиям трансформации фундаментальных знаний через специальные знания в высокий творческий профессионализм будущего офицера, специалиста по пожарной безопасности;

- противоречие между увеличением объема новой профессиональной и нормативной информации и ограничением времени на ее усвоение;

- обязательное самообразование при выполнении служебных обязанностей и периодическое переобучение в системе переподготовки МЧС России.

Кроме того, был проведен анализ использования информационно-коммуникационных технологий слушателями в период проведения производственной практики, при их стажировке на должностях начальника караула и инспектора ГПН в подразделениях ГПС Нижегородской области.

С учетом этого, а также на основании Программы подготовки личного состава ГПС в 2006 году было проведено исследование эффективности применения ИК УЦ ФПС [8]. Результаты отражены на примере усвоения двумя группами слушателей учебного материала дисциплины «Пожарная профилактика», где уровень обученности (УО) представляет собой среднее арифметическое суммы контрольных баллов по каждой группе, а номера - разные разделы дисциплины,

с примерно равным количеством видов занятий (лекций, уроков, семинаров и т.д.). За базовый УО принят результат контрольной группы (КГ) при прохождении 1 раздела предмета (рис. 2).

В КГ проводились занятия по обычной схеме, без использования возможностей ИКТ. В экспериментальной группе (ЭГ) первый раздел предмета дополнен показом мультимедийных материалов, второй - работой слушателей с учебным материалом в компьютерном классе, третий -специально организованным учебным материалом в виде электронных учебников с режимом самотестирования знаний, четвертый - проблемными, деловыми играми, позволяющими моделировать служебные обязанности будущих инспекторов [5, с. 261].

Применение ИК УЦ ФПС в учебном процессе показало большую эффективность подготовки слушателей по сравнению с традиционными методами обучения на 20-30%, долговременность (прочность) знаний увеличивается на 1020%. По результатам выпускных экзаменов возрос уровень знаний по тем предметам, в которых активно использовались компьютерные технологии в обучении. Наибольший эффект был получен при вовлечении слушателей в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, практическому применению знаний и навыков работы в типовых и нетиповых ситуациях. Кроме того, при прохождении практики в подразделениях слушатели экспериментальной группы показали большую адаптируемость к служебным задачам, большую осведомленность и компетентность.

Таким образом, применение «Информационного комплекса для подготовки специалистов по пожарной безопасности» в деле профессионального обучения и подготовки сотрудников Федеральной противопожарной службы позволяет

74

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

реально улучшить конечный уровень знаний, служебных навыков, подготовленности будущих специалистов.

Библиографический список

1. АтановГ.А. Деятельностный подход в обучении. - Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. - 160 с.

2. Загрекова Л. В. Основы педагогических технологий // Высшее образование в России. - 1997. -№4. - С. 97-108.

3. Информационные технологии управления в Государственной противопожарной службе: Учебное пособие / Н.Г. Топольский, А.Б. Мося-гин, В.В. Коробков, Н.П. Блудчий. - М.: Академия ГПС МВД России, 2001.

4. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. - М., 1999.

5. Поляков Е.А. Информационный комплекс для

подготовки личного состава Федеральной противопожарной службы, его содержание и опыт применения // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник научных трудов. - Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2006. - С. 249-255.

6. Поляков Е.А. Эффективность информационных технологий обучения ФПС // XX лет школьной и вузовской информатики: проблемы и перспективы. - Н. Новгород: НГПУ, 2006.

7. Пресс-выпуск за 09.08.2005. Профессии: престижные, доходные, опасные, криминальные // http://www.levada.ru/press/2005080901.html

8. Программа подготовки личного состава ГПС МЧС России (от 29.12.2003 г.) - М., 2004.

9. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России / М.И. Марьин, И.Н. Ефа-нова, М.Н. Поляков и др. - М.: ВНИИПО, 1998.

Е.В. Секотова

ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ РОССИЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КРИТИКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Проблема совершенствования образования становится одной из ключевых . для нашего времени, когда широкомасштабные проекты модернизации захватывают не только экономическое и политическое пространство, но и все сферы образования и культуры России. Всемирная глобализация и интеграция создает как возможность появления новых культурно-образовательных синтезов, так и возникновения разрушительных тенденций, размывающих этнокультурные традиции.

Именно сегодня, когда Россия переживает период глобальных социальных и культурных изменений, и возникает потребность в осознании своего своеобразия в мировой культуре, определении в ней своего места, в том числе, и путем осмысления своего исторического прошлого. Речь идет о глубине нашей «культурной памяти», ибо «те культуры, которые не помнят своего прошлого, имеют столь же мало шансов, как, впрочем, и вкуса, серьезно строить свои отношения с будущим» [3, с. 7].

В связи с этим представляется актуальным обращение к истории профессионального музы-

кального образования в России, становление которого происходило под воздействием воззрений выдающихся феноменов отечественной музыкальной культуры. Несмотря на то, что отдельные педагогические системы многих известных педагогов-музыкантов неоднократно подвергались подробному анализу, вклад музыкальных критиков в область музыкального образования остается и сегодня на периферии научных изысканий. Между тем, научное наследие таких выдающихся представителей музыкально-критической мысли, как В.В. Стасов, А.Н. Серов, А.Г. Рубинштейн представляют особую ценность для совершенствования музыкального образования и в настоящее время.

Культурная инициатива музыкальных критиков второй половины XIX века оказала существенное влияние на поиск новейших путей и форм организации музыкального образования в России. Прибегая к современной терминологии, можно определить приоритетное направление в наследии вышеперечисленных представителей музыкально-критической мысли как теоретическую разработку и внедрение в широкую пе-

© Е.В. Секотова, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.