Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МНОГОСТОРОННИЙ ДОГОВОР / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОГОВОР / "ЯДЕРНЫЙ КЛУБ" / ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ / ДОГОВОР О ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ ЗАПРЕЩЕНИИ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ / КОМИССИЯ ПО ОРУЖИЮ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ / МАГАТЭ / MULTILATERAL TREATY / UNIVERSAL TREATY / "NUCLEAR CLUB" / TREATY ON THE NON-PROLIFERATION OF NUCLEAR WEAPONS / COMPREHENSIVE TEST BAN TREATY / COMMISSION ON WEAPONS OF MASS DESTRUCTION / IAEA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токтобаев Болот Токтомышевич, Карабалаева Салтанат Болотовна

В статье рассматриваются международно-правовые акты, регулирующие сферу права международной безопасности в области ядерного оружия, их разновидности, анализ статей Договора о нераспространении ядерного оружия, а также их значение для Киргизской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL TREATIES BANNING THE PROLIFERATION OF NUCLEAR WEAPONS AND THEIR SIGNIFICANCE FOR THE KYRGYZ REPUBLIC

The article considers international legal acts regulating the scope of international security law in the field of nuclear weapons, their varieties, analysis of articles of the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, as well as their significance for the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62

УДК 341:24:327.374.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/62/41

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

©Токтобаев Б. Т., д-р юрид. наук, Киргизский национальный университет им. Жусупа

Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Карабалаева С. Б., канд. юрид. наук, Международный университет Кыргызстана,

г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL TREATIES BANNING THE PROLIFERATION OF NUCLEAR WEAPONS AND THEIR SIGNIFICANCE FOR THE KYRGYZ REPUBLIC

©Toktobaev B., Dr. habil., Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Karabalaeva S., Ph.D., International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются международно-правовые акты, регулирующие сферу права международной безопасности в области ядерного оружия, их разновидности, анализ статей Договора о нераспространении ядерного оружия, а также их значение для Киргизской Республики.

Abstract. The article considers international legal acts regulating the scope of international security law in the field of nuclear weapons, their varieties, analysis of articles of the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, as well as their significance for the Kyrgyz Republic.

Ключевые слова: многосторонний договор, универсальный договор, «ядерный клуб», Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Комиссия по оружию массового уничтожения, МАГАТЭ.

Keywords: multilateral treaty, universal treaty, "nuclear club", Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, Comprehensive Test Ban Treaty, Commission on Weapons of Mass Destruction, IAEA.

В настоящее время Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1968 г. является основным документом в поле международной безопасности, который работает над укреплением мира и безопасности стран. Согласно ДНЯО, были узаконены арсеналы стран ядерной «пятерки», а все другие страны-участницы Договора, не обладающие ядерным оружием, лишались права создавать или приобретать его. Хотя этот акт и не направлен на уничтожение существующего ядерного оружия государств-членов «ядерного клуба», он регламентирует общий порядок по предотвращению дальнейшего распространения ядерного оружия.

К вышеуказанному Договору, являющемуся крупнейшим соглашением в своем правовом поле, присоединились на данный момент 191 государство, в том числе и пять стран, обладающих ядерным оружием. По числу участников ДНЯО от 1968 г. является многосторонним договором [1].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62

Одной из разновидностей многосторонних международных договоров являются так называемые договоры универсального характера, то есть общие многосторонние договоры. Попробуем разобраться в понятийных определениях данных договоров, поскольку они вовсе не одинаковы, как это может показаться на первый взгляд.

Итак, характерным признаком общего многостороннего договора являются его цель и объект, которые интересны международному сообществу государств, тогда как универсальный международный договор учитывает лишь качественную и количественную характеристики стран, подписавших договор.

Исходя из вышеизложенного, предлагается называть универсальным любой общий многосторонний договор, даже такой, где участниками является небольшое количество государств.

Значит, можно смело утверждать, что каждый универсальный договор ввиду своей открытости является общим международно-правовым актом. Но при этом вовсе не каждый общий многосторонний международный договор является универсальным. Основным требованием, выдвигаемым к содержанию общего многостороннего договора, является его открытость и приемлемость для всех государств. Только благодаря выполнению данного требования договор можно считать универсальным.

Как уже нами указывалось выше, ДНЯО от 1968 г. относится к общим многосторонним международным договорам в силу того, что его цели и объекты представляют интерес для всех стран.

Что такое объект договора? Это нераспространение ядерного оружия и воздержание от приобретения неядерными государствами ядерного оружия. Тогда что же такое цель договора? Это профилактика распространения ядерного оружия среди стран, которые им не обладают.

ДНЯО от 1968 г. открыт для подписания всеми странами. Это значит, что в любое время любое государство может к нему присоединиться. Кроме того, Договор является универсальным международным, поскольку его участники представляют количественные и качественные единицы.

Подведем итог: ДНЯО является открытым, многосторонним, универсальным, общим международно-правовым договором.

Конструкция Договора представляет собой преамбулу и 11 статей.

В преамбуле оговариваются значения и последствия решения вопроса о нераспространении ядерного оружия, а также содержатся общие положения о причинах, двигавших участниками при его заключении.

Особый акцент делается на двух позициях. Первое: всем участникам Договора должна быть доступна польза применения ядерной энергии в мирных целях. Второе: необходимо не сбрасывать со счетов дальнейший прогресс в ядерном разоружении. И на данном пути необходимо постоянно двигаться вперед, поскольку от этого напрямую зависит мировое благополучие.

В 1 статье Договора обозначены обязательства ядерных государств и дается определение, какое государство можно считать ядерным: «государство, которое произвело или взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года» (https://news.un.org/ru/audio/). Помимо этого, согласно данной статье Договора, на ядерные государства накладывается обязательство не только не передавать ядерное оружие, но и осуществлять за ним контроль. Особый акцент делается на то, что ядерное оружие не передается ни отдельным государствам, ни их союзам, ни многосторонним объединениям, ни

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62

юридическим, ни физическим лицам.

Также запрещено передавать любую информацию о производстве ядерного оружия и иных ядерных взрывных устройств. Запрет вызван тем, что по факту очень сложно провести границу между самим ядерным оружием и другими ядерными устройствами. Благодаря такому ограничению исключено фактическое ядерное вооружение стран, которые могут позиционировать создание ядерных взрывных устройств как ориентированных не на военные, а на мирные цели.

Во 2 статье Договора обозначены обязательства стран-участников, не обладающих ядерным оружием. «Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств» (https://news.un.org/ru/audio/).

Особый акцент в указанной статье Договора делается на непозволительность самостоятельного изготовления и производства ядерного оружия государствами, не владеющими им.

Кроме того, накладывается запрет на следующее:

-испытание ядерного оружия;

-проведение любой научно-исследовательской работы, связанной с созданием ядерного оружия;

-поползновение стран воспользоваться территориями других стран для изготовления ядерного оружия;

-любую попытку производства ядерного оружия вместе с другими странами.

Как мы видим, первые две статьи Договора весьма конкретизированы и детализированы. И если все страны будут стремиться к прилежному и обязательному выполнению пунктов данных статей, это поможет перекрыть все пути, по которым ядерное оружие попадает в руки тех, кто его не имеет.

В 3 статье Договора указываются контролирующие мероприятия, обеспечивающие соблюдение международного режима нераспространения ядерного оружия. Международным инспекторатом, т.е. контролирующим органом является МАГАТЭ, на которое возлагается вся ответственность по проверке соблюдения положений Договора. Один из пунктов данной статьи запрещает каждому из государств-участников для мирных целей предоставлять любому государству, не имеющему ядерное оружие:

-исходный или специальный расщепляющийся материал;

-материал или оборудование, специально предназначенные (подготовленные) для производства, обработки или использования специального расщепляющегося материала, если на него не распространяются гарантии контролирующего органа.

Статья 4 Договора закрепляет и обозначает право всех государств на развитие ядерной энергии в мирных целях, регламентирует обмен информацией и материалами между государствами, а также призывает государства содействовать этому развитию. Однако именно в этой статье имеется определенная сложность. Поскольку довольно трудно не увидеть тесную связь между применяемой в мирных целях атомной энергией и немирной ядерной деятельностью.

Очевидно, что государства, приобретающие мирный атом, вполне могут с течением

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62

времени перевести его в немирные ядерные программы. К таким странам можно отнести Египет, Канаду, Австралию, Японию, Аргентину, Бразилию, Швецию, Чили и др. страны.

Нельзя также сбрасывать со счетов опасность того, что неядерные государства смогут произвести ядерное оружие ввиду отсутствия в Договоре конкретного и наиболее полного определения понятия «мирное применение ядерных технологий». Так, к примеру, Ирану удалось обогатить уран до 4,8%, что по факту является его суверенным правом. Уран с такой процентностью может использоваться в мирных целях для АЭС, но при продолженном обогащении и, соответственно, увеличении процентности можно повысить степень обогащения до оружейной, то есть фактически до создания ядерного оружия. Рамки договора, который Исламская Республика Иран подписала в 1970 г., строго ограничивают ее в дальнейшем продвижении ядерных технологий. Но нестабильность в мире может изменить расклад сил, и Иран может стать еще одной страной с полным ядерным потенциалом.

На наш взгляд, главный вопрос состоит в том, чтобы запретить обогащение урана выше определенного уровня, когда он сможет стать потенциально опасным. Мир энергетики, как и все вокруг, претерпевает качественные изменения. И из-за роста цен на нефть и газ в обозримом будущем однозначно возрастет спрос и на ядерную энергетику. Данный источник энергии привлекателен еще и тем, что не выбрасывает в атмосферу парниковые газы. Учитывая этот фактор, вполне вероятно предположить, что возрастет потребность в урановом топливе, а это, в свою очередь, приведет к строительству новых предприятий по обогащению урана.

В этой связи вполне понятны опасения Комиссии по оружию массового уничтожения, которая выразила озабоченность по поводу того, что увеличение количества предприятий по обогащению и переработке, а также возросшие потоки разделяющихся материалов способны повысить риск опасного или несанкционированного использования этих материалов. Именно поэтому крайне необходимо установить запрет на обогащение урана свыше определенного процента. Это даст возможность изобрести и разработать альтернативные виды топливной энергетики, которые не грозят стать материалом для изготовления ядерного оружия.

Такое ограничение поставит в выгодное положение неядерные государства, которые отказались от строительства собственных предприятий по обогащению и переработке урана. Ведь они смогут обладать правом воспользоваться международным банком ядерного топлива и получить гарантии по приобретению ядерного топлива по самым низким рыночным ценам.

В статье 5 Договора декларируется о полном и всеобъемлющем запрещении проведения ядерных испытаний, а также о вероятности осуществления в мирных целях ядерных взрывов. Главное — необходимо соблюсти условие: производить ядерные взрывы нужно исключительно под всеобщим международным наблюдением.

Безусловно, предполагаемая выгода от подобного применения мирных ядерных взрывов должна быть доступна всем странам-участницам Договора. Для чего необходимы специальные правовые двусторонние или же многосторонние соглашения, в которых должны учитываться и интересы неядерных держав. Особое положение данной статьи закрепляет запрет на проведение неядерными государствами различного вида ядерных взрывов, что позволяет им не производить расходы на разработку и производство взрывных устройств.

Эксперты считают, что прекращение подземных испытаний имело бы огромное значение. Во-первых, прекратилось бы совершенствование различных видов ядерного оружия. Во-вторых, полностью бы исчезла угроза радиоактивного заражения. В-третьих, в определенной степени было бы затруднено распространение ядерного оружия, появление его у новых государств (https://clck.ru/SjdCa).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62

После развала СССР и приобретения Кыргызстаном суверенитета страна 5 июля 1994 года присоединилась к Договору о нераспространению ядерного оружия, став 134-ым государством-членом МАГАТЭ. Существовала настоятельная необходимость в продвижении эффективных программ по ответственному управлению радиоактивными и токсичными отходами ураносодержащих месторождений в гг. Майлуу-Суу, Мин-Куш, Ак-Тюз, Кара-Балта, разработанных в 50-е гг. XX в. И как участник договора, у нашей страны появилась возможность получать финансовые средства от МАГАТЭ по рекультивации хвостохранищ вышеуказанных месторождений. Соответственно, этот Договор предполагает проведение аварийно-восстановительных работ, дополнительных обследований, рекультивации урановых месторождений в республике.

Кыргызстан, как страна, не обладающая ядерным оружием и как государство-участник Договора, принял на себя выполнение обязательств, декларируемых в Договоре, в частности, по недопущению использования ядерных взрывных устройств на территории своего государства.

По результатам участия в Обзорной конференции ДНЯО 2005 года Кыргызская Республика разработала документ, состоящий из двух компонентов: обзор результатов выполнения Договора за последние пять лет и оценка направлений деятельности, в которых был достигнут определенный прогресс.

Спустя пять лет Кыргызская Республика приняла заключительный документ Обзорной конференции ДНЯО 2000 года, который представлял собой ряд ориентированных целей и задач режима нераспространения ядерного оружия в будущем. Однако сегодня необходимо признать, что первоначальные ожидания, начиная с 1995 года до настоящего времени, остаются реализованными, в лучшем случае, частично.

В свое время Кыргызская Республика выступила инициатором создания в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. В июле 1998 года в г. Бишкек состоялась консультативная встреча в формате 5+5+1 (пять стран Центральной Азии, пять ядерных государств и ООН), по результатам которой была начата практическая работа по разработке текста Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. Впоследствии он был подписан в сентябре 2006 года в г. Семипалатинске (Казахстан) и вступил в силу в марте 2009 года. Депозитарием этого документа была назначена Кыргызская Республика, что является подтверждением и признанием важной роли нашей страны в создании безъядерной зоны в регионе.

В рамках Договора о безъядерной зоне страны Центральной Азии Кыргызская Республика обязалась не осуществлять исследования, разработку, производство, накопление запасов или иное приобретение, владение или контроль над любым ядерным оружием или другим ядерным взрывным устройством.

Кроме того, взяла на себя обязательства не искать и не получать никакую помощь в исследовании, разработке, производстве, накоплении, приобретении или владении ядерного оружия (https://clck.ru/SjdCr).

«Важно отметить, что значительное внимание в Договоре о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии уделено вопросам экологической безопасности. В 50-е годы прошлого века было произведено большое захоронение радиоактивных отходов, в том числе на территории Кыргызстана. И соответственно, сегодня актуальной является реабилитация этих территорий, потому что она в себе несет угрозу миллионам людей этого региона» (https://clck.ru/SjdCr).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №1. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/62

Таким образом, в настоящее время Кыргызстан является участником целого ряда международных инициатив в рамках нераспространения ядерного оружия и остается сторонником взятых на себя международных обязательств по нераспространению ядерного оружия.

Список литературы:

1. Тимербаев P. M. Режим ядерного нераспространения на современном этапе и его перспективы (К предстоящей Обзорной конференции по ДНЯО 2005 года). М.: Права человека, 2004. С. 124.

References:

1. Timerbaev, P. M. (2004). Rezhim yadernogo nerasprostraneniya na sovremennom etape i ego perspektivy (K predstoyashchei Obzornoi konferentsii po DNYaO 2005 goda). Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.12.2020 г. 12.12.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Токтобаев Б. Т., Карабалаева С. Б. Некоторые аспекты международных договоров по запрещению распространения ядерного оружия и их значение для Киргизской Республики // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №1. С. 362-367. https://doi.org/10.33619/2414-2948/62/41

Cite as (APA):

Toktobaev, B., & Karabalaeva, S. (2021). Some Aspects of International Treaties Banning the Proliferation of Nuclear Weapons and Their Significance for the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 7(1), 362-367. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/62/41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.