УДК 341.241 Г.Н. Нуцалханов
Международно-правовые нормы о нераспространении ядерного оружия и статус безъядерной зоны в Центральной Азии (общее и особенное)
Дагестанский государственный университет, gamzat940@,mail.ru
Статья посвящена сравнительному анализу Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии и международно-правовых договоров о нераспространении ядерного оружия в целях выявления в них как общих, так и различных характеристик. Затронут также вопрос о принятии Конвенции о ядерном оружии.
Ключевые слова: безъядерная зона, Договор о ЗСЯО в Центральной Азии, Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Конвенция о физической защите ядерного материала.
This article is devoted to a comparative analysis of the Treaty on Nuclear-Free Zone in Central Asia and the international treaties on nuclear non-proliferation in order to identify in them both common and different features. It is also concerned with the adoption of the Convention on Nuclear Weapons.
Keywords: nuclear-free zone, treaty NWFZ in Central Asia, the Treaty on the Non-proliferation of Nuclear Weapons, the Comprehensive Test Ban Treaty, the Convention on the Physical Protection of Nuclear Material.
Для международно-правовых норм о нераспространении ядерного оружия характерна значительная «разбросанность» по источникам. Они содержатся в ряде международно-правовых актов: в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г., в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., в Международной конвенции о ядерной безопасности 1994 г., в Конвенции о физической защите ядерного материала 1980 г.
В статье проводится сравнительный анализ Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии и международно-правовых договоров о нераспространении ядерного оружия и на этой основе выявляются их общие и особенные признаки.
Центральное место в системе глобального режима нераспространения ядерного оружия занимает Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). ДНЯО представляет собой единственный многосторонний акт, в котором изложено требующее неукоснительного соблюдения обязательство государств, обладающих ядерным оружием, в отношении цели достижения ядерного разоружения [1].
Этот договор был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 г. и открыт для подписания в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В настоящее время в состав участников Договора входит 187 государств. Три ядерных государства - Индия, Израиль, Пакистан - не являются членами ДНЯО.
Г.Г. Неклесса выделяет следующие цели ДНЯО: исключение каких бы то ни было лазеек, которые позволили бы распространять ядерное оружие прямо или косвенно; обеспечение приемлемого равновесия взаимной ответственности и обязательств ядерных и неядерных государств; реализация усилий в направлении полного и всеобщего разоружения, в особенности ядерного разоружения; способствование формированию концептуальной основы для предупреждения распространения не только «горизонтального» (распространение ядерного оружия среди стран, им не обладающих), но и «вертикального» (накопление вооружений и разработка новых систем ядерного оружия ядерными державами) [2, с. 39]. Представитель Подготовительной комиссии Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) Жан дю През в качестве цели ДНЯО также отмечает запрет производства расщепляющихся материалов [3].
Обязательства ядерных государств и государств, не обладающих ядерным оружием, сформулированы в статьях I и II ДНЯО. В соответствии со статьей I Договора ядерные государства обязуются не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним ни прямо,
ни косвенно; не помогать неядерным государствам в производстве или приобретении ядерного оружия, не поощрять и не побуждать их к этому, а также к контролю над ним. Статья II возлагает на государства, не обладающие ядерным оружием, обязательства не принимать от кого бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним, а также не производить и не приобретать его каким-либо иным способом; не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия [4].
Юридическое основание для создания безъядерных зон содержится в статье VII ДНЯО, которая гласит: «Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на соответствующей территории». Как пишет Ж.М. Аманжолов, включение в ДНЯО статьи, подтверждающей право государств на образование региональных зон, свободных от ядерного оружия, несомненно, усилило нераспространенческий характер договора, способствовало и способствует созданию безъядерных зон в различных регионах земного шара [5, с. 216].
Р.М. Тимербаев отмечает, что в данной статье подчеркивается цель полного отсутствия ядерного оружия на территории зон, иными словами, в безъядерных зонах должно запрещаться не только производство, приобретение или получение ядерного оружия неядерными участниками зоны, но и размещение в пределах зон ядерного оружия, принадлежащего ядерным державам [6, с. 313]. Исходя из смысла статьи можно прийти к выводу, что существует связь между инициативой о создании ЗСЯО и получением юридических гарантий безопасности государствами, изъявившими желание войти в качестве участников в такие зоны [7, с. 187].
Основные положения Договора о ЗСЯО в Центральной Азии перекликаются с основным обязательством неядерных государств, участвующих в ДНЯО: стороны обязуются не осуществлять исследований, разработки, производства, накопления запасов или иного приобретения, владения или контроля над любым ядерным оружием.
Кроме того, государства-участники Семипалатинского договора берут на себя обязательства не искать и не получать никакую помощь в исследовании, разработке, производстве, накоплении, приобретении, владении или контроле над любым ядерным оружием или другими ядерными взрывными устройствами.
Различие между ДНЯО и Семипалатинским договором проявляется в сфере их влияния -ДНЯО применяет глобальный подход к нераспространению и разоружению, а Договор о ЗСЯО в Центральной Азии представляет региональные усилия по достижению этих целей.
Основное различие ДНЯО и Семипалатинского договора, на наш взгляд, состоит в разном подходе к решению вопроса о развертывании ядерного оружия: в соответствии с положениями ДНЯО не запрещено развертывание на территории стран-участников иностранного ядерного оружия, остающегося под контролем одной из ядерных держав; ключевое отличие обязательств для стран - участников Договора о ЗСЯО в Центральной Азии состоит в том, что они не должны допускать на своей территории хранения, размещения, приобретения, производства, применения, обладания или контроля над ядерным оружием или другими ядерными взрывными устройствами, кому бы они ни принадлежали.
По вопросу мирного использования ядерной энергии ДНЯО (по сравнению с Договором о ЗСЯО в Центральной Азии) возлагает на участников обязанность способствовать полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях.
Как отмечает А.М. Ибрагимов, потенциал гарантийного обеспечения договоров о ЗСЯО содержат в себе доклады сторон, наблюдения, обмен информацией, консультации и процедуры обжалования, но определяющими являются гарантии МАГАТЭ [7, с. 192]. Что касается гарантий МАГАТЭ, указанных в статье III ДНЯО, Семипалатинский договор воспроизводит их в полном объеме: каждая сторона обязуется не предоставлять исходный или специальный расщепляющийся материал, либо оборудование или материал, специально предназначенные или подготовленные для переработки, использования или производства специального расщепляющегося материала любому государству, не обладающему ядерным оружием, если это государство не заключило с МАГАТЭ соглашения о всеобъемлющих гарантиях и Дополнительный протокол к нему [8].
Одной из острых и спорных проблем укрепления ДНЯО остается предоставление «негатив-
ных» гарантий безопасности со стороны ядерных государств неядерным странам. «Негативные» гарантии безопасности означают обязательство ядерных государств не использовать ядерное оружие против других стран. Договор о ЗСЯО в Центральной Азии включает в себя Протокол, предусматривающий «негативные» гарантии безопасности государств в пределах безъядерной зоны, что, на наш взгляд, является основным преимуществом государств-членов Центрально-азиатской ЗСЯО.
ДНЯО создал политическую и международно-правовую основу для функционирования международного механизма, нацеленного на ядерное нераспространение. Особое место в системе такого механизма занимает МАГАТЭ, призванное обеспечить контроль за не переключением расщепляющихся материалов из мирной сферы в военную. На этом фоне проявляется такой недостаток Семипалатинского договора, как отсутствие системы эффективного контроля. Кроме того, режим зон, свободных от ядерного оружия, находится в зависимости от их признания или непризнания ядерными державами.
Шестидесятипятилетняя история ядерного оружия сопровождалась ядерными испытаниями, проведение которых было направлено на его создание или совершенствование, что способствовало распространению нового оружия и накоплению ядерных арсеналов. Мировое сообщество вынуждено было искать выход из угрожающей ситуации. Поэтому были проведены переговоры по вопросу о запрете ядерных испытаний, результатом которых явилось открытие для подписания в 1996 г. Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Ключевой в ДВЗЯИ является статья I, которая вводит запрет на проведение любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов. Статья II ДВЗЯИ устанавливает, что каждое государство-участник обязуется воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия или любого другого ядерного взрыва.
Впервые за всю историю зон, свободных от ядерного оружия, страны-участницы Семипалатинского договора обязуются соблюдать положения ДВЗЯИ. Статья 5 Договора о ЗСЯО в Центральной Азии возлагает на стороны договора обязательства не производить испытательных взрывов ядерного оружия или любых других ядерных взрывов; запретить и предотвращать любой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под их юрисдикцией или контролем.
Договор о ЗСЯО в Центральной Азии и ДВЗЯИ имеют прямую связь, так как направлены на предотвращение распространения ядерного оружия и снижение опасности несанкционированного использования ядерных взрывных устройств, дополняют друг друга в том, что обе содержат правовые обязательства по запрещению ядерных испытаний. Фактически можно утверждать, что пока ДВЗЯИ не вступил в силу, государства-участники безъядерной зоны в Центральной Азии создали условия для запрета и предотвращения ядерных испытаний.
Общность ДВЗЯИ и Договора о ЗСЯО в Центральной Азии не ограничивается запрещением испытаний ядерного оружия. И Семипалатинский договор, и ДВЗЯИ содействуют мирному использованию ядерной энергии. Но, если в Семипалатинском договоре данное положение прямо предусмотрено, то в ДВЗЯИ об этом можно говорить исходя из общего смысла и целей договора. На наш взгляд, в ДВЗЯИ необходимо включить норму, допускающую возможность использования ядерных технологий для гражданских и научных целей, которые могут способствовать устойчивому развитию и благополучию государств.
ДВЗЯИ и Организация по его реализации укрепляют и дополняют режим безъядерной зоны в Центральной Азии мощным механизмом контроля и проверки. С другой стороны, Договор о ЗСЯО в Центральной Азии посредством консультативных встреч обеспечивает дополнительные гарантии полного запрещения испытаний ядерного оружия на региональном уровне.
Вступление в силу ДВЗЯИ окажет положительное влияние на концепцию и практику ЗСЯО в Центральной Азии, так как он направлен на всестороннее запрещение всех испытаний ядерного оружия.
Вступление ДВЗЯИ в силу создаст политическую и юридическую основу для создания новых зон, свободных от ядерного оружия, и предоставит государствам возможность продемонстрировать мирные намерения своих ядерных программ.
По мере расширения использования энергии атомного ядра возрастает опасность незаконного завладения ядерными материалами и их использования для создания простейших ядерных
взрывных устройств в преступных целях. Данные обстоятельства, по мнению В.Н. Мишарина, требуют обеспечения надежной физической защиты ядерных материалов от преступных посягательств [9, с. 45].
Усилия международного сообщества по данной проблеме воплотились в принятой в 1979 г. Конвенции о физической защите ядерного материала (КФЗЯМ). Конвенция является основополагающим универсальным международным договором, регулирующим вопросы обеспечения физической безопасности ядерной деятельности.
Как считает ряд иностранных экспертов, целями физической защиты ядерных материалов являются: защита от несанкционированного изъятия ядерного материала при его использовании, хранении и перевозке; осуществление государством мер по обнаружению и возвращению пропавшего или украденного ядерного материала; защита от саботажа в отношении ядерного материала при использовании, хранении и перевозке; сведение к минимуму радиологических последствий саботажа [10, с. 170].
О.Г. Парамузова указывает также на необходимость наказания лиц, виновных в незаконном завладении и использовании ядерного материала; применения мер физической защиты в отношении ядерного материала, используемого в военной атомной деятельности [11, с. 196].
В соответствии со статьей 3 КФЗЯМ каждое государство-участник обязано принимать в рамках своего национального права меры, гарантирующие, что в течение международной транспортировки ядерный материал, находящийся на его территории или на борту его судна, охраняется в соответствии с требованиями по уровням защиты, содержащимися в Приложении I.
В результате принятых в 2005 г. на Дипломатической конференции поправок к КФЗЯМ под действие Конвенции подпадают хранение, использование и перевозка ядерных материалов внутри стран-участниц, меры по защите ядерных материалов и установок от их использования не по назначению. В поправках нашли отражение вопросы обеспечения конфиденциальности информации о физической защите [12, с. 157]. Помимо этого поправками предусматривается расширение сотрудничества между государствами в том, что касается незамедлительного принятия мер для обнаружения места нахождения и возвращения украденного или контрабандным путем изъятого ядерного материала, а также уменьшения любых радиологических последствий саботажа, предотвращения и пресечения связанных с этим правонарушений [13, с. 65].
Договор о ЗСЯО в Центральной Азии содержит положения, касающиеся физической защиты ядерных материалов и оборудования: «Каждая Сторона обязуется поддерживать эффективные стандарты физической защиты ядерных материалов, установок и оборудования для предотвращения их несанкционированного использования или обращения с ними или хищения. С этой целью каждая Сторона обязуется применять меры физической защиты в отношении ядерных материалов, используемых на ее территории, находящихся в процессе внутренней перевозки и на хранении, а также в процессе международной перевозки ядерных установок на ее территории, по меньшей мере, такие же эффективные, как меры, предусмотренные в Конвенции о физической защите ядерного материала, в рекомендациях и руководящих принципах, разработанных МАГАТЭ в отношении физической защиты» [8].
Положения, касающиеся несанкционированного использования или кражи ядерных материалов, могли быть более сложными, особенно в связи с обогащением урана и переработкой плутония. Четкое определение того, что допускается и что не допускается в данной области, могло бы помочь избежать недоразумений и споров [14, с. 29].
Соглашения о создании безъядерных зон содействуют сотрудничеству государств в таких областях, как мирное использование ядерной энергии, охрана окружающей среды, ядерная безопасность. Не является исключением и Договор о ЗСЯО в Центральной Азии. Как отмечал Генеральный директор МАГАТЭ Ю. Амано, ядерная безопасность воспринимается сегодня как фундаментальное условие для мирного использования ядерной энергии. Основными элементами международного режима ядерной безопасности являются международные конвенции, международные стандарты безопасности, программы, способствующие применению этих стандартов как на международном уровне, так и на уровне национальных ядерных инфраструктур [15, с. 19].
В Заключительном документе конференции 2010 г. участников ДНЯО по рассмотрению действия Договора его участники согласились «продолжать систематические и последовательные усилия по сокращению арсеналов ядерного оружия во всем мире с конечной целью ликви-
дации этого оружия» [16].
Усилия международного сообщества по реализации данных положений воплотись в разработке типового международного договора - проекта Конвенции по ядерному оружию (КЯО).
КЯО - это предполагаемый договор о запрещении ядерного оружия и обеспечении его уничтожения. Разработанный экспертами проект текста КЯО запрещает разработку, испытания, производство, накопление, применение или угрозу применения ядерного оружия. Проект Конвенции по ядерному оружию не подрывает существующие режимы ядерного нераспространения и разоружения, а также системы проверки и соблюдения соглашений. На наш взгляд, принятие данного международно-правового акта и присоединение к нему центральноазиатских государств существенно укрепит и дополнит Договор о ЗСЯО в Центральной Азии путем возложения на стороны Договора обязанностей по уничтожению имеющегося ядерного оружия, средств его доставки, а также путем запрета на производство оружейных расщепляющихся материалов. Кроме того одним из следствий принятия данной Конвенции может стать решение проблемы предоставления «негативных» гарантий безопасности ядерными державами государствам Центральной Азии.
Соглашение об учреждении ЗСЯО в Центральной Азии и международно-правовые нормы о нераспространении ядерного оружия имеют как общие, так и различные характеристики, но в целом они дополняют друг друга и укрепляют режим безъядерной зоны в Центральной Азии.
Литература
1. Тажин М. Важный фактор глобальной безопасности // Общественно-политическая газета «Голос Армении». 2009 г. http:// www.golos.am/index.php
2. Неклесса Г.Г. Международно-правовая характеристика формирующейся в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО) // Московский журнал международного права. - 2003. - № 3.
3. Ж. дю През. Запрещение производства расщепляющихся материалов в качестве цели ДНЯО. http: //cns .miis. edu/treaty_npt/
4. Договор о нераспространении ядерного оружия от 12 июня 1968 г. http: //www .un.org/ru/documents/npt.
5. Аманжолов Ж.М. К вопросу о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии // Московский журнал международного права. - 2000. - № 4.
6. Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспространение. - М.: Наука, 1999.
7. Ибрагимов А.М. Международно-правовые гарантии: теория и практика применения. -Махачкала: ДИНЭМ, 2009.
8. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. http: //www .un.org/ru/documents/ntp.
9. Мишарин В.Н. Мирное использование атомной энергии. Правовые вопросы. - М., 1986.
10. Стойбер К., Бер А., Пельцер Н. Справочник по ядерному праву. - Вена, 2006.
11. Парамузова О.Г. Физическая защита ядерных материалов: Международно-правовые вопросы // Правоведение. - 1998. - № 2.
12. Михайлов В.Н. Ядерное оружие и национальная безопасность. - М.: Тип. «Красный Октябрь», 2008.
13. Ежегодник ООН по разоружению. - 2005. - Т. 30. - Нью-Йорк, 2008. - С. 65.
14. Goldblat J. Denuclearization of Central Asia // Central Asia at the crossroads. UNIDIR. 2007.
15. Findlay T. The future nuclear energy to 2030 and its implications for safety security and non-proliferation. Part 2 - Nuclear Safety. - Ontario, 2010.
Поступила в редакцию 26 февраля 2012 г.