Научная статья на тему 'Некоторые аспекты маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности'

Некоторые аспекты маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Т. В.

В статье освещаются некоторые аспекты маркетинговой образовательной стратегии по подготовке специалиста сервисного направления специальности 100110 «Домоведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности»

ББК 4481.44

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПО ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Т.В. Галкина ЮУрГУ

В статье освещаются некоторые аспекты маркетинговой образовательной стратегии по подготовке специалиста сервисного направления специальности 100110 - «Домоведение».

Для правильного понимания функционирования маркетинговой образовательной стратегии при подготовке специалистов с ориентацией их на профессиональные ценности специальности 100110 - «Домоведение» необходим анализ взаимодействия рынка образовательных услуг и двух сопряженных с ним рынков. Процесс ориентации студентов на профессиональные ценности специальности 100110 - «Домоведение» должен учитывать изменения, происходящие на трех взаимосвязанных рынках - рынке услуг преподавателей, рынке образовательных услуг и рынке труда молодых специалистов. Взаимосвязь вуза, студента и работодателя в аспекте образовательного маркетинга нуждается в пояснении. В результате потребления образовательного продукта студент формирует определенную систему профессиональных ценностей, иными словами приобретает профессиональные знания и умения в профессиональной сфере, которые становятся одной из характеристик его востребованности и конкурентоспособности на рынке труда. В то же время, работодатель, хотя и может условно рассматриваться как конечный потребитель, таковым в терминах образовательного маркетинга не является, поскольку подготовленный специалист не продает свои знания и умения, полученные в вузе, которые всегда остаются его достоянием. Он продает свой труд, основанный на системе профессиональных ценностей. Студент приобретает знания, чтобы использовать их при продаже своего труда. Можно отметить, что в маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности пересекаются сферы интересов как некоммерческого, так и коммерческого образовательного маркетинга. С одной стороны, образование по прежнему ос-

тается социально значимой сферой, так как обществу необходимо расширенное воспроизводство интеллектуального потенциала. С другой стороны, существуют рынок труда и рынок образовательных услуг, где образовательные учреждения являются участниками рыночных отношений. Поэтому, в процессе ориентации студентов на профессиональные ценности специальности 100110 - «Домоведение» необходима разработка маркетинговой образовательной стратегии, тактики образовательной деятельности, успешное функционирование которой возможно при использовании определенного общенаучного подхода, которым может выступить системный подход [2, 3].

Такой подход отвечает теории управления Н. Винера. Маркетинговая образовательная стратегия по ориентации студентов на профессиональные ценности представляет собой систему управления положением образовательного продукта на рынке и основана на использовании обратных связей, следовательно, она является открытой системой. Согласно синергетическому видению мира большинство существующих в природе систем - системы открытого типа. Другими словами, маркетинговая образовательная стратегия по ориентации студентов на профессиональные ценности представляет собой механизм управления для открытых систем образования, основанный на анализе (мониторинге) внешней среды и на обратных связях. Тема систем вновь становится актуальной. Практика показала, что управление отраслью, включающей всех участников рынка данного продукта, не только трудновыполнимо, но и не требуется в рыночной экономике. В рыночной экономике управление требуется на уровне предприятия, а на уровне отрасли требуется

Теория и методика профессионального образования

контроль, что проще в реализации. Другими словами, каждый вуз, являясь экономически самостоятельным участником рынка образования, сам регулирует свою рыночную деятельность. Общая характеристика маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности может быть представлена в виде предлагаемой функциональной схемы управления -графической модели в виде блоков и взаимосвязей между ними (см. рисунок) [1,2].

Блоки на схеме означают преобразователи информации и иллюстрируют три функции маркетинговой образовательной стратегии:

1-я - планирование и управление (контроллинг);

2-я - маркетинговые исследования, включающие сбор, обработку и анализ данных;

3-я - прикладной маркетинг или практическая маркетинговая деятельность, основные направления которой соответствуют этапам маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности.

В составе среды маркетинга следует особо выделить собственные трудовые, материальные и финансовые ресурсы вуза, преподавателей [3].

Задачей подготовки специалистов с ориентацией студентов на профессиональные ценности является предоставление региональному рынку труда работников, обладающих необходимыми качествами, соответствующими требованиям работодателей. Но помимо этого, нужно, чтобы большинство выпускников находили себе работу по специальности, необходимо, чтобы выпускаемый вузом «товар» пользовался спросом. Таким образом, необходима своего рода оптимизация, приведение в соответствие спроса (количественных и качественных его характеристик), возникающего со стороны потенциальных абитуриентов, и спроса, существующего на рынке труда. На этой

основе будет происходить и формирование предложения в виде специалистов, обладающих соответствующим уровнем качества подготовки, в особом количестве, с одной стороны, и формирование предложения образовательных услуг, скорректированных в соответствии с требованиями рынка труда, с другой стороны. Эти задачи решаются в процессе реализации маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности в соответствующей образовательной среде [4].

Анализ маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности показывает, что она может осуществляться на двух типах рынков: рынке труда специалистов и рынке образовательных услуг. Применение маркетинговой образовательной стратегии в процессе ориентации студентов на ценности выбранной профессии неразрывно связано с повышением качества образовательных услуг, что представляется крайне важным в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности вуза в свете программы модернизации высшей школы [5].

Маркетинговая образовательная стратегия по ориентации студентов на профессиональные ценности выбранной профессии, в широком смысле, призвана решать следующие задачи:

- изучить спрос на образовательные услуги, изучить потенциальных потребителей;

- создать «товар», то есть обеспечить студента знаниями, умениями, сформировать у него определенную систему профессиональных ценностей которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым на рынке к специалистам и обеспечить определенные конкурентные преимущества этих специалистов;

- выработать программу продвижения специальности на рынке;

Функциональная схема управления

198

Вестник ЮУрГУ, № 9,2006

Галкина Т.В.

Некоторые аспекты маркетинговой образовательной стратегии по ориентации...

- сосредоточить маркетинговые усилия в области коммуникаций, главной целью которых является формирование имиджа специальности, а также повышение уровня информированности потенциальных потребителей о преимуществах вуза, специальности, повысить заинтересованность потенциальных и реальных работодателей в подготовке и переподготовке специалистов соответствующего профиля.

Реализация маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности в вузе, включает пять этапов.

1. Выявление проблем и формулирование целей маркетинговой образовательной стратегии, где в содержательном плане выделяются: поисковые цели - помогающие выявить и конкретизировать проблему, выработать гипотезу или варианты решения проблемы; описательные цели - предполагающие: уяснение и оценку ситуации, отдельных факторов и их комплексов; экспериментальные цели - предусматривающие проверку гипотез, предложенных вариантов решения проблем.

2. Отбор источников информации, включая: вторичные данные (уже существующая информация, собранная другими исследователями и/или для других целей), с указанием источников и способов получения информации; первичные данные (информация, специально собираемая для данной цели), с указанием ареала, способов и субъектов сбора информации.

3. Сбор информации из определенных ранее источников, включая проведение социологических, лабораторных экспериментов.

4. Анализ собранной информации: выявление средних значений интересующих переменных, распределения частотности событий; определение коэффициентов корреляции факторов, событий; определение динамики и тенденций изменения интересующих факторов и т.д.

5. Представление полученных результа-

тов в виде аналитических обзоров, таблиц, графиков, прогнозов, моделей принятия решений, рекомендаций и т.п.

Исходя из этапов маркетинговой образовательной стратегии, необходимо заметить, что стабильность ее функционирования, на наш взгляд, возможна, благодаря взаимодействию трех составляющих: во-первых, поэтапному обеспечению качества образовательных услуг высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом университета; во-вторых, становлению системы воспитательной работы образовательного учреждения, обеспечивающей личностный рост студентов; в-третьих, формированию системы профессиональных ценностей обучающихся.

Таким образом, маркетинговая образовательная стратегия по ориентации студентов на профессиональные ценности это, в первую очередь, тактика образовательной деятельности, ее «инструментальная составляющая», последовательность действий. Однако любой инструмент, приведет к успеху только в том случае, если его применение не случайность, а следствие понимания и принятия для себя, освоения общих принципов, методов, способов бытия и познания на рынке образовательных услуг.

Литература

1. Киннел, М. Маркетинг некоммерческих организаций / М. Киннел, Д. Макдугал. - М.: Луч, 2000.-347 с.

2. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. -М.: Высшая школа, 1998. -547с.

3. Крылова, НБ. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. -М.: Высшая школа, 2000. -140 с.

4. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг / А.П. Панкрухин. - М.: АСТ-пресс, 2004. - 218 с.

5. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.