Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛОКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛОКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / НОВОСИБИРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР / СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Инна Геннадьевна

В статье анализируются уставы исследовательских институтов Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. На основе контент-анализа выявленных документов составлено представление о включении деятельности по популяризации науки в перечень основных задач исследовательских организаций. В результате систематизации полученной информации выделено семь основных направлений популяризации научных достижений, используемых в исследовательских институтах Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина Инна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SCIENCE COMMUNICATION LOCAL REGULATION IN RESEARCH ORGANIZATIONS

At the level of State legislative regulation, scienti c institutions are recognized as organizations entrusted with the functions of popularizing science. The purpose of our study is to establish how the declarations on the popularization of science, laid down in the eld of science state legislation, correspond to the real state of a airs, and whether information about this function is re ected in the founding documents of research organizations and with the help of what types of activities its implementation is provided. The article describes the results of studying the statutes of research institutes of the Novosibirsk Scienti c Center of the Siberian Department of the Russian Academy of Sciences. Based on the content analysis of documents identi ed on the websites of institutions, a list of relevant sustainable expressions used in the importance of activities on interaction of science and society compiled. The most common formulations are: dissemination of scienti c knowledge, popularization and promotion of science, scienti c knowledge, science and technology.As a result of the synthesis and systematization of the information received, seven main directions for the popularization of the achievements of science have been allocated; a classi cation of the main types of promotion of the results of scienti c activity used in the Novosibirsk Scienti c Center has been developed.The study showed that more than half of the research institutes of the Novosibirsk Scienti c Center are included in the process of science popularization in accordance with the requirements of this activity at the level of state legislation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛОКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 95-110. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print). Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;3(45): 95-110. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 001.92 : 342

DOI 10.47475/2070-0695-2022-10310

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛОКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Инна Геннадьевна Юдина

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, yudina@gpntbsib.ru, https://orcid.org/0000-0002-0845-6913

Аннотация. В статье анализируются уставы исследовательских институтов Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. На основе контент-анализа выявленных документов составлено представление о включении деятельности по популяризации науки в перечень основных задач исследовательских организаций. В результате систематизации полученной информации выделено семь основных направлений популяризации научных достижений, используемых в исследовательских институтах Новосибирска.

Ключевые слова: популяризация науки, научно-исследовательские институты, Новосибирский научный центр, Сибирское отделение Российской академии наук.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках реализации проекта НИР ГПНТБ СО РАН «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом», код - FWZE-2022-0012; регистрационный номер в ГЗ - 1021053106841-4-1.2.1;5.8.3.

Для цитирования: Юдина И. Г. Некоторые аспекты локального регулирования просветительской деятельности в научных организациях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 95-110. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10310.

Original Article

SOME ASPECTS OF SCIENCE COMMUNICATION LOCAL REGULATION IN RESEARCH ORGANIZATIONS

Inna G. Yudina

State Public Scientific-Technological Library of the Siberian Branch

of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, Yudina@gpntbsib.ru,

https://orcid.org/0000-0002-0845-6913

Abstract. At the level of State legislative regulation, scientific institutions are recognized as organizations entrusted with the functions of popularizing science. The purpose of our study is to establish how the declarations on the popularization of science, laid down in the field of science state legislation, correspond to the real state of affairs, and whether information about this function is reflected in the founding documents of research organizations and with the help of what types of activities its implementation is provided.

© Юдина И. Г., 2022

The article describes the results of studying the statutes of research institutes of the Novosibirsk Scientific Center of the Siberian Department of the Russian Academy of Sciences. Based on the content analysis of documents identified on the websites of institutions, a list of relevant sustainable expressions used in the importance of activities on interaction of science and society compiled. The most common formulations are: dissemination of scientific knowledge, popularization and promotion of science, scientific knowledge, science and technology.

As a result of the synthesis and systematization of the information received, seven main directions for the popularization of the achievements of science have been allocated; a classification of the main types of promotion of the results of scientific activity used in the Novosibirsk Scientific Center has been developed.

The study showed that more than half of the research institutes of the Novosibirsk Scientific Center are included in the process of science popularization in accordance with the requirements of this activity at the level of state legislation.

Key words: popularization of science, science communication, research institutes, Novosibirsk Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences.

Acknowledgments: The study was carried out at as a research project part of the State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences "The current state and trends in the development of communications between Russian science and society", code - FWZE-2022-0012; registration number in the GC - 1021053106841-4-1.2.1; 5.8.3.

For citation: Yudina I. G. Some aspects of science communication local regulation in research organizations. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;3(45):95-110. (In Russ.). https://doi. org/10.47475/2070-0695-2022-10310.

Введение

Популяризации науки как процессу распространения научных знаний в доступной для широкого круга людей форме почти столько же лет, сколько самой науке. В современном понимании популяризация науки в России началась в первой четверти XVIII в. [8. С. 14]. Основными распространителями научно-популярных знаний являются прежде всего научные и образовательные организации, ученые и представители СМИ. Несколько лет назад появилась такая профессия как научный коммуникатор, деятельность которого подразумевает комплексную и системную работу по передаче информации от академического сообщества к широкой публике.

Изучение процесса популяризации науки в нашей стране привлекает внимание все большего количества специалистов в области гуманитарных и общественных наук. Поиск и анализ публикаций показал, что в последние годы наиболее обсуждаемыми темами стали законодательное регулирование просветительской деятельности [5; 15; 16; 18], традиционные и новые практики популяризации науки [1; 12; 13], в том числе в научных организациях [14; 17].

Активизация российского законотворчества в сфере регулирования научной деятельности началась в первом десятилетии XXI в. Этому способствовали как непрекращающиеся процессы реформирования науки, так и стремительное развитие информационных технологий, трансформация системы научных коммуникаций, появление новых форм взаимодействия науки и общества. В разных странах подход к популяризации науки может быть императивный, т. е. осуществляемый на основе законодательных актов, которые обязывают заниматься научно-популяризаторской деятельностью и диспозитивный, - реализуемый на основе просветительских программ, стратегий развития, различных мер поддержки. Как показывает практика, в России сочетаются два подхода, которые окончательно еще не сложились.

1 июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», который ввел понятие просветительской деятельности и основы ее правового регулирования. Согласно закону «просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и

(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» [10]. Просветительская функция появилась в уставной деятельности Российской академии наук (РАН) еще в 2018 г., когда с принятием поправок в Федеральный закон о РАН были расширены права научного сообщества в деле популяризации науки. Согласно закону, популяризация отнесена к основным целям РАН и для реализации своих задач академия наук «участвует в разработке, обеспечении деятельности и реализации программ по популяризации и пропаганде науки, научных знаний, достижений науки и техники, программ поддержки научно-технического творчества среди детей и молодёжи» [9]. Впоследствии это положение нашло отражение в Уставе федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук», в пункте 12 которого указано, что целями деятельности Академии являются: «.. .г) распространение научных знаний, повышение престижа науки, популяризация науки и техники» [11].

Таким образом, в настоящее время науровне государственного законодательного регулирования научные учреждения признаются организациями, на которые возложены просветительские функции. Однако, несмотря на внимание государства к данной проблеме, работы ученых последних лет показали слабую вовлеченность научно-исследовательских институтов (НИИ) в процесс научного просвещения [4; 6; 7]. Отметим, что понятие «просвещение» в данном случае используется в значении «популяризация науки».

Цель нашего исследования установить, насколько соответствуют декларации о популяризации науки, заложенные в государственном законодательстве в области науки, реальному положению вещей: отражена ли информация о просветительской функции в основополагающих документах исследовательских организаций и с помощью каких видов деятельности предусмотрена ее реализация.

Материалы и методы исследования

Объектом для изучения были выбраны научные институты Новосибирска, подведомственные Министерству науки и высшего образования РФ и находящиеся под научно-методическим руководством РАН. Предметом исследования стали уставы НИИ. В ходе анализа содержания документов нам предстояло выявить информацию о просветительской деятельности научно-исследовательских организаций. Уточним, что в Новосибирском научном центре (ННЦ), крупнейшем в Сибирском отделении (СО) РАН, расположено 35 научно-исследовательских институтов, работающих в сферах математики и информатики, механики и процессов управления, нанотехнологий и информационных технологий, физики, химии, биологии, наук о Земле, экономических и гуманитарных наук, а также медицины и сельского хозяйства.

В качестве основных методов исследования были использованы следующие: контент-анализ (для оценки содержания сайтов и выявленных на них документов), сравнительный анализ (для сопоставления формулировок, обозначающих различные аспекты взаимодействия науки и общества), а также систематизация и обобщение (при разработке классификации основных видов продвижения результатов научной деятельности).

Результаты исследования и их обсуждение

Для сбора эмпирических данных был предпринят мониторинг официальных сайтов 35 НИИ ННЦ СО РАН. На сайтах институтов нас интересовали полные тексты уставов, поскольку в них, как правило, зафиксированы цели, предмет и конкретные виды деятельности учреждений. В качестве примера приведем фрагмент оригинального документа, в пунктах 24.10. и 24.11. которого выявлена информация о популяризации науки (рис. 1).

УТВЕРЖДЕН '>' V Ю

24.7. Предоставление в установленном порядке в аренду временно не асЕСоьзуемого имущества, в том числе недвижимого.

24.8. Оказание услуг по хранению продукции» товаров и грузов.

24.9. Использование принадлежащих Институту исключительных зев на результаты интеллектуальной деятельности и распоряжение ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24.10. Организация научно-технического творчества детей шкального возраста с целью развития у них инженерных навыков и популяризации науки.

24.11. Проведение рекламных мероприятий, участие в выставках, освещение деятельности Института и размещение научно-технической информации в сети Интернет и средствах массовой информации.

25. Видами деятельности согласно разделу 2 настоящего Устава в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, Институт может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Приносящей доход деятельностью согласно разделу 2 настоящего Устава Институт может заниматься только при наличии достаточного для осуществления указанной деятельности имущества рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

3. Права и обязанности Института

26. Институт имеет право в установленном порядке:

26.1. Планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласованию с Министерством.

26.2. В рамках своей компетенции с учетом перспектив развития, спланированных на основе анализа, осуществлять финансово-экономическую деятельность.

26.3. Получать и использовать доход от разрешенной настоящим Уставом приносящей доход деятельности в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Рис. 1. Фрагмент устава Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН.

В результате поиска официальных документов, регламентирующих деятельность НИИ, оказалось, что тексты уставов организаций, включая изменения в уставы, представлены на сайтах 28 (80 %) институтов. При этом большая часть документов 24 (86 %) была принята научными организациями в 2018 г. Функции популяризации научных знаний (в той или иной формулировке) закреплены в разделе «Цель, предмет и виды деятельности Учреждения» в уставах 22 (63 %) институтов ННЦ (табл. 1). Перечень названий организаций, основополагающие документы которых были рассмотрены в ходе исследования, находится в приложении 1.

Таблица 1.

Фрагменты уставов, в которых идет речь о популяризации науки

№ п/п Фрагмент текста устава научного учреждения Название и год утверждения документа

1 2. Цель, предмет и виды деятельности Учреждения 20. <...> содействие внедрению достижений и популяризации науки и передового опыта. Устав ГПНТБ, 2017 г.

2. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения <...> 21.6. Популяризация научных знаний, исторического и культурного наследия: экспозиционная и выставочная деятельность, организация лекций и другихмероприятийв научных, культурных, образовательных и просветительских целях. Устав ГПНТБ, 2018 г.

20. Целью и предметом деятельности Учреждения является: <...> - организация мероприятий и ведение образовательной деятельности для создания условий развития интеллектуального капитала, профессионального роста граждан, повышения культурного уровня, продвижения научного взгляда на мир, популяризации науки в обществе. Изменения в устав ГПНТБ, 2020 г.

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Эт /ХС1 ля IkJSL

Устав

Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института гидродинамики им. М.А. Лаврентьева Сибирского отделения Российской академии наук

1. Общие положения

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева Сибирского отделения Российской академии наук (далее - Институт) является научной организацией.

Институт создан в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1957 г. № 564 и постановлением Президиума Академии наук СССР от 7 июня 1957 г. № 448 как Институт гидродинамики Сибирского отделения Академии наук СССР.

В соответствии с распоряжением Президиума Академии наук СССР от 26 января 1981 г. № 10123-165 Институту присвоено имя академика М.А. Лаврентьева.

Указом Президента РСФСР от 21 ноября 1991 г. № 228 правопреемником Института гидродинамики им. М.А. Лаврентьева Сибирского отделения Академии наук СССР являлся Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева Сибирского отделения Российской академии наук.

Институт зарегистрирован Новосибирской регистрационной палатой мэрии г. Новосибирска Российской Федерации 19 июля 1994 г,, регистрационный номер № ГР 1368.

В соответствии с постановлением Президиума Российской академии наук от 18 декабря 2007 г. № 274 Институт гидродинамики

<...> 21.16. Осуществление музейной, архивной и выставочной деятельности с целью выявления, сохранения, изучения и популяризации материалов, имеющих историко-культурное значение.

2 2. Цели, предмет и виды деятельности Института 21. Предметом деятельности Института является: <.> распространение научных знаний по истории и культуре народов Евразии и других континентов, популяризация исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; <...> 22.11. Организация и проведение массовых фольклорных мероприятий на базе экспонатов и коллекций Института в целях популяризации этнографического культурного наследия народов РФ. < > Устав ИАЭТ, 2018 г.

24.1. Осуществление экспозиционной и выставочной деятельности с использованием музейных предметов и музейных коллекций, а также иных коллекций, представляющих научную ценность, в научных, культурных, образовательных и просветительских целях на основании договоров с заказчиками выставок. Для организованных экскурсионных групп: публичное представление экспонатов музеев в составе Института, демонстрация процессов археологических исследований, научный туризм. <...> 24.9. Выполнение работ с целью сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и выполнения охранного обязательства на территории «Музея под открытым небом» в составе Института.

3 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 21.13. Осуществление популяризации научной деятельности, информирование общества о проведенных Институтом исследованиях и полученных результатах. Устав ИВМиМГ, 2018 г.

4 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 24.10. Организация научно-технического творчества детей школьного возраста с целью развития у них инженерных навыков и популяризации науки. 24.11. Проведение рекламных мероприятий, участие в выставках, освещение деятельности Института и размещение научно-технической информации в сети Интернет и средствах массовой информации. Устав ИГиЛ, 2018 г.

5 2. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения 20. <...> участие в популяризации и пропаганде науки, научных знаний и научно-технических достижений. <...> 24.4. Проведение экскурсий и научно-популярных лекций; хранение, изучение, публичное представление музейных предметов и музейных коллекций Учреждения, а также иных коллекций, представляющих научную ценность. Устав ИГД, 2018 г.

6 2. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения 20. <...> повышение эффективности использования научных знаний и их применение для решения прикладных научных и научно-технических, а также образовательных и просветительских задач. Устав ФИЦ ИВТ, 2018 г.

7 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 21.11. Экспозиционная и выставочная деятельность музейных предметов и музейных коллекций, а также иных коллекций, представляющих научную ценность, в научных, культурных, образовательных и просветительских целях. Устав ИИ, 2018 г.

8 2. Цели, предмет и виды деятельности Центра <...> 23.13. Создание видеоматериалов для научных, образовательных, рекламных и (или) презентационных целей по профилю Центра. Устав ФИЦ ИК, 2019 г.

25.23. Организация услуг по проведению экскурсий, научно-популярных лекций, проведение стажировок работников иных организаций. <...> 25.26. Организация музейной и выставочной деятельности. Изменения в устав ФИЦ ИК, 2021 г.

9 2. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения 20. Целью и предметом деятельности Учреждения является выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, направленных на получение и применение новых знаний в области математики, механики, математической физики и информатики; разработка рекомендаций по использованию научных результатов и участие в их освоении; подготовка научных кадров высокой квалификации; распространение научных знаний. <...> 21.6. Проведение анализа достижений и осуществление прогноза основных тенденций в развитии отечественной и мировой науки, разработка рекомендаций по использованию научных результатов и участие в их освоении, осуществление консультаций и научной экспертизы по основным научным направлениям Учреждения, содействие распространению научных знаний. Устав ИМ, 2018 г.

10 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 21.7. Издательская деятельность (учреждение и издание научных и научно-популярных журналов по профилю Института, для публикации результатов исследований ученых Института, других научных организаций, издание научно-методических рекомендаций, монографий, сборников научных трудов по профилю Института). Устав МТЦ, 2018 г.

11 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 21.13. Проведение мероприятий по популяризации и пропаганде научно-технических достижений по профилю Учреждения, включая выставки, экскурсии, тематические лектории, презентации и семинары, а также других информационных мероприятий в соответствии с законодательством РФ. Устав КТИ НП, 2018 г.

12 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 23.5. Организация и проведение экскурсионного обслуживания, в том числе полевых геологических экскурсий. <...> 23.10. Проведение экскурсий и научно-популярных лекций; хранение, изучение, публичное представление музейных предметов и музейных коллекций Института, а также иных коллекций, представляющих научную ценность. Устав ИНГГ, 2018 г.

13 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 21.10. Организация выставок, осуществление связи со средствами массовой информации по пропаганде и популяризации научных достижений по профилю Института. Устав ИПА, 2018 г.

14 2. Цели, предмет и виды деятельности <...> 22.7. Осуществление научно-методической деятельности и деятельности по распространению и популяризации научных знаний в сфере деятельности Института, в том числе по работе с детьми и студентами, включая проведение внешкольных занятий по основам информатики и программирования, проведение соревнований (включая олимпиады, конкурсы), проведение научных конференций школьников в области информатики и программирования, проведение Школы юных программистов, методическое и технологическое обеспечение указанных видов мероприятий в установленном порядке. Устав ИСИ, 2018 г.

15 2. Цели, предмет и виды деятельности Института 21. <...> содействие распространению научных знаний и внедрению инноваций в производство. Устав ИФП, 2018 г.

16 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 21.4. Разработка научных прогнозов, пропаганда ботанических знаний и проведение экологических экспертиз. <...> 21.8. Экологическое просвещение населения <...> 21.11. Осуществление музейной деятельности, в том числе, формирование, учет, изучение, публичный показ, реставрация и консервация музейных предметов и музейных коллекций, иных коллекций, представляющих научную ценность, а также обеспечение их физического сохранения и безопасности. Устав ЦСБС, 2018 г.

17 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 21.4. Издательская деятельность (учреждение и издание научных и научно-популярных журналов по профилю Учреждения для публикации результатов исследований ученых Учреждения, других научных организаций, издание монографий, научно-методических материалов, сборников научных трудов, учебных и научно-методических пособий, препринтов и иных изданий, содержащих результаты научной, образовательной и научно-популярной деятельности Учреждения). Устав «ФИЦ ИЦиГ», 2018 г.

<...> 21.6 Анализ научных достижений по профилю Учреждения и составление прогноза основных тенденций в развитии отечественной и мировой науки, научная экспертиза, распространение научных знаний. <...> 21.15. Организация и проведение выставок, экскурсий и научно-популярных лекций; хранение, изучение, публичное представление музейных предметов и музейных коллекций Учреждения, а также иных коллекций, представляющих научную ценность.

<...> 23.34. Проведение научно-просветительской работы среди населения, в том числе студентов, школьников, профильных специалистов. 23.35. Проведение экскурсий на территории дендрария. Изменения в устав «ФИЦ ИЦИГ», 2019 г.

18 2. Цели, предмет и виды деятельности Института 20. Целью и предметом деятельности института является <...> распространение научных знаний, укрепление связей между наукой и образованием, содействие образовательной деятельности. Устав ИЭОПП, 2018 г.

19 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 23.6. Оказание услуг по проведению экскурсий, научно-популярных лекций. Устав ИЯФ, 2018 г.

20 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 21.18. Популяризация исторического наследия и новейших достижений в области отечественной медико-биологической науки, изучение и внедрение передового зарубежного опыта в области медико-биологической науки по профилю Центра. Устав «ФИЦ ФТМ», 2018 г.

21 2. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения. 21.10. Издательская деятельность (учреждение и издание научных и научно-популярных журналов по профилю Учреждения, в которых публикуются результаты исследований ученых Учреждения, других научных организаций, издание монографий, научно-методических материалов, сборников научных трудов, содержащих результаты научной деятельности Учреждения). 23.3. Распространение аудио-, видеопродукции, содержащей результаты научной деятельности Учреждения, а также научно-методических материалов, монографий, сборников научных работ. Устав «НИИФКИ», 2014 г.

22 2. Цели, предмет и виды деятельности Института <...> 23.1. Проведение экскурсий и научно-популярных лекций; хранение, изучение, публичное представление научных геологических предметов и коллекций Института, а также иных коллекций, представляющих научную ценность. <...> 23.3. Организация работы по рекламе научно-технической продукции Института в целях ее широкого применения. Устав ИГМ, 2018 г.

Отметим, что популяризация науки как одна из важнейших задач включена в уставы институтов, представляющих практически все направления научной деятельности Сибирского отделения РАН: науки о Земле (ИГД, ИГМ, ИНГиГ); медицинские науки (НИИФКИ, ФИЦ ФТМ); гуманитарные науки (ГПНТБ, ИАЭТ, ИИ); химические науки (МТЦ, ФИЦ ИК); физические

науки (ИФП, ИЯФ, КТИ НП); биологические науки (ИПА, ФИЦ ИЦИГ, ЦСБС); нанотехнологии и информационные технологии (ФИЦ ИВТ); математика и информатика (ИВМиМГ, ИМ, ИСИ); энергетика, машиностроение, механика и процессы управления (ИГиЛ); экономические науки (ИЭОПП).

Для того, чтобы зафиксировать и представить весь спектр формулировок, применяемых в основополагающих документах для обозначения различных аспектов взаимодействия науки и общества, мы внесли полученные данные в табличную форму (табл. 2).

Таблица 2.

Перечень формулировок, обозначающих деятельность по популяризации науки

Формулировка, отражающая деятельность по популяризации науки Институт, в уставе которого отражена деятельность по популяризации науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выявление, сохранение, изучение и популяризация материалов, имеющих историко-культурное значение ГПНТБ

информирование общества о проведенных Институтом исследованиях и полученных результатах ИВМиМГ

научно-популярная деятельность Учреждения ФИЦ ИЦиГ

осуществление популяризации научной деятельности ИВМиМГ

осуществление деятельности по распространению и популяризации научных знаний в сфере деятельности Института ИСИ

повышение эффективности использования научных знаний и их применение для решения прикладных научных и научно-технических, а также образовательных и просветительских задач ФИЦ ИВТ

популяризация научных знаний, исторического и культурного наследия ГПНТБ

популяризация исторического наследия и новейших достижений в области отечественной (медико-биологической) науки ФИЦ ФТМ

популяризация и пропаганда науки, научных знаний и научно-технических достижений ИГД, КТИ НП, ИПА

популяризация науки в обществе ГПНТБ

проведение научно-просветительской работы ФИЦ ИЦиГ

продвижения научного взгляда на мир ГПНТБ

пропаганда и популяризация научных достижений по профилю Института КТИ НП, ИПА

пропаганда (ботанических) знаний ЦСБС

распространение (содействие распространению) научных знаний ФИЦ ИЦиГ, ИЭОПП, ИМ, ИАЭТ, ИФП

содействие внедрению достижений и популяризации науки и передового опыта ГПНТБ

(экологическое) просвещение населения и т.д. ЦСБС

Как видно из таблицы 2, в текстах уставов исследовательских организаций употребляется не менее двух десятков устойчивых выражений в значении деятельности по взаимодействию науки и общества. Наиболее распространенными являются следующие формулировки: распространение (содействие распространению) научных знаний; популяризация и пропаганда науки, научных знаний и научно-технических достижений; пропаганда и популяризация научных достижений по профилю Института.

В настоящее время особое внимание уделяется разработке подходов к классификации форм и разновидностей научной популяризации [2; 3; 19]. При этом мнения ученых в этом вопросе существенно различаются.

На основе контент-анализа уставов НИИ ННЦ СО РАН мы выявили и систематизировали направления и виды просветительской деятельности, распространенные в сибирских институтах. В итоге было выделено семь основных направлений, к которым относятся следующие: архивная, выставочная и музейная деятельность; взаимодействие со средствами массовой информации; организация и проведение массовых научно-просветительских мероприятий; популяризация научных знаний среди школьников и студентов; проведение рекламных мероприятий; редакционно-издательская и полиграфическая деятельность; экскурсионная деятельность. Для каждого направления характерны конкретные мероприятия, - виды практической деятельности, с помощью которых данное направление реализуется (табл. 3).

Таблица 3.

Основные направления и виды научно-просветительской деятельности институтов

ННЦ СО РАН

Направление деятельности по популяризации науки Вид деятельности Институты, в уставах которых перечислены виды научно-просветительской деятельности

1. Архивная, выставочная и музейная деятельность - Выполнение работ с целью сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и выполнения охранного обязательства на территории «Музея под открытым небом» в составе Института. - Музейная деятельность; хранение, изучение музейных предметов и музейных коллекций, являющихся частью Музейного фонда РФ, а также иных коллекций, представляющих научную ценность. - Осуществление сбора и хранения материалов, связанных с деятельностью Учреждения и отдельных его работников (биографические данные, фото и кино документы, подлинные предметы и артефакты) и представляющих научную и культурную ценность, а также проведение их экспонирования. - Осуществление экспозиционной и выставочной деятельности с использованием музейных предметов и музейных коллекций, а также иных коллекций, представляющих научную ценность. - Хранение, изучение, публичное представление музейных предметов и музейных коллекций Учреждения, а также иных коллекций, представляющих научную ценность. ГПНТБ, ИАЭТ, ИВМиМГ, ИГД, ИГМ, ИИ, ИНГГ, ИПА, ИЭОПП, КТИ НП, ФИЦ ИК, ФИЦ ИЦиГ, ЦСБС.

- Хранение, изучение, публичное представление научных геологических предметов и коллекций Института, а также иных коллекций, представляющих научную ценность.

2. Взаимодействие со средствами массовой информации - Информирование общества о проведенных Институтом исследованиях и полученных результатах. - Освещение деятельности Института и размещение научно-технической информации в сети Интернет и средствах массовой информации. - Осуществление связи со средствами массовой информации по пропаганде и популяризации научных достижений по профилю Института. ИВМиМГ, ИГиЛ, ИПА.

3. Организация и проведение массовых научно-просветительских мероприятий - Демонстрация процессов археологических исследований. - Организация и проведение массовых фольклорных мероприятий на базе экспонатов и коллекций Института в целях популяризации этнографического культурного наследия народов РФ. - Проведение тематических лекториев, презентаций и семинаров. - Чтение научно-популярных лекций. ГПНТБ, ИАЭТ, ИГД, ИГМ, ИНГГ, ИЯФ, КТИ НП, ФИЦ ИК, ФИЦ ИЦиГ.

4. Популяризация научных знаний среди школьников и студентов - Организация научно-технического творчества детей школьного возраста. - Проведение внешкольных занятий по основам информатики и программирования, проведение соревнований (включая олимпиады, конкурсы), проведение научных конференций школьников в области информатики и программирования, проведение Школы юных программистов, методическое и технологическое обеспечение указанных видов мероприятий в установленном порядке. ИГиЛ, ИСИ, ФИЦ ИЦиГ.

5. Проведение рекламных мероприятий - Организация работы по рекламе научно-технической продукции Института в целях ее широкого применения. - Создание видеоматериалов для научных, образовательных, рекламных и (или) презентационных целей по профилю деятельности института. - Создание и распространение аудио-, видеопродукции, содержащей результаты научной деятельности Учреждения. ИВМиМГ, ИГМ, ФИЦ ФТМ, КТИ НП, ФИЦ ИК.

- Информирование общества о проведенных исследованиях и полученных результатах в сети Интернет. - Освещение деятельности Института и размещение научно-технической информации в сети Интернет.

6. Редакционно- издательская и полиграфическая деятельность (выпуск научно- популярной продукции) - Подготовка и издание научной, научно-популярной, учебно-методической литературы по основным направлениям и результатам деятельности Института. - Учреждение научных изданий, в том числе научных и научно-популярных журналов, в которых публикуются результаты научных исследований Института. ГПНТБ, ИАЭТ, ИГД, ИГМ, ИИ, ИНГГ, ИЭОПП, КТИ НП, МТЦ, НИИФКИ, ФИЦ ИВТ, ФИЦ ИК, ФИЦ ИЦИГ, ФИЦ ФТМ.

7. Экскурсионная деятельность - Научный туризм. - Полевые геологические экскурсии. - Проведение экскурсий для организованных экскурсионных групп: публичное представление экспонатов музеев в составе Института. - Экскурсии на территории дендрария. ИАЭТ, ИГД, ИГМ, ИНГГ, ИЯФ, КТИ НП, ФИЦ ИК, ФИЦ ИЦиГ.

Исходя из данных, приведенных в таблице 3, мы видим, что наиболее распространенной в НИИ ННЦ является редакционно-издательская и полиграфическая деятельность, которая встречается в текстах уставов 14 институтов. Отметим, что большинство институтов предполагают в рамках данного направления деятельности издание научно-популярной продукции. Второе место по частоте упоминания в уставных документах занимает архивная, выставочная и музейная деятельность, а третье - организация и проведение массовых научно-просветительских мероприятий. Более полный видовой состав всех направлений деятельности представлен во второй колонке таблицы.

К научным институтам, в официальных документах которых перечислено максимальное количество (5 из 7) направлений научно-просветительской деятельности относятся следующие: ИГМ, КТИ НП, ФИЦ ИК и ФИЦ ИЦиГ.

Выводы

Исследование показало, что 63 % научных учреждений Новосибирского научного центра закрепило в основополагающих документах популяризацию науки как одно из основных направлений своей деятельности. Просветительскую функцию реализуют институты, проводящие исследования в области биологии, математики, механики, медицины, химии, физики, энергетики, экономики и других наук.

На основе контент-анализа уставов исследовательских организаций составлен перечень актуальных устойчивых выражений, использующихся в значении деятельности по взаимодействию науки и общества. К наиболее распространенным относятся следующие формулировки: распространение научных знаний и популяризация и пропаганда науки, научных знаний и научно-технических достижений.

В результате обобщения и систематизации полученной информации выделено семь основных направлений популяризации достижений науки. Кроме того, разработана классификация основных видов продвижения результатов научной деятельности, используемых в НИИ ННЦ СО РАН.

Таким образом, можно констатировать, что более половины научно-исследовательских институтов Новосибирского научного центра включены в процесс популяризации

науки в соответствии с требованиями данной деятельности на уровне государственного законодательства.

Таблица 4.

Список научно-исследовательских институтов ННЦ СО РАН, информация сайтов которых

была использована в исследовании

Полное название научно-исследовательского института Аббревиатура, используемая в тексте

1. Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН ГПНТБ

2. Институт археологии и этнографии СО РАН ИАЭТ

3. Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН ИВМиМГ

4. Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН ИГМ

5. Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН ИГиЛ

6. Институт горного дела им. Н.А. Чинакала СО РАН ИГД

7. Институт истории СО РАН ИИ

8. Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН ИМ

9. Институт «Международный томографический центр» СО РАН МТЦ

10. Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН ИНГГ

11. Институт почвоведения и агрохимии СО РАН ИПА

12. Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН ИСИ

13. Институт физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН ИФП

14. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН ИЭОПП

15. Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН ИЯФ

16. Конструкторско-технологический институт научного приборостроения СО РАН КТИ НП

17. Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии НИИФКИ

18. Федеральный исследовательский центр «Институт катализа СО РАН» ФИЦ ИК

19. Федеральный исследовательский центр «Институт цитологии и генетики СО РАН» ФИЦ ИЦиГ

20. Федеральный исследовательский центр информационных и вычислительных технологий ФИЦ ИВТ

21. Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины СО РАН ФИЦ ФТМ

22. Центральный сибирский ботанический сад СО РАН ЦСБС

Список источников

1. Винокурова Е. Н. Современные технологии научного PR // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2018. № 26. С. 28-31.

2. ВороновА. С. Развитиенаучно-исследовательскогопотенциаламолодежиипопуляризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. Вып. 78. С. 198-228.

3. Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений : специальность

10.01.10 «Журналистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2015. 22 с.

4. Динамика развития отрасли научных коммуникаций в России. Исследование отрасли научных коммуникаций. 01.05.2014-30.04.2015 / SPN Communications. М., 2016. 116 с.

5. Душакова Л. А. Просвещение и просветительская деятельность: формирование новой правовой модели // Юридический мир. 2021. № 10. С. 27-32.

6. Исследование динамики научной коммуникации в России 2016-2017 гг. Ежегодное исследование Проекта «Коммуникационная лаборатория» / РВК; Университет ИТМО. М., СПб., 2018. 126 с.

7. Косяков Д. В., Юдина И. Г., Вахрамеева З. В. Научная коммуникация в средствах массовой информации на примере институтов Сибирского отделения РАН // Научные и технические библиотеки. 2019. № 9. С. 83-101.

8. Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. М., 1978. 224 с.

9. О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" : Федеральный закон Российской Федерации № 218-ФЗ от 19 июля 2018 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/550679923?marker=6520IM (дата обращения: 24.03.2022).

10. О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" : Федеральный закон Российской Федерации № 85-ФЗ от 05.04.2021 года. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050036 (дата обращения: 24.03.2022).

11. Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (пп. «г» в ред. постановления правительства РФ от 25.04.2019 № 496) : постановление Правительства Российской Федерации (ред. от 29.07.2020). - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164967/ec9193237088b193340fd47e43724a2e3bc-8de64/ (дата обращения: 24.03.2022).

12. Панина Е. А. Популяризация науки в условиях современной социокультурной ситуации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4 (43). С.172-181.

13. Песоцкая К. И., Черкесова Е. И., Черкесов В. И. Социальные сети как инструмент реализации просветительской функции библиотек // Вопросы педагогики. 2021. № 10-1. С. 203205.

14. Петкун Д. Е. PR-технологии как составляющая научных исследований // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2014. № 12. С. 120-123.

15. Полушкин В. А. Проблемы популяризации науки в России в контексте изменений правового регулирования просветительской деятельности // Национальная безопасность / nota bene. 2021. № 4. С. 84-94.

16. Симбирцева Н. А., Челышева И. В. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5. С. 127-140.

17. Смоликова Т. М. Связи с общественностью в научной коммуникации: история, продвижение, тренды // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2021. № 2 (20). С. 79-82.

18. Смолин О. Н. Контрпросвещение, или Власть тьмы. Комментарии к Закону о просветительской деятельности // Образовательная политика. 2021. № 2 (86). С. 34-45.

19. Сухенко Н. В. Специфика популяризации науки в России // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2016. № 4. С. 18-22.

References

1. Vinokurova, Ye. N. (2018). Sovremennyye tekhnologii nauchnogo PR [Modern technologies of scientific PR]. VestnikKhakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. F. Katanova [Bulletin of the Khakass State University. N. F. Katanov], 26, Pp. 28-31 (in Russ.).

2. Voronov, A. S. (2020). Razvitiye nauchno-issledovatel'skogo potentsiala molodezhi i populyarizatsiya nauki sredi shkol'nikov, studentov i molodykh uchenykh Rossii [Development of the

research potential of youth and popularization of science among schoolchildren, students and young scientists in Russia]. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik [Public administration. Digital bulletin]. 78, Pp. 198-228 (in Russ.).

3. Diveyeva, N. V. (2015). Populyarizatsiya nauki kak raznovidnost' massovykh kommunikatsiy v usloviyakh novykh informatsionnykh tekhnologiy i rynochnykh otnosheniy [Popularization of science as a kind of mass communications in the new information technologies and market relations context]: spetsial'nost' 10.01.10 «Zhurnalistika» : avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata filologicheskikh nauk. Voronezh, 22 p. (in Russ.).

4. Dinamika razvitiya otrasli nauchnykh kommunikatsiy v Rossii. Issledovaniye otrasli nauchnykh kommunikatsiy (2016). [Dynamics of the science communications industry in Russia development. Science Communications Industry Research]. 01.05.2014-30.04.2015. Moscow, 116 p. (in Russ.).

5. Dushakova, L. A. (2021). Prosveshcheniye i prosvetitel'skaya deyatel'nost': formirovaniye novoy pravovoy modeli [Enlightenment and educational activities: the new legal model formation]. Yuridicheskiy mir [Legal world], 10, pp. 27-32 (in Russ.).

6. Issledovaniye dinamiki nauchnoy kommunikatsii v Rossii 2016-2017 gg. Yezhegodnoye issledovaniye Proyekta «Kommunikatsionnaya laboratoriya» (2018). [Study of the dynamics of scientific communication in Russia 2016-2017. Annual survey of the Communication Lab Project]. Moscow, St. Petersburg, 126 p. (in Russ.).

7. Kosyakov, D. V., Yudina, I. G. & Vakhrameyeva, Z. V. (2019). Nauchnaya kommunikatsiya v sredstvakh massovoy informatsii na primere institutov Sibirskogo otdeleniya RAN [The media scientific communication on the example of the institutes of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences]. Nauchnyye i tekhnicheskiye biblioteki [Scientific and Technical Libraries]. 9, pp. 83-101 (in Russ.).

8. Lazarevich, E. A. (1978). Iskusstvo populyarizatsii nauki [The art of science popularization]. Moscow, 224 p. (in Russ.).

9. «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "O Rossiyskoy akademii nauk, reorganizatsii gosudarstvennykh akademiy nauk i vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii"» : Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii № 218-FZ ot 19 iyulya 2018 goda [On Amendments to the Federal Law "On the Russian Academy of Sciences, Reorganization of State Academies of Sciences and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" : Federal Law ofthe Russian Federation]. available at: https://docs.cntd.ru/document/550679923?marker=6520IM (accessed: 24.03.2022). (in Russ.).

10. «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii"» : Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii № 85-FZ ot 05.04.2021 goda [On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" : Federal Law of the Russian Federation]. available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050036 (accessed: 24.03.2022). (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. «Ob utverzhdenii ustava federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya "Rossiyskaya akademiya nauk"» (Pp. «g» v red. postanovleniyapravitel'stva RFot 25.04.2019№ 496) : postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii (red. ot 29.07.2020) [On Approval of the Charter of the Federal State Budgetary Institution "Russian Academy of Sciences"]. - available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164967/ec9193237088b193340fd47e43724a2e3bc8de64/ (accessed: 24.03.2022). (in Russ.).

12. Panina, Ye. A. (2019). Populyarizatsiya nauki v usloviyakh sovremennoy sotsiokul'turnoy situatsii [Popularization of Science in the Conditions of the Modern Socio-Cultural Situation]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Maikop State Technological University]. 4(43), Pp. 172-181. (in Russ.).

13. Pesotskaya, K. I., Cherkesova, Ye. I. & Cherkesov, V. I. (2021). Sotsial'nyye seti kak instrument realizatsii prosvetitel'skoy funktsii bibliotek [Social networks as a tool for implementing the educational function of libraries]. Voprosypedagogiki [Issues of Pedagogy]. 10-1, Pp. 203-205 (in Russ.).

14. Petkun, D. Ye. (2014). PR-tekhnologii kak sostavlyayushchaya nauchnykh issledovaniy [PR technologies as a component of scientific research]. PR i reklama v izmenyayushchemsya mire: regional'nyy aspect [PR and Advertising in a Changing World: Regional Aspect], 12, Pp 120-123. (in Russ.).

15. Polushkin, V. A. (2021). Problemy populyarizatsii nauki v Rossii v kontekste izmeneniy pravovogo regulirovaniya prosvetitel'skoy deyatel'nosti [Problems of the popularization of science in Russia in the context of changes in the legal regulation of educational activities]. Natsional'naya bezopasnost'/nota bene [National security / note bene], 4, Pp. 84-94 (in Russ.).

16. Simbirtseva, N. A. & Chelysheva, I. V. (2020). Prosvetitel'skaya deyatel'nost': strukturno-soder-zhatel'nyy analiz ponyatiya v otechestvennoy traditsii [Educational activity: structural and content analysis of the national tradition concept]. Pedagogicheskiy zhurnalBashkortostana [Pedagogical journal of Bashkortostan]. 4-5, Pp. 127-140 (in Russ.).

17. Smolikova, T. M. (2021). Svyazi s obshchestvennost'yu v nauchnoy kommunikatsii: istoriya, prodvizheniye, trendy [Public Relations in Science Communication: History, Promotion, Trends]. Vest-nik Tyumenskogo gosudarstvennogo instituta kul 'tury [Bulletin of the Tyumen State Institute of Culture], 2 (20), Pp. 79-82 (in Russ.).

18. Smolin, O. N. (2021). Kontrprosveshcheniye, ili Vlast' t'my. Kommentarii k Zakonu o prosvetitel'skoy deyatel'nosti [Counter-Enlightenment, or the Power of Darkness. Comments on the Law on Educational Activities]. Obrazovatel'nayapolitika [Education policy], 2 (86), Pp. 34-45 (in Russ.).

19. Sukhenko, N. V. (2016) Spetsifika populyarizatsii nauki v Rossii [The Specifics of the Popularization of Science in Russia]. VestnikNGTUim. R. Ye. Alekseyeva. Seriya: Upravleniye v sotsial'nykh sistemakh. Kommunikativnyye tekhnologii [Bulletin of NSTU im. R. E. Alekseeva. Series: Management in social systems. Communication technologies], 4, pp. 18-22 (in Russ.).

Информация об авторе

И. Г. Юдина - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник.

Information about the author

Inna G. Yudina - Candidate of Pedagogy, Leading Researcher.

Статья поступила в редакцию 20.05.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022;

принята к публикации 09.07.2022.

The article was submitted 20.05.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 09.07.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.