Научная статья на тему 'Некоторые аспекты культурной деятельности евреев в Харбине'

Некоторые аспекты культурной деятельности евреев в Харбине Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
314
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРЕИ / JEWS / ХАРБИН / HARBIN / КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL ACTIVITIES / ВЛИЯНИЕ / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Го Юйцунь

В статье описывается культурная деятельность евреев в Харбине (образование, печать, музыка, спорт, театр и изобразительное искусство), доказывается её влияние на развитие города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the culture activities of the Jews in Harbin

The article is about cultural activities of the Jews in Harbin (education, press, music, sports, theatre, and art) and their influence on development of the city.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты культурной деятельности евреев в Харбине»

сообщения

удк: 008(518.3)

Некоторые аспекты

культурной деятельности евреев в харбине

Го Юйцунь,

доктор исторических наук, Центр исследования харбинских евреев Академии общественных наук провинции хэйлунцзян, харбин, китай. Email: xvzzgyc@163.com

В статье описывается культурная деятельность евреев в Харбине (образование, печать, музыка, спорт, театр и изобразительное искусство), доказывается её влияние на развитие города.

Ключевые слова: евреи, Харбин, культурная деятельность, влияние.

some aspects of the culture activities of the Jews in Harbin.

Guo Yucun, Dr. sc. (History), Harbin Jewish Research center, Heilongjiang Academy of so -

cial sciences, harbin, china.

The article is about cultural activities of the Jews in Harbin (education, press, music, sports, theatre, and art) and their influence on development of the city. Keywords: Jews, Harbin, cultural activities, influence.

В конце XIX — начале XX в. вместе с Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД) бурно и мощно строился Харбин. Толерантностью и открытостью этот город привлекал многих эмигрантов со всего мира. Среди них, разумеется, были и евреи, большинство из которых приехали из России: одни бежали от репрессий со стороны царской России, другие строили в Китае КВЖД, третьи занимались коммерцией. В те времена Харбин называли «Восточной Москвой» или «Восточным Парижем», там решили осесть и начать новую жизнь около 20 000 евреев, основавших свою общину. Более чем 50 лет евреи осуществляли экономическую, политическую, социальную и культурную деятельность, оказывавшую влияние на развитие всего Харбина.

1. ОБРАЗОВАНИЕ

Образование — это один из основных способов сохранения и передачи истории и культуры той или иной нации, способствующий её дальнейшему развитию. Евреи уделяют большое внимание образованию. За несколько десятков лет в районах Харбина, где проживал этот народ, была организована система образования, включавшая в себя детские ясли, начальную и среднюю школу.

Некоторые аспекты культурной деятельности евреев в Харбине

265

Ещё в 1903 г. в Харбине создали «хедер», в 1907 г. еврейская духовная община открыла еврейскую начальную школу, где в 1909 г. было уже 100 детей. Обучение длилось 5 лет, помимо базовых предметов преподавался еврейский язык. В 1918 г. на основе начальной школы открылась еврейская средняя школа — первая на Дальнем Востоке. Для учеников были созданы прекрасные условия: светлые классы, специальный кабинет рисования, библиотека, столовая. Число детей увеличилось: в 1922 г. в начальной школе оно достигло 140 чел., а в средней — 100 чел. К сожалению, в 1924—1925 гг. из-за финансовых трудностей заведение было закрыто. Учащиеся перевелись в другие школы, но всё равно такое обучение осталось славной страницей в истории еврейского образования Харбина.

Чтобы младшее поколение говорило на еврейском языке и знало традиции своего народа, общиной была создана еврейская национальная школа. В 1918 г. харбинское еврейское духовное общество «Акутас—Из-раиль» открыло школу «Талмуд-Тора», в которой было 6 классов и детские ясли. В первое десятилетие в заведении училось всего 105 учеников. Содержание школьной программы было обширным, кроме традиционных еврейских и общепринятых дисциплин 30—50% обучения отводилось еврейскому языку. «Талмуд-Тора» специально была создана для не имеющих родины, проживающих на чужбине детей, чтобы способствовать сохранению еврейской национальной традиции.

Кроме начальных и религиозных школ в районах, где проживали евреи, усилиями влиятельных евреев и общины были созданы ремесленные и профессиональные училища. Например, в 1921 г. были открыты первое коммерческое училище и первая музыкальная школа, в 1922 г. — профессиональное училище, в 20-е гг. XX в. — студия искусств «Лотос» и высшая музыкальная школа Глазунова. Все эти учебные заведения воспитали много еврейских и китайских квалифицированных специалистов.

В районах, где проживали евреи, кроме школ и училищ создавались общественные библиотеки, читальни, клубы и другие заведения, становившиеся центрами культурной жизни харбинских евреев и приносившие немалую пользу населению.

Сохранение национального наследия и традиционное воспитание молодёжи впоследствии сыграли важную роль в процессе возвращения еврейского народа в Палестину и строительства молодого израильского государства.

2. ПЕЧАТЬ

Постепенно в среде евреев Харбина росла потребность в собственной периодике, чему способствовали увеличение числа переселенцев и благоприятные условия проживания. Газеты и журналы стали самым простым способом получения информации и обогащения культурной жизни.

В октябре 1920 г. М.А. Новомейский и А.М. Евзеров, уезжая из Сибири в Палестину, основали в Шанхае журнал «Сибирь — Палестина».

266

го юйцунь

После выпуска 12 номеров издательство переехало из Шанхая в Харбин. До 22 номера журнал редактировал А.М. Евзеров, после чего его заменил А. И. Кауфман, который был редактором до июня 1943 года. В 30-е гг. XX в. название «Сибирь — Палестина» изменили на «Еврейскую жизнь».

Издание представляло интересы евреев, особенно тех, кто проживал на Дальнем Востоке. В 1941 г. главный редактор А.И. Кауфман в статье, посвящённой 20-летнему юбилею издания, писал: «Журнал из информационного бюллетеня превратился в большой национально-политический, общественно-литературный орган еврейской национально-сио-нисткой мысли».

«Еврейская жизнь» просуществовала около четверти века. Хотя тираж был небольшим, тем не менее журнал оказывал значительное влияние на жизнь евреев Харбина и Дальнего Востока. Из него евреи Харбина, Маньчжурии, Шэньяна, Тяньцзина, Шанхая и других городов Китая узнали об условиях проживания евреев всего мира, в издании подробно освещалось положение сионизма. Можно без всякого сомнения сказать, что «Еврейская жизнь» внесла существенный вклад в поддержание национального духа евреев, проживающих на Дальнем Востоке. Значение журнала заключается не только в той роли, которую он сыграл в жизни еврейского народа Дальнего Востока, но и в огромной исторической ценности, которую он представляет для следующего поколения, изучающего жизнь харбинских евреев.

Одновременно в Харбине выпускались газеты «Новости жизни», «Вперёд», «Наше слово», «Дальний Восток», «Заря» и др. Среди них «Новости жизни», выходившая на русском языке, являлась наиболее влиятельным изданием общего характера, ей оказал огромную поддержку лидер еврейской общины А. И. Кауфман. Начиная с мая 1912 г., дважды в неделю там публиковались статьи о проблемах евреев, о жизни евреев и Палестине, а также о вопросах сионизма.

3. МУЗЫКА

Музыка в жизни евреев является важной духовной потребностью, любовь к ней этот народ принёс с собой и в Харбин. Развитию музыкальной культуры города способствовали специальные школы и разнообразные концерты.

Харбинская первая музыкальная школа была создана в 1921 г. В её художественном комитете присутствовало много еврейских музыкантов, среди которых были В.Д. Трахтенберг, директор школы В.Л. Герш-горина, воспитавших большое количество замечательных музыкантов. Евреи занимали от четверти до трети общей численности учащихся. Во время соревнований многие ученики музыкальной школы завоёвывали золотые и серебряные медали. Впоследствии эти пианисты

некоторые аспекты культурной деятельности евреев в харбине

267

и скрипачи уехали в Советский Союз, Израиль, Австралию, Америку, где выступали с большим успехом.

В июле 1925 г. в Харбине была создана Высшая музыкальная школа имени А.К. Глазунова, возглавляемая скрипачом-евреем У.М. Гольд-штейном и его супругой, пианисткой В. И. Дилона. В школе преподавало много еврейских музыкантов, кроме уроков музыки устраивались разные концерты, где выступали и учителя, и ученики. Такая практика благотворно повлияла на карьеру музыкантов.

В музыкальных школах Харбина работало много еврейских музыкантов. С одной стороны, они воспитывали талантливых учеников, а с другой — знакомили китайских слушателей с симфонической музыкой, сонатами, джазом, с произведениями таких мировых знаменитостей, как Бетховен, Моцарт, Шопен, Чайковский и др.

Таким образом, во время проживания в Харбине евреи не только сохранили и развили свою музыкальную культуру, но и обогатили жизнь харбинцев, повысили уровень их художественного образования, воспитали ряд замечательных музыкантов, благодаря чему впоследствии Харбин будут именовать «городом музыки».

4. СПОРТ

С возникновением в Харбине районов проживания евреев, улучшением их экономического положения, развитием культурной деятельности, усилением движения сионизма у харбинских евреев появилось новое увлечение — спорт, который закалял здоровье и повышал национальный дух.

В июне 1921 г. в Харбине был создан спортивный союз молодёжи «Маккаби». Изначально спортсмены «Маккаби» достигали неплохих результатов на харбинских соревнованиях, были победителями во многих видах спорта.

В октябре 1921 г. еврейский спортивный союз «Маккаби» устроил спортивные соревнования на стадионе Харбина. Перед началом был проведён парад всех спортсменов организации, после чего начались состязания: бег на дистанции 60, 100, 200 и 600 метров, метание диска, толкание ядра, прыжки в длину и высоту, прыжки с шестом, соревнования по волейболу и т.д. Результаты свидетельствовали о том, что спортивная деятельность харбинских евреев достигла расцвета.

Кроме «Маккаби» в городе ещё существовал сионистский союз «Бетар», тоже активно проводивший спортивные соревнования. В 1929—1945 гг. «Бетар» организовал в Харбине большое количество спортивных соревнований, превзойдя в этом «Маккаби». Кроме традиционных соревнований союз, достигший отличных результатов во многих видах спорта, обратил большое внимание на бокс и яхтенный спорт.

268

го юйцунь

Еврейская нация напрямую способствовала распространению западной спортивной культуры в быстро растущем современном Харбине, находящемся на перекрёстке западной и восточной культур.

5. ТЕАТР И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Самая ранняя еврейская театральная труппа называлась «Липов-ской». В 1916 г. она впервые представила зрителям еврейский спектакль на иврите. Но особо выделялись постановки еврейских спектаклей труппы Абрама Фишзона — одного из основоположников еврейского театра среди русских евреев. В 1917 г. он с труппой прибыл в Харбин. В Клубе коммерческого собрания, в театре «Модерн» и других местах на протяжении пяти лет труппа показывала зрителям еврейские комедии и оперы, получившие хорошие отзывы и оживившие культурную жизнь хар-бинцев (как евреев, так и других жителей города).

В 20-х гг. XX в. количество евреев, проживающих в Харбине, увеличилось, и среди них получила бурное развитие театрально-художественная деятельность. Знаменитая в истории города студия искусств «Лотос», театральная школа «Кунст» и труппа «Маккаби» воспитали много талантов. На сценах клубов ставились спектакли, оперы, балеты, а публика, отмечая мастерство артистов, неизменно встречала их бурными аплодисментами.

В Харбине пользовалась популярностью городская студия искусств «Лотос», которая являлась колыбелью художников. Там обучали не только музыке и театральному искусству, но и скульптуре, рисованию. Основателем студии был М. Кичигин, окончивший в России Строгановское художественное училище и Московское училище живописи, скульптуры и архитектуры. М. Кичигин отлично рисовал портреты, в студии он преподавал рисунок и живопись. Большинство преподавателей студии «Лотос», прибывших в Харбин после Октябрьской революции, были талантливыми и высокообразованными людьми, они воспитали для города и всего Китая много способных художников и других деятелей искусства.

Подводя итоги вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что евреи Харбина всего за несколько десятилетий (конец XIX — 60-е гг. XX в.) обогатили не только свою культурную жизнь, но и жизнь всего города. С одной стороны, это свидетельствует о культурном влиянии еврейской нации, а с другой — демонстрирует толерантность и дружелюбие китайского народа, не притеснявшего чужаков. Таким образом, культурная деятельность евреев в Харбине, предназначенная в первую очередь для еврейского населения, внесла значительный вклад в развитие культуры города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.