Научная статья УДК: 343.985.7
DOI: 10.24412/2587-9820-2021-4-130-137
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ АВТОСТРАХОВАНИЯ
Сергей Игоревич Усачев
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: ysachef@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-4069-6626
Аннотация. Рассматривая характерные особенности мошеннических действий, совершаемых преступниками, автор акцентировал внимание на том, что за последние годы актуальным становится мошенничество в сфере автострахования. Данный вид является достаточно латентным, трудно раскрываемым, зачастую о совершенных преступлениях подобного рода становится возможным узнать лишь в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий либо благодаря заявлениям, поданным представителями страховых компаний. Отмечается, что в настоящее время важную роль в раскрытии, расследовании и предупреждении мошенничества занимает криминалистическая профилактика этих деяний. В статье предложены меры профилактики с учетом специфики рассматриваемых преступлений.
Ключевые слова; мошенничество в сфере автострахования, способы совершения мошенничества, автострахование, аварийные комиссары, криминалистическая профилактика.
Для цитирования: Усачев С. И., Некоторые аспекты криминалистической профилактики мошенничества в сфере автострахования // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — Т. 20. — № 4. — С. 130—137. DOI: 10.24412/25879820-2021-4-130-137
SOME ASPECTS OF CRIMINALISTIC FRAUD PREVENTION IN THE SPHERE OF CAR INSURANCE
Sergey I. Usachev
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: ysachef@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-4069-6626
Abstract. It was considering the characteristic features of fraudulent actions, which were committed by criminals, the authors focus on the fact that in recent years, fraud in the field of auto insurance has become relevant. This type is quite latent, difficult to disclose, often it becomes possible to find out about committed crimes of this kind only in connection with the conduct of operational-search measures, or thanks to statements submitted by representatives of insurance companies. It is noted that at present, the forensic prevention of these acts plays an important role in the disclosure, investigation and prevention of fraud. The article proposes preventive measures considering the specifics of the crimes under consideration.
Keywords: fraud in the field of auto insurance, ways of committing fraud, auto insurance, emergency commissioners, forensic prevention.
For citation: sachev S. I. Nekotorye aspekty kriminalisticheskoj profilaktiki mo-shen-nichestva v sfere avtostrahovanija [Some aspects of criminalistic fraud prevention in the sphere of car insurance]. Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra = Forensics:yesterday, today, tomorrow. 2021, vol.20 no. 4, pp. 130—137 (in Russ.). DOI: 10.24412/2587-9820-2021-4-130-137
Рынок страхования
в Российской Федерации находится в развивающейся стадии и постоянно совершенствуется, причины этого процесса разнообразны и связаны в основном с экономической ситуацией в стране и мире, развитием автомобильной и технической промышленности, совершенствованием законодательства и здоровой конкуренцией между страховыми компаниями.
Развитие данной отрасли, безусловно, значимо для граждан и государства в целом. Однако, как и любая другая сфера, страховой бизнес крайне подвержен рискам со стороны преступного мира. Данное обстоятельство сформировало необходимость к незамедлительному поиску решений по устранению пробелов в механизме страхования и генерированию мер по защите данной деятельности от преступных посягательств.
Среди всего разнообразия противоправных деяний в сфере страхования автором настоящей статьи поставлен акцент на мошенничестве в сфере автострахования, ввиду того, что данная отрасль страхования является крайне привлекательной для преступников в связи с достаточно низким порогом входа (по сравнению со страхованием недвижимости или бизнеса), а также широким распространением среди физических и юридических лиц.
Прежде чем перейти к рассмотрению некоторых аспектов криминалистической профилактики мо-
шенничества в сфере автострахования, напомним, что на сегодняшний день существуют следующие виды страхования автотранспорта:
— ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности);
— КАСКО (комплексное автомобильное страхование кроме ответственности);
— ДСАГО (дополнительный вид страхования к обязательному страхованию гражданской ответственности).
Все они имеют общую цель, но при этом полны различий и особенностей. В зависимости
от вида автострахования меняются и способы мошенничества. Так, в настоящее время существует немалое количество крайне разнообразных способов совершения этих преступлений, при этом они постоянно совершенствуются и видоизменяются [1; 2; 3].
Ранее автором уже были подробно рассмотрены разнообразные способы мошенничеств в сфере автострахования [4, с. 216]. Кратко перечислим их:
— инсценировка дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП), поджога, утопления, кражи автомобиля;
— включение в одностороннем порядке в полис дополнительных водителей;
— фальсификация обстоятельств ДТП или пострадавшего автомобиля;
— использование похищенных
бланков полисов;
— использование поддельных бланков и печатей;
— оформление полисов после
ДТП;
— намеренная порча бланков и их списание;
— вступление в преступный сговор с представителями страховой компании, экспертами и иными лицами;
— провокация ДТП («подстава»);
— фальсификация результатов проводимых экспертиз;
— реализация автомобиля, продажа которого невозможна законными способами, ввиду совершенных мошеннических действий в отношении него.
Более детально хотелось бы остановиться на тех способах, где задействован непосредственно сам автотранспорт (инсценировка ДТП, поджога, утопления, кражи автомобиля и т. д.), считаем их наиболее сложно раскрываемыми и, соответственно, меры профилактики здесь должны работать еще более четко и продуктивно. В этой связи здесь сложно не согласиться
с О. П. Грибуновым, констатировавшим, что предупреждение преступлений в настоящее время все криминалисты признают не менее важной задачей, наряду с раскрытием, а выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, считают составляющей частью расследования [5, с. 454].
В. П. Колмаков один из первых призвал считать криминалистическую профилактику как частную теорию [6, с. 107], а Н. П. Яблоков как одну из самостоятельных подсистем криминалистики [7, с. 73].
В настоящее время
не возникает каких-либо разногласий
по поводу места и роли криминалистической профилактики в криминалистике [5, с. 455]. Вопросы криминалистической профилактики относятся к заключительному разделу науки — к методике расследования отдельных видов и групп преступлений, а в структуре конкретных методик — в заключительных ее положениях [8, с. 27]. Так, очевидно, что профилактика является неотъемлемой частью успешной борьбы с преступностью, ввиду чего считаем целесообразным более детально освятить этот вопрос в контексте мошеннических действий в сфере автострахования.
Первоочередно остановимся на достаточно актуальных предложениях, которые были выдвинуты Российским союзом автостраховщиков (далее — РСА). Так, например, с 2017 года проект закона «О либерализации рынка ОСАГО» несколько раз возвращался на доработку и так и не был принят до сегодняшнего дня [9, с. 86]. Одно из предлагаемых нововведений, интересных с точки зрения выявления и расследования преступлений в сфере автострахования, — это предложение устанавливать телеметрические системы слежения (GPS-трекеры). Установка данных систем необязательна, но к установившим её автолюбителям будут применятся понижающие коэффициенты к стоимости страхового полиса. По мнению разработчиков проекта, данная меря позволит повысить безопасность дорожного движения и снизить количество ДТП. С точки зрения криминалистики данная мера, во-первых, позволит установить попытку фальсификации ДТП и отследить маршрут передвижения транспортного средства, возможного поиска дополнительной информации
и следов, во-вторых, позволит оперативным подразделениям проводить аналитическую работу, а также работу по выявлению подготовки к мошенничеству в сфере страхования, лиц, категорически отказывающихся от установки GPS-трекера.
Общей задачей криминалистической профилактики является постоянное совершенствование и повышение научно-методического уровня расследования в целом. Это одна из важных и основных профилактических задач криминалистики, создающая благоприятные условия для раскрытия большинства совершаемых преступлений [10, с. 193]. В этой связи считаем еще одной действенной мерой профилактики мошенничества в сфере автострахования урегулирование деятельности аварийных комиссаров. Так, в настоящее время в недостаточном объеме на законодательном уровне регулируется их деятельность: не существует закона об аварийном комиссариате, где указывался бы их статус, требования к профессии и их компетенции, права, обязанности, ответственность перед законом за нарушения порядка фиксации ДТП.
В общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов за кодом профессии № 23489 значится — «комиссар аварийный, однако отсутствует необходимый профессиональный стандарт для данной профессии».
В правилах дорожного движения (постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 21.12.2019)
«О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению без-
опасности дорожного движения»)) в п. 2.6.1 прямо говорится о том, что участники ДТП не обязаны сообщать о происшествии в органы внутренних дел и могут оставить место ДТП, если в соответствии с законодательством об ОСАГО его оформление возможно без участия сотрудников полиции. В законодательстве об ОСАГО
в ст. 11.1 (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ
(ред. от 02.12.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)) сказано, что ДТП может быть оформлено без участия сотрудников полиции, если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, владельцы которых застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законом об ОСАГО, у участников ДТП не возникает разногласий по факту обстоятельств ДТП, характера и количества повреждений, и эти данные зафиксированы в соответствующих документах, составленных участниками ДТП.
Данные нормы
в отечественном законодательстве разрабатывались с целью упрощения функционирования страховой системы и для удобства граждан-автолюбителей, для быстрого решения вопроса при возникшем ДТП без пострадавших. Законодатель в случае таких ДТП идет навстречу автомобилистам и позволяет не тратить свое время на многочасовое ожидание сотрудников полиции, т. к. в крупном городе при наличии большого числа ДТП за короткий промежуток времени и наличие пробок в городе, ожидание сотрудников полиции может растянуться на значительное время, позволяет оформить данное ДТП самостоятельно. Однако при подобной
ситуации возникает ряд сложностей: во-первых, психологический фактор, авария, даже несущественная, так или иначе это стрессовая ситуация, и адекватно воспринимать ситуацию достаточно сложно; во-вторых, простым гражданам сложно правильно и понятно составить схему ДТП, зафиксировать полученные повреждения автотранспорта и т. д., все это в последствие может затянуть сроки направления автомобиля для проведения ремонта, либо получения выплаты от страховой компании или вовсе можно лишиться возможности получения выплаты или ремонта.
В этой ситуации неоспоримое удобство для автолюбителей — помощь службы аварийных комиссаров, работники которой могут квалифицированно оценить обстановку, дать участникам ДТП рекомендации, зафиксировать место ДТП, составить схему, а также поможет составить объяснения, указав на важные аспекты, самостоятельно направит необходимые документы в органы ГИБДД для фиксирования ДТП и составления протокола об административном происшествии. При мониторинге цен по Иркутской области было установлено, что данная услуга будет стоить порядка 25—30 тыс. рублей.
При первоначальном взгляде на данную услугу и при всех удобствах данного предложения хотелось бы вынести на рассмотрение ряд следующих вопросов:
Во-первых, это компетентность аварийных комиссаров, как было установлено ранее, в связи с тем, что данная деятельность не требует лицензирования либо каких-то требований к данной профессии, на выезд к участникам ДТП по закону может приехать любое лицо, и подтвердить его квалификацию не представится возможным, а не-
компетентность лица, может привести к негативным последствиям, таким как неправильное оформление документов, в результате чего можно лишиться части либо вообще потерять выплату.
Во-вторых, это помощь преступникам, например, при инсценировке ДТП. До недавнего времени большую часть ДТП оформляли сотрудники полиции, которые в случаи сотрудничества с мошенниками могли потерять высокооплачиваемую работу, лишиться возможности выйти на пенсию по льготному стажу, к тому же, являясь специальным субъектом, наделенным определенными полномочиями, несли более серьезную ответственность перед законодательством. Думается, найти подход и договориться
с гражданским работником — аварийным комиссаром и оформить сомнительное (подстроенное) ДТП, произвести фотосъемку с нужных и удобных ракурсов намного проще, т. к. на данные должности могут устроиться различные лица, в том числе с заранее корыстным умыслом и из-за отсутствия каких-либо серьезных требований к профессии: опыт, образование, лицензия, данные люди не будут дорожить своей работой и бояться её потерять.
В случае такого сотрудничества выявлять преступления данной направленности на первоначальном этапе становится намного сложнее, т. к. в момент фиксации подстроенного ДТП будут находиться только заинтересованные лица (виновник ДТП, потерпевший и аварийный комиссар), и только в этот момент возможно было провести качественные измерения повреждений автотранспорта, их локализацию, обнаружить следы старых повреждений, следы торможения, осколки пластика
и стекла, т. к. после оформления данного ДТП аварийным комиссаром на автотранспортные средства могут специально нанести дополнительные повреждения, которые в дальнейшем можно обосновать как скрытые повреждения, которые не удалось зафиксировать на месте ДТП, также, если потерпевшая сторона обязана по требованию страховой компании предоставить автотранспортное средство для его осмотра и установления суммы производства восстановительного ремонта,
то уклонение от этой процедуры будет являться основанием для отказа в выплате страхового возмещения. В отличие от потерпевшего, виновник ДТП может скрыть следы повреждения на своем транспортном средстве, осуществив его ремонт либо продажу, в этой ситуации оснований для отказа от выплаты страховой
суммы у страховой компании перед потерпевшим нет, есть только право через суд добиться взыскания с виновника ДТП уже уплаченной суммы потерпевшему в качестве регресса, но, как правило, виновная сторона в таких инсценировках подбирается из неблагополучной среды и без какого-либо заработка и имущества.
Подводя итог, стоит отметить, что говорить о разработке и предлагать конкретные меры профилактики преступления можно только с учетом его специфики, иначе говоря, необходимо проведение индивидуальной профилактики конкретных преступлений [11, с. 60]. Рассмотренные аспекты вполне могут послужить этими «индивидуальными» мерами профилактики мошенничества в сфере автострахования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боровских Р. Н. Теоретические основы и прикладные аспекты расследования преступлений в сфере страхования: дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2018. — 726 с.
2. Варданян А. В., Особенности первоначального этапа расследования мошенничества в сфере страхования: моногр. / А. В. Варданян, О. П. Грибунов, О. В. Трубкина. — Иркутск: ВСИ МВД России, 2016. — 152 с.
3. Уразбахтин М. М. Криминалистическая методика расследования мошенничества в области автострахования: дис. ... канд. юрид. наук. — Казань, 2013. — 206 с.
4. Усачев С. И. К вопросу о мошенничестве в сфере автострахования // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2019. — № 3 (90). — С. 214— 221.
5. Грибунов О. П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: дис. ... д-ра юрид. наук. — Ростов-на Дону, 2016. — 543 с.
6. Колмаков В. П. Некоторые вопросы криминалистической профилактики преступлений // Сов. гос-во и право. — 1961. — № 12. — С. 104—112.
7. Яблоков Н. П. Криминалистическая методика расследования. — М., 1985. — 98 с.
8. Гармаев Ю. П. Теоретические и прикладные аспекты дальнейшего развития концепции антикриминального просвещения как формы криминалистической профилактики Ю. П. Гармаев, А. В. Чумаков // Юридические исследования. — 2018. —
№ 10. — С. 21—29.
9. Массалин М. А., Суслякова О. Н. Закон о либерализации ОСАГО как переход этого вида страхования на нерегулируемые государством тарифы инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № 1 (43). — С. 86—91.
10. Лантух Э. В. Сущность и значение криминалистической профилактики // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. — 2016. — Т. 7. — № 1 (23). — С. 190—194.
11. Грибунов О. П. Некоторые аспекты криминалистической профилактики мошенничества, сопряженного с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности / О. П. Грибунов, А. Н. Залескина // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2021. — № 2 (32). — С. 52—62.
REFERENCES
1. Borovskih R. N. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty rassledovanija prestuplenij v sfere prestuplenij [Theoretical foundations and applied aspects of the investigation of crimes in the insurance sector: dis. ... Dr. Juris. sciences.] Moscow, 2018, 726 p. (in Russ.).
2. Vardanyan A. V., Gribunov O.P., Trubkina O.V. Osobennosti pervonachal'nogo etapa rassledovaniya moshennichestva v sfere strahovaniya [Features of the initial stage of investigation of insurance fraud: monograph]. Irkutsk, VSI MVD RF, 2016, 152 p. ( in Russ.).
3. Urazbahtin M. M. Kriminalisticheskaya metodika rassledovaniya moshennichestva v oblasti avtostrahovaniya. [Forensic techniques for investigating fraud in the field of auto insurance: dis. ... Cand. jurid. sciences.]. Kazan, 2013,206 p. ( in Russ.).
4. Usachev S. I. K voprosu o moshennichestve v sfere avtostrahovaniya. [On the issue of fraud in the field of auto insurance.] Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019, no 3 (90), pp. 214-221. ( in Russ.).
5. Gribunov O. P. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty raskrytiya, rassledovaniya i preduprezhdeniya prestuplenij protiv sobstvennosti, sovershaemyh na transporte. [Theoretical foundations and applied aspects of disclosing, investigating and preventing crimes against property committed in transport: dis. ... Dr. Jurid. sciences.] Rostov-na Donu, 2016, 543 p. ( in Russ.).
6. Kolmakov V. P. Nekotorye voprosy kriminalisticheskoj profilaktiki prestuplenij. [Some questions of forensic crime prevention.] Sovremenoe gosudarstvenoe pravo -Modern state and law. 1961, no 12, pp. 104-112. ( in Russ.).
7. YAblokov N. P. Kriminalisticheskaya metodika rassledovaniya. [Forensic investigation technique]. Moscow, 1985, 98 p.. ( in Russ.).
8. Garmaev Yu. P., CHumakov A.V. Teoreticheskie i prikladnye aspekty dal'nejshe-go razvitiya koncepcii antikriminal'nogo prosveshcheniya kak formy kriminalisticheskoj profilaktiki. [Theoretical and applied aspects of the further development of the concept of anti-criminal education as a form of forensic prevention]. Yuridicheskie issledovaniya-LegalResearch,2018, no. 10, p. 21-29. ( in Russ.).
9. Massalin M. A., Suslyakova O.N. Zakon o liberalizacii OSAGO kak perekhod eto-go vida strahovaniya na nereguliruemye gosudarstvom tarify innovacionnaya ekonomi-
ka: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. [The law on the liberalization of OSAGO as the transition of this type of insurance to tariffs unregulated by the state innovative economy: prospects for development and improvement.]. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya - Innovative economy: prospects for development and improvement 2020, no. 1 (43), pp. 86-91. (in Russ.).
10. Lantuh E. V. Sushchnost' i znachenie kriminalisticheskoj profilaktiki. [The essence and significance of forensic prevention.] Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo insti-tuta upravleniya RANHiGS. Scientific works of the North-West Institute of Management RANEPA. 2016, vol. 7, no. 1 (23), pp. 190-194. (in Russ.).
11. Gribunov O. P., Zaleskina A.N. Nekotorye aspekty kriminalisticheskoj profilaktiki moshennichestva, sopryazhennogo s prednamerennym neispolneniem dogo-vornyh obyazatel'stv v sfere predprinimatel'skoj deyatel'nosti. [Some aspects of forensic prevention of fraud associated with deliberate non-fulfillment of contractual obligations in the field of entrepreneurial activity]. Sibirskie ugolovno-processual'nye i kriminal-isticheskie chteniya - Siberian criminal procedural and criminalistic readings. 2021, no. 2 (32), pp. 52-62. (in Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Усачев Сергей Игоревич, преподаватель кафедры криминалистики. ВосточноСибирский институт МВД России, 664071, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Sergey I. Usachev, lecturer of the Department of Criminalistics. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 110 Lermontova St., Irkutsk, Russia, 664071.